Основою для суда Христос избрал самый закон, данный демиургом. Он обвинил его в том, что он поступил несправедливо и не исполнил своего собственного закона. Христос спросил демиурга: «Ты ли написал в законе: «Кто прольет кровь человека, того кровь прольется» (Быт. IX, б)? Демиург признался, что в его законе стоят такие слова. Тогда Христос указал на то, что вместо благодарности за Его различные благодеяния человеческому роду, сделанные совершенно безвозмездно, демиург распял Его на кресте. Таким образом, демиург должен был признать себя нарушившим свой собственный закон и подлежащим казни. Тогда он начал упрашивать Христа пощадить его, обещаясь отдать Ему всех тех, которые уверуют в Него. Таким образом, сам правосудный демиург создал правовой базис для того, чтобы явилось на земле христианство. После этого Христос, явившись ап. Павлу, обратил его; восхитил его до третьего неба, показал ему неизреченные глаголы (2 Кор. XII, 2—4), откуда он узнал, что все люди «куплены ценою» (1 Кор. VI, 20) страданий Сына Божия. Маркионитство оказалось по своей церковной организации более чем другие гностические секты устойчивым. Мы с ним встречаемся в VI—VII веке, хотя в значительном смешении с аналогичным ему по исходному пункту дуализмом манихейства. В IV в. маркионитство составляло еще весьма значительную силу не только на востоке, но и на западе. Приложение: Манданты (так называемые «христиане Иоанна Крестителя») В половине XVII в. в Европе в первый раз узнали о существовании около города Басры по нижнему течению Тигра «христиан св. Иоанна». В 50–х годах XIX столетия этих предполагаемых учеников св. Иоанна Крестителя посетил Петерманн и собрал о них более полные сведения. У своих соседей они известны под именем субба (по–арабски, от ед. ч. саби), т. е. крестильников, и охотно принимают это имя, чтобы считаться за тех сабиев, которым Мухаммад в Коране узаконяет покровительство, как людям, имеющим писание. Более ученые из них называют себя Nasoraje, назореями, т. е. христианами, хотя христианского в них нет ничего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Познавательной ценности «Месяцеслова» активно способствуют многочисленные справки, сопутствующие главной сюжетной идее. Так, рассказав о празднике в честь св. великомученика Георгия, отец Димит­рий дает справку: «Грузия, просвещенная христианской верою святой Ниной, родственницей святого великомученика Георгия Победоносца (см. 14 января), свято чтит святого Георгия как своего покровителя, и даже наименована была его именем – Георгия» («Месяцеслов», 10 ноября) 15 . В большинстве западноевропейских языков официальное название Грузии дается в транскрипции Georgia, что становится понятным после цитированной этимологической справки «Месяцеслова». Рассказ о навечерии праздника Рождества Христова начинается справкой: «Сочельник (сочевник), навечерие праздника Рождества Христова – день особенно строгого поста. Канун праздника Рождест­ва Христова называется сочельником, или сочевником потому, что в этот день по церковному уставу полагается «сочиво обварено, или кутия с медом» («Месяцеслов», 24 декабря). 