Пострижение и преставление св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 204 об.) Пострижение и преставление св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 204 об.) Если Д. А. и Михаил Ярославич собирали силы для борьбы с Андреем и его ордынскими покровителями, то союзник московского и тверского князей - сидевший в Переяславле сын Димитрия Александровича Иван - отправился за помощью в орду Ногая. Еще до его возвращения Андрей Александрович привел из Сарая войско во главе с Неврюем и хотел идти походом на Переяславль. Д. А. и Михаил Тверской, собрав войска, стали у Юрьева-Польского и закрыли Андрею Александровичу дорогу. Стороны не решились на войну. На съезде во Владимире был заключен мир, участники съезда «поделившеся княжением... и разъехашася коиждо в свояси» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1. С. 249). Условия заключенного соглашения нам неизвестны. Ясно только, что вел. кн. Андрею не удалось занять Переяславль, но он сумел вернуть себе новгородский стол. Исследователи предполагают, что на этом съезде Д. А. и его союзники признали сидевшего в Сарае хана Тохту своим сюзереном, а он дал им ярлыки на их княжества. Если в 80-90-х гг. XIII в. Д. А. был членом, а затем главой сильного союза князей, противостоявшего Андрею Александровичу и его союзникам - ростовским князьям, то к нач. XIV в. положение осложнилось, т. к. Михаил Тверской перешел в ряды союзников вел. кн. Андрея. В 1300 г. на новом съезде князей в Дмитрове произошел разрыв отношений между Михаилом Тверским и Иваном Переяславским. В записи о съезде в Лаврентьевской летописи, к-рая в заключительной части отражает летопись, составленную при дворе Михаила Тверского, в перечне участников Д. А. указан на 3-м месте, после вел. кн. Андрея и самого Михаила. По всей видимости, Михаил уже не признавал Д. А. «братом стареишим». Св. кн. Даниил Московский в молении Св. Троице, с видом Данилова мон-ря. Икона. Кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИР)

http://pravenc.ru/text/171280.html

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот. – собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Ее миниатюра или портретные композиции с образом М. Я., к-рые могли входить в состав росписей тверских храмов кон. XIII-XIV в. (в их число, возможно, входили изображения князя как ктитора с построенными им церквами), очевидно, повлияли на формирование иконографии князя-мученика и чтившейся местно кнг. Ксении (в иночестве Мария). Об этом свидетельствует созданная до 1685 г. икона М. Я. и инокини Марии с Тверским кремлем в руках из Спасо-Преображенского собора в Твери (ЦМиАР). Тем не менее мн. детали этого произведения характерны для княжеской иконографии эпохи позднего средневековья, а его композиция не позволяет говорить о точном воспроизведении гипотетических образцов, восходящих к XIV в. Миниатюры Лицевого летописного свода Венчание блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и кнж. Анны Димитриевны Тверским еп. Андреем. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 179) Венчание блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского и кнж. Анны Димитриевны Тверским еп. Андреем. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 179) Тело блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского везут в Русскую землю. На тело князя сходит огненный столп. