Своим ученикам Христос до этого сказал: Никто жизни у Меня не берет – Я ее свободно отдаю… И вот Он свободно, но с каким ужасом отдавал ее… Первый раз Он молился Отцу: Отче! Если Меня может это миновать – да минет!.. и боролся. И второй раз Он молился: Отче! Если не может миновать Меня эта чаша – пусть будет… И только в третий раз, после новой борьбы, Он мог сказать: Да будет воля Твоя… Мы должны в это вдуматься: нам всегда – или часто – кажется, что легко было Ему отдать Свою жизнь, будучи Богом, ставшим человеком: но умирает-то Он, Спаситель наш, Христос, как Человек: не Божеством Своим бессмертным, а человеческим Своим, живым, подлинно человеческим телом… И потом мы видим распятие: как Его убивали медленной смертью и как Он, без одного слова упрека, отдался на муку. Единственные слова, обращенные Им к Отцу о мучителях, были: Отче, прости им – они не знают, что творят… Вот чему мы должны научиться: перед лицом гонения, перед лицом унижения, перед лицом обид – перед тысячей вещей, которые далеко-далеко отстоят от самой мысли о смерти, мы должны посмотреть на человека, который нас обижает, унижает, хочет уничтожить, и повернуться душой к Богу и сказать: Отче, прости им: они не знают, что делают, они не понимают смысла вещей… Последний суд над Иисусом Христом у Пилата. (Глава из «Закона Божия» протоиерея Серафима Слободского) Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин. Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: «вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу». У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: «есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?» Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

http://pravmir.ru/sluzhba-dvenadcati-eva...

1179 Ведомости, стр. 841. В самом начале XIX века церкви измененной Слободско-Украинской губернии, но не епархии, по городам и уездам распределялись несколько иначе: Харьков – 75 ц., Валки – 38 ц., Богодухов – 68 ц., Ахтырка – 62 ц., Лебедин – 66 ц., Сумы – 52 ц., Змиев – 63 ц., Изюм – 55 ц., Купянск – 29 ц., Волчанск – 48 ц., в городах, отошедших от Слободско-Украинской губернии в Воронежскую, но оставшихся по епархиальному управлению в Слободско-Украинской епархии, Старобельске – 51 ц., Богучаре – 37 ц., Острогожске – 70 ц., всего – 678 цер. (Арх. Св. Син. д. 1803 г. 416, л. 75.). 1180 Арх. Св. Син. д. 1803 г. 416. Воронежъ – 69 ц., Задонск – 51 ц., Бобров – 43 ц., Землянск – 55 ц., Нижнедевицк – 36 ц., Бирюч – 53 ц., Валуйки – 40 ц., Коротояк – 55 ц., Павловск – 29 ц., зашт. г. Ливенок – 2 д., Войска Донского – 158 ц., всего – 501 ц. В это время в состав Воронежской губернии вошли города, бывшие в Слободско-Украинской губ., Острогожск, Богучар и Старобельск и Саратовской губ. – Новохоперск. По епархиальному управлению они оставались в прежней зависимости: первые три в Слободско-Украинской епархии, последний в Саратовской, только к 1806г. они поступили в Воронежскую епархию, о чем речь будет в III томе нашего исследования о Русских Епархиях в XIX в. 1181 После ухода митрополита новгородскаго и олонецкого (вместо петербургского) Гавриила (Петрова) на покой 19 дек. 1800 года Новгородская и С.-Петербургская епархии снова соединены под властью Амвросия (Подобедова) , получившего титул архиепископа новгородского и с.-петербургского, с 10 марта 1801 г. митрополита: однако территории и штаты их всегда сохранялись особо. Самое разделение С. Петербургской- и Новгородской епархий, несомненно требуемое пользой дела и церковными интересами обширного северо-запада, хотя шло от Синода, но вызывалось нерасположением императора Павла к митрополиту Гавриилу Петрову, человеку, утратившему прежнюю энергию и скоро скончавшемуся 1801 г. 26 янв. 1182 О штатах и окладах архиерейским домам – Калужскому, Тульскому, Пермскому, Саратовскому, Слободско-Украинскому и Оренбургскому, а также викариям – киевскому, новгородскому, московскому и казанскому см. Книгу штатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