2 Надгробное слово архимандрита Платона (Игумнова) , произнесенное 14 июля 1994 года в Спасо-Преображенском соборе Новоспасского монастыря при отпевании архимандрита Иннокентия//Памяти архимандрита Иннокентия: К пятой годовщине со дня кончины. М., 1999. С. 1. 3 Архимандрит Иннокентий (Просвирнин) с 1 сентября 1968 г. по январь 1987 г. состоял преподавателем Московских духовных семинарии и академии, в 1984 г. утвержден в звании доцента МДА, читал курс истории Русской Православной Церкви. 4 В фонде арх. Иннокентия (см. прим. 1) сформировался комплекс беловых материалов для издания Миней, названный «Службы жития и русским святым в алфавите имен» – всего 35 ед. хр., более 4500 листов текстов (К. 21. Ед. хр. 1–3; К. 22. Ед. хр. 1–4; К. 23. Ед. хр. 1–3; К. 24. Ед. хр. 1–4; К. 25. Ед. хр. 1–3; К. 26. Ед. хр. 1–4; К. 27. Ед. хр. 1–4; К. 28. Ед. хр. 1–4; К. 29. Ед. хр. 1–4; К. 30. Ед. хр. 1–2). 6 НИОР РГБ. Ф. 862. К. 16. Ед. хр. 1; К. 17. Ед. хр. 1; К. 18. Ед. хр. 1; К. 19. Ед. хр. 1; К.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

В 2005 г. настоятель Николо-Кладбищенского храма г. Красный Холм свящ. Василий Симора установил на территории К. м. поклонный крест и возобновил традицию крестного хода из города к обители. В 2010 г. по благословению архиеп. Тверского и Кашинского Виктора (Олейника) иером. Силуан (Конев) был назначен штатным священником в г. Красный Холм с полномочиями по восстановлению монастыря. Территория и частично уцелевшие постройки К. м. находятся в федеральной собственности. В 2011 г. в Краснохолмском краеведческом музее открылась экспозиция, посвященная монастырю. В авг. 2013 г. К. м. был зарегистрирован как Краснохолмское Свято-Николаевское архиерейское подворье. Настоятелем подворья был назначен иером. Силуан. Богослужения совершаются в храме прп. Зосимы и Савватия Соловецких в дер. Слобода. Арх.: РГАДА. Ф. 181. 386. Л. 1-126; Ф. 1209. Оп. 1. Ед. хр. 11447. Л. 195, 691, 701-702; Ф. 1354. Оп. 501; Ф. 1455. Оп. 4. Ед. хр. 35-41; Ед. хр. 11448. Л. 22, 1227-1236 об.; РГИА. Ф. 799. Оп. 3. Ед. хр. 2061; ГАТО. Ф. 103 (ТУАК). Оп. 1. Ед. хр. 193. Л. 13; Ф. 160. Оп. 2. Ед. хр. 1395, 4629, 19237, 19255, 33443, 33444; Ф. 186. Оп. 1. Ед. хр. 33, 34, 52, 4419, 4435, 4476, 4488, 4546, 4570, 4559, 4608, 4618, 4620; Ф. 468. Оп. 1. Ед. хр. 11760, 11943, 11947, 12027, 12066, 12418, 12427, 13238, 13501, 13858, 14087, 14126, 14157, 14243, 14247, 14537, 14853; Ф. 575. Оп. 4. Ед. хр. 1093. Л. 130 об., 226 об.; Ф. 645. Оп. 1. Ед. хр. 2784; Ф. 1215. Оп. 1. Ед. хр. 57. Л. 548-549; ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Ед. хр. 55, 406, 431, 918; ИИМК РАН. Фотоархив. 0.360. 2232; ТГОМ. Ф. 1. Оп. 1. Ед. хр. 137, 141. Ист.: ИРИ. Т. 4. С. 807-815; ПСЗ. Т. 20. Указ 14.420. С. 337; Антониев Краснохолмский мон-рь: Из записок пешехода. М., 1852; Белюстин И. С. Уставная грамота о пошлинах и таможенных сборах, 1641 г.//Тверские ГВ. 1852. 8. 23 февр. С. 32-33; Жизневский А. К. Древний архив Краснохолмского Николаевского Антониева мон-ря. М., 1879; он же. То же//Древности. М., 1880. Т. 8. С. 1-95; Летописец о зачатии Бежицкаго Верху Николаевского Антониева мон-ря и о строении церквей Божиих и о дани вотчин в обитель сию великих князей, бояр и прочих благодетелей//Ист.

