Валуйки. Успенский Валуйский монастырь. Пещерный скит. Карта и ближайшие объекты Храм священномученика Игнатия Богоносца - православный храм, расположенный на Лысой горе над пещерами подземного скита Валуйского Успенского Николаевского мужского монастыря в городе Валуйки Белгородской области. Валуйский пещерный храм Игнатия Богоносца История Валуйского края имеет особую страницу – духовную, православную. К сожалению, долгое время о православном прошлом было известно довольно мало. Роль православия в жизни наших предков сознательно умалчивалась. С момента основания крепости Валуйки в конце XVI века как стратегического пункта обороны крайних южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар здесь появилось православное духовенство, и были воздвигнуты первые храмы. В условиях постоянной внешней угрозы православие стало стержнем объединением местного населения, воодушевлявшим людей и в горе, и в радости. Особое место в жизни валуйчан и жителей близлежащих территорий Украины занимал Валуйский Успенский Николаевский мужской монастырь, относившийся к числу древнейших монастырских учреждений Белгородской епархии. Название «Успенский» связано с главным храмом, а «Николаевский» — с известной чудотворной иконой, обнаруженной в расположенной поблизости кринице. На протяжении его долгой истории менялись и названия: «Валуйскаго города Успенья Пресвятыя Богородицы и Чудотворца Николы Пристанский монастырь», «Николы Чудотворца Пристанский монастырь съ Валуйки», «Пристанский монастырь на Валуйке», «Валуйский Успенский монастырь». Название «Пристанский» историки связывали с тем, что около монастыря при слиянии рек Оскола и Валуя была пристань. Однако уже в конце XIX ст. это название не употреблялось. О времени и обстоятельствах основания святой обители сохранились только скудные сведения. Всё это породило неисчислимые слухи и легенды, окутывавшие прошлое монастыря ореолом таинственности и легендарности. Основателем монастыря считается старец Корнилий, положивший начало святой обители в XVII веке в период кровавых событий Смутного времени. В монастыре находились высокочтимые православные святыни — икона Божьей Матери Троеручицы и икона святого Николая Чудотворца, привлекавшая немало паломников способностью врачевать и исцелять душевные и физические раны. Как и во многих старинных монастырях, при святой обители был устроен пещерный скит.

http://sobory.ru/article/?object=50836

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Скит Антония и Феодосия Печерских. Пещерная церковь Антония и Феодосия Печерских. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Антония и Феодосия Печерских Год постройки:1846. Адрес: Украина, Донецкая обл., Славянский р-н, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3. Координаты: 49.029053, 37.571014 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Великие святые, на Киевских горах подвизавшиеся и прославившиеся, по праву считаются покровителями всех монахов земли Русской. Милостью Божией под их молитвенным покровительством и особым попечением находится и Свято-Успенская Святогорская Лавра, в храмовом комплексе которой находится один из самых древних храмов Святогорья — древняя пещерная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Пещеры, в которых находится подземный храм, исстари, как и в Киево-Печерской Лавре, назывались «Дальними» — в отличие от «Ближних» пещер, вход в которые находится возле Успенского собора. Ныне пещерный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских относится к одноимённому скиту Свято-Успенской Святогорской Лавры, расположенному на территории, прилегающей к этой подземной церкви. Он был устроен по окончании проведения Святогорским монастырем ремонтно-реставрационных работ, длившихся несколько лет с конца 1999 года. Тогда подземная церковь преподобных Антония и Феодосия Печерских в числе других объектов была передана государством Святогорской обители, а затем в 2000 году монастырь выкупил у санатория и прилегающую к храму территорию. Пещерный храм преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится к востоку от монастырских построек, у подножия горы, возле верхнего гостиничного корпуса. Поскольку пещерный храм до 1845 года был всеми забыт и завален землёй, о его происхождении и времени ископания почти ничего неизвестно. До закрытия обители в XVIII веке при Екатерине II в обители хранились лишь предания о древней церкви, находящейся в горе.

