Закрыть itemscope itemtype="" > Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха Протоиерей Георгий Городенцев считает, что возможный выход Русской Православной Церкви из Всемирного совета церквей мог бы успокоить ревнителей 03.05.2016 5521 Время на чтение 3 минуты Уже в течение нескольких лет я служу на Пасху в своем храме, однако на второй день Пасхи по немощи человеческой не служу, но подобно мирянину молюсь за богослужением в храме одного из одесских монастырей. Так было и в этом году, когда мы с матушкой, с чувством благодатной пасхальной радости, по своему обычаю снова пришли помолиться в сей храм. Но это радостное чувство продолжалось только до Мирной ектении на Божественной литургии, когда по чину богослужения положено поминать Святейшего Патриарха Кирилла, коего в сем монастыре не поминали. Сразу же после сего непоминания оная благодатная радость у меня в душе сменилась чувствами смущения и беспокойства. Вплоть даже до того, что я уже было собрался покинуть сей храм, если эти неприятные духовные ощущения продолжатся и усилятся. Однако затем все, так сказать, стабилизировалось; и я достоял литургию до конца уже без особого смущения или беспокойства, но и без прежней благодатной пасхальной радости. Какие богословско-литургические выводы можно сделать из этого? В своих публикациях на РНЛ (особенно в статьях «Смущение» и « Все ли хорошо, " прекрасная маркиза? " ») я писал, что известная встреча Патриарха с папой римским вызвала у меня и у многих православных смущение, а также указал на причины этого смущения. Но при этом следует отметить, что никакие православные каноны не запрещают такую встречу саму по себе. Таким образом, вопреки мнению многих ревнителей и, особенно, непоминающих ничего особо страшного, непоправимого и губительного вследствие всего этого пока не произошло. Если данная встреча и рана на теле Церкви, то пока эта рана не смертельная. А вот что касается не поминания своего Предстоятеля за богослужением, то 13-е, 14-е и 15-е канонические правила Двукратного Константинопольского собора говорят о сем совершенно недвусмысленно. Особенно подходит к нашему случаю 15-е правило сего собора, гласящее: «Аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии».

http://ruskline.ru/news_rl/2016/05/03/op...

Преподобный Матфей Яранский, чудотворец К 15-летию прославления старца Публикацию подготовил священник Алексий Веретельников Вот уже более 80 лет верующие почитают преподобного Матфея Яранского как народного заступника и скорого ходатая ко Господу за всех его поминающих. И для меня было настоящим чудом – хотя кому-то может показаться и несущественным обстоятельством, – когда я узнал после диаконской хиротонии, что рукополагавший меня владыка Евгений, архиепископ Верейский, был на прославлении угодника Божиего земли Вятской – преподобного Матфея Яранского. А ведь именно преподобному Матфею, «случайно» оказавшись в его часовне, я молился об укреплении свыше накануне своей хиротонии. В жизни нет случайностей, все движет всеблагой Промысл Божий . И святые – это наши верные помощники. Они помогают нам не только молитвами и ходатайством пред Господом, но и своим примером, ибо из земной жизни каждого святого можно почерпнуть для себя много назидательного, потому что жизнь каждого из них есть благовествование Христово, а оно, по слову апостола Павла, «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1: 16). А земная жизнь преподобного Матфея Яранского, чудотворца, пришлась отчасти и на горький период истории нашего Отечества, когда Господь испытывал веру каждого перед угрозой гонений и смерти от богоборческой власти. Еще до войны народным усердием было составлено «Жизнеописание иеромонаха Яранско-Пророчицкого монастыря отца Матфея». Оно повествует о пути святого, хотя многое в его судьбе остается сокровенным. Известно, что преподобный старец Матфей (Швецов) родился 23 мая (4 июня) 1855 года в Вятке. Через шесть дней новорожденного крестили в Спасо-Хлыновской церкви и нарекли Митрофаном – в честь святителя Митрофана, патриарха Константинопольского. Отец Митрофана, Кузьма Федорович Швецов, происходил из нолинских крестьян. Он работал мастером цеха башмачников. Мать, Надежда Варфоломеевна, была из мещанского сословия. В семье у Швецовых было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки. Митрофан был четвертым. Благочестивое семейство каждое воскресенье посещало храм. Мать и отец любили молиться и дома и с раннего возраста приучали к этому детей.

