Закрыть Неувядаемый цвет 16 апреля — празднование иконы Божией Матери «Неувядаемый Цвет» 16.04.2024 41 Время на чтение 21 минут Фото: dzen.ru Существует много видов иконы «Неувядаемый Цвет». Выделим из них два. На тех и других иконах изображена Богоматерь с Младенцем Христом на руках с белыми или красными цветами, чаще всего лилиями или розами. Но на одних иконах цветы держит Богородица, а на других — Сам Христос. Белые цветы — символ чистоты и непорочности, именно их преподнес Архангел Гавриил Пресвятой Деве в день Благовещения, а красные — символ любви и жертвенной самоотдачи. Цветок или процветший жезл в руках Божией Матери, а иногда и Христа — напоминание о «жезле из корене Иесеева», о котором поет Церковь в ирмосах Рождественского канона. В том, что цветы держит иногда Богоматерь, а иногда — Христос, нет никакой путаницы. Церковь как бы не находит слов, и не знает, как лучше выразить единство Богородицы с Ее Божественным Сыном. Но очевидно одно: все, что имеет Христос, принадлежит по дару Христа и Ей. «Вся слава Дщере Царевы — слава Божией Матери — внутрь», — это плод Ее чрева. «Благословенна Ты в женах, — поет Церковь, — и благословен плод чрева Твоего». Она не будет жить для Себя, потому что не для Себя родила Она Его. Она как «плодовитая лоза», «яко древо насажденое при исходищих вод» Святого Духа, как древо жизни, «еже плод свой даст во время свое» — Воплощенного Бога, вечную жизнь для всех созданий. Она — Неувядаемый Цвет, потому что удерживает в Себе всякую мысль, полезно питающую душу, а всякий помысел, губительный для души, отвергает, прежде чем вкусит его. Очи Ее всегда обращены ко Господу Богу и видят Его вечный и неприступный свет. Слух устремлен к Божественному слову, звучащему на псалтири Духа: так Превечное Слово входит в Нее, чтобы стать плотию. Она — Благоуханный Цвет (есть и такая икона). Она обоняет сладчайшее благоухание благодати, которая распространяется, чтобы помазать Его человеческое естество. Имя Ее — «как разлитое миро», говорит Писание (Песн. 1, 2). Ее уста возносят хвалу Господу, не расставаясь с ней. Ее язык и гортань различают сладость слов Божиих и питаются ими. Она — чистая сердцем, и потому видит Бога. В Нее вселяется Невместимый. И Она питает Своим молоком Бога, Младенца Иисуса, Приснодевственная и Пренепорочная! Ее руки держат Бога и Ее колени — престол, вознесенный превыше Херувимов: ими укрепятся у многих «руки немощные и колени расслабленные». Ее стопы направляются по закону Господню, который, как сияющий светильник, показывает Ей путь. Не оборачиваясь, Она устремляется за Своим Возлюбленным Господом, пока не достигнет Его. Все Ее существо едино с Ним.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/16/ne...

