[Аввакум] Петров (20.11.1620, с. Григорово Закудемского стана Нижегородского у.- 14.04.1682, Пустозерск), протопоп (лишенный сана), крупнейший деятель раннего старообрядчества, расколоучитель. Основные сведения о своей жизни А. изложил в автобиографическом «Житии» и др. сочинениях. Род. в семье священника Борисоглебской ц. Петра († ок. 1636). Мать - Мария (в иночестве Марфа) - была, по словам А., «постница и молитвенница» и оказала большое влияние на религ. развитие сына. В 1638 г. А. женился на дочери местного кузнеца Анастасии Марковне (1628-1710), родившей ему 5 сыновей и 3 дочерей. Переехав в с. Лопатищи того же уезда, А. в 1642 г. был рукоположен во диакона, а в 1644 г.- во священника. Летом 1647 г. бежал с семьей от преследований местного «начальника» в Москву, где нашел поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева , после чего вернулся в свой разоренный дом в Лопатищах. С этого времени А. начал поддерживать активные контакты с кружком «ревнителей благочестия» и последовательно осуществлять их программу исправления нравов, из-за чего вступал в постоянные конфликты как с паствой, так и с властями. В мае 1652 г., спасаясь бегством от разъяренных прихожан, А. вновь направился в Москву, получил назначение в г. Юрьевец-Повольский, где был поставлен в протопопа. На новом месте А. вскоре восстановил против себя мирян и духовенство, был жестоко избит толпой и бежал в Кострому, оттуда в Москву. Здесь он начал служить в Казанском соборе, протопопом к-рого был его покровитель лидер «боголюбцев» Иван Неронов . Оказавшись в самой гуще событий, связанных с церковной реформой, проводимой Патриархом Никоном, А. после ареста Неронова (4 авг. 1653) стал во главе старообрядческой оппозиции реформам. Вместе с костромским протопопом Даниилом он написал несохранившуюся челобитную царю Алексею Михайловичу , где просил за Неронова, проводил последнего в ссылку, проповедовал с паперти Казанского собора; лишенный места, он служил в ц. св. Аверкия в Замоскворечье, а затем демонстративно совершал богослужения в «сушиле» во дворе Неронова, где и был арестован 13 авг. 1653 г. Закованный в цепи, А. был заключен в подземелье Андроникова мон-ря , где его били и морили голодом.