http://pravenc.ru/text/2458965.html

Арх.: ГАБО. Ф. 7. К. 1. Ед. хр. 24, 31; РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 6; РГБ. Ф. 213. К. 3. Ед. хр. 26; К. 44. Ед. хр. 12; К. 46. Ед. хр. 3, 9; К. 49. Ед. хр. 1, 5, 10; К. 50. Ед. хр. 4, 6, 7, 9, 10; К. 51. Ед. хр. 6; К. 52. Ед. хр. 2; К. 74. Ед. хр. 24-33; К. 75. Ед. хр. 1-50; К. 99. Ед. хр. 8, 10; Ф. 214. Ед. хр. 297 (1-3), 319, 350-351, 360, 370-385, 618 (1-2). Соч.: Советование к сохранению заповедей: [Из писем Оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва)]/Изд. подгот.: иером. Леонид (Кавелин). [Б. м., 1860]; «Аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди»: Из писем оптинского старца иером. Леонида, в схиме Льва. М., 1880; Письма оптинского старца иеросхим. Льва (Наголкина)//Московский приходской сб. М., 1991. Вып. 1. С. 109-150; Письма к мон. Иоанникию (Бочарову)/Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2002; Письма великих оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т. Ист.: Парфений (Агеев), инок. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Св. Земле. М., 18562. Ч. 1. С. 275-280; Макарий (Иванов), иеросхим. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876. Од., 1890 (переизд.: он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида. [Козельск], 1991); Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 19172 (переизд.: Житие оптинского старца иером. Леонида (Льва). [Козельск], 1994); Житие оптинского старца Макария/Сост.: архим. Леонид (Кавелин). [Козельск], 1995р; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Великий старец иеросхим. Лев Оптинский//ЖПодв. Окт. С. 379-426; Игнатий (Брянчанинов), свт. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; 2007. Т. 8. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита при Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2463231.html

1995. С. 206). В рукописях сохранились и другие материалы для жизнеописания М., которые не вошли в издание. Напр., «Келейные записи некоторых замечательных случаев из жизни и посмертных явлений настоятеля Оптиной пустыни священноархимандрита Моисея» (РГБ. Ф. 214. Опт-301. Л. 49-59 об.) и др. В нач. XX в. в Оптиной пуст. проводилась работа по систематизации писем М. разным лицам, о чем свидетельствует составленный В. Свириденковым список писем монашествующих к преподобному (Там же. Ф. 213. К. 51. Ед. хр. 10). Особенно назидательной является его переписка с братьями (Там же. К. 86. Ед. хр. 13, 14; К. 89. Ед. хр. 20. К. 90. Ед. хр. 1-8; К. 92. Ед. хр. 32, 334-37 и др.). Среди адресатов архимандрита - свт. Феофан Затворник (Говоров) , игум. Антоний (Бочков), С. П. Шевырёв, А. О. Смирнова-Россет, Н. П. Киреевская, Муравьёв, Е. Н. Норов и др. Эпистолярное наследие М. опубликовано фрагментарно. Неск. писем включены в жизнеописание старца. Изданы письма свт. Игнатия (Брянчанинова) к преподобному ( Игнатий (Брянчанинов). 2001; 2004). Нек-рые письма прп. Антонию вошли в сб. «Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев» (2003). 26 июля 1996 г. М. был прославлен в Соборе Оптинских старцев в лике местночтимых святых, 13-16 авг. 2000 г. на Архиерейском Соборе - общецерковно. Мощи были обретены 26 дек. 1994 г. и покоятся в Казанском храме Оптиной пуст. рядом с мощами его брата, игум. Антония. Составлены бденная служба, тропарь 4-го гласа «Потаенный сердца человек» (иером. Василия (Рослякова)) и тропарь того же гласа «Яко старчества насадитель богоносный», канон 1-го гласа (ирмос: «Поим песнь новую Богу», кондак 3-го гласа: «Богу приближився непрестанною молитвою»). Имеется акафист с акростихом по алфавиту, рефрен: «Радуйся, Моисее, обители Оптинския благоукрашение» (Архив Оптиной пуст.). Арх.: РГБ. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1; К. 46. Ед. хр. 4, 11; К. 50. Ед. хр. 3; К. 51. Ед. хр. 10; К. 57. Ед. хр. 2; К. 59. Ед. хр. 1; К. 66. Ед. хр. 1; К. 86-96 (до ед. хр. 14); Ф. 214. Опт-151(10), 283, 300-302, 319, 347-349, 360, 395, 495, 509, 589-593, 597, 601, 605-607, 610-612, 642; РГИА. Ф. 695. Оп. 1. Д. 216; РНБ. Ф. 777. Оп. 3. Д. 214; ЦГА РМ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 367. Соч.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия/Сост.: О. Шафранова. М., 2001; он же. Полное собр. творений. М., 2004. Т. 6; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2003. 2 т.

