Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВУПСАЛМИЕ начальная часть чина утрени в послеиконоборческой визант. богослужебной традиции, предваряющая шестопсалмие и состоящая из следующих молитвословий: Трисвятого (включая «Отче наш»), «Приидите, поклонимся» и 2 «царских» псалмов - 19-го и 20-го (содержащих слова:             и          ), Трисвятого (включая «Отче наш»), тропаря и кондака Кресту с богородичном (во все тексты изначально входило поминовение царствующего императора), сокращенной сугубой ектении (Часослов. С. 38-43); во время Д. священник совершает полное каждение храма. Существует мнение, что Д. впервые появилось в т. н. имп. мон-рях, ктиторами к-рых были визант. василевсы ( Mateos. 1961. P. 201). Однако наиболее ранние свидетельства о Д. сохранились в Типиконах монастырей Богородицы Елеусы ( Petit. 1900. P. 73-74) и Богородицы Евергетиды ( Gautier. 1982. P. 27) посл. четв. XI в.- эти мон-ри не были императорскими, хотя и получили определенные привилегии от визант. государей. Согласно Типикону мон-ря Богородицы Елеусы, Д. начиналось с Трисвятого, за к-рым следовали: молитва за императора, «Приидите, поклонимся» и Пс 19, Трисвятое, тропарь и кондак Кресту с богородичном Ταχ προκατλαβε (    ), 24-кратное «Господи, помилуй» . Возможно, что эта структура сменила чин, предварявший утреню согласно древнейшим студийским Часословам (сохр. в слав. переводе) и состоявший из тропаря «Царю Небесный», молитвы, «Приидите, поклонимся» и Пс 6, Трисвятого и 12-кратного «Господи, помилуй» ( Слива. 1999. С. 94). В Типиконе мон-ря Богородицы Евергетиды молитва за императора уже не упоминается; вместе с Пс 19 здесь указан и Пс 20; кроме того, отмечено каждение иереем всего храма (может быть, установление этого священнодействия во время Д. было связано с влиянием песненного последования , т. е. кафедрального обряда К-поля, согласно к-рому в конце совершавшейся в нартексе 1-й ч. утрени (ее можно сопоставить с монастырской полунощницей, непосредственно примыкающей к Д.) иерей кадил весь храм; см.: PG. 155. Col. 641); точное число «Господи, помилуй» в Евергетидском Типиконе не приведено. Сходный порядок имеет Д. и в др. Типиконах, основанных на Евергетидском, напр. в Типиконе мон-ря св. Иоанна Предтечи (ту Фоверу) сер. XII в. ( Пападопуло-Керамевс. 1913. С. 24; по неясной причине Пс 19 упом. здесь после тропарей) и в Типиконе мон-ря Хиландар, составленном свт. Саввой Сербским во 2-й пол. XII в. ( 1928. С. 43-44).

http://pravenc.ru/text/171521.html

Русский. Владивостокский Серафимовский монастырь. Церковь Серафима Саровского. Храм святого Серафима Саровского на Русском острове Церковь. Действует.   Престолы: Серафима Саровского Год постройки:Между 1904 и 1914. Адрес: 690091, г. Владивосток, о. Русский, ул. Подножье, 9/1, Свято-Серафимовский мужской монастырь Координаты: 43.043701, 131.821919 Проезд:1) От вокзала прибрежных морских сообщений, причал (не путать с Морским вокзалом), садитесь на паром, идущий на остров Русский. 2) Едете до Подножья. 3) Далее до монастыря идти пешком минут 15: сначала по бетонной лестнице наверх, у бетонного столба повернуть направо. По тропинке через сопку и между домами. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1897 г. близ мыса Поспелова был построен храм Владивостокского крепостного пехотного полка. После русско-японской войны 1904-1905 гг. на острове появились первые домовые церкви, а затем и каменные храмы Сибирских стрелковых полков. До наших дней дошло только одно здание полкового храма в посёлке Подножье. С 2001 г. оно стало основой ансамбля построек Свято-Серафимовского мужского монастыря. Карта " Остров Русский. Вчера и завтра " . 2010 г. Храм преподобного Серафима Саровского (на о. Русском), Владивосток. Церковь 34-го Сибирского стрелкового полка. В 1904 г. на острове Русском была учреждена походная приполковая церковь. Храм находился в деревянном бараке инженерного ведомства в районе бухты Рында, состоял в ведении 34-го Сибирского стрелкового полка (9-ой Восточно-Сибирской стрелковой дивизии, принимавшей участие в русско-японской войне) и вмещал 800 человек. В 1914 г. завершилось строительство и было освящено кирпичное здание храма полка во имя преподобного Серафима, Саровского чудотворца у подножия горы Русских. В храме бережно хранилось благословение полку от Их Императорских Величеств, дарованное в 1914 г. - небольшой образ преподобного Серафима Саровского. Всего до революции на острове Русском насчитывалось около двенадцати воинских православных храмов, однако от большинства из них сейчас остались только фундаменты.

