Поэтому, на мой взгляд, имели под собой веские воспитательные основания церковные и государственные меры, направленные против так называемых лже-юродивых, пользовавшихся человеческим состраданием и милосердием, ну и деньгами заодно, снимая с себя всякую ответственность за поведение в обществе. Юродство ради Христа – очень личный, сложнейший христианский подвиг, который не каждому по плечу. Конечно, в первую очередь в глаза бросается именно внешнее поведение человека, а о внутреннем его состоянии редко кто задумывается. Тем более мало было охотников повторять подвиг юродивого Христа ради: если отец семейства, встав рано утром, вместо того, чтобы идти пахать землю или собирать урожай, начнет ходить по городу с кочергами, выкрикивая непонятные речи, то, согласитесь, тут можно говорить уже не о юродстве Христа ради, а о преступном отношении к своей семье и к обществу в целом. Юродство ради Христа – это очень личный, сложнейший христианский подвиг, который не только не каждому по плечу, но и редко кому полезен, по-моему. Отсюда и строгое церковное отношение к нему. – Описание чудес святых не заслоняет ли призыва к христианам следовать главному в жизни, тому, чему следовали как раз сами святые, – верности Богу? Ведь чудеса – это уже второстепенное, логичное, так сказать, следствие жизни по Богу. – Думаю, нет. В этом году мы отмечаем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Разве многочисленные его ученики, устроители Северной Фиваиды, стремились к чудесам? Вовсе нет: самым главным для них, преподобных отцов, было стремление к молитвенности их духовного отца, праведности, постничеству. Они же вовсе не претендовали на то, что, усвоив уроки Преподобного, они смогут творить чудеса – да это и не главное в их жизни. Главное чудо всегда совершается в душе, сердце человека, внешнее чудо – это иногда необходимое подспорье, но оно не всегда обязательное. Смирение – чудо. Понимает человек, что между мной, грешным, падшим, несовершенным, и святым угодником – огромная пропасть, – смею ли я надеяться на какое-нибудь там внешнее чудо? Да и зачем оно, если мне требуется чудо настоящее – преображение моей души Христом, которое поважнее внешних чудес.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

И умение рисовать теперь ни к чему. Кому ты нужен со своими пейзажами, натюрмортами, портретами, не говоря уж о батальных сценах? А вот художник Кулик, посадивший себя голого на цепь и изобразивший собаку, пошел другим путем. Ему рукоплескал цивилизованный мир, он опять же заработал хорошие деньги... Каков мудрец! Очень мудро прославил себя и писатель Сорокин, описав в своих романах копрофагию (поедание экскрементов) и антропофагию (поедание человеков). Его мудрость оценили по достоинству и на родине, и за ее пределами. На родине в некоторых школах даже включили его последний роман, нагруженный грязными ругательствами, в список рекомендованной литературы для внеклассного чтения. Мудрым слывет и политик, на которого иногда нелишне было бы надеть смирительную рубашку. И идеологи проекта " Русский ислам " - абсолютно безумной идеи исламизации России и русских. Их мудрость признана и поощрена властями, на реализацию проекта выделены значительные средства. Как маячит за всей этой вакханалией " мудрого безумия " глумливая усмешка ее вдохновителя! Наверное, и он считает себя большим умником, поскольку так ловко извратил смысл апостольского изречения. Ведь апостол Павел, обращаясь к христианам города Коринфа, призывал их, естественно, не к беснованию, а к исповеданию Христа и к жизни по христианским заповедям. Жизни, которая " веку сему " может казаться безумием, но которая и есть настоящая мудрость. Безумными считались среди соплеменников те, кто отказывался бросить горстку благовоний на языческий жертвенник и с радостью претерпевал за это зверские муки. Но в конечном итоге они оказались мудрыми даже в " веке сем " , ведь их слава пережила многие столетия, им молятся, их именами называют детей. Имена же их гонителей если и помнят, то только в связи с этими святыми мучениками. А были среди христиан и такие, которые нарочито вели себя как безумные. На первый взгляд, подобно сегодняшним ловкачам, избравшим сумасшествие в качестве выгодной бизнес-маски. О юродстве тоже можно сказать, что это была маска. Но прикрывала она не хитрый расчет снискать популярность и огрести кучу денег. Нет, под маской юродства таились мудрость, просветленность, часто дар прозорливости. А главное, делалось все это Христа ради , а не ради удовлетворения своих страстей и низменных желаний. Не для того чтобы тешить беса, а чтобы при жизни не получить никакого воздаяния. Даже в виде похвалы. " Эти славные подвижники, воодушевляемые горячей ревностью и пламенной любовью к Богу, добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод общественной жизни, от самого близкого и кровного родства, но даже отрекались при полном внутреннем самосознании от самого главного отличия человека в ряду живых существ - от разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия " , - читаем в книге " Подвиг юродства " .

