Комиссия может способствовать созданию партнерских центров по диалогу с наукой в России (на федеральном и региональном уровне), Украине, Беларуси, а также в дальнем зарубежье. Такой центр уже существует при Санкт-Петербургском университете, а также начинает свою работу в Москве при МИФИ. Идет работа по созданию подобных центров в других светских университетах, в том числе в МГУ и в Высшей школе экономики. Хотел бы обратить внимание на то, что важно развивать диалог богословия не только с естественными науками, но и с науками гуманитарного цикла и прежде всего общественными. У нашей церковной науки традиционно существуют тесные связи и взаимодействие с историками, искусствоведами, филологами и языковедами, а в последнее время и с психологами. Это понятно, потому что с этими дисциплинами у богословия не просто есть пересечения: очень часто оно, по существу, работает в одном исследовательском пространстве со светской наукой, активно пользуясь ее методологией и конкретными достижениями. Совсем другая ситуация с общественными науками: социологией, политологией (включая политическую философию), правоведением, социально-культурной антропологией и, не в последнюю очередь, собственно с религиоведением. К этим дисциплинам богословы пока проявляют недостаточно внимания. Однако есть серьезные причины, чтобы такое внимание проявлять. В постсоветский период, после краха старой идеологии, в нашей стране происходило восстановление и развитие общественных наук, которое сопровождалось изучением и освоением различных теорий и массива знаний, появившихся в мировой науке в течение XX века, а также современных тенденций. И сегодня богословие должно освоить современные общественные науки, чтобы оценить их со своей точки зрения. Без этого вряд ли будет возможно развивать православное социальное учение, основы которого были приняты нашей Церковью на рубеже веков. На основе обмена мнениями в ходе пленарного заседания нашей Комиссии будет подготовлен рапорт Святейшему Патриарху о долгосрочных перспективах деятельности Синодальной библейско-богословской комиссии, а также предложен план деятельности на предстоящий год.

http://patriarchia.ru/db/text/2100564.ht...

Теологические подразделения – кафедры, отделения и факультеты в светских вузах – это новый опыт, но их появление диктуется прежде всего духовно-просветительскими и миссионерскими задачами, которые стоят сегодня перед Церковью. Эти подразделения нужно развивать, используя то преимущество, которым они обладают по своему статусу, то есть их включенность в университет. Такая включенность не только позволяет восстанавливать и утверждать богословие в качестве законной и неотъемлемой части образования и культуры – она также позволяет богословию вступать в диалог и взаимодействовать со светскими науками, прежде всего гуманитарного цикла. Это будет способствовать развитию и обогащению нашего богословия, обретению им способности говорить с миром. При этом, конечно, необходимо, чтобы так называемая «светская теология» не утрачивала живой связи с жизнью Церкви. Такая опасность существует, и надо всегда о ней помнить. Потому что православное богословие вне богослужения и духовной жизни обречено на выхолащивание. — Синодальная библейско-богословская комиссия получила известность благодаря организации богословских конференций Русской Православной Церкви, которые собирали лучших ученых-богословов со всего мира. Получит ли продолжение традиция проведения подобных конференций или же формат данных конференций изменится? — Традиция проведения международных общецерковных богословских конференций, безусловно, будет продолжена. Материалы прошедших конференций являются важным вкладом в наше богословие и отражают динамику его развития. Сейчас в печати находится сборник материалов последней конференции «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи», которая состоялась в ноябре 2010 года. Что же касается формата конференций и их тематической структуры, то здесь возможны и изменения. Этот вопрос мы также будем обсуждать на пленарном заседании нашей Комиссии. — И в завершение позвольте, Владыка, услышать от вас пожелание редакции, авторам и читателям портала «Богослов.Ru» – именно как от Председателя Синодальной Библейско-богословской комиссии.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-alf...

