Разделы портала «Азбука веры» Может ли в рай попасть сатанист-богохульник, покаявшийся за день до смерти? Человек был крещён, но всю жизнь хулил Бога и был сатанистом, вел греховную жизнь, но тяжело заболел раком последней стадии и за день до смерти к нему пришёл священник и тот исповедал ему все свои грехи: богохульство, сатанизм и так далее. Причём видно было, что он кается искренне, для него эти грехи стали ужасны. И что он с такими грехами уже был готов идти в ад. После исповеди священник его причастил. На следующий день он скончался. Прощены ли ему будут грехи и может ли он быть спасён и попасть в рай? Похожие вопросы 5 Ответов Ответ на этот вопрос даётся в Исповедании православной веры Восточной Церкви : Те же, кто впали в смертные грехи, но скончались не в отчаянии, а покаялись, еще пребывая в телесной жизни, хотя и не принесли никакого плода покаяния: проливанием слез, коленопреклоненным бодрствованием в молитвах, сокрушением, утешением бедных и вообще выражением в делах любви к Богу и ближнему – тем, что Кафолическая Церковь с самого начала верно называла удовлетворением, – их души отходят в ад и претерпевают там воздаяние за те грехи, которые они совершили. Но они знают о своем будущем освобождении оттуда и бывают избавлены Высшей Благостью, благодаря молитвам священников и добрым делам, которые родственники каждого из них совершают для своих усопших; особенно же великую силу имеет бескровная Жертва, которую каждый совершает отдельно за своих почивших родственников, а Кафолическая и Апостольская  Церковь – ежедневно за всех вообще. Если  человек перед смертью принесет посильные плоды покаяния (например, со смирением и благодарностью переносит смертельную болезнь), то он может получить полное прощение всех грехов и наследовать сразу рай. Но ведь Благоразумный разбойник сразу вошёл в рай, минуя ад, хотя тоже покаялся в грехах именно перед смертью. Почему же он сразу пошёл в рай? У разбойника было несколько часов на то, чтобы принести плоды покаяния, например, через проливание слез, покаянную молитву и смиренное терпение мучительной смерти. Если любой другой человек перед смертью принесет посильные плоды покаяния (например, со смирением и благодарностью переносит смертельную болезнь), то он также может наследовать сразу рай. Просто вы не уточняли этих подробностей в своем первом вопросе.

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-v-raj-...

III. Покаявшийся разбойник. «Пришедши в некоторое общежитие, видел я, – говорит св. Иоанн Лествичник , – страшное судилище доброго судии и пастыря. В мою бытность там случилось, что один разбойник пришел, изъявляя желание вступить в монашество. Превосходный пастырь и врач обители велел ему седмь дней оставаться в совершенном покое, и только рассматривать устроение обители. По прошествии седьмого дня, пастырь призывает его и спрашивает наедине: «Желает ли он остаться с ними жить?» И, увидев, что он со всею искренностью согласился, опять спрашивает его, что он сделал худого, живя в мире. Разбойник, немедленно, и со всем усердием исповедал ему все грехи свои; тогда пастырь, искушая его, сказал: «Хочу, чтобы ты объявил это пред всем братством». Он же, истинно возненавидевши грех свой, и презрев весь стыд, без сомнения обещался исполнить это: «Если хочешь, то сделаю это даже посреди Александрии». Тогда пастырь собрал в церковь всех овец своих, которых было триста тридцать, и во время совершения Божественной литургии (ибо день был воскресный), по прочтении Евангелия, повелел ввести сего, уже непорочного, осужденника. Некоторые из братий влекли его, и слегка ударяли; руки у него были связаны назади; он был одет в волосяное вретище, и глава его была посыпана пеплом; так что от одного этого зрения все ужаснулись и воскликнули с плачем; ибо никто не знал, что все это значит. Потом, когда он был близ св. дверей, священный и человеколюбивый судия воззвал к нему громким голосом; «Остановись, ибо ты недостоин войти сюда!» Пораженный исшедшим к нему из алтаря гласом пастыря (ибо, как он после с клятвою уверял нас, ему казалось, что он слышит гром, а не голос человеческий), разбойник пал на землю, трепеща, и был потрясен весь страхом. Когда он, таким образом повергшись на землю, омочил помост слезами, тогда сей чудный врач, который всеми мерами устраивал его спасение, и всем подавал образ спасения и действительного смирения, повелел ему объявлять перед всеми, подробно, все сделанные им беззакония; это он и