Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Стефан Баторий и его реформы или почему правление польско-литовского короля предопределило будущее Восточной Европы 16.12.2023 132 Время на чтение 10 минут Стефан Баторий. Открытые источники интернет. Источник: Наука Вера Культура Личность польского короля и великого князя литовского Стефана Батория в историографии и Белоруссии, и Польши, и Литвы представляется как одна из самых знаменательных с точки зрения судьбы Речи Посполитой (РП). Его внутри- и внешнеполитическая деятельность оценивается историками одной из наиболее успешных за все время существования польско-литовского государства, во многом предопределившая международную обстановку в Восточной Европе на долгие годы. Более того, многие эксперты отмечают прямое влияние проводимых Баторием реформ, в первую очередь в военной сфере, на изменения и в Русском государстве, которое было вынуждено реагировать на действия своего западного соседа. Именно поэтому взошедший на престол Речи Посполитой в 1576 году и получивший титул короля польского, великого князя литовского, русского, прусского, мазовецкого, жемайтского, киевского, волынского, подляшского, инфлянтского и семиградского, Стефан Баторий сегодня почитается во многих странах Центральной и Восточной Европы. Особенно, если помнить, что он стал тем правителем, который положил начало военному противостоянию двух стран. Судьба Батория до того момента, когда он стал королем РП, была во многом характерна для представителей знатных родов того периода. Родился Стефен (Иштван) 27 сентября 1533 года в маленьком городке на территории современной Румынии в семье воеводы Трансильвании. Юность будущего правителя РП прошла при дворе императора Священной Римской империи Фердинанда I, который много воевал с турками и еще не окончательно покоренными венграми, а также участвовал во внутригерманской борьбе протестантских княжеств против католических. В те годы Баторий оказался в Италии, где поступил в Падуанский университет. Позже он перешел от германского императора на службу к воеводе Трансильвании Яношу Заполяну (Иоанну Сигизмунду Запольскому), который был противником Фердинанда I и возглавлял не покорившуюся империи часть Венгрии. В результате, во время ухудшения отношений с Трансильванией Баторий был даже пленен и провел три года в тюрьме После возвращения на родину он в 1571 году становится первым князем Трансильвании (прежде были воеводы), после чего судьба правителя делает весьма серьезный поворот, связав его с РП.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/16/stefan...

Глава 22. КНЯЗЬ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ ОСТРОЖСКИЙ В XIV веке, когда в восточной Руси Москва полагала собою зародыши единого русского государства, на западе совершались перевороты, склонявшие другую половину Руси к политическому и общественному отчуждению от русского мира. В первой четверти этого столетия литовский князь Гедимин, сын Витенеса, человек необыкновенных дарований, покорил белорусские и волынские города, с их землями, изгнал из Луцка главного князя в волынской земле Льва, потом в 1319–20 гг. на реке Ирпени (Киевской губернии) разбил соединившихся против него князей дома Св. Владимира, овладел Киевом и Переяславлем с их землями. Последствием этих завоеваний было то, что княжеский дом Св. Владимира совершенно потерял свое значение на западе. Иные князья бежали, другие были низведены на степень подчиненных владетелей, а место их в смысле удельных князей заменили князья литовского происхождения. Гедимин разделил между своими детьми и родственниками покоренные им русские владения; на Волыни сделался князем Любарт, в Новогородке Кориат, в Пинске Наримунт; в Киеве поставлен был подручником Гедимина князь Монтвид и т. д. Эти литовские князья приняли православие и русскую народность, а ближайшее их потомство до такой степени обрусело, что в нем не оставалось никаких признаков прежнего происхождения. Этот переворот, в сущности, был только династический; но разница между порядком дел при князьях дома Св. Владимира и при князьях Гедиминова дома состояла в том, что князья литовского дома зависели от великого князя, который находился в Литве, и со своими уделами состояли у него в ленном подчинении. Полоцкая и витебская земли уже прежде находились под властью князей литовского племени, вероятно, достигших княжения по выбору, а впоследствии эти земли подчинились Гедимину, и потом уже находились под властью князей его рода. Вслед за покорением русских земель Гедимином, в Червоной Руси произошел иной переворот. По смерти главного князя этой земли, прямого потомка короля Данила, Юрия II, галицкие и владимирские бояре призвали к себе князя Болеслава Мазовецкого, потомка Данила Галицкого по женской линии; но этот князь принял католичество, оказывал вследствие этого пренебрежение к православной вере, окружил себя чужеземцами и дурно обращался с русскими; его отравили, и в 1340 году польский король Казимир в качестве мстителя за Болеслава