Закрыть Писатель ответит за души тех, кого он воспитывает Беседа с прозаиком, главным редактором журнала «Сибирь» Ирина Ушакова   Анатолий Байбородин   00:38 21.06.2021 1444 Время на чтение 20 минут Писатель продолжает разговаривать с теми, кому дорога Россия Анатолий Байбородин – русский прозаик, публицист, исследователь русской народной этики и эстетики, главный редактор журнала «Сибирь». Родился в Забайкальском селе, окончил филологический факультет Иркутского государственного университета, где позже преподавал. Всю жизнь прожил на родине – в Восточной Сибири. В разные годы редактировал выходящие в Сибири литературные журналы и альманахи. Автор книг: «Боже мой...» (Предисловие В. Распутина). Иркутск. 1996; « Не родит сокола сова». М. «Вече» , 2011. Озёрное чудо. М. «Вече», 2013; Деревенский бунт. М. «Вече», 2017. Сокровища Сибири. Очерки и статьи. М. «Вече», 2018. Слово о роде и народе. Очерки и статьи. М. «Вече», 2020. – Анатолий Григорьевич, в нынешнем году вышли составленные Вами две прекрасные книги альбомного формата, которые Вы привезли в нынешний приезд в Москву . «Думы о русском» – сборник цитат великих людей о русской цивилизации и «Русский месяцеслов», который включает в себя православный календарь, жития святых, народные обычаи, обряды, поверья, календарь хозяина. – Русскому месяцеслову более двух тысяч лет. Он из уст в уста, из души в душу передавался столетиями. В XVIII–XIX вв. его записали. Моя матушка была носителем месяцеслова – крестьянского двухтысячелетнего. Она не умела ни читать, ни писать, но знала небосвод и по звёздам, по луне, по солнцу читала множество примет, т.е. то, что народ за столько веков приметил. И она эта рассказывала настолько высокохудожественно, что позавидовали бы иные поэты. Такие же приметы у русского народа есть, связанные с каждой травинкой-былинкой. И здесь нет никакой романтизации язычества. Народ славит природу, созданую Богом. Советуется с природой. Приметы ведь имеют не только погодоуказательный смысл, но ещё и назидательный.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/20/...

скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Христина 8 января 2024, 23:45 Спаси Господи, что поделились сокровенным опытом присутствия Божия Христина 8 января 2024, 23:36 Господи, помоги нам! И не оставь нас, молитвами святых твоих и Ангелов небесных! Серюбин Сергий 2 января 2024, 22:33 Благодарю Вас, Павел, за эти слова. Серюбин Сергий 1 января 2024, 12:35 С Рождественским постом Вас, Галина! Думаю, тут нужно сделать некоторые акценты. Вы употребили слово " искать... (внешние чувственные ощущения) " . При внимательном чтении статьи этого не следует. Все они (эти случаи) были абсолютно внезапными. И я их совершенно не искал. Я ездил на Афон за другим. Павел К. 31 декабря 2023, 19:16 Спасибо за интересный рассказ ! Сергей , возможно Господь трижды показал вам , ЧТО такое (по выражению преподобного Серафима Роуза ) " аромат Православия " .Или чем делание отличается от деятельности .Да вы и сами об этом пишете.Наше поколение несет много духовных болячек .Не получив благодати ,обходим моря и земли ,как те фарисеи в надежде перевоспитать других ,а не себя -и делаем " обращенных " такими же фарисеями.А к настоящим святым люди САМИ тянутся . . Галина И. 30 декабря 2023, 15:21 " О, человек! сказано тебе, что -добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим " (Михея 6,8). Галина И . 30 декабря 2023, 15:00 Ув. Сергий, рассказ о фотографии с чудесным явлением Богородицы на Афоне в 1903г.я читала несколько раз, но совсем в другом варианте. Также понятна ваша восторженность и упоительное ощущение от соприкосновения с духовным миром.Но, поверьте, совсем не надо укорять всех остальных в их неофитстве и " внешней движухе " . Порой простая, скромная женщина, молящаяся и делающая реальное добро, гораздо ближе нас бывает ко Христу. А искать и поддаваться внешним чувственным ощущениям и явлениям не всегда бывает безопасно. Даже святые этого опасались: духовный мир, он иной, и Афон в этом не исключение. " Истинная церковная жизнь " -это и есть соборная молитва, хвала Богу и делание добра.С Новым Годом!

