В Смутное время К. м. был разорен, восстановлен в кон. 1-й четв. XVII в. Ок. 1726 г. к мон-рю был приписан Шеренский Благовещенский мон-рь, упраздненный в 1764 г., когда К. м. был отнесен к заштатным, находящимся на собственном содержании. В 1823 г. по прошению игум. Петра указом Синода (по др. версии, высочайшим указом) в монастыре учреждено общежитие. Сведения о насельниках К. м. за XV-XVII вв. отрывочны. В небольшом числе монастырских актов сохранились данные исключительно о настоятелях - имена игуменов и строителей. В писцовой книге 1628/29 г. упоминаются монастырские слуги: в слободке у К. м. проживали в 2 дворах монастырские «детеныши», в др. слободке, на р. Кашинке, находилось 2 двора служек, 4 «детеныша», дворы повара, хлебника. По описи 1710 г., в К. м. числились игумен, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 4 клиросных монаха, 8 иноков (в т. ч. казначей) и 54 чел., проживавшие в подмонастырской слободе. В нач. 40-х гг. XVIII в. в описи значатся игумен, 2 иеромонаха (в т. ч. казначей), неск. монахов - уставщик, пономарь, подкеларь, один у «посева и умолота», неск. бельцов - поп, служитель, повар, конюх, 3 скотника, кузнец и 2 солдата. В офицерской описи 1764 г. упомянуты игумен, 6 иеромонахов (в т. ч. казначей), уставщик, житенный, «у продажи свеч», конюший, иеродиакон-хлебодар, из служителей - пономарь «из церковников», слуга для взвода часов, 2 конюха, повар, хлебник, истопник, 2 дворника, из отставных военных - 2 капрала, солдат и майор. Большую часть XVIII в. сан настоятелей К. м. оставался неизменным, исключая случай в 30-х гг., когда К. м. управлял архим. Гавриил. Несмотря на то что по условиям реформы 1764 г. заштатные обители должны были управляться строителями, и во 2-й пол. XVIII в., и в XIX в. (вплоть до 1869) настоятелями К. м. были также и игумены. В XVIII в. настоятели мон-ря по распоряжению епархиального начальства выполняли также обязанности по управлению делами духовного ведомства в Кашине и уезде. Нек-рые из них были заказчиками Духовного уездного приказа, позднее - членами Кашинского духовного правления, а один из них, Иоасаф, в 1777 г. являлся надзирателем церковных школ.

http://pravenc.ru/text/1841455.html

Жёлтиков мон-рь. Вид с юго-востока. Фотография. Кон. XIX — нач. XX в. Со времени основания Ж. м. управляли игумены. По преданию, насельником Ж. м. был прп. Савва Вишерский. Ок. 1435 г. во епископа Тверского хиротонисали игум. Илию. В 1566 г. (после чуда исцеления рыболова Терентия в Ж. м. у гроба свт. Арсения) повелением царя Иоанна IV Васильевича и по благословению митр. Московского и всея Руси Афанасия настоятель обители был возведен в сан архимандрита. В 1759-1760 гг. архимандритом Ж. м. был свт. Тихон Задонский . 18 февр. 1767 г. в Ж. м. принял постриг будущий архиеп. Ярославский и Ростовский Арсений (Верещагин) . В 1836-1838 и в 1867-1873 гг. монастырем управляли епископы Старицкие, викарии Тверской епархии, с 29 нояб. 1876 г.- проживавший на покое бывш. еп. Сумский Геннадий (Левицкий), с мая 1891 г.- вновь архимандриты, с 26 марта 1905 г.- бывш. еп. Сухумский Арсений (Изотов), скончавшийся в 1909 г. и погребенный в соборе обители. С 21 мая 1909 г. настоятелем Ж. м. был бывш. ректор Тверской ДС архим. Антоний, с 22 нояб. 1911 г.- бывш. еп. Омский Гавриил (Голосов) , с 23 сент. 1916 по 17 февр. 1918 г.- бывш. еп. Астраханский Филарет (Никольский). В 1615 г. в разоренном поляками Ж. м. остался только архим. Иосиф, в 1685 г. в мон-ре проживали архимандрит, казначей, 2 черных священника, 9 «братов», дьячки; слуги (коровник, конюх, дьячок и стряпчий, при хлебне - 3 работника); в 1702 г.- архимандрит, келарь, казначей, 3 черных священника, черный диакон, 2 «крылошанина», 8 старцев, монах; вне монастыря - слуги (скотник, 2 конюха, повар, часоводец, дьячок и др.); в 1737 г.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона, 18 монахов; слуги (стряпчий, 3 конюха, повар, хлебник, столяр и др.); в 1764 г.- архимандрит, 8 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 4 монаха, белый священник, псаломщик и пономарь, а также 26 служителей (2 звонаря, 4 слуги, стряпчий, истопник, печник, 2 повара и др.); в 1801 г.- архимандрит, 5 иеромонахов (в т. ч. духовник и казначей), иеродиакон, 2 монаха, 7 послушников; в 1829 г.- 6 иеромонахов (в т. ч. казначей, ризничий и помощник ризничего), 3 иеродиакона, монах, вдовый священник, диакон, 2 послушника; в 1901 г.- архимандрит, 9 монахов и 12 послушников. В 1917 г. в Ж. м. положено по штату 17 насельников, реально в обители проживали настоятель (епископ на покое), казначей, 7 иеромонахов, 3 иеродиакона, монах, 5 послушников на испытании.

