Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Как поминать усопших? 8 мин., 12.02.2024 Содержание В какие дни поминают умерших? Можно ли отпевать самоубийц? Как молиться об усопших родителях? Протоиерей Игорь ФОМИН ответил на самые распространенные вопросы о том, как правильно поминать усопших. Какой молитвой поминать усопших? Как часто поминать усопших? Умерших христиане поминают каждый день. В каждом молитвослове вы можете найти молитву об усопших, она — неотъемлемая часть домашнего молитвенного правила. Также усопших можно поминать, читая Псалтирь. Ежедневно христиане читают по одной кафизме из Псалтири. И в одной из глав мы поминаем наших сродников (родных), друзей, которые отошли ко Господу. Зачем поминать усопших? Дело в том, что жизнь продолжается и после смерти. Причем окончательная участь человека решается не после смерти, а по втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, которое мы все ждем. Поэтому до второго пришествия мы еще можем изменить эту участь. Когда живы — мы можем сделать это сами, делая добрые дела и веруя во Христа. Умерев, мы уже не можем повлиять на собственное посмертие, но это могут сделать люди, которые о нас помнят, болеют сердцем. Лучший способ изменить посмертную участь усопшего — это молитва о нем. Когда поминают умерших? В какие дни поминают усопших? В какое время дня можно поминать? Время дня, когда можно помянуть усопшего, Церковью не регламентируется. Есть народные традиции, которые восходят к язычеству и четко прописывают, как и в какой час вспоминать умерших, — но они не имеют никакого отношения к христианской молитве. Бог живет в пространстве без времени, и мы можем достучаться до небес в любой момент дня и ночи. Церковь установила особые дни поминовения тех, кто нам дорог и отошел в мир иной, — так называемые Родительские субботы. Их в году несколько, и все, кроме одной (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату: Кроме Родительских суббот усопших поминают в храме за каждым богослужением — на проскомидии, части Божественной Литургии, которая ее предваряет. Перед Литургией можно подать записки «о поминовении». В записке пишется имя, с которым человека крестили, в родительном падеже.

http://foma.ru/kak-pominat-usopshih.html

Димитриевская родителькая суббота: почему мы молимся об усопших? Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? 31 октября, 2014 Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? В нынешнем году Димитриевска родительская суббота выпадает на 1 ноября. Накануне вечером во всех храмах совершается заупокойное богослужение — парастас, в сам день поминовения усопших после Божественной литургии служится панихида. Что это за день? Кого в этот день нужно поминать? Зачем православные христиане молятся об усопших? Отвечает священник Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки. В так называемую Димитриевскую родительскую субботу Православная Церковь совершает сугубое поминовение всех усопших православных христиан. Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи вместе с радостью победы пришла и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси, по сути, вселенским днём поминовения. С тех пор в субботу перед 26 октября /8 ноября — днём памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) — на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

http://pravmir.ru/dimitrievskaya-roditel...

Закрыть itemscope itemtype="" > Протоиерей Вячеслав Харинов: Поминовение усопших и суеверия 25.03.2016 616 Время на чтение 6 минут Сначала поговорим о поминовении усопших в Великий пост - во вторую, третью и четвертую его седмицы. На поминальных службах, которые проходят в эти недели по субботам, всегда присутствует много народа. Эти субботы даже ошибочно именуют Вселенскими, но это неправильно. Цель Вселенской субботы - помянуть всех прежде ушедших отец, и братий, и наших сродников. Поминальные субботы Великого поста носят название родительских. Мы поминаем прежде всего своих сродников, а заодно всех усопших православных христиан. Интерес к таким службам у паствы не случаен. При всей внешней карикатурной картине Церкви (сплошная печаль, покойнички и прочее) мы знаем, что поминовение усопших совершается не так часто. В праздники, от великих двунадесятых до праздников с бдением, Устав приписывает усопших не поминать. На воскресных службах в Пасхальный период мы их также не поминаем. Во время Великого поста мы дистанцируемся от этого, так как сконцентрированы на обычных, будничных чувствах, воспоминаниях, мыслях. Поэтому компенсируем недостаток молитв об усопших во вторую, третью и четвертую его субботы. Вопрос телезрительницы: «Многие святые в своих книгах просят молиться о них. Но они уже спаслись и являются нашими ходатаями пред Господом». - Такая просьба - показатель святости человека, правильного видения себя самого, своей ничтожности перед Творцом, а для нас - индикатор величия таких людей. Хрестоматийны примеры святых, которые уходили из жизни, не начиная дела спасения (вспоминаем одного из египетских подвижников). По-настоящему верующий человек способен осознать всю свою малость, низость и искренне просить молитв о себе. Мне попадались ранние иконы еще не прославленной Ксении Блаженной, на которых она изображена в своем традиционном красно-зеленом облачении, а подписаны такие иконы были просто: «Ксения Петербургская». Без нимба, без каких-либо упоминаний о святости. Всегда существует этап, когда святого поминают как обычного усопшего. Этот период показывает всенародную любовь, наличие памяти о подвижнике. Также происходит фиксация чудес.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию 10 мая. ПРАВМИР. Во вторник второй недели по Пасхе (в 2016-м году 10 мая), которая называется Неделей Фомы, Православная Церковь отмечает Радоницу день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Этимологически слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников сразу после Светлой пасхальной недели как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших». Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит древнейшим установлениям Церкви: вплоть до девятого дня после Пасхи поминовение усопших никогда не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Как поминают усопших в Дни Пасхи Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не делает так, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших. Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник. Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей. Как вести себя на кладбище

