Xeropot. 308, 1676 г.). Он считается автором неск. дидактических песнопений, относящихся к корпусу упражнений Пападики - «метода составления параллаги метрофонии и мелоса, всеполезнейшего» (Μθοδος τς συνθσεως τς παραλλαγς μετροφωνας τε κα μλους πνυ φλιμως), демонстрирующего многочисленные варианты мелодического движения вверх и вниз по ступеням и со скачками: «Так поднимаешься, так спускаешься» (Νε, οτως ον νβαινε, οτω κα κατβαινε) 4-го плагального гласа (Ath. Karakal. 237, 2-я пол. XVII в.; Ath. Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.; 998, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Ath. Pantel. 1008, посл. четв. XVII в.; Cutl. 397, сер. XVIII в.; 449, ок. 1700 г.; Ath. Ivir. 983, 1762 г.; Ath. Xeropot. 317, нач. XVIII в.), «Святая Троице, помози мне» (Αγας Τρις βοθησν μοι) 2-го плагального гласа νενανο (Ath. Ivir. 987, после 1731 г.; Ath. Xen. 123, 2-я пол. XVIII в.; Ath. Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711), «Начало гласов здесь» (Αρχου τν χων νταθα) 4-го плагального гласа (Ath. Ivir. 987, 1731 г.; Ath. Ath. Laur. Μ 45, XVIII в.), «Владычице Богородице, помози мне» (Δσποινα Θεοτκε βοθησν μοι) 2-го плагального гласа (Ath. Laur. Ε 128, 1741 г.). В рукописи XVI в. (Ath. Laur. E 6) Г. Б. А. назван «мудрейшим» (σοφτατος). Его сочинения характеризуются современниками как «превосходные, искусные, сложные, чудесные», многие из них переписывались в поствизант. период. Впосл. кратимы Г. Б. А. 2-го плагального и 4-го плагального гласов, стихиры вмч. Георгию, св. Марии Магдалине, Преображению, Успению были переписаны хартофилаксом Хурмузием с помощью нотации Нового метода (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 711, 1817 г.; 722, 1819 г.; 731, s. d.; 732, s. d.; 734, s. d.). Лит.: Vogel M. , Gardthausen V. Die griechische Schreiber des Mittelalters und der Renaissance. Lpz., 1909. Hildesheim, 1966r. S. 92; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Ιωννης Κουκουζλης μαστωρ κα χρνος τς κμς ατο//ΕΕΒΣ. 1935. Τ. 14. Σ. 26-27; Πατρινλης. Πρωτοψλται. Σ. 71; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας; idem . Η κκλησιαστικ μουσικ το Ελληνισμο μετ τν Αλωση (1453-1820): Σχεδασμα στορας . Αθναι, 1999 . Σ. 18; Στθης. Χειργραφα; Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1977r. Σ. 292, 370; Герцман Е. В. Греческие муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1; Χαλδαικης Α. Ο Πολυελος στν Βυζαντιν κα μεταβυζαντιν μελοποια //Ιδρυμα βυζαντινς μουσικολογας Μελται. Τ. 5/Εκδ. παρ το Γ. Στθη. Αθναι, 2003. Σ. 436, 714. И. В. Старикова, М. Александру Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166823.html

Известно, что у К. К. были брат мон. Агафон Коронис (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 119; РНБ. Греч. 711. Л. 21, XVIII в., и др.), также мелург (см. его сочинения в ркп. Athen. Bibl. Nat. 2458) и, возможно, писец 2 датированных немузыкальных рукописей - Vat. gr. 22 (1337 г.) и Ath. Iver. 374 (1345 г.) ( Conomos. 1985. P. 78), и сын Мануил, мелург (см. примеч. в ркп. кон. XV в. Athen. Bibl. Nat. 899 (Fol. 16)) и протопсалт (см. указание в ркп. кон. XV в. Sinait gr. 1527 (Fol. 281v)). В рукописях встречаются высокие оценки творчества К. К. Напр., его последователь лампадарий Иоанн Клада (2-я пол. XIV - нач. XV в.) написал хвалебные стихи на «метод кратим» К. К., в к-рых отметил его искусность (Ath. Xeropot. 307. Fol. 25-28, 1767-1770 гг.). Встречаются также такие характеристики этого мелурга, как «удивительный» (Ath. Dionys. 570. Fol. 151, кон. XV в.), «сладкий» (Ath. Pantel. 