456 Синод, как бы не доверяя словам архиерея, просил полтавского губернатора уведомить его, точно ли в весеннее и осеннее время так трудно из Крестовоздвиженского монастыря сообщаться с Полтавой, как пишет архиерей. 457 Началась переписка и по истечении 12 лет, после издания указа о перенесении кафедры из Переяславля в Полтаву, приступлено было к постройке архиерейского дома, консистории и семинарии в самом городе Полтаве. 458 Примечание. Говоря о разных переменах, происшедших в царствование Николая I в наших епархиях, мы должны упомянуть здесь также и о том, что одна из них получила новое наименование. Теперешняя Харьковская губерния, по древнему положению своему на границе или украйне России и по особенному характеру её народонаселения, называлась в старину Слободско-Украинскою. Это имя оставалось за нею до 1835 г.; но как оно уже потеряло смысл и значение, то указом 5-го декабря 1835 г. велено было переименовать Слободско-Украинскую губернию в Харьковскую, по главному в ней городу. Синод, сообразуясь с новым названием, данным Слободско-Украинской губернии, положил и местному архиерею этой губернии, называвшемуся до сего слободско-украинским и харьковским, именоваться, по главному в губернии городу Харькову и уездному Ахтырке, харьковским и ахтырским. Государь утвердил это положение синода 5-го февраля 1836 г. (см. 2-е полн. Собр. Зак., 9058, об именовании епархиального в бывшей Слободско-Украинской губернии архиерея впредь Харьковским и Ахтырским). Отделение VII. Число православных епархий и викариатств в последний год царствования Императора Николая I В последний год царствования Императора Николая I число православных епархий считалось 55; из них 4 были первоклассные или митрополии: киевская, новгородская, московская и с.-петербургская, 19 второклассные или архиепископии, именно: казанская, астраханская, тобольская, ярославская, псковская, рязанская, тверская, херсонская, литовская, варшавская, рижская, могилевская, черниговская, минская, подольская, кишиневская, олонецкая, донская и иркутская; 27 третьеклассные или епископии: екатеринославская, калужская, смоленская, нижегородская, курская, владимирская, полоцкая, вологодская, тульская, вятская, архангельская, воронежская, костромская, тамбовская, орловская, полтавская, волынская, пермская, томская, пензенская, саратовская, харьковская, оренбургская, симбирская, кавказская, камчатская и самарская и 5 внеклассные, составлявшие грузинский экзархат, именно: карталинская, имеретинская, мингрельская, гурийская и абхазская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тамбовскую и Шацкую (ранее и Пензенскую) епархию, но новому положению, в объеме одной губернии, территориально совпадающей с епархией, составили каф. г. Тамбов с уездом, в них 92 цер., уез. гор.: Козлов – 101 ц., Борисоглебск – 54 ц., Моршанск – 93 ц., Темников – 86 ц., Кирсанов – 69 ц., Шацк – 138 ц., Лебедянь – 61 ц., Липецк – 79 ц., Ниж. Ломов 102 ц., безуез. гор. Елатьма – 9 ц., Кадом – 4 ц., Спасск – 1 ц., Чембар – 1 ц., Усмань – 4 ц., Верх. Ломов – 4 ц. и Керенск – 5 ц., 1177 всего – 903 ц.; из них – 270 церквей до 1799 г. состояли в Рязанской епархии, 138 ц. – в Воронежской. 1178 В силу того, что г. Пенза отошел от Тамбовской епархии в Саратовскую, титул тамбовского епископа изменился; вместо «тамбовский и пензенский» он стал именоваться нынешним титулом «тамбовский и шацкий», рязанский епископ вместо «рязанский и шацкий» стал называться, как ныне, «рязанский и зарайский». XXXVI Пятой самостоятельной епархией, открытой по докладу Св. Синода, Высочайше утвержденному 16 октября 1799 года, была Слободско-Украинская и Харьковская. Она учреждена в границах Слободско-Украинской губернии, названной так вместо Харьковской. Самая епархия получила свое название по губернии, хотя губернским и кафедральным