А.А. Мельников Алексей Анатольевич Мельников (Санкт-Петербург) – старший преподаватель кафедры древних языков Санкт-Петербургской Духовной Академии. В докладе рассматривается канон «На плач Богородицы» – одно из наиболее выдающихся, по мнению автора, произведений православной гимнографии. Обосновывается утверждение о неверности традиционной атрибуции канона Симеону Логофету (Метафрасту). Даётся краткое описание известных фактов истории канона. Автор производит сопоставление канона с кондаком св. Романа Сладкопевца «Мария у Креста» и приходит к выводу об отсутствии литературной зависимости канона от кондака вопреки высказанному некогда обратному мнению. Подчёркивается художественное своеобразие и достоинства данного канона как литературного произведения. Содержание 1. История и авторство канона 2. Сопоставление кондака прп. Романа и канона Триоди     Среди богослужебных текстов Страстной седмицы особое место занимает канон повечерия Великой Субботы 1 «О распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы» 2 . К сожалению, этот текст известен не так широко, как другие песнопения «Пасхи Страстей», поскольку эта служба совершается далеко не во всех храмах. Постная Триодь, с одной стороны, предписывает совершать повечерие в келлиях, с другой – содержит указание о пении катавасии канона обоими хорами: «Последи же ирмос оба лика вкупе». Таким образом, предписания Триоди противоречивы, и это приводит к тому, что повечерие часто воспринимается как некая частная, необязательного служба в отличие от остальных богослужебных последований Страстной седмицы. В результате, уникальное по своим художественным достоинствам произведение, которое можно смело отнести к шедеврам православной гимнографии, оказывается на периферии внимания верующих. Канон повечерия Вел. Субботы является совершенно особенным сочинением, отличающимся от большинства других гимнографических текстов тем, что представляет собой целостное художественное произведение. После исчезновения из православного богослужения кондака как макрогимнографического жанра мы почти не имеем примеров подобных цельных произведений, обладающих связностью сюжета и совершенным единством авторской мысли и чувства 3 . Именно благодаря своей художественной природе этот канон, на мой взгляд, обладает исключительной силой воздействия на читателя и слушателя и относится к вершинам не только гимнографии, но христианской литературы вообще.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Великая Пятница: слезы Матери В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. 18 апреля, 2014 В горе Богородицы мы с головой погружаемся только в конце богослужебного дня – после Выноса Плащаницы, на повечерии, которое и состоит из канона на Плач Пресвятой Богородицы. Анна Ахматова в знаменитом своем и трагическом «Реквиеме» написала строки, которые можно считать одними из самых сильных в русской или даже мировой поэзии: Магдалина билась и рыдала, Ученик любимый каменел, А туда, где молча Мать стояла, Так никто взглянуть и не посмел. Горе матери, видящей казнь сына, безмерно. Ахматова, пережившая арест сына, как будто взяла по слезинке из них, начиная с Той, Которая стояла у Креста с пронзенной, по слову Симеона Богоприимца, душой. Тысячу лет назад скорбь Богородицы смог облечь в поэтические ризы византийский дипломат, агиограф и поэт святой Симеон Метафраст. Плач Пресвятой Богородицы – канон повечерия Великой Пятницы – его творение. Обычно мы обращаемся к Богородице либо с просьбами («моли спастися душам нашим»), либо с приветствием («Радуйся!») – не является исключением и первая Страстная служба – Утреня Великой Пятницы, Двенадцать Евангелий. Бога от Тебе воплощеннаго познахом, Богородице Дево, Едина Чистая, Едина Благословенная: тем непрестанно ТЯ воспевающе величаем!»; «Радуйся, врата Царя Славы, яже Вышний Един пройде, и паки запечатленна остави, во спасение душ наших!; Богородице, рождшая Словом паче слова, Создателя Своего, Того моли спасти души наша Поем мы Деве Марии на антифонах между Евангельскими чтениями. Редко-редко появляются мотивы Ее скорби. Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома, последоваше Мариа простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи: камо идеши, Чадо? Чесо ради скорое течение совершаеши? Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей, и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ? Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе? Даждь Ми слово, Слове, не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя: Ты бо еси Сын и Бог Мой.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnitsa-sle...

