песни канона



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Храм Святителя Луки Крымского, Исповедника - ...Искать в Источникеprihod.ru
... прежней церковной музыки, где превалировала поэзия, стало пение. Оно — а не изысканное стихосложение текста — должно было украшать собой богослужение. Так возникало предпочтение новому жанру церковной поэзии — канону, лишенному красоты метрического движения, зато интересному своими напевами. Впрочем, Иоанн Дамаскин сделал попытку сочетать напевы своего времени с тоническим стихосложением. Три канона на Пятидесятницу, Богоявление и Рождество Христово — он написал ямбическим триметром. Но этот опыт показал ему, что «песни ткати «протяженно сложенныя неудобно есть» (ирмос 9-й песни канона на Рождество Христово) . В дальнейшем он должен был свободно пользоваться силлабикой «елико есть произволение» (ирмос 9-й песни канона на Рождество Христово) . В том же IX и даже X веке были также попытки составления новых кондаков с учетом использования новой цветистой мелодики, но не было второго Романа Сладкопевца, который был бы способен поднять оставленный жанр церковной поэзии на качественно новую художественную ступень. Талантливые люди появляются постоянно, а гении рождаются один раз! Для большей полноты представления о кондаках св. Романа ниже приводится один из них ... далее ...
Месяца мая в 29-й день Святителя Луки, ...Искать в Источникеpatriarchia.ru
... яко истинный пастырь Христов, подвиг страдания и исповедничества в пределех твоих соверши. Ныне же в Небесней славе Христу предстоит и, взирая на неизреченную Его доброту, просящим подает телесное здравие и молит даровати душам нашим мир и велию милость. Слава, глас 8: Святителю отче Луко, ты, евангельски Христа возлюбив, Его Божественное иго и крест исповедничества на рамена подъял еси и, яко легкое бремя, понесл еси, архипастырский же подвиг добре совершив, Царствия Небеснаго достигл еси. Темже Господа славы моли, даровати нам мир и велию милость. И ныне, Богородичен, глас тойже: Владычице, приими молитвы раб Твоих и избави нас от всякия нужды и печали. Славословие великое. И отпуст. На Литургии Блаженны от канона, песни 3-я и 6-я. Прокимен, глас 1: Уста моя возглаголют премудрость и поучение сердца моего разум. Стих: Услышите сия, вси языцы, внушите вси, живущии по вселенней. Апостол ко Евреем, зачало 318. Евангелие от Матфея, зачало 11. Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Молитва О, святителю Луко, исповедниче и угодниче Христов! Услыши нас, грешных, со умилением припадающих к раце честных и многоцелебных мощей твоих, и принеси ... далее ...
Календарные заметки на 26 апреля: память ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... однако есть различия в наименования языческих богов, географических названиях, а также разнятся описания кончины святого, о чем см. чуть ниже. [2] Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 1. Bruxselles, 1957. P. 66. N 175: впрочем, некоторые рукописи вполне определенно могут быть отнесены на оснований внутренних показаний к XIV веку (см. Bibliotheca Hagiographica Greaca. T. 2. Bruxselles, 1957. P. 36. N 175c) . [3] Епископ города Никомидии, живший в IX веке; известный проповедник, гимнограф; сподвижник святого патриарха Фотия Константинопольского. [4] См., например, седален после 3-ей песни канона; второй и третий тропари 4-ой песни и прочее. [5] «За старательное чтение (или изучение) божественного Писания взялся и приобрел для себя богатство самого лучшего, самого глубокого познания» (третий тропарь первой песни канона; пер. церковно-славянской версии тропаря мой - П. Л.) . [6] Этот мотив повторяется во многих житиях, мученичествах и литургических текстах, посвященных разынм святым, не являясь, судя по всему, свидетельством каких-то особых ученых занятий того или иного святого, а указывающим в риторико-назидательном ключе на Священное Писание как на основу ... далее ...
