Церковь святого архистратига Божия Михаила при клиниках на Девичьем поле Церковь святого архистратига Божия Михаила при клиниках на Девичьем поле. Фото Олега Гусарова 8/21 ноября святая Церковь совершает празднование в честь Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. В этот день престольный праздник отмечает и один из недавно вернувшихся к жизни московских храмов – во имя святого архангела Михаила, что при клиниках на Девичьем поле Девичье поле Любимая москвичами местность под именем Девичье поле известна с древности. Легенда гласит, что еще во времена ордынского ига слуги татарского хана сгоняли сюда самых красивых девушек Москвы и выбирали из них в уплату дани наложниц для хана, – отсюда якобы и произошло это название. Достоверная же история Девичьего поля начинается с тех далеких пор, когда здесь в 1456 году провожали в Смоленск икону Богоматери «Одигитрия», которая в 1398 году была принесена в Благовещенский собор Кремля, а теперь, по просьбе смолян, возвращалась обратно. В честь Смоленской иконы позднее был основан Новодевичий монастырь. Он-то, как считают москвоведы, и дал название прилегающей местности – Девичье поле. Еще одно предание гласит, что первая настоятельница монастыря, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в имени обители. Но скорее всего, название обители связано с тем, что она предназначалась для девиц. («Новым» монастырь именовался в отличие от Старого девичьего, каковым, вероятно, считался Вознесенский монастырь в Кремле или Зачатьевский монастырь на Остоженке.) В XVII веке здесь пролегла великая богомольная дорога, по которой паломники во главе с царем ходили из Кремля в Новодевичью обитель, к Пречистой Богоматери, отчего часть этой дороги в центре Москвы получила название Пречистенки. Далее она проходила по Девичьему полю. И храм святого архистратига Михаила, хоть и появился намного позднее, оказался стоящим на этой святой дороге Москвы. В XVII веке начинается и «медицинская история» этого московского края: тогда здесь были устроены сады и огороды Аптекарского приказа, на которых выращивали лекарственные травы, составлявшие основу прежней медицины. В самом конце XVII столетия на Девичьем поле расположился двор царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, и местные улицы стали именоваться Большой и Малой Царицынскими (ныне улицы Большая и Малая Пироговские).

http://pravoslavie.ru/652.html

На месте, где в настоящее время находится Сретенский монастырь, в древности было Кучково поле, служившее местом казни преступников. Так, в летописи имеется запись, что здесь в 1378 году был казнен тысяцкий Иван Васильевич Вельяминов со своим сообщником купцом Некоматом, противившиеся великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому. В 1385 году здесь была построена небольшая церковь во имя преподобной Марии Египетской. Спустя десять лет грозный ордынский царь Темур-Аксак с несметными силами вторгся в пределы России, сжег город Елец, избил массу народа и устремился к Москве. Великий князь московский Василий Дмитриевич выступил навстречу врагу с войсками в г. Коломну, а управлять Москвою поручил своему дяде князю Владимиру Андреевичу Храброму, герою Куликовской битвы. Великий князь Василий Дмитриевич, глубоко веруя в заступление Царицы Небесной, написал к Московскому митрополиту Киприану, чтобы из Владимира была принесена с подобающей честью чудотворная икона Владимирской Божией Матери, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою. Желание великого князя было исполнено, и 26 августа 1395 года чудотворная икона Владимирской Божией Матери была принесена в Москву. Навстречу этой святой иконе из Кремля направился крестный ход, и на Кучковом поле чудотворная икона была встречена москвичами; с крестным ходом икону понесли в Успенский собор; народ падал ниц пред святыней, восклицая: «Мати Божия, спаси землю русскую», и совершилось чудо: завоеватель Темур-Аксак в самый день 26 августа поспешно оставил русскую землю. Летописцы сообщают, что в тот самый день и час, когда москвичи на Кучковом поле встречали икону Владимирской Божией Матери, татарский хан дремал в шатре, и ему представилось видение: с вершины высокой горы сходили к нему святители с жезлами, а над ними в лучезарном сиянии Божия Матерь, окруженная множеством воинов, вид которых был как молния и которые устремились на Темура. Проснувшись, хан страшно испугался и поспешно оставил пределы русской земли. Великий князь Василий Дмитриевич в благодарность Господу Богу за избавление России от разорения татарами заложил на Кучковом поле храм во имя Владимирской Божией Матери и в нем поставил точный снимок с чудотворной иконы Владимирской Божией матери, а при этом был основан Сретенский монастырь. Сама чудотворная икона была поставлена в Кремле, в соборном храме Успения Богоматери, где находится и в настоящее время. В память избавления России от нашествия татар 26 августа установлен в 1395 году в Сретенский монастырь крестный ход.