«Срыдайте Ми и сплачитеся горце» Я тогда мало что понимала в церковнославянском.. Но не понять или не прочувствовать эти слова было невозможно! В каждой строчке канона звучала скорбь Матери. Разрывающая сердце, застывающая комком в горле. И вот уже не стены храма окружали стоящих, а иерусалимская ночь, тишину которую прерывал плач Пречистой Девы над телом своего Сына.. 2 апреля, 2009 Я тогда мало что понимала в церковнославянском.. Но не понять или не прочувствовать эти слова было невозможно! В каждой строчке канона звучала скорбь Матери. Разрывающая сердце, застывающая комком в горле. И вот уже не стены храма окружали стоящих, а иерусалимская ночь, тишину которую прерывал плач Пречистой Девы над телом своего Сына.. Евангельское описание событий Великой Пятницы необыкновенно высоко по степени напряжения и скорби. Но лишь несколько фраз открывают нам боль и горе Матери Божией. Ее смирение и здесь явилось во всей своей полноте и святости. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин., 19:25) При кресте Иисуса… Какая мать сможет выдержать муку своего Сына, распятого и проклинаемого беснующейся толпой? Своего ребенка, которого она выносила и вырастила, за которым шла все последние годы вплоть до голгофского Креста. Лет 15 назад в Великую пятницу я впервые оказалась на малом повечерии в Донском монастыре. Стоял по-весеннему теплый день. Солнце пробивалось сквозь решетчатые окна…Чернели мантии монахов, серебром отливали облачения священников.. Было непередаваемо тихо, никто не перешептывался, не ходил по храму.. Братия, прихожане – все стояли, будто сгорбившись под гнетом скорби… В центре перед Плащаницей по очереди читались пронзительные по степени боли слова «Плача Пресвятой Богородицы». «Се Свет Мой, сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.» Я тогда мало что понимала в церковнославянском.. Но не понять или не прочувствовать эти слова было невозможно! В каждой строчке канона звучала скорбь Матери. Разрывающая сердце, застывающая комком в горле. И вот уже не стены храма окружали стоящих, а иерусалимская ночь, тишину которую прерывал плач Пречистой Девы над телом своего Сына..

http://pravmir.ru/srydajte-mi-i-splachit...

1. Церковнославянский текст Триоди Постной Кондак, глас 8: Нас ради Распятаго,/приидите, вси воспоим,/Того бо виде Мария на древе, и глаголаше:/аще и распятие терпиши,/Ты еси Сын и Бог Мой. Икос : Своего Агнца Агница зрящи к заколению влекома,/последоваше Мария простертыми власы со инеми женами, сия вопиющи:/камо идеши, Чадо?/Чесо ради скорое течение совершаеши?/Еда другий брак паки есть в Кане Галилейстей,/и тамо ныне тщишися, да от воды им вино сотвориши ?/Иду ли с Тобою, Чадо, или паче пожду Тебе?/Даждь Ми слово, Слове,/не молча мимоиди Мене, Чисту соблюдый Мя:/Ты бо еси Сын и Бог Мой. 2. Русский перевод диак. Сергия Цветкова В Великую Пятницу (Плач Пресвятыя Богородицы при кресте 1 ). Кондак, глас 8-й Приидите все, воспоем Распятаго за нас; ибо Мария видела Его на древе, и говорила: «Хотя Ты терпишь и крест, но Ты Сын и Бог мой». Икосы: 1) ( Τ ν διον) Агница – Мария, видя Своего Агнца ведомаго на заклание, следовала (за Ним) рыдая, вместе с другими женами так вопия: «Куда Ты идешь Чадо? Для чего Ты совершаешь скорое Свое течение? Не другой ли теперь брак в Кане, не туда ли и Ты теперь спешишь, чтобы для них сделать из воды вино? Не идти ли Мне с тобою. Чадо, – или лучше Я тебя пожду? Дай мне слово, Слове,-не пройди мимо Меня молча, Ты, сохранивший Меня чистою, Сыне и Боже Мой.» 2) ( υκ λπιζον) «Не помышляла Я, Чадо (Мое), увидеть Тебя в таком (поразительно-горестном положении); никогда не верила, чтобы видеть Мне (этих) неистовых беззаконников, неправедно простирающих на Тебя руки (свои). Ибо еще (теперь) дети их восклицают: „Осанна! Благословен! Ибо устланный ваиями путь доселе всем показывает (оказанное) Тебе прославление (даже) от (самых) нечестивцев. И от чего произошло (совершенное другое), гораздо худшее! Увы мне! Я хочу узнать, как мог угаснуть Свет Мой, – как пригвождается ко кресту Сын и Бог Мой». 