Толковый Типикон, Часть 18 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... нас печати Духа Святаго, которое повлечет за собою и праведную деятельность, а также радостный наступающий день; возглас 1-й малой ектении. 4-я молитва просит принять благодарение наше (принесенное доселе) за сон и пробуждение и удостоить вечных благ, причем молитва выступает за пределы присутствующих и охватывает всю братию на земле, море и везде; возглас (­ на утренней просительной ектении) прославляет милосердие Божие. 5-я просит о принятии утренних молитв (как предыдущая – утреннего благодарения) , как кадила, и не обойти помощью ни одного из бдящих и поющих; возглас (­ ектении по 3 песни канона) заключает общее прославление Бога и начинает новую серию возгласов. 6-я молитва благодарит уже за благодеяния всей жизни и, частнее, опять за прошедшую ночь и просит, чтобы Бог сподобил петь и молиться Ему непрестанно и помянул «вопиющих к нему в нощи» (следовательно, особенно нуждающихся в помощи) , сокрушив невидимых врагов их; возглас (­ по 6 песни канона) заключает общее прославление Царства и спасения Божия. 7-я молитва, повторяя прежние прошения о принятии благодарения и научении оправданиям, просит о научении нас достойной молитве и прощении всяких грехов; возглас «Буди ... далее ...
Агиология, Тема 5. Святители - читать, скачатьИскать в Источникеazbyka.ru
... удостаиваются дара чудотворения – свидетельства «дерзновения и близости Богу» 829. Итак, образованность и духовная мудрость, преданность Православию, милосердие и сострадательность к людям, личный аскетический подвиг, высокое смирение, прижизненный или посмертный дар чудотворения – таковы основные черты святого пастыря по указанным византийским житиям. Интересно, что и в общей службе святителю он также прославляется за эти добродетели. В тропаре святитель назван «правилом веры», в кондаке – «веры насадителем», «отсекателем ересей», в икосе – «учителем премудрым». В седальне по 3-й песни канона говорится о стоянии за чистоту Православия: «еретические отгнал еси горькия плевелы»; в седалене по полиелее: «Наказал [научил] еси славити единаго Бога в трех ипостясех». В 5-й песни канона – об обращении язычников и безбожников к истинной вере: «Идольстии угодницы быша угодницы Богу, твоими учении честными», «одождением словес твоих, преподобие, оледеневшая сердца плодоносна соделал еси Божию благодатию». В стихирах на Господи, воззвах говорится о смирении и милосердии святителя: «Кто бо слыша безмерное твое смирение, терпению не удивися, еже к нищим тихости, к скорбящим ... далее ...
Раннехристианская и византийская экзегетика, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... смыслы, сшествуим Ему: и сраспнемся, и умертвим Его ради житейским сластем, да и оживем с Ним, и услышим вопиюща Его: не ктому в земной Иерусалим за еже страдати: но восхожду ко Отцу Моему, и Отцу вашему: и Богу Моему, и Богу вашему, и совозвышу вас в горний Иерусалим, в Царство Небесное») стихира на «Господи, воззвах», вечерня, Великий Понедельник (.) 2 (Новый Иерусалим – Новозаветная Церковь 625. «Светися, светися, Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне, и веселится Сионе. Ты же чистая красуйся, Богородице, о восстании рождества Твоего») ирмос девятой песни канона Иоанна Дамаскина, Пасха (. Израиль – образ израильского народа, в отличие от образа «евреев», «иудеев» нейтральный. «Два и лукавная сотвори, перворожденный сын Мой Израиль, Мене остави источника воды животныя, и ископа себе кладенец сокрушенный: Мене на древе распят, Варавву же испроси, и отпусти. Ужасеся небо о сем, и солнце лучи скры: Ты же Израилю не усрамился еси, но смерти Мя предал еси. Остави им, Отче Святый, не ведят бо, что сотвориша») стихира на «Хвалитех», утреня, Великий Пяток (. Иосиф) синоним – «Рахилин сын» (– сын патриарха Иакова) синаксарь Великого Понедельника ... далее ...
Архиерейское богослужение — М. С. ЖелтовИскать в Источникеazbyka.ru
... хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века») Пс. 112, 3, 2; ср. с дониконовским чином встречи (и «Достойно есть» или задостойник; встреча архиерея сопровождается звоном в колокола) ; 3 (епископ не входит в алтарь до малого входа) т. о., он не участвует в проскомидии и энарксисе (; 4) благословение народа на 3 стороны после прочтения входных молитв (хор поет: «Τον δεσπότην και αρχιερέα ημών, Κύριε, φύλαττε» и трижды «Εις πολλά έτη, δέσποτα») ; 5 (при Патриаршей службе) часто и за всяким А. б. (во время шествия архиерея на облачальное место хор поет ирмос 5-й песни канона Недели ваий: «На гору Сион взыди, влаговествуй») ср. : Ис. 40, 9; архиерейский амвон сравнивается с горой Сион (; 6) облачение архиерея в центре храма, на архиерейском амвоне (протодиакон и диакон, держа в руках кадила, кадят архиерея, возглашая обычные стихи на каждый предмет облачения; облачаться архиерею помогают иподиаконы, они же износят из алтаря предметы облачения; при Патриаршей службе предметы облачения износят царскими вратами иереи; хор поет стихи на облачение) «Да возрадуется душа твоя о Господе» и т. д. ; на Рождество Христово и в Великую субботу стихи заменяются ... далее ...
