По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского. О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса. 25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847. Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года). Арсений, архиепископ. Святитель Христов Герман.Казань, 1900. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях.Казань, 1893. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 84–89, 98, 476. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 60–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 2014 году отмечается 900-летие со дня преставления преподобного Алипия, иконописца Печерского, и преподобного Нестора Летописца, Печерского, составителя известного древнерусского летописного свода «Повесть временных лет». К 700-летию явления Толгской иконы Божией Матери, празднуемого Церковью в следующем году, в календаре печатается изображение этого чудотворного образа. В 2014 году отмечается 100-летие со дня явления Божией Матери русским воинам под городом Августов. В честь этого юбилея в календаре размещается Августовская икона Божией Матери. Следует также упомянуть и о праздновании в 2014 году 850-летия установления празднества Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, а также 625-летия со дня преставления благоверного великого князя Димитрия Донского и 300-летия со дня второго перенесения мощей святителя Германа, архиепископа Казанского. В календарь внесены новые празднования и памяти святых, а также указываются литургические особенности предстоящего года. В частности, в месяцеслов календаря внесены имя прп. Далмата Исетского (25 июня/8 июля и 24 июля/6 августа) и празднование Собора Молдавских святых (1/14 октября). Среди новых памятей, включенных в календарь на 2014 год, — обретение мощей блаженной Матроны Московской (23 февраля/8 марта), перенесение мощей благоверных князя Петра, в иночестве Давида, и княгини Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев (воскресный день, предшествующий 6/19 сентября). На 21 августа/3 сентября установлено празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903 году. Данная память внесена в месяцеслов на основании постановления Священного Синода. Согласно решению Священного Синода внесены изменения в именования «Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской» и «Недели всех святых, в Земле Русской просиявших». В связи с совпадением в 2014 году празднования перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста (27 января/9 февраля) с Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской служба Перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста переносится, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, на 26 января (8 февраля).

http://bogoslov.ru/event/3485270

Сделав все, что считал нужным, для своего утверждения на царском престоле, Шуйский обратил внимание и на то, чтобы патриарший престол не оставался более праздным. Еще жив был в своем заточении патриарх Иов, но он лишился зрения и уже не мог править Церковию. Нужно было избрать нового патриарха, и выбор государя, естественно, пал на того из представленных ему Собором кандидатов, кто ревностнее всех воспротивился незаконному браку самозванца, требовал крещения его невесты и за то подвергся изгнанию — на Казанского митрополита Гермогена . Сохранилось известие, будто Гермоген был прежде донским казаком , а потом сделался приходским священником в городе Казани . Последнее не может подлежать сомнению, так как сам Гермоген свидетельствует, что в 1579 г. он был священником при казанской гостинодворской церкви святого Николая. Скоро после того он принял монашество и достиг степени архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в той же Казани, а 13 мая 1589 г. возведен уже в сан архиерейский и начал собою ряд Казанских митрополитов. Служение Гермогена в Казани должно оставаться для нее памятным навсегда. При нем совершилось в 1579 г. явление и обретение чудотворной Казанской иконы Богоматери, и он, будучи еще священником, удостоился первый с благословения тогдашнего владыки Казанского Иеремии принять новоявленную икону из земли, где она обретена, в свои руки и перенесть ее в сопровождении всего духовенства и народа в ближайшую церковь святого Николая Тульского. А впоследствии, когда был уже митрополитом, сам составил (в 1594 г.) сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах . При нем совершилось (4 октября 1595 г.) обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев — святого Гурия, первого архиепископа Казанского, и святого Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иванович приказал соорудить новую каменную церковь в казанском Спасо-Преображенском монастыре наместо прежней, при которой они были погребены. Когда начали копать рвы для новой церкви, то нашли гробы обоих святителей. Гермоген сам явился туда с освященным Собором, велел открыть гробы, видел и осязал нетленные мощи и даже одежды того и другого и донес обо всем царю и патриарху. Царь и патриарх повелели создать особую церковь при большой, с южной стороны ее алтаря, и там поставить мощи новоявленных чудотворцев Казанских для всенародного чествования. Сам же Гермоген потом составил по повелению царя и благословению патриарха Иова и житие святителей Гурия и Варсонофия . При нем перенесены были (в 1592 г.) мощи и второго Казанского архиепископа Германа, который скончался в Москве

http://sedmitza.ru/lib/text/436101/

Святыни храма Ярославских чудотворцев сегодня: Главной святыней церкви является список середины XVIII века чудотворной Казанской иконы Божией Матери, находящийся в передней части у правого клироса. Другая величайшая святыня – рака с мощами святителя чудотворца Гурия, первого архиепископа Казанского. В 1955 году от возглавил новообразованную казанскую епархию и много потрудился для создания и утверждения в крае храмов и святых обителей. Мощи святителя Гурия до революции находились в Благовещенском кафедральном соборе, а с осени 1918 года пребывали в Казанско-Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, с середины 1930-х годов почивают в храме Ярославских Чудотворцов. Над ракой с мощами Гурия находится большой Нерукотворный образ Спасителя. Этот образ является копией той иконы, которая находилась на знамени Иоанна Грозного при взятии Казани осенью 1552 года. По всей видимости, икона написана тогда же в XVI веке и долгое время находилась в специальной нише над проездными воротами Спасской башни Казанского кремля. В 1862 г. была перенесена в часовню, сооруженную перед башней, а в 1905 г – в часовню построенную в псевдорусском стиле на средства П.В. Щетинина по проекту. Ф.Н. Малиновского. Эта часовня в 1927 году была разобрана, а образ нашел свое последнее пристанище в кладбищенской церкви. У левого клироса в передней части храма - чтимый образ иконы Пресвятой Богородицы «Толгская», которая по приданию находится здесь с момента его открытия. - Рядом с ракой с мощами Гурия находится икона Казанских святителей Казанских святителей Гурия, Германа и Варсонофия с частицами их святых мощей. Справа от этой иконы находится другая святыня закрытого в конце 30-х годов Федоровского женского монастыря - икона Пресвятой Богородицы «Федоровская». В задней части храма в левой стороне центральное место занимает образ преподобного Сергия Радонежского. По преданию этот образ был написан монахами иконописцами Свято-Троице-Сергиевской Лавры и дан в благословение войску Иоанна Грозного.

