Москва. Моленная Воскресения Христова и Покрова Божией Матери 2-й Московской общины Поморского законобрачного согласия. Карта и ближайшие объекты Церковь Воскресения Христова и Покрова Богородицы - первая старообрядческая церковь поморской общины, построенная сразу же после выхода царского манифеста о веротерпимости 1905 г. Идея постройки храма принадлежала сотрудникам В.Е. Морозова и его сыновей: И.К. Полякову, директору правлений «Товарищества мануфактур В. Морозова с сыновьями», И.И. Ануфриеву, члену правления товарищества. Построена в 1907-1908 гг. в древнепсковском стиле с привнесением особенностей поморского зодчества, что выражалось не только в отсутствии алтаря, но также в строгости и скромности архитектурных форм и интерьера. На фронтоне звонницы были помещены фигуры двух ангелов, поддерживающих икону Спасителя (не сохр.). Все внутреннее убранство храма - иконостас, паникадила, светильники, киоты, решетки на окнах, дубовые скамьи - было выполнено по рисункам архитектора, что сообщало храму исключительную гармонию и стилистическое единство. И.Е. Бондаренко использовал основные принципы культовых построек Русского Севера, но в архитектуре храма было много деталей, характерных и для стиля модерн (майоликовая плитка, витражи, облицовка глазурованным кирпичом, наружная отделка гранитом и др.). Деятельное участие Морозовых в сооружении Токмаковского храма не ограничивалось только денежными взносами. Подаренные ими древние иконы, книги и церковная утварь стали основой внутреннего благолепия храма. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Много ценных древних икон украшают иконостас и церковь. В 1930 г. храм закрыли. В нем помещался детский театр, а после - библиотека, завод. С 1960-х гг. церковь занимал цех швейной фабрики «Космос». Ведется реставрация. Это первый храм старообрядцев в Москве, построенный в 1907-1908 гг. архитектором И.Е. Бондаренко в стиле северных церквей, с колокольней под двускатной кровлей. Для наружной отделки применен гранит, облицовочный кирпич, майолика. Особенно красива майолика на фронтоне колокольни. Интересен дубовый иконостас и утварь темной бронзы оригинальных рисунков. Цветное стекло окон делает церковь уютной, полной древнерусской мечты. Вместимость ее 500 человек. Стоимость 150 000 р.» ( Путеводитель Машкова. С. 205).

http://sobory.ru/article/?object=03950

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МОНИНСКАЯ МОЛЕННАЯ Один из центров поморского согласия (см. Поморцы ) в Москве, сложившийся в кон. XVIII в. Значительная роль в организации М. м. принадлежала выходцам из федосеевского согласия (см. Федосеевцы ), к-рые не могли следовать строгим федосеевским взглядам на брак и признали практику бессвященнословных браков (см. в ст. Беспоповцы ), обоснованную и разработанную в нач. 80-х гг. XVIII в. наставником Василием Емельяновым . Московская община поморцев нуждалась в церковно-организационном центре, было необходимо создать собственную общественную моленную по примеру федосеевского Преображенского кладбища . Согласно последним архивным разысканиям, М. м. была основана в 1796 г. в обширном домовладении в с. Покровском в Лефортовской части города 124 во 2-м квартале, с 30-х гг. XIX в. 755 в 5-м квартале, позже имело 931/755; на правой (от центра) стороне Покровской (ныне Бакунинской) ул. напротив Рыкунова (ныне Балакиревского) пер.). Участок был куплен членами поморской общины, состоявшими в близком родстве с В. Емельяновым: братом Алексеем Емельяновым и зятем Василием Федоровичем Мониным, мужем родной сестры В. Емельянова Агриппины. В центре участка был выстроен храм в честь Покрова Пресв. Богородицы и Преображения Господня по проекту деятеля поморского согласия зарайского купца А. Я. Зайцевского. Возвели также жилые постройки, в т. ч. мужскую и женскую богадельни «для призревания