городом назначен г. Харьков, вошедший в титул нового епископа. Слободско-Украинскую кафедру, при её открытии, занял Христофор (Сулима), епископ феодосийский, викарий новороссийский, так как его викарная кафедра упразднена. По чисто экономическим соображениям, во избежание казенных расходов, для новой кафедры в архиерейский дом обращен харьковский Покровский монастырь, в котором, по-прежнему, оставлено существовавшее в нем училище. На устройство архиерейского дома в Харькове при монастыре, помимо отпускаемых штатных сумм, предположено употребить суммы, вырученные от продажи феодосийского архиерейского дома. Хотя Слободско-Украинская епархия заняла предпоследнее (19) место среди всех третьеклассных епархий, однако её епископу лично положено содержание против второклассных епархий, как он получал, по особому указу, в бытность феодосийским викарием. Кафедральный штат равно и преемники епископа Христофора по Слободско-Украинской кафедре должны были получать содержание по III-мy классу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Территория Слободско-Украинской епархии выделялась, главным образом, из Белгородской и Курской епархии, отчасти из Воронежской и Черкасской. От Белгородской епархии, состоявшей из двух губерний – Курской и Слободско-Украинской, к ней отошла Слободско-Украинская губерния почти полностью, в которой по ведомостями, составленным в Св. Синоде до представления доклада, насчитывалось 574 церкви: Харьков с уездом – 88 ц., быв. г. Валки – 6 ц., Ахтырка – 87 ц., б. гор. Лебедин – 13 ц., Богодухов – 73 ц., б. города – Краснокутск и Золочев – 10 ц., Сумы – 73 ц., б. города – Недригайлов и Белополье – 9 цер., Змиев – 84ц., Изюм – 62 цер., б. г. Славянок – 2 ц., Купянск – 41 ц., б. г. Волчанск 3 цер. и Старобельского уезда – 23 цер. От Воронежской епархии, как видно из тех же ведомостей, отошло к Слободско-Украинской епархии – 99 ц. в г. Старобельске с уездом – 24 ц., Богучаре – 85 ц. и Острогожске – 40 цер. Курская и Белгородская епархия, названная так вместо Белгородская и Курская, осталась в границах одной Курской губернии с кафедрой в уездном городе Белгороде. Городов и церквей в Курской епархии, даже после сокращения её территории наполовину, осталось достаточно – 8 городов с уездами и 7 заштатных, в них – 873 церкви. 1179 Воронежская и Черкасская епархия, введенная в границы губернии, после отделения от нее городов и частей уездов к Слободско-Украинской, Тамбовской, Саратовской и Рязанской (Раненбургского уез. – 8 цер.) епархиям, значительно сократилась как в территориальном отношении, так и по составу городов с церквами. По Воронежской губернии в ней в девяти городах с уездами оставалось – 428 цер. и 143 церкви в области Войска Донского с г. Черкасском, станицами и слободами, а всего – 571 церковь , вместо прежних – 823 церквей по пяти губерниям и Войску Донскому. В самом начале XIX в. число церквей в ней не много увеличилось, дойдя до 591. 1180 Доклад Св. Синода о согласовании епархиальных границ с губернскими и об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям, а также об открытии нескольких новых епархий в границах отдельных губерний с Высочайшей резолюцией от 16 октября 1799 года: «быть по сему» можно назвать только предпоследней стадией сложного дела упорядочения территориального устройства русских епархий, начатого по письму князя А.