Одно из внешних, т. е. направленных на мир, действий Божиих, в котором любовь Божественная проявилась с особенной силой, живостью и очевидностью, проявилась, можно сказать, в беспредельной полноте, есть воплощение Сына Божия для спасения человеческого рода. Это величайшее дело любви Божественной составляет как бы переход от жизнедеятельности Божества внутренней к внешней. Начавшись в беспредельной вечности, оно осуществляется в предопределенное время чрез вочеловечение Сына Божия. Явившись на земле как Богочеловек, он дал людям возможность видеть в Своем учении и в Своей жизни полноту любви Божественной. Чрез Боговоплощение любовь Божественная как бы сошла с неба на землю и в лице И. Христа явилась как бы воплощенной и для людей видимой, и вместе с тем она обнаружилась с такой силой, как никогда прежде. Лице, жизнь, страдание и смерть И. Христа суть главнейшие свидетели любви Божественной и её деятельности, как внутренней, так и внешней. Дело Боговоплощения и искупления составляет центр и жизненный нерв всего сверхъестественного Откровения, в котором главным образом оно и раскрыто, вместе с событиями, предварившими его, последовавшими за ним и имеющими его закончить. Поэтому сверхъестественное Откровение есть главный и, притом, безусловно-верный источник, из которого люди могут почерпать сведения о проявлениях любви Божественной; оно есть слово Бога любви о любви же. Затем, видимый мир, исполненный красоты, порядка и жизни хотя безмолвно, но красноречиво свидетельствует, что в сотворении его проявилась и в промышлении о нем продолжает проявляться любовь Божественная. Наконец, любовь, живущая в сердце человеческом, как чувство, и проявляющаяся в его жизни, физической и духовной, личной, общественной и родовой, как сила творческая, есть отображение, хотя слабое и тусклое, любви Божественной; поэтому исследование свойств и проявлений любви человеческой может нам дать некоторое понятие о свойствах и проявлениях любви Божественной. Это отображение тем более, сильнее и внятнее напоминает о своем первообразе, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Фома Аквинский писал о страдании, подобно тому, как Аристотель писал о стыде, что само по себе оно не является благом, но что оно может обладать известным благом в конкретных обстоятельствах. Это значит, что, при наличии зла, боль в результате обнаружения зла, будучи своего рода знанием, является относительным благом, ибо альтернативой будет незнание души о присутствии зла или о том, что зло противно ее природе, тогда как «и то, и другое», пишет философ, «представляет собой явное зло» (Summa Thelogica). И, по-моему, пусть и с трепетом, мы должны согласиться. Другое возражение основано на кажущейся диспропорции между вечным проклятием и преходящим грехом. И если мы думаем о вечности всего лишь как о продолжении времени, диспропорция и впрямь имеет место. Но многие отвергнут такое понятие о вечности. Если мы вообразим время, как линию, — а это хороший образ, потому что элементы времени расположены последовательно и ни один из них не сосуществует с другим — нам, вероятно, следует думать о вечности как о плоскости или даже объеме. Таким образом вся реальность человеческого существа будет представлена объемной фигурой. Это объемная фигура будет в основном делом рук Бога, действующего через благодать и природу, но человеческая свободная воля вносит в нее базисную линию, которую мы именуем земной жизнью — а если неверно провести базисную линию, вся объемная фигура окажется не в том месте. Тот факт, что жизнь коротка, или, возвращаясь к символу, что мы вносим во всю сложную фигуру лишь небольшую линию, можно считать актом Божьего милосердия. Ибо если даже проведение этой короткой линии, оставленное на нашу свободную волю, порой удается настолько плохо, что портит все целое, насколько же сильнее мы могли бы испортить эту фигуру, если бы нам доверили большее? В более простой форме это возражение состоит в том, что смерть не должна быть непреложной, что должна