Таким образом, скончался он при Митрополите Афанасии (1564–1566). Существует мнение, что погребен он был в Иосифо-Волоколамском монастыре 41 , однако это неверно. 20 сентября в обители творился корм по “архиепископе Трифоне Ступишине Полотском, а дачи по нем и по родителех 500 рублев А гроб в Полотцку, а здесе а гроб отца его и братьи за олтарем” 42 . 20 сентября – это, очевидно, день кончины иерарха. В монастыре также творился корм и в день его именин – 1 февраля, когда Церковь чтит память мученика Трифона (†250; пам. 1 февр.): “корм по архиепископе Трифоне Ступишине Полотском а дачи Трифонова писана сентября 20” 43 . О владыке Трифоне можно говорить как о замечательном книжнике. В собрании Волоколамского монастыря сохранилось его 11 рукописных книг 44 . Один рукописный сборник епископа Трифона начинается житием мученика Трифона, очевидно, его небесного покровителя 45 . “А привез те книги ис Полоцка после архиепископа Трифона по государьской грамоте монастырской слушка Истома Мосеяв” 46 . Память о нем творилась и в Троице-Сергиевом монастыре: в день его кончины братии обители давался корм 47 . Историк Н. Карамзин говорит о епископе Трифоне, что он был муж “добродетельный”, постриженник обители преподобного Иосифа Волоцкого 48 . Епископ Суздальский Афанасий, впоследствии архиепископ Полоцкий Епископ Афанасий происходил из стародубских князей Палецких 49 . Родился он, можно предполагать, вначале XVI века 50 . Это был постриженник Кирилло-Белозерской обители, основанной преподобным Кириллом (†1427; пам. 9 июня). Пройдя монашеский искус послушания, он был затем около 12 лет настоятелем в этой прославленной обители (1539–1551). Его предшественником был игумен Досифей (1533–1539), ставший Ростовским архиепископом (1539–1542). Очевидно, он и воз­вел инока Афанасия в сан игумена, сделав его своим преемником. Сохранились некоторые сведения о деятельности игумена Афанасия в годы его настоятельства. При нем государь давал монастырю жалованные грамоты 51 , или подтверждал прежние 52 , другие лица давали различные вклады 53 , монастырем делались приобретения угодий 54 , обмен своих владений 55 , их продажа 56 , или же таковые брались “в оброк” 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Другим ярким памятником московской письменности является Похвала Ивану Калите, составленная в 1340 г. и помещенная в Сийском евангелии. Московский князь сравнивается по своим делам с правоверными императорами Константином, Юстинианом и Мануилом, в «царство» Калиты наступила «тишина велия в Русской земле», «благочестию велию восиавши, многим святым церквам съзидаемым, учению божественых словес от уст его яко источнику велию текущи, напаяющи благочестивых святитель сердца и христолюбивых в его державе людий» 217 . В конце XIV века митрополитом Киприаном создана была Пространная редакция Жития Петра, в которой содержится пророчество о великом будущем Москвы, вложенное в уста святителя Петра: «град съй славен будет въ всех градех рускых, и святители пожывут в нем, и взыдуть «рукы его на плеща враг его“, и прославится Бог в нем» (Чуд., 221, л. 230 об.). § 2. Царь Русский Особой интенсивностью отличалось развитие русской исторической мысли во втором десятилетии XV в. Летописная работа сосредоточилась в Москве, при дворе митрополита Киевского и всея Руси, куда поступали летописные материалы со всех крупнейших центров СевероВосточной Руси: Новгорода Великого, Пскова, Твери, Ростова, Нижнего Новгорода, Смоленска и др. К составлению исторических трудов были привлечены лучшие интеллектуальные силы, образованнейшие деятели того времени. Между 1412 и 1414 гг. в Москве составлен общерусский свод, известный в историографии под названием Троицкая летопись. Изучение идейного содержания памятника, особенностей литературной манеры его составителя привело к заключению, что автором Троицкой летописи являлся крупнейший писатель русского Средневековья, инок Троице-Сергиева монастыря, исполнявший одновременно функции митрополичьего секретаря, – Епифаний Премудрый 218 . Истории Троице-Сергиева