http://sobory.ru/article/?object=08646

Пожар в Тверской-Ямской слободе и построение каменного храма в 1688 году В 1671 году был большой пожар в Тверской Ямской слободе: вся почти слобода сгорела 40 , Неизвестно, подвергся или нет общей участи деревянный храм Св. Василия Кесарийского, но несомненно то, что это „большое пожарное разорение“ слободы послужило главным побуждением к устроению каменного храма, каковой и был сооружен в 1688 году 41 . Сколько можно судить по сохранившимся до нашего времени рисункам, вновь построенная каменная церковь была пятиглавая 42 . Каково было внутреннее устройство и украшение, и какова была обширность вновь сооружаемого храма – неизвестно. Но можно думать, что и после построения в ней делались некоторые изменения и прибавления, – соответственно увеличению числа прихожан, так как после пожара в 1671 года Тверская-Ямская слобода скоро выстроилась вновь и число дворов в ней значительно увеличилось 43 . От 1730 года в делах преждебывшего Патриаршего приказа сохранилась запись о построении вновь при настоящей Василие-Кесарийской церкви деревянного придела во имя Св. Пророка Божия Илии 44 . Однако же, – было ли вызвано устроение этого придела необходимостью увеличить вместимость храма, или же сооружен он был по особому усердию прихожан к молитвам и памяти Великого пророка Божия, или же кем-либо из частных лиц – жертвователей – сказать трудно 45 . Какие же затем – после устроения этого придела, с течением времени происходили изменения во внешнем и внутреннем устройстве нашего храма – об этом не имеется никаких сведений в продолжении почти столетия 46 . Может быть о нашей церкви, как не имевшей никакой замечательной Святыни и особого значения в историческом отношении, – потому самому и не упоминается ни в оффициальных древних бумагах, ни в частных. А сами церкви не вели летописей в то время. А может быть и существовали в церквах какия-либо записи, то они в бедственные времена церкви и отечества нашего, или же вследствие каких-либо случайных обстоятельств были утрачены. Как бы то нибыло, – но письменные памятники о нашей церкви, сохранившиеся досих пор, из которых мы можемо получить точные сведения о бывших изменениях в её устройстве (после 1688 года), – относятся лишь к началу прошедшего 19-го столетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Глава 6 1–6. Непризнание Христа Его согражданами – жителями Назарета. – 7–13. Послание апостолов на проповедь. – 14–16. Суждение народа и Ирода Антипы о Христе. – 17–29. Умерщвление Иродом Иоанна Крестителя. – 30–33. Возвращение апостолов из путешествия. – 34–44. Насыщение пяти тысяч народа в пустынном месте. – 45–52. Укрощение Христом бури на море. – 53–56. Чудеса Христа в Геннисаретской земле. Мк.6:1 .  Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его. До 7-го стиха у евангелиста Марка идет рассказ о пребывании Христа в Назарете после совершения Им чуда воскрешения дочери Иаира ( Мк.5:43 ). Из повествования евангелиста Матфея видно, что это посещение имело место после того, как Христос окончил Свое учение в притчах, которое Он предлагал народу при море ( Мф.13:53–58 ). Согласно евангелисту Луке, это событие падает, по-видимому, на начало выступления Христа как Учителя в Галилее ( Лк.4:16–30 ). Но все-таки евангелист Матфей относит это событие к тому же периоду деятельности Христа, к какому и Марк, как об этом можно заключать из следующих далее рассказов, содержащихся в Евангелии Матфея ( Мф.14 ; Мк.6:14 и сл.). Что же касается евангелиста Луки, то он, очевидно, не держится строго хронологического порядка, ставя рассказ о посещении Христом Назарета в начале Его деятельности в Галилее: у него самого есть намеки на это (см.комментарии к Лк.4:16 ). Поэтому нет надобности (как предполагает, например, Кнабенбауэр) допускать двукратное выступление Христа с проповедью в Назарете. «Пришел в Свое отечество» (ср. Мк.1:9, 24 ). Этим не отрицается рождение Христа в Вифлееме, но обозначается только, что местом жительства ближайших предков Христа по плоти был именно Назарет («отечество» – тот город, где жили отцы, предки). Один евангелист Марк отмечает, что в это путешествие с Христом были и Его ученики: Христос шел в Назарет не для того, чтобы увидеться со Своими родными, а для проповеди, при которой и должны были присутствовать Его ученики. Евангелист Марк вообще обращает большое внимание на то, как ученики Христа были подготовляемы Им к будущей деятельности...