быть и возможность второй попытки. (Понятие второй попытки не следует путать ни с понятием Чистилища для уже спасенных душ, ни с понятием преддверия ада для уже погибших душ.) Я думаю, что если бы существовала вероятность пользы в миллионе попыток, такая возможность была бы предоставлена. Но учитель часто знает, от школьников и их родителей, что в действительности посылать школьника на переэкзаменовку бесполезно. Окончательное решение должно когда-нибудь быть принято, и не нужно иметь особенно крепкую веру, чтобы понять, что Всеведущий знает, когда. Третье возражение основано на ужасной интенсивности боли в аду, как о том свидетельствует средневековое искусство и даже некоторые места в Писании. Здесь фон Хюгель предостерегает нас, чтобы мы не путали само учение с образами, при помощи которых оно может излагаться. Наш Господь говорит об аде в трех символах: во-первых, наказания («вечная мука», Матф. 25:46), во-вторых, уничтожения (

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Только тогда можно было бы считать Бога (отдаленной) причиной зла, когда была бы доказана неразрывная связь между свободою и злом. Зло дано в свободе, как свободе, только в возможности, а не реально. Нравственная возможность, возможность свободы – исключительная возможность. Она не заключает в себе необходимости перейти в действительность. Возможность зла в первобытной свободе чело века нельзя отождествлять с физическим семенем. Физическое семя с необходимостью (если даны благоприятные условия) даст тот или иной плод, возможность которого оно носит в себе. Не такова была возможность зла, в первобытной природе человека. Человеческая природа одарена была совершенными силами; они находились под благодатным воздействием Божества, а потому возможность зла при всех условиях и обстоятельствах невинного состояния могла и не переходить в действительность и навсегда остаться возможностью. Бог создал свободу, дал ей, как Существо Святейшее такое направление, что для нее гораздо была легче добродетель, чем грех, в ней несравненно сильнее была потребность добра, нежели зла. Добро было известно человеку положительно, как реальный факт, зло же, как идея и возможность. Следовательно, Бог не сотворил зла, как факта. Он положил только возможное основание его – свободу, и не Он является виновником внесения в мир зла и сопряженных с ним страданий. Правда, Бог предвидел падение человека, извращение дарованной ему свободы, а потому, по- видимому, Он является виновным в создании свободы, произведшей зло. Для Божественного сознания существовало от вечности не только идее чистой непорочной свободы, но и свободы злой, греховной. А потому, осуществляя в действительности свою идею свободы чрез создание человека, Он знал, что эта свобода будет извращена, принесет в мир зло. Значит, Бог косвенно является виновником зла в мире без свободы не было бы зла, свобода от Бога, следовательно, и зло от Бога. Это возражение, по-видимому, очень сильное. Но вся сила его зиждется в введении, так называемого, «четвертого понятия» (quaternio terminorum). Здесь понятие «виновен» и понятие «свобода» употребляются в двух разных смыслах. В одном случае (в посылках) первое понятие является в смысле «причинен», в другом случае (в заключении) в смысле «нравственно ответственен». Между тем, произведение известного действия не всегда связывается с нравственной ответственностью за него. Ответственность только налагается за нравственно дурное в деянии. И так как нравственно дурное в свободе не принадлежит Богу, а внесено человеком, то Божественная святость не омрачается дурным деянием людей. Бог посредственно, конечно, является причиною и злой свободы, но Он не отвечает за нее она не Его непосредственное произведение. Если же в святости Божества не прикасается скверна злой свободы, то ее существование в мире нравственно и логически допустимо при Святом Боге и свободном человеке, виновнике нравственно-злой свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Nikol...