3) ( ’Υπγεις ) «Идешь Ты, утроба Моя 2 , на неправедное убийство, и никто Тебе не соболезнует. Не сопутствует Петр, говоривший Тебе: «Я не отрекусь от Тебя никогда, хотя бы мне и умереть» (Мф. 26:35). Оставил Тебя Фома вопиявший: «с Тобою мы умрем все» ( Ин. 11:16 ). И где теперь все прочие, домашние и сыны Твои, имеющие судить двенадцать колен Твоих (Израилевых)? Нет никого из всех (сих); за всех же Единый токмо Ты умираешь, Чадо (Мое); вместо тех (упомянутых выше) Ты всех спас, потому что всех облагодетельствовал Ты, Сын и Бог Мой».

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ СБОРНИК ДУШЕПОЛЕЗНЫХ ТЕКСТОВ [Главная] [Сомневающемуся] [Новоначальному] [Общество] [Вопросы] [Мамам и папам] [Россия] [Библиотечка] [Новости] [Крохотки] [Гостевая] ГЛАВНАЯ СОМНЕВАЮЩЕМУСЯ НОВОНАЧАЛЬНОМУ ОБЩЕСТВО ВОПРОС - ОТВЕТ МАМАМ И ПАПАМ РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ БИБЛИОТЕЧКА КРОХОТКИ НОВОСТИ ГОСТЕВАЯ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА О Страстной седмице О Великом понедельнике О Великом вторнике О Великой среде О Великом четвертке О Великом пятке О Великой субботе Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, читаемый у Плащаницы КАК ПРОВЕСТИ СТРАСТНУЮ СЕДМИЦУ Московский Сретенский монастырь [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Канон о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы. Глас 6-й. Творение Симеона Логофета Песнь 1       Ирмос: Яко по суху пешешествовав Израиль по бездне стопами, гонителя фараона видя потопляема. Богу победную песнь поим, вопияше.       Припев: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.       Обешена яко виде на Кресте Сына и Господа Дева Чистая, терзающися, вопияше горце, со другими женами стенящи глаголаше.       Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.       Вижу Тя ныне, возлюбленное Мое Чадо и любимое, на Кресте висяща, и уязвляюся горце сердцем, рече Чистая: но даждь слово, Благий, Рабе Твоей.       Слава: Волею, Сыне Мой, и Творче, терпиши на древе лютую смерть, Дева глаголаше предстоящи у Креста со возлюбленным учеником.       И ныне: Ныне Моего чаяния радости и веселия, Сына Моего и Господа лишена бых: увы Мне, болезную сердцем! Чистая плачущи глаголаше. Песнь 3       Ирмос: Несть Свят, якоже Ты, Господи Боже мой, вознесый рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего.       Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе .       Страха ради иудейска Петр скрыся, и вей отбегоша вернии, оставльше Христа, Дева рыдающи глаголаше.       Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе .       О страшном Твоем Рождестве и странном, Сыне Мой, паче всех матерей возвеличена бых Аз: но увы Мне, ныне Тя видяши на древе, распалаюся утробою.       Слава: Хощу утробу Мою на руку, имаже яко Младенца держах, с древа прияти, вещаше Чистая: но никтоже, увы Мне, Сего даде.       И ныне: Се Свет Мои сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой, угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева стенящи глаголаше.

