В.В. Бычков Раннее Христианство Глава 1. Позднеантичные истоки и параллели Если христианская религия имеет своим главным источником тексты Св. Писания, то христианская культура, как складывавшаяся в потоке конкретной социально-исторической реальности, естественно имела более широкий круг социокультурных источников, среди которых греко-римская и иудейская культуры в их позднеантичной редакции занимали главное место. Не имея здесь возможности подробно останавливаться на всех аспектах этих истоков и источников, да они и хорошо проанализированы современной наукой, я тем не менее хотел бы обратить внимание читателей на две фигуры позднеантичной культуры, духовное наследие которых активно использовали христианские мыслители на протяжении практически всей истории христианской культуры от первых отцов Церкви до С. Булгакова и П. Флоренского . Речь идет об эллинизированном иудейском философе Филоне Александрийском (последи, четв. I в. до н. э. – первая пол. I в. н. э.) и основателе неоплатонизма Плотине (204/205–270). Филон Александрийский «Филон – отмечал С. Н. Трубецкой, – ... представляет из себя в высшей степени сложное литературное явление, в котором перекрещивается чрезвычайно много умственных течений» 4 . Типичный представитель эллинизма, живший в одном из главных центров эллинистической культуры на рубеже двух грандиозных эпох, он остро ощущал культурную ситуацию своего времени и его духовные потребности 5 . Верующий иудей, родным языком которого был греческий, получивший великолепное классическое образование, знаток и поклонник античной литературы и философии, мыслитель, знавший учения египетских мудрецов и знакомый с текстами Авесты 6 , он был выдающимся эклектиком своего времени. Логика развития духовной культуры эллинизма породила осознанное стремление к синтезу двух культурных потоков – ближневосточного и греческого, и одной из главных ступеней на этом пути явилась эклектическая система Филона Александрийского. Его эклектизм находился на грани перехода в новое качество, но этот переход не мог осуществиться на уровне спекулятивного мышления. Новая духовная культура начала формироваться в другом месте, в других слоях населения и, прежде всего, на уровне религиозного сознания. Спекулятивная система Филона оказалась во многом родственной уже следующему этапу новой культуры – начальному этапу ее самосознания, попыткам ее понятийного самоосмысления и самооправдания перед уходящими, но все еще живыми культурами древности. Здесь Филон во многом предвосхитил христианских мыслителей. Не случайно современный историк философии Г. А. Вольфсон использует философию Филона в качестве «координатной системы» при анализе философских концепций отцов Церкви 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > О «Северном потоке - 2»: пойдет ли Украина на провокации и теракты? 07.06.2021 1040 Почему в Киеве заговорили о возможных терактах газопровода на территории Украины ? Как будет жить незалежная после потери миллиардов российских денег за транзит? На какие отчаянные шаги может пойти Вашингтон и Киев, чтобы сохранить транзитный статус Украины и продолжать шантажировать Европу и Россию? Специально для «Спутник на русском» на эти и ряд других вопросов ответил политолог, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Напомним, «Газпром» завершил укладку первой нитки газопровода «Северный поток-2», сообщил Владимир Путин на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). По его словам, укладка второй нитки будет завершена в течение двух месяцев. Позже глава МВД Украины Арсен Аваков заявил, что после запуска «Северного потока — 2» Украине стоит опасаться терактов на газопроводе из России в Европу, который пролегает по её территории. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2021/06/07/o_se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об испытании С-500, «Северном потоке - 2» и ошибках НАТО 23.07.2021 1124 Порошенко пообещал отобрать у России Крым. По мнению бывшего президента Украины , на это понадобится всего полгода. Заявление политик сделал во время обращения к мусульманам на Курбан-байрам. Но «все, что говорит Порошенко, — это игра», считает политолог, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. Многим российским изданиям он отказался комментировать этот «бред», а вот нашей ведущей разъяснил, почему Крым никогда больше не будет украинским, а Порошенко никогда не вернется к власти. Погребинский также рассказал, почему С-500 — не про Украину, и боевые стрельбы по скоростной баллистической цели — это сигнал Минобороны США, а не Киеву. А еще эксперт уверен, что будет достроен «Северный поток — 2». Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2021/07/23/ob_i...

Закрыть itemscope itemtype="" > Программа «В потоке событий»: Есть повод для третьей мировой войны 28.03.2016 1149 Украинс кие депутаты предлагают разорвать дипломатические отношения с Россией. Похищение людей на Украине становится нормой. Исламские экстремисты из СНГ активизировали свою деятельность. Готовы ли местные власти России к возвращению боевиков из Сирии. В программе принимают участие: Член экспертной группы по Украине при РИСИ Игорь Михайлович Друзь; Советник директора РИСИ, главный редактор журнала «Русский дом » Александр Николаевич Крутов; Артур Викторович Атаев, кандидат политических наук, начальник сектора кавказских исследований РИСИ. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/video/2016/mart/28/pr...

