Поминовение усопших ведет свое начало из глубокой древности. История Ветхозаветной Церкви представляет нам ясный пример поминовения усопших, совершенно согласный с духом Христианского поминовения . Иуда Маккавей, вождь Иудейский, дал сражение с Горгием, военачальником Идумейским. После битвы, воины Иудейские стали собирать тела падших своих товарищей, чтобы положить оные в гробах отеческих, и, сверх чаяния, под одеждами у каждого из них нашли вещи, украшавшие идолов Иамнийских. Но присвоять подобные вещи и владеть ими Закон запрещает Иудею, под угрозою проклятия 1 . Познав в этом нарушение Закона причину смерти воинов и благословив правосудного Бога, все присутствовавшие обратились к молитве, прося Господа отпустить душам умерших содеянный ими грех . Доблестный же Иуда, собрав две тысячи драхм серебра, послал их в Иерусалим, для принесения жертвы в храм, за грех убиенных 2 . Так как грех воинов состоял в нарушении закона Веры, то и средства к заглаживанию греха Иуда заимствует также от Веры. Следуя ее внушениям, он веровал, что души убиенных бессмертны и некогда должны соединиться с телами, дабы понести справедливое возмездие за свой грех . Аще бо, замечает писатель книги Маккавей, падших востати чаял, излишно было бы и всуе о метрвых молитися. А как не одну молитву он избрал для благочестного поминовения, но ещё очистительную жертву в храм, то в сем он явно обнаружил свою уверенность, что благодать жертвоприношений простирается и на души усопших. И если бы молитвы и жертвы за усопших почитал для них полезным один только Иуда, а не все Иудеи, то как бы он мог свой образ мыслей так свободно обнаружить в сонме своих сподвижников, и как могло быть принято ими его предложение об общей молитве непререкаемо и единодушно, если бы они рассуждали иначе? Отсель видно, что пример сей не принадлежал к числу нововведений, на которые обыкновенно смотрят недоверчиво и соглашаются уже по предварительном и нескором рассуждении, и что поминовение, подобно тому, какое видим в сем пример, было и прежде совершаемо в Церкви Ветхозаветной.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

К вопросу о заупокойной литургии в дни Великого поста В 10-м «Церковного вестника» напечатана моя статья под заглавием: «Какую совершать литургию в седмичные дни Великого поста при погребении усопшего». Статья эта вызвана тем обстоятельством, что в священнической практике на этот случай (особенно у сельских священников) существуют крайние недоумения и противоречия. Одни священники, случись это погребение в понедельник какой-нибудь седмицы Великого поста, вовсе не совершают никакой литургии; другие совершают литургию Преждеосвящённых Даров; третьи относятся к епархиальному начальству и получают разрешение совершать литургию Златоустого. Помещая свою статью, я желал, чтобы лица авторитетные, компетентные высказали точно и определенно свое мнение, чтобы вывести из этой путаницы пастырей церкви и указать им одну точку зрения, которой должны они держаться все. На мою статью ответил в том же «Церковном вестнике» о. протоиерей Серединский. Об этом ответе и будет моя речь. К сожалению, заметка о. протоиерея Серединского не только не даёт удовлетворительного разрешения поставленного мною вопроса, но ещё более усложняет его и подаёт повод к ещё большим недоумениям. В своей статье я писал, между прочим, что так как устав церковный воспрещает в седмичные дни поста совершать литургию Златоустого, а разрешает, смотря по нуждам, во все эти дни – литургию Преждеосвящённую, то и не настоит надобности просить разрешения дела противозаконного, а следует творить дело законное, согласное с уставом церкви, то есть совершать литургию Преждеосвящённую и за ней прилагать эктенью за усопшего и заупокойные Апостол и Евангелие, что и будет иметь смысл в словесной службе поминовения усопшего пред жертвою тайною совершенною. О. протоиерей Серединский утверждает, напротив, что при погребении усопшего настоит надобность именно в совершении литургии Златоустого, что Преждеосвященная литургия не может быть умилительным жертвоприношением за усопших, что на ней Тело и Кровь Иисуса Христа не приносятся в жертву Богу Отцу за умерших, а только предлагаются для причащения живым, что на ней не бывает усвоения усопшим плодов бескровной жертвы. Из таких очень ясных и решительных положений о. Серединского вытекают само собою следующие новые положения:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