http://pravenc.ru/text/62574.html

Гаврилова Лидия Дмитриевна Родилась в 1905 г. В 1920-х гг. была регентом храма Саввы Освященного на Девичьем поле в Москве, настоятелем которого был ее духовный отец священник Александр Гомановский. Кроме того, она пела в хоре храма Николы в Плотниках на Арбате. В 1930-е гг. была арестована. Отбывала ссылку в Алма-Ате (г. Верный). С 1936 по апрель 1937 г. жила в г.Калязине, была келейницей о. Александра Гомановского. Во время войны, оставшись на оккупированной территории, Лидия Дмитриевна стала келейницей архимандрита Серафима (Климкова). В 1942 г. приняла тайный иноческий постриг с именем Лидия (по-видимому, постригал ее архимандрит Серафим (Климков) в Житомире). В 1945 г. арестована вместе с архимандритом Серафимом. Приговорена к 10 годам ИТЛ. После заключения жила в Канске в ссылке. Там получила письмо от Владыки Афанасия с его фотокарточкой и ответила ему. После освобождения поселилась в Житомире, где много лет управляла левым хором в кафедральном соборе. С 1956 г. установилась постоянная переписка Лидии Дмитриевны с епископом Афанасием, которого считала своим духовным отцом. Лидия Дмитриевна глубоко чтила память Владыки и почти до самой своей кончины ежегодно в день памяти епископа Афанасия, 28 октября, приезжала в Троице-Сергиеву лавру, чтобы быть на панихиде, совершаемой архимандритом Кириллом (Павловым) . В 1994 г. скончалась в Житомире после тяжелой болезни. 1. 21 сентября 1955 г. Пр[аздник] Рождество Богородицы. Ваше Пр[еосвященст]во, Преосвящ[еннейший] Владыко, благословите! Не знаю, как и писать, с чего начинать и как обращаться? Так давно я не писала и не разговаривала, что совершенно одичала. Простите меня, я буду к Вам обращаться просто, как умею, от всего сердца. Родной, незабвенный Вл[ады]ко, не нахожу слов, чтобы выразить Вам свою благодарность. Сердце мое так все преисполнено глубокой благодарностью, и умилением, и утешением, что не знаю, как это выразить словами. Кланяюсь Вам ниже земли и бесконечно благодарю Вас за Вашу любовь и память обо мне, недостойной.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Документ, принятый Собором 10 Поместных Православных Церквей, проходившим 16-27 июня на греческом острове Крит Вклад Православной Церкви в достижение мира, справедливости, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой и прочих дискриминаций « Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:16). Церковь Христова живет « в мире », но она « не от мира » (ср. Ин. 17:11 и 14-15). Церковь как Тело воплотившегося Бога Слова (свт. Иоанн Златоуст, Беседа перед отправлением в ссылку , 2, PG 52, 429) является живым «присутствием», знамением и образом Царствия Троичного Бога в истории, благовествуя о « новой твари » (2 Кор. 5:17), о « новом небе и новой земле, на которых обитает правда » (2 Петр. 3:13), о мире, в котором « отрет Бог всякую слезу с очей людей, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет » (Откр. 21:4-5). Этим чаянием Церковь уже живет и предвкушает его в особенности при совершении Божественной Евхаристии, собирая « вкупе » (1 Кор. 11:20) рассеянных чад Божиих (Ин. 11:52) без различия расы, пола, возраста, социального или иного положения во единое тело, где « нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского » (Гал. 3:28, ср. Кол. 3:11), в единую реальность примирения, мира и любви. Этим предвкушением «новой твари», преображенного мира Церковь живет также в лице своих святых, которые путем подвижничества и добродетели во Христе уже в этой жизни явили образ Царствия Божия, доказывая и подтверждая тем, что чаяние мира, справедливости и любви – не утопия, а « осуществление ожидаемого » (Евр. 11:1), достижимое по благодати Божией и посредством духовного подвига человека. Находя постоянное вдохновение в этом чаянии и предвкушении Царствия Божия, Церковь не остается безучастной к проблемам человека в каждую эпоху, но разделяет его озабоченность и насущные проблемы, принимая на себя, подобно своему Господу, боль и раны, причина которых – действующее в мире зло, и, подобно доброму самарянину, словом « терпения и утешения » (Рим. 15:4, Евр. 13:22) и действенной любовью возливая на раны его елей и вино (Лк. 10:34). Ее слово, обращенное к миру, имеет целью в первую очередь не судить и осуждать мир (ср. Ин. 3:17 и 12:47), но предложить ему в качестве руководства Евангелие Царствия Божия, надежду и уверенность в том, что последнее слово в истории не за злом, под каким бы видом оно ни выступало, и что нельзя позволять ему направлять ее ход.

http://pravmir.ru/missiya-pravoslavnoy-t...

