Продолжили такими же разговорами, какие обычно ведет отец Сергий со своей интернет-аудиторией. Говорит – если отбросить детали – практически об одной любви. О той, которая, по убеждению многих, «не жилец на этом свете». Но у автора она сидит на плече, обнимает за шею, прижимается тепло и доверчиво. Может, на «этом свете» она и не жилец, но ведь есть еще «тот». Поговорили о женской доле и женском призвании, о священнической избранности и слабости. О том, что такое «быть как дети». Точно так же, как о любви, – не через постулаты и пафос, а через сценки с «мироносицами» и батюшками. «…Действительно, священники Христовы, «профессиональные» клирики (подмывает сказать: особенно нынешние) – самые отвратительные из человеков. Это осознание, иногда невыносимое, – как плата за то, что во время Литургии они бывают самыми счастливыми из людей». «…Женщины, женщины… Такое впечатление, что все в стране на себе тянут женщины. Так и хочется возгласить: «о бабоспасаемой стране нашей Российской…». Конечно, легче всего на слух воспринимается юмор. Миниатюр, дающих повод для улыбки, в книге много. На презентации читали, разумеется, и такое: Некто батюшка всем подходящим на Причастие с младенцами говорит: «Кладите младенца на правую руку… Держите, как грудью кормите». Подошедший мускулистый мужчина с младенцем в руках кататонически застывает и задумывается над рекомендацией… Батюшка (иеромонах) служит в небольшой деревне, рассказывает: благодетели пожертвовали на Пасху подарочков «на храм»… Раскрывает увесистую сумку: она полна бюстгальтеров. Много в ЖЖ и книге отца Сергия Круглова и грустного – о реакции пользователей Сети на наводнение в Минусинске после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, о людях, живущих в доме инвалидов и подающих в «родительский день» на панихиду записку со строчкой «Мамы (не помню)». Много диалектных слов типа «дитя урасило» и сносок (т.е. капризничало, упиралось) – отец Сергий не забывает сибирской речи, впитывает ее от прихожанок, ладных и крепких старушек. Он не стесняется написать, как во время исповеди принюхивается: «из-под епитрахили «пахнет вареной морковкой – так по-домашнему».

http://pravmir.ru/svyashhennik-sergiy-kr...