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-rado...

О поминовении усопших: панихида, поминальная молитва, родительские субботы Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. 28 марта, 2020 Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. Вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. Что такое панихида? Когда читается поминальная молитва? О правилах поминовения усопших Вы сможете узнать, прочитав нашу статью. Панихида, поминальная молитва, родительские субботы Поминовение усопших — дни особого поминовения усопшего Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом. Первые два дня душа преставившегося еще находится на земле, проходя вместе с сопровождающим ее Ангелом по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, злых и добрых дел. Душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня как птица, ищущая себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Господь повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему — Богу всяческих. Весьма своевременно поэтому церковное поминовение души, представшей пред лицем Правосудного.

http://pravmir.ru/o-pominovenii-usopshix...

Скачать epub pdf ЧТЕНИЕ ПОМЯННИКОВ В заботе о том, чтобы чада церковные союзом любве связуеми, яко братолюбцы 700 и закона любве держащеся 701 , молились друг за друга, Святая Церковь ввела в свое богослужение общие формулы поминовения, иногда сливая воедино свою молитву о живых и умерших 702 , иногда совершая отдельно поминовение тех и других. Но Она знает, что поминовение общими формулами не может всегда удовлетворить в полной мере братскую любовь. У любящих всегда остается потребность в известных случаях помянуть и по именам любимых. Поэтому уже с самых первых времен своего существования Св. Церковь ввела в употребление так наз. диптихи или синодики, в которых вносились имена всех известных для данной церкви, для данной церковной общины лиц: прежде всего – всех усопших православных епископов этой церкви, затем живых, по преимуществу благотворителей храма 703 и усопших, особенно тех, которых своею верою и добрыми делами приобрели уважение в Церкви. По примеру общецерковных диптихов и верующие, каждый в отдельности, стали заводить такие же диптихи, наши помянники или поминания, куда заносим имена своих сродников, друзей и знаемых. ПОМИНАНИЯ И общецерковные диптихи и частные помянники, как в древности, так и ныне предназначаются для чтения их при богослужении. Но как известно, одним из основных положений Церковного Устава является то, чтобы во всем была определенная норма, по возможности, точная мера, чтобы не загромождать богослужения, чтобы не удлинять его больше нужды сверх сил молящихся, чтобы не переступить пределов, поставленных отцами. В отношении молитв и песнопений не трудно установить известную меру, выдержать определенную норму 704 . Иное дело с помянниками. Их может быть подано много, и каждый из них может заключать в себе немало имен. Св. Церковь поощряет чтение помянников. Кроме нарочитых поминальных последований Она вводит его, как непременную часть, в состав важнейшей из дневных служб – литургии, назначая для него важнейшие моменты этой службы, соединяет его с принесением Святейшей Жертвы Тела и Крови Христовых, по силе Коей возносится ко Господу прошение смыть грехи поминавшихся. Чтобы не отвлекать надолго внимание богомольцев от главного предмета богослужения, чтобы не удлинять службу вставками, для которых трудно установить определенные границы, Устав предпочитает по преимуществу тайное чтение помянников. Таково двукратное поминовение живых и усопших при совершении Св. Евхаристии, таково поминовение во время литии на праздничной вечерни. Вообще Устав весьма ограничивает гласное чтение помянников на основных службах. ГЛАСНОЕ ПОМИНОВЕНИЕ ЖИВЫХ