Размышления о Двунадесятых праздниках. Том II. От ...Искать в Источникеazbyka.ru
... них говорится, что это «грядет», то есть приближается, вот-вот уже начнется: ныне уже предпразднство. И душа мало-помалу входит в чувство праздника. Ждет Царя Небесного. Восплещим песньми… И мы облистаемся… Христа узрим, странно преобразующася; гору превысокую, то есть сердце очищено от страстей имущи, Троицу прославим православно (тропари 1-й песни трипеснца предпразднства) . Грядет Христос, Божества зарю паче ума показати славным учеником, якоже можаху. Илия и Моисей со страхом предстояста… Облак Света… Глас Отца… (седален предпразднства) . Небесный лик с земными радуется… ( тропарь 4-й песни канона ) . Таинство показа Христос… просияв паче зари лицем, одеждою ж риз Своих убелився светло, яко снег ( тропарь 5-й песни канона ) . Чертог славы будущия радости другом готовя, восходит Христос, к житию Небесному от жизни, долу влекущия, возведя мир (землю) . Раболепно представил «начальников закона и пророков, а через них живым и мертвым свидетельствуется Бог… Идем же к сиянию Его, прямо (против) лицу Его радующеся (лицом к лицу) ( тропари 6-й песни канона ) . Божественным днесь преображением человеческое все естество просиявает божественно, в веселии зовущее: преобразуется ... далее ...
Рождество Пресвятой Богородицы - читать, скачать ...Искать в Источникеazbyka.ru
... занеже множайшии суть». Ексапостиларий праздника дважды, или не указывается какой, или указывается тот, что ныне у греков, см. ниже. (Не указываются, впрочем, точно и седальны, так что неизвестно, нынешние ли разумеются) . На литургии на блаженных песни только из первого канона (50. Наконец, есть небольшие разности с нынешним нашим уставом в службе этого праздника в современном уставе греческом и старообрядческом. И с первым разностей больше, хотя и они самые незначительные. Так, по греческой Минее, из стихир на Господи воззвах удвояются первые две. Седальны 1-й по полиелее и по 3 песни канона стоят один на месте другого, а второго седальна по полиелее нет. 1-й канон с ирмосом на 8, 2-й канон тропари на 6. По 6-й песни кондак и икос, краткий синаксарий праздника со стихами перед ним 51. Нет припевов к 9-й песни. Наших ексапостилариев нет, а вместо них один) трижды (, упоминаемый древними уставами, подобен «Жены услышите» 52: «Радуются концы вселенныя днесь в рождестве Твоем, Дево Богородительнице) Θεοκύητος (Мария и неискусобрачная Невесто, в немже и прозябших Тя горестное разреши неплодия поношение, и праматере Евы юже в рождении клятву» 53. По греческому ... далее ...
Место Великого канона преподобного Андрея ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Аз есмь, Спасе, юже погубил ecи древле Царскую драхму, — вопиет Преподобный в 6-й песни канона, — но вжег светильник Предтечу Твоего, Слове, взыщи и обрящи Твой образ [36]. Преподобному дорога погибшая драхма как извечный образ Божий в человеке. Дорог также Преподобному поэту образ белого снега. Где созерцал снег преподобный Андрей, на вершинах каких гор? Живя в Палестине и на острове Крит, он вряд ли видел снежный покров на земле. К горнему снегу обращает свой взор Преподобный. Омый, очисти, покажи, Спасе мой, паче снега чистейша, — вопиет Преподобный в семнадцатом тропаре 4-й песни канона [37], а в 5-й песни молит: Омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив, яко снег [38]. Воистину здесь вспоминаются слова святителя Димитрия Ростовского о «медоточных словесах» преподобного Андрея: «…от лицезрения… его, — пишет святитель Димитрий, — и медоточных глаголов всяк услаждашеся и исправляшеся, того ради стекахуся к нему ищущий спасения душам своим». Мнение святителя Димитрия о том, что Господь, в детстве исцелив немоту преподобного Андрея, соделал его проповедником Слова, выражено в первых строках его жизнеописания: «Христос Сын Божий из уст ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: песни канона
Справочник - ПОИСКОВ.РФ