925. Fol. 235, кон. XVII - нач. XVIII в.), «учитель учителей» (Ibid. 901. Fol. 94v, 1734 г.). В т. н. каталоге мелургов в рукописи Ath. Xeropot. 318 (нач. XIX в.) он назван «искуснейшим и упоительным» (δειντατος κα δτατος - fol. 140-143v). К. К. создал многочисленные сочинения в различных жанрах: аллилуиарии на разные гласы, стихи полиелея , аниксандарии , причастны , стихиры (в т. ч. матимы ), херувимские песни , кратимы , которые распространялись в рукописной традиции 2-й пол. XIV-XIX в. (Ath. Laur. Μ 1262, 1377 г.; Μ 1163, XIV в.; Sinait. gr. 1276, XIV в.; Ath. Chil. 318, XIV в.; Athen. Bibl. Nat. 2456, XIV-XV вв.; Ath. Iver. 973, нач. XV в.; 985, 1425 г.; 993, сер. XVII в.; 991, 1670 г.; Ath. Cutl. 456, 1443 г.; 446, 1757 г.; РНБ. Греч. 126, 1-я пол. XV в.; 130, нач. XVII в.; Ath. Konstamon. 86, 1-я пол. XV в.; БАН. РАИК. 154, 1430 г.; 30, посл. четв. XVI в.; Lesb. Leim. 289, 1-я пол. XVI в.; 459, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; Ath. Doch. 379, 1-я пол. XVII в.; 337, 1764 г.; 349, 1804 г.; Ath. Paul. 16, нач. XVIII в.; 128, сер. XVIII в.; Ath. Xeropot. 317, нач. XIX в., и др.). Рукопись Athen. Bibl. Nat. 2406 (1453 г.) можно назвать «собранием сочинений» К. К., поскольку здесь его творчество представлено в наиболее полном виде.

http://pravenc.ru/text/2462105.html

Самые ранние Ирмологионы, непосредственно связанные с Киево-Печерским мон-рем, относятся ко 2-й четв. XVII в. О принадлежности этому мон-рю ряда певч. сборников могут свидетельствовать имеющиеся в них гравюры, известные также по книжным изданиям обители (НБУВ ИР. Ф. 301. 350п, 2-я четв. XVII в.; 85л, 1629 г.; см.: Ясиновський. 1996. С. 68). Нек-рые экземпляры были написаны вне мон-ря, но со временем стали его собственностью: это Ирмологионы киевского (НБУВ ИР. КПЛ. 33п, 34п) и смежных (Там же. 30п, 35п; Ф. 312. 114/644с) регионов, а также сборники российского происхождения: Ирмологион московского Симонова Нового в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (Там же. 38п), Осмогласник из с. Жданова Смоленской губ. (Там же. Ф. 305. 226) и др. В ряде укр. Ирмологионов XVIII-XIX вв., составленных как в Киево-Печерской лавре, так и в других местах, отмечена их принадлежность разным храмам и частям обители: Великой Успенской ц. (НБУВ ИР. Ф. 1. 5385, 20-е гг. XVIII в.; 5394, 20-30-е гг. XVIII в.; 5396, 20-30-е гг. XVIII в.; НКПИКЗ. Кн. 2084, 1852 г.; 2087, 1852 г.; 855, XIX в., 879 и 2874, оба - 1854 г.), Дальним пещерам (НБУВ ИР. Ф. 30. 20, 80-е гг. XVIII в.), Ближним пещерам прп. Антония (Там же. Ф. 1. 5390, кон. XVIII в.), ц. Рождества Богородицы Дальних пещер (Там же. КПЛ. 36п; Ф. 30. 17), просфорне (Там же. Кир. 876п; см.: Прилепа. 2011. С. 177), Никольскому Больничному монастырю (НБУВ ИР. Ф. 1. 5392, 20-30-е гг. XVIII в.; 5386, после 1768-1770 гг.), Феодосиевской ц. (Там же. КДА. 91л). Несмотря на то что на Украине нотопечатание началось с 1700 г., в Киево-Печерской лавре до нач. XX в. придерживались рукописной нотной традиции. С посл. трети XVII в. в мон-ре периодически печатали ненотированные Октоихи ( 1670, 1699, 1704, 1739, 1768, 1797) и ненотированные Ирмологионы (1674,1698, 1753, 1769, 1778, 1791), что указывает на устную традицию монашеского пения. Большое значение имела ориентация на распевание богослужебных текстов по ненотированным богослужебным певч. книгам - по памяти. Такое исполнение передавало живой опыт многовековой монастырской молитвы. В рукописных певч. памятниках К.-п. н., с одной стороны, частично запечатлена древняя устная традиция, с другой - зафиксированы более поздние формы песнопений, в к-рых отражены исторические особенности их бытования.