монастыря, его постриженникам и особенно преподобному Сергию Радонежскому Епифаний уделяет значительное внимание. Достаточно сказать, что если всему конспекту библейской истории, заключающемуся в известной речи Философа под 986 г., было отведено 11 листов текста, то одна Похвала Сергию под 1392 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Антоний Леохновской, он был из Тверских бояр; Святейший Патриарх Иов и Казанский Архиепископ Герман были уроженцы города Старицы; Пр. Дионисий, Троице-Сергиевской Лавры архимандрит и блаженный Арсений были родом из города Ржева; Пр. Ефрем Перекопский и пр. Савва Вишерский были родом из Кашина; Пр. Трифон был сын священника Крестовоздвиженской церкви города Торжка. Другие из них проживали в Твери и пределах Тверской епархии. А именно: Пр. Моисей, архиепископ Новгородский, Корнилий Комельский и Паисий Угличской были постриженниками Тверских монастырей – святитель Моисей Тверского Успенского Отроча монастыря, Корнилий – Савватьевского, Сретенского – и Паисий – Троицкого в Колязине Макарьевского монастыря. Пр. Иосиф Волоколамский проживал в монастырях Тверской епархии. Первосвятитель Казанский Гурий был настоятелем Селижаровского монастыря, из которого он, по воле царя Иоанна Грозного, возведён был на кафедру Казанскую. Св. Варсонофий (второй сего имени) был епископом Тверским; тверскую кафедру занимал и Арсений 2-й Эласонский, впоследствии Архиепископ Суздальский. Св. Тихон, епископ Воронежский – был настоятелем Успенского Отроча монастыря и занимал должность ректора Тверской Духовной Семинарии. Пр. Максим Грек почти двадцать лет томился в заключении Отроча монастыря. Благоверный князь Димитрий Юрьевич Красный был князем Бежецким. Наконец к Тверским святым присоединены пострадавшие в пределах Тверской епархии и мученической кончиной перешедшие в загробную жизнь. Так св. благоверный Великий князь Владимирский Георгий (Юрий) Всеволодович был убит в 1238 г. 4 марта в битве с татарами, на берегах р. Сити, близ с. Боженки в Кашинском уезде; – в том же уезде в Шеренгском лесу (где ныне деревня Васильева) мученически скончался племянник Великого князя Георгия Василько (Василий) Константинович, Ростовский князь: св. Филипп 2-й Московский митрополит, был задушен Малютой Скуратовым в Тверском Отроче монастыре (23 декабря 1569 г.). Икона «Собор Тверских святых» и местно чтимых, сооружённая Иоасафом Як. Кункиным (в 1902 г.) не полна: на ней нет некоторых подвижников благочестия местно чтимых и даже мучеников за св. церковь : Так опущены:

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

В личном общении с государем Предстоятель Церкви был покровителем и молитвенником царской семьи. А. Олеарий сообщает о рождении у царя младенца. Родившаяся дочь была “крещена и названа Софиею Говорят, Патриарх был крестным отцом, как у всех прочих детей Великого князя” 19 . В грамоте, посланной в 1636 году в Новгородскую епархию, сообщалось о рождении царевны Татьяны Михайловны “за молитв отца и богомольца Святейшаго Иоасафа, Патриарха Московскаго и всея Руси, и всего освященнаго Собора” 20 . В свою очередь государь давал жалованные грамоты на патриаршие вотчины, освобождая их от уплаты податей 21 , а в дни именин в царской семье Патриарху вручались дары 22 . В 1636 году по государеву указу в Астрахани было выделено место для патриаршего двора “подле Астраханского Троецкого загородного монастырьского дворца, для его патриарша учуюжного всякого промыслу” 23 . Общение Патриарха Иоасафа с Востоком носило традиционный по тому времени характер. В Посольском приказе хранилась грамоты игумена Неофита “о милостыне” 24 , старцев Преображенского монастыря о милостыне 25 , Патриарха “Царего­родц­кого Парфения о милостыне” 26 , грамота Иерусалимского Феофана “о милостыне” 27 . С различными нуждами к Патриарху Иоасафу обращались также старцы, приходившие из Малороссии 28 . Когда в 1637 году русский паломник Василий Гагара возвратился с Востока в Москву, то, как он отметил, “государь царь Михаил Феодорович и Патриарх меня учали жаловать, корм и подачи