бедных старообрядцев». В 1797 г. владельцы оформили завещание (утверждено Московским магистратом в 1809, подтверждено в 1814), передав управление моленной избранным попечителям (одним из попечителей был Монин) и письменно закрепив «правила», на к-рых существовала общественная моленная. По имени 1-го владельца участка и одного из первых попечителей моленная стала называться Монинской. Поскольку духовными руководителями и наставниками для московских поморцев являлись выговские отцы, в основу «правил» М. м. были положены правила, принятые в Выголексинском общежительстве . Некоторые пункты были заимствованы из устава Преображенского кладбища, в частности, «общественное иждивение и пожертвования доброхотных дателей» как экономическая основа и институт попечителей - как орган управления богаделенным домом (избирались 2 попечителя). Полный текст «правил» в наст. время неизвестен, но сохранилось изложение его содержания в письме Павла Любопытного из С.-Петербурга в Москву от 27 июня 1816 г.: «Прошу покорно немедля выслать постановления о нашей Покровской часовне, зделанные Мониным и прочими, где назначено, как общественной чинить выбор, совет и прочее, и прочее; и сие постановление утверждено, мне памятуется, в присудственном месте, дабы между обществом нашим оно хранилось вечно непременяемо» (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. Д. 1004. Л. 1 об.). Уставные статьи московской общины служили образцом для др. поморских общин, в частности Малоохтинской в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/2564118.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕМЕЛЬЯНОВ Василий (в старообрядческом крещении Филипп; 1729 - 19.04.1797, Москва), наставник московской поморской общины (см. Поморское согласие ), защитник института брака у беспоповцев (см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). Е. был гос. крестьянином, по-видимому, с. Покровского (в XVIII в. вошло в черту Москвы - район ул. Покровской, совр. Бакунинской), первоначально принадлежал к московской федосеевской общине на Преображенском кладбище . В 80-х гг. жил в доме купца И. Абросимова на Немецком рынке; об этом сообщал в автобиографии поморец А. С. Озерский, обучавшийся у Е. грамоте, лит. навыкам и церковному пению и называвший своего наставника «мужем просвещенным, добродетельным и почтенным» ( Хвальковский, Юхименко. 1999. С. 318). По свидетельству Павла Любопытного , Е. был «мужем благочестивым и примерной добродетели», блестящим полемистом («тщательный писатель о разных предметах в защиту Христовой церкви и в обличение врагов ея»), «знатным собирателем священных предметов древности» и «редким» собирателем «предков своих и настоящих мужей истории и творений их» ( [Любопытный П. О.] Исторический словарь 86 раскольничьих отцов. С. 28). Не разделяя позиции федосеевцев , считавших невозможными «моление за царя» и заключение старообрядцами браков, Е. перешел в поморское согласие и выступил инициатором создания в Москве поморской моленной. Ок. 50 его единомышленников составили общину. Благодаря членству в ней богатых семейств (в частности, каретника П. Алексеева, поверенного В. Ф. Монина, женатого на сестре Е., А. Т. Заикина, ленточника Н. Петрова) и более лояльной политике московских властей по отношению к старообрядцам после 1771 г., когда было разрешено строительство часовен на принадлежавшем старообрядцам-поповцам Рогожском кладбище и на федосеевском Преображенском кладбище, поморцы приобрели дом с участком на Покровской ул. напротив Рыкунова (ныне Балакиревского) пер. В нач. 70-х гг. XVIII в. здесь были построены деревянная часовня и дом «для призреваемых» (по примеру Преображенского кладбища). Поскольку участок был куплен на имя Монина, моленная получила название Монинской или Покровской. Е. являлся ее настоятелем до конца жизни, попечителем был Монин.

