Ценные сведения о монастырском пении во 2-й пол. XIX в. содержит книга директора канцелярии обер-прокурора Святейшего Синода композитора Д. Н. Соловьёва «Церковное пение в Валаамской обители». Если свт. Игнатий писал, что в мон-ре «древние рукописи уничтожены», то Соловьёв представлял Валаам как мон-рь, «до сей минуты поющий по знаменным книгам». Соловьёв считал неоспоримым факт непрерывной исторической преемственности певч. традиции с основания мон-ря до кон. XIX в. и называл Валаам «живым свидетелем знаменного периода». Регент московского подворья Валаамского мон-ря А. Загребин подвергает сомнению это утверждение, т. к. возрождение монашеской жизни, по его мнению, начинается лишь в 1782 г. и связано с приходом саровского старца Назария (Кондратьева) , к-рый принес в мон-рь устав и традиции пения Саровской пустыни. В целом на Валааме преобладала устная певч. традиция. По свидетельству Соловьёва, и монастырские певчие, «и все остальные члены монастырского причта - иеродиаконы, иеромонахи, не исключая даже и отца наместника», входившие в состав хора, знали весь круг церковного пения наизусть, не нуждаясь в нотных книгах. К нач. ХХ в. возникла необходимость письменной фиксации традиции с целью ее сохранения для молодого поколения монахов. Подготовкой Обихода занимался лично игум. Гавриил (1891-1903), большой рачитель церковного пения. Записывать песнопения на ноты с голоса знающих иноков ему помогали мон. Маркиан (буд. старец иеросхим. Михаил, † 1934), а также предположительно регент инок Авксентий, «переложивший на ноты» херувимскую песнь валаамского напева (Валаам Христовой Руси. С. 303, 304). «Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского монастыря» был издан в 1902 г., переиздан с исправлениями и дополнениями в 1909 г. Он содержит песнопения всего годового круга. 1-я часть включает неизменяемые песнопения всенощного бдения, Октоиха, вседневных служб, 2-я часть - Постной и Цветной Триодей, 3-я часть - песнопения двунадесятых праздников, Божественной литургии и молебна Пресв. Богородице. Иногда по причине совпадения напевов даются ссылки на «Обиход» синодального издания, чем, вероятно, объясняется почти полное отсутствие служб Страстной седмицы, службы отпевания.

http://pravenc.ru/text/153891.html

Во время своего посещения Валаама, в июне 1914 г., на «царском месте» близ В. и. молился вел. кн. Николай Николаевич. Позже для него была сделана рукописная копия Сказания (АФВМ. 1915. 23. Л. 6-16) и в иконописной мастерской Валаама выполнен список В. и., посланный в С.-Петербург через духовника вел. князя иеросхим. Ефрема (Хробостова). После вступления России в первую мировую войну вел. кн. Николай Николаевич в дек. 1914 г. пожертвовал мон-рю тысячу рублей «с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты от него были употребляемы на вечное возжение лампады перед образом Пресвятыя Богородицы Валаамския» (АФВМ. 1915. 23. Л. 2-5). В. и. пребывала на Валааме, отошедшем в 1917 г. к Финляндии, до 1940 г., когда после присоединения Ладоги к СССР иноки, вынужденные покинуть о-в Валаам, перенесли образ в мон-рь Новый Валаам, в Преображенском соборе к-рого (за левым клиросом) В. и. находится в наст. время. Одно из последних чудес от В. и. зафиксировано со слов настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря архим. Сергия: в 1996 г. получил исцеление сын греч. свящ. Илии, просившего молитв братии у В. и. Празднование иконе Финландской Православной Церковью совершается 20 авг. Архиеп. Павел (Олмари) написал тропарь В. и. Кондак иконе по благословению настоятеля Финляндского Валаамского мон-ря составила фин. правосл. поэтесса Валентина (Туула) Пеннонен, к-рая, будучи слепой, духовно увидела образ Божией Матери. В России остался чтимый список иконы (135 ´ 82 см), созданный валаамскими монахами в 1900 г. Он находился в часовне Валаамского монастыря на Васильевском о-ве, затем, очевидно еще до ее закрытия в 1932 г., был перенесен в ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище. Образ особенно почитался прихожанами храма, были зафиксированы случаи исцеления. 9 июля 1992 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием II с клириками С.-Петербургской епархии и валаамской братией В. и. была торжественно перенесена на Валаамское подворье в С.-Петербурге. В том же году 11 июля к празднику преподобных Сергия и Германа икону временно перевезли на Валаам, а затем вернули на подворье.