http://pravenc.ru/text/1684521.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ТРАПЕЗУНДСКИЙ [Яннакис; греч. Ιωννης Τραπεζοντιος, Γιαννκης] (посл. четв. XVII в. или нач. XVIII в., Трапезунд - 1770), протопсалт Великой ц., греч. мелург, кодикограф. Сведения о жизни и деятельности И. Т. сохранились в рукописных источниках и в «Большом теоретиконе музыки» (1832) митр. Хрисанфа из Мадита. Вероятно, прежде, чем приступить к исключительно муз. деятельности (или параллельно с ней), И. Т. учился в богословской школе на о-ве Патмос, где общался с известным просветителем прп. Макарием Патмосским († 17 янв. 1737) и иером. Трифоном из Мецово, преподававшим на Патмосе. Это следует из переписки прп. Макария с учениками школы (известной по рукописи Ath. Iver. 136), в т. ч. с неким Иоанном, по-видимому И. Т. Там же сохранилось письмо Иоанна некоему Георгию, написанное пятнадцатисложником и содержащее тропари на подобны «Доме Евфрафов» и «Небесных чинов», в к-рых сказано, что автор письма, чтец и «призренный и жалкий гражданин Триполи» (Понт), составил их «в 1700-й год Спасителя, первого числа месяца гамилиона, находясь в Долиане». Если этот Иоанн, имеющий склонность, как следует из письма, к занятиям гимнографией и церковной музыкой, и И. Т.- одно и то же лицо, то протопсалт родился как минимум на 15 лет раньше общепринятой даты (нач. XVIII в.). В кон. XVII или в нач. XVIII в. буд. К-польский патриарх Кирилл V также учился в Патмосской школе, где, возможно, и начались его многолетние дружеские отношения с И. Т., в результате к-рых во время 2-го Патриаршества (1752-1757) Кирилл поручил И. Т. выполнить «экзегетическую» запись нек-рых песнопений. Иоанн Трапезундский. Миниатюра из Анфологии Пападики. 1815 г. (Ath. Laur. H. 178. Fol. 1) Иоанн Трапезундский. Миниатюра из Анфологии Пападики. 1815 г. (Ath. Laur. H. 178. Fol. 1) Митр. Хрисанф из Мадита сообщает ( Χρσανθος. Σ. XXXVII. Σημ. 3; и вслед за ним др. историки), что И. Т. «вначале стал золотых дел мастером (ювелиром - χρυσοχος)».

