С 15 лет Валентина стала заведующей молочно-товарной фермой: смышленую и ответственную девушку на эту должность избрали сельчане, сказав: «Валюша, мы тебе поможем!» Но, главное, ей, не утратившей веру, пришлось своим личным примером учить вере в Господа других людей. Свое церковное служение матушка начала в селе Дор Буйского района Костромской области. С шести лет она читала в храме Трисвятое и Апостол, для чего девочку ставили на стул. C 1940 года Валентина трудилась псаломщицей в разных храмах Костромской земли, в селе Княжеве, в Нерехте и в подмосковной Кашире, где она приняла монашеский постриг по благословению схиигумении Варвары (Трофимовой), настоятельницы Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря. Тем самым молодая монахиня, нареченная Ангелиной, исполнила волю своей матери Александры, которая всю свою жизнь сама думала о монашестве — если не для себя, то хотя бы для кого-нибудь из своих детей. В 1991 году дочь матушки монахиня Иннокентия из Пюхтицкого монастыря получает благословение на игуменское служение в Костроме. Вместе с матерью ей предстояло, казалось, невозможное — полное возрождение Богоявленско-Анастасииного Костромского женского монастыря. О необычайном благолепии храмов этой некогда славной обители говорил сам Иоанн Кронштадтский. Новоприбывшим монахиням было трудно. В воссозданной обители она занимала должность благочинной, а в созданном Успенском подворье в селе Домнине Сусанинского района — должность старшей сестры. В 1994 году монахиня едет в родные буйские боры — в Макариево-Писемский монастырь, куда еще в детстве приходила молиться. И опять перед ней встала непростая задача — воссоздать по воле священноначалия обитель. При этом не просто управлять монастырем, но попытаться вернуть ему утраченное значение одного из духовных центров края. Главный храм обители — Спасо-Преображенская церковь — один из немногих на Костромской земле, который действовал даже в военные годы. Многие приходили к мощам преподобного Макария помолиться о судьбе родных-фронтовиков. Однако и эту церковь не миновала общая печальная участь.

http://e-vestnik.ru/obituaries/shiigumen...

Ныне существующая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях была построена в 1762 г. известным московским архитектором Карлом Бланком. Карл Иванович, мастер барокко и раннего классицизма, подарил москвичам не один замечательный памятник архитектуры. По его проектам в Москве был построен целый ряд православных храмов, но, к сожалению, не все они уцелели. Сам зодчий долгое время жил на Рождественке, по всей видимости — во владениях графа И.И. Воронцова. Именно Воронцов стал храмоздателем церкви в Звонарях. Но храм на Рождественке впервые появился задолго до XVIII в. В старину здесь находился «Убогий дом», куда для погребения свозили людей, не имевших родственников, умерших несчастной смертью, на улице, а при нём находилась деревянная Никольская церковь, получившая имя Николы Божедомского. Позже, когда все «убогие дома» были переведены на окраины города, храм стал приходской церковью Звонарской слободы и стал именоваться «Никола в Звонарях»: звонари кремлевских колоколен и церковные сторожа издавна облюбовали себе высокий левый берег реки Неглинки неподалёку от Рождественского монастыря. Церковь несколько раз горела, ее восстанавливали вновь, а в 1657 г. она была отстроена в камне. Спустя сто лет принимается решение храм перестроить. Тогда и была возведена новая церковь Святителя Николая Чудотворца в Звонарях, известная нам сегодня. Она сооружена в стиле барокко с элементами классицизма и состоит из двухпридельного храма с главным Благовещенским престолом и придельным во имя Николая Чудотворца, а также более поздней двухпридельной трапезной и колокольни. На вытянутом четверике возвышается стройный восьмерик, увенчанный небольшой луковичной главкой. Храм декорирован белым камнем, пышными капителями и крупными наличниками, украшенными головками серафимов. Во время Отечественной войны 1812 г. здание пострадало, в результате чего были перестроены каменная ограда и два крыльца. Тогда же церковь получила новую трапезную и колокольню в классическом стиле. В 1933 г. храм был закрыт. Первоначально в нем устроили склад, а позже здание передали Московскому архитектурному институту, и здесь разместилась кафедра рисунка МАРХИ. В 1994 г. церковь возвратили верующим, и начались работы по восстановлению и реставрации храма. В это же время патриархом Алексием II было принято решение о создании подворья Пюхтецкого монастыря в Москве, а в качестве храма для подворья была выбрана церковь в Звонарях. Любопытна история иконы Божией Матери «Взыскание погибших», которая сегодня находится в Никольской церкви: она чудом уцелела благодаря пожилой прихожанке, которая сберегла ее и передала в Пюхтицкий женский монастырь неподалеку от Таллина. После учреждения подворья Успенского Пюхтицкого женского монастыря икона с почестями была возвращена в церковь Николы в Звонарях.