были” 29 . Будучи в Иерусалиме, В. Гагара встречался с Вифлеемским митрополитом Афанасием, который справился о здравии царя и его семьи, а также “и о Патриархе” 30 . В привезенной им грамоте Александрийского Патриарха Герасима (1621–1636) говорится о внесении имени Патриарха Иоасафа в поминальный диптих наряду с другими Предстоятелями Православных Церквей 31 . В 1637 году к грузинскому царю Теймуразу было направлено посольство из Москвы. Старшим из духовных лиц был соборный старец Троице-Сергиева монастыря Иосиф, ранее бывший в 1617–1622 годах настоятелем Ипатьевского монастыря. Он вез с собой две грамоты Патриарха Иоасафа: царю Теймуразу и архиепископу Иоанну 32 . Ему были также даны инструкции, как “править” благословение от Патриарха, а в качестве даров иконы (царю — образ Живоначальной Троицы; архиепископу — образ Владимирской Богоматери), также святое Миро и т. д. 33 . Когда данное посольство отправилось назад, то Грузинский архиепископ вручил грамоту для Патриарха Иоасафа “и часть мира, принесенного мироносицами Христу и хранившегося в Алавердском Георгиевском монастыре”, и одновременно просил архимандрита Иосифа засвидетельствовать в Москве, что он с “епископами и всеми церковными чиньми государя царя Русскаго и Святейшаго Иоасафа Патриарха Московскаго подданные” 34 .

http://pravmir.ru/solovetskiy-postrizhen...

Монашеская жизнь развивалась. Монастырь креп духовно и внешне заметно преображался. А в самом начале была вопиющая нищета. Отца Иосифа по приезду поразил тот факт, что, почувствовав лютый холод в гостиничном номере, куда его поселили вместе с владыкой Евлогием, он попросил дежурную протопить печь. И что ему дежурная тогда ответила? Что дрова у них дефицит! Не было известки побелить стены храма. Много чего не было. Затем по молитвам братии стали появляться и нужные материалы, и специалисты-реставраторы. Слава Богу, благотворители появились. В качестве одной из чувствительных «болевых точек» батюшка назвал отношения обители с Соловецким музеем (его полное название: Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник). О таких отношениях в народе говорят: накалились добела. Эта «накаленность» ему досталась «в наследство». Усугублять конфликт он не хотел, потому что всегда держал в сердце слова апостола Павла: «Если возможно с вашей стороны, имейте мир со всеми людьми» (Рим.12:18). И на Светлой седмице в первый год своего наместничества отец Иосиф спросил у братии: «У нас есть еще куличи и пасочки?» – «Есть». – «А крашенные яйца?» – «Есть». – «Соберите всё, надо поздравить директора музея с Пасхой». Людмила Васильевна Лопаткина, известная как большой энтузиаст музейного дела, прихода наместника с поздравлениями и подарками никак не ожидала. Но обрадовалась, предложила: «Отец Иосиф, давайте мы общий снимок сделаем». Сделали общий снимок на фоне Константиновской часовни, построенной на вершине холма в память о посещении монастыря в 1844 году великим князем Константином Николаевичем, сыном императора Николая I. Так прошла их первая встреча. Потом наместник попросил директора музея передать монастырю надвратную Благовещенскую церковь. Людмила Васильевна поинтересовалась: «Можно, мы будем в нее свои экскурсии водить?» «В небогослужебное время, пожалуйста!» – ответил батюшка. Постепенно «болевая точка» рассосалась. «Представьте, что после моего ухода на покой директором Соловецкого музея-заповедника был назначен новый наместник монастыря – Архимандрит Порфирий (Шутов)», – сообщил собеседник, и в его голосе почувствовалось удовлетворение. Сам архимандрит Порфирий (Шутов), постриженник Троице-Сергиевой лавры, зная о возмущении по этому поводу некоторых «ревнителей культуры», четко обозначил свою позицию в одном из интервью: «Я вырос в этой школе – школе сотрудничества монастыря и музея. И продолжаю поддерживать дружеские (не побоюсь этого слова) связи с замечательными людьми – специалистами Сергиево-Посадского государственного музея. Свою миссию как директора музея я вижу в том, чтобы такая же гармония, как в Лавре, установилась бы и на Соловках».

