Мне кажется, что именно в современном мире Великий канон актуальнее некуда! Ведь почти все современные «тренинги», «сеансы у коучей» сводятся к тому, чтобы надломленному и потерявшему надежду на собственное исправление человеку внушить, что аномалии не существует, что он — сам себе мерило и критерий нормы. Такие понятия, как «грех», «норма» и «покаяние», вытравливаются из человеческого сознания всеми возможными средствами. Поэтому трезвое, вдумчивое чтение Покаянного канона помогает нам не только осознать свою виновность или испорченность, но еще и увидеть надежду на милость Господа: «Достойных покаяния плодов с меня не требуй, Господи, бессилье мое зная, но дай мне только трепетное сердце и смиренный дух, и это все я принесу Тебе, как фимиама приятное благоухание» , говорит автор под конец своего произведения. Самооправдание — преграда между Богом и человеком, отрава, которая разъедает и без того погибающую душу. Покаяние не бывает с «оговорками». Оно всегда без всяких «но»! Кающийся — это тот, кто осознал, что он не имеет права на милость, что он достоин кары, что он потерял лицо и достоинство человеческие. Лишь находясь в таком душевном состоянии, человек может принять милость Божью. Собственно пост и является этим трауром скорбящей и страждущей души. Насчет же того, что чтение Великого канона кого-то может ввергнуть в депрессию, то это ведь не к Канону вопрос, а к самому человеку. Мы все реагируем на чтение, на информацию, которая вокруг нас, так, или иначе. В депрессию может ввергнуть любая обида или любое осознание собственной надломленности. Но может эта же информация стать стимулом к серьезной внутренней работе над самим собою. Иными словами, вдумчивое участие в чтении за богослужением Великого канона — это важная составляющая в становлении личности верующего человека. Ну а вопрос, нужно ли ходить на этот «сеанс религиозной психоаналитики», ежегодно каждый может решать для себя самостоятельно. Никаких церковных прещений (епитимий, отлучений) за неучастие в чтении Великого канона не подразумевается.

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

В молитве перед Причастием — называем себя первыми от грешников. А текст Великого покаянного канона Андрея Критского, в котором наша душа приравнивается к душам всех библейских грешников и злодеев, включая Ламеха, похвалявшегося перед женами смертоубийством? В молитвах при чтении Псалтири от имени усопшего произносятся самообвинения в таких грехах, которых покойный, может быть, и не знал... А есть еще и знаменитое «Покаяние скитское». Эта весьма поэтичная молитва, имевшая, по-моему, хождение преимущественно в старообрядческой среде, содержит такой список грехов, что удивляешься, как в него не попали вдох и выдох. — Выходит, нормально для православного считать себя самым грешным, считать, что он — ничто, просто орудие, что он действительно хуже всех? — Я бы не назвал такое отношение к себе подлинно православным. Какой тут простор для лицемерия! Вспоминаю рассказ Куприна «Мирное житие», в котором подлый человек с удовольствием слушает канон Андрея Критского. Он представляет себя смиренным и очень православным, но при этом обдумывает донос, слушая покаянный канон. И не чувствует противоречия. Это, в некотором смысле, весьма знакомый мне тип. — То есть опасность надеть на себя «маску смирения» касается всех, кто проходит через покаяние... — Да, и подчеркнуто «смиренный» человек на поверку легко может оказаться жестким, негибким, да и недобрым. Я несколько раз имел дело с подобными людьми. Пример. Какое-то время тому назад я формально руководил православным центром милосердия. Формально, потому что моя «заместительница» отличалась редким своеволием и блокировала любые мои начинания, не забывая каждый раз просить прощения с опущенными глазами... Естественно, прощение она получала столь же формальное, сколь и просьба о нем. Я считаю, что дело, которым мы занимались, от этого пострадало сильно... С точки зрения психологии маска — это норма. А с духовной точки зрения — что может быть хуже лицемерия? Горе вам, фарисеи лицемеры! — это ведь наиболее частая инвектива, которую мы слышим из уст Спасителя.

