Летописи свидетельствуют о К. как о миротворце, к-рый содействовал прекращению княжеских междоусобиц. В 1227 г. киевский кн. Владимир Рюрикович «прислал» митрополита содействовать заключению мира между владимирским кн. Юрием Всеволодовичем и черниговским кн. мч. Михаилом Всеволодовичем , с одной стороны, и курским кн. Олегом - с другой. После заключения мира митрополит с кн. Юрием Всеволодовичем направился во Владимир-на-Клязьме (там состоялась хиротония еп. Митрофана). Под 1229 г. в Ипатиевской летописи говорится о малоуспешной миссии первосвятителя по примирению киевского кн. Владимира Рюриковича, черниговского кн. Михаила Всеволодовича и др. князей с галицким кн. Даниилом Романовичем : «Бе Курил, митрополит преблаженый и святый, приехал мира сотворити и не може» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 753). В 1230 г. К. во главе посольства от киевского кн. Владимира Рюриковича и черниговского кн. Михаила Всеволодовича (в к-рое входил также Черниговский еп. Порфирий II ) прибыл в Сев.-Вост. Русь, «прося мира Михаилу с Ярославом (Всеволодовичем, кн. новгородским.- А. М.)»; миссия первосвятителя увенчалась успехом: «...послуша убо Ярослав брата своего стареишаго Гюрья (Юрия Всеволодовича, владимирского кн.- А. М.), и отца своего митрополита, и епископа Порфурья, и взя мир с Михаилом» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 455-456). 3 мая 1230 г. Киев пережил землетрясение, затронувшее многие города Юж. Руси. Это случилось во время пребывания К., киевского кн. Владимира Рюриковича, бояр и мн. горожан в Киево-Печерском монастыре на богослужении в день памяти прп. Феодосия Печерского. Землетрясение повредило ряд строений обители. Вероятно, о К., а не о митр. Кирилле II (ок. 1247-1280), как обычно считается, идет речь в сохранившейся на стене киевского Софийского собора надписи-граффито: «Месяца ноября в 27 день скончался раб Божий митрополит Кюрило» ( Высоцкий С. А. Древнерусские надписи Софии Киевской XI-XIV вв. К., 1966. Вып. 1. С. 95. 50). Летописи относят кончину Кирилла II к дек., в то время как точная дата смерти К. в них не приведена.

http://pravenc.ru/text/1840357.html

В. О. возобновил в Киеве чеканку серебряных монет. Монеты с его именем имели хождение в Киевской и Черниговской землях, Литве, Орде, встречаются в кладах вместе с литов. денариями, пражскими грошами и ордынскими дирхемами, экземпляр монеты с именем В. О. обнаружен в Крыму ( Хромов К. Монета Владимира Ольгердовича из Старого Крыма//Наследники Чингизхана и их монеты//www.hordecoins.folgat.net/rpagehome.htm [Электр. ресурс]). Ранние монеты В. О. имеют орнаментальный рисунок плетёнку, свидетельствующий о зависимости киевского князя от правителей Золотой Орды. Монеты В. О. обнаруживают тесную весовую взаимосвязь от литовских и отражают установившуюся политическую зависимость Киевской земли от Великого княжества Литовского. Техника чеканки испытала влияние мастеров Владимиро-Суздальской земли, выразившееся в использовании заготовок из серебряной проволоки. Зависимость киевского князя от литов. правителей ярко отразилась в событиях, связанных с борьбой за митрополичий престол, развернувшейся после смерти Киевского митр. св. Алексия († 1378). В этой борьбе В. О. поддерживал Киприана , поставленного по настоянию литов. вел. кн. Ольгерда в 1376 г. К-польским Патриархом Филофеем Коккином в митрополита Киевского и Литовского с правом управления всей Русской Церковью после кончины свт. Алексия. В 1376-1381 и 1382-1390 гг. Киприан действовал на территории Литвы, часто жил в Киеве. Весной 1384 г. В. О. задержал в Киеве Суздальского архиеп. св. Дионисия , путешествовавшего из К-поля, где он был поставлен Патриархом Нилом на общерус. митрополичью кафедру, в Москву. Киевский князь обвинил свт. Дионисия в том, что архиерей «пошел еси на митрополию в Царьград» без его «повелениа», и заточил его в тюрьму, где святитель скончался через полтора года. Томский список 1-й редакции Книги степенной царского родословия (60-е гг. XVI в.) акцентирует внимание на том, что решение об аресте свт. Дионисия В. О. принял, «Киприану митрополиту бывшу в Киеве» ( Сиренов А. В. Краткая редакция Степенной книги//Рукописная книга Др. Руси и славянских стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 116, 132). (Позиция В. О. была хорошо известна в Москве, поэтому Митяй (Михаил) и Пимен , др. московские кандидаты на митрополичий престол, в 1379-1389 гг. путешествовали в К-поль по Дону, в объезд поднепровских земель В. О.)

