Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БРАТСТВА [лат. confraternitates, associationes ecclesiasticae; франц. confréries; нем. Bruderschaften; англ. confraternities], объединения мирян и духовенства, созданные с религ. и др. целями (благотворительности, светского и духовного образования, строительства новых храмов и заботы о поддержании существующих, прежде всего своего, братского, прихода), к-рые закреплены в уставе или традиции. Истоки Б. следует, видимо, искать в многочисленных культовых сообществах эпохи античности (рим. жреческие коллегии и др.). В средневек. Европе существовали разнообразные формы Б.: молитвенные побратимства (наиболее частая форма в раннем средневековье), городские Б. (родственные ремесленным и торговым гидьдиям); сугубо религ. Б. Побратимства могли именоваться «amicitia (fraternae dilectionis)», «caritas (fraterna)», «caritas et unanimitas», «familiaritas», «societas (fraterna)», «consortium fraternitatis», «communio», «unitas fraternae dilectionis», «conventio», «foedus». Многочисленными были и формы объединений частных лиц в городах, имевших духовные цели. Существенным, если не единственным импульсом для возникновения Б. в ср. века была потребность в организации похоронных обрядов и поминальных молитв об усопших, реализовавшаяся в молитвенных побратимствах. Впервые «молитвенное побратимство епископств и монастырей» засвидетельствовано, видимо, на Соборе в Аттиньи (762). Расцвет института Б. приходится на XI-XII вв. В зрелом и позднем средневековье особое развитие получили священнические Б., члены к-рых вели совместный образ жизни и проводили богослужения. Т. о. клирики образовывали единое сообщество в рамках различных территориальных капитулов, собираясь регулярно на совместные богослужения и молебны, а также для поминания усопших членов Б. («братчиков» и сестер). В Сев. Германии, напр., собрания священников проходили в первых числах месяца (календы), отчего и возникло наименование «календные Б.».

http://pravenc.ru/text/153357.html

ЖМП 8 август 2012 /  15 августа 2012 г. Древнерусские надгробия Подписана сия надпись для впредь, чтобы память их незабвенна была и место то значно было, где которая гробница, и ведомо было, сия летопись для того написана. Надгробие в церкви святителя Григория, епископа Неокесарийского, в Толмацкой слободе (Москва) Последние два десятилетия, ознаменовавшиеся восстановительными работами в храмах и монастырях, переданных Русской Православной Церкви, а также широкомасштабными раскопками в древних русских городах, обернулись массовыми находками древнерусских подписных надгробий. Иные из них попали в музейные коллекции, другие выставлены на территории монастырей и приходских храмов, третьи, увы, утрачены безвозвратно в силу небрежения или невежества. Первые белокаменные надгробия появились в Московской Руси в XIII веке, когда здесь окончательно утвердилось христианство. Как показали археологические раскопки, в московском крае в это время исчез распространенный у славян обычай захоронений в курганах. И в городе, и в селе умерших стали хоронить у церквей в вырытой в земле яме. Место захоронения отмечали валуном или гладким белокаменным надгробием, на которое иногда наносились узоры, имитирующие узоры на дорогих тканях. Однако, как это ни покажется странным, надписей на древнейших надгробиях не было. Они появились гораздо позднее: самое древнее подписное надгробие, найденное в Троице-Сергиевой лавре, датировано 1480 годом. В массовое употребление они вошли с 1492 года. Но почему — возникает закономерный вопрос — наши предки до этого времени никак не отмечали на могилах имена близких им людей? Может быть, потому, что перекочевавшая из первобытной древности традиция почитания предков была столь сильна, что потомки не нуждались в этом? Или же грамотных людей, способных составить хотя бы краткую эпитафию, было слишком мало? Или же общинный коллективизм мешал признать в отдельном человеке личность и он был частью целого? Но дело, как кажется, в другом. В 1492 году, том самом году, когда Христофор Колумб открыл Новый Свет, на Руси ожидали конца света. В этом году истекала седьмая тысяча лет от Сотворения мира и многие ошибочно полагали, что в это время и произойдет светопреставление. Но именно в это время произошли, если так можно выразиться, " тектонические " сдвиги в поминальной культуре. И связано это не только со сменой богослужебного Устава в Русской Церкви. Изменения, происшедшие в нем на рубеже XIV–XV веков, привели к появлению особой книги для записи имен усопших для поминовения их во время богослужения — Синодика.

http://e-vestnik.ru/history/drevnerusski...