http://foma.ru/ja-huje-vseh.html

В каком еще богослужебном тексте идет речь о переходе через Чермное море? Это 1-я библейская песнь. Она начинается словами: «Поим Господеви славно бо прославися, коня и всадника вверже в море». Один из ирмосов строится на этой строчке из библейской песни. Вторая строчка – тоже знакомый ирмос: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение, сей мой Бог, и прославлю Его, Бог отца моего, и превознесу Его». Этими словами начинается глава 15 книги Исход. Это песнь Моисея, которую он воспел вместе с другими сынами Израилевыми после перехода через Чермное море. Когда мы слышим библейские песни? Когда канон читается правильно (не с припевами, а перемежаясь со стихами библейских песней: стих – тропарь). Эти же строчки из библейских песней служат ирмосами к песням канона. Либо сочиняется другой ирмос, но на ту же тему, и тогда каждая первая песнь всякого канона всегда посвящена переходу через Чермное море и в той или иной форме повторяет, перефразирует слова из этой песни Моисея. Например, Великий канон Андрея Критского начинается словами из этой библейской песни, в точности повторяя ее: «Помощник и Покровитель бысть мне во спасение…» Канон Ангелу-хранителю начинается словами похожими: «Поим Господеви, проведшему люди Своя сквозе Чермное море, яко един славно прославися». В каноне же покаянном это уже не строки из канона, а ирмос на ту же тему: «Яко по суху пешешествовав Израиль, по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема, Богу победную песнь поим, вопияше». И, наконец, совершенно особое место занимает эта библейская песнь в Страстную Субботу, потому что после 6-й паремии чтец глаголет стих из этой песни, а хор к каждому прочитанному стиху припевает слова: «Славно бо прославися». Чтобы завершить тему, хочу обратить ваше внимание на одну интересную догадку Ефрема Сирина . Библейская песнь в 15-й главе кончается 19-м стихом, а дальше идут такие слова: «Взя же Мариам пророчица, сестра Ааронова, тимпан в руце свои, и изыдоша вся жены вслед ея со тимпаны и лики. Преднача же им Мариам, глаголющи: поим Господеви, славно бо прославися, коня и всадника вверже в море» – те же слова, которыми началась песнь Моисея. Значит, Моисей воспевал эту песню с мужчинами, а Мариам стала повторять ее с женщинами. «Так, – говорит св. Ефрем Сирин , – в день сей разделился народ на два лика, чтобы воспеть достойную песнь Разделившему в тот день море и Потопившему его гонителей. Моисей в лике мужей, а Мариам в лике жен воспевали: Пойте Господеви славно прославившемуся, потому что не утруждаясь истребил врагов и пребывал в покое, навел на них все казни» (св. Ефрем Сирин Толкование на книгу Исход, т.6, с. 365). Отсюда следует, что само антифонное пение восходит именно к этому событию – к переходу через Чермное море.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