http://zavet.ru/ssedm07.htm

Слово на Плач Пресвятыя Богородицы, когда Она объяла, приняв со Креста, Честное Тело Господа нашего Иисуса Христа Источник Скачать epub pdf Это – то, сладчайший Иисусе, что образно представили тогда волхвы, пришедшие из Персии в Вифлеем, принесли свои дары: не только золото, как Царю, и ливан – как Богу, но и смирну – как смертному, родившемуся тогда Тебе ( Матф. 2, 11 ) 1 . Это – то оружие, которое имело пронзить Мое сердце, как предсказал Симеон ( Лук. 2, 35 ). Это – тот огонь, который Ты пришел низвести на землю, как это Ты Сам предсказал ( Лук. 12, 49 ). Потому что более жгуче, чем огонь, для любящаго сердца Матери смерть единороднаго Сына Ея. В малом, чтобы не оказаться противоположными, даже Мне представляются слова Благовещения Гавриила ( Лук. 1, 28–55 ). Потому что не только сейчас Господа нет со Мною, как Он Мне возвестил ( Лук. 1, 28 ), но Ты, будучи бездыханным и среди мертвых, озаряеши внутренния сокровищницы ада, а Я, между тем, вдыхаю воздух и пребываю среди живущих. И, однако, Я не понимаю: за какую вину Ты был убиен? Потому что добродетель Твоя, как говорит Аввакум, покрыла небеса ( Авв. 3, 3 ); а ныне Ты лежишь не имея образа, Ты – Который прекраснее, паче (всех) сынов человеческих ( Пс. 44, 3 ), и не имея славы, будешь предан земле, Ты – славу Котораго возвещают небеса ( Пс. 18, 2 ). И гробница, вырубленная в камне принимает Тебя, которую, как отсеченную без участия человеческих рук гору видел Даниил ( Дан. 2, 34–35 ). Безстрастным явилось здесь Рождество Твое, как и в Купине Божественное Твое соединение с людьми ( Исх. 3, 2–4 ), и на Иосифе (Прекрасном) был как образ представлен злой умысел Иудеев в отношении Тебя ( Быт. 37, 11–28 ), как и подобие смерти – в Исааке ( Быт. 22, 1–18 ). Итак, остается (неисполненной еще) тайна Твоего Воскресения, предъявленная в Ионе ( Матф. 12, 39–40 ; Лук. 11, 29–30 ). Увы, в камень Ты полагаешься как мертвый, Воздвизающий чада Аврааму из камней ( Матф. 3, 9 ; Лук. 3, 8 ). Потому что если бы этого не было, то тогда когда, по причине Твоей спасительной Страсти, камни разсеклись 27, 51), многие не уверовали бы имени Твоему.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Metafra...

Похвальное слово на Успение Пресвятой Богородицы Скачать epub pdf «Слово на Успение Пресвятой Богородицы» публикуется впервые. Оно было сказано отцом Иоанном в первой половине 1980-х годов во время празднования престольного праздника нашей святой обители. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Други наши! «Божественному погребению Матери Божия песни воспоим». Великое событие породило нынешний праздник. «Небо ныне сорадуется земле и славит преставление Матери Божией». И как поклоняется мир Живоносному Гробу Сына Божия и Сына Девы – источнику нашего воскресения, так припадает он ко гробу Матери Божией. «Гефсимания, блаженный и девственный гроб приемшая, чествуется яко чертог царский». И по сей день со всех концов земли стекаются люди туда, к Ее гробу. Они несут Ей молитвы благодарения и радости, моления в скорбях, печалях и болезнях; несут любовь своих сердец и безграничное доверие Ее материнской любви и заботе. И в каждом православном храме стоит ныне в центре икона Успения Матери Божией или гроб Ее – Плащаница. И везде во всем мире слышит Небесная Царица и молитвы наши и видит благоговейное поклонение подвигу Ее жизни и Славе Ее, венчавшей жизнь. А гроб – источник слез, преложился на источник радости, а смерть стала Успением. И сегодня слышим мы в церковных песнопениях голос Матери Божией, обращенный к нам: «Чада Господа и Сына Моего! Радости отшествия моего к Богу не претворяйте в плач слезами Вашими. Радуйтесь! Аз есмь с вами во вся дни до скончания века». С этого достославного дня Своего Успения Светоносная Дева становится Матерью всего человечества и Царицей Небесной. И со всей очевидностью