Пожалуй что так. И не то чтобы ругать нечего было вокруг — ещё как было-то! Но уж с каким-то болезненным сладострастием злорадствовали. И ничего как будто доброго, по ихнему если, даже и быть не могло — один вздор. То особенно у меня недоумение вызывало, что иных (или лишь казалось мне?) особенно подмывало самих себя за то посечь, что они русские люди, — самые что ни на есть русские с особым рвением себя за свою русскость ошельмовать и изничтожить старались. Экая прыть! Странная мысль мне в ум забрела: они же самоутверждаются эдаким-то манером. Оттого я ими забавляться шёл, что не верил ни на грош. Может, и не прав я? Но куда, помниться, ни придёшь — везде: шу-шу-шу, шу-шу-шу, и всё с понимающими улыбочками, с хохотком, с видом посвящённых в некие тайны запредельно-политические — и противно становилось. А справедливо, признаться, некоторые говаривали. Только тут такая боль иногда, что кричать хочется, а они с издёвкой, да с ухмыльным удовольствием, что вот-де как плохо всё, а и хуже того станет, так что попомните, мол, наши слова. И не сказать, чтобы не правы вовсе оказались, то-то и горько, что ох как правы... А тогда мне всё просто суетой представлялось: зависеть — ни от кого же ничего не зависит, нечего и воду в ступе толочь. Потому и не видел я разницы между Ростом и тем же Гранильщиковым: каждый лишь о своей выгоде пёкся, а не о деле. Ну а позабавиться — отчего же и нет? Мы с Шерманом с краешку примостились в зале (Рост для своей затеи актовый зал приспособил), чтобы при случае сбежать легче было, если не слишком развлекательно всё пойдёт,— и изготовились внимать и взирать. Рост в президиуме засел в одиночестве, такой важный, что и не сунешься к нему запросто: даже издали глянуть — и то оторопь берёт. Выглядеть — он всегда умел, не отнимешь. Говорить он тоже насобачился. Веско, доказательно. Как будто и не от себя, а от имени некоей важнейшей истины, каковая и над ним, и над всеми нами вообще, даже и над всем родом людским пребывает, так что нет ни одного индивидуя, чтоб он хоть вровень с той истиной оказался, а посему нужно подчиниться ей раз и навсегда, так чтоб уж безусловно даже и от себя отчасти отречься — а в подчинении означенном высшая-то свобода всех индивидуев и состоит, что кстати подтверждается известным положением диалектики, берущем начало ещё у Спинозы, но не того Спинозы, какой кренделя ногами наловчился выписывать мастерски, а Спинозы-часовщика, измыслившего между делом весьма премудрые догадки, хоть и не поднялись они до нынешних высот, где именно и царит та истина, от имени и по поручению которой Рост предупреждал почтеннейшую публику о грозящей им, и истине и публике, опасности в лице некиих злоумышленников, мешающих утвердиться оной истине в умах оной же публики — так чтобы уж отныне и навеки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Но этот период проходит, просто получше себя надо помнить. Мне повезло в этом плане, потому что мне было 25 лет, когда я взяла опеку, и я еще хорошо себя помнила. И надо сказать, что они были лучше чем я, в их возрасте. Это совершенно точно. Они не делали тех грехов, которые делала я, выросшая в православной семье. Мне кажется, что в приемной семье все зависит от вашего отношения. И я хочу сказать, что дети сейчас мои друзья. Мы встречаемся с ними в кафешке, болтаем, я и своими трудностями с ними делюсь, они принимают участие в моей нынешней деятельности, сопереживают. А Вы позволяли своим дочерям контакты с кровными родственниками? Я не могла оградить от контактов с матерью одну свою девочку, самую сложную, потому что она все время убегала, она с детства была сложной девочкой. И я жалею об этом, потому что мама ее жила «весело», без документов, нигде не работала, ее содержал мужчина, с которым они вместе выпивали. Моя дочка видела, что такая жизнь вполне реальна, когда человек ни о чем не заботиться, ничего не делает, живет себе припеваючи. К тому же, когда мама выпивала, она становилась особенно доброй, и дочери можно было все. Мать приезжала пьяная, вручала ей какие-то похабные журналы, снабжала ее сигаретами. Но девочка при этом ее очень любила и за нее переживала. Когда мама лежала в больнице мы за ней ухаживали, подмывали ее, так как она была лежачей больной, обрабатывали, кормили с ложечки. В конце концов, она умерла, и мы ее похоронили, но она успела посеять зерна … нехорошие, которые так и не вывелись. А с родителями других детей? Во-первых у нас не так много было родителей, они быстро все умерли. Основной причиной было, конечно то, что они выпивали, но умирали они не от цирроза печени в своей кровати. Смерти были несчастные, кого-то электричкой сшибло, кто-то в ванной утонул, кого-то убили. Потом сами родители не очень хотели общаться. Да и мои дети были уже большими, своих родителей они знали и тоже не горели желанием. А что бы Вы посоветовали приемным родителям, стоит разрешать общаться детям с кровными родителями или лучше запрещать?

http://pravmir.ru/desyat-let-na-odnom-dy...