http://pravenc.ru/text/159102.html

22 июня 2003 г. после 73-летнего запустения состоялась передача храма Всех святых монастырю. Источник информации: сайт Православие.иа Монастырь расположен в зоне парка – достопримечательности садово-паркового искусства. Со всех сторон территория монастыря окружена лесными массивами. Впервые местность упоминается как Лазаревщина в Ипатьевской летописи, где под годом 1113 содержится запись о смерти игуменьи Лазарева монастыря. Таким образом, летопись показала, что уже в 12 в. в Лазаревщине действовал женский монастырь. Существует версия, что название местности произошло от имени благочестивого старца Лазаря, державшего здесь пасеку, поэтому место звали еще Пасечным. Под 1471 годом упоминается как владение Киевского тиуна Ходики. Впоследствии - хут. Лазаревка. В 16 в. местность принадлежала Киево-Печерскому монастырю, в 17–18 в. – Киево-Софийской митрополичьей кафедре. По грамоте митрополита Киевского Сильвестра (Косова), фильварок Лазаревщина перешел в пожизненное владение домовому митрополичьему уряднику М. Шахравскому. С тех пор в 17–18 в.в. случается еще одно название местности – Шахравщина. В царской грамоте 1700, данной митрополиту Киевскому Варлааму (Ясинскому), были подтверждены права митрополитов Киевских на различные земельные угодья, в частности на Лазаревщину. После смерти М. Шахравского имение перешло в собственность Софийского монастыря. После проведенной в 1786 году царским правительством в Украине секуляризации эту территорию передали в казенные владения. По епархиальным статистическим сведениям, по состоянию на 1800 год Лазаревщина занимала 142,6 га земли. Из них: пасека – 2 га, суша с березовым, дубовым и липовым лесом – 22,7 га, дороги, пруды и река Лазаревка (теперь это маленький ручей) – 3,3 га. Согласно императорскому указу от 16 октября 1799 года, в Киевской епархии введен пост викария, которому для постройки загородного архиерейского дома отводилось урочище Лазаревщина. Первым викарием Киевской епархии назначили архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в г. Новгород-Северский Феофана (Шиянова). Именно он возбудил ходатайство об отводе земли для высокого церковного лица. Согласно указу казенной палаты от 28 апреля 1802 года, Лазаревщину изъяли из казенного ведомства и передали «как Пасечное место» викарию Киевской епархии и настоятелю киевского Свято-Михайловского Златоверхого монастыря епископу Феофану (Шиянову). С его именем и деятельностью связана дальнейшая история Лазаревщины, которую можно поделить на несколько этапов. Первый из них – создание Феофании - загородной архиерейской резиденции. При участии епископа Феофана (Шиянова) в Лазаревщине была сооружена и 23 августа 1803 года освящена митрополитом Киевским Гавриилом (Банулеско-Бодони) церковь в память Чуда Архистратига Михаила в Колосах (не сохранилась).