http://sobory.ru/article/?object=05584

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери. Сентябрь Приводится по изданию: Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина», 2002 г. К оглавлению 1 сентября Черниговская Гефсиманская икона Она находится в пещерной церкви Гефсиманского скита, близ Троице-Сергиевой лавры. Эта святая икона является вкладом в пещерный храм Архистратига Михаила девицы Александры Григорьевой Филипповой. После смерти своего отца она со своими сестрами некоторое время жила в Хотьковом монастыре у священника Иоанна Алексеева, а мать ее уехала в Москву приискивать себе место, чтобы содержать себя и свою осиротевшую семью. В углу комнаты, которую добрый священник дал для жительства детям-сиротам, стояла писанная на полотне Черниговская Ильинская икона Божией Матери, полученная священником в благословение от одного монаха Троице-Сергиевой лавры. В продолжение трех месяцев Александра часто молилась перед ней и так привыкла к иконе, что когда нужно было уезжать в Москву к матери, она просила у священника позволения снять с нее для себя копию. Но о. Иоанн обещал отдать ей саму икону, когда вся семья устроится в Москве. В сентябре 1826 года Филиппова приехала в Хотьков монастырь и получила от священника обещанную икону Богоматери. Привезя ее в Москву, она решила поновить живопись на иконе; с этой целью она призвала живописца, который и исполнил ее желание. Благочестивая и набожная девица, часто бывавшая на богомолье в Троицкой лавре, пожелала поместить находящуюся у нее икону Богоматери в таком месте, где бы ее достойно чтили и хранили, и обратилась за советом к архимандриту Антонию. Наместник сначала посоветовал ей поставить икону в лаврской церкви, устроенной в честь Смоленской иконы Богоматери, а потом склонился к тому, чтобы икона была поставлена в нижней пещерной церкви Гефсиманского скита. В 1842 году икону торжественно с присланным из скита монахом перевезли из Москвы в скит. Икона была поставлена в нижней пещерной церкви Архистратига Михаила, с левой стороны от иконостаса, где пребывает она и доселе.

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

VII. Восстановление пещерного придела св. Леонтия в Ростовском Успенском соборе Ростовский Успенский собор – один из немногих оставшихся архитектурных памятников XIII века. Построенный первоначально епископом Феодором в 990 году собор был дубовый и, простояв 168 лет, в 1160 году сгорел. «Погоре, – отмечает летописец, – град Ростов мало не весь и соборная церковь сгорела и бе чудна зело и преудивленна, яко же не была, и не вемы, будет ли». При великом князе Андрее и Ростовском епископе Несторе, 12 мая 1164 года, собор был заложен каменный, и когда при копании рвов, 23 мая, обретены были мощи Ростовских епископов Леонтия († 1073 г. ) и Исаия († 1089 г. ), то князь Андрей Боголюбский для мощей св. Леонтия прислал и каменную гробницу. Епископ Ростовский Лука, в 1185–1189 гг., расписал стены собора и сделал многие украшения, но через 15 лет, в 1204 году, при епископе Иоанне, своды храма и часть стен упали, и 25 апреля 1213 года князь Константин Всеволодович заложил вновь церковь «на месте падшия». В 1230 году, сыном этого князя, блаженным Васильком (убитым в последствии – 1238 г. – татарами на р. Сити), храм был достроен и 25 февраля, в первую неделю великого поста, в присутствии князя, освящен архимандритом Владимирского Рождественского монастыря Кириллом, который, сделавшись вскоре Ростовским епископом, приложил не мало стараний к этому храму. «Украси церковь Богородицы, – говорит Кирилловская летопись, – иконами многоценными, ихже несть мощи и сказати, и с предполы, рекше пелены; учини же и кивота два многоценна, и индитью на святой трапез, сосуды же, и рипиды, и двери церковныя прекрасны, яже наричутся златыя на полуденной стране; паче же внесе во святую церковь кресты честные и многи мощи святыхъ в раках прекрасных, в заступление и покров граду Ростову». В феврале месяце 1237 года, татары, разоряя Ростовско-Суздальскую область, не пощадили и соборного храма. Как велики были повреждения, летописей о том не сохранилось, но, вероятно, в тяжелое время татарского ига Ростовский собор подвергался внутренним разорениям неоднократно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Пещерная церковь Алексия, человека Божия. Церковь. Действует.   Престолы: Алексия, человека Божия Год постройки:приблизительно 1860 - 1875. Адрес: Свято-Успенская Святогорская Лавра, ул. Заречная, 3, г. Святогорск, Донецкая область, Украина. Вопрос модератора :уточнить датировку. Изменить описание объекта 12 октября 1859 г. скончался возобновитель Святогорской пустыни преподобный архимандрит Арсений (Митрофанов). Отпевание и погребение архимандрита Арсения 15 октября 1859 г. совершил отец Герман с собором священноиноков. Горько плакала вся святогорская братия, хорошо сознававшая, кого лишилась она в лице почившего. Согласно со своим завещанием отец Арсений был погребен в пещерах святогорской скалы. Впоследствии благодарная к его трудам святогорская братия, по предложению отца Германа, близ могилы отца Арсения своими руками ископала новую пещерную церковь в честь преподобного Алексия, человека Божия, — святого, которому почивший настоятель был посвящен от купели крещения. Вот как об этом пишет в своих воспоминаниях протоиерей Григорий Дюков: «Природный великий ум [почившего отца Арсения. — Сост.], труды и неусыпное попечение об устроении, украшении и возведении обители до высокой степени известности породили в душе теперешняго настоятеля, игумена Германа, мысль устроить при гробнице его церковь, где бы приносилась безкровная жертва за упокой души его. По объявлении своей мысли братии, с благословения Преосвященнаго Макария, вся она единодушно, в изъявлении своей признательности к незабвенной памяти усопшаго, решилась не только устроить, но и своими трудами изрыть пещерную церковь в скалах. Умилительно было видеть, как в порыве своего усердия стремились туда не только новоначальные послушники, рясофорные иноки, но и маститые старцы, благочестивые иеродиаконы, во главе коих стоял и сам усердно рассекал оскордом твердыню окаменелаго известняка настоятель. После церковнаго богослужения, которое здесь очень продолжительно, вместо отдохновения, требуемаго самою природою, все они являлись в пещеры, и каждый по силе работал чем мог. Таким образом, в продолжение прошедшей зимы явился в пещерах новый храм мая 12 дня и освящен игуменом Германом с братиею во имя святого Алексия, человека Божия: это было имя архимандрита Арсения, когда он был еще в мире».