http://pravenc.ru/text/189925.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ (ДПЦ), с 1989 г. офиц. название наиболее значительного и организованного согласия беспоповцев - поморского, вероучение к-рого, как и вероучение др. беспоповских согласий, опирается на представления о воцарении духовного антихриста (см. разд. «Антихрист в представлениях старообрядцев» в ст. Антихрист ) и оскудении благодати священства. В отличие от большинства др. течений в беспоповщине ДПЦ допускает возможность мирянам (наставникам) благословлять браки (бессвященнословные браки; см. разд. «Брак у старообрядцев» в ст. Брак ). ДПЦ развивается, изменяя отдельные элементы своего вероучения, инкорпорируя в себя нек-рые малочисленные беспоповские согласия и постепенно осознавая себя «церковью, не имеющей духовной иерархии». Собор (съезд) является высшим органом управления ДПЦ. Согласно постановлению 2-го Всероссийского собора поморцев (1912), «верховное руководство, суд и управление Церкви Христовой, с падением священных чинов Ее, лежит на обязанности составляющих тело Церкви христианских приходов, избранники которых составляют собор Церкви» (Деяния 2-го Всероссийского собора христианского поморского церковного общества. М., 1912. С. VII). В отличие от др. беспоповских течений ДПЦ имеет региональные органы управления (духовные центры): Российский совет (РС) ДПЦ (Москва, учрежден в 1989), опекает поморцев в России и в странах, не имеющих духовных центров,- на Украине, в Молдавии, в Казахстане и в Киргизии; Центральный совет (ЦС) ДПЦ Латвии (Рига, учрежден в 1989), объединяет 51 из 67 поморских общин, зарегистрированных в Мин-ве юстиции Латвии; Высший совет (ВС) ДПЦ Литвы (Вильнюс, в 1922-1940 и 1942-1943 назывался Центральным старообрядческим советом (ЦСС) Литвы, в 1943-2002 - Высшим старообрядческим советом (ВСС) Литвы); Высший совет (ВС) Восточной старообрядческой церкви, не имеющей духовной иерархии, в Польше (Сувалки, действовал в 1925-1939, возобновил работу в 1983, до 1993 назывался Высшим старообрядческим советом (ВСС) Польши); Союз старообрядческих общин Эстонии (Таллин, учрежден в 1928, восстановлен в 1995); Центральный совет (ЦС) ДПЦ Белоруссии (Полоцк, учрежден в окт. 1998); Конференция поморских общин в США. При духовных центрах ДПЦ работают духовные комиссии или духовно-канонические отделы, в компетенцию к-рых входит разбор канонических и богослужебных вопросов.

http://pravenc.ru/text/180417.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДВИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Полоцко-Витебской епархии , учреждено указом Святейшего Синода от 30 мая 1913 г. (Полоцкие ЕВ. 1913. 21. С. 259-260), названо по г. Двинску Витебской губ. (до 1893 Динабург, в 1656-1667 Борисоглебов (Борисоглебск), в 1893-1920 Двинск, совр. Даугавпилс в Латвии). Динабург, а также др. города Латгалии (вост. часть Латвии) - Режица (совр. Резекне) и Люцин (совр. Лудза) - в 1772 г. вошли в состав России и составили Двинскую провинцию Псковской губ., в 1776 г. Двинская провинция стала частью новообразованной Полоцкой губ. С 1802 г. Динабургский, Режицкий и Люцинский уезды входили в Витебскую губ., к нач. XX в. Двинск был наиболее развитым в экономическом отношении городом в губернии. После вхождения в состав России Латгалия являлась частью Псковской и Рижской (1772-1795), затем Могилёвской (1795-1803), Могилёвской и Витебской (1803-1833), Полоцкой и Витебской (1833-1921) епархий. Первая православная ц. во имя св. князей Бориса и Глеба появилась в Динабурге в 1656 г., после того как в июле этого года рус. войска заняли город; храм, по-видимому, был упразднен вскоре после возвращения Динабурга Польше в 1667 г. Период польск. господства в Латгалии ознаменовался насаждением католичества и ополячиванием местного населения, однако в XVII-XVIII вв. здесь также открывались правосл. церкви, часть к-рых в XVIII в. перешла к униатам. С кон. XVII в. в Латгалии жило много старообрядцев (преимущественно беспоповцев ). Изначально преобладающим было федосеевское согласие (см. ст. Федосеевцы ), а с сер. XIX в.- поморское согласие . В Даугавпилсе в 30-х гг. XX в. действовало 7 поморских моленных, из них Новостроенская - 2-я по величине после моленной рижской Гребенщиковской старообрядческой общины . В Резекне существовало 2 федосеевские моленные. Известны Прейльская, Краславская, Крустпилская, Ливанская и др. моленные. К нач. XIX в. на территории Латгалии проживало ок. 250 тыс.