Оба комментария были переведены на греческий и английский языки, а также опубликованы на сайтах Московской Патриархии, Синодальной библейско-богословской комиссии и портале Православие.ru. В 2020 году во исполнение резолюции Святейшего Патриарха Синодальная библейско-богословская комиссия занималась изучением богословских работ протоиерея Понтия Рупышева, поскольку в Священный Синод поступило предложение Синодальной комиссии по канонизации святых причислить его к лику местночтимых святых Виленской епархии. Рабочая группа Комиссии подготовила заключение, содержащее богословскую оценку работ протоиерея Понтия. В 2021 году Комиссия подготовила экспертное заключение относительно соответствия трудов схиархимандрита Софрония (Сахарова) Преданию Церкви в связи с вопросом о его канонизации, состоявшейся в Константинопольском Патриархате. В том же 2021 году Синодальная библейско-богословская комиссия провела международную конференцию «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения». Конференция проходила в течение двух дней в смешанном очно-дистанционном формате и собрала значительное количество богословов из ведущих духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, представителей Иерусалимской, Грузинской, Сербской и Кипрской Церквей, а также иных зарубежных участников. По итогам конференции в 2023 г. был издан сборник докладов. Значимым проектом, над которым комиссия работала с 2021 года, стала Патриаршая программа по изучению Библии. Это программа была инициирована Святейшим Патриархом с целью создания инструментов для повышения библейской грамотности православных христиан. Во исполнение поручения Святейшего Патриарха был подготовлен проект методического плана по изучению Библии, содержащий перечень и описание библейских курсов. После утверждения означенного проекта Святейшим Патриархом, в 2022 году были созданы методические пособия для первых двух библейских курсов: 1) «Библия за год»; 2) «Жизнь с Евангелием» (курс для подростков), а также специализированный интернет-портал.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

Первое пленарное заседание завершилось приветствием профессора Константина Скутериса из Афинского университета. В течение первого дня конференции выступили: профессор Санкт-Петербургской духовной академии, архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) – «Новозаветные корни православного учения о таинствах»; доцент Московской духовной академии (МДА), протоиерей Валентин Асмус – «Догматическое учение о таинствах в греческом и русском систематическом богословии XVII-XIX в.»; доцент МДА, диакон Михаил Желтов – «Историко-литургическое аспекты сакраментологии» ; профессор МДА, протоиерей Владислав Цыпин -- «Канонические основания сакраментологии»; профессор М. Иванов --  «Понятие «таинство» в православном богословии». Программа конференции составлена таким образом, что пленарное заседание посвящается христианской сакраментологии в целом. Далее, 14-15 ноября работа будет вестись по секционным направлениям, посвященным отдельным таинствам: Крещению и Миропомазанию, Евхаристии, Браку, Священству, Покаянию, Елеосвящению, а также Таинству и священнодействию (такие, как чин монашеского пострига или освящение храма), учению о таинствах в целом. В каждой секции предполагаются доклады, изучающие каждое таинство в Священном Писании, святоотеческом богословии, в литургическом аспекте, в свете канонического права и истории. В последний день конференции, 16 ноября, будут рассмотрены церковно-практические аспекты православной сакраментологии. С докладом «Таинства в жизни Церкви выступит председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев). Следует отметить прекрасное информационное обеспечение конференции, в чем можно убедиться, посетив сайт Синодальной богословской комиссии http://theolcom.ru/ . Там же можно ознакомиться с подробной программой форума. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   Материалы в данном сюжете 02.06.2008 11:12 Семинар «Евхаристия и современная практика причащения в Болгарии» состоялся в Софии