http://pravoslavie.ru/115194.html

   Таким был упомянутый в донесении Курбатова Холмогорский архиепископ Афанасий. В своей епархии ему часто приходилось видеться с иностранцами, и он, кудовольствию царя, умел обходиться с ними приветливо. Это был тот самый Афанасий, которого во время стрелецкого бунта на глазах юного Петра в Грановитойпалате избивал раскольничий протопоп Никита Пустосвят. Еще при жизни первосвятителя Адриана Петр высказывал свое желание иметьего преемником престарелого патриарха.    Другим незаурядным архипастырем был митрополит Новгородский Иов, постриженник Троице-Сергиева монастыря, покровитель просвещения вгреко-славянском духе, деловитый благотворитель, который в своей епархии устраивал школы, странноприимные дома, больницы. Митрополит Иов доброхотножертвовал епархиальные средства на строительство флота и войну с турками.    Наконец, подлинным светилом в сонме архиереев сиял епископ Митрофан Воронежский (1623—1703). До 40 лет он служил приходскимсвященником, потом, овдовев, принял постриг в Золотниковской пустыне. В 1682 году его хиротонисали во епископа и назначили на вновь открытую Воронежскуюкафедру. В ту пору это был дикий край, которого едва коснулось христианское просвещение. За время святительского служения епископа Митрофана в епархиипостроено было 47 новых храмов, основано два монастыря. Дом святителя служил приютом для странников и лечебницей для болящих. Замечательную черту в житиисвятого составляет его духовная дружба со святителем Питиримом, епископом Тамбовским.    Петр I близко познакомился со святителем Митрофаном во время строения кораблей на Воронежской верфи. Святитель видел в этом предприятии богоугодное дело.Войну с турками, угнетавшими православных братьев, для которых предназначались корабли, он считал священной войной Креста с полумесяцем, благословлял нанее царя и с радостью жертвовал сбережения епархиального дома «на ратных».    Но чуждый человекоугодия и искательства, святой Митрофан был непоколебим и бесстрашен, когда дело касалось веры. Его огорчала приверженность Петра киноземным, «еретическим» обычаям. Однажды царь пригласил святого Митрофна на обед в свой воронежский домик-дворец, перед входом в который стояли статуэткиполунагих богинь. Возмутившись этим нечестием, святитель отказался войти в дом. «Лучше умереть, – сказал он, – чем присутствием своим или боязливыммолчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить болваны языческие». Уверенный в том, что за этот дерзкий поступок царь прикажетказнить его, он, вернувшись к себе, велел звонить во все городские колокола. И когда Петр, удивленный звоном, спросил, что это значит, ему объяснили:владыка готовится к смерти. Преисполнившись уважения к исповеднической ревности архиерея, Петр велел убрать статуи.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4121...