http://pravenc.ru/text/2563968.html

3–9. 32 . Грамота, данная наместнику Лавры архимандриту Антонию, о награждении его орденом Святого Владимира 3-й степени//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ч. 15, ед. хр. 25350, л. 1. 33 . Извещение архимандриту Антонию о его избрании в члены-корреспонденты Археологического общества (1852 г.)//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 7463, л. 1. 34 . Письмо митрополита Московского Филарета архимандриту Антонию в связи с 25-летием его служения в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 8006, л. 1, 1 об., 2. 35 . Письмо митрополита Московского и Коломенского Филарета ... с ходатайством о награждении архимандрита Антония правом ношения панагии//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 8001, л. 1, 1 об. 36 . Сообщение обер-прокурора Святейшего Синода А.И. Карасевского митрополиту Московскому Филарету о передаче из кабинета Императора панагии архимандриту Антонию//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 8001, л. 2, 2 об., 3, 4. 37 . Архимандрит Антоний – лаврский наместник. Предвестие о дне кончины митрополита Московского Филарета//Душеполезное чтение. 1867. Ч. 3. С. 185–186. 38 . Указ Святейшего Правительствующего Синода о присвоении архимандриту Антонию степени первоклассного архимандрита//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ч. 5, ед. хр. 8641, л. 1, 1 об. 39 . Послужной список наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Антония за 1865–1870 годы//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед. хр. 11141, л. 2–5. 40 . Резолюция митрополита Московского и Коломенского Иннокентия в послужном списке архимандрита Антония (1870 г.)//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 11141, л. 7. 41 . Завещание в форме прошения архимандрита Антония в Учрежденный собор Лавры от 13 марта 1865 года//РгАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 1 об. 42 . Завещание архимандрита Антония, составленное 23 июня 1868 года//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л. 1. 43 . Завещание в форме прошения архимандрита Антония в Учрежденный собор Лавры о распоряжении собственности в случае его смерти от 26 декабря 1867 года//РГАДА, ф. 1204, on. 1, ед.хр. 12431, л.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

113–121). Автограф (1905) с приложением нотных и крюковых примеров – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 27, л. 63–98. 50. Чтения из истории русского церковно-певческого искусства (читаны в 1905–1906 гг. в Обществе любителей древней письменности)//РМГ, 1910, 3 (стб. 71–76), 4 (стб. 107–110), 11 (стб. 273–279), 12 (стб. 314–318). Черновые автографы, отрывки (15 августа 1906, 19 октября 1906) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2649, 2650, 2651, 2652, 2653. 51. Мусикийская грамматика Николая Дилецкого. Посмертный труд С.В. Смоленского, изданный на средства председателя Императорского Общества любителей древней письменности графа С.Д. Шереметева. СПб., 1910. Рукопись (июль-сентябрь 1905) с приложением двух писем редактора Московской духовной академии епископа Евдокима от 1 февраля 1907 года и библиотекаря Московской духовной семинарии К. Попова от 29 января 1907 года о розыске подлинника «Мусикии» – РГИА, ф. 1119, оп. 3, ед. хр. 69. Подготовительные материалы – там же, ед. хр. 27, л. 13–25; ед. хр. 30, л. 1–7. 