исполнил – с трепетом исповедал все грехи свои, один за другим; грехи, могущие всякого слышащего привести в ужас; не только плотские грехи, но и отравления и убийства, и другие злодеяния, которых не следует ни слышать, ни предавать писанию. Тотчас после сей исповеди пастырь повелел его постричь и причислить к братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Содержание ПРЕДИСЛОВИЕ " Я сказал: " Вы боги " " (Ин.10:34; Пс.81:6) " Прежде создания мира мы задуманы, как полнота совершенства " (схиархимандрит Софроний). " Вникай в себя " (1Тим.4:16). Каждой душе человеческой свойственно стремление к радости и счастью - всякий человек ищет пути к ним. Как найти их? Да и что понимать под наиболее совершенной радостью? Если под радостью понимать наиболее полное удовлетворение своих обычных, житейских потребностей, то будет ли это совместимо с высоким предназначением человека и его идеальными запросами? Мы знаем о семейных радостях, радостях и в искусстве, радостях юной любви, радостях творчества, эстетических радостях, радости научного постижения мироздания. Все эти радости законны, но они не совершенны: беды, горести и болезни наполняют всякую жизнь, и время, занимаемое ими, обычно намного превосходит часы, исполненные земной радости. Как пишет царь и пророк Давид - " дней лет наших семьдесят лет, а при большей крепости восемьдесят лет; и самая лучшая пора их - труд и болезнь, ибо проходят быстро и мы летим " (Пс.89:10). А затем, в конце быстротекущей жизни всех подстерегает смерть. Жизнь же есть только короткое мгновение перед величием вечности. Вот почему счастливейший с точки зрения мира и мудрейший из сынов человеческих - царь Соломон пишет в конце своей жизни: " Суета сует, суета сует - все суета. Что пользы человеку от всех трудов его?.. " (Еккл.1:2-3). Таков законный пессимизм ветхозаветного человечества. Как должны быть счастливы мы, что живем уже в другое - новозаветное время, - время царствования в мире Сына Божия - Богочеловека, Искупителя и Спасителя человечества - Иисуса Христа. Он " победил мир " (Ин.16:33) и " победил смерть " . Ему " дана всякая власть на небе и на земле " (Мф.28:18) и с момента Его воскресения Им основано Царство вечной жизни, света и истины. В это новое Царство Он зовет всех, всех и готов принять в него даже самых тяжелых грешников, лишь бы только они проявили полноту раскаяния и смирения (Лк.15:1-32). Вспомним, что в это Царство Им первым был введен покаявшийся разбойник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

51. О состоящих в клире правила положены безразлично. Оне повелевают определяти падшим единое наказание, извержение от служения, находятся ли они в степени священства, или проходят служение, не имеющее рукоположения священства. 52. Пренебрегшая рожденное на пути, аще пренебрегла, имея возможность сохранити, или думая тем сокрыти грех свой, или последовав совсем звериному и безчеловечному помыслу, да судится за смертоубийство. Аще же не могла соблюсти, и рожденное умерло от пустоты места и от недостатка потребнаго: то матерь достойна снисхождения. 53. Рабыня овдовевшая может быть не много согрешила, согласясь на второй брак, под видом восхищения. Посему отнюдь не подобает обвиняти ее за сие. Ибо не наружные виды судятся, но намерение. Явно же есть, она подлежит епитимии двоебрачия. 54. О невольных убийствах прежде, как памятую, писал к твоему благочестию, по силе моей, и более того ничего рещи не могу. Твоего благоразумия делом будет, по особенности случая, продолжити наказание или облегчити. 55. Разбойников взаимно поражающие, аще не суть в церковном служении, да будут отлучаемые от причастия Святых Тайн: аще же клирики, да низложатся со своей степени. Ибо речено: всяк приемший меч, мечем погибнет (Мф.26,52). 56. Волею убивший, и потом покаявшийся, двадесять лет да будет без причастия Святых Тайн. На сии двадесять лет дастся ему следующее распределение: четыре года должен он плакати, стоя вне дверей молитвеннаго храма, и прося вхоящих в оный верных, сотворити о нем молитву, исповедуя при сем свое преступление. По четырех летах да будет принят в число слушающих Писания, и с ними да исходит в продолжении пяти лет. Седмь лет с припадающими да молится и да не исходит. Четыре лета да стоит токмо с верными, но да не сподобится причастия. По исполнении сих да причастится Святых Тайн. 57. Неволею убивший десять лет да не причастится Святых Тайн. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/103/...