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 261 об.) Тело блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского везут в Русскую землю. На тело князя сходит огненный столп. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 261 об.) Встреча тела блгв. кн. Михаила Ярославича в Твери и его погребение в Спасо-Преображенском соборе. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 264) Встреча тела блгв. кн. Михаила Ярославича в Твери и его погребение в Спасо-Преображенском соборе. Минитюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 264) Значительная группа изображений на исторические сюжеты с участием М. Я., созданная до широкого распространения его почитания и, возможно, одновременно с формированием основных вариантов его иконографии, входит в состав иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

1675 г. датируется 1-й самостоятельный перевод Е.- Творения Дионисия Ареопагита , переведенные с греч. языка (Там же. Син. 55). Далее последовали переводы с греческого: «Тайноводственных поучений» свт. Кирилла Иерусалимского (Там же. 133; РНБ. СПбДА 1. Л. 1-352); Бесед и Слов свт. Василия Великого (ГИМ. Син. III. Л. 157-180 об.; Син. 346. Л. 528-739 об.; 716. Л. 131-175); Толкований митр. Никиты Ираклийского на 16 Слов свт. Григория Богослова (Там же. 48, 49); Бесед свт. Григория Нисского (Там же. 716. Л. 88-120; 346. Л. 740-747 об., 763-815); Бесед свт. Григория Паламы (Там же. 49. Л. 556-623 об.; РГБ. Ф. 310. Унд. 475); Бесед свт. Иоанна Златоуста (ГИМ. Син. 346. Л. 828-855); «Божественного Катехизиса, или Толкования Божественной литургии» Н. Булгар(ис)а, изданного в Венеции в 1681 г. (Там же. 124; БАН Украины. КДА 325 (о.4.10); БАН. Арханг. 94 (461)); «Об исхождении Святого Духа» митр. Нила Кавасилы (ГИМ. Син. 198); «Православного исповедания веры» свт. Петра (Могилы) (Там же. 571, 473; Чуд. 287(85); 1-я публ.: М., 1696; это единственный перевод Е., изданный при его жизни); «Спасения грешных» мон. Агапия (Ланд(ос)а) (БАН. 31.6.38; ГИМ. Син. III); «Проскинитария» Арсения Каллудиса (ГИМ. Син. 543, 529. Л. 277-296 об.; РНБ. СПбДА. 1. Л. 355-455); «ΘΗΣΑΥΡΟΣ» (Сокровище) митр. Дамаскина Студита (ГИМ. Хлуд. 69); Толкования на Божественную литургию К-польского патриарха Германа (Там же. Син. 378; РНБ. Солов. 248(237); БАН. Арханг. 78-79(459-460)); Опровержения Флорентийско-Феррарского Собора Иоанна Евгеника (Там же. 57, 594. Л. 1-19); 19 стихотворений визант. поэта 1-й пол. XIV в. Мануила Филы на Беседы свт. Григория Богослова (БАН. 16.14.24. Л. 247-254 об.); Хроники (ΝΕΑ ΣΥΝΟΨΙΣ) Матфея Кигалы, изданной в Венеции в 1650 г. (РГАДА. Ф. 181. РО МГАМИД. Оп. 6. 579/1081; РГБ. Ф. 354. Волог. 172; БАН. 45.13.12; 33.10.12); Писем К-польского патриарха Фотия к Амфилохию (ГИМ. Син. 346. Л. 855 об.- 859 об.); Чина поставления на царство (РНБ. СПбДА. 27; БАН. 32.5.12. Л. 19-28; 32.4.19. Л. 66-71); Творений свт. Симеона Солунского (ГИМ. Син. 654, 283, 273, 282, 284; Хлуд. 68; РНБ. СПбДА. 24; Соф. 1193; Солов. 291(799); БАН. Арханг. 89; ЯМЗ. 919 (по кат. В. В. Лукьянова 1689 г.); БАН Украины. 163(40); КДА. 400); Житий свт. Епифания Кипрского и прп. Евфимия Великого (ГИМ. Син. 393. Л. 194-217 об.); Жития и Завещания прп. Ефрема Сирина (Там же. 346. Л. 815-827 об., 397). С латыни Е. перевел сочинения Ж. Гоара - Наблюдения над чином Божественной литургии свт. Иоанна Златоуста и над последованием литургии Преждеосвященных Даров (ГИМ. Син. 190, 526).

