ЕКТЕНИЯ СУГУБАЯ И ЕКТЕНИЯ ОБ ОГЛАШЕННЫХ В первые времена Церкви христовой на литургии, вслед за чтениями Апостола и Евангелия, народу были предлагаемы поучения, содержавшие объяснения этих чтений или общее изложение учения веры. Цель, для которой эти поучения надлежало произносить на литургии оглашенных, а не на литургии верных, на которой они предлагаются теперь, была та, чтобы их могли слушать оглашенные, кающиеся и даже еретики, иудеи и язычники, ибо все эти лица на литургии верных присутствовать не могли. С течением времени, когда разряд взрослых оглашенных по случаю умножения числа христиан крещенных в младенчестве уменьшился и в большей части христианских храмов стали присутствовать одни верные, постепенно терял силу обычай произносить поучения на литургии оглашенных и заменялся обычаем говорить их на литургии верных, и притом в конце литургии, для того чтобы удержать верных в храме до отпуста литургии. Ибо еще Иоанн Златоуст сетовал, что многие христиане его времени ходили в церковь только лишь для того, чтобы послушать красноречивых проповедников, и по выслушивании проповеди самопроизвольно, с нарушением церковного благочиния, уходили из храма, лишая себя той духовной пользы, которую могли бы получить от участия в молитвах при совершении Таинства Причащения. Впрочем, обычай в обязательном порядке говорить поучения прямо после Евангелия по местам держался до IX века 45 . Непосредственно за чтениями из Апостола и Евангелия в чинопоследовании литургии оглашенных следует сугубая ектения, вместе с ектенией об оглашенных составляющая заключение литургии оглашенных. Подобно тому, как сугубая ектения составляет заключение вечерни, с которой литургия оглашенных, как мы прежде замечали, сходна. Ектения, значит прилежное моление. Ектения сугубая называется так потому, что каждое ее прошение, или, лучше сказать, каждое возглашение, дьякона, призывающего вознести к Богу то или иное прошение, сопровождается, за исключением первых двух возглашений, не однократным, как в великой или мирной ектении, а троекратным припевом: Господи помилуй .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Изъяснение Божественной Литургии «Изъяснение Божественной Литургии» Александра Милеанта — краткое объяснение и описание главного таинства христианства.  «Изъяснение Божественной Литургии» Милеанта включает в себя: самые элементарные сведения о установлении Литургии и истории ей чина, разбор Проскомидии, Литургии оглашенных, Литургии верных, Причащения. Милеант начинает «Изъяснение Божественной Литургии»: » Божественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом. […]  Литургия — самое важное богослужение, во время которого совершается Таинство Причащения, установленное Господом Иисусом Христом в Четверг, вечером, накануне крестных Его страданий. Умыв ноги апостолам для показания им примера смирения, Господь, воздав хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал апостолам, говоря: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, яже за вы ломимое;» потом Он взял чашу с виноградным вином, также благословил ее и подал апостолам, говоря: «Пийти от нея вси: сия есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многия изливаемая во оставление грехов». Причастив их, Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство: «Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26:26-28); Лук. 22:19; 1 Кор. 11:24). Согласно с этим завещанием Господа, св. Апостолы, вскоре после вознесения Его на небо, начали совершать таинство св. Причащения или Литургию в «День Господень» (т. е. по воскресениям).» Изъяснение Божественной Литургии Вступление Б ожественная литургия является постоянным напоминанием великого подвига любви, совершенного для нас Спасителем нашим Иисусом Христом. Скорбя от нестроений в своей жизни, человечество со всех концов мира взывало к своему Творцу, и люди, пребывавшие во тьме язычества, чувствовали, что порядок и стройность могут быть водворены в мире только Тем, Который повелел созданным Им мирам в стройном порядке двигаться во вселенной. Отовсюду тоскующее человечество звало своего Творца. Воплями взывало оно к Виновнику своего бытия, и вопли эти яснее слышались в устах избранных и пророков. Предчувствовали и знали они, что Создатель, скрывающийся в созданиях, предстанет Сам лично перед людьми и предстанет не иначе, как в образе создания Своего, созданного по Его образу и подобию. Вочеловечение Бога на земле представлялось всем по мере того, как очищалось понятие о божестве. Но нигде так ясно не говорилось об этом, как у пророков богоизбранного народа, и самое чистое