Разделы портала «Азбука веры» Полиелей (от греч. πολυλεοσ (полиелеос) (от греч. πολς — многий, и λεος — милость) – многая милость, (в древних Уставах — многомилостивое) – торжественное песнопение утрени , составленное из  псалмов 134-го («Хвалите имя Господне») и 135-го («Исповедайтеся Господеви»). Это название связано с частым повторением при пении слов «Яко во век милость Его» в 135 псалме. «По 17 гл. Типикона, в воскресенья от отдания Воздвижения, т. е. с 22 сентября, до предпразднства Рождества Христова 20 декабря, и от отдания Богоявления 14 января до Недели сырной вместо Непорочных поется полиелей, т. е. 134 пс. «Хвалите имя Господне» и 135 пс. «Исповедайтеся Господеви». Основания для таких сроков: Псалмы 134 и 135 однородны по содержанию. Они приглашают Израиля к прославлению Бога Творца ( Пс.134:6; 135:5-9 ) и Промыслителя ( Пс.134:7; 135:25 ) за избрание Израиля в народ Божий и за все милости, оказанные ему на протяжении всей его истории, особенно за освобождение от египетского ига ( Пс.134:8-10; 135:10—16 ) и водворение в земле обетованной ( Пс.134:10-12; 135:17-20 ); эти милости обязывают Израиля быть верным Богу и избегать язычества ( Пс.134:15-18 ). Михаил Скабалланович. Толковый Типикон Однородность псалмов доходит по местам до буквального сходства в выражениях ( Пс.134:10—11 и Пс.135:17—20 ). Оба псалма дышат самой восторженной радостью, изливающейся в неудержимом потоке благодарности; но второй псалом, развивая мысли первого, восторженнее и сильнее его («хвалите» и «исповедайтеся»; Пс.134:5: «Господь наш над всеми боги» и Пс.135:2 -3: «Богу богов», «Господеви господей»; Пс.134:3: «яко благ Господь», 135: «яко в век милость Его»); особенную торжественность второму псалму сообщает сопровождение каждого стиха его припевом «Яко в век милость Его», который повторяется, следовательно, 26 раз и особенно сильно звучит в 17–20 ст., где он разделяет на 4 части одно грамматическое предложение («поразившему цари велия, яко в век милость Его; и убившему цари крепкия, яко в век милость Его; Сиона, царя Аморрейска, яко в век милость Его; и Ога, царя Васанска, яко в век милость Его»). – По Симеону Солунскому , полиелейные псалмы – «песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демонов, освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина и богоотступника и других нечестивейших властителей, как бы от Амалика, Сиона, Ога и им подобных – и после искушений и трудов вселение в обетованную землю и небесное наследие чрез Иисуса»».

