Тогда подобны Ему — Самому Богу будем, – говорит апостол, – потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3, 2). б)  Но можно ли нам получить райское блаженство? Вполне можно; ведь наше спасение находится в наших же руках. Как же это так? А вот послушайте. Сотворил Бог рай для праведных, а ад для грешных. Запер Он рай, запер и ад. Однако же ключи адские удержал при Себе: имею ключи ада, – говорит Сам Он в Откровении апостолу Иоанну. А ключи райские Он отдал Своим апостолам в лице апостола Петра и их преемникам, архипастырям и пастырям Церкви: и дам тебе ключи Царствия Небеснаго. Стало быть: ключи от ада находятся в руках Божиих, а от рая – в руках человеческих. О, как человеколюбив Промысл Спасителя нашего! Когда человек захотел бы сам мучиться во аде, то оказывается, что ключи адские не у него в руках; а когда хочет спастись, то ключи райские в его руках! Значит, Сам Бог хочет, чтобы для людей трудно было попасть в муку вечную, и потому Он не дает им ключей адских. А райские ключи Он людям поручил. И заметьте: Господь говорит: дам тебе ключи, а не ключ, стало быть, рай Божий не одним ключом отпирается. – Какие же это ключи? Да всякие есть: и железные, и золотые, и деревянные. У нищего, например, ключ деревянный: он убожеством своим может отпереть себе рай. У богатого ключ золотой: он богатством своим может отпереть себе райские двери. А железный ключ терпения, смирения, труда, есть у каждого человека. Стало быть, каждый человек может спастись, может рай получить. в) Надобно только одно помнить: тесен и прискорбен путь, вводящий в Царство Небесное. Это слова Самого Господа. Тесен этот путь, и потому многие подвижники, вступив на него, оставили мир, бросили все мирское позади себя и прошли этим путем в нищете и всяких лишениях; святые мученики омочили этот путь даже не потом, а кровью своей. Стало быть, кто ходит высоко подняв голову, кто гордится пред другими, тому не пройти здесь, если не наклонить головы, если не смириться: узки врата и тесен путь! Кто пресыщается земными благами, тучнеет от невоздержания, тому не пройти, если не изнурит своего тела постом и трудами: узки врата и тесен путь! У кого много всякого ненужного добра, кто не делится с ближними своими добром, кто при этом обременен еще и другими суетными попечениями, тому не пройти здесь, если не убавит всего этого: узки врата и тесен путь! Тесен путь и прискорбен, полон терний и волчцев! Много нужно пота пролить, много надобно труда приложить, много должно потерпеть и пострадать, чтобы в рай пройти: многими скорбми подобает нам внити в Царствие Небесное! У кого тело любит негу и покой, кто хочет идти гладкой, цветами устланной дорогой, кто не может и одного слова обидного переварить, тому не пройти в рай: узки туда врата, тесен и прискорбен путь! III.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Послдованiе црковнаго coбpahie по уставу иже въ iepлм стыя лавры, и проч. Уставъ црковнй служб и въ iepлм стыя лавры, и проч. Уставъ црковнй службе ижн въ iepлм, и проч. Бгорочны, поемыя на славу и нын по тропре сты противу глса тропарю Сказание главам Марка иеромонаха списанию трудолюбезному и проч. Главы Марка иеромонаха и проч. Указ оставши апло и еле не празднуемы сты Указ о святых великих, имеющих полиелейное или всенощное бдение, российских новых чудотворцев, и проч. (Этого нет ни в одной из предыд. рукописей) Указ главам о храмах на весь год Аплы и ebaлia на разлиныя потребы црковныя Ckaзahie извстно главамъ, иже о храмехъ стаго iлu стй, и проч. (в рукоп. уставах этого нет) Послдованiе црковнаго пния и coбpahiя вселтнаго, и проч. Послдованiе црковного пния, и проч. (т. е святцы с тропарями и кондаками) Вослдванiе стыя 40-ца Вослдованiе стыя и beлukiя 40-ца Бгородичны, пваемыя на слав i нын, по тропрхъ сты, и проч. Вдати побаетъ о стй 50-ци, како длъжно ея праздновати, и проч. Вдати подобает о стй 50-ци, и проч. Указъ оставшимъ апломъ i