http://pravenc.ru/text/187698.html

Иеромонах Арсений (Сергей Русинов), 46 лет, из духовного звания, пострижен 6.6.1892. Иеродиакон Сергий (Виталий Баев), 39 лет, из крестьян, пострижен 25.9.1899. Иеродиакон Иона (Иван Михайлов Шигаев), 33 лет, из крестьян, пострижен 24.6.1903. Иеродиакон Леонид (Лаврентий Антошенко), 35 лет, из крестьян, пострижен 8.8.1905. Монах Алексий (Антон Решетников), 43 лет, из крестьян, пострижен 28.8.1899. Послушник Димитрий Савченко, 34 лет, из крестьян. По кафедральному Чудову монастырю Благочинный, иеромонах Ферапонт (Петр Отрощенко), 39 лет, из крестьян, пострижен 12.12.1898. Духовник, иеромонах Иоасаф (Иоанн Цветков), 66 лет, из духовного звания, пострижен 14.6.1870. Иеромонах Платон (Евлампий Синадский), 39 лет, из духовного звания, пострижен в Высокогорской пустыни 6.3.1899. Иеромонах Анастасий (Алексей Воскресенский), 68 лет, из духовного звания, пострижен 4.4.1870. Иеромонах Кассиан (Павел Беляев), 54 лет, из мещан, пострижен 28.2.1896. Иеромонах Елпидифор (Харитон Максименко), 37 лет, из казаков, пострижен 3.4.1900. Иеромонах Серафим ( Николай Орлов ), 36 лет, сын псаломщика, пострижен 8.8.1904. Иеродиакон Севастиан (Адриан Васильев), 39 лет, из крестьян, пострижен 18.12.1901. Иеродиакон Михаил (Яков Яценко), 33 лет, из крестьян, пострижен 5.12.1903. Иеродиакон Григорий (Ксенофонт Богомольцев), 32 лет, из крестьян, пострижен 8.8.1905. Иеродиакон Василий (Иван Мартынов), 33 лет, из крестьян, пострижен 7.3.1905. Монах Зосима (Феодор Иджилов), 31 год, из поселян Бессарабской губернии, пострижен 22.3.1906. Послушник Феодор Бобков, 32 лет, из крестьян. Послушник Алексий Сакулин, 33 лет, из крестьян. Послушник Стефан Фендик, 30 лет, из крестьян. Послушник Алексий Монаенко, 30 лет, из крестьян. Послушник Димитрий Миронов, 66 лет, из крестьян. Предсказание 4 Когда в 1904 году у [Императора] Николая II родился Наследник, Государь приехал в Чудов монастырь, чтобы у мощей святителя Алексия, где он вымолил себе Сына, отслужить благодарственный молебен. [...] В то время в Чудовом монастыре был прозорливый старец – игумен Герасим 5 . Он и встречал Царя. Государь, целуя крест, сказал старцу: «Я приехал благодарить за рождение Сына», – на что отец Герасим, кропя Царя святой водой, прямо ему в глаза ответил: «Все равно ты последний в Роде», – а шедшей за Государем [Великой Княгине] Елизавете Феодоровне: «А тебя живой в колодец бросят». Государь побледнел, ничего не сказал. (Все это рассказала мне очевидица событий Евгения Леонидовна, в замужестве Четверухина [(1883 †1974)], бывшая в числе встречавших Царя. «На нас надели сарафан и кокошник, дали покрытое полотенцем резное блюдо с караваем хлеба и серебряной солонкой, – вспоминала Е. Л. – И когда мы услышали ответ старца Герасима, мы затряслись, чуть солонку не уронили».).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

764 Mateos. Célébration. P. 51 (по данным Евхология Crypt. Γ. β. VII, ΙΧ в., и Paris Gr. 330, XII в.); Parenti. L’Ektene. P. 304, 306 (по данным латинского перевода литургии свт. Василия Великого IX–X вв. из рукописи из Йоханнисберга и Евхология РНБ. Греч. 226, X в.). 765 См.: Parenti. L’ Ektenê. P. 305 (по данным латинского перевода литургии свт. Василия Великого IX–X вв. из рукописи из Йоханнисберга); Goar J. Εχολγιον sive rituale Graecorum... Venetia, 1730 2 . P. 154 (по данным кодекса Исидора Пиромалиса). 