робоча Синодального з козацтвом в 24 вересня 2016 р. 12:23 С 19 по 21 сентября 2016 года председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл совершил рабочую поездку в Чешскую Республику для проведения встреч с казаками и потомками казаков, проживающими в Чехии, а также со священнослужителями, духовно окормляющими наших соотечественников-казаков. В состав делегации вошли ответственный секретарь Комитета иерей Тимофей Чайкин, руководители отделов К.А. Трунов и И.А. Котина. Поездка была запланирована во время проведения Первой Международной научно-практической конференции «Сохранение и развитие духовно-нравственных и культурно-исторических традиций казачества за рубежом», состоявшейся в мае 2016 года во Франции. 28 мая на пленарном заседании конференции атаман Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии казачий полковник М.А. Дзюба, рассказывая о работе своего объединения, напомнил собравшимся, что в сентябре 2016 года в Праге будет отмечаться 95-летие русской эмиграции, значительное место в которой занимали казаки и продолжают занимать их потомки. Визит делегации Синодального комитета был подготовлен по инициативе атамана Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии М.А. Дзюбы, при поддержке Министерства иностранных дел Российской Федерации, Россотрудничества, приходов Русской Православной Церкви в Чехии, Православной Церкви Чешских и Словацких земель. В рамках визита состоялись поминальные мероприятия, совместные богослужения. Участники делегации, священники и казаки посетили памятные и священные для казачества места, приняли участие в мероприятиях, посвященных 95-й годовщине приема русской эмиграции в Чехословакии. Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл принял участие в работе Совета атаманов Всеказачьего союза Чешских земель и Словакии. Атаман М.А. Дзюба познакомил с работой Союза, а казаки из Чехии и Словакии рассказали о проектах, которые они реализуют на территориях проживания. В состав Союза входит около 300 членов, а это более 80 семей.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4624969...

Массовые мероприятия начались в ААЦ «Сурб Аствацацин» с богослужения - поминальной службы по невинным жертвам репрессий - священнослужителям и учителям приходской школы ААЦ «Сурб Аствацацин» села Большие Салы Мясниковского района. Службу одновременно вели все присутствующие на мероприятии священнослужители Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви в Ростовской области во главе с настоятелем ААЦ «Сурб Карапет» («Св. Иоанн Предтеча») г. Ростов-на-Дону протоиереем тер Тадеосом (Авагяном) священники: тер Ананиа (Бабаян), тер Тадеос (Гайбарян), тер Погос (Тертерян), тер Себеос (Халачян) – настоятели ААЦ «Сурб Аствацатин» - с. Большие Салы, «Сурб Амбарцум» - с. Чалтырь, «Сурб Аменапркич» - с.Крым, «Сурб Хач» - г. Ростов-на-Дону, «Сурб Арутюн» - г. Ростов-на-Дону. Знаменательно, что день открытия Мемориального памятника - Креста по увековечению памяти жертв репрессий - священнослужителей по увековечению памяти жертв репрессий - священнослужителей и учителей приходской школы ААЦ «СУРБ АСТВАЦАЦИН» совпал по церковному календарю с днем Святого Георгия Победоносца. После окончания поминальной службы начался митинг, на котором выступили государственные и общественные деятели, священнослужители ААЦ, армянские творческие коллективы, родственники репрессированных священнослужителей и учителей приходской школы ААЦ «СУРБ АСТВАЦАЦИН». С благословением присутствующих митинг открыл настоятель ААЦ «Сурб Карапет» («Св.Иоанн Предтеча») тер Тадеос (Авагян), который в своей пастырской речи отметил, что невозможно уничтожить память о людях, которые жили и творили богоугодные дела. Глава Администрации Мясниковского района Ростовской области - Поркшеян Аршак Маркарович вспомнив историю образования армянских поселений на Дону подчеркнул важность сохранения памяти предков, а открытие Мемориального памятника - Креста – наглядный тому пример. Консул Республики Армения в Южном федеральном округе РФ – Аганджанян Арман Робертович особо отметил значение открытия Мемориального памятника – Креста на донской земле, что в свою очередь является символом единства матери-Родины и армянской диаспоры.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

«Наш ответ на вызов терроризма – молитва» Беседа с архимандритом Закхеем (Вудом), настоятелем храма великомученицы Екатерины на Всполье, представителем Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси – Ежегодно 11 сентября весь мир вспоминает годовщину трагических событий в Нью-Йорке, когда в результате террористического акта на деловой центр города погибло более трех тысяч человек. Поминальные службы в это день прошли и на московском подворье Американской Автокефальной Церкви. Как давно зародилась эта традиция? – Уже восемь лет в храме святой Екатерины, на территории представительства Американской Автокефальной Церкви, ежегодно совершается заупокойное поминовение людей, погибших от рук террористов. С момента первого такого богослужения число тех, кто присутствует в нашем храме на этой службе, значительно возросло. Мы начинали возносить наши молитвы о тех, кто пострадал в Нью-Йорке при террористической атаке на башни-близнецы делового центра, а теперь молимся еще и за тех, кто погиб в Беслане, Москве, Лондоне, Пакистане, Шарм-эль-Шейхе и других местах по всему миру. Важнее всего то, что эти богослужения собирают много очень разных людей. Например, 11 сентября этого года около двадцати глав дипломатических миссий – и христиане, и мусульмане, а также представители иудаизма, – собрались с тем, чтобы присутствовать на заупокойной молитве и отдать долг памяти невинным людям, ставшим жертвами террора. – Помните ли вы, при каких обстоятельствах узнали о трагедии 11 сентября? – Этот вопрос мне часто задают. Я прекрасно помню, что в это время жил в московском Сретенском монастыре. Теракт произошел ранним утром, но, учитывая восьмичасовую разницу во времени, в России об этом узнали глубокой ночью. Помню, монахи пришли ко мне и сказали, что сейчас в Америке происходит нечто ужасное – совершена террористическая атака. Поначалу я не воспринял всерьез эту информацию, думал, может быть это неудачная шутка, может братия просто увидела по телевизору какой-то остросюжетный фильм… Но потом увидел, что нью-йоркские события показывают в новостях.