блаж. Косма Веститор Скачать epub pdf Благослови, отче! 1 Вчерашнее торжество Рождества Богородицы прославляло нам благозвучными песнями праздник всемирной радости, а сегодняшний день приносит благодарение родителям Богородицы, произведшим на свет начаток спасения всех. Поэтому торжество дочери есть торжество родителей. Ибо как славою матери прославляется вместе и дитя, так и похвалою дитяти восхваляется вместе и мать. Итак, вчерашний день был чуден в очах наших ( Псал. 117:23 ), а сегоднишний есть радостная память праведных с похвалами ( Прит. 10:7 ). В древния времена был праведный муж из колена Иудина; имя ему Иоаким. Это был муж? славный святостию и справедливостию; муж, замечательный благородством и богатством; муж, искренно благочестивый в принесении жертв; муж, во всем благоугодный Богу; муж желаний, происходящих от Святого Духа. Он был бездетен и сильно желал иметь дитя; но родил невесту Святого Духа. Он был счастливейший человек; ибо Бог услышал молитвы его так, что даровал ему Ту, которая более всех селений Иакова ( Псал. 86:2 ), а лучше сказать дочь, по справедливости высшую всех небесных и земных созданий. У него была благочестивая жена; имя ея Анна. И она была из царственного колена Иудина; ибо вела род свой от Давида. Это была женщина, воздерживающаяся от всякого зла; женщина, верно следовавшая мужу своему во всем, относящемся к богоугождению; женщина, постоянно участвовавшая в молитвах, пощениях и щедрых приношениям своего мужа в храме Божием; женщина, старавшаяся всегда быть подобною мужу своему по кротости душевной и по воздержанию телесному. Как творение Божие из ребра мужа, она сохранила кость мужа неповрежденною, т. е. сохранила любовь к нему, из любви к Богу, ненарушимою. Анна жила не на пагубу мужа, как Ева, но явила себя помощницею ему как в совершении добрых дел, так и в молитвах, ежедневно изливаемых к Богу. Оба эти супруга с одинаковым усердием предавались молитве о даровании им дитяти, желали и ожидали его с такою же надеждою, с какою земледелец с женою своею, обработав поле и посеяв на нем семена, желает и ожидает получить чрез молитву обильный плод. Анна жила с мужем своим не как Ева с Адамом , но как [подруга] его в делах богоугодных, как сотрудница его в благодеяниях духовных, и, как совершенно добрая часть мужа, принесла ему превосходный плод брачного сожития. Именно: Ева чрез плод от древа причинила миру почаль, а жена Иоакима Анна чрез плод от чрева доставила Создателю радость.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В. Обьяснение некоторых наиболее употребительных церковных песнопений 1. Беседа о песнопении в честь Божией Матери «Богородице Дево, радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.» В состав этого молитвословия вошли слова, какими приветствовали пресвятую Деву архангел Гавриил и праведная Елисавета. Когда архангел предстал перед Девой Марией с благовестием о воплощении от Нее Сына Божия, то первые его слова были: радуйся, благодатная, Господь с Тобою, благословена Ты в женах ( Лук. 1:28 ). А праведная Елисавета, обрадованная пришествием к ней будущей Матери Господа, между прочим приветствовала Ее словами: «благословен плод чрева Твоего»( Лук. 1:42 ). Остальные слова молитвы: «Богородице Дево», и: «яко Спаса родила еси душ наших», дополнены к словам архангела и Елисаветы святой церковью. Судя по употребленному здесь выражению: «Богородице», предполагают, что эта молитва, в настоящем ее составе, введена во всеобщее употребление со времени третьего Вселенского собора, на котором, вопреки Несторию, называвшему пресвятую Деву Христородицею, утверждено за Нею наименование Богородицы, и что составителем сей молитвы был св. Кирилл Александрийский , обличитель нечестивого Нестория. «Богородице». Пресвятая Дева Мария именуется Богородицею в том смысле, что Родившийся от Нее в самом зачатии и рождении от Нее был, как и всегда есть, истинный Бог (Православный катихизис., гл.3). Иначе, Она родила Того, Который, будучи истинным Богом, в самое мгновение зачатия в утробе Ее воспринял в единство Своей ипостаси естество человеческое, так что и в воплощении от Нее был и по воплощении неизменно остается единым Божеским лицом, каким от века существовал до воплощения. Еще иначе: Она родила Господа Иисуса не по Божеству Его, а по человечеству, которое, однако ж, с самой минуты воплощения