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В 2009-2019 гг. комиссия работала над подготовкой нескольких значимых богословских документов: «Позиция Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви»; «О крещении младенцев, родившихся при помощи “суррогатной матери”»; «Вера и естественные науки». Продолжилось и проведение тематических конференций. В частности, состоялись Международная Конференция «Жизнь во Христе» (15-18 ноября 2010 г., Москва), Международная Конференция «Современная библеистика и Предание Церкви» (26-28 ноября 2013 г.). В ходе подготовки к Всеправославному Собору комиссия проводила экспертизу предлагаемых для рассмотрения Собором документов, а позднее, после состоявшегося на Крите в июне 2016 года Собора десяти Поместных Православных Церквей, Комиссия представила заключение по принятым на этом Соборе документам с учетом возникшей вокруг них дискуссии. В период с 2016-2018 гг. в комиссии велась активная работа над подготовкой проекта Катехизиса, идея создания которого впервые прозвучала на Архиерейском Соборе 2008 г. В работе над текстом Катехизиса принимали участие ведущие богословы Русской Православной Церкви как из числа членов Комиссии, так и из числа приглашенных к участию профессоров духовных академий, специалистов в различных областях богословской науки. Работа над первой версией текста Катехизиса была завершена в январе 2016 года. В 2017 г. Архиерейский Собор постановил издать материалы проекта Катехизиса в виде трех самостоятельных документов: 1) Основы православного вероучения; 2) Основы канонического устройства и литургической жизни Православной Церкви; 3) Основы православного нравственного учения. Указанные сборники были опубликованы издательским домом «Познание». В 2019 году Синодальная библейско-богословская комиссия подготовила два официальных документа, посвященных критике позиции Константинопольского Патриархата: комментарий о недействительности хиротоний украинских раскольников и неканоничности «Православной церкви Украины», а также комментарий к опубликованному письму Патриарха Варфоломея Архиепископу Албанскому Анастасию, детально рассматривающий аргументацию Константинопольского Патриарха, с помощью которой обосновываются его претензии на исключительные права в Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

В ходе состоявшегося 28 октября – 4 ноября 2014 года визита Патриарха Тавадроса II в Россию и его встречи со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом была достигнута договоренность о расширении сотрудничества, – в частности, была учреждена специальная Комиссия по диалогу между Русской Православной Церковью и Коптской Церковью. Сегодня между двумя Церквами осуществляется регулярный обмен делегациями и реализуются совместные проекты, в том числе в области двусторонних богословских консультаций, а также в академической, медийной, социальной и молодежной сферах. Египет занимает важное место в контексте систематических усилий по поддержке христиан, предпринимаемых Русской Православной Церковью. Коптская Церковь, как крупнейшая на Ближнем Востоке и в Северной Африке является важным партнером Московского Патриархата в реализации гуманитарных усилий в этих регионах. Одним из ключевых направлений взаимодействия в последние годы стали контакты между представителями монашества двух Церквей. Коптские иерархи и клирики всегда интересовались жизнью русских монастырей, равно как и посещение коптских обителей Египта традиционно входило в программу многих визитов русских церковных делегаций. В монастыре Святого Бишоя (прп. Паисия Великого), имеющем статус Лавры и одной из Патриарших резиденций, проходили многие встречи Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами, в том числе ее пленарные заседания. Исторически именно монастыри являются для коптов главным центром церковной жизни, практически все коптские епископы постоянно проживают в монастырях и являются их настоятелями или наместниками. Взаимное изучение египетской и русской монашеских традиций имеет обоюдно важное значение. В Коптской Церкви хорошо известны многие русские подвижники – преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская. Для Русской Православной Церкви особенно интересен опыт сохранения в египетских монастырях жизни по уставам, созданным отцами-основателями монашества. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла развитие данного направления сотрудничества с Коптской Церковью курирует председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству митрополит Каширский Феогност.