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Такой порядок каждения полагается: а) на вечерне: 1) в начале всенощного бдения (Типикон, гл. 2 и 22; ср.: Устав священнослужения в начале Служебника) и 2) при пении «Господи, воззвах» (Типикон, гл. 9 и 22); б) на утрене: 1) в начале утрени (Типикон, гл. 9 и 22); 2) при пении «Непорочных» (Типикон, гл. 22); 3) при пении полиелея (Типикон, гл. 15 и 22); 4) по 8-й песне канона во время пения «Честнейшую» (Типикон, гл. 2 и 22; срав. Устав священнослужения в начале Служебника). в) на Литургии, по отпусте проскомидии перед началом Литургии (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста). Каждение всего храма, начиная с середины его, совершается таким образом: сначала кадят вокруг аналоя с иконой или со святым Евангелием, вокруг Плащаницы, находящейся среди храма; потом входят в алтарь и кадят там престол и проч. Далее кадят в храме вышесказанным порядком. По каждении храма приходят к царским вратами и кадят их и иконы Спасителя и Богородицы, и затем опять идут к аналою с иконой или Евангелием или к Плащанице и кадят их только спереди. После чего опять кадят священнослужителей, окружающих аналой или Плащаницу (Типикон, во 2 гл. последн. прим.; ср. Устав священнослужения, последн. прим. в Служебнике; Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви протоиерея Константина Никольского , с. 92). Такое каждение полагается: 1) на праздничной утрене, при пении величания после полиелея. (Типикон, во 2-й гл. послед. прим.; Служебник, в Уставе священнослужения последн. прим.); 2) на утрене Страстной Субботы при пении «Непорочных» (Типикон, последование Страстной Субботы); 3) на утрене в Страстной Пяток, если Евангелие читается посреди храма (последование утрени в Великий Пяток); 4) на царских часах – 1-м и 9-м – перед Рождеством Христовым, Богоявлением и в Великий Пяток (последование 24 декабря и 5 января), а также на 3-м часе в Понедельник, Вторник и Среду Страстной седмицы (последование Понедельника Страстной седмицы). Каждение одного алтаря и иконостаса как внешней стороны алтаря бывает таким образом: кадят престол со всех четырех сторон, затем жертвенник и весь алтарь; потом выходят перед царскими вратами, кадят перед ними и образами Спасителя и Богородицы, затем служащих иереев, далее клиросы и весь народ (Служебник, чинопоследование Литургии святителя Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/n...

Сумская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Сумской области [ править править код ] До конца 70-х годов XVIII века одна часть территории нынешней Сумской области относилась к Белгородской епархии, другая же часть - к Киевской. До 1799 года церкви Слободской Украины находились под ведением Белгородских архипастырей, как и в гражданском отношении Слободская Украины находилась под ведением Белгородских воевод и Белгородской губернской канцелярии. В 1780 году было открыто Харьковское наместничество, главным городом которого стал Харьков. С учреждением наместничеств по общему правилу, узаконенному еще при императоре Павле, пределы епархий должны были совпадать с пределами и границами губерний. В декабре 1796 года была образована Слободско-Украинская губерния с 11-ю уездами: Ахтырским, Богодуховским, Валковским, Волчанским, Змиевским, Изюмским, Купянским, Лебединским, Старобельским, Сумским и Харьковским. А 16 октября 1799 года была учреждена Слободско-Украинская и Харьковская епархия. В ее состав вошли все церкви Слободской Украины, а также некоторые церкви, входившие в состав Воронежской и Екатеринославской епархий. При образовании Слободско-Украинской и Харьковской епархии ее границы совпадали с границами наместничества, а затем и губернии. С 16 октября 1836 года Слободско-Украинская и Харьковская епархия стала называться Харьковской и Ахтырской. Указами Консисторий в 1860 году деятельность Духовных правлений была приостановлена. Указом Священного Синода от 14 ноября 1866 года было учреждено Сумское викариатство. Период с 1917 по 1945 годы в истории нашего Отечества был чрезвычайным по интенсивности и сложности исторических событий. Революционные перевороты 1917 года, превратившие крупнейшую православную империю - в страну, где правили безбожники и махровые богоборцы; восстановление патриаршества после двухсотлетней синодальной зависимости от властей предержащих; ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление Православия и полное уничтожение Церкви.