стало нераздельно и ипостасно соединено в Нем с Божеством Его, с самой минуты Его воплощения было обожено Им и соделалось собственным Божескому лицу Его, так что и зачатие, и пребывание в утробе Девы в продолжение определенного времени чревоношения, и рождение от Нее принадлежали собственно Божескому лицу Его (Преосвещенный Макарий Догматическое Богословие, ч.3). Посему святая церковь достойно и праведно именует Матерь Господа Иисуса Богородицею, а не Христородицею, как называл ее Несторий, учивший, будто Она родила простого человека, с которым уже по рождении Его соединился Бог Слово – и соединился только нравственно, а не ипостасно, т.е. не приняв в единство Своей Божеской ипостаси естество человеческое.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Сретение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и святыя праведныя Елисаветы, матере святаго Иоанна Предтечи На Господи, воззвах: стихиры, глас 6. Подобен: Все отложше: Совет превечный/сокрывая в Себе Отроковица,/Гавриилом о Предтечи Ей вещанный,/иде в Горняя со тщанием, во град Иудов,/и, целовавши южику, не праздну сущу,/радуйся,– рече ей,– радости исполненная;/радуйся, глаголемая неплоды, мати зримая;/радуйся, безчадства поношение упразднившая;/радуйся, естества уставы превозмогшая;/радуйся, начало Божественнаго снизхождения;/радуйся, скончание праматерняго осуждения;/радуйся, заре, денницу Солнца изводящая;/радуйся, раждающая в рожденных женами большаго. Являеши ми ся яко человек,–/глаголет Елисавета Богородице,/но вем Тя, превышшую всех тварей,/Цареву Дщерь, воспетую Давидом/Исаиину Деву, Матерь Еммануила,/моим плодом утробным ныне мне явленую./И откуду мне и како мне сие,/да Мати Господа моего ко мне прииде?/Блаженна Ты, уверовавшая/глаголанным Тебе от Господа,/благословенна Ты в женах/и благословен Плод чрева Твоего. Бог, идеже хощет,/творит державу мышцею Своею,–/глаголет южике Богоотроковица,–/низложит сильныя и вознесет смиренныя,/алчущия исполнит благ и богатящияся отпустит тщи,/расточит гордыя мыслию сердца их/и помилует боящихся Его в роды родов./Величит душа Моя Господа,/и возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем,/яко призре на смирение Рабы Своея,/се бо от ныне ублажат Мя вси роди,/яко сотвори Мне величие Сильный,/и свято всесвятое Имя Его. Слава, и ныне, глас тойже, самогласен. Иоанна монаха: Послан бысть с Небес Гавриил Архангел/благовестити Деве зачатие/и, пришед в Назарет,/помышляше в себе, чудеси удивлялся:/о, како в Вышних непостижим Сый от Девы раждается!/Имеяй престол Небо и подножие землю/во утробу вмещается Девичу!/На Негоже шестокрилатии и многоочитии зрети не могут,/словом единем от Сея воплотитися благоизволи./Божие есть слово настоящее./Что убо стою и не глаголю Деве:/радуйся, Благодатная, Господь с Тобою;/радуйся, Чистая Дево;/радуйся, Невесто Неневестная;/радуйся, Мати Живота,/благословен Плод чрева Твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

1. Церковно-славянский текст Минеи, 8/21 сентября н.ст. Кондак, глас 4: Иоаким и Анна поношения безчадства/и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/во святем рождестве Твоем./То празднуют и людие Твои,/вины прегрешений избавльшеся,/внегда звати Ти:/неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. Икос: Молитва купно и воздыхание неплодства и безчадства Иоакима же и Анны благоприятное/и во уши Господни вниде, и прозябе плод живоносен миру./Ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше,/но с радостию неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова Кондак глас 4-й, самогласен 1 . Иоаким и Анна от поношения безчадства, а Адам и Евва от тли смертныя освободились, Пречистая, святым рождеством Твоим: оное празднует и народ Твой, избавившись от уз греховных, во время взывания к Тебе: «Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея». Икосы. 1) ( 2 ) Молитва вместе со стенанием о неплодстве и безчадстве Иоакима и Анны благоприятныя и до слуха Господня дошли, и произрастили плод живоносный миру. Один молитву на горе совершал, другая же в саду претерпевает – поношение: но с радостию Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. 2) ( Ω) О благое рождение Анны, как я воспою Тебя, или как прославлю Тебя, как Ты родилась быть храмом святым? Иоаким на горе умолял получить плод от чрева Анны, и молитва сего праведнаго мужа бывает приятна, и блаженная, после чревоношения, приносит миру радость: Неплодная раждает Богородицу и Питателышцу жизни нашея. 