http://pravoslavie.ru/17.html

С этих пор он совсем переменился; родные и знакомые не узнавали в нем прежнего Филиппа. В строгом посте, вооружившись молитвою и терпением, Филипп решился на тяжкий подвиг юродства Христа ради; он отказался от самых насущных потребностей, по несколько дней часто не вкушал пищи, ходил босой, почти полунагой; не смотря ни на дождь, ни на холод, спал под открытым небом и, не довольствуясь тем, он на свое исхудалое тело возложил тяжелые вериги. Из жалости и любви жена его и братья переодевали Филиппа, обували, наказывая носить одежду и никому не отдавать; но он отдавал все первому попавшемуся нищему или страннику. Родные и знакомые стали считать его «помутившимся в уме» и не раз возили в село Гришино, к священнику, который читал над ним молитвы, как над помешанным. Филипп, следуя влечению своего сердца, решился совсем покинуть родную свою деревню. Он пошел сначала в город Вязники, который находился в 18 верстах от его деревни, а оттуда направился по другим отдаленным городам; побывал он в Новгороде, Ардатове, Владимире, Киеве, Туле, Москве и во многих других городах земли русской. В продолжении 10 лет переходя из одного города в другой, из одной обители в другую, Филипп в течении этого долгого времени побывал почти во всех обителях нашей пространной России. Усталый, голодный, с исхудалым загорелым лицом, с босыми ногами, опираясь на свой тяжелый посох, странничал ради спасения своей души. Сколько унижений, обид, горьких насмешек вытерпел этот простой, русский человек!.. Душную тюрьму, тяжелую пересылку по этапу, под конвоем, вместе с ворами и разбойниками, с названием «бродяги беспаспортного», переносил твердый духом подвижник, и все это ради Христа! Велик его подвиг и велико смирение. При арестовании ему обыкновенно делали вопросы; он удивлял и приводил в тупик судейских своими ответами. Однажды 4 блаженного «Филиппушку», как беспаспортного, привели в город Ардатов к надзирателю, для допроса. Надзиратель, не понимая находчивых и двусмысленных ответов Филиппа, так рассердился, что взял у него палку и этой палкой ударил его до того сильно, что окровенил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Итак, то свойство, о котором я свидетельствую на основании своего личного опыта на Святой Горе, это глубокое смирение всех отцов, которые считают себя никчемными. И это не притворное, не показное смирение. Это подлинное смирение, это действительно их мнение о себе: что в самом деле они не имеют добродетелей и не принесли никакого духовного плода в монашестве. При этом они имеют мир в душе и не страшатся смерти, потому что их совесть извещает их – несмотря на ощущение собственной духовной нищеты – о том, что они имеют благодать и милость Божию. Скажу еще об одном, о том, что произвело на меня впечатление на Святой Горе (а, вероятно, и на вас, тех, кто бывал на Святой Горе). Это то, что отцы не безлики, они не все на одно лицо – каждый из них имеет свои собственные черты, свою неповторимую личность. И добродетели каждого из них, и поведение, и весь подвиг несут на себе отпечаток его личности. Они никогда не желают показывать, что имеют добродетели. Напротив, они запросто демонстрируют свои случайные оплошности, вплоть до того, что миряне, видя огрехи монахов, соблазняются. Но это их не заботит, потому что они хотят показать то, что есть, они не хотят показывать того, чего на самом деле нет. То есть, существует такой подлинный и истинный дух у отцов Святой Горы. Недавно мне рассказали об одном монахе, великом постнике и великом подвижнике: он может на протяжении многих дней питаться маковой росинкой, а когда приходит в Карьес, он идет в таверну и пьет пиво. Он это делает для того, чтобы казалось, чтобы у людей сложилось впечатление, что он нерадивый и невоздержанный монах, который не подвизается. Так он пускает людям пыль в глаза, чтобы скрыть от них свои многодневные посты и свой великий подвиг. Конечно же, вы слышали о юродивых ради Христа. Есть и на Святой Горе у некоторых из монахов такое юродство. Поэтому не стоит поспешно делать выводы о монахах, которые у нас на глазах вытворяют вещи немного чудаковатые или, на первый взгляд, производят впечатление людей недобродетельных, потому что это может происходить ради того, чтобы сокрыть добродетель и великие подвиги, которые вершат эти монахи.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=3&iid=29...

