В.В. Симонов Глава 11. Организационный кризис папства. Концилиаризм После изучения данной главы студент должен: знать • исторические предпосылки «Авиньонского пленения пап» и историю папства в авиньонский период; • историю и решения Вьеннского собора; • содержание организационно-экономических и пастырских реформ католической церкви в азиньонский период; • историю «великой католической схизмы» и ее историческое значение; • историю и историческое значение Пизанского собора 1409 r.; • исторические предпосылки, деяния, последствия и историческое значение Констанцского собора; • историческое значение Базельского собора в спорах о концилиаризме и папской супрематии; • историческое значение XVII Вселенского собора католической церкви в спорах о концилиаризме; • историческое значение V Латеранского собора; уметь • доказать политическую подоплеку и экклезиологическую преемственность идей, сформулированных в булле Onam Sanctam; • объяснить сущность организационного кризиса папства; • сформулировать основные принципы богословия концилиаризма; • показать идейную и практическую сущность конфликта между богословскими теориями концилиаризма и папской супрематии и ее отражение в деятельности «реформаторских соборов» XV в.; • доказать решающее значение XVII Вселенского собора католической церкви в историческом поражении богословия концилиаризма; владеть • статистическим материалом, характеризующим положение католической церкви в XIV – начале XV в.; • терминологией, связанной с теориями концилиаризма и папской супрематии. § 1. Авиньонское пленение пап (1309–1378 годы) 1. Политическая подоплека Авиньонского пленения В конце XIII в. назревает новый конфликт между папским Римом и светскими властями Европы. И вновь его основой становится желание расширения властных полномочий: Святой престол претендует на власть над светскими правителями, а те стремятся не только освободиться от притязаний Римской церкви, но и поставить ее в подчиненное положение. Фактически это была первая конфронтация между находившимся в стадии становления средневековым монархическим государством и позднесредневековым папством, которая привела к крушению прежней григорианской системы церковного управления. В этом конфликте проявляются не только растущие амбиции европейских правителей и их секулярные представления о политической власти; в ходе полемики впервые озвучиваются такие новые идеи, как светский суверенитет, этатизм и антиклерикализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ватиканский Собор – последний так называемый вселенский собор римско-католической церкви. Он состоялся в храме ап. Петра, в Риме, с 8 декабря 1869 по 18 июля (или 20 октября) 1870, но ещё не закончен и может быть вновь созван папой, как Тридентский собор, который, с перерывами, продолжался с 1543 по 1563 г. Это двадцатый в римской серии вселенских соборов, по исследованию епископа Гефеле, который сам был его членом (См. его Conciliengeschichme. Т. I, рр. 59 и след., 2-го и исправленного немецкого издания 1873 г.). Беллярмин (De Conc. lib. I, с. 5) и большинство римских богословов и канонистов считают Тридентский собор 18-м, и потому Ватиканский собор, следовательно, нужно бы считать, собственно, 19-м. Разница возникает вследствие спорного вселенского характера преобразов. соборов Пизанского (1409), Констанцского (1414) и Базельского (1430), которые многими отвергаются вполне или отчасти. Гефеле исключает Пизанский собор, но принимает многие декреты Констанцского и Базельского в качестве декретов вселенских. Старокатолики, во главе с Деллингером, отвергли вселенский характер Ватиканского собора; но они подвергнуты были отлучению. Собор этот имеет для римской церкви такой