3) ( Δωρα) Приносил он (Иоаким) некогда дары во храме, и они не были приняты; ибо священники не хотели принять, как от безчаднаго и не имеющаго семени, и у сынов Израилевых Иоаким находился в презрении: но пришел он во время (благоприятное), и приносит Деву с дарами благодарения вместе с Анною, и ныне радуются: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея. 4) ( κουσαν) Как скоро услышали колена Израилевы, что родила Анна Пречистую, и все в веселии сорадовались: тогда Иоаким устроил пиршество и веселился светло о чудесном (рождении), призвавши на молитву священников и левитов, а Блаженную поставив на средину пред всеми, чтобы Ее возвеличить: Неплодная раждает Богородицу и Питательницу жизни нашея.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

ПОХВАЛЬНЫЕ СЛОВА СВЯТЫХ ОТЦОВ В ЧЕСТЬ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ ПОХВАЛЬНАЯ ПЕСНЬ БОЖИЕЙ МАТЕРИ преподобного Ефрема Сирина В великое изумление, возлюбленные, придет всякий, кто размыслит о сем чуде, как Бог снисшел и в матернем чреве уготовал Себе жилище, как Божие естество облеклось человеческою плотию и не погнушалось девять месяцев обитать во чреве, как чрево, будучи плотию, могло носить в себе огонь, в слабой утробе пребывал пламень и не опалил ее. Как купина на Хориве во пламени вмещала Бога, так Мария носила Христа во чреве. Чрез слух всецело вошел в чрево Бог, и из чрева чисто изшел в мир Богочеловек. Дева зачала во чреве Бога; вместе с Девою носила во чреве и неплодная, и сын неплодной взыграл, сретив Плод девственного чрева. Новое чудо творит Бог среди земнородных: и Сам рождается от непознавшей мужа, и провозвестник Его рождается не по чину естества. Небо измеряет Он Своею пядью и полагается в яслях на протяжении земной пяди. Море объемлет Он Своею горстью и рождается в вертепе. Небеса полны славы Его, и ясли исполняются величием Его. Моисей желал видеть славу Его, но не мог увидеть, как хотелось бы ему ( Исх. 33, 18 ). Теперь пусть придет и увидит ее; потому что она в яслях повита пеленами. Не мог тогда человек видеть Бога и остаться живым ( Исх. 33, 20 ); теперь всякий, кто видит Его, спасен будет от смерти второй ( Апок. 20, 6 ). Моисей предызобразил сию тайну, потому что увидел огнь в купине. Волхвы увидели исполнение тайны, потому что узрели свет в пеленах. Глас воззвал Моисею из купины: изуй сапоги от ног твоих ( Исх. 3, 5 ); звезда, молча, вещала волхвам, чтобы шли на место святое. Моисей не мог видеть Бога лицем к лицу; волхвы пришли и увидели Бога в лице человека. И тот и другой вертеп сходны между собою: и Моисей был подобен волхвам. Слушатель скажет: какое сравнение между Моисеем, главою пророков, и волхвами, персидскими князьями? В таком сомнении упокоивает его Бог, премудрейший решитель недоумений. Если бы не сам Он заранее избрал волхвов быть проповедниками Его, то не принял бы даров из рук несвятых.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Предтечи — великий (недвунадесятый), непереходящий (отмечается 7 июля) праздник. Церковь празднует только три рождения: Христа, Его Матери и Его Предтечи. Сергий Булгаков «Друг Жениха» Св. Церковь празднует честное зачатие Предтечи (24 сентября - ст. с.) и честное рождество его (24 июня - ст. с.), и уже этим празднованием сближает его с Богоматерию, Коей также прославляется св. Церковью и славное зачатие (9 декабря), и славное Ее рождество. Кроме них, никому из людей св. Церковь не оказывает такого почитания. Обычно дни памяти святых приурочиваются к их кончине или прославлению. В чем же основание здесь для такого выделения? Какова мысль Церкви, выражающаяся в этом установлении? Эта мысль глубока и значительна. Жизнь для каждого человека есть путь спасения, возможность освобождения от греха, взыскания благодати Духа Святого. Поэтому существенным и решающим в ней итогом является только ее конец, кончина праведника: «честна пред Господом смерть преподобных Его». Кончина праведника есть победное освобождение от греха и исполнение подвига. «Подвигом добрым подвизайся, течение скончах, веру соблюдох, прочее убо соблюдается мне венец правды» (2 Тим. 4,7–8). Потому Церковь обычно и не празднует рождения праведников, как начального состояния их плененности, подвластности греху. Каждый человек рождается во грехе, и «несть человек, иже жив будет и не согрешит», даже если один день его дыхания в мире. И если мирские биографии отмечают, как радостный и празднественный, день рождения выдающихся людей, то в Церкви прославляются только победы над грехом, уже совершившиеся достижения, причем в силу удобопревратности человеческой природы ранее конца не может быть окончательной уверенности в спасении от греха и даже падения. «Братия, не почитаю себя достигшим, и только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3, 13–14).   