http://pravenc.ru/text/171494.html

Г.В. Маркелов Содержание Предисловие Указатель изображений Атласа Святые восточнохристианской церкви. Часть 1 Святые восточнохристианской церкви. Часть 2 Святые восточнохристианской церкви. Часть 3 Святые восточнохристианской церкви. Часть 4 Святые восточнохристианской церкви. Часть 5 Святые восточнохристианской церкви. Часть 6     Значительная часть просмотренных нами иконных образцов не имела ни­каких атрибутирующих подписей и числилась в архивных и музейных описях в разряде изображений «неизвестных святых». Кроме того, встречались образцы, на которых подписи к изображениям вызывали сомнения, а порой представлялись неверными. При отборе иллюстраций для настоящего Атласа мы попытались отождествить неопознанные и неточно названные изображения, ориентируясь на словесные описания святых в иконописных подлинниках и традиционную иконографию персонажей. Следует иметь в виду, что данные нами наименования изображений в ряде случаев носят характер предположе­ний, которые нуждаются в дополнительных пояснениях. Ниже следуют ком­ментарии к большинству иллюстраций Атласа, которые сопровождаются отсылками на словесные описания иконописных подлинников, публикуемые в Своде (см. том 2 настоящего издания). Прориси и переводы, на которых изображения святых не вызывали никаких вопросов, оставлены нами без дополнительных комментариев. Атлас открывается изображениями святого благоверного князя Александра Невского. Согласно древней иконописной традиции, православный князь, принявший перед смертью монашество, изображался только в схиме. Этой традиции соответствует перевод с иконы старообрядческого поморского письма (Атлас, 1 ). На рисунке отчетливо показано двуперстие, столь характерное для старообрядческих икон XVIII–XIX вв. Начиная с 1724 г. особым указом Синода запрещалось писать князя «в монашеской персоне» и предписывалось изображать Александра Невского только в великокняжеском образе. Однако уже в XVII в. складывается традиция изображения Александра в виде князя-воина. Это отмечено в тексте подлинника 1667 г. 1 (Свод, 21). Возможно, что публикуемая прорись с иконы XVIII в. (Атлас, 2) восходит к таким ранним изображениям XVII в. На это указывает ее стилистическая близость к изображению князя Георгия Всеволодовича, сделанному в 1645 г. устюжскими мастерами на крышке раки в Успенском соборе. 2 Прориси из ГРМ (Атлас, 3 ,5 ) отражают синодальные требования к иконографии князя и относятся к поздним псевдоисторическим изображениям. Прорись палехской (?) школы (Атлас, 4), напоминающая, скорее, билибинский эскиз театрального костюма, свидетельствует о попытках иконописцев внести в живопись стиль «русского модерна».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно Епископ Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора 02.08.2006 473 Сегодня, 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии епископ Архангельский и Холмогорский Тихон обратился к жителям Архангельской области и Ненецкого автономного округа с воззванием о поддержке строительства кафедрального собора Дорогие братья и сестры! Вот уже долгое время мы с упованием ожидаем начала важнейшего события - возведения Михаило-Архангельского кафедрального собора в городе Архангельске. До сей поры столица древнего Поморского края не имеет главного храма. 