http://sobory.ru/article/?object=05911

В этот же день в 12.00 в резиденции Предстоятеля Украинской Православной Церкви в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре под председательством Местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры митрополита Черновицкого и Буковинского Онуфрия состоялось заседание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Заседание началось заупокойной литии по новопреставленного Предстоятеля. На заседании был утвержден состав Комиссии по организации и проведению похорон Предстоятеля Украинской Православной Церкви и создана Комиссия по приему имущества почившего. Священный Синод принял Обращение, в котором известил епископат, духовенство, монахов и верующих Украинской Православной Церкви о кончине Предстоятеля и призвал поднять искренние молитвы за усопшего Блаженнейшего Митрополита Владимира. Вечером 6 июля в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры состоялось Всенощное бдение, которое возглавил Местоблюститель Киевской митрополичьей кафедры в сослужении представителей Поместных Православных Церквей, епископата и духовенства Украинской Православной Церкви. После богослужения была отслужена заупокойная лития по почившим. Утром, 7 июля 2014 на площади перед Успенским собором Киево-Печерской Лавры была совершена Божественная литургия и чин отпевания Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины, в которых приняли участие представители Поместных Православных Церквей, епископат и духовенство Украинской Православной Церкви. После завершения отпевания гроб с телом покойного Митрополита был обнесен вокруг Успенского собора Киево-Печерской Лавры и доставлен на лаврское братское кладбище, где почивший был похоронен возле храма Рождества Божьей Матери на Дальних пещерах. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Священный Синод, вознося молитвы к Господу Вседержителю за упокой души новопреставленного Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, выражает глубокую скорбь в связи со смертью Предстоятеля. 2. Выразить благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за сочувствие и молитвы по поводу смерти Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира и направления для участия в похоронах Предстоятеля Украинской Православной Церкви своего представителя.

http://pravmir.ru/zhurnalyi-svyashhennog...

В 1657 г. по грамоте Киевского митр. Сильвестра (Косова) и универсалу гетмана Б. М. Хмельницкого и генерального писаря И. Е. Выговского Л. был избран епископом Черниговским и Новгород-Северским, хиротонисан 8 марта в Яссах, еще при жизни еп. Черниговского Зосимы (Прокоповича) ; хиротонию возглавил Сочавский митр. Гедеон. 3 мая 1657 г. Л. получил от гетмана грамоту на владения Черниговской кафедры. В ожидании кончины еп. Зосимы до 1659 г. Л. жил в новгород-северском в честь Преображения Господня мужском монастыре . После смерти митр. Сильвестра (13 апр. 1657) решением гетмана Хмельницкого Л. был назначен местоблюстителем митрополичьей кафедры. 17 окт. 1657 г. он освятил в Братском мон-ре знаки гетманского достоинства и вручил их новоизбранному гетману Выговскому. От имени киевского духовенства Л. выдвинул кандидатом на митрополичью кафедру Иннокентия (Гизеля), обещая царскому послу В. П. Кикину в случае поддержки этой кандидатуры переход под власть Московского патриарха. Подобные обещания были скорее всего лишь тактическим ходом, поскольку когда в нач. 1658 г. на Киевскую кафедру был избран не придерживающийся промосковской ориентации Луцкий еп. Дионисий (Балабан-Тукальский) , то он отнесся к Л. благосклонно, признал независимость Черниговской кафедры от Киевских митрополитов с непосредственным подчинением ее К-польскому патриарху (данный статус сохр. до 1685) и универсалом от 7 нояб. 1658 г. передал во владение Л. ряд протопопий, бывших частью владений Киевского митрополита. Впосл. Л. выхлопотал себе и подтвердительную царскую грамоту на эти владения (28 февр. 1660), став 1-м западнорус. архиереем, обратившимся за такой грамотой в Москву. В Москве к его просьбе отнеслись как к готовности признать свою зависимость от царя, а потому к грамоте была добавлена фраза, чтобы ему «во всем царское повеление исполнять». Л. также получал подтвердительные универсалы на владения от гетманов Ю. Б. Хмельницкого (21 янв. 1660) и Д. И. Многогрешного (1669), царя Феодора Алексеевича (1676).

