Вышел 40-й том «Православной энциклопедии»      Том открывает статья «Лангтон», посвященная архиепископу Кентерберийскому (ок.1150-1228), бывшему одним из виднейших деятелей средневековой Англии, Завершает том публикация «Ливан», рассказывающая о средиземноморской стране, сыгравшей важнейшую роль в ветхозаветной истории и истории древней христианской Церкви. Подробно описывается религиозный состав народов, населяющих Ливан. Многие статьи нового тома носят биографический характер, присутствует множество публикаций, посвященных различным персоналиям, христианским святым, видным церковным деятелям, крупным богословам и философам. Среди них следует выделить статью, посвященную выдающемуся религиозному писателю, философу и политологу Константину Николаевичу Леонтьеву, обладавшему, по мнению Н.А. Бердяева, «самым блестящим и своеобразным умом в русской литературе». Как отмечал историк П.Н. Милюков, «Леонтьев всегда говорит прямо то, что другие подразумевают». Фундаментальные статьи посвящены деятельности святителя Льва Катанского, преподобного иеросхимонаха Оптиной пустыни Льва (Наголкина), преподобномученика Льва (Егорова), расстрелянного в Сиблаге. 40-й том содержит целый ряд статей, посвященных деятелям Церкви и византийским императорам, носившим имя Лев, например, восточно-римскому императору Льву I Великому (годы правления 457-474), период царствования которого совпал со временем распада Западной Римской империи, Льву III Исавру (годы правления 717-741), известному как организатор иконоборческой компании, Льву V (годы правления 813-820), прославившемуся войнами с болгарским ханом Крумом, Льву VI Мудрому (годы правления 886-912), при котором были изданы крупнейшие правовые своды. В «Энциклопедии» присутствуют статьи о выдающемся византийском историке Льве Диаконе, византийском дипломате Льве Хиросфакте, родственнике легендарной императрицы Зои Карвонопсины. Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461), спасшего Рим от варваров и активно влиявшего на ход Вселенского Собора в Эфесе 449 г. В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года.

http://pravoslavie.ru/91559.html

214. ЮЛИЙ II. 1503—1513. Собравшийся снова конклав отдал тиару Джулиано делла Ровере. Доказано, что последний подкупил значительную часть выборщиков. Но тремя годами позже папа делла Ровере, который в честь римского императора принял имя Юлий, строго осудил всякие попытки подкупа во время конклава. Джулиано делла Ровере родился в 1443 г. в Альбиссоле около Савоны. Вступил в орден францисканцев, где получил хорошее образование. Назначенный кардиналом своим дядей Сикстом IV, он энергично взялся за укрепление влияния своей семьи в папском государстве. Кардиналам-выборщикам он представился как поборник мира и независимости папства. В действительности же его понтификат был непрерывной чередой военных походов, в которых часто папа лично принимал участие, сражаясь неоднократно в первых шеренгах своей армии. Во время всех походов папской армии Юлий II приказывал нести перед собой дарохранительницу с облатками для причащения. Главными противниками Юлия были Венеция и Франция. В результате войн, которые вел Юлий, территория Папского государства была значительно расширена. Для защиты границ и привилегий Панского государства Юлий II создал швейцарскую гвардию, состоящую из добровольцев, жителей Швейцарии, неженатых и опытных в военном искусстве. Их красочную униформу проектировал Микеланджело. Стоящая ныне рядом с папой почетная стража является реликтом этого гарнизона, численность которого во времена Юлия была намного больше. Юлий II вошел в историю не только как один из наиболее воинственных пап, но и как щедрый (хотя и деспотичный) меценат искусства. В 1506 г. было начато строительство нового собора св. Петра в соответствии с планами архитектора Донато Браманте (1444 — 1514). В1512 г. были открыты для обозрения фрески в Сикстинской капелле, которые считаются вершиной творчества гениального Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Этот же художник был создателем незаконченного надгробия Юлия II и прекрасного купола, венчающего Ватиканский собор. В 1508—1512 гг. апартаменты Ватиканского папского дворца украшает еще один знаменитый художник, Рафаэль Санти (1483—1520). Юлий II, как и его предшественники, покровительствовал своим родственникам, назначая епископами и кардиналами членов рода делла Ровере и породненной с ним семьи Орсини. Тогда уже вошло в обычай, что самый близкий племянник папы (непот) получал кардинальскую шапку и занимал в римской курии должность папского наместника. Юлий II позаботился о том, чтобы его внебрачные дети (а их было несколько) заключили выгодные браки, которые принесли им богатство и почет и связали род делла Ровере со знатнейшими родами Европы. В 1512 г. папа созвал в Латеране XVIII Вселенский собор, который призван был обсудить реформу церкви. Это было вызвано единодушным требованием многих представителей тогдашнего западного христианства. Больной Юлий II не принимал участия в работе собора. Он умер 21 февраля 1513 г. Юлий II был первым папой, труп которого забальзамировали.