http://sobory.ru/article/?object=45737

Схимонах Филипп, основатель Пещерной обители и Киновии Боголюбивой Богоматери, при Гефсиманском скиту близ Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Память 18 мая) Родина схимонаха Филиппа деревня Стряпкова, Вязниковского уезда, Владимирской губернии. Родился он 9 ноября 1802 года. Родители его крестьяне Андрей и Феврония Хоревы, были крепостными помещицы Варвары Борисовны Баженовой. Раньше Филиппа у них было еще два сына: Козьма и Феодор. Все семейство Хоревых отличалось набожностью и благочестием; но из детей преимущественно пред другими братьями религиозностью и усердием к посещению храма Божия отличался с раннего возраста меньшой – Филипп. Когда Филипп подрос и стал, как крепостной, значиться работником на «барщине», это усердие к храму сделалось для него источником неприятностей, так как иногда ради храма он оставлял неисполненными работы; но это опущение он всегда старался вознаградить потом, так как он был трудолюбив, и никакой тяжелый труд деревенской жизни не пугал его. И в детстве, и в отрочестве он наряду со старшими братьями исполнял все крестьянские работы по дому, заменяя родителей, работавших на «барщине». На 22 году, по настойчивому убеждению родителей и вопреки собственному желанно, Филипп вступил в брак с девицею-крестьянкой Евдокией Степановой. В скором времени у них один за другим родилось четверо детей: три сына – Игнатий, Порфирий и Василий и дочь Синклитикия. Более десяти лет Филипп прожил с женою, – в 1836 году она умерла. Сильно скорбел Филипп, оставшись вдовым с маленькими еще детьми. Вскоре к этой скорби присоединилась другая – сильнейшая: господа отдали среднего сына его в приданое за дочерью. С этого времени и всегда-то тихий, богомольный и не любивший веселья и празднословия, Филипп стал еще более замкнутым в себя, избегал сношений с соседями, сделался еще набожнее, усиленно постился и посещал храм Божий. Родители его, бывшие еще в живых, приписывали все это единственно тому, что Филипп грустил вследствие потери жены, и употребляли все меры, чтобы опять женить его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырь основан в 1782 г. как подворье Софрониевой пустыни ее настоятелем прп. Феодосием (Масловым, †1802). В 1782-1783 гг. на подворье был построен деревянный храм свт. Григория, просветителя Армении, – небесного покровителя князя Григория Потемкина (при его участии правительство России предоставило о. Феодосию убежище от турок, когда он был настоятелем Тисманского монастыря в Валахии). Вероятно, вскоре насельники создали в скале над Днепром пещерный скит с храмом св. прор. Иоанна Предтечи. Позже храм свт. Григория перенесли на более удобное место, где обитель стоит доныне. В 1803 г. подворье было обращено в самостоятельный монастырь, сюда перевели иноков упраздненной Бизюковой обители Смоленской епархии. В 1822 г. в обители был построен каменный Покровский храм, в 1810-1827 и 1860 гг. – каменная ограда, к 1862 г. – Свято-Григорьевский собор, в 1886-1893 гг. – Вознесенский храм. В XIX в. построены также Трехсвятительский храм (свтт. Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ) в архиерейском доме, колокольни, 3-этажный корпус келий. В 1827-1832 гг. настоятелем обители был о. Иаков (Вечерков, †1850) – будущий известный архиеп. Нижегородский; в 1915-1919 гг. здесь жили будущий сщмч. Онуфрий (Гагалюк) (†1938) и прп. Варсонофий Херсонский (Юрченко) (†1954). С 1913 г. в монастыре действовали пастырско-миссионерские курсы, позже преобразованные в духовную семинарию: в ней преподавал сщмч. Онуфрий и учился прп. Варсонофий, принявший в 1916 г. монашеский постриг. При обители существовали богадельня, странноприимный дом, школа, больница с хирургическим отделением, винный и кирпичный заводы, мастерские и маслобойни. Во время 1-й мировой войны монастырь приютил у себя лазарет для раненых. В 1917 г. в обители прошел Всероссийский миссонерский съезд. В 1921 г. монастырь закрыли, его имущество перешло к совхозу «Красный Маяк». Со временем часть построек обители была уничтожена – сохранилась часть стен, Покровский храм, ворота, ряд служебных строений и часть пещер. В нач. 1991 г. Покровский храм возродился как приход, в конце того же года при нем открылся женский монастырь, преобразованный в 1992 г. в мужской (в 1996 г. преобразование утверждено Свящ. Синодом УПЦ).