Архимандрит Анатолий пишет об этом: «Тут, что ни слово, все ложь чистая» 186 . Всего 14 лет прошло с тех пор, как в 1689 году Путивльский Молченский монастырь получил подтверждение на право владения Глинской пустынью и разрешение от Святейшего Патриарха Иоакима на совершение богослужений в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1693 году по прошению путивльского игумена это право было еще раз подтверждено. Добиваясь с такой настойчивостью присоединения Глинской пустыни, иноки Молченского монастыря не могли оставить церковь Рождества Пресвятой Богородицы без богослужений. Но главное, не могла остаться «на пустом месте» Чудотворная икона, собравшая Глинских иноков и привлекавшая обильно изливавшейся от нее благодатной помощью множество богомольцев. Приведенные слова из донесения архиепископа Варлаама Ванатовича были использованы лишь для того, чтобы попытаться обосновать отделение Глинской пустыни от Путивльского монастыря и перевод ее в ведение Киевской епархии. В то время, несмотря на внешние нестроения, иноки Глинской пустыни возрастали и совершенствовались в духовной жизни под покровом Чудотворного образа Матери Божией. К сожалению, неизвестны имена старцев обители XVI и XVII веков. Но автору данной работы удалось установить имена двух Глинских насельников начала XVIII века. Это монахи Иона Суздалец, принявший монашество в Глинской пустыни в день престольного праздника обители, 21 сентября (8-го по ст. стилю) 1704 года, и Моисей Москвитин, постриженный в Глинской пустыни 20 (7) марта 1705 года 187 . Свет духовного назидания и просвещения оба они понесли в другую святую обитель. В 1731 году их имена находим уже в числе монахов Троице-Сергиевой Лавры 188 . В 1708 году, после измены во время Полтавской битвы гетмана Мазепы, все его имущество было конфисковано, а Крупецкая волость 189 указом императора Петра I пожалована князю Александру Даниловичу Меншикову 190 . Во вновь полученной волости князь посещал древнюю Глинскую обитель. Благодатная помощь Чудотворной иконы, целебный источник, благоговейно совершаемые богослужения, высота духа насельников пустыни, сила их старческих советов, глубокая внешняя и внутренняя тишина, царившая в обители, оказали сильное воздействие на его душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В 1764 году монастырь стал самостоятельным. Как и в Троице-Сергиевой лавре, в алатырском монастыре велась работа над духовным просвещением местного населения. Было основано Алатырское русское училище, в котором обучались дети духовенства, готовящиеся принять священный сан. В 1818 году оно было преобразовано в уездное духовное училище. Мирская жизнь монастыря была нарушена пугачёвским бунтом, отряды которого не оставили стороной древний Алатырь и его обитель. Вскоре монастырь постигло новое бедствие: в ночь на 28 сентября 1775 года, во время пожара, начавшегося в городе, в обители тогда сгорела часть построек - два здания братских келий, колокольня с двумя колоколами и новыми часами, а также часть деревянной ограды. Новая славная страница открылась в истории Троицкой обители, когда в 1796 году настоятелем был назначен саровский постриженник - иеромонах Авраамий (Соловьёв). С этого времени начинается возобновление монашеской жизни монастыря. Первым делом настоятель принялся восстанавливать уже совсем обветшавшие храмы. Строились они на средства Государственной казны, кроме этого, деньги собирались всем Алатырским уездом. Сам монастырский комплекс складывался постепенно, один архитектурный стиль органично дополнялся другим. В начале XIX века строится храм Сергия Радонежского, рядом с которым возводятся двухэтажные каменные настоятельские покои, а внизу помещения для братии и послушников. К этим помещениям в 1825 году пристроены двухэтажные монастырские кельи. С 1796 года алатырскому монастырю принадлежала Свято-Духовская мужская пустынь на берегу р. Суры, в которой пребывали иконы сщмч. Антипы Пергамского и вмч. Иоанна Воина. Частицы мощей этих угодников по сей день находятся в Свято-Троицком монастыре. Новый период монастырского расцвета наступил весной 1903 года, когда с далёких Валаамских берегов Ладожского озера прибыл настоятелем игумен Гавриил. Широта взглядов и умение, с которым архимандрит Гавриил решал самые разные вопросы - духовные и хозяйственные. Особенное усердие проявил настоятель в почитании алатырского чудотворца, старца Вассиана, погребённого под Казанским храмом обители.