http://pravenc.ru/text/182239.html

В XVII в. ограда Д. м. была деревянной, «в замет» и «в забор». Впосл. построили каменную ограду толщиной 1,5 аршина, высотой 4 аршина, длиной 103 саж. В XVIII в. для входа в Д. м. возвели двое каменных ворот и деревянные св. врата. Настоятели и братия Д. м. управлялся строителями, игуменами, с сер. XVIII в.- архимандритами. Игум. Евфимий I (с 1592/93) участвовал в 1596 г. в освидетельствовании мощей насельника нижегородского Печерского мон-ря схим. Иоасафа. В 1610 г., уже будучи архимандритом Новоспасского московского мон-ря , Евфимий вместе с Филаретом Никитичем и мон. Авраамием (Палицыным) был членом посольства к польск. кор. Сигизмунду III . Настоятельствовавший с 1617 г. игум. Пафнутий 17 февр. 1620 г. был хиротонисан во епископа Тверского и Кашинского, игум. Палладий (Юрьев) 18 июня 1758 г. был хиротонисан во епископа Рязанского. В 1628 г. по доносу пребывавшего в Москве митр. Веррийского Аверкия в Д. м. были сосланы архим. Синадского митрополита Григорий и его двоюродный брат белец Косма. Вскоре за них заступился находившийся в столице Фессалоникийский митр. Паисий ( 1632), и после расследования сосланные были возвращены. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича в Д. м. были поселены монахи, бежавшие из-за гонений в Литовской земле. Состав и численность насельников Д. м. известна с XVII в. В 20-х гг. XVII в. кроме игумена в 12 кельях проживало 33 чел., в 1672 г. в 10 кельях - 34 чел., в т. ч. конюший, житник, подкеларник, чашник, черный поп, 4 клиросных, рядовой, будильщик, хлебный, хлебодар, огородник, неводной, солодовенный, пономарь, повар, «горняго дворца», «черновского дворца», «матюшевской», «кишенской» и др. В 1742 г. Д. м. управлял строитель, в обители проживало 8 монахов, а также 21 белец: поп, 3 клиросных, слуга, повар, огородник, сторож, «часовод», подьячий, 2 дворника и др. Материальное обеспечение Д. м. в ранний период тесно связано с его хозяйственной деятельностью в вотчинах. В XIV-XV вв. мон-рь получил от нижегородских князей рыбные ловли в непосредственной близости, на Оке и ее притоках, а также оброчные бортные угодья в Березополье, Стрелице и Коршевской вол.