У Бога все живы. Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших Предлагаемый вниманию читателей сборник «У Бога все живы» рассказывает о православном обряде погребения, о том, как должно совершаться поминовение усопших по Уставу и традиции Православной Церкви; приводятся молитвы за усопших, а также старческие утешения скорбящим в потере близких людей. Издание адресовано широкому кругу православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   У Бога все живы: Православный обряд погребения. Утешение скорбящему. Молитвы за усопших Православный обряд погребения Конец жизни человека Как молиться за умирающего человека. Как читать канон над умирающим человеком. Для чего читается отходная. Как молиться за умирающего человека. При конце жизни человека, при отходе его из этого мира, над ним читается особый канон – собрание песней-молитв, составленное по определенному правилу. «Канон» – слово греческое, в переводе означает «правило». В православном молитвослове этот канон называется так: «Канон молебный при разлучении души от тела». Он читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущаго глаголати» (говорить), и часто его называют отходною (молитвой). Вот несколько тропарей (молитв-прошений) из этого умилительного канона, данных в переводе на русский язык: «Уста мои молчат, и язык ничего не говорит, но сердце вещает, потому что, снедая его, внутри меня разгорается огонь сокрушения и призывает неизреченными словами Тебя, Пресвятая Дево» (песнь 6); «Ночь смертная, мрачная, безлунная меня постигла неготового, она пропускает меня, неприготовленного, к долгому страшному пути. Да сопутствует мне Твоя милость, Владычице» (песнь 7); «Видя близкий конец своей жизни, вспоминая непотребные (безместные) мысли, поступки (деяния) души моей, люто (безжалостно) уязвляюсь стрелами совести. Но Ты, Всечистая, милостиво склонившись к душе моей, будь мне (за меня) ходатаицей пред Господом» (песнь 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Г) Слова и речи надгробные. Слово в день годовщины смерти доцента С.-Петербургской Дух. Академии Александра Александровича Приселкова 45 Прежде чем окончить наше молитвенное поминовение усопшего во Христе брата нашего и сочлена академической семьи, это поминовение, которое вероятно будет последним восстановлением нравственного облика почившего пред лицом всей Академии, всмотримся, братия, в значение самого события. В жизни большинства из нас предстоящая панихида о человеке, которого учащиеся не видели, о котором вероятно и слышали-то мало, является не более, как отвлеченным, хотя, конечно, и уважаемым долгом, причем мысль большинства разве лишь скользнет по картине безвременно оборвавшейся жизни. «Несть память прежних», – говорит Экклезиаст: «И последним бывшим не будет память их c будущими напоследок». Но посмотрим на это поминовение с точки зрения самой оборвавшейся жизни. Вот ученый, проникнутый светлым желанием восстановления православного святоотеческого богословствования, идеалами одушевления церковной школы огнем просветительной ревности, жил, трудился, видел, как трудно эти идеалы осуществлять, как лишь малые обрывочки своих предначертаний приходится развивать и вводить в жизнь, как лишь немногие единицы между слушателями проникаются желательным содержанием, видел всю принижающую миниатюрность наличной жизни и однако верил в свой идеал, и в глубине своего духа, неведомо от всех восхищался им до энтузиазма, продолжая приветствовать его, лежа на одре смерти; наконец умер. Многое скрытое в жизни добро исповедается над его гробом, теплая молитва всей Академии возносится в престолу Божию; тело опускается в землю, молящиеся расходятся по своим делам, но вот обыденная жизнь опять вступает в свои права, воспоминания тускнеют и наконец, промерцав последний раз в день годовщины смерти, обретаются на едва ли не окончательное постепенное исчезновение. Во что, во что разрешились все неосуществленные идеалы? Что даст ответ на высшие запросы оконченной земной жизни? Те запросы, те идеалы, которых покойный, по своей непреодолимой застенчивости не мог ни проповедывать, ни даже многим исповедывать, но которые только и любил в своей уединенной невеселой жизни, любил горячо и чести? Поищем, братья, на это ответ, ибо поставленный вопрос не чужд каждому из нас, ибо это есть вопрос можно сказать личной жизни почти каждого питомца духовной школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Рубрики Что происходит с душой после смерти? 8 мин., 28.02.2019 Поделиться Содержание Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти. Что происходит с душой после смерти? То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот — старательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует. Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу. Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир. Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот — долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит». Что происходит с душой после смерти по дням Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни. Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы. Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом: 3 дня после смерти

