При формировании современных правил постов ориентиром служили Студийский, Иерусалимский Уставы, а также устав Святой Горы Афон. На основе указанных монастырских традиций Церковь выработала правила и рекомендации о том, каким должен/может быть состав пищи в течение поста. В этом отношении примечательны слова протопресвитера Александра Шмемана : «первоначально пост в Церкви был соотносителен с богослужением и состоял в полном, но зато сравнительно кратковременном воздержании от еды. Идея поста была укоренена в его библейской типологии – как состояние ожидания и приготовления. «Пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет… Пришел Сын Человеческий: ест и пьет» ( Лк. 7:33–34 ). Иоанн Креститель есть образ Ветхого Завета, как ожидания и приготовления Царства, и потому его образ – образ постника. Но во Христе пришло и открылось мессианское Царство – и могут ли «сыны чертога брачного поститься, когда с ними жених?» ( Мк.2:19 ). В библейской типологии Царство описывается как трапеза, то есть как прекращение поста. Евхаристия есть трапеза Царства, его эсхатологическое предвосхищение – поэтому пост соотносителен с ней, мыслится и переживается по отношению к ней, как «исполнению» Церкви. В этой концепции поста нет, конечно, различения родов пищи, потому что смысл ее в полном воздержании от нее… Монашеский пост исходит из совсем других предпосылок. Это пост-аскеза, то есть пост умерщвления плоти, как медленный подвиг восстановления духовной свободы, духовной сущности человека. Вкушение Адамом запретного плода поработило человека пище, и назначение поста-аскезы в том, чтобы вернуть человека к свободе, то есть к жизни, которая не зависит от единого хлеба… Поэтому здесь под постом разумеется уже не полное воздержание от пищи, а, прежде всего, регулирование ее количества и качества. В раннем монашестве, в уставах правилам о посте – о часах вкушения пищи, о способах ее приготовления, о качестве и количестве – уделено много места. …». И, действительно, в Типиконе находим четкие указания относительно не только состава пищи, но и количества, а также времени ее приемов. Причем отдельно оговаривается количество приемов пищи как во время поста, так и вне его, а время трапез неразрывно связано с суточным кругом богослужения. Так, первый прием пищи совершается после Божественной литургии, около полудня, второй же после вечернего богослужения.

http://azbyka.ru/chto-mozhno-i-chego-nel...