http://sobory.ru/article/?object=04998

Таким был упомянутый в донесении Курбатова Холмогорский архиепископ Афанасий. В своей епархии ему часто приходилось видеться с иностранцами, и он, к удовольствию царя, умел обходиться с ними приветливо. Это был тот самый Афанасий, которого во время стрелецкого бунта на глазах юного Петра в Грановитой палате избивал раскольничий протопоп Никита Пустосвят. Еще при жизни первосвятителя Адриана Петр высказывал свое желание иметь его преемником престарелого патриарха. Другим незаурядным архипастырем был митрополит Новгородский Иов, постриженник Троице-Сергиева монастыря, покровитель просвещения в греко-славянском духе, деловитый благотворитель, который в своей епархии устраивал школы, странноприимные дома, больницы. Митрополит Иов доброхотно жертвовал епархиальные средства на строительство флота и войну с турками. Наконец, подлинным светилом в сонме архиереев сиял епископ Митрофан Воронежский (1623–1703). До 40 лет он служил приходским священником, потом, овдовев, принял постриг в Золотниковской пустыне. В 1682 году его хиротонисали во епископа и назначили на вновь открытую Воронежскую кафедру. В ту пору это был дикий край, которого едва коснулось христианское просвещение. За время святительского служения епископа Митрофана в епархии построено было 47 новых храмов, основано два монастыря. Дом святителя служил приютом для странников и лечебницей для болящих. Замечательную черту в житии святого составляет его духовная дружба со святителем Питиримом, епископом Тамбовским. Петр I близко познакомился со святителем Митрофаном во время строения кораблей на Воронежской верфи. Святитель видел в этом предприятии богоугодное дело. Войну с турками, угнетавшими православных братьев, для которых предназначались корабли, он считал священной войной Креста с полумесяцем, благословлял на нее царя и с радостью жертвовал сбережения епархиального дома «на ратных». Но чуждый человекоугодия и искательства, святой Митрофан был непоколебим и бесстрашен, когда дело касалось веры. Его огорчала приверженность Петра к иноземным, «еретическим» обычаям. Однажды царь пригласил святого Митрофана на обед в свой воронежский домик-дворец, перед входом в который стояли статуэтки полунагих богинь. Возмутившись этим нечестием, святитель отказался войти в дом. «Лучше умереть, – сказал он, – чем присутствием своим или боязливым молчанием одобрять язычество. Неприлично государю православному ставить болваны языческие». Уверенный в том, что за этот дерзкий поступок царь прикажет казнить его, он, вернувшись к себе, велел звонить во все городские колокола. И когда Петр, удивленный звоном, спросил, что это значит, ему объяснили: владыка готовится к смерти. Преисполнившись уважения к исповеднической ревности архиерея, Петр велел убрать статуи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В Лавре веками собиралась уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Постриженниками Лавры основаны и духовно обустроены сотни русских монастырей. В 1608—1610 годах обитель выдержала осаду тридцатитысячного войска польско-литовских интервентов. Беспримерная по мужеству оборона монастыря ознаменовалась чудесными явлениями прп. Сергия Радонежского и других угодников Божиих, укреплявших дух героев-защитников православной твердыни. В 1744 году монастырь получил почетное наименование Лавры. Славный период в истории Лавры связан с именем митрополита Московского Платона (Левшина). В XVIII—XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. С 1814 года на территории Троице-Сергиевой Лавры располагается Московская духовная академия – старейшее высшее учебное заведение России, основанное в 1685 году в Москве. Переведенная после пожара 1812 года в Лавру, Академия разместилась в бывших Царских чертогах. Почти полвека настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры был архимандрит Антоний (Медведев) – преподобный Антоний Радонежский. Прославился он не только как благоукраситель и строитель обители, но и как духовный писатель. В 1920 году Троице-Сергиева Лавра была закрыта, в ее зданиях разместились Историко-художественный музей и другие учреждения, часть строений заняли под жилье. В эти тяжелое годы монахи обители всеми силами пытались противостоять разорению Лавры; одним из самых выдающихся защитников был наместник – архимандрит Кронид (Любимов), не оставлявший духовное руководство братией монастыря вплоть до мученической кончины. Возрождение обители началось в 1946 году. В ее стенах в 1971, 1988, 1990 годах проходили Поместные Соборы. Сегодня монастырь продолжает играть выдающуюся роль в жизни Русской Церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010