Все житие наше на земли, печали и скорби полно есть, искушения же и падения предлежит нам претерпети, но ты помози нам, блаженне Прокопие, да благодарственне зовем ти: Радуйся, помышления сердец провидевый. Радуйся, сердец скорбных уврачевателю. Радуйся, коегождо от мудрости жития твоего наставлял еси. Радуйся, нищ сый плотию, богатство многоценное дарований духовных имевый. Радуйся, аки крин благоуханный во граде Хлынове явивыйся. Радуйся, болярину Михаилу Татищеву скорое свобождение от темничных уз предуказавый. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 9 Всею душею прилепивыйся Богови, славою земною не уязвился еси, блаженне Прокопие, дары и приношения, от людей даваемыя, со смирением приимал еси, ношаше на малое время, глаголя в себе, довлеет ми покрова неба и ложа земли. Темже и нас добродетели нестяжания научи, во еже чистыми усты и сердцем пети Богу: Аллилуиа. Икос 9 Вси людие града Хлынова высоту подвигов твоих всюду возвестиша, блаженне Прокопие. Мы же добродетели твоя воспевающе, в похвалу тебе сия вопием: Радуйся, яко солнце пресветлое земли Вятской возсиявый. Радуйся, в трудех многих покой телеси своему обретый. Радуйся, подвиг свой усугубляяй тайным доброделанием. Радуйся, лютость людей неразумных града Хлынова благостию своею укротивый. Радуйся, ведети грядущее от Владыки Христа сподобивыйся. Радуйся, ангелом земным быти удостоенный. Радуйся, блаженне Прокопие, скорый помощниче, Вятский чудотворче. Кондак 10 Спастися хотя и со Христом быти, о сем Господа молил еси, блаженне Прокопие. Человеколюбец же Господь приим моление твое, откры кончину твою и со избранными причастие поведа ти, с нимиже ныне воспеваеши Ему: Аллилуиа. Икос 10 Стена ти бысть крепка, блаженне Прокопие, Пресвятая Богородица, в Еяже обители прежде благословение от преподобнаго Трифона на подвиг юродства получил еси. Матерним Ея покровом осеняемь, течение жизни скончав на земли, небесную весть слышати сподобился еси. Темже ныне радостно вопием ти: Радуйся, в молитве скоро от Бога услышанный.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, сущим в напастех скорый помощниче; Радуйся, обидимым крепкий заступниче. Радуйся, паствы твоея во благоустроении жития церковнаго мудрый руководителю; Радуйся, малодушием колеблемых верный укрепителю. Радуйся, враждебных наветов достохвальный отразителю; Радуйся, беспомощных присный защитителю. Радуйся, оградою крепкою обидимых явивыйся; Радуйся, пред лицем сильных мира сего изрещи правду не убоявыйся. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 7 Хотяй непрестанно житием своим Богу благоугождати, подвигоположник был еси, Преподобномучениче Афанасие, неослабный образ братии твоей подая в трудах, бдениих и пощениих, с любовию поучал еси их, призывая служити Богу и пети Тому: Аллилуиа. Икос 7 Новаго подвига иноческаго жития вожделев, не отринул еси прошения иноков обители Дубойския возложити на тя бремя во благоугождении ея и, шед во обитель сию, узрел на пути мужа убога, еле жива суща, и самарянину милосердному подобищася, подъял еси его на рамена твоя и несл еси, внимая неизреченным его глаголам: сей же муж, внезапну скрывыйся от тебе, назвался сладчайшим именем Иисус. Сего ради и мы, тайне твоего боговидения дивящеся, со умилением тебе вопием: Радуйся, ко милосердию душу твою предуготовавый; Радуйся, образ сострадания людям собою явивый. Радуйся, глаголы Господни слышати сподобивыйся; Радуйся, откровение дивных тайн от Бога восприявый. Радуйся, боговидче Христов. Радуйся, боговидцу Моисеови уподобивыйся. Радуйся, таиниче Божий, еще на земли небесных благ вкусивый; Радуйся, яко Сам Пастыреначальник Иисус призвати тя на подвиг благоволивый. Радуйся, Преподобномучениче Афанасие, похвало и украшение наше. Кондак 8 Странен и безумен показался еси людем, Преподобномучениче, егда Христа ради юродство восприяв на стогнах царствующего града истину Святыя Православныя Веры защищая и гневом Божиим отшедших от сея истины устрашая, восклицал еси: горе отступником и неверным, вера бо Православная яко солнце возсияет. Мы же словеса сия, яко пророчествие приемлюще молитвенно к тебе взываем: обьюродевший ум наш на стезю истины направи, да с тобою взываем Богу: Аллилуиа. Икос 8