Ведь первая заповедь, которую получил человек от Бога, это – заповедь о посте ( Быт.2:17 ), но многие христиане по неведению думают, что пост – это установление человеческое, а не Божие, и поэтому к соблюдению поста относятся легкомысленно. Пост – это значит воздержание. И если бы человека не ограничить постом, он мог бы впасть в постоянное объедение, а объедение есть глава страстей и причина болезней. Апостол Павел (?) учит: «Мы не для того живем, чтобы есть, но для того едим, чтобы можно было жить и исполнять свои обязанности». А легко жить и легко исполнять свои обязанности тогда, когда желудок налегке. Эта истина даже вошла в народную поговорку. Говорят так: «Если хочешь быть здоровым, держи ноги в тепле, желудок налегке, а голову – в прохладе». Для воздержания от скоромной пищи Святая Церковь установила определенные периоды времени, которые называются постами, и отдельные дни (среда, пятница, а для иноков и понедельник, и некоторые другие дни в году), которые называются постными днями. Для воздержания же от употребления большого количества пищи время не устанавливается, потому что такой пост должен быть постоянным. И один, и другой вид воздержания в пище предусмотрен для сохранения здоровья телесного и душевного. К посту надо приучать себя с детства. А когда тело одолевают болезни, тогда, по правилу церковному (Прав. Апост. 69), для немощных и престарелых дозволяется облегчение поста внешнего, телесного, чтобы крайне изнеможенная плоть не мешала служить Господу. Грешат те христиане, которые самовольно налагают на себя непосильные посты. Это часто бывает по навету лукавого, чтобы ввести человека в уныние. Пища сама по себе не губит душу и не спасает, но она является средством, которое способствует тому или другому, в зависимости от того, куда склоняется произволение человека. Воздерживаться от пищи необходимо для того, чтобы не оказаться в конце концов плотским человеком, ибо плотский человек совершенно не способен понимать духовной жизни. Он понятия не имеет о том блаженстве, которое испытывает душа от молитвы и добродетели, он даже в загробную жизнь не верует, поэтому торопится насладиться всеми благами земными, и прежде всего повкуснее и послаще поесть.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Евангелие от Луки ничего не говорит о дальнейшей судьбе Закхея, и в Деяниях его имя не упоминается. Согласно церковному преданию, Закхей после воскресения Иисуса был поставлен в епископа Кесарии Палестинской. По свидетельству сочинения, приписываемого священномученику Клименту Римскому , он был спутником апостола Петра, проповедовал в Риме и принял мученическую смерть при императоре Нероне. Рассказ о Закхее читается в Православной Церкви в воскресенье за четыре недели до Великого поста. Им открывается серия евангельских чтений, посвященных покаянию: в последующие три воскресенья читаются притчи из Евангелия от Луки о мытаре и фарисее ( Лк. 18:9–14 ) и о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ), а также поучение о Страшном Суде из Евангелия от Матфея ( Мф. 25:31–46 ). Таким образом, история Закхея становится первым звеном в цепи из четырех чтений, призванных подготовить верующего к вступлению в Великий пост как время сугубого покаяния, пересмотра жизненных ориентиров, молитвы и активного доброделания. По церковному учению, пост заключается не только в воздержании от пищи. В одном из песнопений, звучащих в начале Великого поста, говорится: Постящеся, братие, телесне постимся и духовые, разрешим всякий союз неправды, расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем. Дадим алчущим хлеб и нищия бескровныя введем в домы, да примем от Христа Бога велию милость. Постясь, братья, телесно, будем поститься и духовно: разрушим всякие оковы несправедливости, расторгнем узы насильственных сделок, разорвем всякую несправедливую расписку, дадим голодным хлеб и введем в дома нищих и бездомных, чтобы получить от Христа великую милость. То, что пообещал сделать Закхей, вполне соответствует тону этих призывов. Может быть, не случайно пост упоминается в качестве одной из добродетелей фарисея в притче о мытаре и фарисее. Связь между историей Закхея и этой притчей прослеживается не только в церковном календаре, но и в самом Евангелии от Луки. Добродетели, которые перечисляет фарисей в молитве к Богу, включают в себя пост (полное воздержание от пищи от рассвета до заката) дважды в неделю и десятину от всего, что он приобретает. Закхей не дает обещание соблюдать пост, но обещает отказаться в пользу нищих от половины всего, что имеет (а не только половины того, что приобретет в будущем), и рассчитаться со всеми обиженными. В очах Иисуса эти заявленные намерения оказываются более драгоценны, чем вся показная праведность фарисеев, не вызывающая у Него ничего, кроме жесткой критики ( Мф. 5:20; 6:2,5,16 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

2. Позднее, по мере роста продолжительности постов и их развития, под постом стали понимать не только полное воздержание от твердой и жидкой пищи, но и воздержание частичное – отказ от определенной пищи и умеренное употребление других продуктов. Так появляется разделение яств на постные и скоромные. 3.Согласно этому разделению к постным продуктам относятся хлеб, овощи, фрукты (в особенности сушеные) и т. д. Скоромной же является та пища, которую готовят на растительном или сливочном масле. С классификацией продуктов на постные и скоромные связан еще один термин, употребляемый в церковном обиходе – сухоядение. Он означает вкушение сырой, невареной пищи и является наиболее строгим видом поста. 4. Как в Священном Писании , так и в нашем церковном Предании (в писаниях Отцов и церковных песнопениях) мы также часто встречаем термин воздержание. Этот термин имеет более широкое значение; он включает в себя всю совокупность духовного подвига христианина. Однако нередко он используется для обозначения именно постного подвига. 5. Пост является древнейшим церковным установлением. Однако как духовное явление он существовал еще в дохристианскую эпоху. Мы встречаем его не только среди израильтян, но и у других древних народов, в особенности на Востоке. Пост существовал также у древних греков и римлян. Все эти народы полагали, что с помощью поста можно умилостивить богов, достичь нравственного очищения и духовного роста. Пост во времена Ветхого Завета 1. Духовная ценность поста ясно видна на страницах Ветхого Завета. Он является выражением внутреннего обращения человека к Богу и символизирует раскаяние грешного человека. С помощью поста человек смиряется перед Богом. Это смирение и сокрушение, проявляемое постным трудом, дает человеку право призывать Божью милость и помощь. Эту уверенность благочестивого израильтянина выражает во многих сво­их псалмах царь-пророк Давид ( Пс.34:13; 68:11; 108:24 ). 2. Многие Отцы Церкви – и особенно Василий Великий – утверждают, что пост был установлен уже в раю посредством данной первым людям от Бога заповеди не есть от дерева познания добра и зла ( Быт. 2:17 ). Василий Великий пишет по этому поводу:

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Ответ на возражение 2. Действительно, со стороны своей сущности чистота пребывает в душе, однако со стороны своей материи она пребывает в теле, и то же самое можно сказать о девстве. Поэтому Августин говорит, что «хотя девство пребывает в плоти», по каковой причине и является телесным качеством, «тем не менее, оно духовно, и святое целомудрие лелеет его и сохраняет». Ответ на возражение 3. Как уже было сказано, целость телесного органа является акциденцией девства в той мере, в какой человек, намеренно воздерживаясь от любовных утех, сохраняет целость телесного органа. Поэтому если орган утрачивает свою целость случайно и как-то иначе, то это повреждает девство не больше, чем потеря руки или ноги. Ответ на возражение 4. Последующее разрешению семени удовольствие может возникать двояко. Если оно обусловливается намерением ума, то тогда оно уничтожает девство независимо от того, имело ли место соитие или нет. Августин упоминает о половом общении лишь потому, что разрешение при его завершении является наиболее обычным и естественным. Оно также может иметь место и помимо намерения ума – либо во сне, либо в результате насилия, когда плоть испытывает удовольствие без согласия на это ума, либо по слабости природы, как это бывает в случае семенного истечения. В таких случаях девство не теряется, поскольку такого рода осквернение не является следствием той нечистоты, которая несовместима с девством. Раздел 2. Законно ли девство? Со вторым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что девство незаконно. В самом деле, всё, что противно предписанию естественного закона, незаконно. Но подобно тому, как слова [Писания]: «От каждого дерева в саду ты будешь есть» ( Быт. 2:16 ) являются предписанием естественного закона в отношении сохранения индивида, точно так же слова [Писания]: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» ( Быт 1:28 ) являются предписанием естественного закона в отношении сохранения вида. Следовательно, подобно тому, как воздержание от всяческой пищи было бы греховным как противоречащее благу индивида, точно так же и полное воздержание от акта порождения греховно как противоречащее благу вида.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