http://pravenc.ru/text/180541.html

Инок Косма был прославлен как местночтимый святой по благословению Суздальских архиереев, в частности, возможно, неслучайно в синодике К. Я. м. упомянуты князья суздальские, архиереи Суздальской епархии, а также настоятели Евфимиева суздальского мон-ря (Владимирские ГВ. 1884. 5. С. 1). Летом 1445 г. в окрестностях Владимира воины казанского царевича Мамутяка (Махмуда) «многих избиша и изграбиша, а села пожгоша люди изсекоша, а иных в плен поведоша» (ПСРЛ. Т. 26. С. 197-198). В июне 1445 г. в сражении под стенами Евфимиева суздальского монастыря было разгромлено войско вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного, попавшего в плен к татарам. Очевидно, во время набега мон-рь был разорен и погибли его насельники, были уничтожены хранившиеся в нем книги и документы. Архив К. Я. м. и др. имущество было разграблено в Смутное время (нач. XVII в.). Из царской грамоты владимирскому воеводе следует, что с 80-х гг. XVII в. мон-рь становится домовым патриаршим, в XVIII в.- синодальным. В 1725-1726 гг. К. Я. м., разоренный в период секуляризационных реформ Петра I, был приписан к Волосову во имя святителя Николая Чудотворца монастырю . По штатам 1763-1764 гг., мон-рь был отнесен к 3-му классу. В янв. 1653 г., во время богомольного «похода» во Владимир, К. Я. м. посетил патриарх Московский и всея Руси Никон , «слушал обедню, а после обедни... пожаловал милостыни» (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. 34. Л. 112-113). Впечатления о посещении К. Я. м. в 1836 г. оставил в автобиографических записках архиеп. Тверской и Кашинский Савва (Тихомиров) . Братия До 2-й пол. XVII в. сохранились лишь случайные сведения о насельниках. В описаниях мон-ря 1665-1675 гг. впервые дается полный список братии: игумен, 4 черных священника, в т. ч. духовник, ризничий, 10 старцев, в т. ч. казначей, конюший, сушильный, житный, пономарь, подкеларник, 2 «крылосных», а также 6 служек. С 1665 по 1675 г. игуменом К. Я. м. был буд. Воронежский епископ свт. Митрофан . В 1-й пол. XVIII в. состав монашествующих менялся. Наиболее полно сохранились сведения за 30-40-е гг. XVIII в. Кроме игумена в К. Я. м. проживали 2 иеромонаха, 8 монахов, 4 белых священника, белый диакон, послушник и белец-псаломщик. В 50-х - 1-й пол. 60-х гг. XVIII в. состав братии фиксируется «офицерской» описью 1763 г., а также перечислены миряне: 3 колодника, присланные из Канцелярии тайных розыскных дел, 3 сторожа, «канцелярий» (подьячий и келейник), иконописец, 7 конюхов, столяр, повар, 3 скотника, 10 служителей без жалованья, отставные военные - 2 поручика, подпоручик, капрал, 4 солдата, кирасир. В 1759-1766 гг. в К. Я. м. проживали игумен, заштатный игумен, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 5 монахов, 2 белых священника, 3 бельца (пономарь, просвирник, звонарь).

http://pravenc.ru/text/2458847.html

Второй по настоятеле Эпитропы. Участвуют в повседневном управлении монастырем вместе с игуменом (внутренние/внешние дела) Игумена, эпитропов или кого-либо из соборных старцев могут отстранить от должности на общем собрании братии Священник Седмичные послушания по очереди, по старшинству хиротонии. Рукополагаются по необходимости (в монастыре Филофей на 40–45 монахов четыре иеромонаха и один диакон) Эконом В Великой лавре – Сама Пречистая Дева Богородица; назначается только помощник эконома Духовник Специально хиротонисается. Один-два на монастырь (игумен часто духовник). Только он может принимать исповедь Меняется каждую неделю, иногда наемный Чреда послушаний Даются сроком на один год и каждый год меняются, только в крайнем случае духовный собор может оставить то же Основные послушания (повар, пономарь и т.п.) меняются каждую неделю Виды послушаний Представитель монастыря в Священном Киноте, секретарь монастыря, казначей, экскурсовод, игумениарис (помощник игумена), виматарис (ризничный), портной, смотритель пристани, виноградарь, садовник (оливки) и др. Странноприимство Каждый монастырь принимает всех приходящих людей, независимо от вероисповедания, национальности и т.п. Могут остаться на одну ночь (дольше – по благословению игумена), участвовать в богослужениях (неправославные в храме вне служб), питаются с братией. Для посещение Афона необходим специальный документ – диамонитирион, подписанный патриархом Правила. Режим Общие правила Более замкнуты на монашескую жизнь. Для мирских людей – гостиницы, приходы вне Афона Прием в обитель Один-три года живут с братией в послушниках. Первая монастырская одежда – скуфейка Принимают не всех, редко. В обителях Дохиар, Констамонит, Филофей – быстрее Постриг В рясофор (после трех лет) В великую схиму (8 лет, в монастырях Филофей: 10–15 лет) Суточный режим Подъем за полтора часа до богослужения (иноки), за четыре часа (схимники) – на келейное правило Воскресенье, вторник, четверг, суббота – две трапезы (после литургии и вечерни)