http://sedmitza.ru/lib/text/442574/

В янв. 1504 г. М. был спешно отправлен ко франц. двору в помощь флорентийскому послу Никколо Валори: испан. кор. Фердинанд II разгромил французов в битве при Гарильяно (29 дек. 1503), флорентийцы в связи с ослаблением Франции, их главного союзника, опасались угрозы со стороны испанцев и просили Людовика XII учесть их интересы в мирном договоре. В кон. 1505 г. стала осуществляться одна из главных идей М.- республика должна иметь собственные войска. В это время войны вели преимущественно с помощью наемников-профессионалов; большинство итал. князей были кондотьерами и служили по контракту более крупным державам. Итал. республики опасались вооружать собственных граждан во избежание смут; торговля и промышленность давали им достаточно средств для того, чтобы вести войны чужими руками или откупаться в случае необходимости. Однако наемники были ненадежны и часто воевали плохо. При поддержке гонфалоньера П. Содерини М. удалось добиться учреждения Комиссии девяти по устройству ополчения (янв. 1507; М. стал ее секретарем). В ополчение были набраны крестьяне из флорентийских владений; они прошли обучение «по швейцарскому образцу», лучшему в ту эпоху. Ополченцы неплохо проявили себя при завоевании Пизы в 1509 г., хотя не устояли во время осады Прато в 1512 г. Летом 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) решил навести порядок в церковных владениях Центр. и Сев. Италии, где после падения Борджа у власти вновь оказались мелкие «тираны». М. был представителем Флоренции в свите папы и с удивлением наблюдал за тем, как смелым и, на его взгляд, часто непродуманным действиям понтифика неизменно сопутствовала удача. Его поразило, что правитель Перуджи Джампаоло Бальони, который не гнушался расправляться со своими родственниками, не отважился противиться папе Римскому, хотя тот оказался фактически у него в руках. Эти наблюдения отразились в письме племяннику гонфалоньера Дж. Б. Содерини (Ghiribizzi al Soderino, между 13 и 21 сент. 1506 (правильная дата установлена в 1970; ранее оно датировалось нач. 1513)), где содержатся мн. основные постулаты буд. трактата «Государь».

http://pravenc.ru/text/2561518.html

Из биографий Римских Пап с именем Лев наиболее подробна посвящена деятельности Папы Римского Льва Великого (понтификат 440-461). В статье присутствует подробный анализ христологии, сотериологии, учения о творении человека, учения о Боге и Троице Папы Льва Великого. Также значительные по объему статьи посвящены Папе Льву III (понтификат 795-816), короновавшему Карла Великого (800), Папе Льву IV (понтификат 847-855), восстановившему частично римские укрепления, Папе Льву IX (понтификат 1049-54), с чьей деятельностью связывают схизму 1054 г., Папе Льву X (понтификат 1513-21), чей портрет с кардиналами кисти Рафаэля из галереи Уффици хорошо знаком любителям ренессансной живописи, Папе Льву XIII (понтификат 1878-1903), ставшему узником Ватикана в связи с объединением Италии и долгим отсутствием урегулирования вопроса о политическом статусе римского папства. В данном томе «Православной энциклопедии» присутствует также статья о Латеранских соглашениях 1929 года. Несколько статей 40-го тома рассказывают о подвижниках, носивших имя Левкий. В их числе и русский преподобный Левкий, основатель Левкиева в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, статья о котором содержится также в 40-м томе, а также Левкий (Аишев), игумен Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Также том содержит статью о выдающемся немецком ученом-энциклопедисте Готфриде Вильгельме Лейбнице (1647-1716). Присутствует подробная информация о первых сочинениях великого рационалиста Нового времени, отчет о его пребывании при дворе курфюрста Майнцского, деятельности в Париже и Лондоне, а также в Ганновере. Приводятся данные о его философско-теологическом учении, метафизике и теологии, теодицее, этике и телеологии. Рассказывается о рецепции идей Лейбница в России. Другим выдающимся немецким ученым, о котором содержится статья в данном томе, стал Готхольд Эфраим Лессинг — один из ведущих представителей немецкого Просвещения. Автор статьи констатирует огромное влияние Лессинга на европейскую культуру и, в частности, на формирование идеологии «Бури и натиска».

http://patriarchia.ru/db/text/4400858.ht...