Преподобный Симеон Новый Богослов в своём 17-м Гимне, посвящённом страху Божию и любви, основывает весь гимн на толковании слов Иоанна Богослова совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин. 4, 18 ): подобно тому, как в душе должно вырасти драгоценное древо божественного страха, в ветвях которого найдут себе прибежище птицы, и которое станет добрым и драгоценным основанием души, так в душе должно вырасти древо божественной любви, и это древо божественной любви должно достичь до самых небес. И мы с вами в этом стремлении любви, которое мы будем полагать в основание своей жизни, вдруг с вами увидим, что тогда в жизни может исполниться та священная, глубокая, высокая, недосягаемая тайна богословия, которой был сопричастен святой апостол Иоанн, стоявший у Креста, которого стал, начал любить Христос Спаситель. И мы с вами, дорогие братья и сестры, должны стать и начать любить Бога, и всё сильнее и сильнее отдавать свою душу Богу; всё сильнее и сильнее исполнять божественные добродетели; всё сильнее и сильнее стремясь сохранить в своей жизни драгоценный дар божественного рождения, который даётся нам в крещении и обновляется в покаянии; всё сильнее и сильнее устремляться к знанию как к богопознанию; всё сильнее и сильнее вкладывать в своей жизни драгоценные отблески любви, о которой один из древних христианских писателей писал, что любовь является завершением деятельного этапа, подобно тому как знание является завершением созерцательного этапа души. Если мы вслушаемся в слова Священного Писания и в святоотеческие назидания – а в Священном Писании сегодня также было сказано о том, что если всё будет написано, и самому миру не вместить бы написанных книг о Христе Спасителе ( Ин. 21, 25 ). Но в священном Евангелии Иоанна Богослова, в «Евангелии любви» всё было сказано с предельной глубиной и ясностью: то, что не может вместить весь мир, вмещается в слова евангельского благовестия. То, что не может вместить в себя весь мир – в силу того, что он рационально и несовершенно устроен, – вмещает в себя та душа, которая действительно и по-настоящему чувствует и понимает, что Бог есть Любовь , и что эта божественная любовь, нисходящая свыше, является подлинным основанием его жизни. Будем складывать в своей душе эти священные уроки – не из гордости, не для того чтобы сказать, что мы умнее или лучше других, а для того, чтобы спастись, и для того, чтобы не омрачить божественный дар. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Бог не платит за каждую субботу. Бог не спешит, но всюду поспевает. Дай вам Бог удачи. Лучше неправду стерпеть, чем неправду творить. Лучше бедная честность, нежели богатое бесчестие. Кто что делает, от того и пострадает. Сиротинушку Бог бережет. За грех одного всё село расплачивается. В народной песне «Святые благо делят» говорится, как из-за грехов людских в Индии затворилось небо на три года и множество людей пострадало от голода и болезней. В песне «Бог в должниках не останется» говорится о порядочной женщине, оклеветанной завистницей, и о том, как Господь наградил одну и покарал другую. Оклеветанная сестра была четвертована, но там, где она погибла, поднялась церковь и забил чудотворный источник («Сестрина водица» в селе Поляни близ Пожаревца), а клеветница тяжко разболелась и мучилась девять лет, желая смерти. Там, где ее тело было закопано, разверзлась яма, полная змей и скорпионов. Подобные мотивы непременного возмездия за причиненное зло и награды за сотворенное добро есть и в других песнях, и в косовском героическом эпосе. В своих сказках и притчах (причем некоторые из них индийского происхождения) сербский народ выразил абсолютную власть божественного начала и нравственного закона над всем миром. В народном творчестве за тысячи лет нет ни слова, ни намека