Митрополит Антоний (Паканич): Создание в Украине единой Поместной Православной Церкви — политический проект Захват даже одного прихода — это свидетельство недружественного отношения к нашей Церкви. 26 ноября, 2014 Захват даже одного прихода — это свидетельство недружественного отношения к нашей Церкви. Интервью Управляющего делами УПЦ об «автокефалии» и «поместности» в Украине порталу «Православие в Украине». Создание в Украине единой Поместной Православной Церкви — политический проект — Владыка, уже не первый год в украинском обществе ведутся разговоры о создании единой Поместной Православной Церкви. Как Вы относитесь к этому «проекту»? — Вы очень точно назвали эту идею — «проектом». Со времени появления этой идеи она всегда воспринималась именно как «проект». Причем проект политический. Если не ошибаюсь, еще в конце 1990-х украинские политики впервые заговорили о необходимости создания единой Поместной Церкви. Как по мне, эта формулировка является четким отражением сугубо политического мышления. Вряд ли такая формулировка соответствует самосознанию Церкви. С нашей точки зрения Поместная Церковь в Украине уже давно существует — более тысячи лет. Совершенно очевидно, что Киевская митрополия, которая существовала со времен принятия Древней Русью христианства, уже была Поместной Церковью. — Но митрополия не была независимой… — В том и дело, что Поместная Церковь — это совсем не обязательно полностью независимая Церковь. У нас сейчас очень часто путают два понятия: Поместная Церковь и Автокефальная Церковь. Конечно, любая Автокефальная Церковь является Поместной, при этом далеко не все Поместные Церкви является Автокефальными. Поместная — не Автокефальная, а — поместная Церковь определенной территории — Однако большинство наших соотечественников считают, что «автокефальная» и «поместная» — одно и то же. Вы можете объяснить, в чем разница? — Поместная Церковь — это понятие, которое дословно означает Церковь определенной местности, определенной территории. В узком смысле Поместной Церковью можно назвать любую церковную территориальную единицу, возглавляемой епископом.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie II. Поместный Собор 1. Поместному Собору принадлежит высшая власть в Русской Православной Церкви в вопросах избрания Патриарха Московского и всея Руси и ухода его на покой, предоставления автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви, а также в рассмотрении тем, перечень которых определяется настоящим Уставом. 2. Поместный Собор созывается по мере необходимости Архиерейским Собором. В исключительных случаях Поместный Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом. 3. Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян, включаемых в состав Поместного Собора по должности или избираемых, в соответствии с Положением о составе Поместного Собора. Положение о составе Поместного Собора, а также изменения и дополнения к нему, утверждаются Архиерейским Собором. 4. Ответственность за подготовку Поместного Собора несет Архиерейский Собор, который разрабатывает, предварительно одобряет и вносит на утверждение Поместного Собора регламент заседаний, программу, повестку дня, структуру этого Собора, а также принимает иные решения, относящиеся к проведению Поместного Собора. В случае, если Поместный Собор созывается Патриархом Московским и всея Руси (Местоблюстителем) и Священным Синодом, предложения о регламенте заседаний, программе, повестке дня и структуре Поместного Собора утверждаются Архиерейским Собором, заседание которого в обязательном порядке должно предшествовать Поместному Собору. 5. Поместный Собор: а) служит выражением вероучительного и канонического единства Русской Православной Церкви и имеет своей главной задачей его сохранение; б) принимает решения, относящиеся к предоставлению автокефалии, автономии или самоуправления частям Русской Православной Церкви;

http://mospat.ru/ru/documents/87533-pome...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Песков: Россия не поддерживает действия, направленные на раскол Церкви Верховная Рада Украины поддержала обращение П.Порошенко о создании «единой поместной церкви» 19.04.2018 520 Верховная Рада Украины поддержала обращение президента страны Петра Порошенко к Константинопольскому Патриархату о создании в стране «единой поместной автокефальной церкви», такое решение на заседании парламента в четверг поддержали 268 парламентариев при необходимом минимуме в 226 голосов, сообщает РИА Новости. Во вторник Порошенко заявил, что намерен обратиться к Константинопольскому Патриархату о предоставлении Киеву разрешения на создание «единой поместной автокефальной церкви». По его словам, решение Синода об этом может быть принято до 28 июля. Президент попросил Верховную Раду поддержать его обращение. По словам Порошенко, если будет поддержка в Раде, он передаст обращение Константинопольскому Патриарху. «Поддерживая важность предоставления томоса (разрешения — РНЛ ) об автокефалии православной церкви на Украине, на основе которого она сможет занять достойное место в семье Поместных Православных Церквей, Верховная рада Украины постановляет: поддержать обращение президента Украины к Вселенскому Патриарху Варфоломею о предоставлении томоса об автокефалии православной церкви на Украине», — говорится в постановлении. Создание «автокефальной поместной церкви» на Украине вряд ли найдет поддержку в Москве , поскольку данные действия направлены на раскол Церкви, заявил в четверг пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков . «Вы знаете позицию Русской Православной Церкви, Патриарха Московского и всея Руси по этому вопросу. И конечно, скажем так, какие-то действия, направленные на раскол Церкви, вряд ли могут поддерживаться и вряд ли могут приветствоваться», — заявил Песков журналистам, отвечая на вопрос о возможности создания на Украине «независимой поместной православной церкви». Патриарх Константинопольский не поддержит создание на Украине «единой поместной автокефальной церкви», считает депутат фракции «Оппозиционного блока» в Верховной Раде Украины Вадим Новинский.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/19/dm...

