Братия упомянутой обители избрали его своим игуменом, но Савва, избегая почестей, удалился на Афон, где трудился над списыванием Богослужебных книг (как-то: греческой Псалтири и др.). По возвращению с Афона в Россию, он избрал уединённое место (в семи вёрстах от Новгорода, на берегу реки Вишеры) и здесь, по благословению Новгородского архиепископа Симеона (в 1418 г.) устроил незначительный монастырь в честь Вознесения Господня. По устроению обители пр. Савва близ её воздвиг столп и на нём подвизался до смерти, – Преподобный Савва скончался 1 октября 1460 г. (80-ти лет). Мощи его почивают в обители под спудом. В Летописях под 1523 г. сказано: «месяца октября в 1-й день священа бысть церковь в Саввине пустыне Покров Святей Богородице, ту гроб пр. Саввы Вишерского» (VI, стр. 281). Соборным определением 1549 г. установлен в честь его праздник (Митрополит Макарий, т. VIII). В 1552 г. (месяца сентября) «был воевода Феодор Иванович в монастыре в Саввине пустыни у чудотворцева гроба и приложил преподобному немецкий золотой. Игумен Феодосий благословил Князя Феодора чудотворцевым образом Саввиным» (Полное собрание Летописей, III, 156). А под 1571-м сказано: «Месяца июня в 17 день в Саввине пустыни на Вишере реце свящали церковь каменную святые Богородицы, где лежит Савва чудотворец, да и под чудотворцевым гробом новую раку и новый гроб нарежали, после Государеву погрому (при царе Иоанне Грозном), как ратные чудотворцев гроб разломали, на другой, при Московском митрополите Кирилле» «Афанасий Бычков, Летопись, стр. 105). В Уставе церковных обрядов, совершавшихся в Московском Успенском Соборе (1630) под 1 октября сказано: В «лебедь» (колокол) Савве Вишерскому трезвон середний, а поют с полиелеосом». (Тимофеев, Русская Историческая Библиотека, III, стр. 30). Мало сведений сохранилось о пр. Ниле, глубоко чтимом не только в Тверской епархии, но и в других губерниях. Предполагают, что пр. Нил происходил из крестиян Жабенского погоста Валдайского уезда Новгородской губернии. С юных лет он отличался кротостью и стремился к уединённой пустынной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

архиеп. Тобольск. Макария), 1112, 266 (грам. 1618 г. Вологод. архиеп. Макария о послушании новопоставлен. игум. Мисаилу); III, 79 (празднов. в Москве около 1634 г. Дионисию Глушицкому 1 июня; благовест в лебедь, трезвон средний); IV, 850 (Палинодия 1621 г.; 7 октября память преп. Амфилохия Глушицкого, ученика св. Дионисия), 853 (там же; 1 июня память Дионисия Глушиц., нового чудотв.); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1865 г., т. I, вып. 1, 111 (сохранилась надпись на киоте Кирил. Белозер. м-ря, в которой сказано, что образ преп. Кирилла писан преп. Дионисием Глушицким в бытность его в Кириллове м-ре в 1424 г.); 1873 г., т. III, вып. 3, матер. для археолог. словаря, 24 (Дионисий Глушицкий, как иконописец). 767. Глушицкий – Сосновецкий – Дионисиев – Предтечев, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Вологодской губ., Кадниковского у., Кокошиловской волости, в 22 вер. к сев.-зап. от Кадникова и в 7 вер. от села Покровского, при р. Глушице (см. Волости и важн. сел., VI, 246, 744). Основан преп. Дионисием Глушицким в 1420 г. для уединения и погребения братии, вследствие многочисленности братии в Глушицком-Покровском мон., который назывался тогда лаврою. Здесь преподобный ископал себе могилу, в которой погребен по преставлении своем в 1437 г. 1 июня. В 1681 г. в него переведена почти вся братия Покровского мон., а в 1764 г. возведен на степень 3-го класса. В храме во имя Иоанна Предтечи и Дионисия и Амфилохия, построенном в 1745 г., почивают мощи преп. Дионисия и преемника его Амфилохия; память первого чтится 1 июня, второго 12 октября. Здесь же погробен игумен Макарий, скончавшийся около 1462 г. 13 мая; мощи его почивают под спудом рядом с преп. Тарасием. Библиография, см. Глушицкий Покровский. 768. Голгофо – Распятский, мужской скит, ныне церковь Распятия Господня, приписанная к Соловецкому мон., Архангельской губ., Кемского у., в 65 вер. к вост. от Кеми, в 20 вер. к сев.-вост. от Соловецкого мон. и в 3½ вер. от Троицкого-Анзерского скита, в сев.-зап. части острова Анзерского, в Белом м., на круглой, высокой и чрезвычайно крутой, вулканического вида, горе, на которую восходят по винтообразной, нарочно устроенной, дороге. Основан иноком Иовом (Иисус), старанием которого в 1715 г. поставлена церковь Распятия; в ней изредка совершаются богослужения Соловецкими монахами. Архим. Порфирий, “Свящ.-инок Иов, основатель Голг. Расп. скита на Анзер. остр. В мире духовник Имп. Петра I», Спб., 1864 г.; “Ист. Росс. Иер.», III, 102; V, 666; Ратшин, 6; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 66; Козлов, “Архан. губ.», 337; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XXXI, VI (после монаха Иисуса осталось денег 38 руб. и за продажной штоф малиновый 15 руб.); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1840 г., XXXV, 264 (обозр. древн. Русск. памятников).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