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

А поэтому не стоит искать себе неординарных нарядов из-за боязни «слиться с толпой» или же стремиться отождествить себя посредством одежды с теми, кто считает себя «не такими, как все». Однако одежда может расположить человека к тому или иному поступку. Ведь дико будет видеть врача, ходящего по поликлинике в ботинках на платформе с высокой шнуровкой и болтающейся «комуфляжке», с зелеными волосами и с серьгой в носу. Так же дико видеть военного или милиционера в таком же виде. А эти люди являются для нас примером честности, собранности и надежности. Мундир обязывает ко многому. Значит, внешний вид может играть какую-то роль в поведении человека. Или же просила предположить, возможно ли представить, например, священника (даже когда он находится вне храма, дома) в супермодной одежде или христианского подвижника в таком же наряде (если, конечно, последний не взял на себя подвиг юродства Христа ради). Ты бы стал ходить к такому священнику на исповедь? Поверил бы в истинность подвижничества? Нет, нельзя такого представить, нельзя и верить. А почему? Да потому, что такой вид называется одним словом: непотребный, или по другому: «расхристанный», значит: нехристианский. Вот и весь разговор. Сын на время приумолк, задумался. Но вдруг стал считать, что из одежды я купила себе, а что — ему. Эта борьба длилась довольно долго. Я понимала, что он не в состоянии противостать искушениям, его сверстники были, в большинстве своем, из зажиточных семей, где все силы были положены родителями на то, чтобы стяжать достаток. При этом дети, в сущности, были брошены на улице, выискивая себе занятия одно хуже другого. Но зато они были одеты с головы до ног во все самое-самое. Мальчишка мой достаточное время нервировал меня, до тех пор, пока я однажды не выдержала: достала из сарая юбку, которую носила, наверное, еще сказочная баба Яга:(грязную и рваную), нашла кофту под стать юбке, стоптанные туфли и после очередных «вещевых» претензий надела все это «добро», встретив сына из школы. Он был в шоке. Оторопело спрашивал меня, зачем я того надела. Я ласково отвечала: «Ничего, ничего, сыночек, я теперь и так похожу, главное — завтра поедем на рынок и купим тебе ….(уже не помню что)». Все. На этом «тряпичество» сына излечилось. Теперь он, если уж очень чего-то хочет, то высказывает свои пожелания осторожно, с условиями и оговорками, если в семье есть деньги, если у нас с бабушкой нет никакой нужды и если такую вещь ему будет не стыдно носить. Более того, стал настаивать на том, чтобы я в первую очередь покупала необходимое для семьи или себя, а если получится, то тогда и ему.