http://azbyka.ru/palomnik/Сумская_област...

...чем те, кому служила утешением их «малая родина» — Понятие «малая родина» восходит к стихотворным сборникам Жоашена дю Белле (1522—1560) «Сожаления» и «Древность Рима» (1553— 1557), созданным в Риме, в них поэт с нежностью вспоминает свой Лире (место его рождения), что для него значительно милее палатинских холмов. 109 Аббат Райян, тетка Серафи — Аббат Райян — один из воспитателей юного Анри Бейля (Стендаля) (в 1793—1794 гг.), был арестован летом 1794 г. за отказ присягнуть новой конституции; о «тирании этого злобного иезуита» Стендаль с ненавистью вспоминает в автобиографической книге «Жизнь Анри Брюлара». Тетку Серафи (сестру покойной матери) он характеризует как набожную и взбалмошную лицемерку. Бернарден де Сен-Пьер Жак Анри (1737—1814) — французский писатель, автор философских эссе «Этюды природы» (1784—1787), романа «Поль и Виргиния» (1787); подобно Ж. Ж. Руссо, воспевал культ «естественной» и добродетельной жизни людей на лоне природы. Не в память ли о Хароне, взимавшем обол? ( греч. миф.) — Харон — перевозчик душ умерших через реки подземного царства, взимавший за это плату. С этой целью в рот умерших клали мелкую монету (обол). Янсенизм — реформаторское течение в католической церкви XVII — начала XVIII в., возникшее на основе учения голландского богослова Янсения (1585—1638). Янсенисты выступали против папства и церковной иерархии; отрицая за человеком свободную волю, развивали вслед за Блаженным Августином (см. коммент. к с. 26) учение о благодати и божественном предопределении; проповедовали скромность в быту и суровость нравов. Центром янсенизма стал монастырь Пор-Рояль, превратившийся в XVII в. в очаг борьбы с иезуитами. В юные годы Мориак, воспитанник марианитов, испытал сильное влияние янсенистских идей. 114 ...вплоть до теологических споров по поводу божественной благодати — Споры о соотношении роли божественной благодати и человеческой воли были одним из существенных разногласий между янсенистами и иезуитами, допускавшими участие свободной воли в спасении человека. В янсенистских кругах, с которыми был тесно связан Ж. Расин, образ Федры толковали как пример судьбы человека, не осененного божественной благодатью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

Многие апокрифы допускали даже, что Пилат впоследствии раскаялся и стал христианином. В связи с этим интересен апокрифический памятник, возводящий своё авторство к Никодиму - тайному ученику Христа, вероятнее всего, по той же причине, по которой имена апостолов (Петра, Фомы, Филиппа) появлялись в заглавиях других апокрифов. Причём «Евангелие от Никодима» было очень хорошо известно у нас на Руси. Один из древнейших списков этого памятника датируется XIII в. (библиотека храма Святой Софии Новгородской). К числу псевдодокументов мы можем также отнести «Письмо Пилата Клавдию Кесарю», «Возношение Пилата», «Письмо Пилата Ироду Тетрарху», «Приговор Пилата». Диапазон создания этих подделок растянулся от II в. до позднего Средневековья. В свете вышесказанного интересно, что в Эфиопской Церкви Понтий Пилат и его жена Клавдия Прокула причислены к лику святых. В одной из средневековых эфиопских рукописей, называемой «Исповедью Пилата», в уста Пилата вкладывается такое исповедание, произнесённое у гроба Спасителя: «Я верую, что Ты воскрес и мне явился, и верую также, что Ты, Господи, не будешь судить меня, ибо я действовал, осуждая Тебя, из боязни евреев. Верую в Твои слова и в дела, которые Ты совершил, когда находился среди людей». Несомненно, эта легенда, как и другие предания, представленные в апокрифической литературе, имеют очень условное отношение к историческому