766 Например, Евхологии РНБ. Греч. 560, XV–XVI вв. (л. 24 об. – 25; ср. с мирной ектенией (л. 15), где поминаются сначала архиепископ, затем императоры); БАН. Дмитр. Греч. 1, XVI в. (л. 8; ср. с мирной ектенией (л. 2 об.), где поминаются сначала архиепископ, затем императоры), и 21, XVI в. (л. 35 об.; ср. с мирной ектенией (л. 31), где поминаются сначала архиепископ, затем императоры). 768 Евхологии РНБ. Греч. 561, 1532 г.;(л. 11 об.; ср. с мирной ектенией (л. 6), где поминается сначала архиепископ, затем «святая обитель сия»); БАН. Дмитр. Греч. 15, кон. XVI в. (сугубая ектения отсутствует, на мирной ектении (л. 5 об.) поминается сначала архиепископ, затем «святая обитель сия»). 769 Лишь в одной из семи просмотренных нами рукописей XVII в. – Архиератиконе БАН. РАИК. Греч. 189, 1623–1630 гг., – сохранено прошение за императоров (оно помещено после прошения об архиепископе в мирной ектении (л. 3); прошения сугубой ектении в этом Евхологии отсутствуют). 770 Евхологии БАН. РАИК. Греч. 27, 1626 г. (мирная ектения урезана; сугубая ектения: л. 23); РНБ. Греч. 236, 1633 г. (мирная ектения: л. 2 об. (сначала архиепископ, затем «святая обитель сия»); прошений сугубой ектении нет); РНБ. Греч. 704, 1635 г. (мирная ектения: л. 1 об. (сначала поминается архиепископ, затем обитель); сугубая ектения: л. 9 об.); БАН. РАИК. Греч. 23+135, 1660 г. (мирная ектения: л. 2 об. (сначала поминается архиепископ, затем обитель)); БАН. Дмитр. Греч. 24, 1670 г. (мирная ектения: л. 1 об. – 2 об. (сначала поминается архиепископ, затем обитель)); БАН. РАИК. Греч. 24, 2-я пол. XVII в. (мирная ектения литургии свт. Иоанна Златоуста : л. 2–2 об. (сначала поминается архиепископ, затем обитель); мирная ектения литургии свт. Василия Великого : л. 31 (сначала поминается архиепископ, затем «благочестивые и православные христиане»); сугубая ектения литургии свт. Иоанна Златоуста : л. 7 об. (сначала поминаются «благочестивые и православные христиане», затем архиепископ); сугубая ектения литургии свт. Василия Великого : л. 37 (сначала поминается архиепископ, затем «братия наша»)).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Иеромонах Даниил, из духовного звания, пострижен 1866 г. 11 дек., из Троицкого Лютикова мон. в Боровский Пафнутиев 1880 г. 15 сентября. Иеромонах Виталий, из купеческого звания, пострижен 1872 г. 13 апр. из. Белопесоцкого монас. Московск. епарх. 14 марта 1875 г. 1876 г. 13 мая рукоположен в иеромонаха. Иеромонах Пафнутий, из духовного звания, пострижен 1872 г. 29 июня, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии. В Боровском Пафнутиевом монастыре с 1871 г. 4 марта. Иеродиакон Амвросий, из духовного звания, пострижен 1872 г. 22 июня, а 8 июля рукоположен во иеродиакона. Иеродиакон Виктор, из духовного звания, пострижен 1866 г. 2 дек., из окончивших в Вифанской Дух. Семин., из Мещовского мон. в Боровский Пафнутиев 1880 г. 6 ноября. Диакон Никита Немешаев, из духовного звания. 