http://pravenc.ru/text/153887.html

10 июля 1996 г. по благословению Патриарха Алексия II состоялось перенесение образа из С.-Петербурга в Валаамский мон-рь. 13 июля 1997 г. в связи со 100-летней годовщиной явления В. и. указом Патриарха было установлено празднование иконе; до 2003 г. оно совершалось в день обретения В. и.- в 1-е воскресенье после дня памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, и дня памяти апостолов Петра и Павла (29 июня); в наст. время - 1/14 июля. 10 июля 2002 г. Патриарх освятил в честь В. и. Никольскую ц. (была упразднена в 1853). Служба В. и. на церковнославянском языке составлена в 2003 г. схиигум. Серафимом (Бараделем). В. и.- одна из главных святынь Валаамского мон-ря - находится в ц. преподобных Сергия и Германа Валаамских. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления (в мон-ре ведется запись о чудесах, происходящих от В. и.). На деньги одного из благотворителей обители в благодарность за выздоровление от тяжкого недуга была расписана ц. во имя В. и., устроен вызолоченный резной иконостас и написана точная копия В. и. Известны списки В. и., отличающиеся от иконы иером. Алипия нек-рыми деталями. 14 июля 1992 г. правосл. об-вом «Валаам» (Финляндия) Валаамскому мон-рю был подарен список В. и., выполненный в 1992 г. иконописцем С. Павловым. В 1995 г. этот список по благословению настоятеля Валаамского монастыря архим. Панкратия (Жердева) был передан на Московское подворье мон-ря, где в наст. время находится в киоте слева от центрального придела ц. во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских. В Казанском храме Валаамского подворья в С.-Петербурге между главным престолом и правым Никольским приделом находится список В. и., с образами преподобных Сергия и Германа в клеймах, написанный в 1997 г. Юлией Боголюбовой. В мае 1974 г., во время визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Финляндию, ему была преподнесена В. и. (в наст. время местонахождение неизв.), написанная специально к приезду Первосвятителя фин. иконописцем Петром Сасаки, японцем по национальности, принявшим Православие.