Пилату. Впрочем, точка зрения апокрифов на личность Пилата была не единственной в христианской среде. Отец церковной истории, епископ Кесарии Палестинской Евсевий, ссылаясь на римских историков, говорит: «Понтий Пилат, впав во многие нечестия, умертвил себя собственною рукою, как о том пишут римские историки». И если вести разговор в категориях исторической достоверности, то следует признать: ни Новый Завет, ни свидетельства историков не дают оснований обелять Пилата, как это делается в указанных выше апокрифических памятниках. О моральных качествах Понтия Пилата можно судить по его деяниям в Иудее. Пилат был, несомненно, жёстким и изворотливым человеком, достаточно вспомнить, как он подавил протест жителей Иерусалима, обвинивших его в расхищении храмовой казны. Допустить, что столь беспринципный правитель будет до конца стоять за справедливость и законность в судебном разбирательстве, - весьма сложно. И хотя в евангельском повествовании прокуратор Иудеи представлен как человек колеблющийся, из этого никак не выводится факт его невиновности в смерти Иисуса. Напротив, из Священного Писания нам определённо известно, что Господь был приговорён к смерти именно Пилатом, представлявшим в то время высшую римскую власть в Иудее. Смертный приговор был также приведён в исполнение когортой римских солдат, Спаситель был распят на Кресте, что само по себе должно обратить на себя внимание, ведь распятие на кресте - это римская традиция смертной казни.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

В самом деле, соответствуют ли тону и цели евангельских повествований о суде иудеев над Иисусом рассуждения какого-нибудь автора о том, что «судьи, к которым приведён был Господь, уселись в тюрбанах, на восточный манер, на подушках, или изголовьях, полукругом с скрещенными ногами, которые были босы»? Этого мало. Увлекаясь таким неуместным реализмом, историки жизни Иисуса Христа предлагаемым вниманию читателей содержанием даже прямо противоречат тому направлению, в каком ведутся евангельские повествования. Так они при описании суда Пилата над Иисусом прилагают возможное старание изобразить жестокость этого римского правителя и всё описание ведут так, что оно исключительно является обвинительным актом против Пилата. Между тем евангелия ни в малейшей степени не затрагивают общего характера Пилата. Если он действительно был человеком кровожадным, нравственно-бессильным и беззаконным, то, напротив, в деле суда над Иисусом он является правителем в высшей степени гуманным и справедливым. Он виновен только тем, что пред лицом самой Истины не сделался христианином и участником креста Христова, но, как язычник, он сделал всё для него возможное, чтобы освободить Христа. За эту вину он отвечает пред Богом, но можем ли мы, стоя на исторической точке зрения, обвинять его за то, что он не сделался христианином в то время, когда сам Пётр отрекся от Христа? Он всё же уступил иудеям, это правда; но можно ли представить обстоятельства, которые более смягчали бы вину правителя, подписывающего смертный приговор, чем как это было по отношению к суду Пилата? Забыл ли он что-нибудь, чтобы снять с себя вину участия в преступлении иудеев? Мог ли самый лучший язычник не уступить толпе на месте Пилата?... Смысл евангельских повествований о суде Пилата над Иисусом единственно в том, что римский правитель ни на одну йоту не умалил вины иудейского народа, что вся тяжесть осуждения Христа на смерть осталась на иудеях; суд у Пилата даже был высшею ступенью, до которой достигли сознательность иудеев и полнота свободы, с которыми они отреклись от Сына Божия, оставаясь Его единственными убийцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010