17 дек. 1862 г. определен в число братии Боровского Пафнутиева монастыря. Монах Антоний, из мещан, пострижен 24 дек. 1867 г., принят в число послушников Боровского Пафнутиева мон. 1862 г. 29 янв. Монах Нифонт, из мещан, пострижен 1872 г. 22 июня, определен в число послушников 12 июня 1870 г. Монах Илиодор, из духовного звания, пострижен 1858 г. июля 20, из воспитанников Калужской Дух. Сем., из Троицкого Лютикова мон. перемещен в Боровский Пафнутиев 4 окт. 1874 г. Монах Пантелеймон, из крестьян, пострижен 1880 г. 16 июля. Монах Пафнутий, из солдат, пострижен 1884 г. 2 ноября. Послушник Николай Цыцын, из крестьян, поступил в Боровский Пафнутиев мон. 1877 г. 15 ноября. Просфорник. Больничные: Иеромонах Поликарп, из духовного звания, пострижен 1836 г. 28 февраля. Иеромонах Иосиф, из духовного звания, пострижен 1857 г. 20 окт., из воспитанников Калужской Духовной Семинарии. Иеромонах Митрофан, из духовного звания, пострижен 1860 г. 21 ноября, из воспитанников Калужской Духовной Семинарии. Вне штата: Игумен Марк, из духовного звания, пострижен 1857 г., 7 сент., из воспитанников Костромской Дух. Сем., проживает в Боровском Пафнутиевом мон. с 15 дек. 1879 г. Сверхштатные послушники, проживающие в этом монастыре:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

87–88). Это обстоятельство, может быть, независимо от самого факта открытия мощей, ускорило появление особой редакции летописного, и чисто некрологического повествования о кончине св. Феодора, внесенного впоследствии в Прологи (рукописные) и Четьи-Минеи. В нашем списке приведенного летописно-пролож. повествования Феодор не называется святым и чудотворцем и ни слова не говорится о его чудотворениях; в Румянц. списке и новой уже редакции этого повествования он также не называется еще чудотворцем, в дальнейших же списках и в том, который вошел в Макар. Ч.-Минеи (сент. стр. 1255), он именуется уже «новым чудотворцем», а в конце повествования к приведенному у нас здесь добавляется, что «чесныя мощи его источают реку чудес приходящим» (стр. 1257), – о чудесах затем и рассказывается (стр. 1257 и сл.). По поручению вел. кн. Uoahha III и митр. Филиппа, было составлено в 1471–73 г. новое житие св. Феодора иером. Спасского Ярославского монастыря Антонием; но это новое житие было лишь, в компилятивном, в витиеватом стиле, переделкой старого летописно-проложного повествования, причем, рассказ о преставлении святого взят из него целиком (ср. Мак. Ч.-М., стр. 1267 и сл.). Неизвестно, когда появилось другое древнее житие св. Феодора, составителем которого был мирянин Андрей Юрьев. Проф. Ключевский встретил это житие в единственном списке начала XVI в., мы имеем его в другом списке, в Кирилловском Прологе 1329, того же времени. По содержанию оно еще беднее Антониева фактическими данными из жизни св. князя, – это не житие, а скорее похвальное слово святому, с присоединением к нему летописно-проложного повествования о его кончине, и очень может быть, что оно также составлено было вскоре после открытия его мощей, так как св. Феодор называется здесь «новым чудотворцем». В XVII в. было составлено еще особое житие св. Феодора, внесенное в Степенную книгу (ч. I, 392–397). Преосв. Филарет замечает, что в Степенной Книге помещено житие, составленное Антонием, но «с переменами» (сент. стр. 295 прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.) Постриг свящ. Димитрия в иноческий чин с именем Михаил. Миниатюра Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 761 об.) В течение полутора лет со времени смерти свт. Алексия († 12 февр. 1378) М. являлся наместником митрополичьей кафедры и фактически исполнял функции ее главы (за исключением поставления епископов). На этот период приходится начало миссионерской деятельности свт. Стефана Пермского, к-рому М. оказывал всестороннее содействие. Коломенский еп. Герасим поставил Стефана во пресвитера «повелением» М. По приказу вел. князя