http://pravenc.ru/text/153887.html

По указу от 29 мая 1809 г. награжден набедренником. Во время Отечественной войны 1812 г. передал на нужды ополчения 300 р. серебром и серебряный лом на 300 р. В 1816 и в февр. 1817 г. по должности благочинного посещал Валаам, последняя поездка состоялась по благословению С.-Петербургского митр. Амвросия (Подобедова) . И. должен был прояснить суть нестроений, связанных с жалобой игум. Иннокентия (Моруева) на старцев прп. Феодора (Ползикова) и иером. прп. Леонида (Льва) (Наголкина) . Разбирательство с помощью опросов старцев и братии привело И. к убеждению в глубине веры подвижников и их непричастности к к.-л. ересям, что он и изложил в донесении. Возможно, с этого времени началось более тесное общение И. с обер-прокурором Синода, и. о. министра народного просвещения кн. А. Н. Голицыным , к-рый по тому же делу прислал на Валаам своего доверенного А. Н. Никольского. Др. высокопоставленный чиновник, обер-прокурор кн. П. С. Мещерский, в 1818 и 1821 гг. посещал Коневской монастырь и причащался на 1-й неделе Великого поста. С 26 по 29 июля 1819 г. И. принимал в монастыре митр. Новгородского и С.-Петербургского Михаила (Десницкого) . Трудами И. в 1821 г. была сооружена часовня на С.-Петербургском подворье мон-ря. Участок на Загородном проспекте 28 февр. 1820 г. пожертвовали с.-петербургские купцы в память о чудесах, происшедших от Коневской иконы в С.-Петербурге. Перед открытием часовни 17 авг. 1821 г. в Зимнем дворце И. беседовал с имп. Александром I, который поблагодарил его «за устроение монастыря и введенный порядок». При И. увеличилась братия монастыря (почти до 80 чел.). По его ходатайству еще 25 окт. 1816 г. имп. Александр I утвердил определение Синода о прибавке 6 монашествующих к монастырскому штату. По образцу Валаамского мон-ря сложились 3 формы монашеской жизни: общежительная, скитская и пустынножительство. И. составил правила иноческой жизни и «Устав общежительного мон-ря, уставоположение для скита Коневского и устав Коневским уединенным пустынникам», к-рый стал образцовым и был принят Синодом для общежительных мон-рей. «Строить каменные стены, питать и одевать братию, хотя занимательно и беспокойно, но не столько трудно, как, показывая собою пример всякой добродетели, созидать братские души»,- писал И. (Краткие записки для себя… Л. 16 об.). С 1817 г. И. ходатайствовал о возведении Коневского мон-ря в 3-й класс с игуменским управлением, однако соответствующее решение было принято только в 1825 г.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Еп. Аарон участвовал в погребении митр. Иова в февр. 1716 г., затем в течение 5 лет осуществлял управление Новгородской епархией. При этом права Корельского и Ладожского епископа были ограниченны: он мог давать ставленые грамоты только клирикам, поставляемым в непосредственно подведомые ему города: Кексгольм, Нов. Ладога и их уезды, а остальным духовным лицам - указы об их определении и посвящении; то же происходило и при построении новых церквей. «Благословением преосвященного Аарона, епископа Корельского и Ладожского» в 1719 г. были освящены первые деревянные храмы в возобновленных Спасо-Преображенском Валаамском и Коневском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рях. 2 февр. 1719 г. еп. Аарон возвел в сан архимандрита иером. Варлаама (Вонатовича) , назначенного настоятелем тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . В Новгороде заботами еп. Аарона продолжали развиваться школы и благотворительные заведения, основанные митр. Иовом. Еп. Аарон неоднократно бывал в С.-Петербурге. 28 июля 1716 г. он отпевал скончавшегося там Иринарха, игум. Ниловой Столобенской в честь Богоявления пуст. , в 1718 г. участвовал в суде над царевичем Алексеем Петровичем , в 1720 г. присутствовал при утверждении «Духовного регламента» . Много внимания епископ уделял строительству в столице Новгородского подворья (каменные палаты «о дву аппартаментах» были заложены на 19-й линии Васильевского о-ва в 1719). Подворье получило название «Семибратское» - его сооружали при участии Новгородского архиерейского дома вместе с 7 главными мон-рями Новгорода и его окрестностей. 25 авг.- 1 сент. 1719 г. еп. Аарон находился в Нов. Ладоге, оттуда направился в Зеленецкий во имя Св. Троицы муж. мон-рь , затем в Тихвинский мон-рь, вернулся в Новгород 2 окт. В янв. 1721 г. на Новгородскую кафедру был поставлен Феодосий (Яновский) , к-рый стал управлять епархией из С.-Петербурга. В 1723 г. архиеп. Феодосий прислал еп. Аарону руководящую «инструкцию», но тот подал прошение о почислении на покой.

http://pravenc.ru/text/1684117.html

Отпевание А. было совершено 23 июля в церкви свт. Николая в Щепах соборно еп. Трифоном (Туркестановым) и еп. Анастасием (Грибановским) в сослужении многих священников при огромном стечении народа. А. был похоронен на Ваганьковском кладбище, рядом с супругой. Множество людей посещало его могилу, где всегда горела лампада, часто служились панихиды. В 30-х гг. могила А. была разорена, но крест с нее был сохранен его духовной дочерью Н. В. Ширяевой. После Великой Отечественной войны 1941-1945 гг . на месте могил А. и его родственников были похоронены погибшие воины. Одна из братских могил была определена верующими как наиболее вероятное место погребения А. Согласно др. мнению, на месте могилы А. пролегла дорожка между рядами братских надгробий. Это подтвердилось после проведенного по инициативе Московского подворья Валаамского мон-ря исследования, в мае 1998 г. на месте могилы А. было установлено надгробие с крестом, прежняя условная могила была также оставлена. Число богомольцев, приходящих к могиле А., увеличивается, служатся панихиды, с могилы берется песок для исцеления от болезней, существуют свидетельства очевидцев о чудотворениях А. В марте 1998 г. синодальная Комиссия по канонизации святых приняла решение о прославлении А. в лике местночтимых святых. Ист.: Послужной список//ЦГИАМ. Ф. 203. Оп. 763. Ед. хр. 9; Письма к А. его родных//ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1-2. Соч.: О браках в духовном звании//Калужские ЕВ. 1863. 8; Библейская история Ветхого и Нового Завета. М., 1875. Ч. 1; Очерки из библейской истории Ветхого Завета. М., 1895. Ч. 1; Юрьев, 1910. Ч. 2; Духовные беседы, произнесенные в Архангельском соборе в 1896-1902 годах. М., 1910; Воскресные Евангелия. М., 1910, 1998р; Великий пост. М., 1910, 1995р; Духовные поучения: Проповеди, записанные одной из его духовных дочерей [А. И. Зерцаловой]. М., 1916 (репр. под загол. «Проповеди»: М., 1995); Письма к Екатерине Михайловне и к архим. Серапиону Машкиным//БВ. 1914. 7-8. Лит.: [Зерцалова А. И. ] Истинный пастырь Христов. М., 1910; она же. Краткое описание выдающейся пастырской деятельности... прот. В. Н. Амфитеатрова. М., 1910; она же. Светильник Православия. М., 1912; она же. Подвижник веры и благочестия. М., 1914, Бочарова Е. Московский утешитель: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1995, 19973; Благодатный пастырь: Прот. Валентин Амфитеатров. М., 1998.