– У Лебедя в Тирасполе – 14-я армия, а у меня в Кицканах – " 15-я " … Однажды на торжественное богослужение в день Рождества Христова генерал А. И. Лебедь прибыл в монастырь со своей супругой Инной Александровной и передал братии свой личный подарок. Что находилось в красиво оформленной коробочке со свечой в форме зеленой елочки и приложенному к нему конверте и о чем говорили между собою генерал Лебедь, владыка Викентий и игумен Доримедонт, неизвестно. Присутствовали высокие гости и на монастырской трапезе, где им подавали заливную рыбу, выловленную из монастырского пруда, а также знаменитое вино из погребов обители. Вино это, говорили монахи-молдаване, «по своим качествам вполне могло поспорить с лучшими французскими или итальянскими красными винами». Проводив в тот праздничный день гостей в военный городок Тирасполя, один из старейших кицканских монахов, сидевших за веру в советской тюрьме, с горечью заметил, что генерал А.И. Лебедь в конце торжественной службы не только не перекрестился, но и не приложился к подносимому ему епископом Викентием православному кресту. Этот старец предложил тогда игумену и монахам «молиться о вразумлении генерала». Запомнились и другие высказывания монахов на их родном молдавском языке, которые можно перевести на русский примерно так: «Он (генерал А.И. Лебедь. – Примеч. автора) всегда будет находиться в плену врага рода человеческого»; «враг будет «крутить» им, как хочет» и т.п. В монастырь приезжал не только Александр Иванович Лебедь, рассказывал отец Доримедонт, но и некоторые рядовые воины из 14-й армии, чтобы купить крестики или иконки, тайно посоветоваться с настоятелем о проблемах своей жизни. Игумен Доримедонт, как говорят в верующем народе, «умел судить не осудив». Вместе с владыкой Викентием он помогал и автору анализировать лабиринт страстей и заблуждений, мужественно и по-христиански переживать личную трагедию, связанную с неожиданной кончиной в Страстную седмицу 1992 года супруги в Севастополе и организацией ее похорон в этом городе.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/17/...

– Это кабанья тропа, – сказала сестра Леонида, и я поежилась. Наконец мы прошли кустарник насквозь и вышли на большую поляну. На ней пасся красивый белый копь. Увидев нас, он заржал и пошел к нам, раздвигая высокую траву тонкими белыми ногами. Чем-то он напоминал моего Индрика. – Какой красавец! – Правда? Поэтому мы и назвали его Лебедем. – Откуда он у вас? – Когда-то неподалеку от монастыря был большой луг, и на нем паслись лошади, а среди них Лебедь. Мы с сестрами приносили им хлебе солью, а Лебедь был у пас любимцем – мы уже тогда его так прозвали. После потопа многие животные оказались на нашем острове, в том числе домашние. Мы так обрадовались, когда увидели Лебедя! А это место мы зовем Лебединой поляной. Мы высыпали яблоки в траву. Лебедь подошел, стал подбирать их и так вкусно хрупать, что мы тоже взяли по яблочку и уселись належавший на краю поляны ствол березы. – Сестра Леонида, а я знаю песню про последних лошадей. Я, правда, пою не так, как поют у вас в обители, но бабушка говорит, что слух у меня есть. Хотите послушать? – Хочу. Я спела «Вдоль заката проходили лошади», не забыв объявить, что песня посвящается Елизавете Саккос. Сестра Леонида задумчиво слушала, сложив руки на коленях. Лебедь перестал хрупать яблоки и тоже слушал, как будто понимал, что песня о нем и его собратьях. – Вот и лошади ушли в горы, как Христос повелел. А наш Лебедь уйдет ли с нами? Ведь мы далеко пойдем… – Вы что, в самом деле намерены покинуть этот остров? – Да. Над нами уже кружат вертолеты Экологической службы, а мать Евдокия откуда-то узнала, что экологисты не столько выслеживают опасных животных, сколько охотятся на асов. А ведь мы асы… Словом, пришла пора нам с острова уходить. – Как же вы отсюда будете выбираться? – Не знаю. Это матушка будет решать. – А у вас что же, нет права голоса? – Когда спросят – появится. – Нет в вашей обители никакой демократии! – Что правда – то правда, чего нет – того нет. Хотите я вам спою светилен, который мы будем петь на Успение Богородицы? – Хочу, конечно.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