http://pravoslavie.ru/57635.html

[...] Еще более деструктивными являются действия Константинопольского Патриархата в отношении положения православной Церкви в Эстонии. Поддержав так называемый «стокгольмский Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви» в его совершенно необоснованных претензиях на обладание церковной властью в Эстонии и имуществом православной Церкви в этой стране, Константинопольский Патриархат фактически стал инициатором и средством кампании эстонских властей по искоренению канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой частью Московского Патриархата. Как известно, в ходе этой кампании законная ЭАПЦ оказалась фактически лишена какого-либо юридического статуса в стране, а «стокгольмский Синод» и его немногочисленные приверженцы в Эстонии путем юридических манипуляций сделаны правопреемниками Церкви, существовавшей до 1940 г. и продолжавшей свою деятельность в Эстонии все последующее время. Данная кампания ведется эстонскими властями с использованием небезызвестного идеологического штампа, называющего каноническую ЭАПЦ «московской Церковью» и предполагающего ее враждебность эстонскому государству. Возмутительно, что одним из глашатаев этого штампа стал Патриарх Варфоломей I, в своем выступлении перед православными эстонцами в Финляндии назвавший Россию «опасным соседом» для Эстонии и указавший, что для населения этой страны было бы естественным считать православных граждан Эстонии, поминающих за богослужением имя Московского Патриарха, «чуждыми эстонскому обществу». Еще более удивляет, что в письме, направленном на имя Святейшего Патриарха Алексия II, Константинопольский Патриарх назвал ЭАПЦ насаждавшейся «под игом тирании». Данные действия Константинопольского Патриархата также получили должную оценку в официальных письмах, направленных Предстоятелем Русской Православной Церкви в адрес Патриарха Варфоломея I. К сожалению, в ответ на направленные протесты Патриарх Константинопольский лишь ужесточил свою неправильную позицию. В связи с вышеизложенным представляется, что позиция Константинопольского Патриархата по указанным вопросам является сугубо недоброжелательной по отношению к церковным структурам Московского Патриархата в указанных странах, а также к Священноначалию Русской Православной Церкви, и в конечном итоге является грубым вмешательством в российско-украинские и российско-эстонские отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Визит Патриарха Варфоломея: аспекты конфликта 25.08.2021 18:49:17 Сергей Львович Худиев Конфликт вокруг визита патриарха Варфоломея имеет ряд измерений - как религиозных, так и политических. Конечно, для инициатора всего процесса «автокефалии», бывшего президента Украины Петра Порошенко, как и тех, кто разделяет его предпочтения, важна политическая сторона вопроса. Религия есть нечто безусловно подчиненное по отношению к политике, Церковь - по отношению к державе. Как мне постоянно говорили сторонники ПЦУ, независимая держава должна иметь независимую Церковь. В реальности это означает, «Церковь, поминающую патриарха Константинопольского, а не Московского», но дело даже не в этом. Церковь рассматривается как один из атрибутов государства, наряду с армией и государственным языком. Ее роль - безоговорочно служебная по отношению к истинным ценностям - государственным и национальным. Церковь должна быть «инструментом украинизации». Как сказал «митрополит» ПЦУ Дмитрий (Рудюк)  «Функцию украинизации наша церковь взяла на себя очень давно, и это один из весомых факторов украинизации государства» Для националиста миссия Церкви состоит в укреплении национального духа, ободрении воинов, и ритуальном обслуживании национально-значимых событий - таких, как национальные праздники, установление памятников в честь национальных деятелей и торжественное погребение павших героев. Конечно, такой запрос существует не только на Украине - но именно ПЦУ является примером его наиболее старательного исполнения. Вы вряд ли услышите от митрополита Московского Патриархата, что функция Церкви состоит в русификации - или украинизации. Священник, который в России благословлял добровольцев отправляться в Донбасс, был запрещен в служении.  Митрополит Онуфрий известен своими словами «От имени тысячелетней Украинской Православной Церкви я призываю всех, кто называет себя христианином, немедленно прекратить убивать друг друга» Наши либералы, в том числе православные, постоянно подозревающие Московский Патриархат  в «слиянии с государством» просто не хотят видеть, как выглядит действительно государственная и милитаризированная Церковь - она выглядит в точности как «Киевский Патриархат», теперь - ПЦУ.

http://radonezh.ru/2021/08/25/vizit-patr...