eaлiямъ непразднуемымъ стымъ Зало стаго поста сты аплъ, и проч. Начало стаго поста сты аплъ, и проч. Вослдованiе стыя четыредесятницы Главы Марка иеромонаха, списанию трудолюбезному недовдомы уставу Указъ апло iеалiям непразнуемы сты Ведати подобает о стй 50-ци, како должно есть праздновати, и проч. Извстно разсудихо ykaзahie и въ осмогласнице гласово и утрени eлieм вскрны ianлo и eлie и на лumpria (В предыдущ. Рукописи эта статья опущена) Аплы и eaлiя на различныя потребы црковныя Зачало стаго поста сты аплъ Подобает вдат яко сице бывает млтва надъ кутьею вчть сты Тропри, въскрны, inakou i прокимны въскрны, но утрени пре eaлieмъ и uhie прокимны, апло. въскрны. iалла i eaлiя на лumopriя нлны осми гласов. (В пред. рук. всё это опущено) Тропари, воскрны и бгородичны, и проч. С этого места в рукописи нескольких листов недостаёт

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

Особое и высочайшее преимущество души то, что она бессмертна. Здешний суетный и тленный свет со всем, что в нем прекрасно, хорошо и дорого, все-таки когда-нибудь кончится: проходить бо образ мира сего. Скоро или не скоро, однако придет смерть – всему конец. Все люди и вещи, коими мы обладаем и дорожим, либо нас оставляют при их кончине и погибели, либо мы с ними расстаемся при нашей смерти. «Всяка плоть трава и всяка слава человека яко цвет травный, изсше трава и цвет ея отпаде». (Исаия, 40). У нас только лишь одна душа бессмертна: она живет вечно, не умирает никогда. И так, что пользы человеку приобрести весь свет, который непременно кончится, и лишиться души своей, которая никогда не кончится? «Кая польза человеку аще приобрящет мир весь и отщетится души своей»? В особенности, если рассужу, что если потеряю какую-нибудь вещь, то могу опять найти ее; если потеряю честь, – могу вновь ее приобрести; лишусь свободы – могу быть выкуплен; потеряю здоровье – могу исцелиться; ежели, наконец, потеряю самую жизнь – могу воскреснуть: так и верую: « Чаю воскресения мертвых». Но ежели потеряю душу, увы и горе! нет искупления, нет воскресения, нет исцеления. Раз ее потерял – потерял окончательно. О, если бы возможно было, чтобы убеждение это постоянно присуще было нам и ежеминутно входило в ум и сердце. Бог сотворил рай и ад: в раю – место вечной жизни, в аде – вечные муки; в раю души праведных, в аду – души грешных. «И идут сии в муку вечную, праведницы же в живот вечный». Райские ключи Господь дал в руки человеческие: «Дам ти, – сказал Он Петру,–ключи царствия небесного». Ключей же ада ни единому человеку, ниже ангелам не вверил; но удержал их у Себя Сам Бог, как упоминает в первой главе Апокалипсиса: и имам ключи ада. Для чего же ключи рая, который есть храм Божий, царственная палата Божественной славы, отдал Он в руки человекам, т. е. рабам Своим, а ключи ада, страшной темницы внешней тьмы, мучилища страждущих душ, Бог, Царь и Господь, удержал у Себя? Для того, чтобы мы ясно видели, что когда-бы в жизни мы ни пожелали отворить себе рай для сохранения нашей души, то без малейшего затруднения можем найти ключи от него. Ведь они поручены человекам здесь на земле: как только потребуем, тотчас находим их в руках каждого архиерея и каждого духовника. Но ежели придет смерть нечаянная или естественная и застанет нас (отчего сохрани Господи) обремененными тяготами или связанными мирскими цепями, и умрем без исправления, без покаяния, и душа наша потерянная будет заключена во аде, то где мы найдем ключи, чтобы отворить двери ада и освободить оттуда душу? У человека их нет, ангел не получил. Их держит Сам Бог, но уже тогда, Судия неумолимый, Он не отворяет, потому что дверь заперлась. Нет надежды на освобождение, потому что «во аде несть покаяния». Поэтому бедная душа, заключенная раз во аде, заключена ли навсегда? – Навсегда. – Погибшая раз, погибла ли совершенно? – Совершенно, окончательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilija_Minjatij...