же авторитет, как и собор Тридентский. Он отмечает самое важное событие в догматической истории этой церкви с XVI столетия и завершает систему папского абсолютизма. Собор Тридентский был созван для решения вопросов, поднятых реформацией и закончился осуждением протестантского учения. Ватиканский собор был созван для осуждения нового рационализма и либерализма в пределах римской церкви и для решения вопроса об авторитете папства. Он созван был папой Пием IX, в 23-й год его папствования, особой энцикликой (Aeterni Patris Unigenitus Filius), от 29 июня 1868 г., торжественно открыт 8 декабря 1869, и отложен на неопределённое время 20 октября 1870 г., вследствие франко-германской войны, которая началась непосредственно после провозглашения догмата о папской непогрешимости (18 июля) и закончилась уничтожением светской власти папства и восстановлением Германской империи под главенством протестантского короля Пруссии. Число членов на соборе было самым большим, какое только известно в истории соборов: на нем принимало участие 764 из 1037 духовных прелатов, которые имеют право на место и голос на всеобщем соборе римско-католической церкви. Но после провозглашения войны число это уменьшилось до 200 или 180 членов. Итальянцы имели огромное большинство 276 прелатов, из которых 143 принадлежали к прежней Папской Области. Французские и немецкие епископы были слабы числом, но самыми сильными по учёности и важности представляемых ими диецезов. Дебаты происходили в строжайшей тайне, но для торжественного провозглашения результатов было сделано четыре публичных заседания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Вахитовский район. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Сортировка: Карта и ближайшие объекты Колокольней Богоявленской церкви, или просто «башней Богоявления», любуется вся Казань: верующие и неверующие, православные и мусульмане. Именно ее едва ли не в первую очередь – наравне с башней Сююмбеки, - запоминают все приезжающие в наш город гости. Она стала одним из символов Казани и самым главным украшением улицы Баумана (бывшей Большой Проломной). Она – высочайшая из всех старинных построек города: 63 м. Для сравнения: башня Сююмбеки – 59, Петропавловский собор – 52, а Спасская башня – 47 м. В городе и на Волге нет больше ни одной колокольни такой высоты. И уж тем более, нет равных ей по богатству кирпичного «узорочья». Это тот редкий случай, когда колокольня стала гораздо более знаменитой, чем сама церковь. Так же, например, Пизанскую башню знают на Земле все, а собор, при котором ее построили, - лишь специалисты по итальянской архитектуре. Бывают такие курьезы… Богоявленский собор Казани, который почти втрое старше, чем знаменитая колокольня при нем, в советское время – без куполов, - был вообще малозаметен. Он спрятался во дворе, приземистый, с заплесневелыми и даже обомшелыми белокаменными стенами. Все последние годы перед возрождением на нем красовалась чья-то самодельная надпись: «Верните храм верующим!!!» – но даже и на это мало кто обращал внимания. Люди просто проходили мимо, скользнув лишь мимолетным взглядом. Собственно, смотреть-то было и не на что: одна глухая стена, полукруглые выступы на которой еще отмечали место бывшего алтаря – Святая Святых… Между тем, храм этот действительно очень значим для Казани. 200 лет он числился обычном приходским храмом города и только в XX веке получил статус собора. Но по размерам он всегда был - соборного типа. Мало того, сейчас, после возрождения, он – самый большой по площади, самый вместительный храм Казани. О его размерах лучше всего свидетельствует разметка на дощатом полу, сохранившаяся с советского времени – разметка баскетбольного зала.