http://pravenc.ru/text/2462531.html

В своей деятельности М. столкнулся с рядом серьезных трудностей. Предпринятые шаги вызвали враждебные действия со стороны митр. Дионисия (Балабана-Тукальского), который поставил на Мстиславскую кафедру архим. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского) , 3 авг. 1661 г. получившего привилей от кор. Яна Казимира II. Одновременно митр. Дионисий и гетман Ю. Б. Хмельницкий обратились с жалобой к К-польскому патриарху Парфению IV , к-рый, признав Дионисия законным главой Киевской митрополии, предал М. проклятию, как незаконно занявшего Киевскую кафедру с помощью светской власти. Копию патриаршего решения привез в Киев игумен киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила монастыря Климент (Старушич). Авторитетные представители киевского духовенства (напр., Иннокентий (Гизель) , архим. Киево-Печерского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра )) считали Дионисия (Балабана-Тукальского) своим законным главой. М. был для них человеком со стороны, назначенным без их участия. Он управлял митрополией, опираясь на близких ему протопопов (киевского В. Бабского и нежинского С. Адамовича). Кроме того, в Киеве опасались, что М. не будет отстаивать в Москве автономию Киевской митрополии. Патриаршее проклятие давало законное основание, для того чтобы не подчиняться М. Весной 1663 г. настоятели главных киевских мон-рей обратились к собравшейся в Нежине казацкой раде с заявлением, что они не могут подчиняться М., как находящемуся под патриаршим проклятием и поставленному во епископа без выборов. Они просили казацкую раду ходатайствовать перед царем, чтобы блюстителем митрополии снова стал Лазарь (Баранович). Прошение на раде в Нежине не рассматривалось. Позднее рус. правительство добилось отмены патриаршего проклятия. Патриарх не только разрешил М. «паки быти в Киеве», но и послал ему посох, мантию и саккос. Вместе с тем во время выборов правобережным духовенством нового митрополита после смерти Дионисия (Балабана-Тукальского) произошел раскол, из 2 избранных митрополитов ни один не получил патриаршего благословения. Тот из кандидатов, кто поддерживал связи с левобережным духовенством,- Иосиф (Нелюбович-Тукальский) - в 1664 г. был арестован польск. властями и неск. лет провел в тюрьме. Левобережному духовенству пришлось искать соглашения с М.

http://pravenc.ru/text/2563126.html

Значительному укреплению Братской школы способствовала материальная поддержка и покровительство гетмана П. К. Сагайдачного , который не позднее 1620 г. вместе со всем Войском Запорожским вступил в члены Киевского братства. Весной 1620 г. Иерусалимский патриарх Феофан IV , восстановивший православную иерархию в Киевской митрополии, проживал в Братском монастыре, где посещал новопостроенный (видимо, деревянный) монастырский храм, побывал в школе и странноприимном доме. До своей смерти (1622) гетман Сагайдачный был главным жертвователем братства. Из текстов стихотворений, составленных ректором Братской школы Кассианом (Каллистом) Саковичем на погребение Сагайдачного, известны имена 20 учеников школы. Это была, видимо, 1-я одновременная фиксация воспитанников школы. Смерть главного покровителя братства осложнила материальное положение как мон-ря, так и школы. Митр. Иов (Борецкий) принимал меры к тому, чтобы получить офиц. разрешение властей Речи Посполитой на деятельность Братской школы в Киеве. Соответствующие прошения неоднократно отправлялись в Варшаву. 19 февр. 1629 г. кор. Сигизмунд III санкционировал своей грамотой деятельность Киевского братства. Однако упоминаний о Братской школе в Киеве эта грамота не содержала. В 20-х гг. XVII в. Киевская школа становится лидирующим правосл. уч-щем в Речи Посполитой. В ней преподают некоторые учителя из Львовской Братской школы и др. учебных заведений. Вероятно, среди преподавателей школы в это время были и греки. Так, 3 июня 1620 г. патриарх Александрийский Кирилл I Лукарис издал грамоту о назначении афонского постриженика иером. Иосифа своим протосинкеллом и приказал ему прибыть «для науки и утверженья веры в Киев, и в Галич, и на Лвов, и на всю Белую Русь» (цит. по: Фонкич Б. Л. Из истории греческо-укр.-рус. культурных связей в 1-й пол. XVII в.//ВВ. 1991. Т. 52. С. 141-147). В 1630 г. в Киеве свирепствовала эпидемия моровой язвы. Это заставило ректора Фому Иевлевича временно закрыть школу. Осенью 1630 г. ректор вместе с частью учеников школы выехал из Киева в с. Юрьевка (имение Киевского Золотоверхого во имя арх. Михаила мон-ря ), где проживал митр. Иов (Борецкий). Лишь в янв. 1631 г. занятия возобновились, тем не менее после эпидемии материальное положение школы было тяжелым.