«Сорок дней Он был искушаем...» (см. Мк.1:13 ). «Ничего не ел». Это отмечает только евангелист Лука. Христос соблюдал полное воздержание от всякой пищи. «Этому камню». У Матфея – «камни сии». Превращение одного камня в хлеб казалось уже достаточным сатане. «Вселенной» (стих 5) точнее, чем у евангелиста Матфея – «мира» ( Мф.4:8 ; ср. Лк.2:1 ). «Во мгновение времени» – в одной точке времени, в одном моменте ( ν στιγμ χρνου). Это значит, что все царства мира не последовательно, одно за другим явились пред взором Христа, а в одном мгновенном образе, несмотря на то что они находились в разных частях света. «Дам власть над всеми сими царствами...» Вследствие грехопадения людей мир действительно подчинился власти диавола в том, конечно, смысле, что диавол увлекает людей в свои сети и ведет их своими путями. Он может, следовательно, направить их и ко Христу, если захочет. Но, конечно, сущая неправда, будто бы эта власть передана ему (конечно, Богом). Он если и владеет людьми, то только в силу своей хитрости, коварства, Единый же владыка всего – Бог ( Дан.4:14 ). «Поклонишься мне» – точнее: «предо мною» ( νωπον μο). Отсюда видно, что диавол имеет в виду действительное поклонение. «Сохранить Тебя» (стих 10). Это прибавление есть только у евангелиста Луки. «Иисус сказал ему в ответ: сказано...». Точнее: «Иисус в ответ сказал ему, что сказано: не искушай...» ( τι ερηται οκ). Евангелист Лука, таким образом, слова «что сказано» употребляет в смысле «как сказано», и речь Христа у него начинается словами «не искушай». Ясно, что это звучит как повеление сатане от Самого Христа «не искушай, сатана, Меня – Господа Бога Твоего!» «И, окончив все искушение» – этими словами евангелист дает понять, что диавол истощил все свое искусство для искушения Христа и более ничего не мог измыслить. «До времени». Таким удобным временем для нового искушения оказалось, по представлению евангелиста Луки ( Лк.22:3 ), выступление Иуды-предателя перед врагами Христа с предложением предать Его. Лк.4:14 .  И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Посты По закону Моисея для всех евреев был установлен только один день поста в году — в день Очищения (Йом кипур) (см.: Лев 16, 29; Чис 29, 7). Однако любой из сынов Израиля мог добровольно наложить на себя пост. О таких постах часто говорится в книгах Ветхого Завета. Пост мог быть однодневным, а иногда продолжался много дней: пророк Моисей на горе Синай в присутствии Бога провел без еды и воды сорок дней (см.: Исх 34, 28). Столько же дней постился и пророк Илия (см.: 3 Цар 19, 7–8). Пост у евреев предполагал полное воздержание от пищи. Давид ничего не ел семь дней (см.: 2 Цар 12, 16-21). Постящийся человек обычно надевал вретище, отказывался от ежедневных омовений, посыпал голову пеплом (см.: 3 Цар 21,27; Неем 9, 1). Евреи добровольно прибегали к посту: 1) перед решающими событиями, исход которых зависел от Божией милости (см.: 2 Цар 12, 16, 21–23; Есф 4, 3, 16 и др.); 2) во время искреннего покаяния и смирения пред Богом (см.: 1 Цар 7, 6; 3 Цар 21, 27; Езд 10, 6; Неем 9, 1) и 3) для достижения полноценного общения с Богом (см.: Исх 34, 28; Втор 9, 9, 18). В вавилонском плену для евреев были установлены однодневные посты: в девятый день четвертого месяца (таммуза) как скорбная память взятия Иерусалима халдеями (58 7–586 до Р.Х.), в десятый день пятого месяца (ава), в который был разрушен город и сожжен храм (см.: Иер 52, 12–13), в один из дней седьмого месяца (тишри) — в память об убийстве Годолии (см.: Иер 41, 1–3). Фарисей из притчи Господней постился два раза в седмицу добровольно, что и ставил себе в заслугу. У фарисеев было в обычае поститься в пятый день недели, когда пророк Моисей взошел на Синай, и во второй, когда он спустился с горы. Посты соблюдались евреями с особой строгостью: от вечера и до вечера, то есть двадцать четыре часа, в течение которых они не ели и вообще воздерживались от чувственных удовольствий. При этом они облекались во вретище, снимали сандалии, посыпали голову пеплом, ходили с неумытыми руками и с не помазанною елеем головою. Пророки обличали внешний пост без покаяния и смирения, который ведет к гордости и духовной слепоте.

http://pravoslavie.ru/104164.html

   Вот какую обольстительную картину рисуют вегетарианцы, и как легко всего этого достигнуть: стоит не есть мяса и на земле водворится настоящий рай, жизнь безмятежная и беспечальная.    Позволительно, однако, более чем усомниться в осуществимости всех радужных мечтаний вегетарианцев. Хотя они и заявляют, что «их система поражает самый корень зла и обещает выгоды не утопические» 7 , однако от того, что люди перестанут есть мясо, едва ли водворится на земле рай, Царство Божие, «ибо Царствие Божие , — по премудрому слову Апостола Павла, — не пища и питие, но праведность, и мир и радость в Святом Духе» (Рим. 14:17). Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья. Нужды, горе и ссоры всегда будут отравлять земную жизнь человека, всегда будут спутниками в нашем настоящем состоянии, так как причина этих несчастных явлений не внешняя, не случайная и преходящая, а глубочайшая, внутренняя, заключающаяся в греховном состоянии самой природы человека, в повреждении ее грехом. Пока такое состояние человеческой природы будет продолжаться, пока не изменятся в корне ненормальные условия нашей жизни, пока не восстановятся у нас правильные отношения к Богу, к собственному назначению и к внешнему миру, то есть, пока настоящая жизнь не сменится новой вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, в которых правда живет (2 Петр. 3:13), — до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь. А так как корень всех этих бедствий лежит гораздо глубже, чем думают вегетарианцы и подобные им мечтатели, то и средство, на которое они указывают, одно само по себе не может уврачевать зла: оно слишком для этого мало, поверхностно и незначительно.        То правда, что воздержание вообще, и в частности от употребления мясной пищи, обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из-под владычества плоти и покорить ее своему господству и управлению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4019...