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх харьковской монументальной скульптуры Выдающемуся скульптору Игорю Ястребову исполнилось 85 лет 25.11.2016 1152 Время на чтение 4 минуты 24 ноября известный харьковский скульптор Игорь Павлович Ястребов отметил свой юбилей — 85-летие со дня рождения. Можно с уверенностью сказать, что в городе нет человека, кто не был бы знаком с его творчеством. Это и величественный 12-метровый памятник Воину-освободителю на улице 23-го Августа, и памятник героям-чернобыльцам на улице Пушкинс кой, и «Водолей» возле коммунального предприятия «Харьковводоканал» на Конторской, и барельеф «Музыка» на фасаде Театра оперы и балета... Всё это узнаваемые символы Харькова. Мне особенно дорог образ Христа Спасителя, установленный в 2001-м году, к 2000-летию Христианства, по благословению покойного митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима при входе в Покровский монастырь, перед его резиденцией — Архиерейским домом. Дело в том, что Игорь Павлович — мой крёстный отец, муж моей двоюродной сестры, воспринявший меня от купели во младенчестве, в годы хрущёвских гонений на Церковь. В то время это был, определённо, поступок. Он родился близ знакового места — монастыря Новый Афон, в черноморском городе Гудауты, раскинувшемся у подножия Кавказского хребта, в Абхазии, и вскоре был перевезён в Харьков, бывший тогда столицей Украины . Жил на улице Свердлова, ныне вернувшей себе историческое название — Полтавский шлях, у пожарной каланчи, в доме 43. Здесь прошло его голодное военное детство, под бомбёжками, в которых чудом уцелел, бок о бок с другим даровитым ребёнком, промышлявшем в оккупированном Харькове танцами и пением — Люсей Гурченко. После войны, в которой Игорь потерял погибшего на фронте отца, была учёба в местном ремесленном училище. Преподаватели разглядели в вихрастом сорванце, увлекавшемся художественной самодеятельностью, склонность к рисованию и лепке и настояли на поступлении в Харьковский художественный институт. Там среди его учителей были создатели харьковской школы скульптуры, ученики Родена, Шервуда, Домогацкого. Одна из его первых самостоятельных работ, прозвучавшая на всю страну — бронзовый бюст Зои Космодемьянской, созданный после общения с матерью героини и установленный в харьковском сквере Победы (на сегодняшний день он, к сожалению, утрачен в горниле борьбы с «советским наследием»).

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/25/pa...

Свыше 43 лет блаженнопочивший владыка сербский Михаил проходил свое великое архиерейское служение (с 14 октября 1854 г. как епископ шабацкий) и в том числе около 39 лет с великим достоинством и славою занимал митрополичью кафедру в Белграде (по синодальному избранию 25 июля 1859 г., с утверждения князя Милоша и согласия константинопольского патриарха Кирилла от 9-го августа того же 1859 г.), являя в своей жизни редкий пример неустанных подвигов на пользу святой церкви, отечества, сербства и даже целого славянства. Само собою разумеется, что в настоящей речи мне нет возможности и, пожалуй, нужды всесторонне характеризовать жизнь и деятельность великого сербского святителя и патриота, тем более, что о некоторых выдающихся сторонах его жизни и деятельности не мало уже есть и в нашей печати, а многое другое, наиболее существенное, представляется вниманию настоящего собрания другими почитателями незабвенной памяти блаженнопочившего сербского владыки. Жаль, что по недостатку времени не могут поделиться с нами своими воспоминаниями о блаженнопочившем многие другие его искренние почитатели. А таковых и здесь немало. Вероятно, в общей массе воспоминаний нашлись бы – конечно – многие общие черты, но в них – без сомнения– открылись бы и некоторые новые стороны, из соединения которых все более и полнее вырисовывался бы величавый, светлый и цельный нравственный образ великого святителя православной церкви, типичного выразителя истинных идеалов сербства и великого славянина, ясно понимавшего и глубоко верившего в историческое призвание России в славянском мире. Не претендуя на всестороннюю характеристику великого покойника, я хотел бы только освежить в памяти собрания некоторые факты из его церковно-административной деятельности, направленной к внутреннему церковному благоустройству, к хранению прав и канопов церкви и водворению церковного мира не только у себя в Сербии, но и вне ее границы – на Балканском полуострове. Приняв хиротонию епископства вскоре после завершения (в 1853 г.) высшего своего богословского образования в России и после непродолжительного профессорства своего в белградской „ богословии “, молодой, в то время владыка Михаил в октябре 1854 года занял шабацкую епископскую кафедру.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/bl...