овладел Львовом и всею галицкою землею, а также и Волынью, но должен был после этого выдержать продолжительную борьбу с русскими, отстаивавшими свою независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Белорусская государственность и белорусская интеллигенция 08.02.2024 63 Время на чтение 6 минут Источник: Вместе с Россией Когда мы говорим о возникновении белорусской государственности, то надо понимать, что речь идет о принципиально новом явлении в истории белорусского народа. Дело в том, что государственность появляется лишь тогда, когда выделяется определенный социальный слой общества, занимающийся умственным трудом. В древние и средние века к такому социальному слою относились летописцы, религиозные проповедники, законники, составители былин, нравственных поучений, житий святых, исторических песен (героического эпоса). Всем им можно дать собирательное имя – книжники. В новое время этот социальный слой получил название интеллигенции. Книжники характерны для государства, которое не отделяет себя от церкви, можно сказать, для церковного государства; интеллигенция – это уже признак светского государства. При церковном государстве этнос представлен в форме сословий, а при светском государстве – народ состоит из классов, которые образуют нацию. В IX-XIII веках о каких-то бы ни было формах белорусской государственности говорить не приходиться, потому что на территории современной Беларуси в то время существовало Древнерусское государство в лице древнерусских княжеств (Полоцкого, Минского, Витебского, Туровского, Пинского и других), о чем красноречиво свидетельствуют исторические источники того времени. Всякие утверждения о донациональных формах белорусской государственности в этот период – журналистская глупость и примитивная фальсификация древнерусской истории. В средние века, когда территория Беларуси входила в состав Великого княжества Литовского, а затем Речи Посполитой, также никакой белорусской государственности не было, поскольку денационализация западнорусских средневековых книжников (интеллигенции) и высшего сословия (дворянство) привела к тому, что эта интеллигенция и дворянство стали уже польско-шляхетской и работали в русле обоснования законности польско-шляхетского господства на Белой Руси. Белорусский народ был лишен своей интеллигенции и высшего сословия, а следовательно, и возможности заниматься вопросами белорусского государственного строительства. Эта ситуация не изменилась даже после воссоединения Беларуси с Россией в 1795 году, поскольку господствующее положение в структуре тогдашнего общества на белорусских землях занимала все та же польско-шляхетская интеллигенция со своим главным умственным центром – Виленским университетом и его подчиненными учебными структурами – польско-иезуитской академией в Полоцке, польско-шляхетскими школами и базилианскими училищами. Такое положение продолжалось вплоть до начала XX века.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/08/beloru...

Возможно, И. происходил из мелкого шляхетского рода. И. Франко отождествил писателя с «паном Вишеньским», к-рый, как известно из униат. полемического соч. «Антиризис, или Апология против Христофора Филалета» (написано в 1599 Ипатеем Потеем и отредактировано Д. Ленчицким), в 1593 г. являлся одним из слуг кн. Константина Константиновича Острожского. С данной гипотезой можно согласиться. Как сообщается в «Антиризисе...», пан Вишенский вместе с др. острожским полемистом - Василием Суражским , также упоминаемым как слуга князя, привез из Люблина во Владимир письмо кн. Константина Константиновича от 21 июня 1593 г. недавно хиротонисанному Владимирскому и Берестейскому еп. Ипатию Потею (РИБ. Т. 19. Стб. 575). В этом письме кн. Константин писал о возможности заключения унии правосл. и католич. Церквей на определенных условиях. Василий Суражский и пан Вишенский упоминаются как лица, сведущие в церковных вопросах. В соч. И. «Извещение краткое о латинской прелести...» (между 1588 и 1596) содержатся ссылки на кн. «О единой истинной православной вере» Василия Суражского, имеется ряд параллелей с этим сочинением, что может свидетельствовать о знакомстве авторов. Косвенным доказательством принадлежности И. к шляхте служит отразившееся в его сочинениях хорошее знание быта и нравов правосл. дворянства в Польско-Литовском гос-ве. В сочинениях И. также заметно его особое отношение к кн. Константину Константиновичу Острожскому. В отличие от других правосл. писателей того времени, прославлявших князя как главного защитника Православия в Речи Посполитой, И. не писал о заслугах киевского воеводы перед православными, напротив, полемист упомянул смерть его сына-католика Константина, скончавшегося в 1588 г. бездетным, как пример того, какими последствиями грозит измена Православию. По-видимому, знание повседневной жизни князей Острожских - наиболее богатых правосл. магнатов в Польско-Литовском государстве - не позволяло И., проповеднику строгого аскетизма, написать апологию кн. Константину Константиновичу.