http://pravmir.ru/o-vospitanii-malchika-...

— Закрывайте окна! Свердловские воры лезут! Когда для чьей-либо пользы требовалось обличение, отец Игнатий часто обличал шуткой; если говорил назидание, мог сказать притчей. Юродство ради Христа... и духовных чад Многие верхотурцы считали отца Игнатия душевнобольным. Сам он не только не оспаривал подобные толки, но всем своим поведением будто хотел подтвердить, что это именно так есть. Выйдет на улицу в женской одежде или что-нибудь еще такое вытворит, что люди только крутят пальцем у виска. И дома тоже чудил: порой в женский халат оденется, скуфейка набок, по сторонам два пучка волос торчат, шея голая — вышел умываться. При нем жили келейницами две монахини, и им требовалось большое терпение, чтобы выносить его причуды. Бывало, начнут что-то варить, он придет на кухню, кастрюли перевернет или водой зальет, а потом — быстро в келью, в одеяло завернется и лежит тихонько. Видели однажды, как он уговаривал кошку отдать ему кусочек хлеба — и уговорил. Подвиг юродства не только совершенствовал душу подвижника, но и берег его от очередного ареста. Что было бы, веди он себя по-иному? Ссылка и осиротевшие духовные дети. А так — кто его будет воспринимать всерьез, что с сумасшедшего возьмешь? Но его юродство могло ввести в заблуждение кого угодно, только не тех, кто у него окормлялся. Все его чада знали о необыкновенной мудрости батюшки. Когда отец Игнатий обличал, наставлял, давал советы, то попадал, что называется, не в бровь, а в глаз. Видя устроение души посетителя, старец говорил то, что было нужно именно этому человеку и именно в этот момент, иногда отвечая даже на невысказанные мысли. Его старческое служение имело свои особенности. Характерно, что многие из тех, кого он окормлял, либо уже были в постриге, либо стремились к иноческой жизни. И это естественно: в нем они находили живого носителя монашеской традиции. Отец Игнатий благословлял заниматься Иисусовой молитвой и всех учил, что самое главное в молитве — это внимание. К своим постоянным духовным детям, особенно к монахам, отец Игнатий нередко бывал строг — с тем чтобы они получили особенную пользу и награду от Бога, а со всеми прочими посетителями был необыкновенно мягок и снисходителен, но и в том и в другом случаях чада получали от беседы с ним большое утешение. Примечательно, что отец Игнатий умел находить общий язык с самыми разными людьми. Сидя в лагере, он так покорил сокамерников своей любвеобильностью и простотой, что они искренне привязались к нему — а такое доверие в тюремном мире много значит.

http://e-vestnik.ru/church/ignatiy_kevro...