http://pravoslavie.ru/32868.html

Нэнси Паттерсон Шевченко. Иконы в литургии Мученик св. Стефан Младший (конец VIII в.), брошенный в темницу иконоборцами, пел в лицо своим истязателям тропарь «мы почитаем пречистые иконы» 89 . Этот стих звучит рефреном во всех чтениях на день Торжества Православия – праздника в честь восстановления иконопочитания в 843 г 90 . «Проскинесис» – почитание икон снова было признано каноничным. Стены храмов опять украсились священными изображениями, восстановленными или переписанными заново. С этого времени и по сегодняшний день иконы остаются неотъемлемой частью богослужения 91 . Тема «иконы и литургия» предполагает значительную широту как исследовательского поля, так и спектра привлекаемых источников. В отношении первого необходимо учитывать не только те действия – лобзание, каждение, возжигание свечей, поклоны, – которые совершаются у икон в храме, но и творимые в монашеской келье или домашней молельне, и совершаемые в процессиях, будь то торжественных или покаянных или составляющих рутинную часть придворного ритуала, и даже те, что происходили на полях сражений, когда под часовни оборудовались палатки и солдаты участвовали в богослужении накануне битвы 92 . Поле исследования весьма велико. Столь же обширен и круг привлекаемых источников: это и хроники, и проповеди , и экфрасисы, и поэмы, и жития святых, и описания чудес 93 . Кроме того, ценная информация содержится в различных типиках – литургических и административных документах, которые регламентировали каждодневную жизнь в монастырях, а также в частных и церковных имущественных описях 94 . Как правило, авторов этих документов заботили вопросы освещения образов или икон в церкви (типики), либо же простая идентификация икон (инвентарные описи). Однако именно эти тексты сохранили специфическую терминологию, употреблявшуюся для определенных категорий икон: почитаемые (проскинесис) иконы, сигнон или процессионные иконы, иконы проскинемата и др. 95 . Хотя эта терминология и не всегда последовательно выдерживалась, она представляет благодатный материал для исследователей 96 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Торчино. Церковь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Ризоположенский храм на Старом поле /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Ризоположения (Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне) Год постройки:не позже 1720. Год утраты:Не установлен. (Разрушена) Адрес: Рязанская обл. Спасский район, село Торчино, в 1-ом километре от села. Координаты: 54.521657, 40.381535 Проезд:Близ с. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. (1 км по грунтовой дороге) либо 5 км от с. Федотьево по дороге частично асфальтированной, частично грунтовой. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о храме, построенном близ дер. Торчино Спасского р-на Рязанской обл. относится к началу 17 века. «В писцовых книгах 1629 и 1630 г. значится в селе Федотьеве церковь Пречистой Богородицы Успение, деревянный верх, да теплая церковь великого чудотворца Николая деревянная, да у села на поле церковь Пречистой Богородицы Ризоположения деревянная, да придел мученицы Христовой Пятницы». Издревле в поле на этом пустынном месте, которое называют «Старое», строятся храмы для увековечения памяти о месте явления Феодотьевского образа Пресвятой Богородицы. Возводимые здесь храмы всегда освящают в честь Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, так как именно на этот праздник 15 июля 1487 г. чудотворный образ Божией Матери был перенесен в Рязань. «А в церквах образы и свечи – строение попа Давыда, а иное приходных людей, а книги и ризы и колокола Феодорита архиепископа Рязанского и Муровского». Известно, что святитель Феодорит, особо почитавший Феодотьевскую икону Богородицы, не только передал в храм книги, ризы и колокола, но и в 1611 г. повелел изготовить с иконы 2 списка, «самыя верныя по величине, размеру и виду. С мыслью увековечить священную память о самом месте явления ея, одну из этих святых икон с подобающею честию препроводил в село Федотьево». «Вместо упоминаемой в писцовых книгах Ризоположенской церкви, находившейся первоначально в 5 верстах от с. Федотьева, близ деревни Ближнее Торчино – на месте явления Феодотьевской иконы в 1720 г. поставлена была новая в том же храмонаименовании с приделом Пятницким и в том же году была освящена по просьбе попов Карпа и Стефана, служивших при Успенской церкви в с. Федотьеве. В 1788 г. Ризоположенская церковь перенесена была в с. Федотьево и с того времени значится кладбищенской приписанной к церкви Успенской, куда в том же году из Ризоположенской церкви перенесена была и копия с явленной иконы Феодотьевской.