http://pravoslavie.ru/157962.html

Это представитель старого, уходящего мира. И во мне этот материал отзывается некой тоской по этому старому миру, по утраченной дореволюционной культуре. – Здесь самое время напомнить о сюжете рассказа, или, правильнее сказать, о ситуации, которая Паустовским описана… – Ситуация такая: рассказчик высаживается с пароходика в городке на Онежском озере, ищет, где переночевать. За ним увязывается некий скучный человек с этого же парохода, с какими-то счетами и сводками, и они вместе идут ночевать в избу местной старухи, где видят бездомного старика. Приезжий придирается к старику, спрашивает его документы, зовет милиционера. Старик рассказывает о себе и о том, как его дед пел песни Пушкину, и потом, будучи ямщиком, вёз гроб Пушкина в Святогорский монастырь. От горя он пел на морозе так, что застудил голос. После этого рассказа у милиционера отпадают вопросы, он провожает въедливого приезжего ночевать в Дом колхозника, а рассказчик остается в избе и читает справку старика, удостоверяющую, что он является собирателем песен и сказок. Потом рассказчик видит в окно, как милиционер, который понял, что в избе ничего нет к чаю, передаёт девочке (внучке старухи) сахар и баранки для дедушки. Дальше старик говорит о том, как ему не хочется помирать, уходить от человеческой доброты и красоты природы. На следующий день рассказчик уезжает на пароходике. – На самом деле, типичная путевая зарисовка. Что тебя в ней так зацепило? – В детстве я читала этот рассказ лет в 6–7 в первый раз. А вообще Паустовского я всегда читала, сколько себя помню… – Любимый писатель? – Да, его проза всегда была со мной. Я читала Паустовского лет с 4–5. Росла на его книгах, искала их, перечитывала. Поскольку наследие у него огромное, мое знание его произведений постоянно расширялось. Это не значит, что я читала только Паустовского, в моём «багаже читателя» десятки других авторов, но проза Паустовского – это что-то ключевое, идущее рядом через всю жизнь. Я читала Паустовского лет с 4–5. Росла на его книгах, искала их, перечитывала И вот, я помню, как в детстве читала вслух своим родным и пересказывала по памяти рассказ «Колотый сахар» – в итоге знала его наизусть.

