Пер. мой по изд.: Ралли-Потли, указ.соч., т. 1, с. 255. Следует отметить, что цитируемые св. Фотием Новеллы, касающиеся церковных дел и, в частности, монашеских общин, принимаются им полностью как церковные законы, а потому эти Новеллы заслуживают самого пристального внимания с точки зрения канонического права. Мне неизвестно, существует ли их русский перевод, но несомненно, таковой необходим. Тексты Новелл довольно обширные, и в них затрагивается множество вопросов, касающихся монашеского права, однако, к сожалению, здесь у меня нет возможности подробно проанализировать законодательство, зафиксированное в Новеллах, относительно монашества. Для этого требуется отдельная работа. См.Критическое uздahue:S. Parenti — E. Velkovska. L’Eucologio Barberini gr. 336, Seconda edizione riveduta con traduzione italiana (BELS 80), Roma 2000, с. 19-20. О конкретных сочинениях преп. Феодора, следы которых прослеживаются в уставах Студийской традиции, см. главы «Источники ктиторской части типикона патриарха Алексия Студита» I — II,b монографии А. Пентковского, Типикон, с. 49-104. PG 99, 1821D.Цum. по: Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Часть I. Москва, 2001 (репр.Изд. Санкт-Петербургской Духовной Академии, 1907-1908), с. 52-53. Пер. мой по тексту «Оглашения» 118(поизд. Пападопуло-Керамевса): Θεοδρου Στουδτου ργα, τ. I, ΜεγληΚατχησις (Βιβλονδετερον), κδ. «ρθδοξος Κυψλη», Θεσσαλονκη 1982,Κατχησις118, с. 468. Привожу славянский текст с небольшой корректурой, касающейся окончаний и некоторых трудных слов, для лучшего понимания смысла текста. Как показывает А. Пентковский в своей монографии, глава Типикона Алексия Студита «О поставлении игумена»воспроизводит почти буквально (с некоторымидополнениями) аналогичную главу из Типикона монастыря Патирион в Южной Италии. Как пишет исследователь, «правило об избрании игумена, сохранившееся в типиконе монастыря Патирион, отражает первоначальную редакцию этого текста, предназначенную для Студийского монастыря, о чём свидетельствует надписание именем преподобного Феодора Студита и упоминание в тексте о храме Иоанна Предтечи, который был главным храмом Студийского монастыря» (Типикон, с. 79).

http://bogoslov.ru/article/2736418

Седупий. Поедание к Македонию, предпосланное «Пасхальной песне» Кто не желает и не пытается угодить замечательному суду Синклетикии, священнодевы и служительницы [диакониссы?]? Знатность гордой крови она возвела к славе смирения, чем заслужила право быть принятой в сенат небесной отчизны. Она поистине была храмом, в котором прилично обитать Богу, строгая в посте, укрепленная в молитвах, украшенная целомудрием. Она жадно впитывала Писания, [излагавшие] церковные догматы , так что, если бы ее пол не был лишен свободы, она могла бы учить, ведь в ее женском теле обитала мужская душа. О повседневных делах милосердия [Синклетикии] я воздержусь говорить: ими она занималась, умалчивая о них, равно как и щедро подавала, скрывая это. Orosius Paulus. Historiae adversus paganos. VII. 39. 3–7 CLCLT: CPL 0571: Orosius. Historiarum adversum paganos libri VII (éd. H.-P. Arnaud-Lindet, 1990–1991. Vol. 1–3). Пер. (плат, текст) поизд.: Орозий Павел. История против язычников: Кн. VI–VII/ Пер. с лат. В. М. Тюленева. СПб., 2003. С. 333, 210. «История против язычников» составлена епископом Орозием († после 418) между 416 и 418 одами. Данный фрагмент посвящен «пожилой деве Божией», во время разграбления Рима Аларихом в 410 году спрятавшей священные сосуды, которых, таким образом, она могла касаться, имея церковное посвящение. Возможно, это была диаконисса, хотя момент крайней опасности мог стать уважительной причиной для того, чтобы забрать сосуды любому мирянину, желавшему их спасти. VII. 39. (3) Discurrentibus per Urbem barbaris, forte unus Gothorum, idemque potens et Christianus, sacram Deo uirginem iam aetate prouectam, in quadam ecclesiastica domo repperit, cumque ab ea aurum argentum que honeste exposceret, (4) illa fideli constantia esse apud se plurimum et mox proferendum spopondit ac protulit; cum que expositis opibus adtonitum barbarum magnitudine pondere pulchritudine, ignota etiam uasorum qualitate intellegeret, uirgo Christi ad barbarum ait: (5) «Haec Petri apostoli sacra ministeria sunt, praesume, si audes; de facto tu uideris, ego quia defendere non ualeo neque tenere audeo». (6) Barbarus uero ad reuerentiam religionis timore Dei et fide uirginis motus, ad Alaricum haec per nuntium rettulit; qui continuo reportari ad apostoli basilicam uniuersa ut erant uasa imperauit, (7) uirginem etiam simulque omnes qui se adiungerent Christianos eodem cum defensione deduci. Ea domus a sanctis sedibus longe, ut ferunt, et medio interiectu Urbis aberat.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...