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ всякое богослужение , посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно. Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст ( Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский ( Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75). 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография ; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших. Погребение (отпевание)

http://pravenc.ru/text/182647.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Родительские субботы 30 мин., 17.02.2023 Содержание «Сегодня родительская!» — фраза, которую мы слышим несколько раз в году. У Бога все живы, и память и молитва о наших усопших родных и друзьях — важная часть христианской веры. Мы расскажем о том, какие бывают родительские субботы, о церковных традициях дней особого поминовения усопших, о том, как молиться за умерших и надо ли ездить на кладбище в родительские субботы. Что такое родительская суббота Родительские субботы (а их в церковном календаре несколько) — это дни особого поминовения усопших. В эти дни в православных храмах совершается особое поминовение умерших православных христиан. Кроме того по традиции верующие посещают могилы на кладбищах. Название «родительская» скорее всего произошло от традиции называть покойных «родителями», то есть отошедшими к отцам. Еще одна версия — «родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. Среди прочих родительских суббот (а их в году семь) выделяют Вселенские, в которые Православная Церковь молитвенно поминает вообще всех крещеных христиан. Таких суббот две: Мясопустная (за неделю до Великого поста) и Троицкая (накануне праздника Пятидесятницы). Остальные родительские субботы не относятся к Вселенским и отведены специально для частного поминовения дорогих нашему сердцу людей. Сколько в году родительских суббот В календаре Русской Православной Церкви семь дней особого поминовения усопших. Все, кроме одного (9 мая — Поминовение усопших воинов), имеют переходящую дату. Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) Суббота 2-й седмицы Великого поста Суббота 3-й седмицы Великого поста Суббота 4-й седмицы Великого поста Радоница 9 мая — Поминовение усопших воинов Суббота Троицкая Суббота Димитриевская Родительские субботы в 2024 году 9 марта — Суббота мясопустная (Вселенская родительская суббота) 30 марта — Суббота 2-й седмицы Великого поста

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi.html

Молитва о здравии. Как правильно подавать записки «О ЗДРАВИИ» и » О УПОКОЕНИИ». Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»? В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме? Кого нужно и можно поминать в записках? Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии? Что такое заказная записка? Почему надо молиться об усопших? Как правильно поминать усопших? Как часто следует подавать записки для поминания? 17 мая, 2005 Что такое помянник и церковная записка «О здравии» и «О упокоении»? В чем преимущество молитв о наших родных и близких в храме? Кого нужно и можно поминать в записках? Как совершается в Церкви поминовение живых и усопших на проскомидии? Что такое заказная записка? Почему надо молиться об усопших? Как правильно поминать усопших? Как часто следует подавать записки для поминания? Молитва о здравии и успокоении: как правильно писать и подавать записки в храме? Что такое обедня, проскомидия, молебен? Обо всём этом — в нашей статье! Молитва о здравии и о упокоении, как подавать записки Ежедневная молитва о здравии Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши смиренное моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. ( Поклон ) Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. ( Поклон )

http://pravmir.ru/kak-pravilno-podavat-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИМИТРИЕВСКАЯ (ДМИТРИЕВСКАЯ) РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА суббота перед днем памяти вмч. Димитрия Солунского (26 окт. ст. ст.), когда совершается поминовение усопших, несмотря на то что в богослужебном уставе этот день не отмечается как заупокойный. С Д. р. с. связаны нек-рые народные традиции, вероятно уходящие корнями в дохрист. прошлое. Осеннее поминовение усопших у неславянских народов У древних кельтов одним из главных праздников года был Самайн (Samhain) - праздник окончания теплого времени года. В этот день, согласно верованиям кельтов, исчезали обычные преграды между миром смертных и потусторонним миром, так что люди могли побывать в загробном мире, а духи - приходить на землю и даже вмешиваться в дела смертных. С этим днем связывались нек-рые важные события в кельт. мифологии и истории. Представление об особой близости к обитателям потустороннего мира стало основой для совмещения Самайна с поминовением усопших (см., напр.: Широкова. 2004). Такие обычаи известны и у др. народов Евразии. Так, у чувашей октябрь (юпа) считается месяцем особенного поминовения усопших предков, временем проведения «юпа ирттерни», т. е. поминок (см.: Магницкий. 1881; Денисов. 1959). В VIII в. в Риме, а с IX в. повсеместно на Западе 1 нояб. стало праздноваться как день Всех святых. В 994-1048 гг. аббат Клюнийского мон-ря св. Одило закрепил за 2 нояб. поминовение всех усопших верных; эта традиция получила широкое распространение в лат. Церкви. Мн. исследователи видят в установлении этих памятей попытку воцерковить языческие традиции европ. народов. Д. р. с. в славянских странах В рус. рукописях Д. р. с. упоминается редко, не отмечается в переводных литургических книгах (Типиконах, Минеях) и лишь изредка указывается в оригинальных рус. памятниках - соборных Чиновниках и монастырских Обиходниках, отражающих не описанные в Типиконе особенности реальной богослужебной практики древнерус. кафедральных храмов и мон-рей (см.: Голубинский. 1909. Ч. 1. Примеч. 64).

http://pravenc.ru/text/172067.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010