http://pravoslavie.ru/140288.html

Минь. Т. XI. С 617 Творения Т. XI. С. 777, 778 1322. Слово Божие в устах проповедника не вяжется Беседа IV . Но слово Божие не вяжется ( 2Тим. 2:9 ). Если бы, говорит, мы были мирскими воинами, или вели войну чувственную, то эти узы, связывающие руки, имели бы силу; ныне же Бог сделал нас такими, что нас ничто не побеждает. Нам связываются руки, но не язык; язык связать ничто не может, разве только страх и неверие; если в нас нет их, то хотя бы ты наложил на нас оковы, проповедь не связывается. Кто связывает земледельца, тот препятствует сеянию, потому что земледелец сеет рукою; но если свяжешь учителя, то этим не воспрепятствуешь его слову, потому что он сеет языком, а не рукою. Итак, наше слово не подчиняется узам, и когда мы связаны, оно развязано и простирается вперед. Минь. Т. XI. С 621 Творения Т. XI. С. 782 1323. Величие любви Божией в воплощении Поминай Христа Иисуса, воставшаго от мертвых от семене Давидова (ср.: 2Тим. 2:8 ). В то время некоторые уже начали извращать домостроительство нашего спасения, стыдясь величия человеколюбия Божия. Действительно, благодеяния Божии к нам так велики, что люди стыдятся приписать их Богу, и не верят, чтобы Он оказал такое снисхождение. Минь. Т. XI. С 621 Творения Т. XI. С. 782 1324. Апостол Павел в узах славнее Нерона и в жизни и по смерти Такова сила Христова: узы Павла победили царский венец Нерона и оказались славнее последнего… Но что действительно достойно хвалы, это то, что будет на небесах, – как Павел явится с Царем Небесным в светлом виде, и как Нерон будет стоять тогда печальный, с поникшею головою. Если слова мои тебе кажутся невероятными и смешными, если ты не веришь будущему, то поверь тому, что уже совершилось: еще не пришло время венцов, и однако этот подвижник уже удостоился такой чести; какой же он сподобится славы, когда придет Подвигоположник?... Никакой римский царь не удостоивался такой чести; царь лежит где-то за городом, а он (Павел) занимает средину города, как бы царь, и при том живой... Если здесь совершилось событие сверхъестественное, то тем более совершится в будущем. Поверь же, человек, настоящему, если не хочешь верить будущему... Поверь видимому, и ты поверишь невидимому. Если же не хочешь, то благовременно нам сказать слова Апостола: чисты мы от крови вашей; мы преподали вам все и не опустили сказать ничего, что следовало (см.: Деян. 20:26 ); сами вы виноваты, что сделаете себя достойными наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

А также, в меру сил, посещение богословских бесед, интересных или важных для Церкви. И, конечно, молитва и труды. В первые годы по приезде она много читала на клиросе, особенно в рабочие дни, когда многие не могут бывать в церкви. Читала, как и раньше, хорошо. Помнится, как однажды, в Великую пятницу, она читала паремию на вечерне, на выносе Плащаницы. Но вообще она избегала выдвигаться вперед, только ради послушания. Потом читать ей стало трудно, да и нашлись более молодые продолжательницы. Хотя она отнюдь не была патрологом-специалистом и таковым себя не считала, но достаточно много читала святых отцов. И не только отцов-аскетов, патерики, но даже богословов, как, например, Иоанна Златоуста , Игнатия Антиохийского , Афанасия Александрийского , Григория Нисского . Была три раза, пусть даже по знакомству, приглашена на Съезд патрологов в Оксфорде (в 1959, 1963 и 1967 гг.), там докладов, конечно, не читала, но участвовала в прениях. Больше всего любила творения прп. Симеона Нового Богослова , перечитывала книгу о нём в последние свои годы несколько раз. Образовался у неё в Брюсселе круг знакомых католических монахинь, близких к Православию или приближающихся к нему: мать Колумба Аалу из Общины Воскресения под Намюром, на нее, за её склонность к Православию, косно смотрели шевтонские католические монахини; немецкая ученая бенедиктинка Юдит Крахе, написавшая работу об апофатическом богословии, ученица известного литургиста Одо Казель. Несколько особое место занимала итальянка мать Фавста, знакомая многих русских архиереев с митрополитом Никодимом во главе, ей матушка Екатерина не вполне доверяла, чувствовала какой-то униатский дух. Но больше всего, конечно, любила и ценила нашу прихожанку, чтицу и певчую Трифену Степановну Орлову за её монашескую настроенность. При всей своей непоколебимой твердости и любви к Православию в его полноте, мать Екатерина была доброжелательна к духовным проявлениям даже в инославии. Так, она любила известного католического священника прошлого века кюре Д-Арс за его покаянный дух и настаивание на исповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