Для оценки канонического достоинства 50-й главы, как и всякого литературного памятника, имеющего значение в ряду источников церковного права, нужно иметь в виду общие начала православного церковного правоведения относительно канонического авторитета различных источников права, принимаемых и употребляемых в православных поместных церквах. Известно, что в каждой автокефальной поместной православной церкви бесспорную каноническую важность имеют – во-первых, правила, обладающие значением законодательства вселенской церкви, – и, во-вторых, правила, составленные и изданные компетентными органами законодательной и распорядительной власти подлежащей поместной церкви. Компетентными органами церковной законодательной власти в поместных церквах, по правилам церкви вселенской, признаются соборы иерархов этих церквей. Компетентными органами распорядительной власти в поместных церквах являются церковно-правительственные установления (напр. синоды) и лица (иерархи этих церквей). Степень компетентности каждого установления или лица, обладающего в поместных церквах законодательною властью, имеет определенные границы в отношении пространства и времени действий издаваемых от них правил. Так, каждая автокефальная церковь в законодательной своей деятельности, основывающейся на правилах церкви вселенской, обладает самостоятельностью и независимостью от других автокефальных церквей. Самостоятельность эта, между прочим, выражается в том, что правила, изданные законодательною властью одной поместной церкви имеют бесспорное каноническое значение только в пределах этой церкви; но не могут иметь обязательной силы в других поместных церквах, если только законодательная власть этих церквей определенным образом не усвоит их, как свои собственные правила. Еще менее могут иметь обязательное значение в автокефальных поместных церквах такие руководственные правила, наставления (инструкции) и указания, которые составлены и изданы каким-либо одним иерархом, управляющим определенною частью (напр. епархиею) в пределах известной поместной церкви, – составлены ли и изданы они им лично или чрез подчиненного ему должностного лица заведуемой им части поместной церкви. Руководственные правила и наставления, составленные и изданные иерархом одной поместной церкви или, по его поручению и с его дозволения, должностным при нем лицом, могут иметь обязательное значение только в пределах той части церкви, на пространстве которой действует власть иерарха, и до такого времени, пока они не отменены церковною властью – высшею или соответствующею власти иерарха – составителя и издателя. Частные же, неофициальные, ученые сочинения канонистов не имеют обязательного канонического авторитета и в той церкви, в пределах которой они издаются, а еще менее в других поместных церквах: они содействуют лишь разъяснению права и развитию церковного правосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Священный Синод вынес предложения по проведению Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви Москва, 25 декабря 2008 г. Священный Синод Русской Православной Церкви в своем заседании от 24 декабря 2008 года рассмотрел результаты работы первого пленарного заседания Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, сообщает Служба коммуникации ОВЦС .   Священный Синод, в частности, одобрил проекты документов, подготовленных Комиссией: повестки дня, программы, регламента Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви; процедуры избрания кандидатов на Патриарший Престол от Архиерейского Собора; процедуры избрания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Поместным Собором; проекты ряда рабочих документов Соборов. Окончательное утверждение эти документы получат на Архиерейском и Поместном Соборах.  Среди прочего, было предложено, чтобы Архиерейский Собор определил тайным голосованием трех кандидатов на Московский Патриарший Престол (из числа архиереев старше 40 лет, имеющих высшее богословское образование и опыт управления епархией). Кроме того, кандидаты на Патриарший Престол могут быть выдвинуты и на Поместном Соборе, причем кандидатуры также определяются посредством тайного голосования. Священный Синод предложил, чтобы выборы Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на Поместном Соборе проводились тайным голосованием. Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 декабря 2008 года Журнал 101   СЛУШАЛИ: Сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола Преосвященного митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви, о работе Комиссии с предложениями по регламенту, программе, повестке дня Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (25-26 января 2009 года) в городе Москве и по процедуре избрания Архиерейским Собором кандидатов на Московский Патриарший Престол.  ПОСТАНОВИЛИ: 1. Одобрить работу Комиссии по подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/28810.html