     Прот. Андрей Ткачев: Братья и сестры, здравствуйте! Темой сегодняшней нашей встречи мы избрали Страшный суд, чтение о Страшном суде из Евангелия и вообще эту тему Страшного суда как конечной точки известного нам человечества, той точки, после которой начнется жизнь такого гадательного для нас человечества. Будет новое небо и новая земля, прежнее миновало, а то, что мы знаем о земле, оно будет иметь финал. Об этих финальных аккордах мировой истории мы будем говорить сегодня, исходя из того, что говорит об этом Слово Божие, исходя из того, что говорит об этом многоголосое предание человеческое, исходя из того, чего ждет и чего боится наше сердце. Мы сами как конечные существа чего-то трепещем, чего-то ждем и на что-то надеемся. Страшный суд, не все же веселиться. О серьезном поговорим. Здравствуйте! Друзья мои, мы с вами будем сейчас говорить о вещах как бы табуированных. Я даже не знаю, где еще в нашем информационном пространстве можно поговорить на подобного рода темы спокойно и обстоятельно. Почему-то считается, что нужно веселиться, хохотать, шутить, рекламировать и приобретать новые товары, в крайнем случае, говорить о погоде, может быть, муссировать какие-то политические новости современного мира. Но есть табуированные вещи, и мы сейчас с вами снимаем некую печать табу, запрета на разговор о важном. Тема Страшного суда — что здесь? Если брать евангельский текст, который читается в эту одноименную неделю накануне Великого поста, то в нем говорится о добрых делах, простейших добрых делах, которые оправдают одну часть человечества и осудят другую, об отсутствии этих простейших добрых дел. Я, собственно, больше всего хотел бы на этом сконцентрироваться. Кроме того, тема Страшного суда говорит нам о Боге как о царе, о том, что эта дорожка, по которой мы все идем, в конце истории раздвоится. Как были возле Иисуса Христа два разбойникапокаявшийся и непокаявшийся, так же разделятся возле Христа дороги всего человечества, и будет некое великое пастбище овец и великое пастбище козлищ, над которыми Христос совершит Свой суд.

http://pravoslavie.ru/119673.html

Итак, все Его поносили; но в этом созвучии оскорблений наиболее удивившие меня голоса были голоса двух разбойников. Как! и они также присоединяются к толпе? Чего же они ждут от нее? Ведь для нее они также только предметы презрения, и однако же они соединяются с нею против Иисуса Христа. Какое же зло Он им сделал? Что означает это жестокое позорное удальство и как его объяснить? Объяснить это нетрудно, братия. Страдание имеет свои искушения: чем заслуженнее оно, тем скорее оно ведет к ропоту, а от ропота к богохульству часто один только шаг. Эти люди, предчувствуя свой конец, от земли уже не ждут ничего. Пред ними одни только мучения ужасной агонии, и вот их отчаяние превращается в ярость. Они злословят Христа, потому что Христос, называя Себя Спасителем, не хотел сойти с креста и не спасал ни Себя, ни их. Безумцы не знали, что, оставаясь там, Он спасал их души. Как же не подумать теперь без сжимания сердца о тех, которых страдание ожесточает; оно, которое должно было бы быть вестником, указывающим нам путь к Богу, так как только в несчастьи мы познаем мир и самих себя. Разрушая наши силы, страдание заставляет нас чувствовать нашу полнейшую зависимость и, охлаждая наши ложные радости, заставляет нас испытать всю горечь греха. Подобно этому и Евангелие обращает свои наилучшие обещания преимущественно скорбящим. И однако же разве многие его так понимают и сколько раз оно, напротив, производило только возмущение. Вы, может быть, думаете, что наиболее нуждающиеся в утешении вместе с тем наиболее преданы Иисусу Христу, что усерднее всех призывают Освободителя те, которые сильнее всех чувствуют гнет нужды; что те желают горячее истинного убежища, которые не могли найти его здесь под луной, и что те имеют нужду в вечной любви, у которых сердца были истерзаны на земле? Вам кажется, что между отпавшими от Христа душами по крайней мере удрученные должны были остаться Ему верны, так как кто, кроме Него, умел лучше обращать к ним слова вечной жизни; кто, как не Он, болел их скорбями? И однако же вы часто видите, как горе богохульствует и возмущается, вы видите сердца, насмехающиеся над Евангелием и обетованиями его, отзывающиеся на все увещания церкви какою-то мрачной, горькой иронией и отвергающие с насмешкой нежнейшие слова божественной любви. Несчастные! куда же пойдут они, оттолкнувши Христа Спасителя, и кто их утешит, если они презирают слова божественного Утешителя?