— Церковное искусство — иконопись, пение на клиросе, богослужебная поэзия — требует от художника аскетического подвига, очищения сердца. Нужна ли особая аскеза светскому писателю или поэту, который в своем творчестве касается вопросов веры? — Изучая биографии поэтов и писателей, а также наблюдая на протяжении десятилетий жизнь творческих людей, моих приятелей и коллег, я думаю, что самоограничение необходимо для любого художника: многие из них от богемного образа жизни, от буйства страстей, пьянства или просто душевной распущенности быстро иссякли, спились, впали в уныние, исписались. Кто-то, как Николай Рубцов, погиб в пьяной ссоре, кто-то, как Геннадий Шпаликов или Борис Рыжий, покончил с собой, не имея на то никаких социально-политических причин, какие были, скажем, у Есенина, Маяковского или Цветаевой… А кто-то просто от безудержной и лихой жизни промотал свой дар и теперь плачет на его могиле: ведь даже и понуждая себя к прежнему творчеству, в лучшем случае используя прежние технические навыки, он может выдавить из себя какие-то бесцветные и малокровные строки. У Ахматовой есть о поэтах такие слова: Нам свежесть чувств и мысли простоту Терять не то ль, что живописцу —зренье Или актеру — голос и движенье, А женщине прекрасной — красоту? Но чтобы в мутном потоке дней сохранить свежесть чувств и мысли простоту, следует блюсти свою душу, не позволяя ей «отщетиться» и утерять дары, которыми она обладает. Поэтому, как говорит Николай Заболоцкий: «Не позволяй душе лениться». Душа поэта должна оставаться чуткой и нежной, чтобы не потерять способности слышать неслышимое физическим ухом и способности видеть сквозь сцепление случайностей таинственную подкладку происходящего. К великому сожалению, тенденции нынешнего века этому совсем не способствуют и это совсем не приветствуют. Что же касается собственно церковных художников, то для них по-прежнему необходимы и сугубо аскетическая жизнь, и молитва, и церковные таинства. Из таких — церковных — поэтов я бы отметила иеромонаха Василия (Рослякова) — одного из тех трех оптинских монахов, которые были убиты на Пасху. Я имею в виду не его «светские стихи», которые, на мой взгляд, при всей их несомненной искренности не слишком высокого качества, а именно его церковное творчество, в частности «Покаянный канон». Честно говоря, писать такой канон после канона, который мы читаем к Причастию, а уж тем паче после Великого Покаянного канона преподобного Андрея Критского — большое дерзновение, которое можно объяснить лишь сильной духовной потребностью, тем изнутри идущим императивом, который свидетельствует как раз о подлинном характере творения. И действительно, здесь каждое слово настолько пропущено через собственное сердце и через молитвенный опыт, настолько выстрадано и оплачено покаянным чувством, что Господь оживотворил этот новый образец церковного творчества.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Богородице: И рождаешь Ты, и сохраняешь девственность, и в обоих случаях остаешься Девой по естеству. Рожденный дает природе новые законы, и чрево не рождающее рождает. Где того хочет Бог, там преодолевается природный порядок, ибо творит Он все, что хочет.   ПЕСНЬ ПЯТАЯ Ирмос: Просыпаясь ночью до рассвета, молю Тебя, Человеколюбец, просвети и наставь меня повелениями Твоими, и научи меня, Спаситель, совершать волю Твою. О Моисеевом ковчежце ты слышала, душа, что в древности носим был по водам и волнам реки и, словно в чертоге, избег горестного бедствия, замышленного фараоном. Слышала ли ты когда-нибудь, несчастная душа, чтобы повитухи убивали младенцев? Вот и ты не губи в зародыше мужественное деяние целомудрия, но, подобно великому Моисею, питайся молоком мудрости. Ты, несчастная душа, не убила египетский образ мыслей, поразив его, как великий Моисей. И как, скажи, ты поселишься в пустыне бесстрастия через покаяние? В пустынях поселился великий Моисей; давай же и ты, душа, подражай его образу жизни, чтобы и тебе сподобиться созерцать Богоявление в терновнике. Моисеев жезл изобрази, душа, ударивший море и сгустивший глубины начертанием Креста божественного, с которым и ты сможешь великое совершить. Аарон приносил Богу огонь безукоризненный, чистый; но Офни и Финеес, как ты, душа, принесли Богу неподобающую и запятнанную жизнь. Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица. Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.   ПЕСНЬ ШЕСТАЯ Ирмос: Возопил я от всего сердца моего милосердному Богу, и Он услышал меня из глубочайшего ада и жизнь мою вывел из погибели. Волны согрешений моих, о Спаситель, как в Красном море, возвратившись, внезапно покрыли меня, как некогда египтян и их военачальников. Неразумный выбор сделала ты, душа, как когда-то Израиль: ведь божественной манне ты безрассудно предпочла сластолюбивое пресыщение страстями.