http://sobory.ru/article/?object=01561

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В этой статье неполная разметка Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тридентский собор , который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви или в т.н. католической реакции. В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования сознания вселенского собора в виду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор ( 1512 - 1517 ), созванный папой Юлием II в противовес Пизанскому , не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора. Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии , то и сам император Карл V начал настойчиво добиваться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий. Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о Базельском соборе заставляли их опасаться, что при настроении общества XVI в. авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в. Папа Климент VII ( 1523 -34), несмотря на данные Карлу V обещания созвать вселенский собор для реформирования католической церкви и устранения в ней раскола, умер, не созвав собора. Новый папа Павел III ( 1534 -49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллой от 12 июня 1536 он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папой в Лукке в 1541 Павел III созвал собор на ноябрь 1542 , но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война.

http://drevo-info.ru/articles/2106.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Итальянская мафия планировала взорвать Пизанскую башню Мафиози полагали, что взрыв приведет власти в состояние шока и заставит их пойти на уступки. РИМ. Сицилийская мафия в начале 1990-х годов планировала взорвать Пизанскую башню. Об этом в суде рассказал бывший гангстер, который пошел на сотрудничество со следствием, сообщает Adnkronos International. По словам Джоаккино Ла Барбера (Gioacchino La Barbera), «Коза Ностра» планировала осуществить теракт в 1992 году. Его покойный босс Нино Джоэ (Nino Gioe) заявил ему: «Представь себе, что будет, если в один день Италия проснется и обнаружит, что Пизанской башни больше не существует». Мафиози полагали, что взрыв приведет власти в состояние шока и заставит их пойти на уступки, пишет The Times. Среди других возможных целей рассматривались Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме и церковь Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме, а также здание Сельскохозяйственной Академии во Флоренции. Для разрушения памятников архитектуры была заготовлена взрывчатка. Операцию пришлось отменить из-за ареста нескольких главарей мафии. Ла Барбера свидетельствует на резонансном процессе о сотрудничестве «Коза Ностры» с итальянскими политиками. Суд проходит в городе Палермо. Бывших итальянских министров и высокопоставленных полицейских обвиняют в том, что они тайно пошли на сделку с сицилийской мафией, чтобы предотвратить серию терактов в 1990-х годах. Сицилийская мафия в начале 1990-х годов планировала взорвать Пизанскую башню. Об этом в суде рассказал бывший гангстер, который пошел на сотрудничество со следствием, сообщает Adnkronos International. По словам Джоаккино Ла Барбера (Gioacchino La Barbera), «Коза Ностра» планировала осуществить теракт в 1992 году. Его покойный босс Нино Джоэ (Nino Gioe) заявил ему: «Представь себе, что будет, если в один день Италия проснется и обнаружит, что Пизанской башни больше не существует». Мафиози полагали, что взрыв приведет власти в состояние шока и заставит их пойти на уступки, пишет The Times.

http://sedmitza.ru/text/4426385.html

203. ГРИГОРИЙ XII. 1406—1415. Анджело Коррер. Происходил из Венеции. В момент его избрания на папский трон ему было уже 70 лет и он занимал должность константинопольского патриарха. Кардиналы решили повлиять на обоих пап — римского Григория XII и авиньонского Бенедикта XIII,— чтобы они встретились в Савоне (Лигурия, Италия) и заключили договор. Однако встреча эта не состоялась, поскольку оба папы в последнюю минуту отказались от нее. Их упорство вызвало всеобщее недовольство. Все больше королевских дворов отказывали в поддержке как Авиньону, так и Риму. Инициативу взяла в свои руки кардинальская коллегия, которая в 1409 г. созвала в Пизе собор. На него съехались 24 кардинала, много епископов, а также представители королевских дворов и университетов. Ни Григорий XII, ни Бенедикт XIII на соборе не присутствовали. После дебатов оба отсутствующих папы были объявлены схизматиками (раскольниками) и был избран новый папа — кардинал Петр Филарг, францисканец, родившийся на Крите. Он принял имя Александр V. За власть в церкви боролись уже не два, а три папы. В это же время в империи за признание королевского титула боролись три претендента. Хаос в западном христианстве достиг высшей точки. Выход из него мог указать только Вселенский собор. Он был созван горсткой кардиналов, но по инициативе людей, обладающих властью и несущих ответственность за институт церкви: ими были король германский и венгерский Сигизмунд Люксембургский, епископы важнейших епархий, представители университетов. Созванный в 1414 г. с согласия Иоанна XXIII — преемника пизанского папы Александра V, собор в Констанце восстановил единство католической церкви. В течение четырех лет его работы было решено много проблем, касающихся обновления церкви и церковной доктрины (в частности, были осуждены «реформаторские» взгляды англичанина Уиклифа и чеха Гуса, который был сожжен на костре в 1415 г.). Наконец, соборные отцы приняли отставку римского папы Григория XII, который сохранил за собой лишь кардинальское звание. Одновременно были низложены антипапы Бенедикт XIII и Иоанн XXIII, который тайно сбежал из Констанцы. Затем приступили к новым выборам, в результате которых напой стал Оддоне Колонна. Кроме того, на соборе были приняты два документа. Один провозглашал, что собор, представляющий всю вселенскую церковь, обладает наивысшей властью, данной ему Христом, и все, не исключая папы, должны подчиняться этой власти. Другой устанавливал, что собор будет собираться регулярно, через определенное количество лет. Оба эти документа были выражением всеми признанного тогда тезиса о верховенстве власти собора над папством (тезис конциляризма).