http://pravenc.ru/text/471515.html

Ириней (Братанович), еп. Вологодский и Устюжский. Портрет. Посл. четв. XVIII в. (ВГИАХМЗ) (Братанович [Братановский] Иоанн; июнь 1725, с. Барышевка Переяславского полка - 23.04.1796, Вологда), еп. Вологодский и Устюжский. Дядя по матери архиеп. Астраханского Анастасия (Братановского-Романенко) . Во время обучения в Киево-Могилянской ДА Братанович был пострижен в монашество, по окончании курса рукоположен во диакона и оставлен преподавателем (1752) начальных классов (аналогии, инфимы и синтаксимы). В 1754 г. в Киеве И. был рукоположен во иерея. Указом Святейшего Синода от 23 янв. 1755 г. И. вместе с В. Каллиграфом (впосл. архим. Владимир) был направлен в московскую Славяно-греко-латинскую академию, преподавал философию, служил проповедником. Ректор архим. Иоасаф (Хотунцевский) писал в Синод, что И. «в своем деле поступает ревностно и может впредь быть с пользою Церкви Божией» (ОДДС. Т. 34. С. 312). В авг. 1758 г. И. был определен префектом академии. За труды награжден мантией с зелеными скрижалями. В 1756-1761 гг. регулярно совершал богослужения и проповедовал в Успенском соборе Московского Кремля, в т. ч. ежегодно 18 дек.- в день рождения имп. Елизаветы Петровны и 25 апр.- в день ее коронования ( Скворцов. 1914. С. 118-121, 164-170). В апр.-мае 1759 г. «за слабостию здоровия» И. был уволен от преподавания в академии (с ходатайством о награждении) и направлен в распоряжение митр. Московского Тимофея (Щербацкого) . Вероятно, в нояб. того же года И. был назначен настоятелем Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря в сане игумена и членом Московской духовной консистории. При И. в обители была построена 3-ярусная колокольня (архит. И. П. Жеребцов), открыт монастырский «чумной госпиталь». В 1760-1762 гг. И. несколько раз обращался в духовную консисторию с просьбами о выводе из обители солдат, колодников, умалишенных и инвалидов, «чинивших буйство и беспорядки». 10 авг. 1762 г. И. был назначен настоятелем брянского во имя св. апостолов Петра и Павла мон-ря в сане архимандрита, летом 1770 г. проходил чреду священнослужения в С.-Петербурге, 4 авг. того же года возглавил ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев монастырь . По поручению Синода вел следствие по жалобам мон. Израиля на притеснения и избиения, чинимые братией и соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры Германом, временно исполнявшим настоятельскую должность в Иаковлевском монастыре (ОДДС. Т. 50. С. 481-486).

http://pravenc.ru/text/674003.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МЕЛЕТИЙ СИНАИТ [Критский, Новый; греч. Μελτιος Συνατης Κρς, νος] (посл. треть XVIII в.), иером., греч. мелург. Из произведений М. С. известны: полиелей «Раби Господа» на 4-й плагальный (8-й) глас (написан между 1765 и 1780 гг.- Χαλδαικης. 2003. Σ. 910; см. рукописи: Meteor. S. Stephan. 66. Fol. 45-63, 3-я четв. XVIII в.; Taxiarch. 4. Fol. 55-63, 1770-1790 гг.; Athen. Bibl. Nat. 962. Fol. 199-212; Ath. Xen. 123. Fol. 202-213, обе - 2-я пол. XVIII в.; Ath. Xeropot. 330. Fol. 136-143v, 1781-1782 гг., и др.; транскрипция в нотации Нового метода в автографе протопсалта Григория: Athen. K. Psachou. Fakelos 4. Fol. 80v - 94, XIX в.), пасапноарии (стихи на утрене перед Евангелием) на 1-й плагальный (5-й) глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 154-155v; Lesb. Leim. 341. Fol. 82-84v, 1790-1793 гг.; Ath. Doch. 359. Fol. 134-137, кон. XVIII в., и др.), богородичен ( матима на Акафист) «Цвет Неувядаемый» (Ρδον τ μραντον) на 4-й глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 349-351; 365. Fol. 185v - 189, кон. XVIII в.; БАН. РАИК. 45. Л. 484 об., посл. треть XVIII в.; Taxiarch. 