http://pravenc.ru/text/114652.html

22 марта 1932 г. выездной сессией Коллегии ОГПУ П. был приговорен за «контрреволюционную агитацию, распространение литературы церковно-монархического характера» к 3 годам ссылки в Казахстан. Был отправлен в с. Георгиевка на границе Казахстана и Киргизии. Через год скончался в ссылке, был погребен в безвестной могиле. Имя П. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г. Арх.: Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Лен. обл. Д. П-75829. Т. 1-2; ЦГА СПб. Ф. 47. Оп. 2. Д. 6. Л. 55-56. Лит.: Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 355-356; ЖНИР. Март. С. 127-128; Шевченко Т. И. Валаамцы в Соборе Новомучеников и Исповедников Земли Русской//Мат-лы V Валаамских образоват. чт. Валаам, 2016. С. 218; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Сев.-Запада России. СПб., 2017. С. 64; Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские подворья Валаамского мон-ря и подвиг их новомучеников. Валаам, 2018. С. 142-143. М. В. Шкаровский Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых) ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/2579772.html

Д. справедливо называют «строителем Валаама». В самом Валаамском мон-ре при нем были возведены каменная 2-этажная гостиница (1852), странноприимный дом (1856), водопроводный дом с мастерскими и хозяйственными службами (1863), работный и конюшенный дома (1871), ц. во имя Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших (1876), а также заготовлены материалы для постройки нового собора. Вокруг монастыря при Д. построены каменная рига с 2 сушильными печами и обширным гумном с молотильной машиной, скудельный (гончарный), кирпичный и смолевой заводы. В г. Сердоболе (ныне Сортавала) было устроено монастырское подворье (1858), на острове поставлено 18 часовен и 10 поклонных крестов. При Д. мон-рю были пожертвованы доходные дома в Москве и в Новгороде, приобретены в собственность мон-ря и утверждены указом имп. Александра II (28 авг. 1878) о-ва Сюскюянсаари (св. Германа), Пуутсаари (св. Сергия), Воссинансаари (Вощаной, с кон. XIX в.- Тихвинский), Ялаянсаари (Мигорка), Мёкериккё (Елай). Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) Игум. Дамаскин (Кононов). Портрет. 70-е гг. XIX в. (Нововалаамский мон-рь, Финляндия) При Д. на Валааме получили развитие садоводство и огородничество, заложены сады Средний с 97 сортами яблонь и Нижний (Гавриловский), неск. садов в скитах. В 1861 г. в С.-Петербурге на осенней выставке плодов и овощей мон-рь был награжден большой и малой серебряными медалями. Всего при Д. за успехи в садоводстве и огородничестве обитель получила 10 больших и малых серебряных медалей. На острове было создано неск. питомников редких для Севера видов деревьев (дуб, каштан, лесной орех, вяз, тополь серебристый и бальзамический), а также декоративных видов кустарников (чубушник, сирень). Впосл. саженцы этих растений высаживались по всему острову в виде аллей. На острове, в т. ч. к местам рыбных промыслов, были проложены удобные дороги. При Д. были организованы метеорологические (с 1845) и уровнемерные (с 1850) наблюдения, измерение малых озер Валаама, устроен футшток (1859), осуществлялась поддержка экспедиционных работ (1858-1864) Гидрографического деп. Морского мин-ва.

