Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Монастырь. Действует. ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1125. Ссылки: Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.503881, 28.779049 Проезд: Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и тра ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и трапезы необходимо обратиться к дежурной сестре монастыря (в корпусе слева от колокольни). При себе необходимо иметь паспорт. В экскурсионном бюро (находится под колокольней) помогут с проведением экскурсий. О приезде группы паломников заранее предупреждайте по телефону, предоставляя сведения о количестве человек, необходимости ночлега, трапезы, экскурсии. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Евфросиниевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Полоцка. Основан в XII веке святой княжною Евфросиниею (см. 23 мая); в 1579 году был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 году возвращен в православие; в 1667 году снова попал в руки иезуитов; в 1820 году, когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 году передан был духовному ведомству; в 1840 году восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 года преподобной Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи преподобной Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Священного Синода, в 1910 году. Это торжество перенесения святых мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось месяц, с 22 апреля по 22 мая. От Киева до города Орши (Могилевской губернии) святые мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до города Полоцка и Спасо-Евфросиневской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В монастыре также хранятся: келья преподобной Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1611 году драгоценный шестиконечный крест, длиною в 11 3/4 вершка с частицами святых угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот должен пребывать в основанной преподобной Евфросинией обители. В 1897 году в монастыре освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При монастыре училище и образовательная церковно-приходская школа. |
Закрыть Тайны Богоявленского собора в Полоцке Несомненно, что этот храм принесёт для истории Белоруссии новые исторические открытия 09.02.2023 1573 Время на чтение 11 минут Фото: Предоставлены автором В наше время мало кто пишет про нелёгкую эпоху девяностых годов прошлого века, в частности, про Белорусскую Православную Церковь. Полоцкая епархия очень древняя и ведёт свою историю от 992 года, когда здесь была учреждена первая епископская кафедра. Это была самая древняя кафедра на территории современной Беларуси. Именно с Полоцкой земли вышла наша святая Евфросиния Полоцкая – восточнославянская просветительница, первая женщина в Беларуси, признанная святой. Просветитель Беларуси Франциск Скорина – восточнославянский книгопечатник, лекарь, философ-гуманист 16-го века. В Белоруссии ученого считают одним из самых выдающихся деятелей науки. Симеон Полоцкий – русский богослов, духовный писатель, стихотворец, деятель культуры середины 17-го века. В 1992 году нас, Андрея и Алексея Буховецких, приняли на работу в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Эта обитель потихоньку восстанавливалась. В обители мы проработали два года, тогда нас с братом заметил Полоцкий новый епископ Глеб, он нас благословил перейти в Свято-Богоявленский собор – православный кафедральным храм, построенный в стиле барокко в городе Полоцке, это часть комплекса Свято-Богоявленского мужского монастыря, памятника архитектуры XVIII века. В 1761—1779 годах был построен каменный Богоявленский собор. В 1780—1788 годах на средства, отпущенные императрицей Екатериной II, к западу от храма, на месте деревянного здания братской школы, был возведён каменный двухэтажный корпус монастыря, и две теплые церкви – Свято-Евфросиниевская и Свято-Екатерининская. На сегодняшний день в двухэтажным корпусе бывшего монастыря размещается Музей-библиотека Симеона Полоцкого и Музей книгопечатания. В начале советского времени собор закрыли, храм стоял пустым в запущенном виде долгое время, фасад храма рассыпался. Были времена даже, что храм стоял без крыши, и только потом Полоцкие власти сделали капитальный ремонт, в 70-х годах ХХ века жилой корпус монастыря использовался как жилой дом, храм был переоборудован в спортивный зал. В 1981 году в здании собора размещалась картинная галерея. В 1991 году собор был заново открыт для Богослужений, иконостас только выложили из кирпича, настоятелям храма был Гончарук Александр Павлович. С 1995 г. по 2001г. служил настоятелем Богоявленского кафедрального собора Полоцкой епархии. Служил благочинным Полоцкого округа. |
Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Евфросиниевская церковь Церковь. Действует. Престолы: Спаса Преображения Год постройки:Между 1128 и 1156. Архитектор:Иоанн Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.504099, 28.7808 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Преображенская церковь, возведенная в XII веке, – единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли конца X – первой трети XIII века. Это самая древняя постройка на территории монастыря, сохранившаяся до настоящего времени. Как повествует древнее житие преподобной Евфросинии, на строительство каменного храма в честь Всемилостивого Спаса Господом был призван талантливый зодчий Иоанн. Не раз на рассвете он слышал голос, повелевавший ему: «О Иоанн, встань и иди на дело Вседержителя Спаса». Рассказав преподобной Евфросинии об откровении Божием, Иоанн получил от нее благословение на постройку Спасской церкви. Храм был воздвигнут в короткий срок – всего за тридцать недель. Как начало, так и окончание строительства церкви ознаменовалось чудом. По молитве преподобной в одну ночь был восполнен недостаток в кирпичах, необходимых для завершения постройки храма: «поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы. И в тот же день завершили строительство церкви и крест воздвигли». Точная дата возведения храма и создания его росписи неизвестна. Она определяется лишь по косвенным данным. Судя по надписи на древнем Евфросиниевском Кресте, он был положен в Спасо-Преображенской церкви в 1161 году, следовательно к тому времени храм уже был построен и освящен. Относительно времени возведения Спасского храма существуют разные мнения. По одной из наиболее распространенных версий, высказанной историком архитектуры И.М. Хозеровым, это произошло между 1143 и 1161 годами. Архитектура Спасского храма соединяет в себе несколько направлений, в которых можно увидеть влияние различных архитектурных школ. Церковь представляет собой шестистолпный трехнефный однокупольный храм, перекрытый сводами и широкими подпружными арками, имеющий нартекс и расположенные во втором этаже хоры, куда ведет узкая внутристенная лестница. По обе стороны хор находятся две тесные крестообразные келии. В одной из них (юго-западной) пребывала в молитвенном подвиге преподобная Евфросиния, в другой (северо-западной) молилась одна из родственниц святой – монахиня Евдокия (родная сестра) или монахиня Евпраксия (двоюродная сестра). Келии представляют собой крошечные придельные крестово-купольные храмы, один из которых (юго-западный) перекрыт небольшим куполом, а другой (северо-западный) – цилиндрическим сводом. |
Закрыть itemscope itemtype="" > Архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Михей (Хархаров): как жилось в Жировицком монастыре гонимым властью 19.05.2020 445 Время на чтение 19 минут Источник: Православие.Ru В 2020-м году в Республике Беларусь состоятся празднования по случаю 550-летия обретения чудотворной Жировичской иконы Божией Матери и 500-летия со дня основания Свято-Успенского Жировичского ставропигиального мужского монастыря, расположенного в Слонимском районе Гродненской области. Центральной датой торжеств станет День памяти Жировичской Божией Матери, который ежегодно отмечается 20 мая. Традиционно в этот день паломники со всех уголков Беларуси и других стран посещают Жировичский монастырь, чтобы поклониться чудотворной иконе. В послевоенные годы монастырь оставался действующим, причём в начале 1960-х годов дал приют сёстрам двух закрытых женских монастырей – Гродненского Рождество-Богородичного и Полоцкого Спасо-Евфросиниевского. В XX столетии в монастыре жили видные иерархи Русской Православной Церкви: в 1912–1915-м годах – епископ Гермоген (Долганёв), с 1965 года до кончины в 1978-м году – архиепископ Ермоген (Голубев). Братия Жировицкого монастыря в 1960-е годы Заметное место в истории монастыря занимает XX век. Есть в ней и такая строка: «Архимандрит Михей (Хархаров) снят с должности наместника Жировицкого монастыря за благожелательное отношение к сосланному в обитель защитнику церковных интересов архиепископу Ермогену (Голубеву)». Настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного ставропигиального женского монастыря игуменья Гавриила (Глухова) – одна из свидетелей тех событий. Когда отец Михей переступил порог обители, будущей игуменье, а тогда Машеньке, было 5 лет. А когда наместник покидал Жировицы, ей исполнилось двенадцать. С архиепископом Ермогеном она была связана до его кончины в 1978-м году. Эти записи составлены на основе ее воспоминаний. Наместником Жировицкой обители архимандрит Михей был назначен 20 октября 1963 года. Было ему в это время 42 года. |
Тайны Богоявленского собора в Полоцке – Вера Федоровна, расскажите, что Вы знаете о кресте Евфросинии Полоцкой? Вы же долгое время находились рядом с матушкой Ольгой. Что она говорила Вам о месте, где может быть спрятана реликвия? – Матушка всегда говорила, что крест преподобной Евфросинии Полоцкой здесь, в Полоцке, – начала свой рассказ Вера Федоровна. – В те времена матушка Ольга была певчей на хорах в Спасо-Преображенской церкви. В храм приходили люди и с собой приносили крест. Это были пожилые монахини. Они всем давали прикладываться к кресту. Прикладывалась и Ольга. Тогда никто не знал, что это за крест. Потом уже стали говорить, что это крест Евфросинии. Он очень был похож на настоящий. – Значит, матушка Ольга видела крест и даже прикладывалась к нему? – Да, не только видела, но и прикладывалась к кресту. А когда узнали, что святыня хранится за Полотой (река в Полоцке), то стали ходить туда – поклонялись и исцелялись. Было это где-то в 70-х годах прошлого столетия, – продолжала Вера Федоровна свой рассказ. – В те годы было большое гонение верующих, и крест прятали. Слушая рассказ, я вспомнил, как лично спрашивал матушку Ольгу о месте, где может находиться крест Евфросинии. И она мне