http://sedmitza.ru/lib/text/442520/

Остановлено падение колокольни Троицкого собора в Саратове Саратов, 28 октября 2004 г. Троицкий собор в Саратове Остановлен крен колокольни Троицкого собора, которая в последние годы получила прозвание «местная пизанская башня», сообщает «Благовест-инфо». Реконструкция храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы осуществляется в рамках «Единой социальной программы» партии «Единая Россия». Соглашение о сотрудничестве в деле реализации программы региональное отделение партии и администрация Саратова подписали год назад. К настоящему времени на восстановление собора потрачено около 2,5 млн. рублей. Строители заканчивают ремонт крыши и укрепляют фундамент. Храм является древнейшим зданием Саратова. Он был заложен по благословению митрополита Астраханского и Терского Парфения в 1674 году, долгое время являлся кафедральным собором Саратовской епархии. После пожаров храм неоднократно перестраивался, свой окончательный облик в стиле «нарышкинского» барокко он приобрёл в 1723 году. В 1937 году храм был закрыт, в 1942 году передан верующим в аренду, а в 1947 году окончательно возвращен Саратовской епархии. Последний раз капитальный ремонт Троицкого собора осуществлялся в начале 1970-х годов. 28 октября 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/news/11648.htm

Итальянский зеленый пропуск выдается на основании свидетельства о вакцинации, больничном выздоровлении от COVID-19, или свидетельства о негативном тесте на коронавирус за последние 48 часов. Среди объектов, куда туристов допускают по пропускам, числятся многие старинные католические храмы и соборы, взимающие входную плату с туристов, желающих осмотреть их интерьеры. В этих храмах обычно действуют также дополнительные специальные входы для прихожан, посещающих храм ради участия в службах, причастиях и иных таинствах – их допускают бесплатно и без пропусков. Например, католики, посещающие собор Святого Марка в Венеции и желающие посетить богослужение или исповедь, могут бесплатно войти через боковую дверь храма и оттуда особую служебную зону, выделенную ограждением, лентой или тросом. Если же они захотят свободно обойти весь собор и поклониться мощам Святого Марка в Пала-д’Оро, то им все же придется оплатить входной билет стоимостью в 7 евро (8 долларов США) на человека. Явным исключением из этого всеобщего правила пока является Рим, где собор Святого Петра и иные главные соборы не взимают плату за вход и не требуют пропусков и свидетельств о вакцинации. Такая же свобода пока сохраняется в Ассизи, где паломники и туристы могут бесплатно посетить собор Святого Франциска Ассизского. Туристы и паломники могут беспрепятственно посещать сотни церквей и соборов в Риме, а зеленый пропуск требуется лишь при входе в Пантеон, который в VII веке был преобразован в собор Санта-Мария-ад-Мартирес. Однако даже Пантеон не требует зеленые пропуска у прихожан, желающих пройти на службы и таинства. А вот за пределами Рима все больше церквей и соборов требуют зеленые пропуска у туристов. Так, пропуска необходимы туристам, желающим посмотреть византийские мозаики VI века в церквях Равенны, Тайную вечерю Леонардо да Винчи в трапезной Санта-Мария-делле-Грацие в Милане и внутреннее убранство Сиенского собора. Во Флоренции требуют зеленые пропуска для посещения собора Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) и собора Санта-Кроче. В список других храмов, требующих пропуска от туристов, на сегодня входят Миланский собор, собор Сан-Марко в Венеции, а также Пизанский храм и баптистерий. Кроме того, во всех католических храмах и соборах Италии требуется ношение масок. Для посещения музеев Ватикана и летнего папского дворца в Кастель-Гандольфо также требуется зеленый пропуск. Желающие посетить папские службы и приемы – в том числе еженедельную всеобщую аудиенцию папы Франциска по средам и традиционную молитву «Ангел Господень по воскресеньям – пока не обязаны предъявлять зеленые пропуска.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Все участники переговоров о создании союза признавали необходимость скорейшего созыва вселенского Собора католич. Церкви, однако их мотивация была различной. Кор. Сигизмунд I исходил из необходимости восстановления единой общепризнанной папской власти для обеспечения единства Свящ. Римской империи. Первоначально король нейтрально относился к Иоанну XXIII и в случае подтверждения его полномочий буд. Собором не имел принципиальных возражений против того, чтобы он оставался папой Римским. Однако уже в ходе предварительных консультаций с европ. правителями и университетскими теологами для Сигизмунда I стало очевидно, что лишь низложение всех 3 пап и законное избрание Собором нового Римского папы может положить конец схизме. Король был готов выступить против Иоанна XXIII и оспорить его папскую власть, но во время подготовки Собора скрывал это намерение. Флорентийцы и их итал. союзники рассчитывали, что Собор подтвердит папский статус Иоанна XXIII, к-рый был верным проводником их политических и финансовых интересов. Иоанн XXIII полагал, что лишь вселенский Собор католич. Церкви может подтвердить законность его папских полномочий и заставить сторонников иных претендентов на Папский престол признать его юрисдикцию. В 1412 г. он, исполняя решения Пизанского Собора 1409 г., созвал Собор в Риме, однако на него явились лишь немногочисленные итал. и герм. сторонники Иоанна XXIII, а также представители Парижского ун-та и нек-рых монашеских орденов. В ходе единственного общего заседания Собора, состоявшегося 10 февр. 1413 г., была утверждена осуждавшая все сочинения Уиклифа булла Иоанна XXIII «In generali Concilio» (текст см.: Mansi. T. 27. Col. 505-508); после этого Собор завершился, не приняв к.-л. церковно-канонических решений (акты Собора не сохр.; относящиеся к работе Собора материалы и комментарий к ним см.: ACConstanc. Bd. 1. S. 108-165). О созыве нового Собора было объявлено в марте 1413 г. (Ibid. S. 165-167), однако он не состоялся. Т. о., к лету 1413 г. Иоанн XXIII окончательно убедился, что без политической и дипломатической поддержки кор. Сигизмунда I и др. европ. правителей ему не удастся организовать представительный и авторитетный Собор с участием не только его сторонников, но и оппонентов. Вслед. этого он охотно поддержал инициативу кор. Сигизмунда I и вступил с ним в прямые переговоры о времени, месте и об условиях созыва Собора. Подготовка К. С.