…Рассказывая в Мюнхене о защите генералом-миротворцем А. И. Лебедем православия на берегах Днестра и о его благотворительной деятельности Церкви, автору запомнились слова, которыми однажды в Кафедральном соборе РПЦЗ подытожил исповедь архиепископ Марк «...Вы у себя на родине предавались страстям и сделали генерала Лебедя своим кумиром. Забыли, что он обыкновенный смертный человек! А о чем гласит евангельская заповедь? – «Не сотвори себе кумира». Далее архиепископ посоветовал внимательно прочитать 117-й псалом. Дома автор открыл подаренную им при освящении квартиры Псалтирь, где нашел такие стихи: «Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей». Примечания: В данной публикации использованы фрагменты 12-й главы «Православие – вера моего народа» из книги автора " О генерале Александре Лебеде и о забытой войне. Записки политэмигранта " . – Мюнхен, 2005, c.68 – 78. — митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь; род.1953) — глава Среднеазиатского митрополичьего округа. Приднестровье в 90-е годы генерал А.И. Лебедь не афишировал свои украинские корни. В российских СМИ А.И. Лебедю, чей отец был украинцем, приписывают такую фразу: «Почему-то я с детства ощущал себя украинцем, хотя на любом другом языке знаю значительно больше слов, чем на украинском». См.: Холодюк А. О генерале Александре Лебеде... – Мюнхен, 2005, c. 20. Автор,не служивший в армии, но имевший звание старшего лейтенанта запаса, в 1992 году был прикомандирован к гарнизонной военной комендатуре. Генерал А.И. Лебедь согласился с просьбой автора — читать в университете лекции и выполнять во время военных сборов все порученные ему корресподентские поручения. См.: «Православная Русь», 1997, N 1. Источник: электронный ресурс Доримедонт (Чекан; 1961 — 2006), с 1998 г. — епископ Единецкий и Бричанский, основавший три монастыря в Единецкой и Бричанской епархии. В 1990 г. Доримедонт назначен наместником вновь открывшегося Новонямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря в с. Кицканы Слободзейского района Молдавии. С 1990 г. – игумен, в 1993 г. возведен в сан архимандрита. Как и генерал А.И. Лебедь, епископ Доримедонт стал жертвой катастрофы, но — автомобильной.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/17/...

В начале 2000-х годов Александр Лебедь, занимая в то время пост губернатора Красноярского края, защищал, оказывается, не только православие, но и ислам. Так, в конце января 2002 года он участвовал в первом заседании Совета мусульман края, где присутствовали муфтий Сибири Зулькарнай Шакирзянов, имам красноярского мусульманского центра и представители краевых мусульманских общественных организаций. По словам Александра Лебедя, «в России, за ее более чем тысячелетнюю историю, никогда не было межрелигиозных столкновений между исламом и православием». В одном из других выступлений на Западе (Женева) он также подчеркнул, что «русские привыкли мирно сосуществовать с мусульманами. И последний царь Николай II велел построить в Москве мечеть на 10 000 человек…» Поэтому Александр Иванович предложил в Красноярске «прилагать все усилия для того, чтобы «мусульмане чувствовали себя на берегах Енисея свободно и комфортно». С этой целью и создали в сибирском городе Совет мусульман края, где представители власти и исламских общин могли сообща решать проблемы, стоящие перед мусульманскими народами региона Кроме того, Александр Иванович предложил заниматься подготовкой мусульманских священнослужителей: «Их нужно готовить здесь, иначе их подготовкой займутся Бен Ладен и Хаттаб». В возрождении «истинного ислама, который, как и любая другая религия, призывает к миру, любви и милосердию, заинтересованы не только мусульмане, но также и другие жители нашего края», подчеркнул в своем выступлении А.И. Лебедь. Однако не все поняли и поддержали губернатора, которого некоторые оппоненты додумались позже назвать... «предателем, желавшим обратить Россию в ислам» В завершении повествования попытаемся подытожить собственные размышления о вере генерала Александра Лебедя. Чужая душа, как говорят в народе, потемки: " Помыслы в сердце человека – глубокие воды " (Притч. 20,5) Вера у невоцерковленного Александра Ивановича, видимо, была. Пусть не такая яркая и полная. И Господь, вероятно, принял этот маленький и укорененный в нем росток православной веры. «Кто не против вас, тот за вас» (Глава 9, стих 40) – это слова Христа, обращенные к Его ученикам в Евангелии от Луки. Только Господь знает те условия и обстоятельства, в которые был поставлен в жизни генерал Лебедь, и только Он ведает все его откровения, мысли, переживания и внутренние порывы. Будем полагать, что вера генерала Лебедя осталась в ведении Бога. Он разберется с ним и со всеми нами. Бог рассудит всех и все себя увидим.