— Уж где им быть, как не у Миннушки! — воскликнула Ольга Дмитриевна. — Доверенный человек, везде лазает без надзора… Притащили Миннушку, начались допросы. — Ты знаешь, никогда я ничем не распоряжалась, никогда ни во что не вмешивалась, — говорила мне Миннушка жалобным тоном. — А они кричат, топают на меня ногами!.. Господи, какие это безсовестные люди!.. Я растерялась, ноги подкашиваться стали… а они кричат, кричат!.. “Подай ключи, они у тебя!..” у меня никогда не было в руках ключей… Они не постыдились просто ругаться: “Блаженная”, “поврежденная”, “идиотка!” Никто из них не мог поверить, что она точно не интересовалась вопросом о деньгах, о ключах. Нищая, приживалка и не думала о деньгах!.. Статочное ли это дело? Кто ей поверит! Да и как же поверить, когда они сами только и думали об этом. Наконец сообразили, что ключи у Марины Осиповны, и приказали Миннушке принести их. Миннушка исполнила приказание. — Они чуть с ног меня не сбили, когда я принесла ключи, — продолжала Минна. — Все разом бросились за ними, отталкивая друг друга. Я думала, они раздерутся… Возбужденные алчностью, эти грабители почуяли друг в друге врагов и переругивались уже между собою, видя ключи от денег. Они доказывали друг другу свое первенство в качестве наследников; они не доверяли один другому, боясь, что тот или другой из них скрадет часть денег. Повидимому, они вовсе забыли о том, что Анна Ивановна еще жива… Наконец, над всей этой шайкой, среди которой были и какой-то содержатель купален и плотов, и мелкий чиновник с орденом в петлице, и какие-то юнцы, еще не окончившие курса в гимназии, и Ольга Дмитриевна со своим Володей, — внезапно возвысил свой голос один из богатых родственников покойнаго Романа Шельхера. Он прибыл в дом нежданно, негаданно и застал родных Анны Ивановны как раз в разгар их перебранки из-за ключей. — У меня точно гора с плеч свалилась, когда я увидала дядю Карла, — говорила Миннушка. — Знаешь его, как он на своем заводе командовать привык. Он как вошел, как окинул всех глазами и крикнул: “вы это что, господа, собрались? Имение делить? Какое вы имеете право распоряжаться? Сейчас подайте сюда ключи. Вы все отвечать будете, если что-нибудь пропадет”. И все притихли, перетрусили, а дядя Карл взял ключи и говорить: “теперь нужно не грабить, а охранять имущество законным порядком”. И никто не пикнул перед ним, точно лакеи перед барином… Тут только и распорядились перенести Леву в зало и послать за монахами, за гробовщиком…

http://azbyka.ru/fiction/gospodin-prorok...