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Двадцать второй день. Поучение 1-е. Св. муч. Агафоник. (Страдальцы, спасающиеся и погибающие). I. Празднуемый ныне св. Церковию св. муч. Агафоник был замучен в царствование Максимилиана. Посланный для преследования христиан по южной стране Черного моря, начальник Евтолмий схватил в Никомидии Агафоника и многих других, как-то: Зинона, Феопрепия, Акиндина и Севириана, отправился с ними во Фракию и на дороге убил их, кроме Агафоника, так как вследствие мучений они не могли продолжать путь. Агафоник же был замучен в самой Византии. II. Св. муч. Агафоник и другие с ним является страдальцем за правду, – за исповедание веры Христовой. И много можно встретить в жизни страдальцев всякого рода. а) Одни страдают невинно , по одной воле Божией, от злобы или неразумия человеческого. Такие страдальцы – все бедные и бесприютные сироты, невинно оклеветанные, искаженные природою и несчастными случаями, болезненные, обиженные и другие несчастные. Мало-по-малу, они привыкают к своему несчастному положению и переносят его благодушно. Такое безропотное перенесение незаслуженных страданий поучительно и достойно венцов мученических. «Кая похвала», говорит ап. Петр, «аще согрешающе мучими терпите? но аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом» ( 1Петр. 2, 20 ). б) Есть друтого рода страдальцы, которые за пороки или преступления подвергаются тяжким болезням , или строгим и долговременным наказаниям. Чувствуя на себе наказующую руку Божию, они считают себя достойными наказания, не ропщут и стараются загладить соблазны и обиды, сделанные ими ближним, раскаиваются в своих грехах, отвращаются от прежней, беззаконной жизни. Все подобные страдалъцы, как бы ни были велики грехи их, могут надеяться на прощение и помилование от Господа, как помилован покаявшийся на кресте разбойник, если они до конца жизни будут благодушно переносить свои страдания. в) Есть очень много страдальцев, которые ропщут среди заслуженных страданий , не раскаиваются, не исправляются, предаются грубым порокам и погибают. Почти все пользуемся дарованными нам от Бога талантами не так, как должно. А когда правосудный Бог наказывает нас, ропщем, будто несем незаслуженное наказание.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Подобает нам, возлюбленные братья, трепетать перед теми ударами бича Божия, коих прежде мы должны были страшиться в грядущем и кои мы испытываем ныне. Пусть же скорбь наша открывает нам двери к покаянию, и пусть жестокость сердец наших смягчена будет самой той карой, которую мы претерпеваем. Как предсказано свидетельством пророка, «меч доходит до души» (Иерем. 4, 10); ибо вот пронзен острием гнева небесного весь народ и одного за одним уносит внезапная гибель. И не предваряется смерть недугом, но, как видите воочию, медлительность недуга опережает сама смерть. Пронзенный ударом похищается раньше, чем успевает обратиться к покаянным стенаниям. Помыслите же, каким предстанет перед лицом строгого Судии тот, кому уже не дано срока оплакать содеянное им. Ибо не постепенно отторгаются от нас жители нашего города, но гибнут многие одновременно. Пустыми остаются дома, на погребение чад своих взирают родители, и их наследники на дороге к гибели опережают их. Пусть же каждый из нас ищет прибежища в покаянных стенаниях, пока ему, до смертельного удара, еще дано время рыдать. Воскресим перед очами нашего ума все, что мы, заблуждаясь, совершили, и все, что содеяли недостойного, покараем своими слезами. «Предстанем лицу его со славословием» ( Пс.94:2 ). Так же наставляет нас пророк: «Вознесем сердца наши и руки к Богу» ( Плч. 3, 41 ). Вознести к Богу сердца и руки означает – усердие молитвы нашей достойно укрепить свершением добрых дел. Ибо воистину подает нам, трепещущим в страхе, подает верную надежду Тот, Кто через пророка возглашает: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» ( Иез. 33, 11 ). Посему пусть никто, видя безмерность грехов своих, не отчаивается. Ибо трехдневным покаянием стерты были в прах долголетние грехи ниневитян ( Ион. 3 ), и разбойник покаявшийся приял в своем смертном приговоре в награду жизнь ( Лк. 23 ). Изменим же сердца наши и уверуем, что мы уже получили то, о чем просим; ибо скорее склоняется судия к исполнению просьбы, если просящий сам исправился от своей порочности; и перед мечом, грозящим столь страшной карой, будем в мольбах своих настойчивы; ведь настойчивость, людям обычно досаждающая, праведному судии угодна; ибо Бог благой и милосердный хочет, чтобы своими мольбами мы исторгли у Него помилование, а гневаться на нас, как мы того заслуживаем, Ему не угодно. Потому Он и говорит через