http://pravenc.ru/text/469466.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Речь Посполитая в XVII веке Речь Посполитая ( " Республика обоих народов " , сокращ. Rzeczpospolita - республика), федеративное государство, объединившее Польшу и Великое княжество Литовское . Существовало с 1569 по 1795 год Попытки объединения Польши и Литвы с разным успехом предпринимались с XIV века. Великий князь литовский Ягайло в Польше искал опоры против Ливонского ордена ; Польша с своей стороны также нуждалась в поддержке Литвы против того же ордена. Переход Ягайла из православия в католичество под именем Владислава, брак его с Ядвигой и коронование королем польскими осуществили личную унию Польши и Литвы в 1385 году в Креве. Сначала Ягайло и Ядвига действовали в согласии с Витовтом , благодаря чему отнята была у Венгрии Червонная Русь , но затем Витовт заключил союз с орденом, сделался пожизненным, ленным Польше вел. князем литовским ( Островская уния ) и основал громадное польско-литовское государство. В 1413 году была подтверждена уния Литвы с Польшей в Городле, при чем допущено было принятие литовской шляхты и панов в роды и гербы польские, а также общие их, с согласия короля, съезды в Парчове или Люблине. Между тем в 1414 году борьба с орденом вспыхнула снова. Витовт , потеряв надежды на королевский престол после рождения в 1424 году у Ягайла сына Владислава, признанного наследником, решил разорвать унию с Польшей и сделаться при содействии Сигизмунда самостоятельным литовским королем. Он добился согласия на то Ягайла, и только смерть Витовта ( 1430 ) помешала делу, против которого готовилось уже вооруженное сопротивление. Поляки тотчас присоединили к Польше Подолию как первый шаг к инкорпорации Литвы. Это дало повод к восстанию части Литвы и всех русских областей во главе с Свидригайлом , братом Ягайла, объявившим себя наследственным великим князем литовским и вступившим в союз с имп. Сигизмундом, орденом и Молдавией. В этой борьбе (с 1431 г.) православия и русской народности против католицизма и полонизма поляки воспользовались услугами таборитов против ордена, признанием Сигизмунда, брата Витовта, в качестве пожизненного вел. князя (за уступку Польши Волыни и Подолии), взаимной враждой сословий в Венгрии и ордене; в 1432 году они объявили равноправность " схизматиков " (православных) с католиками.

http://drevo-info.ru/articles/13673223.h...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Оборонное сотрудничество России и Белоруссии: противодействие Люблинскому треугольнику и НАТО 28.07.2023 547 Время на чтение 7 минут Источник: Евразия Эксперт Обстановка на западных рубежах Белоруссии и России сегодня требует повышенного внимания, отмечают в Кремле. Польша активно наращивает число военных подразделений, дислоцированных вблизи границ Союзного государства. А после саммита в Вильнюсе члены НАТО договорились о развертывании дополнительных 300 тыс. военных на восточном фланге и увеличении военных закупок. Москва и Минск готовы противодействовать таким враждебным мерам как в рамках двустороннего сотрудничества, так и в рамках ОДКБ. Подробнее об угрозах для Союзного государства и мерах, предпринимаемых для их купирования Россией и Белоруссией, читайте в статье эксперта Института актуальных международных проблем Дипломатической академии МИД России Евгения Коренева. Польский фактор 21 июля в ходе заседания Совета Безопасности РФ активно обсуждалась политика Польши в контексте конфликта на Украине и ее влияние на российско-белорусское сотрудничество в сфере безопасности. Также большое внимание уделялось вопросам обеспечения безопасности Республики Беларусь и ситуации в Восточной Европе в ходе недавних переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко. Лидеры России и Белоруссии довольно подробно обсудили действия Польши и других стран НАТО и договорились о совместном ответе на них. В ходе своего выступления на заседании Совета Безопасности директор Службы внешней разведки России Сергей Нарышкин рассказал об экспансионистских планах Польши: «У польского руководства усиливается настрой на то, чтобы вести контроль на западных территориях Украины, западных областях, путем размещения там своих войск. Такой шаг как один из вариантов планируется оформить как исполнение союзнических обязательств в рамках польско-литовско-украинской инициативы в сфере безопасности – это так называемый Люблинский треугольник. Мы видим, что планируется в этой связи и существенно увеличить численность общевойсковой литовско-польской-украинской бригады, которая действует под эгидой этого так называемого Люблинского треугольника».