http://azbyka.ru/polielej

Следует также делать различие в большом потоке православного духовного предания между течением преимущественно опытного и не школьного направления, представленного главным образом «Изречениями» (Apophtegmata) египетских монахов, несомненно, очень высокой духовности, и более ученым мистицизмом св. Григория Нисского (тем не менее совершенно подлинным), и Псевдо-Дионисия (конечно, более искусственным) и св. Максима Исповедника . Последний был одним из первых, кто пытался и в сильной степени сумел дать синтез различных духовных течений (Евагрия, Дионисия). Благодаря, главным образом, ему интеллектуалистические черты Евагриевого учения были смягчены, u «agape» (любовь) заменила Евагриев «гносис» (ведение) в качестве высшей ступени мистической жизни. Как позднего, но весьма интересного представителя «ученого» мистицизма, мы должны упомянуть писателя XII-XIII вв. Каллиста Катафигиота , который находился под явным влиянием Дионисия. Для лучшего понимания православного духовного предания было бы очень полезно изучение таких традиционных мистических тем, как «Божественный Свет» и «Божественный Мрак» (Gnophos); «Божественный Свет», несомненно, преобладает в православной духовности и является, пожалуй, одной из отличительных ее черт по сравнению с латинским мистицизмом, как он выражен у Иоанна Креста, который был, видимо, в этом отношении под влиянием арабского мистицизма. Православная духовность была даже характеризована как «мистицизм Света», и это особенно верно по отношению к Макарию, Симеону Новому Богослову и  Григорию Паламе . Однако и «Божественный Мрак», как высокое мистическое состояние, не неизвестен православному духовному преданию. Мы находим его у  Климента Александрийского , у  Григория Нисского и под его влиянием у Псевдо-Дионисия, как это широко известно. Впоследствии он, однако, исчезает почти совершенно из обычного духовного словаря, но опять появляется в более позднюю эпоху у  Симеона Нового Богослова и у св. Григория Паламы . Так, в Гимнах Симеона Божественные лучи «сияют», в то время как Солнце «ослепляет» нас избытком своего Света. А св. Григорий в своих знаменитых проповедях на Преображение истолковывает облако, которое охватило апостолов, как «Божественный Мрак». Но все же «Божественный Мрак» традиционно толкуется в православной духовности как избыток Света, как «hyperlampros Gnophos» («пресветлый Мрак»), превосходящий человеческую способность восприятия, а не как духовное состояние, существенно отличное от видения Божественного Света, что, по-видимому, имеет место в латинском мистицизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Вследствие вошедшего греха нарушается строй, лад, гармония соотношений низших и высших процессов. Душа теряется в хаотическом вихре своих же состояний, переставая быть их основой. «Я» захлебывается в потоке мысленных страстей. Низшие душевные и физиологические потребности человека, получив преобладание вследствие ослабления духа, несдерживаемые и неуправляемые и не объединенные единым высшим началом, разбрелись в разные стороны, увеличились в своей численности. Цельность помысла, которая была показателем и выразителем гармонического единства душевной жизни, через свою раздробленность на множество противоречивых пожеланий стала лучшим свидетелем внутренней дисгармонии человека. Высшие силы и способность души, лишившись связующей силы, которая давала им тонус, и направляла, и определяла их взаимоотношения, стали в ненормальном отношении как к личности человека, так и в отношении друг ко другу. Получилась разобщенность, дисгармоничность в действиях и развитии человека, преобладание одних способностей в ущерб другим.  Рассудочность стала находиться в состоянии борьбы с чувственностью. Воля стала склонна к выполнению требований чувственности более, чем разума. Вместо должного подчинения чувственности воле и рассудку она стала руководящей силою, вследствие чего родилось пристрастие, тенденциозность, односторонность в познании или прямо ложное познание. Из одностороннего преобладания чувственности или холодной рассудочности берет свое начало зараженный дух — источник всех страстей. Пагубность этого патологического состояния человеческого духа состоит в том, что чувственность привлекает на служение себе человеческий дух, наделенный бесконечными стремлениями и колоссальной энергией, который начинает искать удовлетворения своих высших запросов в чувственных услаждениях. Но никакие чувственные наслаждения не могут удовлетворить высших запросов, почему в мире сем человек не найдет ни в чем успокоения своему сердцу — только в Боге. Великий русский писатель-психолог Ф. М. Достоевский отмечает большую опасность такого состояния: «Ошибки и недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, чем ошибки сердца. Ошибки сердца есть вещь страшно важная: это есть уже зараженный дух, иногда даже во всей нации, несущий с собою весьма часто такую степень слепоты, которая не излечивается даже ни перед какими фактами, сколько бы они ни указывали на прямую дорогу; напротив, перерабатывают эти факты на свой лад, ассимилирующие их со своим зараженным духом, причем происходит даже так, что скорее умрет вся нация сознательно, то есть даже поняв слепоту свою, но не желая уже излечиваться». Естественные чувственные потребности могут бесконечно разрастаться за счет бесконечного человеческого духа, из простых, физиологически оправданных побуждений превращаться в безмерные разрушительные страсти.

http://azbyka.ru/fiction/psihologija-gre...