Содержание     Письмо епископа Афанасия (Сахарова) духовным чадам Предисловие Е.Апушкиной.         По кончине Патриарха Тихона не было возможности созвать, правильный собор для выборов нового Патриарха, потому что большинство архиереев были в тюрьмах и ссылках, да и вряд ли Тучков вообще допустил бы созыв такого собора. У находившегося тогда в Соловецких лагерях архиепископа Илариона (Троицкого) возникла мысль осуществить выборы нового Патриарха путем собирания подписей архиерейских. Он с единомыслящим находящимся в Соловках духовенством написал соответствующее воззвание — обращение к епископам Русской Церкви, в котором предлагал выбрать на Патриаршество преосвященного Кирилла. Воззвание было вывезено из лагеря одним выходившим на свободу архиереем, в чемодане с двойным дном. Было собрано довольно много подписей за кандидатуру митрополита Кирилла, но едва воззвание соловчан попало в руки владыки Сергия (Страгородского), как о нем стало известно властям предержащим, начинание было пресечено, и архиереи, давшие свои подписи, пострадали. Пострадал и инициатор этого дела преосвященный Иларион. Его, полубольного, едва вставшего после тифа, отправили этапом в холодной рясе; больного, его сняли с этапа в Ленинграде, где он и скончался.     Позднее еп. Афанасий писал «Когда митрополит Сергий заявлял, что его полномочия вытекают из полномочий митрополита Петра, мы все признавали митрополита Сергия, как законного руководителя церковной жизни Православной Русской Церкви, первоиерархом которой остается митрополит Петр. Когда же митрополит Сергий, не удовлетворившись тем, что было дано ему и что он мог иметь при жизни законного первоиерарха Русской Церкви, когда в своем журнале он всенародно объявил, что ему, митрополиту Сергию, не только принадлежат все права Местоблюстителя, но что он, «заместитель» облечен Патриаршей властью (ЖМП N 1. С. 3) и что сам наш законный первоиерарх, «митрополит Петр не имеет права вмешиваться в управление и своими распоряжениями исправлять даже ошибки своего заместителя» (Там же), тогда ряд архипастырей, в том числе и я, признали, что «такое присвоение митрополитом Сергием всех прав первоиерарха при жизни нашего законного канонического первоиерарха митрополита Петра — лишает захватчика и тех прав по ведению дел церковных, какие в свое время даны были ему, и освобождает православных от подчинения митрополиту Сергию и образованному им Синоду».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Владыка Афанасий ценил митрополита Сергия и как церковного гимнографа. Будучи убеждён, что каноны в богослужебном отношении «выше» акафистов, которые, по словам святителя Афанасия, «вращаются главным образом около реальных предметов и житийных подробностей» 11 и гораздо проще по мысли, он, тем не менее, считал «очень хорошим» акафист Божией Матери, составленный митрополитом Сергием и разрешённый к церковному употреблению патриархом Тихоном 12 . Помимо акафиста митрополит Сергий составил ещё и канон в честь Боголюбской иконы. Он также написан рифмованными стихами и называется «Канон эксаметрический». Этот канон, сохранённый епископом Афанасием, опубликован во втором томе «Зелёных Миней» за июнь 13 . Несмотря на уважительное отношение епископа Афанасия к митрополиту Сергию, он, однако, не одобрял тех его действий, которые считал узурпацией церковной власти, и примкнул к так называемому «движению непоминающих». Этим и была вызвана проблема при первоначальном рассмотрении вопроса об общецерковной канонизации святителя Афанасия. Напомним, что «непоминающими» с начала тридцатых годов прошлого века называли тех священнослужителей Русской Православной Церкви, которые не возносили за богослужением имя митрополита (а впоследствии и патриарха) Сергия. В свою очередь они так же имели некоторое разделение на умеренных, не поминающих заместителя местоблюстителя, но признающих Синод, до крайне не поминающих и не признающих благодатность в т.н. «Сергианских» храмах. Причём формальным поводом к тому, чтобы не поминать на молитве имя митрополита Сергия, послужила отнюдь не знаменитая «Декларация» 1927 года, где он шёл на известные уступки богоборческой власти. Наибольший протест вызвала политика по административному перемещению архиереев и статья, опубликованная в первом номере «Журнала Московской Патриархии» за 1931 год. В этой статье митрополит Сергий, замещавший в то время Патриаршего Местоблюстителя – митрополита Петра (Полянского) , заявил, что заместитель Местоблюстителя «облёчен Патриаршей властью», и что «нельзя... требовать, чтобы Местоблюститель вмешивался в управление и своими распоряжениями исправлял ошибки Заместителя» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иного