В 16 часов Папа предположительно посетит лагерь палестинских беженцев в деревне аль-Айда недалеко от Вифлеема. Кроме того, понтифик может посетить один из благотворительных центров. Затем Папа покинет Палестину – на церемонии прощания будет присутствовать президент Аббас. 14 мая Бенедикт XVI намерен провести в Галилее, на севере Израиля. Программа этого дня пока находится в стадии разработки. По всей вероятности, понтифик посетит Назарет и, возможно, совершит мессу на Горе Свержения, что находится в 2 км от этого города. В Назарете, городе, где протекало детство Христа, Папа намерен посетить храм Благовещения. Кроме того, возможно, понтифик встретится с религиозными лидерами Галилеи. Утром 15 мая Бенедикт XVI планирует встретиться с православным Патриархом Иерусалимским. Затем в 10 часов понтифик намерен посетить храм Гроба Господня. В 11 часов понтифик прибудет в армянский квартал Старого Города в, где встретится с армянским патриархом Иерусалимским. В 13.00, за несколько часов до начала иудейского шаббата, в аэропорту «Бен Гурион» состоится церемония прощания, в которой примет участие президент Израиля. В 14 часов самолет израильской компании El-Al с Папой на борту вылетит в Рим. Эта поездка станет первым визитом Бенедикта XVI в Святую Землю. До него места земной жизни Христа посещали Павел VI (4-6 января 1964 ) и Иоанн Павел II (20-26 марта 2000). Поездка Бенедикта XVI продлится 8 дней – то есть несколько дольше, чем визиты его предшественников.   Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО»

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

С десятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что верховному понтифику не дозволено дополнять Символ веры . В самом деле, как было показано выше (9), дополнение Символа необходимо лишь для того, чтобы прояснить догматы веры. Затем, в Ветхом Завете с течением времени догматы веры все более и более прояснялись в связи с тем, что по мере приближения пришествия Христа все более очевидной становилась истина веры, о чем уже было сказано (7). Но коль скоро с появлением Нового Закона эта причина была устранена, то [тем самым] отпала всякая необходимость в [каких-либо] новых прояснениях догматов. Следовательно, похоже на то, что верховный понтифик не вправе составлять новую редакцию Символа. Возражение 2. Далее, никто не вправе делать то, что запрещено вселенской церковью под угрозой анафемы. Но вселенской церковью запрещено под угрозой анафемы предлагать новую редакцию Символа. Так, в актах Эфеского собора сказано, что «по обнародовании Символа Никейского собора священный синод объявляет незаконным провозглашение, написание или составление любого другого «Верую» помимо того, которое было установлено отцами на Никейском соборе под водительством Святого Духа», а также что отступники подлежат анафеме, и то же самое было повторено в актах Халкедонского собора. Следовательно, похоже, что верховный понтифик не вправе составлять новую редакцию Символа. Возражение 3. Далее, Афанасий был не верховным понтификом, а патриархом Александрии, и тем не менее он составил Символ, который был провозглашен в церкви. Следовательно, похоже, что не только верховный понтифик, но и любой епископ вправе предлагать новую редакцию Символа. Этому противоречит следующее: Символ [веры] был установлен на вселенском соборе. Но, как сказано в «Декреталиях» 18 , такой собор вправе созывать только верховный понтифик. Следовательно, верховный понтифик может предлагать новую редакцию Символа. Отвечаю: как уже было сказано, новая редакция Символа [веры] необходима лишь для того, чтобы пресечь возможное возникновение заблуждений.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