52. Вступительная лекция по истории церковного чтения (читана в Московской консерватории 5 октября 1889 г.)//Хоровое и регентское дело, 1911, 6/7. С. 133–149. Автограф – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 22, ед. хр. 27, л. 146–161. 53. Значение XVII века и его «кантов» и «псальмов» в области современного церковного пения так называемого «простого напева»//Памяти С.В. Смоленского [Музыкальная старина. Вып. 5]. СПб., 1911. С. 47–85. То же – отдельный оттиск. Автограф (без окончания) – РГИА, ф. 1119, оп. 1, ед. хр. 20. Программа лекции, составленная 23 марта 1908 г. в доме гр. С.Д. Шереметева (машинопись) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2685. Примеры к статье (корректуры и литографированные экземпляры с правкой автора, 1908) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2632. Черновой автограф (30 марта 1908 года) – ОР РНБ, ф. 816, оп. 3, ед. хр. 2631. Рукопись под заголовком «О [значении] 3-х голосных русских кантов и псальмов конца XVII в. в области нынешнего церковного пения так называемого «простого напева " » (до 17 февраля 1908 года) – РГИА, ф.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

4476); Ведомость об Антониевом монастыре: зданиях, землях, угодьях, о монашествующих бельцах и послушниках 1848 г. (Там же, ед. хр. 4488); Послужной список о настоятеле Краснохолмского Николаевского Антониева монастыря игумене Анатолии за 1873 г. (Там же, ед. хр. 4559); Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1918 г. (Там же, ед. хр. 4618); Ведомость о монашествующих и послушниках Краснохолмского Антониева монастыря, бытии их на исповеди и Св. Таинстве Причастия за 1899 г. (Там же, ед. хр. 4608); Послужной список монашествующей братии Краснохолмского Антониева монастыря за 1920 г. (Там же, ед. хр. 4620). ГА ТО, ф. 186, оп. 1, е д. хр. 33, 34. Сведения любезно предоставлены бежецким краеведом В. Н. Сорокиным. По данным Д. А. Ефремова, представленным в докладе «Материалы из Краснохолмского Антониева монастыря в фондах государственного архива Тверской области», сделанного на конференции «Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь: история и будущее» 27 ноября 2009 г. ГА ТО, ф. 468, оп. 1, ед. хр. 14087. Там же, ед. хр. 11760, 11943, 11947, 12027, 12066, 12418, 12427, 13238, 13501, 13858, 14126, 14157, 14243, 14247, 14537, 14853. ГАТО, ф. 160, оп. 1, ед. хр. 4629. Там же, ед. хр. 19237, 33443, 33444. Там же, ед. хр. 19255. Монастыри и монашествующие Тверской епархии: клировые ведомости: 1808, 1809, 1816 годы/Сост. С. С. Кузин. Вып. 3. Тверь, 2009. С. 10–11, 87–88, 111–114, 169–174. По данным Д. А. Ефремова, представленным в докладе «Материалы из Краснохолмского Антониева монастыря в фондах государственного архива Тверской области». ГА ТО, ф. 645, оп. 1, ед. хр. 2784. Голубев И. Ф. Собрания рукописных книг г. Калинина//Труды отдела древнерусской литературы. Т. 11. М.; Л., 1955. С. 458. Жизневский А. К. Древний архив… С. 3, сноска 1; Анатолий (Смирнов), игум. Указ. соч. С. 81, сноска 1; С. 87, сноска 1; С. 88, сноски 1–2. Тверской историко-археологический музей//Памятная книжка и Адрес-календарь Тверской губернии на 1895 год/Под ред.