http://sobory.ru/article/?object=61649

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Март Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 2 марта Мглинская икона Мглинская икона Богоматери иногда еще именуется Одигитрией Смоленской. Она обретена в городе Мглине Черниговской губернии 2 марта 1662 года. Каждый год в этот день в город Мглин стекается множество богомольцев для поклонения св. иконе. Празднование Мглинской иконе Богоматери вторично бывает еще 28 июля. 3 марта Гидлянская икона Явление Гидлянской иконы Божией Матери последовало в 1082 году в Польше. Она обретена одним крестьянином села Гидла, по имени Иоанн. Однажды, когда он пахал на волах свое поле, волы его вдруг остановились перед каким-то предметом и пали на колени. Иоанн подошел и увидел лежащий на земле образ Божией Матери, высеченный на камне. Он поднял этот образ, с благоговением отнес его в свой дом и там спрятал его. Однако крестьянин не мог долго скрывать своей находки, так как найденный им образ Богоматери изливал от себя необыкновенный свет, наполнявший всю его хижину. Иоанн рассказал о ней своим односельчанам. После этого образ Богородицы был поставлен в Гидлянском сельском храме за престолом. Неизвестно, сколько именно времени прошло после перенесения иконы Богоматери в храм; но однажды святая икона невидимой рукой была перенесена оттуда опять в поле и поставлена на том же месте, где нашел ее крестьянин. Жители села Гидла увидели в этом чудесном перенесении иконы особое благоволение Божией Матери к означенному месту. Они водрузили там деревянный столп и на нем поставили икону. С этого времени от Гидлянской иконы Божией Матери стали неоднократно совершаться чудеса.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта, 2019 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская» 27 марта Православная Церковь чтит память чудотворной иконы Божьей Матери «Феодоровская». Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Содержание статьи «Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома». Икона Божьей Матери «Феодоровская». История У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей — Романовых. Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме. Читайте также : Икона. Как создается чудо Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле — Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

http://pravmir.ru/chudotvornaya-ikona-bo...

3. Осанна Христу Удручённый ношей Крестной, Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь Небесный Исходил, благословляя... (Ф. И. Тютчев) В начале своей предсмертной болезни о. Амвросий Оптинский велел одной монахине читать вслух книгу Иова. В этой книге говорится о многих невинных страданиях праведного Иова. 17 А ещё говорится в этой книге о том, что от смрада и ран больного Иова бежала даже его жена. Этим примером старец Амвросий предсказывал, что и от его тела по смерти будет исходить такой смрадный запах, что многие разбегутся. Действительно, вначале от тела почившего старца исходило мертвецкое зловоние. И о. Амвросий ещё при жизни говорил своему келейнику о. Иосифу: «За многие незаслуженные почести, которые мне воздают люди в жизни, по смерти от меня будет исходить зловоние». Но затем, на вторые сутки, от тела старца стало исходить такое благоухание, что люди никогда в жизни не знали подобных благовонных запахов. А ещё задолго перед смертью о. Амвросий заказал иконописцу написать икону Богоматери, которую назвал «Спорительница хлебов». Матерь Божия стоит на облаках и благословляет снопы на сжатом поле. Отец Амвросий установил день празднования этой иконы – 15 октября. Это потом был день его кончины... Она благословляет снопы на сжатом поле... Все праведники Божии – Оптинские старцы, Глинские старцы, Почаевские старцы, Троице-Сергиевы старцы, Киево-Печерские старцы, Печерские старцы – повторяют в своей жизни судьбу невинных страданий праведного Иова Многострадального. И когда колос их жизни становится зрелым, его пожинает невидимый Божественный серп. Снопы кладутся в скирды на сжатом поле... И Она их благословляет... А Небо за это поёт Богу «осанна». «...После сего я взглянул, – пишет св. апостол Иоанн Богослов, – и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племён, и колен, и народов, и языков, стояло перед Престолом и перед Агнцем в белых одеждах с пальмовыми ветвями в руках своих, и восклицали они громкими голосами, говоря: спасение (осанна) Богу нашему, сидящему на Престоле, и Агнцу...» ( Откр. 7, 9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Закрыть itemscope itemtype="" > Тот самый, на ком держится земля русская! Заслуженному летописцу Епифанской земли Сергию Васильевичу Кусакину исполнилось 60 лет 17.03.2017 1143 Время на чтение 8 минут Легендарное Куликово Поле! Кто из нас не слышал о нем? Кому-то повезло даже побывать на этом знаменитом Поле. А есть и те, кто живет-поживает на этой святой земле. Имеет возможность ежедневно любоваться безграничным раздольем, вздыхать духмянные степные запахи, восхищаться чудесными ковылями, смотреть неповторимые по своей красоте и живописности восходы и закаты Куликова поля. Куликово поле и окрестности известно не только знаменательной битвой с басурманами. До наших дней в местных селах чудом сохранились удивительные по красоте и изяществу настоящие архитектурные шедевры – церкви. И надо заметить, каждый храм по своему неповторим. Похожих вы здесь не встретите! Многие храмы тесно связаны с великими фамилиями России! Например, в селе Себино некогда появилась на свет девочка Матронушка, имевшая от рождения дар чудотворения. Крестили девочку в местном храме Успения Пресвятой Богородицы, в котором чудом сохранилось дореволюционное убранство. Сегодня эта девочка многим известна, как Святая Матрона Московская, а в родном селе в ее честь открыт музей. В посёлке Епифань, в самом центре возвышается величественный Никольский собор, поражающий гостей своей монументальностью и изяществом архитектурного ансамбля. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы и в скором времени мы увидим его во всем великолепии! Есть в Епифани будто игрушечная, подобная поликандилу, Успенская церковь, чьи миниатюрные золоченые главки устремились ввысь голубых небес. Расположенная на холме, эта церковь видна издалека и подобно дорогому бриллианту сверкает среди изумрудной зелени поселка. А разве не восхищает наш взор храм Архистратига Михаила в селе Хованщина? Или же церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Бучалки? А как можно оставаться равнодушным, глядя на опустевшую и всё же, даже несмотря на запустение, величавую, гармонично вписавшуюся в местную природу, изящно обрамленную белокаменным орнаментным пояском, церковь Святителя Николая Чудотворца в селе Рыхотка?!