В 1506 г. папа Римский Юлий II (1503-1513) отправил Дж. П. Караффу легатом ко двору кор. Фердинанда V (II) Арагонского в Неаполе: король Неаполя как вассал папы Римского должен был принести понтифику оммаж, а папа в свою очередь совершить инвеституру короля, однако папскому легату не удалось добиться согласия короля на проведение этих церемоний. В июне 1507 г. Караффа приехал в Кьети. Конфликт с испан. властями (территория еп-ства входила в состав Неаполитанского королевства) усугубил характерную для всего его семейства антииспан. ориентированность молодого епископа. В своем диоцезе он начал проводить церковные реформы, направленные на укрепление епископской власти, регламентацию образа жизни клириков, упрочение дисциплины в мон-рях, строгое выполнение предписаний, связанных с соблюдением постов, праздничных дней, совершением богослужений и т. п. В нач. 1513 г. приехал в Рим для участия в работе Латеранского V Собора (1512-1517). В 1513-1519 гг. выполнял дипломатические поручения папы Римского Льва X (1513-1521) в Англии, Нидерландах и Испании. В Испании он был близок к кружку сторонников церковных реформ во главе с кард. Франсиско Хименесом де Сиснеросом , познакомился с Адрианом Флоренсзоном Буенсом (папа Римский Адриан VI в 1522-1523), воспитателем будущего имп. Карла V Габсбурга (король Испании Карл I в 1516-1556, император с 1519). Верный своим антииспан. пристрастиям, Караффа выступал против поддержки папой Львом X кандидатуры Карла Габсбурга на имперских выборах. И хотя в дек. 1518 г. король утвердил его на архиепископской кафедре Бриндизи, после избрания Габсбурга императором (28 июня 1519) Караффа покинул Испанию. Приехав в 1520 г. в Рим, Караффа принимал участие в деятельности оратория Божественной любви - добровольного объединения клириков и мирян, выступавших за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения молитвенных практик, в т. ч. совместных, утверждения благочестивого образа жизни католиков, оказания помощи больным и нуждающимся ( Paschini P.

http://pravenc.ru/text/2578529.html

В силу своей должности этой безошибочностью обладает Римский Понтифик, Глава Коллегии Епископов, когда он, как верховный Пастырь и учитель всех верных Христу, утверждающий в вере братьев своих (ср. Лк 22:32 ), окончательным образом провозглашает какое-либо учение о вере и нравах 80 . Поэтому его определения по праву называются непреложными сами по себе, а не по согласию Церкви, ибо выносятся они при содействии Святого Духа, обещанном ему в лице блаженного Петра и, следовательно, не нуждаются ни в каком утверждении иных лиц и не подлежат никакой апелляции в другой суд. Ибо в этих случаях Римский Понтифик выносит решение не как частное лицо, но излагает или защищает учение католической веры как верховный учитель вселенской Церкви, в котором единственно присутствует благодатный дар безошибочности самой Церкви 81 . Безошибочность, обещанная Церкви, наличествует и в составе Епископов, когда они вместе с Преемником Петра осуществляют верховное учительство. Этим определениям никогда не может быть отказано в согласии Церкви благодаря тому действию Святого Духа, которым всё стадо Христово оберегается и движется вперёд в единстве веры 82 . А когда либо Римский Понтифик, либо весь состав Епископов вместе с ним приходят к тому или иному решению, то выносят они его согласно самому Откровению, которого все обязаны держаться, с ним сообразовываясь – Откровению, которое в неприкосновенности передаётся письменно или через законное епископское преемство, и прежде всего заботами самого Римского Понтифика, а также свято хранится и верно излагается в Церкви благодаря предозаряющему Духу Истины 83 . Для того, чтобы должным образом проникать в него и верно его излагать, Римский Понтифик и Епископы, в зависимости от своей должности и от важности вопроса, ревностно трудятся, прибегая к соответствующим средствам 84 . Однако никакого нового общеобязательного откровения, которое входило бы в Божественную сокровищницу веры, они не принимают 85 . 26 . Епископ, облечённый полнотой таинства священства, есть «домостроитель благодати высшего священства» 86 , особенно в Евхаристии, которую он приносит сам или заботится о том, чтобы её приносили другие 87 ; а благодаря Евхаристии Церковь непрестанно живёт и возрастает.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Вольфганга , и Бамберг. Вероятно, в это время Л. принял апелляцию Роберта Жюмьежского, архиеп. Кентербери, изгнанного в сент. 1052 г. эрлом Годвином. Понтифик велел вернуть Роберту кафедру и, вероятно, отлучил от Церкви назначенного Годвином архиеп. Стиганда ( Jaff é . RPR. N 4331). После праздника Рождества Христова в Вормсе состоялось имп. собрание, на котором Л. попросил Генриха III отправить войско для изгнания норманнов из Италии. В ходе переговоров Л. передал имп. аббатству Фульда некие мон-ри и земли, принадлежавшие Папскому престолу, а также даровал Бамбергскому епископу паллий (Ibid. N 4287). В ответ император уступил папе права на земли к югу от Рима (MGH. SS. T. 5. P. 132). По сведениям Германа из Райхенау, Генрих III предоставил папе войско (auxilia delegavit). Однако Лев Остийский сообщал, что вскоре после отправления воинов имп. канцлер Гебхард, еп. Айхштетта (впосл. папа Римский Виктор II ), настоял на возвращении войска. В распоряжении Л. осталось не более 500 человек. Герман утверждал, что папское войско состояло из авантюристов, охотников за наживой и преступников, бежавших от наказания (Chronica monasterii Casinensis. II 81). Т. о., хронисты полагали, что император фактически обманул Л. и лишил его необходимой поддержки. Однако в янв. 1054 г. понтифик все еще надеялся на прибытие императора в Италию (exspectamus promissum et proximum adventum - Acta et scripta. 1861. P. 87). По-видимому, деятельность Л. привела к появлению у него могущественных противников среди имп. прелатов, окружавших Генриха III. В Хронике Фрутольфа Михельсбергского сообщается об инциденте во время мессы, к-рую совершал Майнцский архиеп. Лиутпольд I: Л. низложил диакона, к-рый с пренебрежением отнесся к его повелению соблюдать рим. богослужебные обычаи, и архиепископ пригрозил прервать мессу, если понтифик не отменит свое решение (MGH. SS. T. 6. P. 196-197; см.: Munier. 2002. P. 139-142). Недовольство епископов проявилось во время пребывания Л. в Мантуе, где понтифик созвал Собор (21 февр.