http://pravoslavie.ru/31917.html

15-летие кончины митрополита Сурожского Антония и 65-летие о. Георгия Чистякова молитвенно отметили в Москве. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости 15-летие кончины митрополита Сурожского Антония и 65-летие о. Георгия Чистякова молитвенно отметили в Москве 06.08.2018 14:12 Версия для печати Москва, 6 августа, Благовест-инфо. Панихида по митрополиту Сурожскому Антонию (Блуму) (1914-2003) была отслужена 4 августа, в день 15-летия его кончины, в храме свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине. В этот же день прихожане храма молитвенно поминают священника Георгия Чистякова (1953-2007), которому 4 августа исполнилось бы 65 лет. Поминальное богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Александр Борисов. «То, что сошлись две эти даты в такой день, подчеркивает эстафету, которую митрополит Антоний передал о. Георгию, к сожалению, ненадолго», – сказал перед панихидой о.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Практические вопросы, связанные с богословским осмыслением проскомидийных поминальных частиц Статья Master of Arts in Theological Studies (University of Fribourg, Switzerland), старшего преподавателя Минского духовного училища диакона Иоанна Лященко посвящена решению практических задач, встающих перед православным священнослужителем при совершении Божественной Литургии и связанных с проскомидийными поминальными частицами. Автор предлагает возможные варианты рационального использования ресурсов для улучшения качества служения и его большего благообразия. В первую очередь рассматривается легитимность акцентирования внимания верующих на проскомидийном поминовении как наиболее важном в Божественной Литургии. Затем обсуждается вопрос чтения большого количества записок о здравии и о упокоении в соответствии с пастырским голосом совести и рекомендациями священноначалия. Далее исследуется возможность «случайного» освящения поминальных частиц в момент epiclesis’a через наложение крестного знамени литургисающим клириком на все содержимое дискоса. Статья завершается историческим экскурсом и опытным разбором порядка ссыпания поминальных частиц, чтения Пасхальных текстов и формулы «Отмый, Господи…», а также потребления Святой Чаши. Статья Введение Статья является продолжением ряда работ автора по теме проскомидийных поминальных частиц . В представленной публикации будет рассмотрен один из аспектов феномена поминальных частиц в православной Литургии – пастырский. Действительно, есть некоторые практические вопросы, которые возникли на современном этапе развития византийского евхаристического богослужения и требуют ответов. Несмотря на то что они эпизодически и вскользь освещались в литературе по литургике и частично обсуждались в интернет-сообществах священнослужителей , до сих пор нет последовательного и сведенного воедино обзора проблематики. Таким образом, автор поставил себе задачу в данной статье, насколько это возможно в силу ограниченности своего человеческого ресурса, намыть из информационного потока золотого песка фактов, а затем предоставить на суд читателя отработанный слиток смыслов.

http://bogoslov.ru/article/6177052

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Требине (Босния и Герцеговина) состоялись похороны епископа Афанасия (Евтича) Погребение епископа Афанасия состоялось в часовне Воскресения Господня на кладбище монастыря Тврдош БЕЛГРАД. Перед собором в Требине (Босния и Герцеговина) утром 6 марта 2021 года состоялись утреня и поминальная служба в память бывшего епископа Захум-Герцеговинского Афанасия (Евтича), выдающегося сербского богослова, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви. Состояние здоровья епископа Афанасия за последние дни ухудшилось, пока он находился в больнице в тяжелом состоянии в связи с заболеванием коронавирусной инфекцией. Несмотря на усилия медперсонала больницы PHI Trebinje, епископ Афанасий скончался от обширной двусторонней пневмонии в ночь на четверг, 4 марта, в возрасте 83 лет. Заупокойное богослужение возглавил митрополит Дабро-Босанский Хризостом в сослужении епископов: Юстина Жичского, Григория Дюссельдорфского и Германского, Иоаникия Будимлянско-Никшичского, Максима Западно-Американского, Арсения Нишского, Кирилла Южно-Американского, Мефодий Диоклийского, Димитрия Захумско-Герцеговинского и многих священников и дьяконов. На богослужении присутствовали многочисленные монашествующие и миряне. До дня похорон тело епископа Атанасия было выставлено в Кафедральном соборе Требине, где утром в пятницу, 5 марта, была отслужена Божественная литургия, и верующие были допущены к прощанию с почившим. Тело епископа Афанасия было выставлено в зарытом гробу — во избежание распространения инфекции. Утреня с панихидой по покойному епископу началась в Соборном храме в Требине в 8.30, а затем в 10.00 была совершена заупокойная Литургия. Траурная процессия началась в 12.00 — от Кафедрального собора до монастыря Тврдош. Погребение епископа Афанасия состоялось в часовне Воскресения Господня на кладбище монастыря Тврдош в 13.30.