Архив Пн Участники встречи Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей отметили важность общеправославного сотрудничества 22 ноября 2011 г. 16:37 21 ноября 2011 года в Патриарших палатах Московского Кремля по завершении встречи Предстоятелей и представителей семи Поместных Православных Церквей участники заседания продолжили общение за общей трапезой. Со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом братскую трапезу разделили Предстоятели Грузинской , Польской Православных Церквей, Православной Церкви Чешских земель и Словакии , члены делегаций других Поместных Православных Церквей, прибывшие на торжества в связи с 65-летием Его Святейшества, а также председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион , представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси архиепископ Филиппопольский Нифон , заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов . В слове к присутствовавшим Святейший Патриарх Кирилл отметил, сколь важно общение представителей Поместных Православных Церквей Восточной Европы. Напомнив о том, через какие испытания прошли Церкви этого региона мира в XX веке, Его Святейшество отметил: «Мы преодолеваем совместно трудности, перед которыми стояли, также собираемся для молитв, для общения. Сегодня мы уже с других позиций оцениваем то, что происходит с нами, нашим обществом, нашим государством, но одновременно зафиксировали при всем многообразии нашего сегодняшнего опыта наличие и общих проблем, и общих подходов к решению этих проблем». Это суждение справедливо и по отношению к всеправославному сотрудничеству, к взаимодействию всех Поместных Православных Церквей на нынешнем этапе, свидетельствует Его Святейшество: «И я с благодарением Богу могу отметить, что мы единомысленны, как и полагается Церкви. Церковь ведет Святой Дух, и единомыслие есть проявление Его действия. В современном плюралистическом обществе единомыслие воспринимается с иронией: если есть единомыслие, то люди подозревают отсутствие свободы. В Церкви Дух Святой руководит людьми, и единомыслие является нормой, а отсутствие единомыслия мы относим за счет нашего человеческого несовершенства. И поэтому к единомысленной молитве, к Причастию из одной Чаши, соединившей нас вчера, мы сегодня присовокупили братские размышления, которые при всей открытости и при всей присутствовавшей свободе, одновременно выявили доброе христианское православное единомыслие».

http://patriarchia.ru/db/text/1750781.ht...

Поместный Собор 1917 г. ЖМП 6 июнь 2011 /  3 июня 2011 г. Поместный Собор или Собор Поместной Церкви? Существование Православной Поместной Церкви связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной Церкви, составляет ее каноническую территорию. Этот принцип предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой. Эти нормы подразумевают единство учительной, сакраментальной и правительственной церковной власти, восхищение которой рассматривается правилами Церкви как посягательство на самый принцип церковного единства. Напоминание этой нормы церковного устройства необходимо для правильного понимания функционирования такого кратологического единства. «Носителем церковной власти, — говорит в своих лекциях проф. С.В. Троицкий, — является весь епископат (орган — соборы епископов)… В Православной Церкви есть несколько видов соборов, а именно: 1) Соборы Вселенские, 2) Соборы Поместные, постановления которых были усвоены Вселенскими Соборами, 3) соборы епископов нескольких автокефальных Церквей, 4) соборы епископов одной автокефальной или автономной Церкви». Собор епископов автокефальной Церкви и есть Собор Поместный, во всяком случае именно так понимает его состав Канонический корпус Православной Церкви (в виде Фотиева Номоканона). Такой собор не просто «наделен» высшей церковной властью (ибо такое «наделение» понимается в современной практике как синоним «делегирования»), но обладает ею именно в силу статуса своих участников. Несмотря на ясное понимание этого вопроса с канонической точки зрения, история Русской Поместной Православной Церкви начала XX века знает прецедент иного понимания этого вопроса. Дискуссии о созыве Собора Российской Православной Церкви, проходившие более столетия назад, выявили одно важное явление российской церковной жизни — смешение понятий «представительства» и «властных полномочий». Проходившие на почве зарождения русского парламентаризма в 1905–1906 годах, эти дискуссии невольно переносили свое понимание законодательного представительства (наподобие Государственной думы тех лет) на действие принципа соборности в Церкви.

http://e-vestnik.ru/church/pomestnyy_sob...