http://pravoslavie.ru/31639.html

Лавры по древней традиции считается Сама Пресв. Богородица); сопроводитель гостей; привратник (встречает гостей, провожает их в гостиницу - архондарик, следит за правилами посещения); гостинник (архондарь, заботится о питании и ночлеге гостей); игумениарис (помощник игумена); пономарь (экклисиарх); уставщик (типикарь, следит за ходом богослужения); виматарь (ризничий, отвечает за попечение о св. мощах и алтаре); келарь (хранитель съестных припасов); повар; пекарь; больничный брат и гироком (ухаживает за больными и немощными стариками); трапезник (ведает подготовкой общей трапезы, распределяет хлеб); просфорник; портной; сапожник; арсанарь (смотритель корабельной пристани); садовник и огородник; виноградарь. Наряду с этими бывают и др. послушания: звонарь; чтец; библиотекарь; синодиарь (готовит заседания духовных соборов); просмонарь Богородицы (заботится о чтимой иконе Божией Матери, поет молитвы, принимает подношения от паломников); ворданарь (ведает конюшней и скотным двором); лесник; ночной сторож и др. По традиции нек-рых общежительных келлий с небольшим братством основные послушания (повар, пономарь и др.) меняются каждую неделю. Иеромонахи исполняют богослужебную череду по старшинству хиротонии. В иконописной мастерской В иконописной мастерской Во мн. мон-рях развиты художественные промыслы и рукоделия, в т. ч. иконописание, резьба по дереву и др. Устав категорически запрещает продажу на А. икон и произведений искусства, изготовленных за пределами Св. Горы, а также изготовление их на ее территории мирянами; запрещено воспроизведение святогорских икон на бумаге без разрешения мон-рей (ст. 174). Вывоз с А. любых старинных изделий, рукописей, икон, сосудов, книг и др. предметов, записанных в перечни монастырских учреждений, запрещен. Общие работы, совершаемые всей братией (панкинии): еженедельная закваска хлеба, сбор винограда, маслин и т. п. Из-за значительных объемов строительных, сельскохозяйственных и др. работ мн. мон-ри вынуждены прибегать к найму мирян (гл.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

м. обязывался присылать на Сечь ежегодно 2 иеромонахов, 2 иеродиаконов и уставщика. К М. м. был приписан Самарский Пустынный мон-рь, расположенный на землях запорожцев. В кон. 1708 г., после перехода на сторону шведов гетмана Мазепы, на Сечь прибыло посольство от Петра I, гетмана И. И. Скоропадского и Киевского митр. Иоасафа (Кроковского) к-рое должно было привлечь сечевиков на сторону царя. Посольская миссия не удалась, запорожцы перешли на татар. территорию, и М. м. утратил сечевую парафию до 1734 г. После возвращения запорожцев в российское подданство М. м. восстановил опекунство над запорожской парафией и стал присылать своих монахов на Сечь каждые 1-2 года. Межигорских монахов возглавлял начальник сечевых церквей - настоятель Покровской ц. Сечевые пастыри служили в храме, принимали у запорожцев присягу на верность императорам, зачитывали царские и синодальные указы, крестили неофитов, опечатывали сечевую Покровскую ц. во время казацких бунтов. При начальнике были помощники: 2 иеромонаха, 2 иеродиакона и монах. Один из иеромонахов назывался подначальным, второй - третяком, иеродиакон служил уставщиком, монах изготавливал свечи. Пономарь, повар и др. служители набирались из казаков. Все они жили за пределами Сечи, в т. н. чернечем дворе. При сечевом начальнике служили монахи, которых он направлял на хутора и зимовники («запорожские дачи») для выполнения пастырских обязанностей и сбора милостыни. Количество межигорцев в Сечи колебалось от 5 чел. в 1742 до 16 в 1774 г. В теплое время года межигорские монахи служили также в походных церквах, расположенных на границах Низового Запорожского войска: на переправе в Никитином Перевозе (ныне Никополь), в урочищах Вербовом на р. Ингул, Омеловое, Кальмиус и Гард на р. Юж. Буг. При сечевой церкви существовала школа, в к-рой учительствовал иеромонах или иеродиакон-уставщик. Дети (от 30 до 100 чел.) учились петь, читать, писать, помогали в храме. М. м. содержал госпиталь для старых казаков. По монастырским ведомостям 60-80-х гг.