http://ruskline.ru/opp/2023/07/28/oboron...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству К 225-летию воссоединения Белой Руси с Россией 15.12.2020 401 Время на чтение 9 минут Источник: Вместе с Россией В начале декабря 2020 года исполнилось 225 лет с того дня, как западнорусские (белорусские) земли после четырехсотлетнего польско-литовского католического владычества вернулись в лоно русской государственности и воссоединились с Российской державой. Этому знаменательному событию был посвящен историко-публицистический вечер «Белая Русь и Россия: тернистый путь к единству. К 225-летию воссоединения белорусских земель с Российским государством», который недавно состоялся в Минске. Вечер был организован Белорусским общественным объединением «Русь» (БОО «Русь») и проходил с соблюдением необходимых противоэпидемических правил. В мероприятии приняли участие ученые, политологи, представители патриотической общественности. Открыл мероприятие председатель БОО «Русь» Н.М.Сергеев, который поздравил собравшихся со столь знаменательной датой в истории Белой Руси и Русского мира. Отметил, что в конце 1795 года произошел окончательный возврат западнорусских земель в лоно русской государственности. Четыре столетия Западная/Белая Русь стремилась к общерусскому воссоединению, пройдя на этом тернистом пути через жестокие испытания освободительных войн и восстаний против польско-шляхетских угнетателей. А первым поднял знамя борьбы за свободу и русскость Западной/Белой Руси в 1385 году герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий, выступив с оружием в руках против кабальной Кревской унии с Польшей. Завершила великое дело, начатое князем-воителем, ровно через 410 лет Императрица Всероссийская Екатерина II. «Отторженная возвратихъ» - медаль на воссоединение Белой Руси с Российским государством Известный в республике ученый и общественный деятель, доктор философских наук Лев Криштапович выступил с докладом «Польско-шляхетская перелицовка белорусской истории», в котором затронул злободневные вопросы искажения исторического прошлого Белой Руси.

http://ruskline.ru/opp/2020/12/15/belaya...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Сжечь мосты «многовекторности» Во имя спасения и возвышения Белоруссии 20.12.2020 619 Время на чтение 22 минут Источник: Русский Путь В последние 10-15 лет в Белоруссии получила широкое развитие история под общим названием «многовекторности», к которой необходимо присоединить такие понятия, как «нейтральность», «равноудаленность», «миротворчество», «донор стабильности», «мост между Востоком и Западом» и прочие лукавые идеологеммы «шестой колонны» во власти и элите страны (включая прямых «спящих» агентов), которые в эти годы внушались президенту Лукашенко и нередко находили отклик. За всем этим скрывалось лишь подталкивание президента с государством на путь главного Иуды русской истории – отцеубийцы (родного дяди) Ягайло Ольгердовича, отрекшегося от своего православного крещения, даже от самого святого имени в крещении Иакова, от родных литовского и русского языков, от всего вверенного ему народа, подписавшего за весь народ унию с Польшей, начавшего польскую и католическую экспансию на Русь, пошедшего в союзе с Мамаем на русское войско святого Дмитрия Донского, наконец, потянувшего за собою в весь этот блуд кучу народа, начиная со всей Литвы и части западнорусских бояр. Чего это закончилось и для литовского, и особенно для западнорусского народа? Чужеродным протекторатом и впоследствии почти 200-летней политической и 300-летней духовной и национальной оккупацией. Напомним, что предательство Иуды закончилось и всегда заканчивается самоубийством. Про условно «макеевскую» внешнеполитическую стратегию, куда она ведет и куда она закономерно привела к 2020 году, нами было аж с 2016 года написано много материалов и даже микроциклов: «Внешняя политика Белоруссии на восточном направлении: внешнеполитические сношения с самим собой и против себя» , «Внешняя политика Белоруссии на западном направлении: соблазны западного вектора» , «Уклонения от спасительного пути во внешней политике белорусского государства: враг даже не думает скрываться» , «“Югославизация Беларуси” и троянский конь “IT-paя”» , «Борьба за Белоруссию в свете турбулентности внешней политики ее руководства и слабости России» , «Многовекторные гарцевания Беларуси над пропастью суверенного рабства» , «Сакрализированная ложная “независимость” – источник угрозы белорусскому суверенитету в преддверии президентских выборов» .