     Вот какую обольстительную картину рисуют вегетарианцы, и как легко всего этого достигнуть: стоит не есть мяса и на земле водворится настоящий рай, жизнь безмятежная и беспечальная.      Позволительно, однако, более чем усомниться в осуществимости всех радужных мечтаний вегетарианцев. Хотя они и заявляют, что " их система поражает самый корень зла и обещает выгоды не утопические "  [ 7 ], однако от того, что люди перестанут есть мясо, едва ли водворится на земле рай, Царство Божие, ибо Царствие Божие, по премудрому слову Апостола Павла, не пища и питие, но праведность, и мир и радость в Святом Духе (Рим. 14, 17). Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья. Нужды, горе и ссоры всегда будут отравлять земную жизнь человека, всегда будут спутниками в нашем настоящем состоянии, так как причина этих несчастных явлений не внешняя, не случайная и преходящая, а глубочайшая, внутренняя, заключающаяся в греховном состоянии самой природы человека, в повреждении ее грехом. Пока такое состояние человеческой природы будет продолжаться, пока не изменятся в корне ненормальные условия нашей жизни, пока не восстановятся у нас правильные отношения к Богу, к собственному назначению и к внешнему миру, то есть пока настоящая жизнь не сменится новой вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, в которых правда живет (2 Петр. 3, 13),- до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь. А так как корень всех этих бедствий лежит гораздо глубже, чем думают вегетарианцы и подобные им мечтатели, то и средство, на которое они указывают, одно само по себе не может уврачевать зла: оно слишком для этого мало, поверхностно и незначительно.      То правда, что воздержание вообще, и в частности от употребления мясной пищи, обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из-под владычества плоти и покорить ее своему господству и управлению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2112...

Вот какую обольстительную картину рисуют вегетарианцы, и как легко всего этого достигнуть: стоит не есть мяса и на земле водворится настоящий рай, жизнь безмятежная и беспечальная. Позволительно, однако, более чем усомниться в осуществимости всех радужных мечтаний вегетарианцев. Хотя они и заявляют, что «их система поражает самый корень зла и обещает выгоды не утопические» однако от того, что люди перестанут есть мясо, едва ли водворится на земле рай, Царство Божие, ибо Царствие Божие, по премудрому слову Апостола Павла, не пища и питие, но праведность, и мир и радость в Святом Духе (Рим. 14, 17). Христианское учение всегда было чуждо духа мечтательности. Оно тем и отличается от разных утопических теорий, что ясно различает идеал и действительность и, указывая человеческим стремлениям конечную цель в идеале, в то же время никогда не теряет из виду и действительности. А в этой-то действительности и невозможно полное осуществление идеального счастья. Нужды, горе и ссоры всегда будут отравлять земную жизнь человека, всегда будут спутниками в нашем настоящем состоянии, так как причина этих несчастных явлений не внешняя, не случайная и преходящая, а глубочайшая, внутренняя, заключающаяся в греховном состоянии самой природы человека, в повреждении ее грехом. Пока такое состояние человеческой природы будет продолжаться, пока не изменятся в корне ненормальные условия нашей жизни, пока не восстановятся у нас правильные отношения к Богу, к собственному назначению и к внешнему миру, то есть пока настоящая жизнь не сменится новой вечной жизнью, пока не откроется для человечества новое небо и новая земля, в которых правда живет (2 Петр. 3, 13),- до тех пор всегда будут нужды, бедность, горе и болезнь. А так как корень всех этих бедствий лежит гораздо глубже, чем думают вегетарианцы и подобные им мечтатели, то и средство, на которое они указывают, одно само по себе не может уврачевать зла: оно слишком для этого мало, поверхностно и незначительно. То правда, что воздержание вообще, и в частности от употребления мясной пищи, обуздывает наши страсти и похоти плотские, дает большую легкость нашему духу и помогает ему высвободиться из-под владычества плоти и покорить ее своему господству и управлению.

http://pravmir.ru/vegetarianstvo-i-ego-o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010