Ключи Царства «Ключи Царства» — главный роман Кронина, образец подлинно христианской литературы. «Ключи Царства» Кронина — история священника Френсиса Чизхолма: несчастная любовь, учёба, первый приход, проповедь в Китае и старость на родине. Кронин сумел показать, что истинная кротость и смирение, не отрицают, а предполагают смелость, свободу и дерзание. Вечная борьба кротости и фарисейства, смирения и жестокости, святости и мира. «Ключи Царства» — редкий пример увлекательной, осознанно христианской литературы, вышедшей действительно «легкой» (по чтению, содержание «Ключей Царства» в общем трагическое), а главное — искренней, честной, без нравоучений (м. б, правда, несколько сентиментальной). Ключи Царства I. Начало конца И дам тебе ключи царства небесного. /Христос — Петру. Еванг. от Матвея, гл. 16./ Ранним сентябрьским вечером 1938 г. отец Френсис Чисхолм, прихрамывая, поднимался по крутой тропинке от церкви св. Колумба к своему дому на холме. Несмотря на увечье, он предпочитал этот путь более пологому подъему по Меркет Уинд. Добравшись до маленькой калитки в садовой ограде, он с каким-то наивным торжеством остановился, чтобы перевести дух и, как всегда, полюбоваться открывшимся пейзажем. Внизу широкой серебряной лентой, слегка подкрашенной шафраном осеннего заката, спокойно текла река Твид. По склону северного, шотландского, берега к реке в беспорядке спускались дома Твидсайда; их черепичные, похожие на одеяло из розовых и желтых лоскутов крыши скрывали лабиринт вымощенных булыжником улиц. Высокие каменные укрепления все еще украшали, как в старину, этот город на границе между Англией и Шотландией. Пушки, захваченные в Крымской войне, служили приютом для чаек, которые клевали мертвых крабов. Туманная дымка над песчаной отмелью в устье реки скрадывала очертания сохнущих сетей и мачт рыбачьих судов в гавани — тонкими недвижными нитями тянулись они вверх. Вдалеке от моря, над бронзовыми в это время года лесами Дерхэма, уже сгущались сумерки. Одинокая цапля медленно летела к лесу. Отец Чисхолм долго провожал ее глазами. Воздух был чист и прозрачен, напоен запахом дыма и опавших яблок, предчувствием ранних холодов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Какого рода эти пополнения, привожу здесь нисколько примеров. а) В самом начале литургии за присловием, более или менее общим всем сирохалдейским переписчикам и заменяющим наше оглавление книги: паки в силе Божьей пишу божественную службу, апостола Иакова, сказано так: начало. «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Молитва: «Господи, да будут» и проч. Но кто и где творит такое начало, и как оно творится, ничего не сказано. Чтобы сообщить понятие о том, как все это происходит на самом деле, я выразился так: приступающий к совершению литургии становится на колени, по средине церкви пред алтарем и делает начало про себя: «Слава Отцу и Сыну» и проч. За тем читаешь: «Господи, да будут богатыя Твоя» и проч. 51 б) В конце проскомидии, приготовленные дары осеняются крестообразно кадилом, с произношением при сем четырех славословий. Об этом в служебнике сказано так: берешь кадило и поднося ее к потиру, говорит: «Прославите Господа все святые» и проч. К дискосу: «Прославите Господа все языци» и проч. одесную: «Слава Отцу» и проч. Ошуюю: «И ныне» и проч. Чтобы и здесь дать верное понято об образе действовали нам неизвестного, я распространил сказанное, так: Священник берет кадило по средине цепочек, вперевес, касается им престола позади потира, и полагая начало крестного осенения, потрясает цепочками и говорит: Прославите и проч. Перенося к себе кадило, также держимое, и касаясь им престола пред дискосом: Прославите и проч. Касаясь им же по правую руку сосудов: Слава и проч. Наконец по левую: и ныне и проч. с) Приступая к третьей части литургии, священник омывает руки, и затем делает земной поклон пред престолом, оборачивается к народу и кланяется на все стороны, говоря: простите мне и проч. Наконец становится на колени, наклоняет голову, а руки прижимает к груди и читает про себя молитву. Все это в служебнике изо­бражено так: по омовении канун, матония и моление. Очевидно, что такое указание для нас – не Сирийцев, слишком кратко и невразумительно без пояснений. Кому известно, что под каноном разумеется поклон, полагаемый свя­щеннодействующим, пред трапезой, с преклонением чела до земли 52 , что матония (метания μετνοια) есть поклон поясной, делаемый пред людьми, с испрошением прощения, и что моление (слут, славата – молитва , моления), предшествуемое каноном и матонией, означает чтение одной или многих молитв, на коленах и в известном положении тела? Чтобы все это пояснить, не прибегая ни к парентезам, ни к подсрочным выноскам, оставалось одно, выразиться перифрастически, и поместить перифраз в контексте.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofoniya_Sokol...