С Богом я общалась на вечерней и утренней молитвах , да иногда в субботу. Вечерами я читала Евангелие, а днём крутилась на работе, ходила в походы и ездила на соревнования. Моя церковная жизнь потихоньку текла до смерти мамы в 2008 году. Как-то, стоя на вечерней молитве, в моей голове (конечно, не без помощи лукавого и попущения Бога) промелькнул помысел: «Неужели вот так я должна молиться каждый день…». И я перестала молиться и читать Евангелие. Конечно, Бог не дал мне совсем свалиться в безбожную преисподнюю. Утром, идя на работу, я по дороге читала правило преподобного Серафима Саровского (три раза « Отче наш », три раза – « Богородице Дево, радуйся » и один раз – « Символ веры »), каждую неделю забегала в храм и подавала записочки о здравии и упокоении . Если шла в поход – заказывала молебен путешествующих, а по возвращении – благодарственный, в посты (я их соблюдала, а среду и пятницу послабляя причащалась, раз в год соборовалась . Евангелие я не читала. Жизнь кипела и бурлила, и я в ней кувыркалась с удовольствием. Но наступил момент, когда мне стало не интересно. Началось с того, что сломался телевизор, а мне в руки попались рассказы Ольги Рожнёвой и другие духовные рассказы. Я вообще-то не любила рассказы, мне нравились повести, романы, т.е. что-то большое и длинное. Рассказы (духовные) меня захватили, и телевизор мне стал не нужен вообще. Я читала запоем, покупала новые издания и читала, глотая книгу за книгой. У меня появилось желание делать выписки, заинтересовавших меня мест, но эти выписки были бы просто сведениями, а мне хотелось, чтобы они были бы принципами жизни. Я поняла, что надо выписывать высказывания святых отцов , и я стала выписывать те высказывания, которые мне понравились или которые имели познавательное содержание. Я начала ездить в паломнические поездки . Первая из них была в Верхотурье , для меня было дико смотреть на людей, которые исполняют правило ко святому причащению, стоя под фонарём на улице (благо, было лето). Для меня было причастие как бы обязанностью (необходимостью) в посту, а тут люди специально ехали, чтобы причаститься у мощей Симеона Верхотурского .

http://azbyka.ru/way/ja-uvidela-vsju-svo...

Мы — наследники и причастники победы Господа нашего и Спасителя, Начальника жизни и смерти Победителя. И эту победную песнь Церковь воспевает всегда, наипаче же во время совершения Божественной литургии. Церковь может быть гонимой, угнетаемой, оскорбляемой, притесняемой, но Она всегда остается непобедимой. Вся 2000-летняя история ее бытия — убедительное тому свидетельство. И когда тебе вдруг будет невыносимо тяжело, или ты почувствуешь, что нет ни сил, ни желания, ни терпения нести архиерейский крест, вспомни мои слова, вспомни этот день и из глубины сердца воззови к Великому архиерею, Страдальцу и Подвигоположнику Христу, и Он по Своей милости восполнит и обновит твои духовные и телесные силы, и поможет далее нести возложенный на тебя крест. Поверь, что это будет именно так, поверь моему архипастырскому и жизненному опыту, поверь опыту сонма святителей. Доверься Главе Церкви — Христу (см. Кол. 1:18) и, взявшись за плуг, не оборачивайся (см. Лк. 9:62). Дерзай и во всем твори волю Божию. Не всем будет нравиться твоя деятельность и твердость в отстаивании Православия, но пусть тебя это не смущает и не останавливает. Ты призван возвещать правду Божию и ближним и дальним, и уже воцерковленным людям и тем, кто только ищет дорогу к храму. В нынешнее лукавое время, когда секулярным обществом предпринимаются попытки размыть границы между добром и злом, когда пропагандируются лицемерно оправдываемые соблазны и потребительский образ жизни, когда происходит подмена таких понятий, как семья, нравственность, права и свободы личности, особенно важно возвышать свой голос в защиту традиционных базовых ценностей, ценностей, исходящих от Самого Бога, призывая людей к духовной осмотрительности и рассудительности, бдительности и ответственности. К сожалению, многие наши современники, ища мнимой свободы, по- прежнему остаются рабами — в первую очередь, рабами греха, пребывая в плену своих страстей и похотей. И этот путь — путь, ведущий к саморазрушению личности, духовной, а порой и физической гибели, не может дать мятущемуся человеку ни успокоения, ни счастья, ни благополучия. Не ведает или не хочет мир внимать словам Спасителя: «Познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32); а посему сегодня в обществе столько агрессии и раздражения, противостояний и разделений.

http://patriarchia.ru/db/text/3537518.ht...