стала открываться человеку материнская Ее забота. Земная жизнь Девы Марии была сокрыта в смирении, безмолвии и тайне. И только из-за гроба воссияли миру  Свет Ее славы и величие Ее жизни. Свою принадлежность человеческой природе Она явила рождением и смертию Своею. Но многие ли при жизни Пресвятой Девы знали, что зачатие Ее – бессеменно, рождение – нетленно, успение – бессмертно. Смерть же и гроб не смогли удержать рождшую смерти Разрушителя, «и через три» дня гроб Ее опустел, извещая мир о великой тайне жизни Марии, о бессмертии Ее души и тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

А.И. Никольский Минеи Общие 285. Минея Общая , в четвертку, неполная, 239 лл., полууставом разных почерков XV в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–18, 27, 33, 34, 39, 51, 53, 66, 84, 96, 101, 105, 107, 155, 238, 239. На 198–239 листах последования царских часов в навечерия Рождества Христова, Богоявления и в великий пяток, последнее без конца. 286. Минея Общая, в четвертку, III лл., полууставом второй половины XV в., в дощатом переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1,2, 21,47, 63 и 82. За службами общими святым следуют службы: Благовещению Пресвятыя Богородицы, Николаю чудотворцу и пророку Илии (91–111). 287. Минея Общая , в четвертку, неполная, 87 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 52–59, 76–78 и 87. На полях внизу листов 1–9 приписка позднею скорописью: «Сия книга Минея Общая Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в Оночисте». 288. Минея Общая , в малую четвертку, 84 л., неполная, полууставом первой половины XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Листы 1–13 и 43 подклеены с возобновлением текста; порваны с ущербом для текста листы: 45, 59–61, 65. За службами общими святым следуют последования царских часов в навечерия Рождества Христова и Богоявления, последнего только начало (45–84). Минея Общая , в восьмушку, неполная, 162 л., полууставом XV в., без переплета. На полях внизу листов 1–8, 12–19 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Минея Общая из Катромского монастыря»; 2) «Дал сию книгу Минию Николе чудотворцу и Всем Святым на Катрому Гарман Иванов по родителех при игумене Илинархи». 290. Минея Общая , в восьмушку, 150 лл., полууставом XV в., в порванном кожаном переплете. 291. Минея Общая , в четвертку, без конца, 220 лл., полууставом XV–XVI в.в., с разрисованными буквами, в порванном кожаном переплете (сохранилась только верхняя доска). Порваны с ущербом для текста и подклеены листы: 32–34, 40, 41, 47–49, 53, 54, 57, 58, 64, 69, 70, 72, 74–78, 88, 104, 108, 111–117,124, 125, 141–190, 215–220. Внизу на полях листов 1–8 приписки скорописью: 1) «Лета 7092 (1584) купил сию книгу Минию Опщую пономарь Козма Михаилов на Николины денги дал на ней полтину»; 2) «Сия книга Минея Общая Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». За службами общимн святым следуют: службы: 1) трем отрокам: Анании, Азарии и Мисаилу (153–164 об.); 2) в неделю святых праотец (164 об.–175 об); 3) Борису и Глебу (176–185); 4) на Боготелесное погребение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и на плач Пречистой Богородицы – творение Симеона Логофете (185–190); 5) праздником и предпразднеством Господским (191–198); 6) праздником и предпраздньством Богородичным (198–205 об.); 7) последование вечерни в неделю Пятидесятницы, без конца (206–220 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. 