—169— и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 г., как и Духовным Регламентом. Так устроившись, древний православный приход деятельно заботился о церковном просвещении и благотворительности. На духовенстве лежало дело обучения грамоте и церковному пению, и высокие успехи в этом деле засвидетельствованы самим Стоглавым Собором. Тогда умеющих «грамоте и писати и пети и чести гораздо много было» и они «славны были по всей земли и доднесь». Благотворительность же велась приходом и через выборных старост и «братчиков» с их помощниками. Так и устраивались при церквах разные богадельни или Божьи дома (отсюда божедомки), общеприходские праздничные трапезы (покровщина, успенщина, никольщина и др.). По праздникам в приходскую избу собирались прихожане вместе с клиром, обсуждали приходские дела и нужды, учитывали старосту, проверяли «всемирскую коробку» – денежный ящик с церковно-приходской казной и документами. Через эту «коробку» церковная казна являлась как бы приходским банком, тем или иным путем приходившим на помощь прихожанам в трудную пору жизни. Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии замененную ведением метрических книг (о родившихся, о брачущихся, об умерших). Восстановлением указанных древних порядков в приходе и будет постепенное и осмотрительное, но решительное и планомерное проведение в жизнь принятого Церковным Собором Устава о православном приходе. III С чего начинать устроение православного прихода? При объявленной не только вероисповедной свободе, но и при несомненном гонении на Церковь , надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто, при всех опасностях за веру, охотно принимает слово апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную. Для сего надлежит теперь же по приходам произвести запись всех, желающих принадлежать к данному приходу при том или ином храме. Подготовляя к такой записи христиан в приходскую —170— книгу, и надлежит вести с православными и в храме, и по селениям беседы о спасительной вере, о Церкви, вне которой нет и не может быть спасения, о церковной жизни, о православном приходе, о приходской жизни и деятельности, о непременном личном участии всякого прихожанина в устроении прихода, как священном долге христианина для спасения его души, без исполнения какового долга христианин будет мертвым членом в теле.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За благотворения, оказываемые церкви ктиторами, в наших ектеньях сохранилось древнее прошение: «Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего», и сегодня наполняемое отчасти тем же и, в большей степени, новым содержанием молитвы о всех, кто способствовал восстановлению или возобновлению церкви. В древнерусских церковных приходах существовала традиция так называемых «братчин» – пиров прихожан в складчину в дни храмовых и других высокоторжественных праздников 45 . Церковно-благотворительный характер этих «братчин», по словам А.А. Попкова, усматривается в том, что, по древнему обычаю, в дни, предшествующие празднику (канун, – откуда и ведет свое происхождение приношение в церковь на канун. – Ред), прихожане приносили на вечерни вместе с кутьей в честь праздников или святых разные съестные припасы и овощи, которые шли в дар священника, а в день праздника, когда под председательством церковного старосты справлялась братчина (покровщина, успенщина, никольщина и др.), приглашалась к трапезе  и убогая братия. По древнейшему уставу св. Владимира, все нищие в приходе: калеки, слепые, вдовы и сироты – должны были находиться на церковном попечении. Памятуя, что церковное  братство есть «нищих богатство», наши предки считали церковную казну предназначенной также и для помощи неимущим. В материалах Московского собора 1551 года «о прокаженных, клосных (увечных, калеках. – Ред), и по улицам в скорбех лежащих, и на тележках, и в санках возящих, и не имущих где главы подклонити» указвается, чтобы они были устраиваемы в богодельни мужские и женские, «а священники… приходили бы, и поучали.., а представльщихся погребению предавали» 46 . В судных грамотах Новгородской и Псковской XIV-XV веков встречается следующая юридическая норма: «братчина судит как судьи». Суд братчин, обходившийся без платежа тяжелых судебных пошлин, был судом примирительным по делам мелких правонарушений. Летом собрания прихожан происходили чаще всего под открытым небом, около церкви, на погосте, но зимой прихожане собирались в особых пристройках к церкви, носивших название «трапез», откуда и пошло именование части церкви, прилегающее к богослужебной и к алтарю, как «трапезной».