4. Fol. 115-117v, и др.), великое славословие на 1-й глас (БАН. РАИК. 45. Л. 484 об.; Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 125-127, 1805 г., и др.), калофонические ирмосы на 4-й плагальный глас «Ангели и небеса» (Αγγελοι κα ορανο), «Ужасеся всяк слух» (Εφριξε πσα κο) и «Богородице Приснодево» (Θεοτκε ειπαρθνε) (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 398-399v), матимы-троичны на 4-й плагальный глас «Боже, естеством нераздельный» (Θε τ φσει μριστε) и «О, Владычице Пречистая Святая Богородице» (Ω δσποινα πανχραντε γα θεοτκε; 15-сложник) (Lesb. Leim. 248. Fol. 266-278, 1770-1790 гг.), матима «Грешных моления» (Αμαρτωλν τς δεσεις; Ath. Doch. 390. Fol. 26-75, кон. XVIII - нач. XIX в.) (см. также матимы М. С. в рукописях: Ath. Doch. 359. Fol. 8v - 44; 353. Fol. 316-323, нач. XIX в.; 341. Fol. 349v - 366v, 1822 г.; Ath. Xen. 140. Fol. 142v - 187v, кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/2562876.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ СГУРОПУЛ Георгий Сгуропул [греч. Γεργιος Σγουρπουλος], доместик, визант. мелург периода калофонического пения . Г. Пападопулос, прибавляя к прозвищу Г. С. уточнение «из Афин», отмечал, что его произведения встречаются в Кратиматарии и Матиматарии . Самые ранние известные рукописи, в к-рых содержатся творения Г. С., относятся к нач. (Ivir. 973) - 1-й пол. (Philoth. 122 и Konstamon. 86) XV в., точно датированы рукописи БАН. РАИК. 154 (1430) и Cutl. 456 (1443). Уточнить хронологические рамки жизни и деятельности Г. С. можно, исходя из следующих указаний в рукописях: херувимская, распетая на 2-й плагальный (6-й) глас мон. Агафоном Коронисом (1-я пол. XIV в.), была украшена Г. С. (Cutl. 445, 1536 г.), а матима-анаграмматизм вмч. Феодору Стратилату «Вселенныя поборника Феодора», распетый на 4-й плагальный (8-й) глас Г. С. (в ркп. сер. XV в. РНБ. Греч. 126 указан 2-й плагальный глас), был украшен Мануилом Хрисафом (акме 1440-1463 гг.; Dionys. 569, 1685 г.; Paul. 128, сер. XVIII в.). Следов., Г. С. жил между сер. XIV и сер. XV в. Из распевов Г. С. известны также большие аниксандарии на 4-й плагальный глас (Cutl. 436, XVI в.; БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг.; 305, кон. XVIII - нач. XIX в.; 318, нач. XIX в.), в т. ч. стихи «Солнце позна» (Lesb. Leim. 273, 1-я пол. XVI в.), «Яко возвеличишася дела Твоя» (Ivir. 973; БАН. РАИК. 154; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Александро-Невская лавра Ю I2, нач. XIX в.), «Положил еси тьму, и бысть нощь» (Lesb. Leim. 459; 238, ок. 1700 г.; 8, кон. XVIII в.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 130; 132; 711; Александро-Невская лавра Ю I2), стихи 1-го антифона 1-й кафизмы «Упасеши я жезлом железным», «Внегда возгорится» на 4-й плагальный глас (Ivir. 973; БАН. РАИК. 154; Philoth. 122), стихи полиелея, называемого «Кукума», на 1-й глас (Ivir. 973), антифоны ( аллагмы ) на полиелее, «поющиеся Пресвятой Богородице и на великие главнейшие праздники»,- «Слово благо, аллилуия» на 1-й глас (Ivir. 973; Konstamon. 86; Philoth. 122), стихи антифона «На реке Вавилонской» на 3-й глас (БАН. РАИК. 154), причастны «Хвалите Господа с небес» на 3-й и 4-й гласы (Lesb. Leim. 459; 238; 8; Doch. 337, 1764 г.; Gregor. 5, кон. XVIII в.; РНБ. Греч. 132; 711; Xeropot. 307; Xen. 114, сер. XV в.; Pantel. 901, 1734 г.) и «Во всю землю» на 1-й плагальный глас (Lesb. Leim. 287, ок. 1600 г., 257, нач. XVII в.; CPolim. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Doch. 337; Ivir. 993, сер. XVII в.; ср. также: Cutl. 456 и Pantel. 959, кон. XVII в.), матима-анаграмматизм на Благовещение Пресв. Богородицы «Радуйся, седалище» на 2-й глас (РНБ. Греч. 126).