Удалившись от многоплачевного счастья смертных, удовольствий приятной жизни и любви, я желаю укрыться в Твоих живоносных объятиях и непрестанно созерцать Твою красоту, Блаженный. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Оставив смертное брачное ложе и дорогой дом, к Тебе, Царь, я пришла в чистых одеждах, чтобы и мне вместе с Тобою войти внутрь всеблаженного чертога. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Избежав бесчисленных обольстительных козней змия, также пламени огня и смертоносных нападений диких зверей, Тебя, Блаженный, я ожидаю с небес. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Забыла я отечество (Пс. 44:11), ища Твоей благодати, забыла хоры сверстниц — дев, и гордость матери и родных: ибо Ты Сам, Христе, все для меня. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Ты — Податель жизни, Христе; радуйся, свет незаходимый; приими сей возглас: хор дев взывает к Тебе, совершенный Цвет, Любовь, Радость, Разум, Премудрость, Слово. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Отверстыми дверями приими и меня в чертог, светоносная Царица, непорочная, прекрасная, Невеста, дышущая красотою; и мы предстанем Христу, прославляя брак твой, всеблаженная Отроковица. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Горько плачут теперь жалкие девы вне дверей, и горестно взывают, что, погасив свет светильников, не успели войти в сокровищницу радостей (Мф. 25:11). Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Уклонившись от священного пути, они несчастные не позаботились приобрести больше елея для путей жизни, но, неся негоревшие светлым пламенем светильники, стенают во глубине души. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Чаши, наполненные сладким нектаром, предложены; будем пить, девы; это — небесное питие, которое Жених предложил достойно призванным на брак. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Авель, ясно прообразуя смерть Твою, Блаженный (Быт. 4:10), окровавленный сказал, взирая на небо: умоляю, безжалостно убитого рукою брата приими меня Ты, Слово. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Величайшую награду за девственность получил мужественный отрок Твой, Слово, Иосиф (Быт. 39:12); ибо жена, пламеневшая похотью, насильно влекла его на преступное ложе; а он, нисколько не смутившись, убежал нагим, взывая: Для Тебя, Жених, я девствую и проч.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

Удалившись от многоплачевного счастья смертных, удовольствий приятной жизни и любви, я желаю укрыться в Твоих живоносных объятиях и непрестанно созерцать Твою красоту, Блаженный. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Оставив смертное брачное ложе и дорогой дом, к Тебе, Царь, я пришла в чистых одеждах, чтобы и мне вместе с Тобою войти внутрь всеблаженного чертога. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Избежав бесчисленных обольстительных козней змия, также пламени огня и смертоносных нападений диких зверей, Тебя, Блаженный, я ожидаю с небес. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Забыла я отечество ( Пс.44:11 ), ища Твоей благодати, забыла хоры сверстниц – дев, и гордость матери и родных: ибо Ты Сам, Христе, все для меня. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Ты – Податель жизни, Христе; радуйся, свет незаходимый; приими сей возглас: хор дев взывает к Тебе, совершенный Цвет, Любовь , Радость, Разум, Премудрость, Слово. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Отверстыми дверями приими и меня в чертог, светоносная Царица, непорочная, прекрасная, Невеста, дышущая красотою; и мы предстанем Христу, прославляя брак твой, всеблаженная Отроковица. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Горько плачут теперь жалкие девы вне дверей, и горестно взывают, что, погасив свет светильников, не успели войти в сокровищницу радостей ( Мф.25:11 ). Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Уклонившись от священного пути, они несчастные не позаботились приобрести больше елея для путей жизни, но, неся негоревшие светлым пламенем светильники, стенают во глубине души. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Чаши, наполненные сладким нектаром, предложены; будем пить, девы; это – небесное питие, которое Жених предложил достойно призванным на брак. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Авель, ясно прообразуя смерть Твою, Блаженный ( Быт.4:10 ), окровавленный сказал, взирая на небо: умоляю, безжалостно убитого рукою брата приими меня Ты, Слово. Для Тебя, Жених, я девствую и проч. Величайшую награду за девственность получил мужественный отрок Твой, Слово, Иосиф ( Быт.39:12 ); ибо жена, пламеневшая похотью, насильно влекла его на преступное ложе; а он, нисколько не смутившись, убежал нагим, взывая: Для Тебя, Жених, я девствую и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Olimpi...