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/17/to...

Закрыть itemscope itemtype="" > Храм Русской Скорби 05.02.2014 702 Время на чтение 5 минут 3 февраля празднуется икона Божией Матери Отрада или Утешение. Храм-памятник в честь этого образа, выстроенный донскими казаками на Ходынском поле в начале ХХ века, был назван Храмом русской скорби, ибо был возведён в память о тех, кто в смуту 1905 г. отдал свои жизни за сохранение Российской державы. В конце 1906 г. почетный член Русского монархического собрания в Москве Иван Андреевич Колесников обратился с прошением к московскому генерал-губернатору: «Вполне признавая те необычайные усилия, какие понесли защитники Москвы в печальные декабрьские дни г.] на пользу мирных её жителей, и желая по мере сил отблагодарить их за понесенные труды, я, уроженец Тихого Дона, возымел намерение соорудить на свой собственный счет и под моим личным наблюдением храм для казаков 1-го Донского казачьего генералиссимуса князя Суворова полка и 1-й Гренадёрской артиллерийской графа Брюса бригады, в месте их расположения на Ходынском поле на следующих условиях. 1. Храм этот сооружается в честь иконы Божией Матери, именуемой " Отрады или Утешения " . Пусть наши дорогие казаки и артиллеристы в этом храме получают в молитве " отраду " за понесенные ими труды и " утешение " в случае постигающего их горя. 2. Храм этот сооружается в память бывшего московского генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Его Императорского Высочества великого князя Сергия Александровича, своей смертью от руки злодея-революционера запечатлевшего свою преданность царю и родине. 3. Храм этот должен служить памятником для всех верных долгу и присяге слуг, павших от руки злодеев-революционеров при исполнении долга на службе царю и отечеству, для чего имена всех убитых должны заноситься на мраморную доску, вделанную в стене храма, для вечного в нём о них поминовения». Московскими властями для храма был отведён участок земли на Ходынском поле при Николаевских казармах, в которых располагались 1-й Донской полк и 1-я Гренадерская артиллерийская бригада. В пасхальные дни 1907 г. в Москве проходил IV съезда монархических организаций и 29 апреля, в день рождения князя-мученика Сергея Александровича, с участием представителей от всей России произошла торжественная закладка Храма-Памятника Русской Народной Скорби. В его закладке участвовали будущие первомученики уже победившей смуты 1917 г. митрополит Московский и Коломенский Владимир (впоследствии митрополит Киевский) и протоиерей Иоанн Востогов.

http://ruskline.ru/special_opinion/hram_...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010