http://sobory.ru/article/?object=04845

Среди опасностей, возникающих на пути приобретения добродетели послушания, архиепископ Феофилакт отметил желание псевдостарцев подавлять критическое мышление своих учеников. Владыка Феофилакт напомнил, что личность учителя становится исключительной и недоступной для рассуждения именно в сектах, в том числе и псевдоправославных. В отношениях духовника и новоначального монаха послушание последнего возможно только в той мере, в какой он видит и воспринимает опыт послушания своего старца Господу и Спасителю Христу. Послушание, как и навык молитвы, лучше всего передается не поучением, а собственным примером. «Послушание есть средство обучения молитвенному деланию. В то же время молитва — средство, приводящее наш ум и сердце в благословенное послушание Самому Богу. И здесь цель и средство меняются местами. Благословенное послушание Спасителю во все дни жизни становится целью внутренней молитвы», — заключил архиепископ Феофилакт. Игумения Анастасия (Мордмиллович), настоятельница Казанского женского монастыря г. Калуги, в докладе «Послушание — основной монашеский обет» подчеркнула, что послушание есть не что иное, как закон жизни человека, с помощью которого он должен воплотить замысел Божий о нем. Небесная иерархия подчинена закону послушания: все Небесные Силы, в т.ч. архангелы и ангелы, живут радостным послушанием Богу, отметила докладчица. Далее игумения Анастасия привела святоотеческие высказывания о необходимости для монашествующих исполнения обета послушания. «Исполнение обета послушания оберегает монаха от всех козней врага, хранит, поддерживает, утешает и радует в течение всего следования по тесному монашескому пути», — заключила матушка Анастасия. В ходе второй секции круглого стола «Что такое жизнь в послушании» (на примерах житий святых и подвижников благочестия XX века, а также личного общения с духовно опытными наставниками), участники заслушали выступления: митрополита Почаевского Владимира, наместника Успенской Почаевской лавры; протоиерея Александра Чеснокова, клирика храма святителя Николая г. Краснодара; иеромонаха Рафаила (Янкевича), насельника Санкт-Петербургского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря ; игумении Филареты (Калачевой) , настоятельницы  Успенского  Пюхтицкого  ставропигиального женского монастыря (Эстония); игумении Елисаветы (Евдокимовой), настоятельницы Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской епархии . Докладчики поделились воспоминаниями о жизни в послушании у старцев и рассказали присутствовавшим о подвижниках благочестия, память о которых хранят их обители.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5231533...

В послевоенный период богослужения совершались в деревянной пристройке, а в 1969 году по благословению митрополита Таллинского и Эстонского Алексия (ныне усопший Святейший Патриарх Московский и всея Руси) протоиереем Василием Бориным началось восстановление храма. Поначалу отцу Василию было очень трудно. Село разбито в войну, сохранилось только несколько зданий. Рядом с развалинами каменного храма стояла маленькая деревянная церковка, где он и служил. Он все расчистил, разобрал завалы в храме, все село работало на расчистке: и мужчины, и женщины. Днем работает, а вечером всенощную служит, со своими богомольцами молится. Никого у него в помощниках не было: ни второго священника, ни дьякона. И причащал, и отчитывал, и молебны служил, и соборовал — все один. Народ к нему пошел. Господь наделил его даром исцелять болезни душевные и телесные он отчитывал людей, имел на это архиерейское благословение и благословение ныне прославленного святого преподобного отца Симеона Печерского. К отцу Василию в Васкнарву приезжало много людей из Петербурга, Москвы — отовсюду, везли вещи, иконы, материалы. Появились портнихи, маляры, штукатуры, повара... Кто шьет облачения, кто стряпает, кто штукатурит, красит, кто дрова пилит. Нашлись и художники, которых он сразу поставил орнаменты расписывать, а в дальнейшем приступили и к настенной росписи в Никольском приделе. Освящение престола главного придела во имя Илии Пророка совершил 15 октября 1978 года митрополит Алексий. Отец Василий прослужил в этом храме до самой кончины, наступившей 27 декабря 1994 года. Через пять лет после кончины отца Василия был возобновлен крестный ход из Сыренца в Пюхтицы. По благословению Митрополита Таллинского и всея Эстонии Корнилия 26 августа 1999 года православные жители Васкнарвы впервые за много лет повторили путь своих предков, шедших на праздник Успения Божией Матери на Святую гору.  Храм и хозяйственные постройки нуждались в неотложном капитальном ремонте. В сентябре 2002 года по ходатайству Владыки Корнилия вышел Указ Святейшего Патриарха Алексия об открытии в Васкнарве Ильинского скита Пюхтицкого монастыря. К празднику Рождества Пресвятой Богородицы в скит были посланы из обители первые сестры. С Божией помощью начали реставрацию храма, ремонт хозяйственных построек. В сентябре 2002 года по решению митрополита Корнилия и Синода ЭПЦ МП Ильинский храм был передан Пюхтицкому Успенскому женскому монастырю для устройства в нем монастырского подворья. По окончании восстановительных работ, 2 августа 2005 года, митрополит Корнилий освятил правый придел Ильинского храма во имя Иоанна Крестителя. В настоящее время в скиту 11 сестер. В Ильинском храме раз в неделю совершаются богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=12699