Закрыть itemscope itemtype="" > Белорусский экзархат перешёл на сторону противников власти? Митрополит Павел посетил в больнице пострадавших участников беспорядков 18.08.2020 2388 Время на чтение 3 минуты Вчера состоялся пастырский визит митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, в больницу скорой медицинской помощи города Минска, сообщает сайт Экзархата. В настоящее время часть пациентов больницы — люди, получившие травмы во время акций протеста, прошедших в начале минувшей недели. Среди них как участники митингов, так и случайные люди. В больнице находятся также поступившие со следами избиений и тяжких телесных повреждений из изолятора временного содержания на улице Окрестина. Пострадавшим людям нанесен сильный физический и психологический ущерб. Патриаршего экзарха сопровождали: протоиерей Кирилл Шолков, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви, и протоиерей Виктор Резанович, настоятель прихода храма святителя Луки Крымского в городе Минске, на постоянной основе окормляющий персонал и пациентов больницы скорой медицинской помощи. Владыку Павла и сопровождающих его лиц встретили сотрудники больницы во главе с главным врачом Андреем Владимировичем Борисовым. Призвав Божие благословение на благородные труды медиков, Патриарший экзарх вручил всем иконки врача-страстотерпца Евгения Боткина, лейб-медика императорской семьи, добровольно последовавшего в ссылку и принявшего мученическую кончину в 1918 году. Посетив палаты, владыка сообщил всем пострадавшим, что в Белорусской Православной Церкви возносят молитвы об их скорейшем выздоровлении, и выразил надежду на справедливое расследование преступлений, совершённых в ходе недавних протестных акций. «Держитесь, поправляйтесь и не падайте духом!» — пожелал пострадавшим митрополит Павел. Патриарший экзарх напомнил, что Церковь, находясь вне политики, в то же время осуждает любое насилие, пребывает вместе со всеми людьми, разделяет их боль, сопереживает их страданиям, молится о них и о их близких.

http://ruskline.ru/politnews/2020/08/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Юные годы Царя Михаила Феодоровича Романова до восшествия его на Русский Престол в марте 1613 года К 85-летию русского поэта 19.05.2017 927 Время на чтение 11 минут От редакции. 20 мая исполнилось бы 85 лет замечательному русскому поэту, монаху Лазарю (в миру - Виктор Васильевич Афанасьев). Монах Лазарь преставился 5 марта 2015 года, погребен в Оптиной Пустыни. Его супруга, а после пострига келейница филолог Наталья Ефимовна Афанасьева, добрый друг и постоянный автор «Русской народной линии», прислала нам письмо, в котором, в частности, пишет: «Очень хотелось бы в этот день почтить его память. У о. Лазаря как у большого русского поэта были не только стихи, но и поэмы, одну из которых я посылаю Вам. Она написана о том, что волновало о. Лазаря, пожалуй, более всего, - о судьбе России, о том, что она чудесным образом возрождается Божией помощью и силой русского духа после самых страшных испытаний. Буду благодарна, если Вы напечатаете эту еще неизданную поэму на РНЛ». С удовольствием это сделаем. Надеемся, что в сегодняшний день не одно русское сердце с благодарностью вспомнит почившего поэта и вздохнет молитвенно ко Господу о упокоении его души в Селениях Праведных. 1. На всё ради власти готов, Казнивший соперников люто, Тщеславный Борис Годунов Довёл государство до смуты. То путь был смертей и обид,- Неправых гонений, печали, Царевич Димитрий убит, Романовы в тяжкой опале. У них было право на трон, - И будут на нём они вскоре, Но Богом им путь предрешен Пройти через муки и горе. Романовы братья, все пять, Страдания чашу испили. Отец Михаила и мать Насильно пострижены были. И вот он в пять лет сирота И тоже гоним (он - Романов!), И едет он в ссылку, в места Морозов, метелей, туманов. Он в Горицах с теткой живет, В смиренной обители женской, Тяжел ему был этот год В чужбине, в глуши деревенской. Его не забыл Годунов, Грехом властолюбия мучась, Ему повторить он готов Царевича Дмитрия участь. Но только не в монастыре... И тетку он с мальчиком вместе