http://pravenc.ru/text/1684336.html

Став киевским митрополитом (1633), Петр Могила стремился открыть в Киевской коллегии классы философии и богословия и преобразовать ее в полноценное высшее учебное заведение — академию. Но получить на это разрешение властей Речи Посполитой ему не удалось. Поэтому выпускники коллегии за высшим богословским образованием вынуждены были ехать в католические учебные заведения Польши, а иногда и других европейских стран. Вскоре после смерти святителя Петра Могилы (†1647) началась казац¬кая война под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1651 году в ходе военных действий Братский монастырь и коллегия были разграблены войском Великого княжества Литовского во главе с гетманом Янушем Радзивиллом. В 1658 году здания коллегии пострадали от пожара. В 1659 году во время очередных боевых действий в Киеве здания Братского монастыря были практически уничтожены и Киевская коллегия была временно закрыта. Работу школы удалось возобновить лишь в 1662году. Однако уже три года спустя Киев пережил очередное разорение. Всё это привело к полному упадку школы.  Именно в период тяжелых военных потрясений Киево-Братская обитель обрела свою главную святыню — Братскую икону Божией Матери. Этот образ прежде находился в храме Святых Бориса и Глеба в Вышгороде. Когда в 1662 году Вышгород был разорен татарами, икона чудесным образом приплыла по водам Днепра к киевскому Подолу и остановилась напротив Братского монастыря. Иноки перенесли святыню в монастырь. Впоследствии икона была украшена серебряным окладом с многочисленными драгоценными камнями.  В 1686 году Киевская митрополия перешла в юрисдикцию московского Патриарха. В том же году Московское государство подписало Вечный мир с Речью Посполитой. Тем самым была подведена черта под эпохой тяжелых военных потрясений. Это привело к заметной стабилизации школы. Появилась возможность расширить учебную программу. Уже в 1689 году ректор игумен Иоасаф (Кроковский) впервые прочел в Киевской коллегии полный курс богословия.  В 1694 году Киевская коллегия получила от московских царей Петра и Иоанна Алексеевичей грамоту, которая утвердила за ней право преподавать богословие, принимать на обучение детей всех сословий не только с Украины и из России, но и из-за рубежа, а также утвердила за киевской школой право на внутреннюю автономию. Все эти права были еще раз подтверждены Петром I в грамоте от 26 сентября 1701 года, в которой Киевская коллегия была официально признана академией.

http://e-vestnik.ru/history/kievskie_duh...