http://pravenc.ru/text/2537627.html

«Встреча продлилась около 40 минут. И на ней Папа Франциск подчеркнул важность сотрудничества и дружбы между религиозными общинами во имя развития диалога, который послужит миру в Ираке и во всем регионе. Понтифик также поблагодарил великого аятоллу за то, что он встал на защиту слабых перед лицом насилия самых тяжелых лет, подчеркивая святость человеческой жизни и призывая к единству иракского народа», - сообщил Бруни. В свою очередь духовный лидер шиитов Ирака отметил недопустимость войн и насилия в Ближневосточном регионе, а также ущемления прав проживающих там народов, особенно акцентировав внимание на палестинцах. «Его святейшество говорил о несправедливости, репрессиях, бедности, религиозных и интеллектуальных преследованиях, ущемлении основных прав, войнах и насилии, перемещении многих людей в регионе, особенно палестинцев на оккупированных территориях», - говорится в заявлении, которое приводит пресс-служба великого аятоллы Али Систани. После посещения Наджафа понтифик отправился на самолёте в Нассирию для участия в межрелигиозной встрече в древнем городе Уре, на родине ветхозаветного патриарха Авраама. В своем обращении Франциск говорил о недопустимости вражды и насилия во имя Бога, «самым большим оскорблением которого является ненависть к ближнему». Среди участников встречи - представителей разных местных религиозных общин были езиды (народ, преимущественно проживающий на севере Ирака и исповедующий езидизм), подвергшиеся истреблению со стороны Вечером 6 марта Папа Франциск возглавил Божественную литургию в багдадском кафедральном соборе Святого Иосифа. Епископу Рима сослужил Патриарх Халдейской Католической Церкви кардинал Луис Рафаэль Сако. В воскресенье 7 марта, в третий день апостольского визита в Ирак, Папа отправился на самолёте в Эрбиль; в местном аэропорту его встретили представители религиозных и гражданских властей Курдского автономного района. Понтифик возглавил мессу на стадионе города Эрбиля, на котором, по данным службы печати Святого престола, присутствовали 10 тыс. человек. По другим данным, участников, тепло приветствовавших понтифика, могло быть больше. Рассчитанный на 30 тыс. мест стадион был достаточно заполнен, отмечает корреспондент ТАСС. «В эти дни, проведенные рядом с вами, я слышал голоса, полные боли и страха, но я слышал и голоса надежды и умиротворения. Ирак навсегда останется в моем сердце. Прошу вас, братья и сестры, работать вместе во имя мирного будущего и процветания для всех», - сказал понтифик по завершении службы.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010