http://pravenc.ru/text/168712.html

Первые многоголосные обработки песнопений В. р. создал М. А. Балакирев («Ангел вопияше» и тропарь свт. Иоанну Златоусту «Уст твоих»). В XX в. к «Обиходу» Валаамского мон-ря как первоисточнику своих произведений обращались диак. Сергий Трубачёв , архиеп. Ионафан (Елецких) , К. Никитин, прот. Николай Ведерников , регент С.-Петербургского подворья Валаамского мон-ря М. Ю. Рузанов, архим. Матфей (Мормыль) , А. З. Непомнящий, В. И. Мартынов и др. авторы. Песнопения В. р., как одноголосные, так и в многоголосной обработке, входят в репертуар совр. профессиональных хоровых коллективов и клиросных хоров. Большое число песнопений В. р. представлено в аудиозаписях хора братии мон-ря под упр. регента иеродиак. Германа (Рябцева) и муж. хора ин-та певч. культуры «Валаам» (художественный руководитель и дирижер Игорь Ушаков). Изд.: Обиход одноголосный церк.-богослужебного пения по напеву Валаамского мон-ря: В 3 ч. СПб., 1902, 19092, 1997р; Сб. церк.-богослужебных песнопений по напеву Валаамского мон-ря для смеш. хора. СПб., 1902. Лит.: [Игнатий (Брянчанинов), свт]. Валаамский мон-рь. СПб., 1847. С. 14-15; Соловьёв Д. Н. Церковное пение в Валаамской обители. СПб., 1889; Бронзов А. А. Рай на земле: Валаамские впечатления. СПб., 1912. С. 8-9; Епархиальное древлехранилище в Валаамском мон-ре. СПб., 1913; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки. М., [б. г.]. С. 105; Моисеева Г. Н. Валаамская беседа - памятник рус. публицистики сер. XVI в. М.; Л., 1958. С. 176; Шварц Е. М. Новгородские рукописи XV в.: Кодикол. исслед. рукописей Соф.-Новг. собр. ГПБ. М.; Л., 1989; Плотникова Н. Ю. Свобода и красота//Культурно-просветительная работа: («Встреча»). М., 1998. 6; Валаам Христовой Руси. М., 2000; Загребин А. В. Валаам: Островок рус. церк. пения//Ежег. богосл. конф. ПСТБИ. М., 2000. С. 538-544; Носкова Е. Н. Певческая традиция ставропигиального Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря: Дипл. раб./ПСТБИ. М., 2000. Ркп.; Вениамин (Федченков), митр. На северный Афон. М., 2003. С. 73-78, 112-116.

http://pravenc.ru/text/153891.html

ПРИМЕЧАНИЯ 1 Наиболее подробно и аргументированно все исторические версии и гипотезы по этой теме рассматриваются в монографии: Новиков Н. С. Колыбель опального Патриарха. Псков: Робин, 1999. 2 См., напр.: Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России/консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016; Вострышев М. Патриарх Тихон//ЖЗЛ. М.: «Молодая гвардия», 2004; Биография святителя Тихона//Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды 1700–2005: учеб. пособие/Владислав Цыпин. 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского мон-ря, 2010; Патриарх Тихон (1917–1925)//Первоиерархи Русской Православной Церкви: сб. биограф. информации. СПб.: Патриаршее подворье, 2008; Русская Церковь при Патриархе Тихоне (1917–1925)//Цыпин Владислав. История Русской Церкви. Кн. 9: 1917–1997/Владислав Цыпин. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997; Вегетарианство и его отличие от христианского поста: по творениям святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Сибирская благозвонница, 2015. 3 Так на Псковщине издавна называли небольшое село с барским домом и церковью. 4 Сказание о святителе Тихоне, Патриархе Московском и всея России/консультанты прот. В. Силовьев, Е. С. Полищук. М.: РИЦ «Классика», 2016. С. 5. 5 Там же. 6 Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена в 1752 г. «помещицей вдовой прапорщицей Анной Ивановной Лавровой» (подробные сведения см. в изд.: Орлов В. В. Храмы Псковской земли. 2-е изд., доп. Великие Луки: Изд-во Сергея Маркелова, 2011). 7 Устные рассказы жителей деревни Борок и села Сопки Куньинского района Псковской обл. Цит. по: Мацкевич В. Места Псковской земли, связанные с именем Патриарха Тихона и членов его семьи (рода): доклад на региональных детско-юношеских чтениях «Храмы Псковской земли. Патриарх Тихон и Псковский край» (дата обращения: 21.09.2018). 8 Вострышев М. Патриарх Тихон//ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 7. 9 Бовкало А. А. К истории семьи Беллавиных//Вестник ПСТГУ. Т. II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып. 2 (19). С. 11–16.

http://e-vestnik.ru/history/patriarh_tih...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010