Ольговичам тогда удалось потеснить сыновей Мстислава. И хотя черниговские князья - потомки Святослава Ярославича, некогда узурпировавшего Киевский престол, - не имели права быть верховными князьями Руси, Всеволод Ольгович водворился в Киеве. После его смерти Мстиславичи взяли реванш, и в результате бунта поддержавшей их киевской черни как страстотерпец окончил свою жизнь святой князь-мученик Игорь Ольгович. Изяслав Мстиславич, ставший Киевским князем в 1146 г., считал одной из причин кратковременного возвышения Ольговичей в Киеве действия митрополита Михаила. Однако, против Предстоятеля Русской Церкви князь был бессилен. Но после смерти Михаила Изяслав решает поставить во главе Русской Церкви своего ставленника. Послушным князю, естественно, мог быть только русский по происхождению. Киевский князь ставит в митрополиты ученого монаха Климента Смолятича. Это был второй, после Илариона, подобный прецедент. Климента летописец характеризует так: " книжник и философ, какого в русской земле не обреталось " . Показательно, что как и в случае с Иларионом, на митрополию поставляется ученый муж, дабы показать, что Русская Церковь вполне способна быть самостоятельной. Однако, показательно что три епископа восстали против вмешательства великого князя в дела Церкви, а из шести принужденных Изяславом к поставлению Климента некоторые были привезены в Киев под конвоем. Противившийся беззаконию Новгородский владыка Нифонт, в прошлом киево-печерский постриженник, был подвергнут тюремному заключению. Он, впрочем, не отрицал возможности самостоятельного избрания Киевского митрополита собором русских епископов, но требовал, чтобы Предстоятеля Русской Церкви обязательно утверждал и благословлял Константинопольский патриарх. Вообще же, против личности Климента как такового никто не выступал. Неприемлемыми считались лишь действия Киевского князя. Только после смерти Изяслава был восстановлен прежний порядок: ставший князем Киевским Юрий Долгорукий освободил святителя Нифонта и на место бежавшего Климента пригласил поставленного на Русь в Константинополе грека Константина, почитаемого в лике русских святых.

http://sedmitza.ru/lib/text/436239/

Вопрос о Л. м. вновь стал актуальным в нач. 50-х гг. XIV в., когда произошел крупный конфликт между сыном Гедимина Ольгердом и вел. князем Московским Симеоном Иоанновичем . Вел. кн. Симеон предпринял крупный поход на Литву, и Ольгерд вынужден был заключить мирное соглашение, по к-рому Брянск и Смоленск вошли в зону московского влияния. В этих условиях Ольгерд, не заинтересованный в том, чтобы правосл. духовенство его владений подчинялось митрополиту, находившемуся в Москве, предпринял попытку создать для своих владений особую правосл. митрополию. В 1352 г. в К-поль прибыл некий инок Феодорит . Сообщив о смерти Киевского митр. Феогноста, он предложил поставить его на митрополичий стол. Когда Феодориту ответили, что известия о смерти Феогноста нуждаются в проверке, он покинул К-поль и направился в Тырново, где получил посвящение в сан от болг. патриарха. Затем он уехал в Киев, где жил и распоряжался еще летом 1354 г. Очевидно, что Феодорит не мог предпринять такие действия и достичь таких результатов без поддержки сильной светской власти. Есть все основания полагать, что за спиной Феодорита стоял Ольгерд. Так фактически была восстановлена Л. м., юрисдикция ее главы, очевидно, распространялась на земли, подчинявшиеся власти Ольгерда. Опыт оказался неудачным. В К-поле патриарший Синод лишил Феодорита архиерейского сана и отлучил от Церкви, о чем оповестили рус. иерархов, напр., летом 1354 г. Новгородского владыку Моисея. В 1353 г. из Москвы в К-поль были отправлены послы вел. князя и митрополита с просьбой утвердить преемником митрополита Владимирского еп. св. Алексия из московского боярского рода Плещеевых. После получения положительного ответа из К-поля и смерти митр. Феогноста Алексий направился на поставление в К-поль; настольная грамота патриарха Филофея новому митрополиту датируется 30 июня 1354 г. Сложившееся положение было использовано для того, чтобы добиться решения о переносе резиденции Киевского митрополита из Киева, где распоряжался Феодорит, во Владимир-на-Клязьме. По-видимому, возникли какие-то проблемы и в Киеве. Под 1352 г. в Рогожском летописце читается, что из Литвы в К-поль пришел «чернец... и ста на митрополью в Тернове, и не прияша его кияне» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 61). Несмотря на то что в летописи чернец назван Романом, ясно, что речь идет о Феодорите, против к-рого, хотя, очевидно, и не сразу, выступили киевляне. После лета 1354 г. о Феодорите в источниках не упоминается. Вероятно, он умер или был устранен Ольгердом как человек для его планов бесполезный.

http://pravenc.ru/text/2110579.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010