http://bogoslov.ru/article/6025158

И эта примиренность с тем, с чем мира быть не должно, лишает нас остроты и ясности зрения самих себя. И мы не можем себя познать и увидеть своих грехов — бесчисленных, как песок морской, и кажется, что мы, в общем, ничего, не такие уж и плохие христиане. И мне это кажется нередко. Но только… Только вспоминаются время от времени слова одного моего собеседника: «Я думаю, что однажды предстану перед Богом на Страшном Его Суде. И там мне покажут человека, которого никогда прежде я не видел. Этим человеком буду я…» Страшно это — только на том последнем Суде себя увидеть и узнать, когда уже ничего не изменишь и не исправишь. Очень страшно… И потому так важно, когда мы придем все в храм в первый день поста, когда в тишине и полумраке раздадутся наконец удивительные песнопения Великого канона, не прятаться от боли, от несущих ее обличений, но, напротив, совершенно обнажить, раскрыть свое сердце, отказаться от любых оправданий. Дать Господу возможность наконец достучаться до нас, каким бы громким, каким бы потрясающим все наше естество ни оказался этот стук. Чтобы увидеть себя такими, какими видит нас Он, и чтобы воспользоваться той возможностью все исправить и все изменить, которая всегда есть у нас, пока мы живы. И которая особенно доступна для нас в наступающие дни Великого поста. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии евгений 11 марта 2019, 12:28 Как все точно и ясно. Спаси,Господь,отче Нектарий. Дай сил,Господи,время Поста проходить внимательно к себе,к своим грехам++++++++++++++++ Павел 4 марта 2014, 03:12 Спаст Господи за прекрасную статью! Денис 13 марта 2013, 17:01 А.С., вот книга архимандрита Нектария " Возвращение. Покаяние и исповедь " ( http://lib.pravmir.ru/library/book/2361 ), в ней есть глава " Исповедь, которая приводит внутреннего человека к смирению " , которая, возможно, вам поможет. А.С. 27 октября 2012, 13:57 Как много мучительных проблем в духовной жизни ! Одна из них - не видение себя - своих пороков,закрывающих Свет. Благодарю автора за приоткрытие этой завесы. Где бы еще почитать по этой теме - видения себя, изложенное таким же неравнодушным, искренним, живым словом. Может кто подскажет? Буду весьма благодарна.

http://pravoslavie.ru/smi/51814.htm

Колодцы хананейских мыслей предпочла ты, душа, потоку из скалы, из которой река премудрости, словно чаша, изливает струи богословия. Свиное мясо, и котлы, и египетскую пищу небесной предпочла ты, душа моя, как некогда неблагодарный народ в пустыне. Когда Моисей, служитель Твой, ударил жезлом в скалу, он образно предызобразил животворящие ребра Твои, из которых все мы, Спаситель, черпаем напиток жизни. Исследуй, душа, и разведай, как Иисус Навин, обетованную землю, какова она, и поселись в ней чрез соблюдение законов. Троице: «Я есмь несложная, нераздельная Троица, различающаяся по Лицам, и Я – Единица, соединенная по природе», – говорит Отец и Сын, и божественный Дух. Богородице: Твоя материнская утроба Бога нам родила, наш образ принявшего, но, как Создателя всего, моли Его, Богородица, да Твоими ходатайствами оправдаемся. Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ждет тебя смущение. Так что приди в себя, чтобы пощадил тебя Христос Бог, повсюду сущий и все наполняющий.   ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ Ирмос: Согрешили мы, беззаконничали, поступали неправедно перед лицом Твоим и не соблюли, не сотворили того, что Ты заповедал нам. Но не предай нас окончательно в руки врага, Боже отцов наших! Когда ковчег возим был на колеснице и телец споткнулся, то Оза лишь коснулся его и испытал на себе гнев Божий. Но ты, душа, избегая его самоуверенности, почитай Божественное как следует. Ты слышала про Авессалома, как он восстал против природы, знаешь его преступные деяния, которыми он обесчестил ложе Давида, своего отца. Но сама ты подражала его страстным и сластолюбивым похотениям. Подчинила ты непорабощенное свое достоинство телу своему. Ибо, найдя иного Ахитофела, врага, ты, душа, согласилась с его советами, но их разрушил сам Христос, чтобы ты спаслась от всего дурного. Соломон, дивный и благодати премудрости исполненный, сотворив некогда зло перед лицом Бога, отступил от Него. Ты же сама, душа, уподобилась ему своей проклятой жизнью. Влекомый своими страстными удовольствиями, он осквернялся. Увы! Влюбленный в премудрость – любитель распутных женщин и чуждый Бога! Ему сама ты, о душа, в мыслях подражала скверным сладострастием.