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/17/...

Амвросий сестер шамординских. Замечательно, что в этот свой приезд о. Амвросий, может быть, в предведении неурожаев и других несчастных бедствий, обрушившихся на нашу Родину, приказал изобразить Божию Матерь, сидящею на облаках и благословляющею людей, а под Нею – поле, усеянное ржаными снопами и колосьями. Батюшка велел праздновать поклонение иконе 15 октября. Замечательно, что это был день его погребения. При совершении празднования этой иконе «Спорительница хлебов» им указано читать обыкновенный Богородничный акафист, а припев петь следующий: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». В 1890 году старец опять приехал в Шамордину пустынь и остался там до самой своей кончины. Опять та же ликующая радость сестер, те же поездки по строениям в сопровождении сестер и богомольцев, те же беседы и благословения с тем только различием, что благодаря продолжительности пребывания старца они вместе с ним провели день его Ангела – 7 декабря, Рождество Христово, Новый год и Святую Пасху. Как много впечатлений, как много света и радости! Недаром старец говаривал: «Попомните это времечко!» 1 января, рассказывают сестры, в самый первый день 1891 года, утром, после обедни, батюшка вышел к сестрам особенно задумчивый, серьезный; сев на диван, он неожиданно начал читать стихотворение: «Лебедь на брегах Меандра песнь последнюю поет». «А мы, – шутливо заметил старец, – могли бы так переделать это стихотворение: «Лебедь на брегах Шамандра песнь последнюю поет», – и объяснил, что лебедь поет только одну песнь – перед своей кончиной. Тогда никто не понял печального значения этих слов, а между тем старец предсказал свою кончину в этом году. Предчувствуя ее, он особенно поспешно старался устроить монастырь. Так было построено много новых келий в Шамордине, благоустроен хутор Руднево, о котором старец предсказал, что в нем будет церковь , что и случилось после его кончины. В конце сентября старец заболел болезнью ушей, соединенной с инфлюэнцией, и, постепенно, стал таять.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Амвросий сестер шамординских. 3 Замечательно, что в этот свой приезд о. Амвросий, может быть, в предведении неурожаев и других несчастных бедствий, обрушившихся на нашу Родину, приказал изобразить Божию Матерь, сидящею на облаках и благословляющею людей, а под Нею – поле, усеянное ржаными снопами и колосьями. Батюшка велел праздновать иконе 15 октября. Замечательно, что это был день его погребенья. При совершении празднованья этой иконе «Спорительница хлебов» им указано читать обыкновенный Богородичный акафист, а припев петь следующий: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою, подаждь и нам, недостойным, росу благодати Твоея и яви милосердие Твое». В 1890-м году старец опять приехал в Шамордину пустынь и остался там до самой своей кончины. Опять та же ликующая радость сестер, те же поездки по строениям в сопровождении сестер и богомольцев, те же беседы и благословенья с тою только разностию, что благодаря продолжительности пребывания старца они вместе с ним провели день его Ангела – 7 декабря, Рождество Христово, Новый год и Святую Пасху. Как много впечатлений, как много света и радости! Недаром старец говаривал: «Попомните это времечко!» 1 января, рассказывают сестры, в самый первый день 1891 года, утром, после обедни, батюшка вышел к сестрам особенно задумчивый, серьезный; сев на диван, он неожиданно начал читать стихотворение: «Лебедь на брегах Меандра песнь последнюю поет». «А мы, – шутливо заметил старец, – могли бы так переделать это стихотворение: «Лебедь на брегах Шамандра песнь последнюю поет», – и объяснил, что лебедь поет только одну песнь – перед своей кончиной. Тогда никто не понял печального значения этих слов, а между тем старец предсказал свою кончину в этом году. Предчувствуя ее, он особенно поспешно старался устроить монастырь. Так, было построено много новых келий в Шамордине, благоустроен хутор Руднево, в котором старец предсказал, что будет церковь , что и случилось после его кончины. В конце сентября старец заболел болезнью ушей, соединенной с инфлюэнцей, и постепенно стал таять.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Были придуманы всякие клеветы на Старца. Уже вначале 1891 г. Старец знал, что ему предстоит скоро умереть. 