ответила: «Алексей, крест здесь, в Полоцке! Я знаю это точно!». По версии инокини Ольги (Дорожко), послушницам полоцкого монастыря в 1929 году удалось обменять привезённое с собой из Полоцка в Могилев золото и простой крест на реликвию, и затем доставить крест Евфросинии обратно в Полоцк. Во время Великой Отечественной войны одна из монахинь матушка Валентина хранила крест Евфросинии Полоцкой на территории монастыря, а после войны, забрав крест с собой, ушла жить за реку Полоту (ул. Слободская). Со слов инокини Ольги, крест монахини собирались закопать, «чтобы он не достался мирским властям и НКВД». Ещё в начале 70-х годов прошлого столетия монахини, хранительницы креста, предлагали матушке Ольге прийти и приложится к реликвии, но она не смогла этого сделать из-за тяжелой болезни. Меня неоднократно спрашивали: «Почему же крест в те времена не вернули назад, в монастырь?». Всё очень просто. В те годы были очень сильные гонения на верующих. И поэтому инокини старались спрятать святыню от мирских властей. Территория монастыря, его храмы и сооружения находились в очень плачевном состоянии. Крестовоздвиженский собор, Свято-Евфросиниевский храм были почти полностью разрушены. Спасо-Преображенская церковь требовала капитального ремонта. Возвращать святыню – крест Евфросинии – в то время было просто некуда! |
Архив Пн В день памяти прп. Евфросинии Полоцкой Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Спасо-Евфросиниевском монастыре Полоцка и возглавил хиротонию архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого 5 июня 2022 г. 15:17 5 июня 2022 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325), день памяти преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1173), праздник обретения мощей Пузовских мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной (2001), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Республику Беларусь, посетил г. Полоцк, ставший центром празднования 1030-летия со дня основания первой на белорусских землях епархии — Полоцкой . От этого события ведет отсчет официальная история Православной Церкви на территории Белоруссии. У врат Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря Святейшего Патриарха встречали настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) с сестрами обители, настоятельницы женских монастырей Белорусской Православной Церкви . Святейший Патриарх Кирилл проследовал в Крестовоздвиженский собор обители, где поклонился мощам преподобной Евфросинии Полоцкой, которые покоятся в воссозданной серебряной раке, а затем возглавил служение Божественной литургии. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Евсевия (Тюхлова) во епископа Слуцкого и Солигорского. Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий ; архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий ; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний ; архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн ; архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан ; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ; епископ Бобруйский и Быховский Серафим ; епископ Туровский и Мозырский Леонид ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий ; епископ Светлогорский Амвросий , викарий Гомельской епархии ; епископ Пинский и Лунинецкий Георгий ; протоиерей Георгий Латушко, благочинный церквей 1-го Минского городского благочиния, настоятель Петропавловского собора г. |
Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Архимандрит Алексий (Мандзирис). О монашеской жизни и распорядке дня Архимандрит Алексий (Мандзирис). О монашеской жизни и распорядке дня 21 июня 2018 Доклад архимандрита Алексия (Мандзириса), игумена монастыря Ксенофонт (Святая Гора Афон), произнесенный на монашеской конференции «Организация внутренней жизни монастырей» 21-22 июня 2018 года в Полоцком Спасо-Евфросиниевском ставропигиальном женском монастыре. Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, благословите! Достопочтеннейшие отцы игумены и матушки игумении, радуйтесь о Господе! Сегодня я имею радость и честь обратиться ко всему честному собранию, участники которого стремятся угождать Богу, чают спасения своих бессмертных душ и служат народу Божию к познанию Его святой воли. Поэтому мы облачились в монашескую схиму и пришли в избранное место жаждущих равноангельного жития, которое божественный Иоанн Синайский в своей «Лествице» характеризует так: «Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств». В этой цитате из творений божественного отца содержится цель, борьба и путь нашей монашеской жизни. Господь наш Иисус Христос для тех, кто жаждет Его и верит в Него, является путем, истиной и жизнью, спасением человека. Так и мы все, оставившие все мирское, совершили это по вере в Бога для нашего спасения и для того, чтобы возносить наши молитвы о всяком творении. Однако, если и по какой-то другой причине мы избрали сию христоподражательную жизнь, нам необходимо пересмотреть свои побудительные причины и принять слова Бога: «Не вы Меня избрали, но Я вас избрал и призвал». Это должно привести нас к пересмотру своих взглядов, заставляющих нас сомневаться в том, что мы по воле Божией оказались в этой святой и священной монашеской обители. |
Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Игумении монастырей Русской Православной Церкви совершили паломничество в обители Египта Служба коммуникации ОВЦС, 04.11.2022. С 20 по 29 октября 2022 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла группа игумений монастырей Русской Православной Церкви во главе с епископом Сызранским и Шигонским Леонтием совершила очередную паломническую поездку в монастыри Египта. Поездка была организована Синодальным отделом по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви совместно с Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата. В состав делегации вошли: епископ Сызранский и Шигонский Леонтий; игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского старовропигиального монастыря г. Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального монастыря – Марфо-Мариинской обители милосердия г. Москвы; игумения Евдокия (Левшук), настоятельница Спасо-Евфросиниевского Полоцкого митрополичьего монастыря (Белорусский экзархат); игумения Евфросиния (Лаптик), настоятельница Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска (Белорусский экзархат); игумения Сергия (Вотрина), настоятельница Спасского монастыря в Ульяновске (Симбирская епархия); игумения Леонида (Куликова), настоятельница Свято-Варсонофьевского монастыря (Краснослободская епархия); игумения Даниила (Севериненко), настоятельница Свято-Феодоровского монастыря в Переславле-Залесском (Переславльская епархия); игумения Магдалина (Чекулаева), настоятельница Никитского монастыря г. Каширы Московской области (Коломенская епархия); игумения Дросида (Сорокопуд), настоятельница Троице-Георгиевского монастыря в с. Лесное Краснодарского края (Сочинская епархия); монахиня Капитолина (Филиппенко), старшая сестра монашеской общины при храме великомученика Никиты в с. Бывалино Московской области (Балашихинская епархия) и монашествующие насельницы женских монастырей. |
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь 26 вересня 2009 р. 19:10 Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь основан около 1128 года. Его возникновение связано с именем белорусской подвижницы — святой преподобной Евфросинии. Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В середине XII века преподобной Евфросинией на месте деревянной церкви был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. По заказу преподобной в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест. Крест-ковчег содержал в себе множество православных святынь: частицу Древа Креста Господня, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. С 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой, монастырь был передан иезуитам. В 1656 году, когда войска царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, он был возвращен православным. В 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Трудами епископа Могилевского и Витебского Гавриила в 1832 году Спасская церковь вновь передана православным. В 1840 году управление Полоцкой епархией принял Преосвященный епископ Василий (Лужинский). Одной из главных своих задач он видел восстановление древних Полоцких святынь, и в первую очередь Спасо-Преображенского монастыря. Владыке удалось собрать большое количество пожертвований, составивших сумму в 30 тыс. рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией. |
Митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжества, посвященные 100-летию перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой 6 июня 2010 г. 16:33 5 июня 2010 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавил торжества, посвященные 100-летию перенесения мощей преподобной Евфросинии Полоцкой. В этот день митрополит Филарет совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Спасо-Евфросиниевского женского монастыря г. Полоцка. Его Высокопреосвященству сослужили: архиепископы Истринский Арсений , Черниговский и Новгород-Северский Амвросий , Витебский и Оршанский Димитрий , Полоцкий и Глубокский Феодосий , епископы Гродненский и Волковысский Артемий , Брестский и Кобринский Иоанн , Туровский и Мозырский Стефан , Речицкий Леонид . За богослужением владыка митрополит удостоил настоятельницу монастыря игумению Евдокию (Левшук) права ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии архиереи и духовенство во главе с владыкой экзархом направились к Спасо-Преображенскому храму обители, где состоялась встреча крестного хода из Софийского собора г. Полоцка. Митрополит Филарет обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил духовенство и верующих с праздником. С приветственным адресом от имени президента Республики Беларусь к присутствующим обратился вице-премьер республики В.Н. Потупчик. «Мы чтим преподобную Евфросинию Полоцкую как небесную заступницу Беларуси и одну из лучших дочерей нашего народа, величие свершений которой не меркнет в веках. При поддержке государства воссозданы величайшие реликвии — Крест и рака Евфросинии Полоцкой, ставшие символами нашего духовного возрождения. Пусть же эти торжества послужат дальнейшему единению белорусского народа, наполнят наши сердца светом любви и милосердия, вдохновят на добрые дела. Желаю вам, дорогие земляки, крепкого здоровья, успехов в труде на благо Беларуси, радости и добра», — сказано в поздравлении главы государства. Поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла огласил архиепископ Истринский Арсений. |
| |