http://pravenc.ru/text/2562780.html

Ризничий наблюдает за всеми действиями подчиняющихся ему: экклесиарха, пономарей и звонаря. Ризничий может иметь в своем распоряжении одного или двух помощников Ризничего. 18 . Эконом . На обязанности Эконома лежит заведование и надзор за хозяйственной частью Лавры. В распоряжении Эконома находятся как братия, занимающаяся монастырскими трудами, так и сторонние наемные рабочие, которых Эконом принимает и назначает в нужное время для производства различного рода специальных работ. Распределение времени работающей братии зависит от усмотрения Наместника или Благочинного, а Эконом лишь следит за тем, чтобы в назначенное время все занимались работой. Распределение времени наемных рабочих зависит от усмотрения самого Эконома, который назначает необходимые работы и следит за их исполнением (к таковым относятся: шоферы, электрики, каменщики, штукатуры, столяры и др.). Если в монастырском хозяйстве Эконом признает необходимым и полезным осуществить какое-либо улучшение, то ему предоставляется право представлять свои соображения Наместнику или Казначею. Эконому подчиняются: келарь, рухлядный, заведующие мастерскими (иконописной и др.), гостинник, больничный, трапезный, повар, закупщик, привратники. Эконом имеет помощника. 19 . Келарь . Обязанности келаря заключаются в наблюдении за целостью и сохранностью продовольствия. Под его наблюдением находятся монастырские кухни, склады продовольствия, квасоварня и просфорная, в коих должна соблюдаться безусловная чистота и опрятность. Келарь наблюдает, чтобы на трапезе всегда приготовлялось все то, что положено по Уставу. Без особого благословения Наместника или Благочинного келарь не должен отпускать пищу в братские келии. В случае каких-либо недоумений келарю надлежит обращаться за указанием к своему непосредственному начальнику – Эконому. 20 . Уставщик . Обязанности уставщика заключаются в строжайшем наблюдении за чином церковных служб, дабы таковые совершались в соответствии с церковным и лаврским уставами. Уставщик следит за суточными чтецами, которые обязаны заблаговременно приготавливать кафизмы, тропари, кондаки и иные чтения и читать на клиросе без ошибок, благоговейно и отчетливо, без переливов голоса, что является признаком самомнения и гордости. Мало знающих чтецов уставщику следует обучать чтению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А ис Кирилова, государь, монастыря поваришка... ни спечи, ни сварить... – История с поварами, работавшими у патриарха Никона в Ферапонтовом монастыре, восстанавливается по документам «дела» ссыльного монаха Никона. 16 декабря 1669 г. Никон прогнал повара Анисимку Тимофеева, который «про него есть варить не умеет» – РГАДА, ф. 196, оп. 2, д. 83, л. 119. С октября до 25 декабря 1671 г. у патриарха Никона работал повар Кириллова монастыря Карп Вяка, а когда он болел или отпрашивался съездить в Кириллов монастырь, его замещал повар Иван Луковка – СПбИИ РАН, колл. 189, д. 67, 75, 84, 93. 26 декабря на место Карпа Вяки был прислан повар Бажен Иванов, которого Никон, «рассмотря, ис кельи от себя выгнал вон», поскольку готовить «на его потребу» не умеет – СПбИИ РАН, колл. 189, д. 90, 91. 24 ноября 1673 г. пристав С. Шайсупов просил архимандрита Кириллова монастыря прислать для монаха Никона повара Карпа Кундяка – СПбИИ РАН, колл. 189, д. 135. Повара Карп Вяка и Иван Луковка вновь работают у Никона в апреле 1674 г. – СПбИИ РАН, колл. 189, д. 182. 5 февраля 1675 г. из Спасо-Прилуцкого монастыря к патриарху Никону послан «повар добрый» Васька Ильин, который оказался неспособным к делу, «не умеющим ничего сварить и рыбы чистить». 