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/20/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕФРЕМ (посл. четв. V в., г. Амида (ныне Диярбакыр, Турция) - 545), свт. (пам. 8 июня), патриарх Антиохийский (с 526), богослов-полемист. Происходил из знатной сироязычной правосл. семьи (родители - Аппиан и Мака). В молодости начал делать гос. карьеру: был главным казначеем империи (comes sacrarum largitionum - Downey. 1938. P. 364) и достиг одной из высших должностей - должности комита Востока (comes Orientis, 522-526, с кратким перерывом в 525), к-рый обладал верховной гражданской и военной властью на всем востоке Римской империи. В качестве комита Востока принял жесткие меры к обузданию беспорядков, учиняемых цирковой партией венетов. Славился справедливостью, неподкупностью, мудростью, находчивостью ( Zach. Rhet. Hist. eccl. VIII 4), милосердием и сострадательностью ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 37). В 526 г. столицу востока империи Антиохию поразило страшное землетрясение, продолжавшееся с перерывами в течение года, сопровождавшееся пожарами и многочисленными разрушениями. Е. руководил восстановлением города. Во время землетрясения (29 мая 526) погиб патриарх Антиохийский Евфрасий , и вместо него народ и клир Антиохии избрали патриархом Е. Это избрание, осуществленное против воли Е., было затем одобрено имп. Юстином I и его соправителем имп. св. Юстинианом I . Выбор Е. патриархом, вероятно, был обусловлен необходимостью концентрации политической и религиозной власти в Сирии ввиду постоянной персидской угрозы и внутреннего религиозного раскола населения на сторонников и противников Вселенского IV Собора (Халкидонского). О первых 10 годах патриаршества Е. известно мало. В духе политики имп. Юстина, а затем имп. св. Юстиниана представители монофизитской (см. Монофизитство ) иерархии были отправлены им в ссылку и заменены православными. При проведении мер против монофизитов Е. задействовал войска. От своих противников он получил презрительное прозвище Иудей. Во время его патриаршества город страдал от восстаний (529 и 531), землетрясений (528, 531, 534) и чумы (542). Е. приходилось участвовать наравне с гражданской властью в ликвидации последствий этих событий. В 529 г. он выкупал пленных, попавших в руки арабов. В 537 или 538 г. им было закончено восстановление разрушенной во время землетрясения Великой ц. Антиохии.

http://pravenc.ru/text/182075.html

Моя автобиография. Груздев Павел Александрович, родился 3 августа 1911 г. 6 Яросл. обл. Мологский р-н деревня Борок. Рядом с нашей деревней находился Мологский Афанасиевский женский монастырь 7 , в котором проживали три мои родные тетки: монахиня Евстолия и инокини Елена и Ольга 8 . Под ихним наблюдением я получил христианское воспитание и любовь к Святой Церкви. Юношество свое я провел в кругу своих родных 9 и в упомянутой обители, где пас коров, звонил на колокольне и приучался к чтению в храме. После ликвидации Афанасиевского монастыря 10 31 марта 1929 г. с благословения игумении Августы (Феоктисты Неустроевой) 11 я переехал на жительство в г. Новгород Ленинградской обл. где и работал на судостроительной верфи Деревяницы 12 , возле Спасо-Преображенского Варлаама Хутынского мужского монастыря 13 , где в свободное от работы время пел и читал на клиросе, звонил на колокольне и т.д. В 1932 г. возвратился на родину к родителям и работал до 1938 г. в Государственной Селекционной станции (бывший Афанасиевский монастырь) 14 на скотном дворе. В 1938 из затопляемой зоны 15 наша семья переехала в г. Тутаев, где я устроивал свой дом и ходил в храм 16 на клирос, где пел и читал, а иногда пономарил: 13 мая 1941 г. был арестован по обвинению группа церковнослужителей, возглавляемая Архиепископом Варлаамом Ряшенцевым 17 . По статье 58, часть 1, пункт 10–11 судом приговорен к 6 лет исправительно-труд. лаг. По отбытии срока вернулся на родину, где работал на сенопресе в качестве рабочего. В свободное время постоянно ходил в церковь святителя Леонтия, где пономарил, читал и пел на клиросе. 1 декабря 1949 за старые преступления был сослан на вольную ссылку без лишения прав гражданства, без определенного срока в г. Петропавловск Северо-Казахстанской области 18 , где все время работал чернорабочим Облстройконторы, и опять же в свободное время всегда ходил в собор св. Апостолов Петра и Павла, где был уставщиком и чтецом на клиросе. 20 августа 1954 г. вызван в спецкомендатуру МГБ, где было объявлено, что все поселение и ограничение с меня снято, могу жить и работать где угодно и как угодно. По прибытии к родителям и побывав в некоторых храмах Ярославской обл. и убедивши, что именно жатвы много, а делателей мало, если будет Ваше Архипастырское благословение и воля, то рукоположите и назначьте меня священником в какой-либо приход по Вашему усмотрению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