первоиерарха, кроме патриарха Алексия, в Русской Церкви нет. Его признали таковым все восточные патриархи. Его признали все русские иерархи. Не дерзаю уклониться от него я. Теперь нет поминающих и непоминающих храмов. Тогда можно было в качестве протеста не посещать те храмы, где незаконно наряду с именем законного первоиерарха поминали и его заместителя – не по первоиераршеским правам, а по ведению церковных дел. Теперь везде возносится имя Российского первоиерарха патриарха Алексия. Может быть, иное в деятельности патриарха Алексия соблазняет, смущает, заставляет ревнителей насторожиться. Но все это не лишает ни его, ни подведомое ему духовенство благодати. Ереси, отцами осужденной, патриарх Алексий и его сподвижники не проповедуют, а по канонам церковным это единственный случай, когда должно прервать общение даже и с патриархом, не дожидаясь суда церковного. Никакой законной властью патриарх Алексий не осужден. Поэтому, когда в 45 году, будучи в заключении, я и бывшие со мною иереи, не поминавшие митрополита Сергия, узнали об избрании и настоловании патриарха Алексия, мы, обсудив создавшееся положение, согласно решили, что так как кроме патриарха Алексия, признанного всеми вселенскими патриархами, теперь нет иного первоиерарха Русской Поместной Церкви, то нам должно возносить на наших молитвах имя патриарха Алексия – как Патриарха нашего, что я и делаю неопустительно с того дня» 93 . Епископ Афанасий и разделявшие его взгляды заключенные священнослужители направили новоизбранному патриарху поздравительное письмо с просьбой принять их в общение. Епископом Афанасием также было составлено особое послание в катакомбные общины и скиты с призывом вернуться в Патриаршую Церковь 94 . 90 Именно с этой волной возобновления богослужений в закрытых властями храмах связан рассказ епископа Афанасия о том, что верующие Ишима хлопотали об открытии храма и предложили ему служить в нем. 91 «Русская Православная Церковь стала на правильный путь». Докладные записки председателя Совета по делам Русской православной церкви при СИ К СССР Г.Г. Карпова И.В. Сталину. Публикация М.П. Одинцова. 1943–1946 гг. – Исторический архив. 1994, 3, с. 144–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

И иерархи, и священнослужители поставляются из обыкновенных смертных, грешных людей, – на земле нет святых. Священнослужители, даже ведущие явно зазорный образ жизни, продолжают оставаться действительными раздаятелями благодати до тех пор, пока законной церковной властью не будут лишены дарованных им в таинстве священства благодатных полномочий – раздавать Божественную Благодать и возносить к Престолу Божию молитвы верных. За недостойных священнослужителей Господь посылает Ангела Своего совершать Святые Таинства. Таинства, совершаемые недостойными священнослужителями, бывают в суд и осуждение священнослужителям, но и в благодатное освящение с верою приемлющих их. Только одно обстоятельство, – если священнослужитель начнет открыто, всенародно, с церковного амвона проповедывать ересь, уже осужденную Отцами на Вселенских Соборах, – не только дает право, но и обязует каждого, и клирика и мирянина, не дожидаясь соборного суда, прервать всякое общение с таким проповедником, какой бы высокий пост в церковной иерархии он не занимал. Из церковной истории мы знаем много случаев, когда недостойные лица занимали высокие посты, когда Патриархи были ересиархами. Но и Соборы Вселенские, собравшиеся для суждения и осуждения новой ереси, до самого последнего момента, посылая им и в первый, и во второй, и в третий раз приглашения прибыть на Собор, именуют их «боголюбезнейшими епископами». И только тогда, когда и на третье приглашение приглашаемые отказались явиться, – Собор возглашает им анафему, – и только с этого момента они лишаются благодати и таинства, совершаемые ими, становятся безблагодатными. Посмотрите, например, историю константинопольских Патриархов в 17-м веке. Патриархов назначали турецкие султаны и ставили на Патриаршество того, кто больше сделает взнос в султанскую казну. Некоторые Патриархи занимали Патриаршую кафедру по году, по нескольку месяцев, по нескольку дней. Тут бывали тайные иезуиты, бывали сочувствующие протестантству. Султан смещал одного Патриарха, потому что другой обещал больше внести в султанскую казну. Как быстры и неожиданны были смены Патриархов, видно из того, что с 1598 по 1654 год, сменилось 54 Патриарха. Какой соблазн для верующих! А жизнь христиан греков в то время была одним сплошным страданием. Но они не отделились от своих пастырей и архипастырей, не уклонились от посещения храмов, где возносились имена Патриархов, назначенных султаном-мусульманином. А среди