Помните, что в каком-то смысле каждый из нас действительно является кузнецом своего счастья. Не только в том смысле, что от каждого зависит внешнее благополучие его или его семьи, но и в том смысле, что каждый формирует свой внутренний мир. Если это формирование происходит с Богом, при Его участии, то этот мир становится отображением Божественного мира. Замечательный пример святого преподобного Серафима Саровского, который говорил: «имейте мир в сердце своем, и вокруг вас спасутся тысячи». Потому что человек, несущий в сердце своем отображение Божественного рая, становится личностью светлой, притягательной, способной влиять на жизнь других людей. Для этого мы и строим храмы, которых еще очень и очень не хватает, в том числе здесь, в Ханты-Мансийском крае. И мы будем делать все для того, чтобы укреплялась вера православная в сердцах людей, чтобы люди становились сознательно верующими, чтобы приходили в храм не потому что обычай такой, не только потому что нужно куличи перед Пасхой освятить. У людей должна быть внутренняя потребность встретиться с Богом, услышать Его слово, прочитать Евангелие, в свете прочитанного подумать о своей жизни, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин и выйти за пределы храма духовно укрепленными, освященными Божественной благодатью. XXI век начался очень непросто, и есть уверенность в том, что в течение этого столетия, если Господь даст его прожить роду человеческому, будут возрастать и стрессы, и напряжение, и психологические нагрузки. Для того чтобы уравнять все это, необходима мощная духовная составляющая. Вот почему мы и говорим, что в условиях развивающейся технократической цивилизации так необходимо иметь уравнение сил посредством духовного воздействия на человеческую личность, а значит, XXI век должен сочетать материальное и духовное, укрепляя людей в том, чтобы они, с мужеством и спокойствием встречая трудности, оставались с миром Божиим в сердце. Я благодарю Вас, матушка Ксения, за труды, которые Вы здесь несете вместе с сестрами святой обители. Я рад видеть также матушку игумению Филарету, настоятельницу ставропигиального Свято-Успенского Пюхтицкого монастыря, подворьем которого является эта монашеская обитель в Когалыме. Очень надеюсь, что связи подворья с монастырем будут укрепляться, потому что Пюхтицкий монастырь даже в трудное советское время, когда монастырей в Советском Союзе почти не было, оставался важным духовным центром, рассадником идеи женского монашества; и когда появилась возможность открывать женские монастыри, то многие игумении новых монастырей вышли из той самой Успенской Пюхтицкой обители. Собственно говоря, благодаря Пюхтицкой обители и возникло здесь замечательное подворье.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-schast...