воплощение Его от чистой Девы предчувствовалось даже и язычниками, но нигде в такой ощутительной ясности, как у пророков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Закрыть Россия — наследница Византии и Золотой Орды В Москве во время выборов Президента России прошли Божественные Литургии на татарском (кряшенском) и персидском (таджикском и фарси) языках 07:01 19.03.2024 310 Время на чтение 5 минут Фото: Предоставлены организаторами 16 марта 2024 года в Москве в преддверии Прощёного Воскресения и Великого Поста во время выборов Президента России состоялось знаковое событие — прошли Божественные Литургии на языках Русского Востока — татарском и персидском, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию РНЛ. Божественная Литургия на татарском (кряшенском) языке была совершена в Храме Толгской иконы Божией Матери в Высоко-Петровском мужском монастыре по благословению его наместника — викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председателя Синодального миссионерского отдела, епископа Луховицкого Евфимия (Моисеева). Богослужение возглавил настоятель подворья Троице-Сергиевой Лавры в Горках-8 Московской области архимандрит Дорофей (Вечканов), ему сослужил руководитель Отдела по организации кряшенской миссии Татарстанской Митрополии, благочинный Алексеевского округа Чистопольской епархии протоиерей Павел Чурашов. В Божественной Литургии так же приняли участие: председатель Союза православных татар, директор Татарской национально-культурной автономии района Тёплый Стан, глава Московской татарской православно-христианской общины Бухарова Динара Абдулбяровна, православные татары Москвы и кряшены Татарстана, в том числе проживающие на территории Московского региона. Перед Причащением Святых Христовых Таин участники Литургии попросили друг у друга прощения и простили друг друга Христа ради. По окончании Богослужения уже традиционно был пропет тропарь Пасхи на современном татарском языке византийским распевом. В тот же день после Божественной Литургии на татарском языке в Храме иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» в Отрадном была совершена Божественная Литургия на персидском (фарси и таджикском) языке. Богослужение возглавил заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, ответственный за миссию среди мигрантов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» иерей Дионисий Гришков.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/19/ro...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление перевод с церковнославянского священника Георгия Палехова Каждый священнослужитель Русской Православной Церкви, открыв «Служебник» 1 , может во второй его части, сразу после чина заупокойной литии, обнаружить весьма любопытный документ, озаглавленный следующим образом: «Известие учительное, како долженствует иерею и диакону служение в церкви святей совершати и приуготовлятися к священнодейству, наипаче же к Божественной Литургии, и каковии бывают бедственнии и недоумении в скорости случаи, како в том исправлятися» 2 . Это наставление, для краткости именуемое «Известием учительным», является, по сути дела, подробной инструкцией, касающейся благочинного свершения величайшего Таинства Церкви Христовой – Божественной Евхаристии, установленной Самим Спасителем во время Тайной вечери ( Мф.26:26-28 ) и облеченного Его Церковью в исторические формы русско-византийской Литургии. Диапазон сведений, сообщаемых в «Известии учительном», очень широк. От инструкции – как приготовить все необходимое для служения Святой Литургии, до заметки – о «…подаянии, приуготовлении и хранении» Святых Даров. Попутно в нем разрешается ряд недоуменных вопросов по поводу разных случаев, могущих приключиться во время Божественной Литургии. Несмотря на скромное (по числу листов, а не по значению) место, занимаемое в «Служебнике», «Известие учительное» имеет довольно любопытную историю, звучащую в изложении профессора И.А. Карабинова 3 следующим образом… Впервые «Известие учительное» появляется в московском издании «Служебника» 1699 года. Исходным документом для его составления послужило сочинение известного московского книжного справщика (как сказали бы сегодня, – редактора богослужебной литературы), чудовского инока Евфимия (вторая половина XVII века), носящее название – «Воумление 4 от архиерея чинному служению Божественной Литургии, и иныя нуждных случаев, ведение зело потребное». В предисловии к своему труду старец Евфимий пишет, что принялся за писание этого трактата, следуя желанию патриарха Иоакима иметь практическое наставление для будущих священнослужителей.