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Григорье...

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 1 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок. «Дорого, да мило!» Храм появился в древней московской местности, связанной с именами святого Александра Невского, его сына московского князя Даниила и новгородского боярина Ивана Дорогомилова. Известно, что Дорогомиловым изначально называлась местность на левом берегу реки, в конце Девичьего поля около Плющихи, где по преданию, благоверный князь Александр Невский будто бы основал первый московский монастырь – пещерный Саввин, вероятно, по образу пещерного Сионского монастыря в Иерусалиме, как считал великий историк московского градостроительства М.П. Кудрявцев. По его мнению, основателем Дорогомилова и стал Александр Невский, а от его монастыря теперь осталось имя местного Саввинского переулка. Другие историки относят реальное появление этой обители к более позднему времени – XV веку. А честь основания первого в Москве монастыря отдают святому князю Даниилу Московскому. Он и пожаловал эти земли в вотчину верному боярину своего отца Ивану Дорогомилову. Возможно, что этот боярин пришел с ним в Москву после того, как юный князь Даниил получил Москву в удел. Ученые выдвинули версию, что его фамилия явилась от прозвища «дорогомилый», то есть высокоценимый и любимый человек. В середине XVI века Дорогомиловым уже называлась местность на правом берегу Москвы-реки. Прежде это была пустынная земля. Во время великой кремлевской стройки Ивана III сюда были перенесены останки захороненных в Кремле, а на месте их прежних могил разбили сады, что вызвало гнев знаменитого Новгородского архиепископа Геннадия, назвавшего этот поступок «нечестью государскою». Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности.