на какой-либо закон природы. Творец и Господин вселенной – Бог. Все стихии, все элементы, составляющие вселенную, находятся под Его святой властью и стоят на защите Его святой истины. Сербский народ за христианский период своей истории ясно понял это и выразил в своих пословицах. Истина сильнее и лучше лжи. Правда сильнее и лучше неправды. Вера сильнее и лучше безверия. Милосердие сильнее и лучше жестокосердия. Доброта сильнее и лучше злобы. Любовь сильнее и лучше ненависти. Целомудрие сильнее и лучше распущенности. И первое в такой мере сильнее и лучше того, другого, что вся природа, со всеми ее стихиями и составляющими элементами, служит охране истины, правды, веры, милости, доброты, любви и невинности, с одной стороны, и вся природа, с другой стороны, служит обузданию и наказанию лжи, неправды, безверия, жестокости, злобы, ненависти и распущенности. Другими словами, Бог несравнимо сильнее и лучше сатаны и Царство Небесное сильнее и лучше царства земного. Бессознательная природа была бы равнодушна к добру и злу в мире, если бы сознание Творца не вдохновляло ее и не направляло на защиту добра и уничтожение зла. Природа есть орудие добра в руках Всемогущего Бога. Природа – раб, а не хозяин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Основы православного вероучения. Понятие о Символе веры . Понятие о Вселенских Соборах. Понятие о вере в Бога, необходимости веры и ее исповедовании. Единство Божие. Свойства Божии. Учение о Троице. Непостижимость тайны Пресвятой Троицы. Личные свойства Лиц Пресвятой Троицы. Мир невидимый: ангелы и понятие о них. Мир видимый. Создание человека. Образ и подобие Божие в человеке. Назначение человека. Учение о предопределении Божием и промысле о мире и человеке. Учение о втором Лице Пресвятой Троицы. Цель сошествия Сына Божия с Небес. Понятие о грехе. Понятие о воплощении сына Божия. Значение слова «воплощение». Учение о Деве Марии, Приснодеве и Богородице. Значение Крестной смерти Спасителя. Возможность и способ нашего участия в страданиях и смерти Спасителя. Значение Воскресения Христова. Понятие об аде. Цель явления воскресшего Христа. Вознесение Христа (его толкование). Учение о Втором Пришествии Христовом, о будущем суде и бесконечном царстве. Понятие об антихристе. Учение о Святом Духе. Средства стяжания Святого Духа. Его главнейшие дары. Понятие о Церкви. Церковь Небесная и земная. Пребывание благодати Божией в Церкви. Свойства Церкви. Единство Небесной и земной Церкви. Основание призывания в молитве святых. Святые мощи. Согласование со святостью Церкви нахождения в ней людей согрешающих. Таинства Церкви. Число Таинств, их благодатная сила. Таинство Крещения, смысл и подготовка. Крещение младенцев. Восприемники. Таинство Миропомазания. Таинство Евхаристии, условия, требуемые для приступающих к Таинству. Таинство Священства. Понятие о таинстве Брака. Таинство Елеосвящения. Понятие о воскресении мертвых. Страшный суд. О разделении заповедей на две скрижали. О любви к Богу и о любви к ближнему. Учение Спасителя о молитве как средстве приобретения надежды. Определение молитвы; ее виды. Молитва Господня. Понятие об искушениях. Десять Заповедей Божиих. Обязанности в отношении к родителям. Отношение христианина к светским властям, любовь к Отечеству, почитание пастырей, старших возрастом, благодетелей и начальников. Обязанности родителей к детям, пастырей к пасомым, начальников к подчиненным. Убийство на войне. Смертная казнь преступников. Невольное убийство. Случаи, относящиеся к законопреступному убийству. Самоубийство. Духовное убийство. Заповеди блаженств. Необходимость подвига для достижения надежды спасения. Учение Господа о блаженстве. Двойственность сторон в каждой заповеди блаженств.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobran...