http://bogoslov.ru/article/6025158

Марии: Перейдя поток Иорданский, обрела ты покой безболезненный, убежав от плотских удовольствий. От них же и нас удали твоими молитвами, преподобная. Троице: Тебя, Троица, славим, Единого Бога: Свят, свят, свят Ты – Отец, Сын и Дух – простая сущность, непрестанно поклоняемая Единица. Богородице: Из Тебя, нетленная, незамужняя Матерь-Дева, Бог, века сотворивший, в мой облекся состав и соединил с Собой человеческую природу.   ПЕСНЬ ШЕСТАЯ Ирмос: Возопил я от всего сердца моего милосердному Богу, и Он услышал меня из глубочайшего ада и жизнь мою вывел из погибели. Восстань и победи, как Иисус Амалика, плотские страсти, побеждая всегда и гаваонитян – обманчивые помыслы. «Перейди, душа, времени текучую природу, как когда-то ковчег перешел через Иордан, и вступи во владение землей обетованной», – Бог повелевает. Как спас Ты Петра возопившего: «Спаси!», так и меня, Спаситель, поспеши от зверя избавить, протянув мне руку Твою, и возведи из глубины греховной. Как тихую гавань я знаю Тебя, о Владыка, Владыка Христос, но поспеши избавить меня от глубочайшей бездны греха и отчаяния. Троице: «Я есмь несложная, нераздельная Троица, различающаяся по Лицам, и Я – Единица, соединенная по природе», – говорит Отец и Сын, и божественный Дух. Богородице: Твоя материнская утроба Бога нам родила, наш образ принявшего, но как Создателя всего моли Его, Богородица, да Твоими ходатайствами оправдаемся. Кондак: Душа моя, душа моя, восстань, что ты спишь? Конец приближается, и ждет тебя смущение. Так что приди в себя, чтобы пощадил тебя Христос Бог, повсюду сущий и все наполняющий.   ПЕСНЬ СЕДЬМАЯ Ирмос: Согрешили мы, беззаконничали, поступали неправедно перед лицом Твоим и не соблюли, не сотворили того, что Ты заповедал нам. Но не предай нас окончательно в руки врага, Боже отцов наших! Преступления Манассии добровольно собрала ты, душа, воздвигнув, словно идолы, страсти и умножив Божие негодование; но, ревностно подражая его покаянию, стяжай сокрушение. С Ахавом ты посоревновалась в мерзостях, душа моя, – увы! – стала приютом плотских скверн и гнусным сосудом страстей; но из глубины твоей возопи и скажи Богу грехи свои.

http://bogoslov.ru/article/6025166

Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе». Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу. Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй». Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия. «Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию. Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий. Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».

http://pravmir.ru/chto-takoe-dusha-ili-k...

Не лишена социально-протестного мотива статья Надежды Кеворковой в «Газете» « Пост в России. Элита ест омаров, народ — картошку ». Отчетливо просматривается противопоставление постящегося чиновничества и простого народа. В целом же, статья довольно грамотно представляет нам историю и истинный смысл Великого поста. Видно, что автор хорошо подготовился к статье. Особое внимание уделено смыслу и содержанию покаянного канона Андрея Критского, цитаты из которого приводятся здесь же. Упоминается и о бытовавших некогда на Руси благочестивых традициях: «К началу поста было принято урегулировать тяжбы и долговые обязательства, прощать должников, обремененных семьями и недугами. Во время поста люди жертвовали нищим, сиротам, малоимущим, посещали тюрьмы и душевнобольных. Русские цари и царицы пешком ходили в Троице-Сергиеву лавру». Впрочем, как мы уже сказали, не обошлось без политической риторики: «Сегодня соблюдение поста — своеобразное публичное проявление политической лояльности. Постное меню в Думе и администрации президента — весьма характерный документ эпохи. Телеоператоры новостной хроники тщательно отслеживают, что ест и пьет президент Великим постом. А затем камера ползет по постным лицам чиновников под закадровый голос, рапортующий, как успешно справляется чиновный дух с ограничениями стола. Что не мешает тем же VIP-nepcohaм в ночных программах " зажигать " в увеселительных заведениях…Современный грамотный и денежный постник ест овощи, фрукты, орехи, цукаты, семечки, зелень, мед, соленья и варенья. Пьет соки, минеральную и сладкую воду, квас, морс, кисель, компот. В магазинах продается постный (без молока и масла) шоколад, хлеб, пряники и сухари. Народ же налегает на каши, бобовые, макароны, картошку и квашеную капусту». Не обошло вниманием интересующую нас тему и Би-Би-Си: «Великий пост номер один». Главное внимание, как легко можно было бы предположить, обращено на соблюдение поста во властных структурах. Так мы узнаем, что от четверти до трети посетителей столовых комбината питания «Кремлевский» будут соблюдать Великий пост. Об этом журналистам сообщил пресс-секретарь управления делами президента России Виктор Хреков. По его словам специальное постное меню столовых было разработано с учетом традиций русской кухни, по рекомендациям диетологов и с одобрения священников Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/4939.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010