Патриархов этого времени был и святой Афанасий Пателарий, три раза с уплатой соответствующего взноса в казну вступавший на константинопольскую кафедру и потом в России, в Лубнах, скончавшийся и причтенный к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Но у творцов песнопений не о том была мысль, – они просят царю победы над врагами в войне видимой с противными языки, нападающими на православные грады и веси. Значит, федосеевцы и филипповцы извращают смысл церковных песнопений и таким образом, не молясь за царя, не только что впадают в грех противления евангельскому и апостольскому учению, но и извращают смысл церковных песнопений, – сами проповедуют, что в церковных песнопениях нельзя изменить ни единой ноты, и сами же извращают церковные песнопения! Беспоповцы приводят в оправдание своего учения о не молении за царей из Соборного Изложения патриарха Филарета место, где молящиеся за папу почитаются за едино с католиками. Но сказанное, в изложении патриарха Филарета о молящихся за римского папу, беспоповцы несправедливо понимают. Чтобы правильно понять это, надобно рассмотреть вопрос: почему патриарх Филарет, причисляя к католикам иерея, молящегося за папу и поминающего его в ектениях, не причитает к католикам и даже нимало не осуждает молящегося в ектениях за польского, или литовского короля-католика? Что православные христиане, пребывавшие в Галиции, Малороссии и Литве под католическими королями, действительно за них молились Богу во святой литургии и поминали их в ектениях, о том ясно свидетельствуют старописьменные и печатные книги. Приведу во свидетельство одну из них, а именно Служебник, напечатанный благословением ревнителя по православию Гедеона епископа Львовского, экзарха патриарха Константинопольского, в лето 1604-е. Здесь во св. литургии на великой ектении положено глаголати: «О великом крали нашем, имя рек, и благочестивых господарех наших, о всей палате и всех их Господу помолимся». Так же положено и на сугубой ектении, и после преложения даров в молитве иерейской. И примечательно, с каким различием совершалось моление; король был католик, а паны малороссийские были православные, – о короле молились: «о великом короле», а о панах: «о благочестивых господарех наших». За таковое поминание в молитвах на святой литургии короля-католика, Гедеон, епископ Львовский, как русской, так и греческой церковью не исключался из православия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но у творцов песнопений не о том была мысль, – они просят царю победы над врагами в войне видимой с противными языки, нападающими на православные грады и веси. Значит, федосеевцы и филипповцы извращают смысл церковных песнопений, и таким образом, не молясь за царя, не только что впадают в грех противления евангельскому и апостольскому учению, но и извращают смысл церковных песнопений, – сами проповедуют, что в церковных песнопениях нельзя изменить ни единой ноты, и сами же извращают церковные песнопения! Беспоповцы приводят в оправдание своего учения о немолении за царей из Соборного Изложения патриарха Филарета место, где молящиеся за папу почитаются заедино с католиками. Но сказанное в изложении патриарха Филарета о молящихся за Римского папу беспоповцы несправедливо понимают. Чтобы правильно понять это, надобно рассмотреть вопрос: почему патриарх Филарет, причисляя к католикам иерея, молящегося за папу и поминающего его в ектениях, не причитает к католикам и даже нимало не осуждает молящегося в ектениях за польского, или литовского короля-католика? Что православные христиане, пребывавшие в Галиции, Малороссии и Литве под католическими королями, действительно за них молились Богу во святой литургии и поминали их на ектениях, о том ясно свидетельствуют старописьменные и печатные книги. Приведу во свидетельство одну из них, а именно Служебник, напечатанный благословением ревнителя по православии Гедеона епископа Львовского, экзарха патриарха Константинопольского, в лето 1604-е. Здесь во св. литургии на великой ектении положено глаголати: «О великом крали нашем, имя рек, и благочестивых господарех наших, о всей палате и всех их Господу помолимся». Так же положено и на сугубой ектении, и после преложения даров в молитве иерейской. И примечательно, с каким различием совершалось моление: король был католик, а паны малороссийские были православные, – о короле молились: «о великом короле», а о панах: «о благочестивых господарех наших». За таковое поминание в молитвах на святой литургии короля-католика Гедеон, епископ Львовский, как русской, так и греческой церковью не исключался из православия, но у всех почитали его ревнителем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010