20 ноября 2005 года в Архангельске прошел общегородской крестный ход к месту строительства Михаило-Архангельского собора. Его участники согласно молились Господу и выражали слова поддержки этого важного духовного начинания. Последовавшее за этим событием время было непростым. Все мы были свидетелями как в средствах массовой информации умножились высказывания, искажающие главный смысл строительства кафедрального собора. Мы по-христиански воздерживались от ответных слов, памятуя о том, что Господь не лишит своих благ хранящих незлобие (Пс. 83, 12). Как епископ могу сказать, что возрождение Русского Севера вне его духовных традиции невозможно. Господь попустил Архангельской области пройти чрез многие испытания дабы мы усугубили наши молитвы, стяжали терпение и возрастали в вере и любви друг ко другу. Сегодня для всех нас настало время важного определения. Если нам дорого наше будущее и благополучие региона, если мы не хотим своим бездействием потворствовать духовному разобщению и умножению пустых дискуссий, мы должны начать объединяться, собирать воедино все силы нашего региона. Возрождение святыни будет живым символом духовного возрождения, свидетельством о начале нового этапа в истории Архангельской области. Строительство Михаило-Архангельского кафедрального собора станет возможным только при посильном участии каждого из нас, независимо от положения или благосостояния, " в единстве духа, в союзе мира " (Еф. 4, 3).

http://ruskline.ru/analitika/2006/08/02/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь и смерть священника Михаила Страхова 3 часть 05.12.2023 74 Время на чтение 41 минут Фото: Усть-Цильма до революции 1 часть 2 часть На реке Цильма издревле добывали медь и серебро. Великий князь и государь всея Руси Иоанн III Великий в конце XV века направил туда экспедиции для изучения недр и развития горной металлургии. Правда, это производство оказалось здесь не слишком рентабельным . Село Усть-Цильма известно с 1542 г., когда новгородцу Ивану Дмитриеву сыну Ластке были пожалованы земли по реке Печора. Иван Ластка построил храм Святителя Николая Чудотворца. После раскола Русской православной церкви в XVII веке регион стал одним из центров старообрядчества поморского согласия . В результате браков и социокультурного взаимодействия с местными народностями сложилась этническая группа устьцилемцев со своеобразным русским наречием и особенностями быта. Коренные жители Усть-Цильмы занимались добычей серебра и меди, рыбным и охотничьим (пушным) промыслом. Предприимчивые староверы содействовали ускоренному развитию края. Усть-Цильма входила в состав Пустозерского, а затем Мезенского уездов Архангелогородской губернии. Приток населения и рост экономического значения Усть-Цильмы был связан с развитием лесной отрасли. Усть-Цильма использовалась как место ссылки ещё в Российской империи. В 1910-1912 гг. там находилось ок. 50 ссыльных, осужденных за революционную деятельность. При императоре Александре III Миротворце наблюдается расцвет региона . В 1887 г. село посетил Архангелогородский губернатор князь Н.Д. Голицын , будущий последний председатель Совета министров Российской империи. В 1891 году государь утвердил решение Государственного совета о присвоении Усть-Цильме статуса уездного города новообразованного Печорского уезда. В царствование императора Николая II Страстотерпца в 1911 году в Усть-Цильме открылась Печорская сельскохозяйственная опытная станция, занимавшаяся проблемами животноводства и обеспечения кормами, просуществовавшая до 1957 года.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Жизнь Иоанна Заволоко 28.02.2014 418 Время на чтение 12 минут О Иване Никифоровиче Заволоко я впервые услышал в Пушкинс ком Доме на берегу Невы. Его там знали все, особенно в отделе древних рукописных и старопечатных книг, и говорили с уважением и восхищением как о талантливом этнографе, знатоке древней русской культуры и собирателе древних рукописей и книг, которые он безвозмездно передавал в Древлехранилище Пушкинского Дома. Сам я с ним познакомился в 70-х годах в Риге, где он имел на ул.