поиск:   разделы   рассылка Андрей Зайцев Во что верил Ленин " Владимир Ульянов смотрел на религию и Церковь с точки зрения целесообразности, доходящий до цинизма " Источник:  Нескучный сад 89 лет назад умер один из создателей советского государства, вскоре после прихода к власти развязавший жестокие гонения на Церковь. Чтение воспоминаний о Владимире Ульянове и его статей дает возможность изучать новейшую историю из первых рук и позволяет самому создать портрет человека, изменившего судьбы мира. При создании такого образа невозможно обойти тему веры и отношения к Богу. Своя вера На первый взгляд, отношение Ленина к вере и Церкви не требует никакого изучения. Достаточно процитировать знаменитые строки из письма Владимира Ульянова к Горькому, написанные в 1913 году: Богоискательство отличается от богостроительства или богосозидательства или боготворчества и т. п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего. Говорить о богоискательстве не для того, чтобы высказаться против всяких чертей и богов, против всякого идейного труположства (всякий боженька есть труположство – будь это самый чистенький, идеальный, не искомый, а построяемый боженька, все равно), – а для предпочтения синего черта желтому, это во сто раз хуже, чем не говорить совсем. После таких слов отпадает всякая охота читать ленинские тексты на тему религии. Однако дело обстоит далеко не так просто, как кажется. Начнем с того, что Ленин, как и Троцкий или Крупская, были людьми религиозными, верующими. Другое дело, что объектом для поклонения служила не традиционная религия, а идея " перманентной революции " для Троцкого, просвещения и помощь рабочим и крестьянам для Крупской, или вера в себя самого, как в человека, способного изменить ход истории для Ленина. Отношение к Володе Ульянову как к человеку исключительных способностей сформировалось еще во время его отрочества. В отредактированных в угоду линии партии воспоминаниях его жены и родных перед читателем предстает сверхчеловек. Он способен в кратчайшие сроки выучить латинский язык и помочь старшей сестре Анне поступить на Высшие женские курсы. С юности Ленин обладает феноменальной работоспособностью, способен подчинять и вести за собой окружающих. Иногда стремление показать гениальность основателя советского государства приобретает комические и одновременно грустные формы: обладавшая очень хорошим стилем, наблюдательностью и чувством слова Надежда Крупская, в своих воспоминаниях постоянно называет Ленина " Владимир Ильич " или " Ильич " . Это особенно режет слух в первой части воспоминаний. Надежда Константиновна приехала к Ленину в ссылку в Шушенское, они повенчались. Поверить в то, что жена всегда называла мужа " Владимиром Ильичом " , может лишь очень наивный читатель.