Он даже благодарил Господа за свою болезнь, что она открыла ему такие горизонты, любовь, смирение и сострадание. (вот здесь указание на правильное благодарение за скорби, потому что абстрактный совет «благодарите за все Господа» может быть извращен врагом «Благодари Господа за то, что хочешь себя убить и т.д.», повторюсь, в этом состоянии человек не может мыслить полноценно, все абстрактрые конструкции извращаются врагом). Если ты хочешь жить счастливо, в некотором случае плюнь на свою депрессию и безнадегу, это кажется невозможным, но это возможно. Помоги другому, поверь нам всем намного-намного проще помочь другим, чем себе. Но после помощи другим сам Господь придет и поможет тебе так, как именно тебе надо и так, как может быть ты и не знаешь и не представляешь. Мы будем тебя поминать за Литугрией, поверь мне это очень большая помощь. Это тоже как закон Ома. А ты со своей стороны начинай помогать людями и обращай внимание на родных (как в сообщении Сергия). Еще, просто как ребенок, проси покаяния и смирения, только это сможет помочь. Тут дело даже не в том, хороший ты или плохой, такой как все или другой. Это как закон всемирного тяготения, как закон Ома. Делай так и увидишь помощь, я всегда готов тебя выслушать и помочь советом. Приходи со всеми проблемами и сомнениями. Беззаботной жизни не существует, а тот, кто всеми силами к ней стремится согласно Евангелию не будет имешь Жизни вечной. Поверь, мы все живем исключительно Милостью Божией и твое скорбное состояние может превратиться в источник смирения и благодати. » Я понимаю, что давать советы легко, особенно достойным людям, наделенным обязанностями и ответственностю. А вот воплощать их очень трудно. Но надеюсь, что частично эта информация сможет помочь. Слава Господу Иисуху Христу, за то, что он мне помог и спас меня! Все только Его милостью совершается! Простите меня, грешного, если что-то не так написал. Светлана 21 февраля 2016, 22:49 Очень интересная ситуация. Отчасти напоминает то, что со мной происходит каждое воскресенье перед походом на службу. Но потом, к её окончанию, я чувствую себя лучше. Говорят, у меня даже меняется выражение лица. Сегодня, например, к началу службы я пришла и во время исповеди просто сидела в углу, скрестив руки и отгородившись от всего мира. Я думаю, священник ждал, что я хотя бы просто с ним побеседую (приход маленький). Пока всех не исповедует, он Литургию не начинает. Но у меня просто не было желания вообще ни с кем разговаривать. А вот уже потом, на службе, мне было хорошо, потому что хор поёт великолепно, и, видно, всё же сообщается какая-то благодать. Из церкви я выходила уже в более умиротворённом настроении. Я думаю, проблема во мне, потому что настоятель у нас адекватный и хорошо чувствует людей. Правда, следует добавить и то, что 6 лет назад на меня делалось довольно серьёзное магическое воздействие.