е. понятием, в котором по некоему признаку объединяются объекты, относящиеся к разным родам и видам (напр., в понятии «разумный» объединяются Бог, ангелы и люди). Согласно О., в обычном случае результатом познавательного акта является «простое собственное» понятие некой вещи. Однако человек в его нынешнем состоянии не может совершить интуитивный или абстрактивный познавательный акт по отношению к Богу, поэтому «простое собственное» понятие Бога у человека отсутствует. Вслед. этого Бог первично познается в «простом общем» понятии «сущее», в котором Он соединен с творением (см.: Menges. 1952. P. 153-156; Pelletier. 2013. P. 169-181). Это понятие абстрагируется от познанного творения и затем переносится на Бога: «...я абстрагирую понятие сущего от некой акциденции, которую я видел; это понятие не больше относится к этой акциденции, чем к субстанции и не больше относится к творению, чем к Богу» ( Ockham. OTh. Vol. 6. P. 342; Оккам. Избр. С. 167). Взятое так понятие «сущее» относится к любому сущему в одном и том же смысле, или предицируется унивокально. В своей концепции унивокации О. повторяет и развивает мн. идеи Иоанна Дунса Скота. Понятие «сущее», согласно О., является первичным простым общим понятием, унивокальным для Бога и творения. При этом к Богу и творению унивокально относятся не только понятие «сущее», но и др. понятия, в к-рых постигаются «совершенства» (perfectiones): единство, благость, мудрость, любовь и т. п. О. полагал, что все эти унивокальные понятия предицируются Богу in quid, т. е. отвечают на вопрос «Что есть это?», и описывают Его per se, т. е. сущностно, поскольку в Боге нет акциденций. Любые унивокальные понятия отсылают к сущности Бога, обозначая ее саму, а не нечто в ней, поскольку в самой сущности нет соответствующей этим понятиям сложности. При этом совокупность унивокальных понятий, в к-рую включено понятие «сущее» и все понятия совершенств, согласно О., образует «сложное собственное» понятие Бога, т. е. понятие, в к-ром познается только один Бог, т.

http://pravenc.ru/text/2578237.html

Бог не оставит человека так, чтобы он гулял от Него на сторону. Бог никогда не попустит человеку блудить с иными богами. Бог будет гнать человека на всех путях его, пока он не помирится с Создателем. Как говорил Бог через пророка Осию: «Буду нападать на них, как лишенная детей медведица, и раздирать вместилище сердца их, и поедать их там, как львица; полевые звери будут терзать их» ( Ос. 13, 8 ). Представьте себе, каково с медведицей, у которой отняли детей, встретиться! Это потому, что Бог есть ревнитель. Как говорит апостол Иаков: «Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?» ( Иак. 4, 5 ). Действительно, Бог не даст человеку пути от Него. «…люта, как преисподняя, ревность». Люта, как ад, как преисподняя, Его ревность, как пламень. Видимо, одна из причин пламени геенны – это пламень ревности Божией, что люди, сотворенные в любви Божией, отвергли эту любовь. «стрелы ее [стрелы любви] – стрелы огненные». Стрелы любви – они действительно огненные, они зажигают человека. Действительно, когда сердце человека пронзено стрелой любви к Богу, человек сгорает изнутри, и это – «пламень весьма сильный», как говорит здесь пророк. Действительно, пламень любви – захватывает; когда человек разгорается от стрелы, которую Бог послал в его сердце, стрелы любви, тогда он становится сильнее всего этого мира. На самом деле в мизинце святого достаточно силы, чтобы превратить в руины весь мир. Действительно святой пламенеет тем огнем, который сильнее смерти, сильнее времени, сильнее философии, сильнее всех лжерелигий, пламень этот сильнее всего. «Большие воды не могут потушить любви». Большие воды искушений, большие воды нападений демонов не могут потушить любви, никакие реки не зальют ее, никакие беды, никакое горе не способно залить огня пламенной любви. И мы видим это на примере мучеников, преподобных, всех святых, которые прошли через великие воды искушений и вышли победителями. Пламя любви сильнее всех нападений демонов. «Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем». Но эта любовь, как говорит дальше пророк, ее не купишь. Вот нельзя купить благодать Божию – она не покупаема. Нельзя с Богом в торговую сделку вступить – Бог не продается. Тот будет отвергнут с презрением, кто попытается подменить любовь Божию