http://pravenc.ru/text/164431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ [греч. Γεργιος Ραιδεστινς] (1-я пол. XVII в.), греч. мелург. Происходил из г. Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест ). Ученик еп. Мелхиседека Редестского. Лампадарий (ок. 1616 - ок. 1629), а затем протопсалт (ок. 1629-1638) Великой ц. в К-поле. Как известно из рукописной традиции (Ivir. 970, 1686 г.- ркп. иером. Космы Македонца ; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Г. Р. был протопсалт Хрисаф Новый . Г. Р., вероятно, составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха (см., напр., Анастасиматарий - Xeropot. 259, сер. XVII в.), служб периодов Великого поста и Пятидесятницы (Триодь-Пентикостарий - Xeropot. 284, сер. XVII в.), Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых (Анфологион Стихираря - Xeropot. 322, 1685 г.). Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков 1-го, 4-го гласов, 1-го и 4-го плагальных гласов (Athen. Merlier. 2, 1658 г.). Данному этапу развития греч. мелоса соответствует особая разновидность нотации - «украшенная» (καλλωπιστικν εδος - см., напр., Стихирарь - Karakal. 220, сер. XVII в.), по мнению Г. Статиса , появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретенная Г. Р. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 7, 48-49, 161; Τ. 3. Σ. 424). Из авторских версий Г. Р. в рукописях часто встречаются большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс 148. 1, 2; 150. 1) на гласы 3-й, 2-й плагальный и βαρς (Ivir. 970; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Ivir. 987, после 1731 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Версии пасапноариев на 2-й и 4-й плагальные гласы были впосл. украшены Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Doch. 332, 1760 и 1764 гг.; Cutl. 446, 1757 г.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

Крайне редко основой 3-частной композиции был восьмерик: ц. Рождества Пресв. Богородицы в усадьбе Суханово близ г. Видное (1763, заказчик А. Г. Гурьев; не сохр.) в переходных формах к раннему классицизму со столпообразным двусветным восьмериком, с прямоугольным алтарем, короткой трапезной и без колокольни; ц. Рождества Пресв. Богородицы в Селевкине Дмитровского р-на (ок. 1770) в виде неравногранного восьмерика с приделом и трапезной и колокольней, построенными позднее. Посл. четв. XVIII - 1-я четв. XIX в. В эпоху классицизма, во время царствований Екатерины II, Павла I и Александра I, развитие храмовой архитектуры было связано с распространением идей Просвещения. Мн. проекты компилировались из модных европ. увражей: наиболее популярными в России были трактаты А. дель Поццо, Л. К. Штурма и Ж. Ф. Неффоржа ( Перфильева Л. А. Архитектурные увражи Неффоржа и практика усадебного строительства//Рус. усадьба: Сб. М., 1998. Вып. 4(20). С. 270-301). Др. проекты были ориентированы на архитектуру античности, зодчество Византии и Зап. Европы. Архитектурная стилистика, резко изменившаяся в столице, в провинции и Подмосковье трансформировалась более плавно. В 60-70-х гг. XVIII в. барочная пышность постепенно уступала место более сухим и геометричным формам классицизма, смешиваясь с ними. Ордер начинал главенствовать в декоре фасадов. В 80-90-х гг. XVIII в. на стадии зрелого классицизма на фасадах почти обязательными стали колонные портики с фронтонами, распространились антикизирующие мотивы: итальянские и термальные окна. В посл. четв. XVIII в. храмовое строительство в Подмосковье активно контролировалось просвещенным митр. Платоном (Левшиным), хорошо разбиравшимся в современной ему архитектуре ( Путятин. 