Но если это так, то уже празднованием самого зачатия Предтечи Церковь ставит его в совершенно особое, исключительное положение. Оно свидетельствует об его святости уже с самого зачатия, как и возвещается архангелом Гавриилом, рекшим Захарии: «и Духа Свята исполнится еще от чрева матери своей» (Лк. 1, 15). То, что для всех людей есть венец и исполнение всей жизни, для Предтечи подается уже в чреве матери, с самым зачатием. И посему Церковь призывает к ликованию об этом событии: «от неплодного днесь чрева плод молитвы прозябе Иоанн Предтеча, веселися пустыне, и ликуй, человечество: се бо покаяния проповедник грядет, во чреве матери воплотится» (Служба 24 сентября, стих, на Гос. Воз., Ви–зантиева). «Веселится тварь в зачатии твоем, пророче и Предтече, Крестителю Иоанне: божественно бо твое рождение предзнаменует нам владычное рождество» (стих, на хвал.). «Божий пророче, старче ликуй, родиши бо сына, его же больший в человечех не вос–та, Иоанна Господня Предтечу: взыграй, Елисавета, земля вся, радуйся, хвалу всех творцу Богу приносящи».

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo-ioann...

Скачать epub pdf Жизнь, деяния и подвиги святого отца нашего и исповедника Михаила, пресвитера и синкелла града Иерусалима (начало 3-й четверти IX в.) (Текст переведен по изданию Ф. Шмидта: Изв. русск. археол. Инст. в Константинополе, XI, Сафия, 1906) Увековечивать деяния святых мужей и передавать память о них потомкам – дело, исполненное великой для жизни пользы. Ведь предание о подвигах их побуждает к ревности души людей боголюбивых, призывая их к свершению подобных же деяний. Такова и жизнь Михаила, я разумею исповедника и синкелла, 269 о котором ныне предстоит мне поведать; Святой град Господа нашего Христа, Иерусалим, произвел его и взрастил, словно украшенное пышной листвой добродетелей дерево, а преславный Константинополь удостоил благой доли Христова исповедника и архимандрита монастыря Хора. 270 Кто были родители этого преславного человека Божия и гражданина Иерусалима, мы не знаем, ибо не случилось никого, кто бы назвал нам имена их. Предки святого, как сам он утверждает в своих письмах, персы. Родители его, хотя были многодетны, не имели ни одного сына, о чем немало печалились. Мать, как женщина боголюбивая и верная, часто посещала молитвенные дома Божии и, пребывая там, денно и нощно молила Бога, чтобы даровал ей Господь плод чрева – сына, как некогда Анне, жене Елканы, матери прозревающего будущее пророка Самуила, 271 говоря ему только: “Адонай, Господи, Элогим, Саваоф. 272 Если, взирая с Небес, Ты обратишь взор Свой на меня, смиренную, и даруешь мне плодом чрева сына, я посвящу его Тебе, чтобы он служил Тебе, всегда пребывал у Святого Твоего престола”. Вседержитель Бог, медленный во гневе своем, но скорый в помощи тем, кто призывает Его с верой, внял сетованию ее, и услышал ее молитву, и даровал ей по просьбе ее сына, которого она вскормила и как благожеланный дар отдала Ему. Ибо в дни те, сходясь с мужем своим, она понесла во чреве, и родила сына, и нарекла ему в купели возрождения 273 имя Михаил, 274 что означает воитель Божий, как бы ясно объявляя и предрекая этим именем, что ему предстоит отличиться подвигами против безбожных еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слово на литургии в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна 11 сентября 1980 г. Сегодня Святая Православная Церковь , пребывая в молитве и соблюдая строгий пост, воспоминает мученическую кончину великого праведника – святого славного и всехвального Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. То, что известно нам из Священного Писания или древних благочестивых преданий о его жизни и подвигах, вызывает в нас чувство глубокого благоговения пред светлой