http://pravenc.ru/text/2057144.html

В янв. 1511 г. папа Юлий II лично отправился в действующую армию, однако папско-венецианские войска потерпели неск. крупных поражений. В мае французы во главе с перешедшим на их сторону кондотьером Дж. Дж. Тривульцио взяли Болонью, важнейший город в папских владениях. Тогда же несколько кардиналов, недовольных отказами Юлия II провести Собор для обсуждения необходимых церковных преобразований и поддержанных франц. кор. Людовиком XII и имп. Максимилианом I, объявили о созыве независимого от папы Собора в Пизе (см. Пизанские Соборы ). Среди поддержавших созыв Пизанского Собора, как и среди тех, кто впосл. стали его участниками, преобладали сторонники идей концилиаризма: папе Римскому надлежало подчиняться решениям Собора католич. Церкви, а Собор имел право низлагать недостойного папу за определенные грехи или заблуждения. Вернувшись в Рим, папа Юлий II срочно принял ответные меры: еще до начала заседаний Пизанского Собора он в подписанной 18 июля и обнародованной 25 июля 1511 г. булле «Sacrosanctae Romanae Ecclesiae» объявил о созыве Л. С. (изд.: Bulla monitorii et declarationis in cursus priuationis et aliarum penarum contra prelatos Gallice nationis hic expressos: Qui interuenerunt in Pisano conciliabulo cum scismaticis. [R.], Bullarium Magnum Romanum. 1860. T. 5. P. 499-509; Mansi. T. 32. Col. 681-690). Л. С. должен был начать работу 19 апр. 1512 г. в базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Папа заявил, что еще в начале понтификата намеревался созвать представительный Собор, но прежде хотел добиться мира между христ. государями и восстановить авторитет Церкви, чем и объяснял свое участие в войнах. Также Юлий II указал на неуместность созыва Пизанского Собора; в булле содержались угрозы применить церковное отлучение ко всем духовным и светским лицам, а также к городам, которые поддержат выступление Пизанского Собора против папской власти. Пизанский Собор открылся 1 нояб. 1511 г.; на нем присутствовали 4 кардинала и еще от 2 имелась доверенность; в работе Собора приняли участие ок.

http://pravenc.ru/text/2463167.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010