(вып. I). Разыскания Ундольского были настолько успешны, что в его реферате насчитывалось уже 10 поучений и похвальных слов, с уверенностью приписанных им Клименту, причем здесь указывались списки их по рукописям русских, преимущественно московских, библиотек. Ундольским были отмечены: три поучения, найденные им в лаврском сборнике XII в. – 1) заповедания о праздьницех, 2) поучение на память апостола или мученика, 3) поучение на св. воскресение; 4) поучение на Преображение Господне в пергам. списке Пролога XIII в. библиотеки Моск. Синод. Типографии 11 (теперь – 173); 5) похвала Лазарю в бомбиц. сборнике XIV в. библ. Μ.П. Погодина (=И. П. Б., собр. Погодина. 857, XV в. ?); 6) похвала на Преставление Пресв. Богородицы в Ч.-Минее библ. Троицкой Лавры XVI в. 6 (по старому каталогу; в настоящее время – 680); 7) слово похвальное на память блж. Захарии и о зачатии Св. Иоанна Крестителя в торжественнике Архива Минист. иностр. дел XVI в. 919 (нынешн. – 451); 8) похвала св. Клименту Римскому в сборниках библиотеки гр. Ф.А. Толстого I, 422 – XVI в., и II, 489 – XVII в.; 9) слово похвальное бесплотным Михаилу и Гавриилу в ркп. библиотеки Воскресенского Новоиерусалимского мон. 140 (по каталогу Сахарова; ныне – 107?) XI в.; 10) похвала св. Димитрию Мироточцу в Ч.-Минее Моск. Дух. Академии XVI в. Все —539— эти произведения в указанных списках имеют имя Климента в надписании, за исключением только поучения на память апостола или мученика (2), которое в древнем сборнике стоит между двумя несомненными поучениями Климента и, по содержанию и форме, так тесно связано с ними, что принадлежность его этому автору вполне очевидна. Спустя месяц после чтения реферата Ундольский в заседании того же Общества 22-го декабря 1845 г. посвятил своих ученых слушателей в выработанный им план издания сочинений Климента. После представления им 26-го января следующего года образцов алфавита, формата и бумаги проектируемого издания Общество решило: «приступить к напечатанию сочинений Климента епископа Словенского под редакцией действ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

312. т. е. в виде ношения золота на шее. 313. Город в Галлии, нынешняя Piacenza. 314. Город в Цизальпинской Галлии, нынешняя Bologna. 315. Африканская страна на берегу Средиземн. моря, нынешн. Фец и Марокко. 316. В храм для слушания проповеди. 317. Т. е. где дается обет девства. 318. Maforte — монашеская одежда, употреблявшаяся в древности главным образом в египетских киновиях. Ею покрывались шея и плечи, и видом своим она походила на современный капюшон. 319. Срвн. блаж. Августина lib. IV, De Doctr. Christ, с. 21. 320. Здесь разумеется та лань, которая внезапно оказалась под ножом жреца вместо Ифигении, дочери царя Агамемнона. Cret. lib. I; Eurip. in Iphigenia in Aulide; Ovid. lib. XII Metarn. 321. Т. е. тот, по которому дева опять должна подвергнуться публичному позору в доме разврата. другой. Таким образом, святые мученики оказали друг другу взаимную услугу: одна положила начало мученичеству, а другой довершил его. 322. Второй половины этого выражения в Библии нет. 323. т. е. Ливерий. 324. т. е. Церковь. 325. т. е. у замужней и вдовицы. 326. Собственно добрая наставница, какой была Ноеминь. 327. т. е. безбрачие. 328. т. е. брак. 329. т. е. чувство и сердце. 330. разумеется любовь к первому супругу. 331. с Лией. 332. т. е. к Рахили. 333. Источник: Творение св. Амвросия, епископа Медиоланского. Об обязанностях священнослужителей (De officiis ministorum)./пер. с латин. Гр. Прохорова под ред. Л. Писарева. — Москва — Рига: Благовест. 1995. — 412 с./Об обязанностях священнослужителей. Книга 1. — 33–203 с. 334. Так, напр., определяют год рождения св. отца — Fessler, Institutiones Patrologiae, Oeniponte, MDCCCL, 661–662, Förster, Ambrosius, Bischof von Mailand, 1884, S. 19; Sehmidt, Ambrosius, seio Werk de oificiis libri III nnd die Stoa. Augsburg, 1897, s. 5; Alzog указывает (Grundriss der Patrologie, Freiburg in Breisgtu, 1888, S. 370) время рождения между 335–340 г.г. наконец Baunard (Geschichte des heiligen Ambrosius… iibersetzt von Iogann Bitte, Freiburg im Breisgan, 1873. S. 4), Nirschl (Lehrbuch der Patrologie und Patristik, Mainz, 1881, t. II, s. 368), Kellner (der beilige Ambrosius, Bischof, von Mailand, ais Erklaler des alten Testam entes, Regensburg, 1893, s. 8). Другие относят рождение св. Амвросия к 340 г.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