http://azbyka.ru/izvestie-uchitelnoe-na-...

Объяснение литургии Златоустого Понятие о литургии. Литургия (с греческого языка) есть общественное богослужение 1 , в котором совершается святейшее таинство евхаристии или Святого причащения тела и крови Христовой. Божественное установление. Евхаристию установил сам Господь Иисус Христос пред своими страданиями на тайной вечери. Он преподал тогда ученикам своим под видом хлеба истинное тело своё и под видом вина честную кровь свою, и присовокупил: сие творите в Моё воспоминание ( Лк. 22:19 ). С тех пор, по заповеди Господа, непрерывно совершалось и будет совершаться до скончания века сие святейшее таинство. Господь Иисус Христос , установляя таинство Евхаристии, возблагодарив Бога, благословив и, преложив хлеб и вино в тело и кровь свою, подал оные ученикам и заключил тайную вечерю пением некоторых священных песней ( Мф.26:26–27, 36 ). С благодарением Богу Отцу, призыванием Святого Духа и благословением совершалось сие таинство во все времена. Присовокуплялись некоторые молитвы, песнопения, обряды; но существенные принадлежности Святой Евхаристии, установленной и совершённой Господом, оставались всегда неприкосновенными. Богослужение евхаристии во времена Апостольские и после. Во времена Апостольские верующие пред причащением были предварительно приготовляемы к нему испытанием себя и очищением своей совести. Да искушает человек себе, говорит Апостол Павел, и тако от хлеба да яст, и от чаши да пиет ( 1Кор.11:28 ). Самое совершение таинства сопровождалось молитвою, проповедью слова Божия и славословием. Бяху, сказано про первых верующих, терпяще в учении Апостолов, и в общении и в преломлении хлеба и в молитвах хваляще Бога ( Деян.2:42, 47 ). Читалось слово Божие и объяснялось: Братие, говорит Апостол, егда сходитеся, кийждо вас псалом имать... сказание имать ( 1Кор.14:26 ). После сего все причащались от единого тела и пили из чаши Господней ( 1Кор.10:17, 21 ). Сей чин божественной литургии, с некоторым разнообразием молитв и обрядов, во всей полноте сохраняется в литургии Святого Апостола Иакова, брата Божия. В IV-м веке лжеучители стали вносить в молитвы и песнопения свои заблуждения; почему святые отцы Василий Великий и Иоанн Златоуст передали письменно священный чин божественной литургии, и, снисходя к немощи человеческой, передали оный в сокращённом против Апостольского виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление 1. Понятие о проскомидии Проскомидией называется 1я часть Литургии. Само слово «проскомидия» происходит от греческого προσκομιδη которое переводится как «приношение». Приношением же в Древней Церкви были хлеб и вино, которые приносили христиане для совершения богослужения. Таким образом они соблюдали данное еще в Ветхом Завете Божие повеление: «никто не должен являться пред лице Господа с пустыми руками» ( Втор.16:16 ). Часть приносимого отделялась для совершения таин­ства Евхаристии, а оставшееся шло на «вечерю любви». Так было с самого зарождения христиан­ства, когда по Вознесении Господнем Его последователи «постоянно пребывали в учении Апос­толов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» ( Деян.2:42 ), по слову Спасителя: «сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Совершаемые трапезы – агапы, – «без сомнения, с са­мого же начала получили богослужебное значение», хотя еще и «не имели исключительно литур­гического смысла, а служили в первохристианское время и к удовлетворению естественной потребности питания» 1 . К IV в. происходит отделение агапы от собственно литургического богослу­жения, которое переносится на утро или полдень 2 . Однако благочестивый обычай приносить хлеб и вино для совершения таинства остался, кое-где встречается он и по сию пору. Проскомидия входит в состав Литургии св. Иоанна Златоустог о и Литургии св. Василия Великого . Она не входит в состав Литургии Преждеосвященных Даров, однако имеет к ней отношение, так как на проскомидии загодя приготавливаются Св. Дары для этой Литургии. На проскомидии творится воспоминание 2х событий: «Вследствие этого, слова и действия проскомидии имеют двойственное значение, изображая, с одной стороны, рождество, а с другой – страдания и смерть Христовы» 3 . 2. Время совершения проскомидии 2.1 Время суток для совершения проскомидии Обычным временем суток для совершения проскомидии архиепископ Вениамин полагает 3й час (по нашему времясчислению – 9й час утра), ибо христиане «боятся приступить к жертвоприношению прежде того времени, когда Христос Господь осужден был на крест» 4 , и не позже полудня – из-за того, что «всякая литургия есть служение того дня, который начинается с вечера или с полудня прошедшего дня, и доходит не долее, как до полудня настоящего» 5 . В случае соединения полной Божественной Литургии с Вечерней службу проскомидию можно совершать после полудня, но тотчас, чтобы не было литургисания, когда уже стемнеет. 2.2 Дни, когда проскомидия не совершается

http://azbyka.ru/proskomidiya-ee-chinopo...

Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит Общее дело. В данной статье Вы найдёте пояснение Божественной Литургии, и сможете посмотреть подробную видеоинструкцию к этому церковному обряду. Пояснение Божественной Литургии Божественная Литургия есть вечное повторение великого подвига любви, для нас совершившегося. Слово «Литургия», в буквальном переводе, значит «общее (или общественное) дело». Оно появилось у древних христиан для обозначения богослужения, которое действительно было «общим», т.е. в нём принимал участие каждый член христианской общины — от грудных детей до пастыря (священника). Литургия является как бы вершиной суточного круга богослужений, девятым богослужением из совершаемых св. православной Церковью богослужений на протяжении суток. Так как церковный день начинается вечером с захода солнца, то эти девять богослужений совершаются в монастырях в таком порядке: Вечер 1. Девятый час — (3 часа дня). 2. Вечерня — (перед заходом солнца). 3. Повечерие — (по наступлении темноты). Утро. 1. Полунощница — (после полуночи). 2. Утреня — (до рассвета). 3. Первый час — (по восходе солнца). День. 1. Третий час — (9 часов утра). 2. Шестой час — (12 часов дня). 3. Литургия. В Великом посту бывает, когда литургия совершается вместе с вечерней. В наше время в приходских храмах суточные богослужения чаще всего состоят из всенощного бдения или всенощной, совершаемой вечером накануне особо чтимых праздничных дней, и Литургии, обыкновенно совершаемой утром. Всенощная состоит из соединения вечерни с утреней и первым часом. Литургии предшествуют 3-й и 6-й часы. Суточный круг богослужений символизирует историю мира от сотворения до пришествия, распятия и воскресения Иисуса Христа. Так, вечерня посвящается временам ветхозаветным: сотворение мира, грехопадение первых людей, изгнание их из рая, раскаяние и молитва их о спасении, затем, надежда людей, согласно обетованию Божию, на Спасителя и, наконец, исполнение этого обетования.

http://pravmir.ru/poyasnenie-bozhestvenn...

Введение В Церкви первого тысячелетия многие крупные кафедры обладали своим собственным чином Божественной литургии, который обычно носил имя того апостола или святого, кто считался основателем и самой кафедры, и ее литургической традиции 1 . В частности, в Константинопольской Церкви это была литургия святителя Василия Великого , в Иерусалимской – литургия апостола Иакова, брата Господня, а в Александрийской – литургия апостола и евангелиста Марка. Литургия апостола Марка занимает центральное место в группе литургий египетского типа, главным признаком которого является особая структура анафоры: после вступительного раздела следуют различные поминовения, затем – рассказ об ангельском богослужении с пением песни «Свят, свят, свят...» (Sanc­tus), первая эпиклеза, повествование о Тайной вечере и установлении Евхаристии (institutio), и наконец провозглашение совершаемой литургии как подлинного воспоминания Тайной вечери и вообще домостроительства Христова (anamnesis), вторая эпиклеза и заключительное славословие. 2 Такой порядок заметно отличается от структуры сирийско-малоазийских анафор, в числе которых – и константинопольские анафоры святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста , и иерусалимская анафора апостола Иакова, и другие. Помимо специфической структуры (а значит – внутренней логики) главной евхаристической молитвы, литургия апостола Марка обладает и иными своеобразными чертами, которые в совокупности образуют самостоятельное и весьма важное свидетельство как об особенностях богослужебной практики в христианском Египте, так и о богословии Евхаристии в одной из ключевых традиций древней Церкви. Указанными обстоятельствами, а также хорошей – по сравнению с другими чинами литургий – сохранностью в ранних, до VII века, источниках обусловлено постоянное внимание к анафоре апостола Марка со стороны исследователей истории христианского богослужения и академической науки как таковой. Дополнительный интерес к чину литургии апостола Марка вызывает тот факт, что она сохранялась в богослужебной практике греческого мира – вернее, некоторых его частей: в Египте, на Синае, на юге Италии – дольше других неконстантинопольских литургий: до XII века и даже позднее. 3 В ХХ веке в Православной Церкви интерес к литургии апостола Марка возник с новой силой: она неоднократно совершалась в Александрийской и Элладской Церквах, известны случаи ее совершения в РПЦЗ и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 10 июня 2008 г. 15:37 В день 18-й годовщины интронизации Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя . Его Святейшеству сослужили члены Священного Синода, правящие архиереи Русской, Белорусской и Украинской Православных Церквей, представители Поместных Православных Церквей при Патриаршем престоле, викарные архиереи Московской епархии . После богослужения с поздравительным словом к Предстоятелю Русской Церкви обратился митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир : Поздравительный адрес от членов Священного Синода Русской Православной Церкви по случаю 18-й годовщины интронизации Святейшего Патриарха Алексия Его Святейшеству, Святейшему Алексию II, Патриарху Московскому и всея Руси Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый наш Отец! Ныне, когда вся Полнота Русской Православной Церкви молитвенно отмечает 18-летие Вашего восшествия на престол Первосвятителей Московских и всея Руси, и мы имели духовную радость вместе с Вами совершить Божественную литургию в Кафедральном соборном Храме Христа Спасителя, позвольте мне от лица архипастырей, пастырей, монашествующих и всей Вашей многомиллионной паствы, в Отечестве нашем и за его пределами пребывающей, сердечно поздравить Вас, Ваше Святейшество, с этой знаменательной датой. Произошедшее в 1990 году событие положило начало новому периоду в церковной и общественной жизни нашей страны — после десятилетий безбожного пленения в России началось духовное возрождение. Господь, возводя Вас от силы в силу, изволением Духа Святого и избранием Поместного Собора возложил на Вас нелегкий крест Патриаршего служения. Сколько за минувшие годы довелось сделать и пережить Вам, Предстоятелю нашей Церкви, то в полной мере ведомо лишь Ему — Пастыреначальнику и Совершителю нашего спасение. Мы же, являясь Вашими современниками и сослужителями, с благодарностью Богу свидетельствуем: все в Вашей жизни подчинено двуединой цели — служению Богу и людям, стремлению живо откликнуться на вопросы современников, обращенные к Церкви, и дать на них исчерпывающие ответы, дабы познали они Того, Кто есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин. 14:6). На Вас сбываются слова святого Апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13).