http://ruskline.ru/opp/2020/12/20/szhech...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Католический Костёл в Белоруссии: острие Запада. Завершение Костёл пытается осторожно действовать и в политическом поле 24.02.2023 552 Время на чтение 10 минут Завершение. Начало . Среди посягновений на историческое самосознание белорусов выделим, прежде всего, торжества Костела в Новогрудке (к слову, оставшееся в еще одно наследство от Польши название русского Новогородка) по случаю 600-летия брака 71-летнего польско-литовского короля Владислава Ягайло и 17-летней несчастной западнорусской княжны Софьи Гольшанской. Напомним, русский на ¾ по крови Иаков Альгердович прельстился опустелым троном слабой Польши и не только через Кревскую унию продал всё Литовско-русское княжество полякам, но и, предав истинную веру и собственное имя в крещении, начал окатоличивание русских земель, к тому времени уже 400 лет пребывавших в православной вере. Сотворившего эту самую большую трагедию в истории белорусского народа, закончившуюся Люблинской унией (аннексией Польшей западнорусских земель с последующей их насильственной полонизацией и окатоличиванием), иуду русского народа и его отпрысков Костел в Беларуси нагло характеризует так: «Владислав Ягайло, как и весь род Ягеллонов, внес великий вклад в строительство государственности будущей Беларуси»! Несколько позже папский нунций из Хорватии Анте Йозич принял участие в поддержании радикально русофобского и антигосударственного культа (аналог украинского «Голодомора») в урочище Куропаты на католические «дзяды» (введенный как тень православной Димитриевской родительской субботы). Иезуитская сущность раскрылась здесь во всей красе. Во-первых, в молитвах перед православными ликами. Во-вторых, во лжи о том, что «урочище Куропаты – лесной массив на северной окраине Минска, где в 1937-1941 гг. советские мучители из НКВД массово расстреливали невинных людей». Правда (и притом общеизвестная) заключается в том, что никакого урочища Куропаты до Великой Отечественной войны здесь не было, само название Куропаты произошло от операции нацистов curpaten juden по ликвидации («отеческой заботы») десятков тысяч привезенных из Европы иудеев. В связи с чем сами такие молитвы и установленные ряды католических крестов – сплошное кощунство.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/24/ka...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Новая» интерпретация Истории Польши в исполнении А.Г.Лукашенко Не позволить столкнуть Белоруссию с Польшей в военном конфликте! 15.01.2024 362 Время на чтение 4 минуты Выступая в «День народного единства», который отмечается в Белоруссии 17 сентября, Лукашенко высказался о том, что хотя Белосток и Вильно – это белорусские города, но Минск на них никаких претензий не имеет. «Мы даже не напоминаем сегодня им о том, что Белосток и Белосточчина — это белорусские земли, что Вильно — это тоже белорусский город, и земли вокруг. Мы же об этом не говорим… Соседи нам даны от Бога, как и любому другому государству». Поляки очень болезненно восприняли эти слова Президента Белоруссии. Предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» горький комментарий, сделанный большим подвижником Славянского Дела, председателем «Верных Польше Суверенной», нашим постоянным автором Павлом Земиньским . И желал бы, чтобы эти слова не падали из уст пана Президента Александра Лукашенко, но уж как есть… Беларусь подвергается давлению с обеих сторон, с востока: со стороны околокремлевской олигархии, с запада: через так называемый коллективный Запад, то есть через англосаксонско-сионистский синдикат международных преступлений и колониализма. Белоруссия старается всеми силами не разделить судьбу Украины. Кроме того, Александр Лукашенко, поступает по канонам просвещённого авторитаризма. Президент Белоруссии уже 30 лет с успехом, достойным восхищения, выстраивает сплочённое белорусское общество, и ускоренными темпами пытается построить национальную идентичность. Ситуация сложная, поскольку концепция Русского мира ( Ruskiego wiata ) естественным образом размывает концепцию национальной идентичности . С другой стороны, Республика Беларусь находится на просторах Речи Посполитой, которая, по сути, была концепцией польско-русско-литовского государства. Из-за конкуренции с Москвой, затем с Россией; из-за дипломатических интриг (вернее, интересов Ватикана и Англии), в конечном итоге из-за взаимодействия монархической России (в элите которой очень влиятельны были представители немецких элит) и монархической Пруссии (в которой немалую роль играли еврейские финансисты), но главным образом в результате самоуверенного эгоизма польско- русско-литовских магнатов – и произошли разделы Речи Посполитой.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/01/15/no...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010