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

На таких собраниях и обсуждались церковные и приходские дела и нужды, а священники получали от Епископа своего указания и со­веты для проведения в жизнь. В силу таких условий наши приходы естественно устраивались сами собой под руководством своих пастырей, управляемых епархиальным Архиереем. Приходы указывали Архиерею на кандидатов в клир. Они же строили и содержали храмы и причтовые дома, как и прочие церковно-при­ходские здания, считавшиеся мирским строением, а равно обеспечивали и клир приходским содержанием. Такой порядок был закреплен постановлением Стоглавого Собора 1551 года, как и Духовным Регламентом. Так устроившись, древний православный приход деятельно заботился о церковном просвещении и благотворительности. На духовенстве лежало дело обучения грамоте и церковному пению, и высокие успехи в этом деле засвидетельствованы самим Стоглавым Собором. Тогда умеющих «грамоте и писати и пети и чести гораздо много было» и они «славны были по всей земли и доднесь». Благотворительность же велась приходом и через выборных старост и «братчиков» с их помощниками. Так и устраивались при Церквах разные богадельни или Божии дома (отсюда божедомки), общеприходские праздничные трапезы (покровщина, успенщина. никольщина и др.). По праздникам в приходскую избу собирались прихожане вместе с клиром, обсуждали приходские дела и нужды, учитывали старосту, проверяли «всемирскую ко­робку» – денежный ящик с церковно-приходской казной и доку­ментами. Через эту «коробку» церковная казна являлась как бы приходским банком, тем или иным путем приходившим на помощь прихожанам в трудную пору жизни. Для ясного же учета своего состава приход вел приходскую книгу, впоследствии за­мененную ведением метрических книг о родившихся, о брачущихся, об умерших). С чего начинать устроение православного прихода? При объявленной не только вероисповедной свободе, но и при несомнен­ном гонении на Церковь , надлежит прежде всего выяснить, кто действительно принадлежит к Церкви Христовой, кто, при всех опасностях за веру, охотно принимает слово Апостолов о Христе Спасителе в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/oprede...

О сплоченности и живой деятельности наших церковных общин в древности красноречиво свидетельствует существование почти повсеместно по приходам «братчин», этих пиров прихожан в складчину в дни храмовых и других высокоторжественных праздников. Церковно-благотворительный характер этих «братчин» усматривается в том, что по древнему обычаю в дни предшествовавшие празднику (канун) прихожане приносили на вечерни вместе с кутьей в честь праздников или святых разные съестные припасы и овощи, которые шли в дар священникам, а в день праздника, когда под председательством церковного старосты справлялась братчина (покровщина, успенщина, никольщина и др.), приглашалась к трапезе и убогая братия. На этих складочных пирах выпивались заранее приготовленное и благословленное пиво и мед, а воск, остававшийся от этого сычения меда, шел на церковные свечи; равно как на пользу церковных потребностей и нужд отделялась часть от приношений, которые выражались и в денежных суммах. Весьма важно отметить, что за этими братчинами, при господстве в древности общинных начал, укрепилось – в лице их старосты и его помощников – право суда над лицами, совершившими во время собрания буйство, драки, бесчинства и покражи. В судных грамотах Новгородской и Псковской – XIV– XV веков – встречается следующая юридическая норма: «братчина судит как судьи». Конечно, такой суд братчин, обходившийся без платежа тяжелых судебных пошлин, был судом примирительным по делам маловажных правонарушений, учиненных нередко в состоянии опьянения, и которые можно было тут же на месте покончить миром, с уплатою обиженному небольшой пени. Летом, очевидно, такие собрания прихожан происходили чаще всего под открытым небом, около церкви, на погосте, но зимой (особенно на севере России) прихожане собирались в особых пристройках к церкви, носивших название «трапез». Сюда же собирались по воскресениям на сход приходские люди для обсуждения и решения своих земских, мирских дел, и здесь решались на церковной сходке с церковным старостой во главе и совместно с причтом все церковные общинные дела; именно: принимались отчеты от церковного старосты с очисткой его пред образами, совершались выборы новых церковных старост, с передачей им хранившейся всегда при церкви «всемирской коробки», заключавшей в себе церковную казну и документы, а также и избрание новых членов причта и заключение с ними особых договоров.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...