http://sedmitza.ru/lib/text/6299237/

По донесению Сергия, епископа Курского о возведении в сан архимандрита настоятеля Коренной Рождество-Богородичной пустыни игумена Ювеналия. 1862 г.//РГИА, ф. 796, оп. 143, д. 1145. Указ Св. Синода об избрании Настоятелей общежительных монастырей. 20 марта 1862 г.//РГИА, ф. 797, оп. 97, д. 333. Ювеналий (Половцев) . Письма к Моисею (Путилову). 1862 г.//РГБ, ф. 213, к. 95, ед. хр. 41. Письма к игумену Моисею (Путилову) монашествующих//РГБ, ф. 213, к. 51, ед. хр. 10. Ювеналий (Половцев) . Письма к Исаакию (Антимонову). 1862–1865 гг.//РГБ, ф. 213, к. 73, ед. хр. 16. Жизнеописание игумена Глинской Богородицкой общежительной пустыни. Рукопись 2-й пол. XIX в.//РГБ, ф. 214, ОПТ-292. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина), написанное монахиней Борисоглебского монастыря Ангелиной. Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-284. Жизнеописание старца Василия (Владимира Тимофеевича Кишкина). Рукопись втор. пол. XIX в.//РГБ, ф. 213, ОПТ-285. Амвросий (Гренков) . Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским) монахиням, 1862–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 5. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре и Серафиме (Тимковским), монахиням. 1864–1872 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 6. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ), иеросхимонах. Письма к Варваре (Тимковской), монахине. 1868, 1870 гг.//РГБ, ф. 213, к. 54, ед. хр. 7. Амвросий (Гренков) . Наставления и письма//РГБ, ф. 213, к. 50, ед. хр. 1. Илиодор, архимандрит Глинской пустыни. Письма к Тимковским, Софье Ильиничне (Серафиме) и Варваре Ильиничне (Варваре). 1857–1873 гг.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 93. Илиодор, схимонах. Письмо к Варваре и Серафиме, монахиням. 1863 г.//РГБ, ф. 213, к. 103, ед. хр. 92. Амвросий (Гренков Александр Михайлович ). Письма к Серафиме (Тимковской), монахине. 1863–1871 гг.//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 13. Амвросий (Гренков) , иеросхимонах. Письма к Серафиме (Тимковской), монахине//РГБ, ф. 213, к. 55, ед. хр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213. К. 1. Ед. хр. 1; К. 38. Ед. хр. 13; К. 40. Ед. хр. 4, 9, 12, 13; К. 43. Ед. хр. 5-11; К. 44. Ед. хр. 4, 11; К. 45. Ед. хр. 4, 7; К. 50. Ед. хр. 6-10; К. 51. Ед. хр. 6, 12; К. 76-83 (К. 83 до Ед. хр. 26); Ф. 214. Опт. 298, 299, 359-360, 400-2, 409, 487, 497, 510, 547, 576, 578, 599, 658 и др.; ГИМ ОПИ. Ф. 409. Д. 35; Ф. 124. Д. 140; РГАЛИ. Ф. 236. Оп. 1. Ед. хр. 19, 28, 90; Ф. 2980. Оп. 1. Ед. хр. 1319; РНБ. Ф. 850. Д. 360. Соч.: Макарий (Иванов), прп. Собр. писем. [Козельск], 1862-1863. 6 ч.; СПб., 1993-1994п. [Т. 1-3]; он же. Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную молитву Иисусову и о смирении. [Козельск], 1908; Киреевский И. В. Разум на пути к Истине: Философские ст., публицистика, письма: Переписка с прп. Макарием (Ивановым), старцем Оптиной пуст. Дневники/Сост.: Н. Лазарева. М., 2002; Письма вел. оптинских старцев/Сост.: А. Д. Червяков. М., 2003; Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. [Козельск], 2009п. 2 т.; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859)/Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собрание писем прп. Макария Оптинского к мирским особам/Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собрание писем прп. Макария Оптинского к монахам/Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2. Ист.: Леонид (Кавелин), иером. Последние дни оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1860; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария/Сост.: архим. Агапит (Беловидов). М., 1997. С. 196; Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность//ЖПодв. Сент. С. 476-477. Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. и состоящего при ней скита св. Иоанна Предтечи. СПб., 1847. Ч. 2; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/2561314.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010