— Тебя бы посадить на цепь! — сердилась Домна Карповна. — Каков бы ты был? Чем виновата бедная собачка? «Машки» — так Домна Карповна называла служанок, — завидя ее на улице, тут же начинали скорей подливать кошкам в блюдца молока: а вдруг блаженная в гости зайдёт? Трёпку ведь задаст! Порой Домна забирала собак и уходила куда-то из города. Иногда на неделю — на две. Говорили, в лес или в поле — и там молилась. Добровольная арестантка А еще любила Домна Карповна разгуливать по улицам Томска и горланить духовные песни. Особенно возле полицейского участка. Полицейские, сколько могли, старались ее не замечать, но в какой-то момент вынуждены были брать возмутительницу спокойствия под стражу. А ей только того и надо было. Она доставала из своих мешочков еду и раздавала ее арестантам. Заслышав, что Домна опять в полиции, туда вереницей шли жертвователи — несли пироги, блины, оладьи, булки, чай, сахар. Как писал в 1882 году в «Томских епархиальных ведомостях» алтайский миссионер, протоиерей Михаил Путинцев: «Полицейские солдаты-надсмотрщики, думая, что у Домны Карповны есть деньги, усердно обыскивали ее рубища, но, кроме камней да опилков с навозом, ничего не находили. Когда же Домна Карповна выходила из-под ареста, то ее соузники иногда со слезами провожали ее и, в простоте сердца, желали ей поскорее опять попасть в полицию». Словом, горожане скоро поняли, что Домна Карповна не умалишенная и не обычная нищая бродяжка. Она — юродивая. А юродство — это не дурачество, не шутовство, не просто бессмысленные речи и песни, бродяжничество и попрошайничество. Это служение. Подвиг. Большая работа души. Блаженные своим странным, подчас шокирующим поведением и непривычным внешним видом открывают людям правду Божью. Не зря юродивых зовут Божьими людьми или Христа ради юродивыми. Что же шокирующего, вызывающего было в Домне Томской? Чем она пробивала самые закостеневшие панцири обывательских душ? Узелки, мешочки, шляпки Из всех странностей окружающим, пожалуй, больше всего запоминалась ее удивительная одежда, даже на иконах можно увидеть некоторые ее детали.

http://foma.ru/jurodivaja-domna-tomskaja...

В работе анализируется подвиг 1 6 святых жён, канонизированных в чине блаженной и/или юродивой Христа ради. В данном случае мы использовали широкий подход к пониманию подвига юродства Христа ради, опираясь на определение, представленное в «Богословско-литургическом словаре»: «Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости» 15 . В работе анализируется подвиг 4 святых жён, канонизированных Греческой Православной Церковью , и 1 2 святых жен, канонизированных Русской Православной Церковью: прп. Исидора Тавенская, Христа ради юродивая (IV в.; 23(10) мая); блж. Клеопатра (†327 век; 1 ноября(19 октября)); блж. отроковица Муза (V век; 29(16) мая); блж. Таисия Египетская (V век; 23(10) мая); блж. схим. Марфа Московская, Христа ради юродивая (†1638; 14(1) марта); блж. Евдокия Суздальская, Христа ради юродивая (†1776; 22 декабря); блж. Ксения Петербургская, Христа ради юродивая (XVIII в.; 6 февраля (24 января)); блж. Евфросиния Колюпановская, Христа ради юродивая (†1855; 16(3) июля); блж. Домна Карповна Томская, Христа ради юродивая (†1872; 29(16) октября); блж. Пелагия Дивеевская, Христа ради юродивая (†1884; 11 февраля(30 января)); блж. Параскева Дивеевская, Христа ради юродивая (Паша Саровская) (†1915; 5 октября(22 сентября)); блж. Любовь Рязанская, Христа ради юродивая (†1921; 21 февраля – н.с.); блж. Мария Ивановна Дивеевская, Христа ради юродивая (†1931; 8 сентября(26 августа)); блж. Матрона Анемнясевская (†1936; 29(16) июля); блж. Матрона Московская (†1952; 2 мая(19 апреля); блж. Варвара Скворчихинская, Христа ради юродивая (†1966, 27 (14) февраля). Охарактеризуем основные источники, из которых мы черпали сведения об особенностях протекания подвига указанных святых жен. По святым, прославленным в Греческой Православной Церкви, основным источником были «Жития святых» 16 , составленные свт. Димитрием Ростовским в XVIII веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010