http://pravoslavie.ru/90712.html

Тогда архимандрит Василий предоставил митрополиту Николаю самому решать этот вопрос. Соответствующее письмо было написано митрополиту Николаю (Ярушевичу) в Патриархию, и указом патриарха Алексия и Священного Синода от 28 мая 1958 года архимандрит Василий был назначен викарным епископом, но из-за затруднений с визою во Францию епископская хиротония состоялась только через год, 1/14 июня 1959 года, в Успенском патриаршем соборе в Лондоне. Совершали ее Экзарх митрополит Николай и епископ Антоний (Блум), будущий Экзарх. Монахиня Екатерина, жившая уже тогда в Оксфорде, как мы уже отметили, приехала в Лондон и усердно молилась в храме во время хиротонии вместе с верующими. В 1969 году, переехав по благословению и приглашению архиепископа Василия в Брюссель (дом в Париже после кончины архимандрита о. Дени (Шамбо) продавался), монахиня Екатерина была устроена в нашем церковном доме на улице Шевалье, сначала на мансарде, а потом, после острого заболевания артрозом колен (припадок этот случился с ней, когда она несла по улице тяжелую ношу в наш дом), на верхнем его этаже, где раньше жил покойный протодиакон Николай Друганов. Жизнь ее продолжала идти в общем по-прежнему, только с более тяжкими трудами из-за возраста и болезней. Хождение в нашу церковь Святителя Николая, причащение Святых Тайн на каждой литургии, прислуживание в алтаре. А также, в меру сил, посещение богословских бесед, интересных или важных для Церкви. И, конечно, молитва и труды. В первые годы по приезде она много читала на клиросе, особенно в рабочие дни, когда многие не могут бывать в церкви. Читала, как и раньше, хорошо. Помнится, как однажды в Великую пятницу она читала паремию на вечерне на выносе Плащаницы. Но вообще она избегала выдвигаться вперед, только ради послушания. Потом читать ей стало трудно, да и нашлись более молодые продолжательницы. Хотя она отнюдь не была патрологом специалистом и таким себя не считала, но достаточно много читала святых отцов. И не только отцов аскетов, патерики, но даже богословов, как, например, Иоанна Златоуста , Игнатия Антиохийского , Афанасия Александрийского , Григория Нисского .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Низкий поклон и благодарность отцу Тихону и всем создателям книги " Несвятые святые " . Чудесная книга, легко и понятно читается.Многие считают, что подвижники были только в прежние времена. А книга показывает, что они среди нас. Буду делиться этой книгой со всеми своими родными и знакомыми, чтобы больше народа прочитали её. Спаси Вас всех Бог! Валерий 12 июля 2012, 17:49 Прочел " Несвятые святые " на одном дыхании. Спасибо. Захватывающе и полагаю что полезно. Рекомендую близким. Нина 11 июля 2012, 01:17 Спасибо огромное за книгу. Я всегда думала, что в монастырях очень скучно и что монахи не очень то и любят мирян. Оказывается, совсем наоборот. Читать не люблю, но " несвятые святые " прочитала взахлеб. Даже когда оставляла книгу дома и ждала самолета где - нибудь в аэропорту, открывала интернет страницу книги и не могла остановиться. В самолет заходила последней, т к хотелось почитать еще и еще страницу. Удивительно то, что мне с детства не давалось чтение, я всегда заставляла себя читать , а тут чудо - читала практически до утра, пока уже глаза не закрывались сами. Возможно моя просьба - это несказанная дерзость, но могу ли я просить архимандрита Тихона стать моим духовным отцом. Моего прадедушку убили в советские времена ( тройка НКВД), за то, что он был священником, а я как нерадивая правнучка до сих пор сама не могу даже сделать первый шаг навстречу Богу. Нина Гладышева 9 июля 2012, 22:44 Спасибо огромное за книгу. Читала, и плакала, и смеялась вместе с героями книги. В метро, когда читала определенные моменты, слезы из глаз как брызнут, давай вытирать. Люди понять не могут в чем дело?! А когда видели что читала, то относились с пониманием. Так как многие либо уже читали, либо читали со мной одновременно, либо слышали! Но равнодушных не было. Многие монастыри я уже посетила и по стране нашей, и по миру, но в Сретенский все собиралась. Но после прочтения книги быстро собралась и сходила помолиться. В восторге от монастыря!!! Спокойно, тихо, радостно. Счастья вам. И огромное спасибо!!!

http://pravoslavie.ru/48308.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010