псалмопевца: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня» ( Пс. 49, 15 ). Итак, сам Бог свидетельствует о Себе, что Он хочет сжалиться над призывающими Его, раз повелевает нам Его призывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Скачать epub pdf Если Христос уже искупил все грехи всех людей, значит ли это, что все спасутся? Нет. Спасутся все, кто примут его дар покаянием и верой. Вспомним притчу о званых на пир – место было приготовлено для всех, но не все захотели прийти. Спасение не может быть навязано человеку помимо его воли. Бог , со Своей стороны, ищет спасения всех, но человек, со своей, может и отказаться. Как говорит Христос в Евангелии, «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь» ( Ин 5:40 ) Приведу пример. Допустим, вы сидите в помещении (вроде кинозала) где находится еще много людей. Вдруг в двери заходит человек, который объявляет, что он является представителем мультимиллиардера, который пожелал подарить каждому из присутствующих по миллиону рублей. Деньги уже лежат на именных счетах – их нужно только прийти и снять. Большинство присутствующих просто отмахнется от этого сообщения, как от неуместной шутки. Но некоторые поверят, пойдут и возьмут оставленные для них деньги. Дар был предложен всем, но приняли его только те, кто поверили и пришли за ним. Если разбойник, покаявшийся перед смертью, войдет в рай, а добрый, порядочный человек, умерший без покаяния – нет, не будет ли это несправедливо? Все люди грешны, и никто из нас не заслуживает рая. Рай – это не награда, это дар, обретенный для нас крестной Жертвой Спасителя. На Кресте Он приобрел спасение для всех – и тех, чьи грехи бросаются в глаза, и тех, чья жизнь, на поверхности, вполне благополучна. Вопрос в том, принимаем ли мы этот дар, приходим ли мы на Царский пир или находим причины отказаться. Но разве можно заставить себя поверить? Можно, это вопрос нашего выбора. Проблема иногда возникает из-за того, что люди путают веру и мистический опыт. Мы, действительно, не можем заставить себя переживать мистический опыт, мы можем не испытывать никакого утешения или эмоционального подъема в церкви. Но вера в библейском смысле лежит в несколько другой плоскости. Человек может быть верующим и не иметь мистического опыта. Человек может иметь чрезвычайно яркий эмоциональный опыт, связанный с религией, и не быть верующим в том смысле, в котором говорит Евангелие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Hudiev/...

Тогда как, возлюбленнейшие братия, мы долженствовали страшиться наказаний Божиих грядущих, по крайней мере, надобно устрашиться настоящих и испытанных. Вход к обращению должна открыть нам болезнь, и жестокость нашего сердца должно размягчить уже самое наказание, претерпеваемое нами. Ибо, как по свидетельству Пророка, предсказано: «пройде меч даже до души» ( Иер.4:10 ), – так вот и весь народ поражается мечом гнева небесного, и все падают от внезапного поражения. Смерти не предваряет болезнь, но даже замедлению болезни предшествует сама смерть. Каждый пораженный похищается прежде, нежели обращается к слезам покаяния. Итак, подумайте, каковым предстанет пред лицо праведного Судии тот, кому не было времени оплакать то, что соделал. Потому что жители не по частям вырываются, но равно все падают. Дома остаются запустелыми, на похороны детей смотрят родители, а их наследники впереди их идут к погибели. Итак, всякий из нас должен прибегнуть к слезам покаяния, когда имеем время плакать прежде поражения. Вспомним, что мы учинили по заблуждению и что совершили по нечестию, и накажем все это плачем. Предварим лице Ею во исповедании и, как увещевает Пророк: «воздвигнем сердца наша с руками к Богу» ( Плач.3:41 ). Потому что возвышать к Богу сердца с руками – значит усердие нашей молитвы возвышать заслугой доброго делания. Подлинно дает, дает ужасу нашему упование Тот, Кто через Пророка взывает: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему» ( Иез.33:11 ). Впрочем, никто не должен отчаиваться от необычайности своих нечестий. Ибо застарелые грехи ниневитян очищены тридневным покаянием ( Ион.3 ), и покаявшийся разбойник в самом определении его смерти заслужил даже награды жизни ( Лк.23 ). Поэтому изменим сердца и решимся уже получить то, чего желаем. Судия скорее преклоняется к молитве, если молящийся исправляется в своем нечестии. Итак, при висящем мече столь великого гнева мы станем на непрестанные молитвы. Ибо то несчастье, которое обыкновенно бывает людям неприятно, благоугодно на суде Истины; потому что любвеобильный и милосердый Бог хочет, чтобы у Него молитвами вытребовали прощение мы, на которых Он не хочет гневаться столько, сколько мы заслуживаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010