личностью этого особо чтимого Церковью угодника Божия. Сын праведных и благочестивых родителей – священника Захарии и жены его Елисаветы, которая, согласно преданию, была родной сестрой праведной Анны, матери Пресвятой Девы Марии, – Иоанн с самого начала его жизни был отмечен печатью особого божественного избранничества. Архангел Гавриил, тот самый архангел, который был служителем таинственного события Благовещения, за шесть месяцев пред тем возвестил Захарии о предстоящем рождении сына, сказав ему, что этот сын «будет велик пред Господом... и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей» ( Лк. 1:15 ). Сказанное ангелом вскоре же сбылось и было с очевидностью явлено при встрече праведной Елисаветы с пришедшей навестить ее Преблагословенной Девой Марией. Дух Иоанна, озаренный Духом Святым, уже во чреве матери постигал величие имевшего родиться Богомладенца и радовался Его приближению. Радость эта передалась Елисавете, соделавшейся первой среди людей благовестницей святейшей тайны Богоматеринства. »И Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем« ( Лк. 1:41–44 ). Иоанн Предтеча, призванный предшествовать Искупителю, «приготовить пути Ему», расположить к Его принятию человеческие сердца н «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» ( Лк. 1:77 ), с самых ранних лет своей юности отрекся от своей личной жизни, отказался от всех удобств и удовольствий мира сего, чтобы все свои силы и дарования полностью посвятить делу служения своему Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

37. Слово В день Благовещения Пресвятыя Богородицы (Говорено в Благовещенской Церкви Чудова Монастыря 25 марта; напечатано отдельно и в собраниях 1835, 1844 и 1848 гг.) 1824 И рече Мариамь: величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо отныне ублажат Мя вси роди. Лyk. I, 46–48 . Наконец безмолвная Мариамь говорит; и слово Ея, исполненное духом, как река, течет и играет, как фимиам, восходит и благоухает, как молния, сияет и озаряет. Прочитанное теперь начало торжественнаго слова, произнесеннаго Ею, когда Елисавета в первый раз приветствовала Ее наименованием «Матери Господа» ( Лк. 1:43 ), как много уже в себе заключает! Она славит Бога, и возносит к Нему не глас, но самую душу Свою: «величит душа Моя Господа». Радуется, и радость Свою превращает в молитву и жертву духовную: «возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем». Смиряется, и проповедует снисхождение Всевышняго: «призре на смирение рабы Своея». Пророчествует, и пророческий взор Ея проницает сквозь все времена до самаго конца их: «отныне ублажат Мя вси роди». Так и надлежало соделаться плодовитой словом Той, в Которую отныне вселилось Слово; прежде нежели Оно изыдет из Нея, как плод чрева, Оно является в Ней, как плод устен, исповедающихся Господеви: «рече Мариамь». Дивно слово Мариами: но величественно и Ея молчание. Предоставим благоговейным и внимательным, самим углубляться в разум слова Ея, которое так часто слышится в Церкви: обратим внимание на то, что не столь открыто вниманию. Вслушаемся в молчание Мариино, и поучимся от Нея бережливо употреблять сокровище слова. О безмолвии, в котором Пресвятая Дева возрасла и воспитана, говорить не буду: потому что сие закрыто молчанием Святых Евангелистов. Кто слышал, что говорит о сем предание: тот имеет образ совершеннейшаго благочестиваго воспитания, и может судить, соответствует ли сему образу, и обещает ли благословенные плоды, разсеянность, столь охотно позволяемая детям в наше время. День «Благовещения», то есть, радостнаго возвещения о предстоящем воплощении Сына Божия, начинает открывать сокровенную в Боге жизнь Богоматери. Слово Ангела обнаруживает в Ней добродетель молчания. Внезапно входит он в Ея уединение, и говорит Ей: «радуйся, благодатная: Господь с Тобою; благословенна Ты в женах» ( Лк. 1:28 ). Сколько вопросов представлялось при сем удивленной Мариами! Кто сей неизвестный? Какое имеет он право, нарушать уединение Девы? Что значит неслыханное приветствие, которое безвестную Деву поставляет превыше всех жен в мире? Но ничто не выводит Ея из обычнаго Ей безмолвия. Она чувствует движение духа: но уста Ея не движутся. Не спешит Она ответствовать на приветствие; молчит, и размышляет. «Смутися о словеси его, и помышляше» ( Лк. 1:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010