http://mospat.ru/ru/news/87907/

Единственно верным путем разрешения недоумений и разномыслии, которые неизбежно возникали, возникают и будут возникать среди членов Церкви (о чем говорит и Апостол - 1Кор 11:18-19) является обращение к церковному учению, к богословскому Преданию. Одной из главных задач Синодальной Богословской Комиссии, собравшейся сегодня на свое пленарное заседание в расширенном составе, является именно богословское осмысление тех вопросов, которые волнуют чад нашей Церкви и вызывают разногласия. Для этого мы должны обратиться к основам нашей веры - к Божественному Откровению, выраженному в Священном Писании. Согласно христианскому учению, Бог сотворил мир из ничего и промышляет о нем до сего дня. От преизбытка благости и любви Бог сотворил человека и определил ему населять землю и жить согласно с волей Божией. Бог сотворил время, и тем положил начало человеческой истории. Однако человек уклонился с путей Божиих и впал в грех, следствием чего стало ограничение срока земной жизни человека. Но Бог не сотворил смерти; напротив, Он желает всякому человеку спастись и иметь жизнь вечную. Спасение принес на землю Господь Иисус Христос - Сын Божий, ставший Человеком " нас ради " (Символ веры). Он искупил нас от вечного проклятия, поправ смерть Своей крестной смертью. Верующим во Христа Спасителя уготовано воскресение из мертвых и вечная жизнь на Новой земле, о которой говорит в книге Откровения святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. А миру сему и его истории в определенные Богом и Ему одному ведомые сроки наступит конец, дабы зло и беззаконие имели предел. " Последними временами " обычно называют исторический период, непосредственно предшествующий второму славному пришествию Христа Спасителя и концу мира. Однако если мы обратимся к Священному Писанию Нового Завета, то увидим, что в самый день рождения Новозаветной Церкви - в день Пятидесятницы, когда Дух Божий сошел на учеников Христовых, апостол Петр провозгласил исполнение обетования Божия, предреченное пророком Иоилем: " И будет в последние дни, говорит Бог, излию от духа Моего на всякую плоть " (Деян 2:17). Иначе говоря, апостол назвал " последними днями " первые дни Церкви.

http://zavet.ru/inn-filaret.htm

Как отметил Святейший Владыка, в открывшейся в этот день в Москве конференции принимают участие ведущие богословы из разных стран, представители не только Русской Православной Церкви, но и иных Поместных Церквей. «Надеюсь, что их голос будет услышан и там, где сегодня ширится и углубляется раскол, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – Давайте попытаемся совместными усилиями его остановить, чтобы, по слову святителя Василия Великого, " привести опять к единству Церкви, так многочастно между собой разделенные " ». Его Святейшество выразил надежду, что результаты конференции активизируют богословский диалог и будут полезны всем тем, кто заинтересован в сохранении православного вероучения и канонического порядка. «Особенно хотел бы отметить важность этой конференции, потому что предстоящий Архиерейский Собор Русской Православной Церкви даст оценку тому, что мы сейчас наблюдаем в православном мире, и если это будет угодно Духу Святому и собравшимся архиереям, примет решение, касающееся позиции нашей Церкви в отношении деяний Константинополя», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл. Заседание продолжилось пленарным докладом, с которым выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии митрополит Волоколамский Иларион. В обсуждении поднятой темы принимают архипастыри, священнослужители и миряне – члены Синодальной библейско-богословской комиссии, представители духовных школ Русской Православной Церкви, профессорско-преподавательского состава вузов, иерархи и клирики Украинской Православной Церкви, гости из Поместных Православных Церквей. В числе присутствующих на заседании конференции – Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий, митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор, митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, заместитель председателя ОВЦС архиепископ Владикавказский и Аланский Леонид, архиепископ Егорьевский Матфей, архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай, ректор Московской духовной академии и семинарии епископ Звенигородский Феодорит, заместитель управляющего делами Московской патриархии епископ Зеленоградский Савва, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим, епископ Луховицкий Петр, епископ Мытищинский Феофилакт, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Одинцовский и Красногорский Фома, ректор Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии епископ Петергофский Силуан, епископы Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома, Зарайский Константин, Наро-Фоминский Парамон, Озерский Порфирий, Серпуховской Роман.