«Чин» патр. Филофея и нек. груз. памятники (Вступ. гл., 378) не имеют на утрене сугубой ектении, а только просительную [ 845 ]. Когда Евангелие читалось на утрене после великого славословия, сугубая ектения начиналась «Рцем вси» [ 846 ] (ср. ныне в Великую субботу). Старопечатные и нынешн. греч. Евхологии: «Помилуй нас Боже… Еще молимся о братиях наших… Еще молимся о блаженных создателех… Еще молимся о милости, жизни, мире… Яко милостив…» [ 847 ]. В Моск. Служеб. 1602 г. (=старообр.), Служебнике Петра Могилы, Моск. 1647 и 1658 г. и Иератиконе — как на вечерне, только начиная с «Помилуй нас Боже» [ 848 ]. Иератикон о ктиторах + «блаженных». Произнесение ее Сугубую ектению на утрене Типикон назначает произносить иерею или диакону (Служебник: диакон или иерей) — первое, должно быть, при отсутствии диакона. «Чин патр. Филофея» и Служ. П. Могилы — диакон. Просительная ектения на утрене Возглас просительной ектении на утрене уже не тот, что на вечерне, как и вообще просительная ектения всегда употребляется с новым возгласом. Возглас ее на утрене: «Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси» заключает ту же мысль, что и вечерний («Яко Благ и Человеколюбец»), но в усиленной степени, и близок к возгласу сугубой ектении. После себя просительная ектения и здесь, как и всегда — на вечерне и литургии, — имеет преподание мира и главопреклонение с тайной священнической «молитвою главопреклонения», отличной от таковой же на вечерне и литургии и заключающей в себе прошение о прощении грехов вольных и невольных и о даровании мирных и премирных благ (большее, чем на вечерне, где — о сохранении от греха, диавола и плохих мыслей). Возглас этой молитвы усиливает до последней степени все усиливаемую прежними возгласами мысль о милости Божией: «Твое бо есть еже миловати и спасати». Историческая справка На утрене Апостольских Постановлений (IV–V b.) просительная ектения еще более нынешней приспособлена к утру и помимо этого разнится, хотя незначительно, от вечерней ектении (Вступ. гл., 137) молитва главопреклонения там совершенно другого содержания, чем нынешняя (137); но во всех ркп. Евхологиях и др. памятниках молитва главопреклонения — нынешняя (см. выше, 622). ОТПУСТ Чин отпуста