2009. С. 21-57). В частности, он основал недалеко от Троице-Сергиевой лавры Спасо-Вифанский монастырь, куда были перенесены мощи прп. Сергия Радонежского. Здесь был выстроен необычный по архитектуре овальный в плане собор Преображения (1783-1787, архитекторы Н. М. Одоевский, В. Я. Яковлев) в смешанной стилистике классицизма и псевдоготики с 2-ярусным алтарем, наподобие горы Фавор (снесен в 30-х гг. XX в.; воссоздан в 2011). В целом для монастырской архитектуры того времени был характерен дух регулярности: напр., в Николо-Радовицком мон-ре (городской окр. Егорьевск) возвели братские корпуса (ок. 1780) в стиле раннего классицизма - с круглыми башнями, близкие по архитектуре к образцовым казенным зданиям. Примером зрелого классицизма может служить Екатерининская пуст. в г. Видное-2 Ленинского р-на. Необычный для мон-рей собор вмц. Екатерины (1795) в виде купольного четверика с портиками с севера и юга и 2 экседрами с востока и запада пристроен к более ранней трапезной (1787), а над св. воротами возвышается церковь-колокольня свт. Димитрия Ростовского (1800) с круглым в плане ярусом звона над 2-этажным прямоугольным в плане объемом.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

вмч. Георгия Победоносца. В ц. ап. Андрея сохранились 2 слоя византийской живописи (3-й четв. и посл. четв. XIII в.), в ц. вмч. Георгия - фрески кон. XV и XVIII вв. Иногда рядом строили храмы разных архитектурных типов: напр., двойная ц. мц. Кириакии в местности Гония, более древний сев. придел которой относится к типу «купольного зала» (XIII в., фрески XIII и XVIII вв.). Наиболее интересен комплекс из 4 храмов в Пурко, включающий 2 купольных зала (юж. и сев.-зап. приделы) и 2 однонефные сводчатые церкви (сев. и сев.-вост. приделы). Южный, древнейший (нач. XIII в.) и самый большой из храмов был посвящен вмч. Димитрию Солунскому и дал название всему комплексу. Сев.-вост. придел, видимо, посвящен Пресв. Богородице (XIII в.), северный - свт. Николаю Чудотворцу (кон. XIII в.), северо-западный (кон. XIII в., но позже северного) - арх. Михаилу или свт. Василию Великому. В ц. вмч. Димитрия 4 слоя живописи: XIII в. (вскоре после 1207), кон. XIII в. (видимо, принадлежит архидиак. Димитрию из Монемвасии), нач. XIV в. и 1707. В ц. Пресв. Богородицы также прослеживаются слои XIII и кон. XIII в. (вероятно, фрески 1-го слоя выполнены тем же мастером, что и изображения 1-го слоя в ц. вмч. Димитрия). Церковь свт. Николая Чудотворца (кон. XIII в.) расписал архидиак. Димитрий из Монемвасии в 1287 или 1302 г. Фрески сев.-зап. придела (кон. XIII в.) аналогичны работам этого мастера. Фресками украшались и пещерные храмы, напр. ц. мц. Софии близ Милопотамоса (росписи посл. четв. XIII в.; худож. Феодор). В поствизант. период на Китире преобладали небольшие однонефные сводчатые храмы: напр., церкви Пантократора (1545, с фресками XVI и XVIII вв.) и Пресв. Богородицы Орфани (XVI в., с фресками XVI и XVII вв.) в крепости Китиры (Хоры). Кифирские епископы Феоктист (? - 1110), Нил (? - 1122), Дионисий Стронгилос (ок. 1569 или 1572-1584), Максим Маргуний (1584-1602), Дионисий (Катилианос) (ок. 1609-1630), Афанасий (Валерианос) (1630-1636, впосл. митрополит Филадельфийский), Софроний (Пангалос) (1637-1648 или 1673/74), Макарий (Вениерис или Дармарас) (1656 или 1674 - ?), Филофей (Дармарос или Васмулис) (? - 1697), Нектарий (Вениерис) (1697 или 1699 - 1728 или 1729), Неофит (Левунис) (1729 или 1731 - 1751 или 1757), Никифор (Морморис или Марморис) (1758-1770), Григорий (Касиматис) (1771-1776), Неофит (Калуцис) (1776-1781), Анфим (Левунис) (1782 или 1792-1816), кафедра вакантна (1816-1824).

http://pravenc.ru/text/1841167.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010