какими-то товарно-денежными отношениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Дорогие владыки, отцы, матушки игумении! Братья и сестры! Подводя итог жизни епархии в 2023-м году, хочу вас всех поблагодарить за ревностные труды, которые вы несёте, словом и делом стараясь быть верными делателями виноградника Христова. В последнее время мы не раз убеждались, что несмотря на всю хрупкость, наша жизнь находится в руках Божиих. Не будем забывать об этом, особенно мы, священнослужители, чтобы не искать человеческие пути и не следовать переменчивым ситуациям. В этом году мы старались не упускать данное нам Богом время, но наполняли его смыслом. Но каждый должен спросить еще и сам себя: мог ли я сделать больше, чем сделал, достойно ли несу служение, верен ли Богу и своему пастырскому долгу, достоин ли чести, которая мне оказана? Это и будет нашей исповедью самим себе и Богу, которая может очистить и подать благодать, чтобы в следующем году с большим тщанием служить Святой Церкви и спасению людей. Преподобный Иустин Попович говорит: " Что, ты боишься греха? Благодари Бога, поскольку безгрешный Господь рядом с тобой, а с Ним ты уничтожишь всякий грех. Боишься смерти? Благодари Бога, поскольку Воскресший Господь дарует тебе Свои божественные силы, с которыми ты умертвишь любую смерть. Нечистые духи нападают на тебя со злобой, и ты падаешь? Не бойся их, но благодари Бога, поскольку ты сильнее их, поскольку тебе Господь дает всеоружие Божие (Еф. 6:11, 13), с которым ты можешь победить всех бесов. Мучения, раны, бедствия, болезни обрушились на тебя? Благодари чудного Господа, Который делает тебя сильнее всего этого, благодари, поскольку Он вместе с тобой побеждает мир и все бедствия этого мира (см.: Ин. 16:33). За все благодарите, поскольку Господь Иисус Христос Своей истиной сильнее всякой лжи, Своей правдой сильнее всякой неправды, Своим добром сильнее всякого зла, Своею жизнью сильнее всякой смерти, Своим Божеством сильнее диавола; поэтому всегда радуйтесь, и в этой радости непрестанно молитесь, а молитвой за все благодарите, поскольку такова о вас воля Божия во Христе Иисусе " .

http://mitropolia.spb.ru/docs/doklad-mit...

Мучения, раны, бедствия, болезни обрушились на тебя? Благодари чудного Господа, Который делает тебя сильнее всего этого, благодари, поскольку Он вместе с тобой побеждает мир и все бедствия этого мира (см.: Ин. 16:33 ). За все благодарите, поскольку Господь Иисус Христос Своей истиной сильнее всякой лжи, Своей правдой сильнее всякой неправды, Своим добром сильнее всякого зла, Своею жизнью сильнее всякой смерти, Своим Божеством сильнее диавола; поэтому всегда радуйтесь, и в этой радости непрестанно молитесь, а молитвой за все благодарите, поскольку такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Воля Божия открылась через Господа Иисуса Христа и Его Святое Евангелие. Она состоит в том, чтобы всегда радоваться, поскольку во Христе Иисусе вы имеете все вечные блага, все божественные совершенства, всю полноту Божества, все необходимое для богоугодной жизни в мире сем и для блаженного пребывания в вечности. Воля Божия во Христе Иисусе состоит в том, чтобы вы стали сильнее всякой смерти, всякого греха, зла и диавола. Это достигается исполнением вашего существа всей полнотой Божества, находящейся в Иисусе Христе, исполнением всякой божественной силой, хранящейся в Его Церкви (см.: Еф. 1:22–23; 3:19 ; Кол. 2:10 ). Не сомневайтесь: вы исполнитесь полнотой Христовой, если стяжаете Его божественную правду, истину, любовь, добро, поскольку посредством всего этого Господь всем Своим существом воплощается в вас. И вы достигнете этого твердой верой в Воплотившегося и Воскресшего Господа Иисуса Христа, сильной любовью к Нему и непрестанной молитвой. Иными словами, если вы воплощаете в вашей душе чудного Господа Иисуса Христа, если живете со Святыми Таинствами и добродетелями Евангелия, если вы укрепите себя ими, то эти Таинства и добродетели исполнят вас всей полнотой Богочеловека Христа – и достигнете в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф. 4:13 ). 1Фес.5:19 . Духа не угашайте. Христианином становится и христианином остается тот, кто исполняет свой дух Святым Духом посредством Таинства Крещения и других Таинств и добродетелей по мере своего усердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010