Межотес небольшой домик. Лет ему было на восьмой десяток, но выглядел он - богатырь богатырём, такой вот дед Гостомысл или Микула Селянинович. Зубы у него были все целые, русые волосы крупными кудрями падали на уши и лоб, лицо чистое, румяное и чудная окладистая борода. Он смотрел на мир добрым всепрощающим взглядом и, что редко бывает среди людей, не жаловался и никого не осуждал. Но вот беда: левая нога у него отсутствовала. Её ампутировал хирург в далёком таёжном лагере. Иван Никифорович родился вместе с новым XX веком в старообрядческой семье донских казаков, которые ещё при царе Алексее Михайловиче переселились в Герцогство Курляндское, где ещё раньше обосновались старообрядцы Поморского согласия. Со временем там образовалась крепкая старообрядческая Гребенщиковская община с большим храмом без алтаря, училищем, больницей и богадельней для стариков и инвалидов. Все эти учреждения занимали целый квартал, где кучно поселились старообрядцы, рослые, с породистыми русскими лицами, свято блюдущие древние православные традиции, сохраняющие иконы старого письма и другие предметы церковной культуры. Особенно они берегли переплетённые в кожу, с литыми медными застёжками, дониконовские рукописные древлепечатные книги. Книги потемнели от времени и дыма, были закапаны воском, но их блюли паче зеницы ока. С малолетства Ваню водили в моленную. Помещение было громадное, разделённое деревянной, в рост человека, перегородкой, сплошь увешанной иконами. Одесную перегородки становился на молитву мужской пол, а ошуюю - женский.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Лекса, урочище. Лексинская Крестовоздвиженская старообрядческая женская пустынь. Выго-Лексинское староверское общежительство /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Выго-Лексинское общежительство — крупнейший центр старообрядцев-беспоповцев, положивший начало поморскому согласию. Оно состояло из Выговского Богоявленского мужского и Лексинского Крестовоздвиженского женского общежительств под единым управлением, как некий «остров истинного благочестия». Выговское общежительство было основано в октябре 1694 года Даниилом Викулиным, братьями Денисовыми, Петром Прокопьевым и Трифоном Петровым на левом берегу реки Выг (современная деревня Данилово на реке Верхний Выг). Первоначально, до переноса женской части на Лексу, Выговская Богоявленская обитель была общей, но разделена стеной на две половины – мужскую и женскую. В 1706 году в 20 верстах в востоку от мужской Богоявленской обители, на правом берегу реки Лексы (притока р. Выг) была основана женская Крестовоздвиженская обитель с часовней в честь Воздвижения Креста Господня (старообрядцы-беспоповцы не имеют духовенства). Официальное название — " Пречестная обитель девственных лиц Честнаго и Животворящего Креста Господня " . Первой матушкой (игуменьей) в обители была поставлена монахиня Соломония, родственница Андрея Денисова. Эти места идеально подходили для прибежища гонимых старообрядцев: глухие, непроходимые леса и болота, отсутствие поселений, удаленность от административных центров. В основе устройства Выго-Лексинского общежительства, насельниками которого были в основном миряне, лежал принцип монашеского общежительства, подразумевавший общую молитву, общую трапезу, общее имущество. В общежительстве было обязательным безбрачие, в «скитах» (крестьянских хуторах, существовавших вокруг Выго-Лексинского общежительства) допускалась семейная жизнь. Одним из престольных праздников в Лексинской обители было Рождество Иоанна Предтечи (24 июня по ст. стилю). По свидетельству письменных источников, в этот день, как и на Крестовоздвижение, сюда сходилось много народа не только пустынножителей, но и крестьян окрестных деревень и даже из других волостей.

http://sobory.ru/article/?object=57938

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010