http://pravoslavie.ru/709.html

Святогорск. Успенская Святогорская лавра. Церковь Спаса Преображения. Спасо-Преображенская церковь /// Объект утрачен Согласно готовящейся к изданию книге «Историко-статистическое описание Свято-Успенской Святогорской Лавры», идея построить в обители храм в честь Преображения Господня принадлежала архимандриту Арсению (Митрофанову). После освящения Николаевской пещерной церкви в 1848 г. и закончившейся в 1851 г. реконструкции наскального храма того же угодника Божия, он задумал посвятить возобновленный храм Преображению Господа нашего Иисуса Христа. Церковь стояла почти на вершине Святогорского Фавора — горы, возвышающейся над меловой скалой и своим местоположением напоминающей Преображенский храм на горе Фавор в Палестине. Однако давность посвящения этого места Мирликийскому архипастырю удержала святогорских возобновителей от этого шага, и наскальный храм в 1851 г. снова был посвящен святителю Николаю. В 1859 г. архимандрит Арсений на вершине горы (для большего сходства с Палестиной) совершил закладку нового храма. Установлено имя автора этой прекрасной церкви и обнаружен её проект. Создал её известный архитектор, профессор Август-Вильгельм Фридрихович Петцольд (1823-1891 гг.). Проект Преображенского храма найден в музейном фонде Воронцовского дворца в Крыму. Вполне вероятно предположить, что столь отдалённый адрес нахождения проекта связан с Татьяной Борисовной Потёмкиной, которая могла хранить его у себя в крымском имении под Ялтой. После революции и национализации имения Потёмкиных часть их архива попала в музей. Двухэтажная, изящной архитектуры церковь Преображения Господня сооружена на средства Т.Б. Потёмкиной и графинь Варвары и Софии Ланских. В «Ведомости о церквах» за 1870 г. пишется: «…Внутри и снаружи оштукатурена; покрыта листовым железом, окрашенным зелёною краскою; средний купол покрыт белым листовым железом; на куполе, алтаре и над входом храма утверждены железныя вызолоченныя главы с такими же крестами». Верхний Престол освятил в 1864 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Макарий (Булгаков) в честь Преображения Господня. На средства графинь Ланских в верхнем храме установили резной, с древневизантийскими орнаментами, иконостас из дуба, «некрашеный и без позолоты», с Царскими вратами из кипариса и 19 иконами хорошей живописи по золотому фону, писанными на железных досках. Иконостас, сделанный в Санкт-Петербурге, обошёлся в 7000 рублей. Престол Преображенской церкви был облачён белым серебряным глазетом, обложенным сребропозлащенным гасом. Крест с его передней стороны вышит золотом и украшен недорогими камнями. Т.Б. Потёмкина пожертвовала для храма двухъярусное медной латуни посеребренное паникадило с 25 подсвечниками (весом 1 пуд 3 фунта и стоимостью 50 рублей серебром). На полу в храме стояли два медной латуни посеребренных подсвечника весом 24 фунта каждый, один такой же подсвечник весом 26 фунтов и ещё один из того же материала весом 9 фунтов.

http://sobory.ru/article/?object=45670

Храм-маяк св. Николая Чудотворца, Алушта ЖМП 8 август 2016 /  22 августа 2016 г. 17:50 Крым православный. Паломничество по святым местам Тавриды (часть 2) Период православного ренессанса Крыма, начав­шийся с конца XVIII века и продолжавшийся до 1917 года, один из самых ярких в его духовной истории. Именно тогда на полуострове появились изысканные шедевры храмовой архитектуры в неорусском стиле. Эти и другие христианские святыни Крыма (о древнем Херсонесе, пещерных храмах Инкерманского и Бахчисарайского Успенского монастырей, Анастасьевского скита в Качи-Кальоне читайте в нашего журнала) наш корреспондент увидел, присоединившись по приглашению паломнического отдела Симферопольской и Крымской епархии к поездке «Весь православный Крым за 10 дней».Версия PDF. Зеленая столица Утро. Автобус уже стоит у паломнического центра. Сегодня нас ждет утопающий в зелени парков и скверов Симферополь — столица полуострова. В пути экскурсовод рассказывает, что Симферополь был заложен в 1784 году рядом с татарским поселением Ак-Мечеть, которое и сегодня можно узнать по извилистым улочкам. Православных храмов в Ак-Мечети не было, и командир полка Б.А. Тищев купил в 1785 году у татар обычный дом и обустроил его под храм, который освятили в честь равноапостольных Константина и Елены. Известно, что его первый настоятель, священник Никита Петровский, участвовал в штурме Измаила в 1790 году, одним из первых взобрался на крепостной вал, держа в руке крест. Этот храм в 1787 году, путешествуя по Крыму, посетила императрица Екатерина II. В советское время в оскверненном храме с разрушенной колокольней располагался аэроклуб, а затем — архив ЗАГСа. После реставрации первую Литургию здесь отслужили в 2001 году. На потолке храма и сегодня можно увидеть гербы русских полков, которые в 1914 году ушли на Первую мировую войну. А единственный в городе храм, который никогда не закрывался - Всехсвятский, на Старом кладбище (построен в 1864 году). Еще он известен тем, что в 1998 году на стекле, закрывавшем икону Христа Спасителя в приделе Святого великомученика Георгия Победоносца, чудесным образом запечатлелся лик Спасителя.

http://e-vestnik.ru/church/krim_pravosla...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010