http://religare.ru/2_99221.html

Разделы портала «Азбука веры» Алармизм (от ст.-фр. à l’arme — «к оружию», через английское alarmism — «паникёрство») — паническое состояние о положении дел внутри земной церкви или вне её. Противоположная крайность — розовое христианство , экуменизм . Проявления алармизма — секты; расколы; христианские сайты, специализирующиеся исключительно на сборе негатива о церковных людях и особенно архиереях. Если Бог за нас, то кто против нас? ( Рим.8:31 ) Между алармизмом и беспечностью С. Худиев Алармизм, или, как мы еще можем сказать, паникерство — проблема, которая нередко возникала в истории Церкви, реальна она и сейчас. Людей охватывает убеждение, что наш мир уже полностью захвачен силами зла, церковная иерархия отпала от истины, надо бежать и прятаться в землянку перед лицом неизбежного явления антихриста. Антихрист, раздающий свои печати, видится в штрих кодах, ИНН, прививках от болезней, сети вышек 5G и в чем угодно еще. Библия, конечно, говорит о грядущем появлении антихриста, и о реальности духовных сил зла, и постоянно призывает нас к бодрствованию. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ) — говорит святой Апостол Петр. Как отличить христианскую бдительность от болезненного паникерства? Этот важный вопрос стоит рассмотреть подробнее. Светский Алармизм В самом по себе алармизме нет ничего специфически христианского. Интернет полон панических сообщений и теорий заговора. Есть множество публикаций, которые раскрывают перед нами козни каких-нибудь рептилоидов или обещают глобальную катастрофу. У тяги людей к таинственному и страшному есть несколько вполне понятных причин. Мы гораздо быстрее обращаем внимание на плохие новости. Это понятно — игнорировать хорошие известия вполне безопасно, а вот пропустить реальную угрозу — нет. Поэтому внимание людей легче привлечь чем-то пугающим. Это особенно заметно в интернете, где различные сайты борются за внимание пользователей сети — и изо всех сил стараются заставить их кликнуть на ссылку.

http://azbyka.ru/alarmizm

Скачать epub pdf СМЕРТЬ Смерть – избавление от дурной бесконечности греховной жизни падшего человека Человек подвергся смерти, но и в этом случае Бог оказал ему великое благодеяние, именно тем, что не оставил его вечно пребывать во грехе. Бог изгнал человека из рая, как бы в ссылку, чтобы человек в течение известного времени очистил свой грех и, вразумленный наказанием, снова возвращен был в рай. Если в сосуде, только что сделанном, обнаружится недостаток, его переливают или переделывают, чтобы он стал новым и целым; то же бывает и с человеком в смерти. Для того он и сокрушается ее силой, чтобы во время воскресения явиться здоровым, то есть чистым, праведным и бессмертным. Феофил Антиохийский ( 113, 239 ). После своего падения первый человек жил еще многие сотни лет. Но не солгал Бог, когда сказал: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), ибо потому, что человек отпал от истинной жизни, над ним в тот же день исполнился приговор смерти, а через несколько лет после постигла Адама и смерть телесная. Святитель Григорий Нисский ( 113, 240 ). За грех Господом благодетельно установлена смерть, Адам изгоняется из рая, чтобы не смел более прикасаться к древу, постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно. Значит, изгнание из рая есть более дело попечительности Божией о человеке, нежели гнева ( 113, 239 ). Хотя прародители жили еще много лет, но как только услышали, что они: «прах ты и в прах возвратишься» ( Быт. 3, 19 ), сделались смертными, и с тех пор можно было сказать, что они умерли. В этом смысле и сказано в Писании: «в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» ( Быт. 2, 17 ), то есть вы услышите приговор о том, что с этих пор вы уже смертны. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 240 ). Смертью Законодатель останавливает распространение греха и в самом наказании являет человеколюбие. Так как Он, давая заповедь, с преступлением ее соединил смерть, и поскольку преступник подпал этому наказанию, Он и устраивает так, что самое наказание служит спасению. Ибо смерть разрушает нашу животную природу и таким образом, с одной стороны, останавливает действие зла, а с другой – избавляет человека от болезней, освобождает от трудов, прекращает его скорби и заботы и заканчивает страдания. Таким-то человеколюбием растворил Судия самое наказание. Святитель Кирилл Александрийский ( 113, 629 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010