http://mospat.ru/ru/news/88041/

В последовавшей далее дискуссии участники заседания обсудили поставленные председателем комиссии вопросы и приняли практические рекомендации. На заседании была создана рабочая группа по подготовке документа о пастырских последствиях суррогатного материнства. Документ должен быть принят на заседании пленума Синодальной библейско-богословской комиссии в декабре 2013 года. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru за темою Кирила учасникам XXV Конгресу та VII медичного форуму : та звернення] Розпочався прийом заявок на конкурс «Православна — 2024» До школи прийомних при в Синодальний читань, присвячене та " ям Митрополит Будапештський Ватикан поступився у одностатевих пар [Ihmepb " ю] пленарне пленарне голови на пленарному (25 вересня 2023 року) [Документи] з ключовими словами питання " та шлюбу – синодальна   новини Митрополит Волоколамський прибув з робочим до Керуючий " з послом у В " чергове ради журналу «Церква час» екзарх по зaruблuv при службового обов " язку справ РБ перша у рамках програми ОЦАД вивчення спадщини чергове з науково-богословського рецензування та Ради Церкви Предстоятель Церкви звершив в Успенському очолив Митрофана на Нефтекамського Представники Православних Церков взяли участь у на Американському " у Представники Синодального з та Санкт-Петербурзьку прем " «Святий князь Московський та його обитель»   Календарь ← → Богослужебные указания 1 березня 2024 р. Предстоятель Церкви звершив в Успенському 16 2023 р. телезвернення Московського Кирила Актуально Перенесено проведення Собору Церкви Священний Синод констатував з Хризостомом 20 листопада на Священного Синоду Церкви були поминання Предстоятелем Церкви структури, що в Заява Церкви щодо в Документи Бюро друку Церкви розповсюдило заяву, в що Церквою, яку Сербський в Православна Церква на з митрополитом Вторгнення Константинопольського на Церкви в як Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з посяганням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на Священного Синоду Церкви 15 жовтня 2018 року в Заява Священного Синоду Церкви у зв " язку з незаконним вторгненням Константинопольського на Церкви Документи Заяву прийнято на позачерговому Священного Синоду Церкви 14 вересня 2018 року. На Церкви переклади мовою низки важливих церковних Ihmepb " ю Священник Владимир Суханов: Военным госпиталям не хватает сестер милосердия Митрополит Казанский Кирилл: «Понимать мусульман — наша насущная потребность» Архимандрит Дамаскин (Орловский): Жития новомучеников — духовное лекарство, которое надо принимать всю жизнь © Patriarchia.ru , 2005 – 2024 права захищено © Зроблено в Stack Group Про проект Правова Контакти

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3369233...

Главным пунктом повестки дня сегодняшнего заседания станет обсуждение плана работы комиссии на 2024 год. Прежде чем мы приступим к работе над этим пунктом, я хотел бы сделать краткий обзор наиболее значимых направлений работы комиссии в предшествующие периоды ее существования. Напомню, что Синодальная богословская комиссия была образована решением Священного Синода от 28.12.1993 г. В 1994 г. Комиссия занималась изучением вопросов, связанных с экуменическим движением и участием в нем Русской Православной Церкви. 17 июля 1995 г., во исполнение Определения Архиерейского Собора, Священный Синод образовал специальную Рабочую группу по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства». 16 ноября 1995 г. состоялось заседание президиума Комиссии, которое было посвящено вопросам продолжения диалога между Православной и Древними Восточными (дохалкидонскими) Церквами и деятельности в этом направлении Смешанной комиссии по богословскому диалогу под председательством митрополита Швейцарского Дамаскина (Константинополький Патриархат). На пленарном заседании, состоявшемся 8-10 февраля 1996 г., члены Комиссии и приглашенные консультанты продолжили анализ результативных документов (1 и 2 Общих Согласованных Заявлений 1989 и 1990 годов) Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Восточными (дохалкидонскими) Церквами. Итогом состоявшихся обсуждений стала подготовка первого проекта комментариев к изучаемым документам, которые после дальнейшей доработки на Президиуме Комиссии поступили на рассмотрение Священного Синода. В 1997 г. По поручению Комиссии Московская, Санкт-Петербургская и Киевская духовные академии, Отдел внешних церковных сношений и Свято-Тихоновский богословский институт подготовили специальные доклады о богословских предпосылках участия Русской Православной Церкви в экуменическом движении, а также архивные и исторические исследования на эту тему. В работе Пленума, состоявшемся 6-7 февраля 1997 г., приняли участие члены Синодальной Рабочей группы по изучению темы «Об отношении Русской Православной Церкви к межхристианскому сотрудничеству в поисках единства», а также консультанты.

http://patriarchia.ru/db/text/6062560.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010