http://foma.ru/chto-proishodit-s-dushoy-...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке Издательского Совета 6 от 5 апреля 2012 года 1. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви книги иеромонаха Иова (Гумерова) и священника Павла Гумерова «Вечная память: Православный обряд погребения и поминовение усопших», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Издательству Московской Патриархии право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги иеромонаха Иова (Гумерова) и священника Павла Гумерова «Вечная память: Православный обряд погребения и поминовение усопших». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-206-0428. 2. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви книги В. Духанина «Что такое порча и может ли она приставать к христианину», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Издательству Московской Патриархии Русской Православной Церкви право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги В. Духанина «Что такое порча и может ли она приставать к христианину». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-206-0429. 3. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия», предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Издательству Московской Патриархии Русской Православной Церкви право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги В. Духанина «Сокровенный мир Православия». 2. Присвоить данной книге номер Издательского Совета – ИС 12-206-0430. 4. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленной Издательством Московской Патриархии Русской Православной Церкви книги «Молитвослов для детей», предлагаемой к изданию.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 45 от 24 ноября 2023 г. ПРОТОКОЛ заседания Секретариата научно-богословского рецензирования и экспертной оценки Издательского совета по вопросам упрощенного рецензирования 24 ноября 2023 Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета по упрощенной схеме: 1.         Заявитель: издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Т. Л. Миронова. Церковнославянский язык» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви на основании заключения Синодального отдела религиозного образования и катехизации» при переиздании книги «Т. Л. Миронова. Церковнославянский язык». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р24-345-3660. 2.         Заявитель: издательство «Православный печатник». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги «Псалтирь с поминовением живых и усопших, 448 с.» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Псалтирь с поминовением живых и усопших, 448 с.». 2. Присвоить данному изданию номер Издательского совета – ИС Р24-345-3661. 3.         Заявитель: издательство «Сибирская благозвонница». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги «Епископ Василий Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка» , предлагаемой к переизданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при переиздании книги «Епископ Василий Кинешемский. Беседы на Евангелие от Марка».

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Слово утешения Поминовение усопших 18.02.2023 457 Время на чтение 6 минут Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. (1 Фес. 4: 13) Мы можем сомневаться в чем угодно: будет завтра пасмурно или ясно, будем мы здоровы или заболеем, будем богаты или убоги, но в одном нет никакого сомнения – мы все рано или поздно предстанем пред Богом. Умирание есть «путь всея земли». Но, зная это, при потере близких людей мы все равно испытываем скорбь. И это по человеческому естеству понятно и объяснимо. Ведь даже когда мы просто расстаемся с любимыми на время, мы грустим, печалимся, проливаем слезы, и уж тем более, когда предстоит последнее расставание в земной жизни. Сам Господь Иисус Христос, когда пришел в дом Своего умершего друга Лазаря, воскорбел духом и прослезился, так Он любил его. Но люди верующие имеют великое утешение, которое помогает им пережить кончину близких, – молитву за своих усопших. И эта молитва, как нить, соединяет нас и мир людей, уже ушедших. Каждый, кто теряет близкого человека, задается вопросом: «Что я могу еще сделать для своего любимого?» И действительно, когда наши близкие заболевают, мы спешим на помощь, идем в больницу, покупаем продукты, лекарства; если они находятся в какой-нибудь другой беде, тоже помогаем, чем можем. И в этом сочувствии выражается наша любовь, соболезнование им. Но человек усопший не менее, а может быть, даже более нуждается в нашей заботе. Человек не исчезает как личность со смертью мозга и остановкой сердца. Кроме тела (временной оболочки) он имеет вечную, бессмертную душу. «Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22: 32). И именно душа составляет сущность человека. И мы любим (если действительно любим) близкого не за красоту тела и физическую силу, а за качества души. Ум, доброта, характер, любовь – все это качества души нашего близкого, то, что составляет его образ. Тело есть одежда человека, оно стареет, болеет, изменяется, с ним происходят необратимые процессы. Иногда, глядя на останки, лежащие в гробу, мы не можем даже узнать в них знакомый облик, так изменяется покойник. А душа не имеет возраста, она бессмертна. Недаром говорят: «Он молод душой», – а человеку уже давно за 60.

http://ruskline.ru/opp/2023/02/18/slovo_...