У людей должна быть внутренняя потребность встретиться с Богом, услышать Его слово, прочитать Евангелие, в свете прочитанного подумать о своей жизни, принести покаяние, причаститься Святых Христовых Таин и выйти за пределы храма духовно укрепленными, освященными Божественной благодатью. Церковь должна сегодня уделять особое внимание молодежи. Эта категория людей наиболее подвержена влияниям извне – как положительным, так, к сожалению, и отрицательным. И для того чтобы эти отрицательные воздействия не разрушали личность молодых людей, необходимо вводить их в духовный мир, показывать его красоту, потому что ребенок, молодой человек сердцем воспринимает Божие присутствие сильнее, чем люди в возрасте. Именно поэтому Господь сказал: «Не мешайте детям приходить ко Мне», – потому что детское сердце чувствует Бога сильнее, чем наши обремененные грехами и жизненным опытом человеческие сердца. Из слова после молебна в Успенском соборе подворья Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в г. Когалым 20 сентября 2013 г. Господь слышит наши молитвы Господь пожелал, чтобы мы выбирали Его свободно. Конечно, Он мог бы всех нас заставить верить в Него, Он мог бы совершать такие чудеса, которые поражали бы воображение и уже не оставляли бы никакого пространства для неверия. Однако Бог этого не делает, потому что каждый человек свободен, и Он Сам восхотел, чтобы люди были способны творить добро и не творить добра, верить в Него и не верить в Него… Почему мы собираемся в храмы? Почему мы храним веру православную две тысячи лет? Почему Церковь прошла через множество гонений, испытаний и осталась не просто как некий исторический феномен, а как реально существующая духовная сила?.. Потому что мы молимся Богу, и Бог нам отвечает… Мы приходим в храм, молимся и на протяжении двух тысяч лет сохраняем веру в Христа Спасителя, потому что Господь слышит наши молитвы. Не мгновенно отвечает Он, не громом, не молнией, не шумом, но легким дыханием Своей энергии Он прикасается к нам…

http://pravoslavie.ru/64295.html

Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. После молебна Предстоятеля Русской Церкви приветствовали также воспитанники действующей при подворье воскресной школы имени прп. Сергия Радонежского. Затем с крыльца Успенского храма Святейший Патриарх Кирилл обратился с кратким словом к горожанам, собравшимся на территории подворья: «Для меня это большое и светлое событие — посетить Когалым, вместе с вами помолиться и всех вас благословить. Благословить на добрую и мирную жизнь, на создание крепких семей, на воспитание детей в вере православной, на добрые труды, которые бы приносили, в том числе, и материальное благополучие, чтобы и город процветал, и каждая семья чувствовала себя защищенной и обеспеченной. Храни вас всех Господь!» В сопровождении настоятельницы Пюхтицкого монастыря игумении Филареты и настоятельницы подворья монахини Ксении Святейший Владыка осмотрел территорию подоворья, в частности крестильный храм в честь Иоанна Крестителя и нижний храм Успенского собора в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Предстоятель Русской Церкви поклонился кресту, который был установлен в память об освящении Успенского собора подворья приснопамятным Патриархом Алексием  в 1998 году.  Святейший Патриарх Кирилл также ознакомился с хозяйственной деятельностью подворья, побывав на монастырском огороде и в теплицах.  В завершение Предстоятель Русской Церкви преподал Патриаршее благословение верующим, собравшимся на территории подворья. Подворье Свято-Успенского Пюхтицкого ставропигиального женского монастыря в Когалыме действует с 1998 года. Пока это единственная монашеская община в Югре. Монастырский храм — Успенский собор — построен в псковско-новгородском стиле. Иконы главного иконостаса написаны лучшими мастерами Троице-Сергиевой лавры. Первая Литургия в Успенском храме была совершена на Рождество 1998 года. В том же году в начале сентября подворье в Когалыме посетил Святейший Патриарх Алексий II, который освятил собор. Одним из красивейших строений комплекса подворья является  семиярусная колокольня. Сегодня на подворье несут служение тридцать сестер.

http://patriarchia.ru/db/text/3247436.ht...

Среди молившихся в храме были настоятельница Покровского ставропигиального монастыря игумения Феофания (Мискина), настоятельница московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального монастыря игумения Филарета (Смирнова), насельницы Покровской обители и воспитанницы монастырского приюта для девочек, члены делегации духовенства и мирян Вологодской митрополии. Богослужебные песнопения исполнил хор Покровского монастыря под управлением Л.В. Амбросовой. На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. Затем были вознесены молитвы о «упокоении душ рабов Божиих, по злой человеческой воле во граде Одессе в огне сожженных». Сегодня исполнилась третья годовщина со дня  трагедии в Одессе. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил клирика Николо-Угрешского ставропигиального монастыря , преподавателя Николо-Угрешской духовной семинарии диакона Сергия Шилова в сан иерея. Проповедь перед причастием произнес священник Сергий Сивоконь, клирик храм Успения Пресвятой Богородицы в Троице-Лыкове г. Москвы — подворья Покровского ставропигиального женского монастыря. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен у раки с мощами блаженной старицы Матроны в Покровском храме обители и возглавил крестный ход по территории обители. Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Великоустюжского и Тотемского Тарасия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. По окончании богослужения игумения Феофания (Мискина) от лица насельниц Покровского монастыря и благочестивых паломников приветствовала Святейшего Владыку и преподнесла Его Святейшеству икону святой Матроны, созданную сестрами обители в старинной технике шитья. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар обители Предстоятель передал пасхальное яйцо.

http://patriarchia.ru/db/text/4882612.ht...