29 марта Никон потребовал нового повара – или Ивашку Евтифеева, или Ваську Агафонова. Кого прислали – неизвестно, но он пробыл в Ферапонтовом монастыре около полугода (до сентября, когда Никон просил прислать повара «доброго, а не вора»), был обличен в воровстве, бит батогами и отпущен в Спасо-Прилуцкий монастырь. В октябре к патриарху Никону прислан прежний повар Васька Ильин «ничего не умеющий», который пробыл в Ферапонтове монастыре до конца года. 10 января 1676 г. от патриарха Никона поступило требование прислать «повара доброго, целомудреннаго, а не безумнаго». Из Спасо-Прилуцкого монастыря ему прислали повара Ваську Измайлова, больного падучей болезнью. Патриарх Никон возмущался этим обстоятельством, говоря, что такому человеку «в поварах быть непристойно», и требовал «иного повара доброго и здороваго», а именно Ивашку Евтифеева, о котором просил и раньше. Но вместо Васьки Измайлова прислали Моську Семенова, который в середине февраля сбежал и объявился в Спасо-Прилуцком монастыре, откуда в 20-х числах препровожден назад к патриарху. Но Никон не принял его «за плутовство и за неумейство» и повелел, наказав, отпустить обратно в Спасо-Прилуцкий монастырь – Суворов 1867, 116 – 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сказано, что на войну идут с митрополичьим воеводою его бояре и слуги; митрополите Иона называет своего десятильника боярином, тогда как в последствии десятильники были из боярских детей. Митрополит Киприан называет боярином своего повара Ивана. В последствии бояре строго отделяются от других слуг архиерея». Все это в глазах автора кажется беспорядком, нестройностью; действительно, здесь будет беспорядок, если слово боярин понимать в том значении, в каком понимает его автор; но русская древняя жизнь, конечно, в том не виновата, что г. Лохвицкий не знает ее надлежащим образом, а виноват он, за чем берется судить о том, о чем еще не приобрел надлежащих сведений. На самом же деле в приводимых им свидетельствах нет никакой путаницы и смешения. Митрополит Иона называет десятильника боярином именно потому, что в его время боярами называлось все высшее служилое сословие, следовательно, и в должность митрополичьего десятильника, как важную в кругу должностей при митрополичьем дворе, поступали те служилые люди, которые назывались боярами; впоследствии же десятильниками являются боярские дети, потому что то самое сословие, которое называлось при Ионе боярами, после него стало называться боярскими детьми. По той же причине и митрополит Киприан своего повара называет боярином; при Киприане, т. е., в конце XIV и начале XV столетия, боярами называлось целое высшее сословие служилых людей, и митрополичий повар был из этого сословия. Здесь еще надобно объяснить слово повар: в акте, в котором митрополичий повар назван боярином, под этим словом отнюдь нельзя разуметь того повара, который на кухне пек для митрополита хлебы, варил уху и готовил другие кушанья, а скорее какого-либо управителя, эконома, заготовителя столовых припасов на митрополита: в грамоте сказано, что митрополит Киприан спрашивал о старинных пошлинах в Константиновском монастыре у бояр своих, проживавших во Владимире, у Михаила Бореева, Юрия Протопопина и Ивана, своего повара. А митрополит сам жил в Москве, следовательно и повар, ежели принимать это слово в нынешнем значении, должен бы был жить в Москве же на кухне у митрополита, а не во Владимире, за 170 верст от Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/o...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010