28 августа. ПРАВМИР. Сегодня Православная Церковь празднует Успение Пресвятой Богородицы. Извещение о дне Своего преставления получила в откровении Пресвятая Богородица. Ей, по Божию повелению, явился Архангел Гавриил и возвестил о времени Ее успения. Получив откровение, Божия Матерь пребывала в обычных молитвах и посте и ожидала наступления дня отшествия в загробный мир с радостью. В один из дней Божественная сила, по Христову повелению, вдруг единовременно восхитила апостолов на воздух в местах их проповеди и по воздушной широте на легких облаках перенесла к Иерусалимскому дому апостола Иоанна Богослова, где жила Божия Матерь. По Божию Промыслу, очевидцам Господня Вознесения надлежало быть и свидетелями восшествия на Небо Пречистой Матери Господа. Собравшиеся Христовы ученики после благоговейнейшего приветствия Богоматери узнали от Нее о цели их собрания в Иерусалиме и горько плакали. При последней беседе Божией Матери с апостолами не могли удержаться от плача также святой апостол Иоанн Богослов и многие честные жены, собравшиеся к этому дню в его доме. Исполненный скорби, апостол Иоанн говорил Пречистой: «Куда отходишь, Мати? Возьми к Твоему Божественному Сыну и меня, Твое чадо. После Твоего преставления преставь и меня к Родив­шемуся от Тебя, чтобы мы вместе предстояли Господу во славе, как и при Кресте страданий». Подобным образом, проливая слезы, и жены восклицали: «Матерь Вышнего Бога! Как перенесем болезнь разлуки с Тобой? Не оставь нас сиротами без Твоей Матерней любви и попечения. Твое отшествие — нам скорбный плач». Пресвятая Богородица всех утешала, обещая быть их всегдашней Молитвенницей и по успении. Но вот настало возвещенное свыше время отшествия Ее из этого мира болезней и печали. Апостолы и многие из иерусалимских христиан окружили одр, на котором Она благолепно возлежала. Лик Всесвятой Госпожи блистал светом и радостью. Вдруг кровля дома святого Иоанна Богослова от нестерпимых лучей небесного света как бы раскрылась. Перед одром Богоматери явился Сам Господь Спаситель, окруженный многочисленными Ангельскими силами и сопровождаемый душами святых праотцев, пророков и праведников.

http://pravmir.ru/pravoslavnye-prazdnuyu...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 44. Успение Пресвятой Богородицы (28 августа) Успение. Михаил Кузмин Успение Твое, Мати Богородица, Опозданием Фомы нам открылося. Святым Духом апостол водится Далеко от братского клироса. Покидает он страны далекие, Переходит он реки широкие, Горы высокие – И приходит к братьям апостолам. Вскричал он, Фома, со рыданием: «Завела меня пучина понтова! Вы блаженны последним лобзанием, А Фома, сирота, он лишен того! Уж вы дайте мне, рабу покорному, Поклониться тому месту горнему, Гробу чудотворному, Как дано было прочим апостолам». Между двух дерев холм виднеется, Красно солнце садится за море, На холме том гроб белеется, Гроб белеется беломраморен. Белы ноги у Фомы подгибаются, Белы руки у него опускаются, Очи смыкаются, – И нашла туга на апостолов. Снова плач близнеца возносится, Подымается к небу ясному, Злая грусть в сердца братьев просится. «Ах, увы мне, увы мне, несчастному! Неужели, Мати, в таком загоне я, Что стал хуже жида – Авфония, Лишен благовония? Нелюбимый я среди апостолов!» И ко гробу Фома подводится, Подводится ко гробу белому, Где почила Святая Богородица. Диво дивное сердцу оробелому! Расцвели там, большие и малые, Цветы белые, желтые и алые, Цветы небывалые. И склонились святые апостолы. Вместо тела Богородицы Пречистыя – Купина цветов благовонная; Поясок из парчи золотистый Оставила Матерь Благосклонная В награду за Фомино терпение, В награду за Фомино смирение И уверение. И прославили Деву апостолы. Объяснение праздника. Протоиерей Григорий Дьяченко Церковное предание рассказывает, что после вознесения Господа нашего Иисуса Христа на Небо Пречистая Матерь с особенной любовью посещала те места близ Иерусалима, которые ознаменованы были молитвой, страданием и смертью Ее Божественного Сына. Гора Елеонская, Голгофа, гроб, где было погребено Его тело, сделались постоянными местами Ее молитв. И вот однажды, во время молитвы на горе Елеонской, Ей явился архангел Гавриил и предвозвестил время кончины.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010