http://sedmitza.ru/text/9976222.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Недаром помнит вся Россия про день Бородина…» (комментарий в свете веры) Бой в районе Семеновского оврага (фрагмент панорамы Бородинского сражения) 8 сентября (26 августа по ст. ст.) произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 года. В 110 километрах к западу от Москвы, недалеко от Можайска, близ села Бородино сошлись армии Наполеона и Кутузова. Битва продолжалась весь день и принесла большие потери с обеих сторон. Русская армия показала беспримерный героизм: «Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю» – скажет о Бородинском сражении фельдмаршал М.И.Кутузов. Несмотря на то, что русская армия была вынуждена отступить к Москве, победа была предрешена. «Прямым следствием Бородинского сражения было беспричинное бегство Наполеона из Москвы, возвращение по старой Смоленской дороге, погибель пятисоттысячного нашествия и погибель наполеоновской Франции, на которую в первый раз под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника» – написал Л.Н.Толстой в романе «Война и мир». На поле сражения погибло 38 500 русских солдат и офицеров. В память о любимом муже, безвременно сложившем голову за Отечество на Бородинском поле, Мария Тучкова устроила здесь монастырь, возведенный на Семеновской высоте. Спасо-Бородинский монастырь Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года Е.Б. Емченко (Публикуется по: «Православная энциклопедия». Т.6. С.84-86) Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря.

http://sedmitza.ru/text/400353.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Спасо-Бородинский монастырь – память героев отечественной войны 1812 года   Спасо-Бородинский монастырь Е.Б. Емченко Статья из VI т. «Православной энциклопедии». С.84-86 Бородинский во имя Нерукотворного Образа Спасителя женский монастырь (Московской епархии), близ дер. Семёновское Можайского р-на Московской обл. Основан вдовой ген.-майора А.А.Тучкова, погибшего в 1812 г. в Бородинском сражении, М.М.Тучковой (Мария (Тучкова)). В 1817 г. она исходатайствовала разрешение имп. Александра I на сооружение поминальной часовни или храма на средней флеши Семёновских укреплений — месте гибели ее мужа. Император пожаловал 10 тыс. р., что составило половину необходимой суммы. Вскоре Тучкова выкупила у местных помещиков 3 десятины земли и получила храмозданную грамоту от Дмитровского архиепископа Августина (Виноградского). В 1817 г. церковь была заложена, а в 1820 г. архиепископом Августином освящена во имя Нерукотворного Образа Спасителя. В храме, ставшем первым памятником воинам, погибшим на Бородинском поле, 26 августа 1820 г. была помещена полковая икона Ревельского полка — Нерукотворный Образ Спасителя — и был установлен белый мраморный крест над символической могилой генерала Тучкова. По благословению свт. Филарета (Дроздова) с 1827 г. в Спасском храме ежедневно совершали богослужение иеромонахи Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 1826 г., после кончины единственного сына, Тучкова постоянно жила в доме, построенном в 1817 г. при храме. Постепенно к ней начали съезжаться вдовы погибших при Бородине солдат, собралась небольшая община, получившая в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного Семёновского общежития, а в начале 1838 г.— Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Тучкова освободила всех крестьян в своем тульском имении, продала половину имения в Ярославской губ. за 20 тыс. р., проценты от этих денег шли на содержание обители. 4 июля 1836 г. в Троице-Сергиевой Лавре Тучкова по благословению митр. Московского Филарета приняла постриг в рясофор, а 28 июня 1840 г.— в мантию, и была возведена в сан игумении. Свт. Филарет составил для Бородинского монастыря общежительный устав и стал духовным руководителем сестер. К нач. 40-х гг. в Бородинском монастыре жили ок. 200 чел., помимо молитвы насельницы занимались иконописанием, переплетением книг, шитьем, покраской холста и сукна, выпекали по особому монастырскому рецепту бородинский хлеб.

http://sedmitza.ru/text/415757.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010