http://patriarchia.ru/db/text/420854.htm...

ЖМП 9 сентябрь 2011 /  26 сентября 2011 г. Митрополит Иларион. Евхаристическая чаша на соборной Литургии В конце XX века в богослужебной практике Русской Православной Церкви произошла важнейшая перемена: почти повсеместно  установилось значительно более частое, чем это было принято раньше, причащение мирян. Большинство мирян и даже священнослужителей, в особенности те, кто пришли в Церковь в последние двадцать лет назад, уже не помнят, что не так давно нормой считалось причащение несколько раз в год: один-два раза в Великом посту (обычно на первой и Страстной седмицах) и один-два раза — в остальное время года (как правило, в день ангела; иногда еще и в Рождественский или Успенский посты). Такова была практика дореволюционной Русской Церкви, отраженная в «Катехизисе» святителя Филарета Московского: «Древние христиане причащались каждый воскресный день; но из нынешних немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому таинству. Церковь материнским гласом завещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых ревнующим о благоговейном житии — четырежды в год или каждый месяц, а всем — непременно однажды в год» (1) . В наши дни причащение раз в месяц, о котором святитель Филарет говорит как об особом подвиге «немногих», фактически стало нормой для воцерковленных людей, а многие из них приступают ко святому причащению в каждый праздничный и воскресный день. Еще одна важная перемена состоит в значительном увеличении количества соборных служб. После многих лет гонений Церковь обрела свободу, и это привело к резкому росту числа клириков и, следовательно, увеличению числа причастников в священном сане за соборными службами. Настоящая статья посвящена не оценке этих явлений в целом, а анализу одного из их частных последствий, а именно практики совершения Божественной литургии с использованием чаши большого объема. В наши дни на архиерейской Литургии, особенно при большом стечении молящихся, нередко за богослужением употребляется потир (чаша) весьма внушительного размера, высотой едва ли не в половину человеческого роста и объемом в три, пять, а то и девять литров. Евхаристические чаши объемом свыше литра употребляются и в приходском богослужении — особенно в многоштатных приходах в большие праздники. При использовании многолитровых чаш во время проскомидии, как правило, в потир вливается лишь часть приготовленного к освящению вина с водой, а основной объем доливается после великого входа, поскольку нести многокилограммовый сосуд на великом входе нелегко. Затем, по завершении евхаристической молитвы и по возгласе «Святая святым», пречистая Кровь Христова разливается из большого потира по чашам обычного размера, то есть объемом 0,5–0,75 литра. Таким образом, основной объем евхаристического вина — и затем Святой Крови — находится в главной чаше не в течение всей Литургии, а лишь на протяжении ее «освятительной» части, от великого входа и до причащения духовенства.

http://e-vestnik.ru/analytics/mitropolit...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010