После ухода из армии вернулась в МАИ сразу на третий курс, окончила его и стала работать по распределению конструктором ракетных двигателей в НИИ-88 в Подлипках (ныне Королёв). Наталья Владимировна проработала в этой сфере 35 лет. Инженер-конструктор Малышева участвовала в создании двигателей для маневрирования и торможения на орбите первых баллистических ракет и космических кораблей, в том числе и для гагаринского «Востока». Она была единственной женщиной в государственной комиссии по испытанию ракетных комплексов. Н. В. Малышева участвовала в создании двигателей для ракеты зенитно-ракетного комплекса С-75 Петра Грушина. За этот двигатель ее наградили орденом. На пенсии помогала обустраивать подворье Свято-Успенского Пюхтицкого женского монастыря в Москве и осталась здесь служить простой монахиней, приняв постриг под именем Адриана. Скончалась 4 февраля 2012 года в возрасте 90 лет. Награждена орденами Отечественной войны, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда». Лауреат Международной премии Андрея Первозванного «За Веру и Верность». Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 27 октября, 2023 13 октября, 2023 19 октября, 2011 22 июня, 2017 22 января, 2013 24 февраля, 2024 9 января, 2024 4 декабря, 2023 20 ноября, 2023 27 октября, 2023 13 октября, 2023 19 октября, 2011 22 июня, 2017 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/glavnyiy-redaktor-prav...

Проезд : До ст. Раздоры Белорусской ж/д (Усовская ветка), далее пешком 1 км. ЧТИМАЯ ИКОНА СВ. ХАРЛАМПИЯ В ОДИНЦОВЕ Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово. Храм во имя Гребневской иконы Божией Матери в г. Одинцово возведен в 1802 г. Закрытый в 1930-е годы, он долгое время находился в запустении. После возобновления кто-то из прихожан пожертвовал сюда икону св. Харлампия, еп. Магнезийского (память 10/23 февраля). Некоторое время на потускневший образ не обращали внимания, но при особых обстоятельствах (высказанное вслух пренебрежение к святыне) проявилась его чудотворная сила. Теперь икона св.Харлампия высоко чтится всеми прихожанами. Проезд : До ст. Одинцово Белорусской ж/д (24 км). Далее пешком 1 км. СКИТ ПЮХТИЦКОГО УСПЕНСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ. Расположено в с. Юдино в 6 км к зап. от г. Одинцово, при ц. Преображения Господня, возведенной в 1720 г. на средства кн. А. Б. Черкасского. Центрический храм с лепестковым планом представляет упрощенный вариант ярусной композиции, выработанной архитектурной практикой конца XVII в. Цельность первоначальной объемной композиции несколько нарушена сооружением в 1893г юго-зап. придела во имя Владимирской иконы Божией Матери и надстройкой колокольни. Подворье открыто в 1995г. 18 сестер. Управляет подворьем м. игуменья Филарета. Адрес : Московская обл., Одинцовский р-н, Успенское ш., д.9 Проезд : До ст. Перхушково Белорусской ж/д (31 км), далее пешком – 1 км. Можайское шоссе. ЦЕРКОВЬ ВО ИМЯ СВТ. ИННОКЕНТИЯ МОСКОВСКОГО В РАКИТКАХ. Расположена на 14 км Калужского шоссе. Освящена 26 сент. 1998 г. Здесь, по инициативе прот. Аркадия Станько (1928-2000 гг., похоронен у сев. стены храма) в 1990-е гг. были перезахоронены честные останки насельниц московского Моисеевского монастыря, обнаруженные в ходе работ по возведению торгового комплекса на Манежной площади. Моисеевский, у Житной Решетки, женский монастырь, на Тверской ул., у Охотного ряда. Основан в середине XVI в. царем Иоанном IV. При монастыре в XVII-XVIII вв. было небольшое кладбище. В 1764 г. м-рь был упразднен, а в зданиях монастырских богаделен (арх. Я. Бухвостов) поселены два батальона гарнизонного полка. В 1789 г. все здания м-ря были снесены и на их месте образовалась Моисеевская площадь. 28 ноябр. 1883 г. здесь была освящена часовня св. Александра Невского, поставленная в память освобождения славян от турецкого ига в 1878 г. (арх. Д. Н. Чичагов). снесена в 1922 г.

http://pravoslavie.ru/1889.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010