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Комиссия сочла также необходимым в летнее время исследовать фундамент и обязала церковный совет произвести дренаж в случае обнаружения подмыва здания грунтовыми водами. 23 ноября вновь грозное предупреждение – прекратить использование до проведения ремонта. В акте также указано, что председатель церковного совета выразил несогласие с этим решением, отстаивал мнение об отсутствии опасности обвала сводов, просил отсрочки ремонта до сентября 1930 года. К сожалению, партия требовала более решительных действий. 9 мая 1930 года храм был закрыт. Мотивировка самая незамысловатая: верующие отказались от капитального ремонта здания. Долгие годы в храме размещалась пекарня, затем здание стало собственностью связистов. Надо сказать, несмотря не все грозные предупреждения представителей советской власти об обвале, здание простояло еще 70 лет до момента реставрации. Само время доказало лживость и лицемерность политических решений. Пронес свой крест до конца По крупицам собирая материалы по годам гонений на РПЦ на территории современной Югры, я открыла для себя имя еще одного удивительного человека – священника Воскресенского собора Березово Александра Тоболкина. Александр Александрович Тоболкин родился в 1892-м году в Тобольске, о чем свидетельствует его фамилия. С 1912 года «служитель культа». В гражданскую служил переписчиком в штабе армии Колчака. Из материалов дела не ясно, но можно предположить, что в Березово Тоболкин в начале 1920-х годов оказался, «скрываясь от правосудия», как писали в те годы газеты. Далекий захолустный городок казался тогда чуть ли краем света. Циркуляры и распоряжения новой власти доходили сюда с огромным опозданием. Неслучайно именно здесь в 1937-м году еще действовал единственный храм на тысячи километров, проходили богослужения. Стоит отметить, что в 1920-30-е гг. в это северное село стали прибывать партии репрессированных, среди которых обязательно был какой-нибудь «отставной» священник. Воскресенский собор Отец Александр Тоболкин служил в Березово с 1922 по 1927 годы.

http://pravoslavie.ru/109303.html

Со временем собор сделался усыпальницей рязанских князей и правителей. Там похоронены рязанские князья: Василий Рязанский, Федор Ольгович, Иван Федорович, Василий Иванович, Федор Васильевич и другие. Старый Успенский собор просуществовал до конца 16 века, продолжая служить усыпальницей Рязанских князей. В 1564 году Рязанский кремль становится резиденцией Рязанского архиепископа, но через 30 лет церковные власти уже поставили вопрос о перестройке собора, который казался им слишком тесным. Расширение собора продолжалось с 1598 по 1606 годы при архиепископе Митрофане. Тогда же в церкви был устроен придел в честь Федора Тирона. В 1609 году, в смутные времена, святитель Феодорит, Архиепископ Рязанский и Муромский совершил обретение и перенесение св. мощей святителя Василия первого епископа Переяславля - Рязанского от Борисоглебского собора в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского кремля. Нетленные св. мощи угодника Божия св. Василия, были положены с левой стороны у алтаря под спудом, где они почивают и ныне. Со временем над местом их погребения была устроена серебряно-позолоченная рака с сенью. В 1609 году в собор были перенесены мощи Святителя Василия из церкви Бориса и Глеба. Согласно документам 1668 года, собор имел в длину и в ширину по шесть саженей. Он находился всего в трех саженях от городской стены, за которой протекала река Трубеж. Это создавало опасность подмыва почвы, отчего оседала не только крепостная стена, но и северная стена собора. Опасения за дальнейшую сохранность храма вызвали необходимость построить новый, ещё более крупный собор в более безопасном месте. В 1702 году был выстроен новый большой Успенский собор, а старое здание церкви осталось на прежнем месте. В 1753 году старый Успенский собор был освящен в честь Рождества Христова, и поныне он носит такое название. За много лет здание храма многократно перестраивалось, отчего менялся облик самого здания. И всегда находились поводы для реконструкции церкви. Так, в 1776 году новые церковные своды обрушились, и началась новая перестройка.