Характер использования К. н. в партесном концерте в свою очередь оказал влияние на многохорные партесные гармонизации (со 2-й трети XVIII в.). «В целом можно выделить две тенденции: с одной стороны, сохраняются черты традиционного применения ключей, как в постоянном четырехголосии, с другой - складываются комбинации ключей, аналогичные концертному партесному стилю. Иногда встречаются симбиозы этих тенденций, соединение различных принципов нотации» (Там же. С. 101). В кон. XVIII-XXI в. В кон. XVIII в. ключи «до» были вполне употребимы в нотах и учебных пособиях, изданных в России и предназначенных для любителей музыки. Общеевропейская тенденция к упрощению ключевой записи на рубеже XVIII и XIX вв. привела к ограничению набора ключей в инструментальной нотации, к-рый практически совпадает с современным. В вокальных же партиях светских сочинений старинные ключи начинают выходить из употребления лишь в сер. XIX в. (при переиздании оперных партитур М. И. Глинки под ред. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова в 70-х гг. XIX в. ключи «до» в вокальных партиях были заменены на скрипичный ключ). Нотации духовной музыки эта тенденция не коснулась до кон. XIX в. (напр., в изд. духовных концертов Д. С. Бортнянского под ред. П. И. Чайковского в 80-х гг. XIX в. полностью сохранена принятая в них комбинация «обычных» ключей: C1 - C3 - C4 - F4). Ключи по традиции применялись в учебных пособиях по истории и теории церковного пения того же времени (см., напр., в изд.: Разумовский Д., прот. Церковное пение в России. М., 1867. С. 118-119 и др.) и в многочисленных изданиях церковной музыки вплоть до нач. ХХ в. Наряду с 4-строчной записью хоровой партитуры в «обычных» ключах в посл. трети XIX в. широкое употребление получила 2-строчная хоровая партитура в скрипичном и басовом ключах, а далее и 4-строчная партитура в тех же ключах (тенор записывался в скрипичном ключе с октавной транспозицией). Упрощения в области применения К. н. в симфонической партитуре были индивидуальным выбором тех или иных композиторов (напр., отказ от тенорового ключа у Римского-Корсакова, А.

http://pravenc.ru/text/1841544.html

Митрополичий наместник (должность аналогичная нашим «благочинным») являлся на проверку, имея в своих руках уже реестр всего имущества и сверяя с ним и денежную и инвентарную наличность. Миряне-прихожане, естественно, тут присутствовали, но не по праву, а как добровольные зрители. Теперь прихожане-мещане, как сами создатели и охранители матерьяльных ценностей церковного инвентаря, просят митрополита благословить их с правом участвовать в контроле имущества и составлять параллельный с наместником протокол и реестр, и вносит все это в свои городские книги. Митрополит обсуждал это ходатайство «со всем крылосом соборные церкви», т. е. со своим высшим вспомогательным органом управления (аналогичным позднейшим консисториям) и постановил, что «в правилах свв. отцов того нет, чтобы мирские люди вмешивались в церковное управление или обладали церковью», но признал справедливым, что раз прихожане делают свои матерьальные вклады и приношения в свои храмы, то естественно, чтобы они имели право и оберегать пожертвованное имущество. Православные мещане заодно просили митрополита, чтобы за ними оставлено было право избирать на приходскую службу, «которого дьяка или священника доброго». Митрополит согласился на одобрение и этого, ничуть не нового, но при патронате запутанного и затемненного избирательного права. Однако, для ограждения его от произвола признал за собой и епископами вообще право высшей испытательной инстанции, чтобы в случае непригодности кандидата властно в этом отказывать мирянам. Митрополит при этом упрекнул виленцев, что они «не по уставу» в случае смерти священников, не дожидаясь наместника, берут в свои руки ключи от церкви и затем, когда уже появляется новоназначенный священник, передают ключи ему, минуя наместника. Очевидно, такой порядок создавался в силу необходимости. Нельзя же было ключи оставить без всякого хранителя. Виленцы сослались на старый обычай. Сделан был опрос. Спросили одного старого церковного боярина. Тот заявил: «я помню уже шестого митрополита, а того не слыхал и не видал, чтобы мещане брали церковные ключи и сами давали их попам...; по их просьбам митрополит поставлял священников, но «увязать (obligare) священника в церкви и дать ему ключи всегда посылал своего «увяжчаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010