1-го января, рассказывают сестры, в самый первый день 1891 года утром, после обедни, батюшка вышел к сестрам особенно задумчивым, серьезным; сев на диван, он неожиданно начал читать стихотворение: – «Лебедь на брегах Меандра песнь последнюю поет». – А мы, шутливо заметил Старец, могли бы переделать так: «Лебедь на брегах Шамандра песнь последнюю поет» – и объяснил, что лебедь поет только одну песнь – это перед своей кончиной. Тогда никто не понял, что он говорил о себе, о своей кончине в том году. Предчувствуя ее, он особенно поспешно старался устроить монастырь. Так было построено много новых келлии в Шамордине, благоустроен хутор в Руднево, в котором Старец предсказал, что будет церковь , что и совершилось после его кончины. В конце сентября Старец заболел болезнию ушей, соединенной с инфлуэнцией и постепенно начал таять… Между тем недовольный архиерей собирался лично явиться в Шамордино и в своей карете вывезти Старца. К нему обращались сестры с вопросами: «Батюшка! Как нам встречать Владыку?» Старец отвечал: «Не мы его, а он нас будет встречать!» – «Что для Владыки петь?» Старец сказал: «Мы ему пропоем аллилуия». И действительно, архиерей застал старца уже в гробу и вошел в церковь под пение «аллилуия». Траурная процессия с гробом старца, сопровождалась более чем тысячной толпой. Шел дождь, но свечи не гасли. По дороге из Шамординой в Оптину Пустынь останавливались у каждой деревни и служили литию. На другой день  было совершено отпевание архиерейским служением и произнесен ряд знаменательных слов. Смерть старца была всероссииским горем, но для Оптиной и Шамордина и для всех духовных чад оно было безмерно. Шамординский монастырь со строющимся собором, с его множеством насельниц, детским приютом и призреваемыми калеками остался без своего попечителя и прилива средств. Но вот, что нам стало известно из бесед с шамординской монахиней м. Александрой Гурко. Чайный торговец Перлов с семьей были в числе духовных чад старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Приглашенному на это заседание генералу А.И. Лебедю, выступившему в актовом зале с короткой речью, подарили Библию и большую икону Казанской Божией Матери. Эти дары с букетом цветов вручила представительница Бендер, чье лицо многие верующие видели у свечного ящика в Преображенском соборе и в окошке церковного киоска в районе городского рынка. Вдруг эта женщина под аплодисменты собравшихся поцеловала генерала в щеку и поклонилась ему. Затем последовали поцелуи и некоторых других женщин, сидевших в президиуме и в первом ряду зала. Они поднимались на сцену и дарили Александру Ивановичу цветы и новенькие нательные крестики, недорогие медальоны, картонные иконки с ликами святых Александра Невского или Георгия Победоносца. Стоявший в неподвижной позе 42-летний генерал был откровенно растроган неожиданными поцелуями женщин, что было заметно по его немного покрасневшему лицу. Далее, прижав к груди православную икону, он молча поклонился аплодирующей ему публике. Заслуги генерала А.И. Лебедя в деле разрешения конфликта между Кишиневом и Тирасполем и восстановления хрупкого мира на левом берегу Днестра и в Бендерах, признавали все, за исключением высшего руководства Приднестровья. Местное радио ни разу не предоставляло ему микрофон для выступления. Одни тираспольчане знали, другие догадывались, что командарм Александр Лебедь и лидер приднестровского региона Игорь Смирнов не ладили между собою, однако все надеялись, что Бог их рассудит. Благодаря богатому военному и жизненную опыту молодой генерал А.И.Лебедь достаточно быстро и смело разобрался в сущности разногласий кишиневских и тираспольских политиков и в причинах приднестровских трагических событий. Подчиненные ему офицеры и военнослужащие откровенно побаивались его, называя между собою Александра Ивановича «папой» и «командующим от Бога», а в народе генерала героизировали и даже боготворили. В его харизме ярко проявлялись некая жестокость, суровость и грубость командирского голоса. В Приднестровье русскоязычное население поверило в него, как в патриота и защитника Отечества, смелого миротворца, прямого и честного российского генерала

http://ruskline.ru/analitika/2024/01/17/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010