http://sobory.ru/article/?object=00871

Смоленским Иосифом Солтаном, в благословение вновь созидаемой им обители. В местном западно-русском населении, без различия исповеданий, она пользуется глубоким почитанием; не только православные, но и католики и лютеране приходят в Супрасльский храм для молитвы пред нею, и в памяти местного населения хранится немало сказаний о чудесной помощи по молитве пред этою древней святыней обители. В настоящее время эта св. икона, покрытая серебряною, вызолоченною ризою с драгоценными камнями, стоит в деревянном изящном киоте в Благовещенском храме за левым клиросом, у колонны. Кроме неё в мон. есть еще древняя и чтимая Владимирская икона Божией Матери. По местному преданию, эта св. икона подарена митр. Иосифу Солтану для Супрасльского мон. вел. кн. Литовскою, Еленою Ивановною, дочерью князя Московского Uoahha III -го и супругой Литовского князя Александра. Драгоценною святынею мон. также являются частицы древа животворящего креста Господня и присланные в 1750 г. папою при особой грамоте кости св. муч. Иустина. При мон. школа, странноприимный дом и Благовещенское братство, открытое в 1893 г., с целью укрепления духа православия и развития самосознания русской народности в окрестном населении. Е. Борисоглебский Коложанский , 2 кл., в г. Гродно. Основан ок. 1480 г. В 1854 г. перенесен на настоящее место, в здания бывшего католического мон. бернардинов, основанного в 1621 г. В Борисоглебском храме находится весьма чтимая Коложская икона Богоматери, перенесенная в 1853 г. из обрушившейся тогда, вследствие подмыва р. Немана, Борисоглебской церкви в Коложе (предместье г. Гродно), построенной там еще в первой пол. XII в. Эта св. икона по своему письму может быть отнесена к XVII в. и представляет собой копию Виленской иконы Одигитрии (см. Троиц. мон. Литов. еп.). При мон. школа и приют для сирот. Успенский Жировицкий, 2 кл., в 9 в. от г. Слонима, в м. Жировицы. Основан во 2-й пол. XVI в.; с XVII в. до 1839 г. был в унии. В храме Успения находится празднуемая в мон. 7 мая чудотворная Жировицкая икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Киевская епархия Мужские: Виноградский Свято-Успенский , зашт., в 45 в. от г. Черкасс. Основан в пол. XVIII в. В. Выдубицкий Михайловский , 1 кл., в Киеве, на окраине города, у самого бер. р. Днепра. Основан вел. кн. Всеволодом Ярославичем в пол. XI в. на том месте, куда во время крещения киевлян приплыл низверженный идол Перун. «Выдыбай (выплывай), наш боже» кричали язычники; отсюда и название мон. – Выдубицкий. Каменная церковь Архистратига Михаила построена вел. Кн. Всеволодом, но алтарная часть вследствие подмыва Днепра обрушилась и возобновлена митр. П. Могилой. В XVII в. в нем водворена была уния; в 1637 г. очищен от униатов. В церкви св. Георгия пред иконой этого святого находится ковчег с частицами мощей: св. Георгия, вел.-муч. Варвары, Иоанна Дамаскина и др.; в церкви Преображения Господня обращает на себя внимание вырезанный в виде родословного дерева иконостас, среди ветвей которого изображены праотцы Иисуса Христа по плоти, в положении возлежащих. Из других достопримечательностей мон. обращают внимание: Евангелие Львовской печати 1636 г. и служебник 1629 г. При мон. дом для призрения бедных престарелых священнослужителей, приют со школой для детей бедных родителей и сирот всех сословий. При приюте состоит школа ремесленного труда – столярного, малярного, кровельного и портняжного, и школа церковного пения, а также лечебница с постоянными кроватями. Голосеевская пуст., в 8 в. от Киева, приписанная к Киево-Печерской лавре. Основана в 1631 г. митр. Петром Могилой , устроившим здесь церковь во имя св. Иоанна Сочавского. С 1845 г. здесь была построена церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В настоящее время эта пустынь служит местом для летнего пребывания Киевских митрополитов. Здесь находится небольшая гостиница и главный хозяйственный двор Лавры. Занимаемая пустынью местность отличается замечательной красотой. Екатерининский Греческий , 2 кл., в Киеве, на Подоле; зависит от Синайского Екатерининского мон. Основан в 1748 г. проживающими в Киеве греками. В церкви св. вел.-муч. Екатерины замечательны: Тихвинская икона Божией Матери, принесенная в Киев в 1740 г. из Финляндии и древний образ св. Николая чудотворца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010