И, конечно, эти дети дают нам гораздо больше, чем мы им. Что именно? Это трудно сформулировать словами. Они дают ощущение живого Бога, живой боли, они не дают уснуть в потоке суеты и житейских проблем, они выдергивают тебя из этого потока своим постоянным свидетельством, самим своим существованием. Они размягчают сердце, и ты начинаешь понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что нет, о чем стоит беспокоиться, а о чем нет. И еще они дают радость. И когда уходишь домой, уступая место сменщице, конечно, чувствуешь себя предателем, понимаешь, что по-настоящему помочь этим детям можно, только усыновив их. Хотя бы кого-то из них. Но на это нужно мужество и нужна воля Божия, ведь ребенок - это не игрушка, особенно ребенок-инвалид. Блаженны те, кого Бог этого сподобит. Велика их награда на небесах. А мы... давайте хотя бы не будем задавать ненужных вопросов, не будем гневить ими Бога, а просто по возможности помогать и делать то, что должно. И очищать свое собственное сердце, чтобы зла в мире было меньше. Оксана ФЕДОТОВА Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Согласно святоотеческой традиции, христианское бесстрастие носит совершенно иной характер: Бесстрастие имеет свои виды и этапы: «Первое бесстрастие есть совершенное воздержание от злых дел, видимое в новоначальных; второе – совершенное отвержение помыслов о мысленном сосложении на зло, бывающее в тех, кои с разумом проходят путь добродетели; третье – совершенная неподвижность страстного пожелания, имеющая место в тех, кои от видимых вещей восходят к мысленным созерцаниям; четвертое бесстрастие есть совершенное очищение от самого простого и голого мечтания, образующееся в тех, кои чрез ведение и созерцание соделали ум свой чистым и ясным зерцалом Бога»/Максим Исповедник. Умозрительные и деятельные главы. 1900, с. 277–278/. Более того, с христианской точки зрения душа в своих глубинах бесстрастна: «Душа по природе бесстрастна. Не принимают сего держащиеся внешнего любомудрия, а подобно им – их последователи. Напротив того, мы веруем, что Бог созданного по образу сотворил бесстрастным»/ Исаак Сирин . 1993, с.18/. По Макарию Египетскому страдание души произошло не потому, что человек имеет способность желать, чувствовать, то есть, жить чувственной жизнью, а от того, что он начал искать себе удовлетворения вне источника истинной жизни/Шушания Онуфрий иерод. 1914, с.89/. Поэтому «бесстрастие не есть уничтожение эмоциональных проявлений жизни человека, а освобождение их от томления в преходящем потоке мирской жизни. Нашедши истинную пищу во Христе, чувственная сторона души достигает необычайной напряженности и богатства содержания»/там же, с.89/. И по Григорию Паламе «бесстрастные не умерщвляют страстную силу души, но она в них жива и действует во благо»/Григорий Палама. 1995, с.183/. «Нам заповедано «распять плоть со страстями и вожделениями» ( Гал. 5:24 ) не для того, чтобы мы расправились сами с собой, убив все действия тела и всякую силу души, а чтобы мы воздерживались от пакостных желаний и действий, навсегда отвернулись от них и стали, по Даниилу, «мужами духовных желаний» ( Дан. 9:23; 10, 11 ; 19)»/там же/.

http://azbyka.ru/besstrastie

По одному преданию, эта икона была перенесена в Силиврию из константинопольской Святой Софии, по другому – достигла здешних берегов невредимой после крушения корабля «франков», увозившего ее вместе с другими святынями и сокровищами на Запад. Лицевая сторона образа, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукой, представляет Матерь Божию восседающей на престоле и держащей в объятиях Богомладенца Христа; на оборотной же стороне, ныне практически неразличимой, было изображено пресвятое Ее Рождество. Вот как писал о Мегалохаре в 1768 году Кесарий Дапондес: «В Силиврию прихожу, взираю на Всесвятую, чудесами дивную, И на святой Ксении мощи, что стоят пред Нею, словно рабыня пред Госпожой». В настоящее время чудотворный образ Пресвятой Богородицы вместе с главой мученика Агафоника и мощами преподобной Ксении 19 находятся в городе Кавале, где они выставлены для поклонения в кафедральном храме Святого Иоанна Предтечи. До изгнания греческого населения Силиврии (октябрь 1922) 20 ежегодно в праздник Рождества Богородицы (8 сентября) начиналось и празднование Силиврийской иконе, длившееся в течение месяца. Для участия в нем прибывали тысячи паломников со всей Фракии (и, конечно, из Константинополя) – пеших, конных и на всех видах морского транспорта, украшенного греческими флагами. В этот день за праздничным вечерним богослужением следовало всенощное бдение с Божественной литургией, которую совершал митрополит «богоспасаемой» митрополии Силиврийской. Источники повествуют о нескончаемом потоке верующих, приходивших с намерением «войти в радость» силиврийцев, и о множестве чудес и исцелений, совершенных Всесвятой в это время. На целый месяц город принимал праздничный облик: лавки и кофейни украшались лавровыми ветвями, флажками и цветной бумагой. Достоверно известно, что один из списков Панагии, наряду с другими иконами, прославился чудотворениями при различных обстоятельствах, и особенно во время морского сражения при Наварине (8 октября 1827). Николай Спилиадис (1785–1867), участник освободительного восстания 1821 года и автор известных «Воспоминаний» (опубликованы в 1857), сообщает, что в ночь накануне сражения турки и египетские арабы в надежде на благоприятный ветер с суши подожгли свои старые суда, чтобы направить их на флот христиан и вызвать пожар. Между тем ночью установился полный штиль и сделалось необычайно светло. Утром 8 октября моряки русской эскадры заметили в море чей-то силуэт, быстро приближавшийся к ним по волнам. Когда выяснилось, что это – изображение Богоматери, икону благоговейно подняли на борт и поместили в походный иконостас. Надписание «Панагия Силистрисса» навело русских моряков на мысль, что кто-то из христиан (насильно мобилизованных в турецко-египетский флот) вверил икону морским волнам, желая избавить ее от огненной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010