К предстоящему Собору Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. В воскресение 821 октября нынешнего 1962 года, если Богу будет угодно и если мы доживем до этого дня, в Нью-Йорке должен открыться очередной Собор Епископов Русской Православной Церкви заграницей. Какое значение имеют Соборы Епископов? Собору Епископов каждой данной области или Поместной Церкви принадлежит, по канонам, или церковным правилам, имеющим общеобязательное значение и силу для всех членов Церкви, высшая власть в данной области или данной Поместной Церкви. А высшая власть во  всей  Вселенской Церкви принадлежит Вселенскому Собору, то есть Собору Епископов  всей вселенной. В каждой отдельной Епархии местный Епархиальный Епископ обладает  всей полнотой  канонической власти, то есть власти, предусматриваемой канонами. Но вопросы, превышающие местное значение и имеющие значение  обще-церковное,  а также вопросы не предусматриваемые ясно канонами и вызывающие споры и прекословия, ни один Епископ, даже стоящий во главе целой области или Поместной Церкви, не в праве решать  самолично,  без совещания и обсуждения с другими Епископами данной области или Поместной Церкви. Для решения таких вопросов, имеющих важное обще-церковное значение, и созываются Соборы Епископов. Согласно канонам, такие Соборы Епископов: 1) благоучреждают дела своей области или поместной Церкви, 2) разсуждают о догматах благочестия, 3) разрешают церковные прекословия и сомнительные случаи, 4) разбирают жалобы на Епископов, 5) решают споры Епископов о приходах, 6) исправляют определения меньших соборов, 7) избирают и поставляют новых Епископов и 8) судят Епископов. В первые века христианства, Соборы Епископов, как этого требует 37-е правило Св. Апостолов, 5-е правило Первого Вселенского Собора и 19-е правило Четвертого Вселенского Собора, созывались дважды в год,  весной и осенью. Но впоследствии, по причинам разных неудобств, было постановлено созывать такие Соборы Епископов  однажды в год,  о чем говорят 8-е правило Шестого Вселенского Собора и 6-е правило Седьмого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Глава 6. Высшая церковная власть и церковнославянская книжность: поместный собор 1917–1918 гг. и послесоборный период Если с одной стороны, было бы несправедливо представлять себе богослужение чем-то омертвело неподвижным и навсегда законченным, (...) то с другой стороны, изменение и дополнение в богослужении никак не могут быть делом отдельных лиц и обществ; это есть дело всей Церкви, которое долго зреет в глубинах недр церковных, испытуется и приемлется сознанием всей Церкви и осуществляется духовно-правомощными органами Церкви, каковым органом в нашей Российской Церкви является Поместный Собор. (...) Бывший в 1917–1918 гг. Церковный Собор в Москве приступил к рассмотрению возникших запросов об исправлениях в нашем богослужении, но не имел времени закончить своих работ. Это предстоит завершить будущему Собору, когда он состоится. Из обращении Патриарха Тихона к архипастырям и пастырям Православной Российской церкви ноября 1921 г.) 6.1. Поместный Собор 1917–1918 гг. Предыстория В предыдущих разделах были проанализированы дискуссии о языке богослужения и языковая практика справщиков и составителей богослужебных и молитвенных текстов. Между тем, как уже говорилось выше, существенным компонентом истории языка являются нормативные документы тех институтов, которые занимаются контролем за изданием богослужебных книг. До 1917 года таким органом был Св. Синод. После избрания Патриарха и роспуска Синода высшим органом церковной власти стал Поместный Собор Русской Православной церкви, работавший с 15 августа 1917 г. по 7/20 сентября 1918 г. Поместный Собор является прямым наследником церковных дискуссий начала XX в. В процессе работы Собора была предпринята попытка дать ответы (в форме соборных определений) на поставленные в предшествующие годы вопросы. Принятые или подготовленные решения Собора можно рассматривать как завершение дискуссий начала века. Материалы Собора имеют совершенно иной статус, нежели опубликованные в периодической печати полемические тексты. Собор – высший орган церковной власти, и его решения (деяния) являются не частным мнением, а точкой зрения Русской Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ Канонические принципы устройства В. у. определены 34-м Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». По толкованию Иоанна Зонары , «правило повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии почитали главою и без них не делали ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию Церкви, каковы, например, догматические исследования, мероприятия по поводу общих заблуждений, поставления архиереев и тому подобное... Впрочем, и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому». Ап. 34 устанавливает, т. о., в устройстве управления Поместной Церкви 2 взаимосвязанных основания: соборность и иерархичность. Большая часть правил, конкретизирующих права и обязанности первоиерарха - главы Поместной Церкви и Собора епископов,- относится к IV - 1-й пол. V в. В 9-м прав. Антиохийского Собора первый епископ именуется митрополитом в соответствии с ситуацией, сложившейся в IV в. Антиох. 16 и 20 и IV Всел. 19 возлагают на митрополита обязанность созывать поместные Соборы и предоставляют ему право председательствовать на них. I Всел. 4 и 6 возлагают на первоиерархов попечение о вдовствующих кафедрах и осуществление руководства при избрании епископов, а также утверждение избранных. Согласно IV Всел. 9, главе Поместной Церкви (митрополиту и экзарху) принадлежит право принимать жалобы на епископов и назначать соответствующие расследования. Карф. 63 предусматривает посещение первоиерархом подчиненных епископий, т. е. предоставляет ему право визитации . В соответствии с Двукр. 14 подчиненные первоиерарху епископы обязаны, под угрозой низложения, возносить его имя за богослужением.

http://pravenc.ru/text/161103.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010