Имя архим. Макария Глухарева, магистра II курса С.-Петербургской дух. академии, трижды появлялось на страницах академического журнала: в 30-х годах как автора миссионерских записок, в 1872 г. как переводчика на русский язык книг Свящ. Писания (в статье И. А. Чистовича ) и в 1884 г. – как основателя алтайской миссии (в статье П. Сумарокова). Но ни этими, ни многими другими материалами и статьями, особенно умножившимися в 1892 г., когда праздновался столетний юбилей со дня рождения архим. Макария, – его личность и деятельность не выяснялись вполне и во всех деталях. Вероятно, потому покойный профессор С.-Петербургской академии прот. Π. Ф. Николаевский в 1893 г. предложил для кандидатской работы биографию архим. Макария. Тему эту взял и очень хорошо выполнил Π. В. Птохов, нашедший много новых документов и после напечатавший свое сочинение в «Православном Благовестнике» за 1898 г. (и отдельно – 1899 г.). Вот, кажется, все, чем отозвалась С.-Петербургская академия на запросы истории о жизни и деятельности одного из лучших своих питомцев. Начатые академией собирание и разработка материалов для своей собственной истории побуждают посвятить несколько страниц и архим. Макарию Глухареву, связанному с академией не только высшим своим образованием. Вновь же открытая часть обширной переписки этого замечательного деятеля позволяет сказать о нем и нечто новое 2 . I. Жизнь и деятельность архим. Макария до отправления в Сибирь на проповедь Как ни странно, доселе не был точно известен даже день рождения архим. Макария. Большинство его биографов относят это событие к 8 ноября 1792 г., а священник Герболинский 3 и г. Птохов – к 8 ноября 1791 г. 4 И только A. А. Орлов, келейник о. Макария, назвал правильную дату – 30 окт. 1792 г. 5 Что последняя дата и есть настоящая, видно из документальной справки, сообщенной 19 июля 1817 г. М. Глухареву его отцом. «Рождение ж твое 1792 года октября 30-го числа с утра в. 10-м часу. Преображенской священник Иоанн Иванов Полченинов крестил. Восприемники: уездного казначейства бухгалтер Михаил Григорьев Жуков да купецкая жена Феодосия Алексеева Волоченинова... Тебе заподлинно ныне 25-ть лет, ежели Господь благословит, окончится» 6 . Вероятно, эта справка понадобилась потому, что академический аттестат М. Глухарева, вслед за семинарским, допустил большую ошибку в определении его возраста, именно увеличив на два число его лет. И это показание официального документа отразилось на формулярных отметках возраста о. Макария, даже писанных его рукою. Так, собственноручно писанная им «Ведомость о настоятеле болховскяго троицкаго оптина монастыря» за 1844 г. дает ему 54 года (вместо 52 с небольшим). А в одном письме к какому-то о. Иакову, от 9 дек. 1835 г., когда о. Макарию было 43 г., он приписывает себе 46 лет («Письма», стр. 315). Впрочем, о. Макарий не всегда забывал, сколько ему лет в действительности 7 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 5. Построение Предтечева скита Сергей Нилус в своей книге «Святыня под спудом» привел запись из находившейся в оптинском архиве «Памятной записки о скончавшихся и погребенных в Богохранимой обители и в ските святого Иоанна Предтечи, находящемся при оной»: «30 апреля 1815 года, пополудни в 4 часа скончался схимонах Иоанникий на 55 году от рождения. В монастырь поступил из пономарей Жиздринского уезда села Толстошеева в 1802 году; пострижен в мантию 1806 года марта 29-го, а в схиму в 1810-м в апреле месяце. В послушании трудился при пасеке, бывшей в монастырском лесу. При сей пасеке уединенная его келия послужила первым основанием уединенной жизни, ибо на сем самом месте в 1819 (на самом деле в 1821. – Сост.) году построен ныне существующий скит, и даже доселе соблюдена в целости попечением настоятеля та самая деревянная келия, в которой жил схимонах Иоанникий. В иноческих