свт. Киприан, направлявшийся в Москву после смерти митр. Алексия, был задержан и не допущен в город. Самоуправство М. вызывало осуждение со стороны авторитетных представителей рус. монашества (в т. ч. и прп. Сергия Радонежского), не одобрявших также усиление вмешательства великих князей в дела Церкви. С целью упрочить свое положение еще до митрополичьей интронизации М. с согласия и при поддержке вел. кн. Владимирского созвал Собор великорусских епископов. В соответствии с нормами канонического права Собор должен был поставить М. епископом. Однако этому плану решительно противодействовал еп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий свт. Дионисий , находившийся в конфликте с М. из-за чрезмерных амбиций последнего и объявивший о неправомочности подобного акта без санкции патриарха. Полемизируя с Дионисием, М. составил подборку изречений отцов Церкви «от Пчелы правоверия… еже о иноцех-властолюбцех» (найдена в 1863 И. И. Срезневским , текст не опубликован, совр. местонахождение рукописи неизвестно). Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.) Смерть архим. Михаила во время плавания в К-поль. Миниатюра из Лицевого из летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 775 об.) В кон. июля 1379 г.

http://pravenc.ru/text/2563620.html

Н. С. принадлежит авторство «Алфавита духовного слагательного» - сборника писем, посланий и предисловий (БАН. Арханг. Древлехран. 527. Л. 182-194; не опубл.; см.: Кукушкина. 1977. С. 118). В монастырском синодике сообщается, что Н. С. «преставися 1721 иулиа в 11 день на архимандричестве 29 лет всех лет 80» (ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об.). Ист.: Грамота патр. Адриана «Об учреждении в Антониево-Сийском монастыре архимандрии и назначении архимандритом иеромонаха Никодима»//АОКМ. Инн. КП 3601; Вкладная книга Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древлехран. 386. Л. 77 об.- 81 об., 86 об.- 87; Виршевая редакция Жития Антония Сийского//РНБ. СПбДА. A.II. 209; Житие Антония Сийского Исторической редакции//БАН. Арханг. Древлехран. 558, 559; Собр. Н. К. Никольского 220 и РНБ. ОСРК. Q. I.1303; Житие Феодосия Сийского//БАН. Арханг. Древлехран. 408. Л. 235-269 об.; Летописец Антониева Сийского мон-ря//БАН. Арханг. Древлехран. 375. Л. 92 об.; Собр. Арханг. семинарии. 186; Сийский иконописный подлинник//РНБ. ОЛДП. F. 88 и Толковый иконописный подлинник//БАН. Собр. Арханг. семинарии. 205; Синодик Антониево-Сийского мон-ря//ГААО. 3 (491). Син. Л. 11, 236 об. Лит.: Строев. Словарь. С. 216; он же. Списки иерархов. Стб. 821; Покровский Н. В. Лекции по церк. археологии, читанные студентам СПбДА в 1884/1885 г. СПб., 1884. С. 412; он же. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1895. Вып. 1. С. 13-14, 23; 1986. Вып. 2. С. 63-65, 70-73, 78, 84, 94, 100, 104, 107-108; 1897. Вып. 3. С. 111-113, 115, 122-123, 129-131, 139, 140, 147, 156, 159-160; 1898. Вып. 4. С. 162-163, 165, 168, 170, 174-175, 180, 182, 184, 187-188, 190, 197-198, 203-204, 209-211, 220-221; он же. О Сийском иконописном подлиннике: Реферат//Археол. изв. и заметки. М., 1897. 7/8. С. 257-258; он же. Очерки памятников христ. иконографии и искусства. СПб., 19002. С. 438-459; Титов А. А. Летопись Двинская. М., 1889. С. 62, 129; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. 52; Никодим (Кононов), иером.

http://pravenc.ru/text/2565604.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010