Рубрики С любимыми не расставайтесь! Почему православные христиане молятся за своих умерших? 17 мин., 25.04.2017 Поделиться В дни особого поминовения усопших, мы особенно молимся именно о наших умерших близких. Зачем мы это делаем? Что происходит с человеком после того, как он умирает, и нужны ли ему наши молитвы? Минута молчания Поминать умерших можно только когда веришь, что они — живы. Эта, парадоксальная, на первый взгляд, мысль подтверждается, тем не менее, даже не церковным учением, а обычной человеческой интуицией. «Все там будем...», — так звучит самая распространенная в нашем народе формула поминовения умерших. И нужно сказать, что это очень глубокое отношение — глядя на чужую смерть, помнить о своей собственной. Но есть очень важный момент, который в этой формулировке никак не обозначен: а, собственно, где это — «там»? Что находится за чертой, которую уже перешел умерший, и которую рано или поздно предстоит пересечь каждому из нас? Если за ней лишь пустота, небытие и полное уничтожение человеческого самосознания, тогда сама фраза «все там будем...» лишается всякого смысла, поскольку никакого «там» в этом случае просто нет и быть не может. Получается, что, поминая наших умерших даже такой простой фразой, мы исповедуем свою веру сразу в три серьезных факта: Биологическая смерть не уничтожает человеческую личность. После смерти, лишившись тела, человек попадает в иной, неизвестный нам пока еще, но вполне реальный мир. Переход в этот мир — объективно неизбежен для всех людей, независимо от их личного желания. Когда близкий человек попадает в больницу, мы навещаем его, носим ему книги, фрукты и куриный бульон в баночке, рассказываем последние новости и, прощаясь, говорим, что завтра обязательно придем к нему снова. Если кто-то из дорогих нам людей находится в заключении, мы тоже знаем, как проявить свою любовь к нему, нам известно, в чем он нуждается, мы собираем ему передачи и шлем посылки, пишем письма, ездим на свидания, короче — делаем все, что может помочь ему перенести тяготы лишения свободы.

http://foma.ru/s-lyubimyimi-ne-rasstavaj...

Сортировать по Исключить новости Панихида — это церковная служба по умершему Слово «панихида» в переводе с греческого означает «всенощная». Панихида представляет собой сокращенную утреню. Ее последование очень похоже на «Последование мертвенное мирских тел», то есть чин погребения мирянина. Однако некоторые элементы отпевания в ней отсутствуют, что делает панихиду более краткой. Панихиды совершаются до погребения усопшего и после – на третий, девятый и сороковой день, а также в дни рождения, тезоименитства, в годовщину смерти. Панихида служится перед кануном — особым столиком с изображением распятия и рядами подсвечников. Здесь же можно оставить приношение на нужды храма в память об усопших близких. После обычного начала читается 90-й псалом, после которого произносится великая ектения за упокой. Затем — «Аллилуиа» и тропари «Глубиною мудрости…». После тропарей на панихиде поются тропари по «непорочных»: «Святых лик обрЕте источник жизни…» с припевом: «Благословен еси, Господи…». Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален «Покой, Спасе наш…», читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней). На панихиде поется канон 6-го гласа: «Яко по суху пешешествовав Израиль…» или 8-го гласа: «Воду прошед…». После 3-й песни поется седален, после 6-й — кондак «Со святыми упокой…» и икос: «Сам Един еси Безсмертный…». После канона панихида заканчивается литией: читается «Трисвятое», поются тропари 4-го гласа «Со духи праведных скончавшихся…» и произносится ектения: «Помилуй нас, Боже…», после которой бывает отпуст и поется «Вечная память». Читайте также о панихиде: О поминовении усопших: панихида, вселенская панихида, родительские субботы Поминовение усопших. Ответы на вопросы читателей Дмитриевская родительская суббота. Поминовение усопших Молитва об усопших. Вопросы священнику О молитве за усопших: покойников больше нет! Не горькие мысли о смерти: Как священнику утешать человека в его потери?

http://pravmir.ru/panixida-chto-takoe-pa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010