подвигах преуспевал, в особенности послушанием, тихостью и кротостью с блаженной простотою и незлобием; имел нелицемерную любовь к настоятелю, игумену Авраамию, и ко всей о Христе братии; к церкви Божией притекал первый и исходил последний. По добром подвиге о спасении души своей почил блаженно о Господе с напутствием всех потребных для вечной жизни Таинств. Тело погребено 2 мая в воскресный день. Многие из окрестных жителей память его доселе почитают служением на его могиле панихид о упокоении его души» 42 . Через несколько дней после этого прибыл в Оптину из Площанской пустыни иеродиакон Палладий. Первое его послушание здесь было – трудиться на пасеке. Поселился он в келии покойного схимонаха Иоанникия. Жизнь в одинокой келии в полуверсте от монастыря была не так проста. Архимандрит Леонид пишет, что он «много перенес искушений от бесов, так что хотел было оставить это место» 43 . Впоследствии отец Палладий проходил и другие послушания – повара, хлебопека, трапезника, пономаря, библиотекаря, изучил переплетное ремесло... «Во всю свою жизнь отец Палладий избегал праздности, – писал отец Леонид, – постоянно у него в руках было какое-нибудь дело. “За праздным монахом, – говаривал он, – десятки бесов ходят, а за тем, кто занят рукодельем, один”» 44 . Он имел твердый характер и простой нрав, позволявший ему делать замечания другим инокам за какие-нибудь неисправности. «Да! – говорил он. – Это не хорошо, не по-монашески. Да! Монах должен быть осторожен. Монах есть свет для мирян, а тебе все равно. Да!» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новые материалы к жизнеописанию святителя Игнатия Брянчанинова Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 1 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 С открытием архивов, в которых под спудом долгие годы лежали документы по истории Православной Церкви, у исследователей появилась бесценная возможность воспользоваться их фондами. Документы, обнаруженные в Российском государственном историческом архиве (РГИА), относятся к тому периоду жизни святителя Игнатия Брянчанинова, когда он был настоятелем Сергиевой Пустыни в сане архимандрита, и датируются началом 1850-х годов. В фонде Канцелярии Обер-прокурора Святейшего Синода находится дело “О командировке архимандрита Игнатия по делу о крестьянах помещика Страхова” 1 . Источник представляет собой секретную переписку знаменитого 3-го Отделения Канцелярии Его Императорского Величества с Обер-прокуратурой в связи с доносами высокопоставленных лиц на деятельность архимандрита в Высочайшей комиссии, учрежденной по поводу насилий над крепостными, учиненными дворянином Новгородской губернии Страховым. В этой Комиссии Брянчанинов был депутатом от духовного сословия. Вкратце суть дела такова: в одном из сел, входящих в имение означенного помещика, приходской священник узнает на воскресной службе о том, что практически все девушки — крепостные крестьянки, включая малолетних, подверглись насилию со стороны барина. Леденящая ужасом подробностей история с доведением жертв до самоубийства, одновременным растлением сестер, надругательством над девушками после их Причастия Великим Постом предстает со страниц следственного дела. В своей объяснительной записке архимандрит Игнатий восклицает, что “разврат Страхова — какой-то неестественный!” 2 . Важным является то, что эта история произошла за 15 лет до отмены крепостного права, а не в эпоху печально известной Салтычихи. Она развеивает миф о некоем исконно русском “целост­но-крепостном” укладе 3 , понимаемом чуть не как “монашеское послушание”. Так, по крайней мере, писал о крепостничестве известный духовный автор русского зарубежья архимандрит Константин (Зайцев) в своей книге “Чудо русской истории”.

http://pravmir.ru/novyie-materialyi-k-zh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010