http://sobory.ru/article/?object=08647

Сегодня — праздник второго перенесения мощей святителя Германа, и мы с вами с благоговением и страхом Божиим совершили еще одно перенесение его мощей. Недаром в этот день нашу службу возглавляют владыка митрополит Анастасий, который открывал святые врата в этой обители и многих других храмах в Татарстане, и владыка Мефодий, который был насельником монастыря, а потом и его благочинным. Владыки, я очень рад, что в этот день мы вместе освятили храм. Надеемся, что Господь Бог благословит совершить Литургию и причаститься Святых Христовых Таин в этом вновь освященном храме святителя Николая. Пусть этот день будет памятен для каждого из нас. Отец игумен, благодарим Вас за труд, за подготовку храма к освящению. Надеемся, что благодать Святого Духа особым образом коснется сердец, умов и душ насельников, прихожан и паломников и что святитель Герман будет укреплять нас в стоянии за правду Божию каждый день жизни. Желаю всем нам наполниться благодатью, которая исходит от освящённого престола и мощей великого подвижника и мученика за правду и святую веру архиепископа Казанского и Свияжского Германа, который сегодня мощами вновь вернулся в свою обитель! С праздником всех вас!» После освящения в храме была совершена Божественная литургия. Песнопения исполнил архиерейский мужской хор под управлением Дениса Рогова. За богослужением молились настоятельница свияжского Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Питирима (Лисицына), монашествующие епархии, прихожане свияжских храмов, паломники. Проповедь по запричастном стихе произнес игумен Пимен (Ивентьев). В завершение богослужения было совершено славление святителю Герману. В слове к собравшимся об истории обретения мощей святителя Германа в храме Ярославских чудотворцев на Арском кладбище Казани и первых шагах в воссоздании Свияжской обители рассказал бывший управляющий епархией владыка Анастасий. Митрополит Кирилл поблагодарил владыку Анастасия за многолетние труды на Казанской земле и преподал верующим благословение. Храм святителя Николая Чудотворца является самым древним сохранившимся каменным зданием Свияжска. Церковь в 1555-1556 годах возвела из тесаного известняка псковская артель под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра была достроена в XVII веке.

http://patriarchia.ru/db/text/5826200.ht...

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена Московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, убит (усечен мечем), по другим, скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Ермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной святыней. Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии. В середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий (Палицын; 1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий (Сеченов; 1738-1742), впоследствии митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон (Любарский; 1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий (Гудко; 1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

http://patriarchia.ru/db/text/4568837.ht...

Многие от прикосновении к святым мощам получали исцеления. Весть об этом быстро дошла до Москвы и, по желанию царя и благословению патриарха Иова, митрополит Гермоген составил описание открытия мощей и жития св. Гурия и Варсонофия; он необыкновенно внимательно и усердно собрал все сведения, какие мог, воскресив и обессмертив память их во всем православном русском народе. В своем последнем жизнеописании Гермоген обнаружил основательное знание священного Писания, знакомство с творениями святых отцов – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме того при нем, в 1592 г. были перенесены мощи и второго Казанского архиепископа Германа, скончавшегося в Москве во время моровой язвы 1567г. Сам Гермоген встретил эти мощи в Свияжске, видел и осязал их и поставил их во Свияжском Успенском соборе; им же составлено сказание об обретение мощей святителя Алексия Митрополита; при его деятельном участии переложена была полная служба с греческого языка на русский св. па. Андрею Первозванному. Ко времени было открытие мощей св. казанских чудотворцев, так как для Гермогена управление краем становилось все труднее и труднее в виду тех событий, которые с быстротою проносились над святою Русью. Нужно было много иметь спокойствия духа, чтобы идти намеченным путем, поддерживая христианство и русские интересы в крае. 1598г. 7 января скончался царь Феодор Иоаннович, последний Рюрикович царствующей династии. На место него, 17 февраля был избран Борис Годунов, царствование которого не было благодетельным для народа: восстание и война, мор и страшный голод сопутствовали царю Борису. В какие отношения стал митрополит Гермоген к новому царю достоверно неизвестно, но все-таки в его царствовании возникло несколько храмов в Казани, сделаны были вклады в монастыри, расширен был город, конечно, все это было сделано не без влияния Гермогена. Не долго продолжалось царствование Годунова: 13 апреля 1605 г. Борис скончался скоропостижно. На Руси уже в 1604 г. появился самозванец, объявивший себя законным царем Димитрием, спасшимся от убийц Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Четвертый — в честь Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия: мощи того и другого обретены были вместе 4 октября 1595 г. и вслед за тем положено было праздновать этот день обоим святителям. Пятый — в честь благоверного князя углицкого Романа Владимировича. Он жил еще в XIII в., но мощи его обретены нетленными только в 1595 г. и по указу патриарха Иова свидетельствованы Казанским митрополитом Гермогеном и перенесены в новую соборную церковь Углича, в которой почивают доселе, тогда же постановлено было местно праздновать благоверному князю в день его кончины, 3 февраля. Шестой — в честь преподобного Антония римлянина, мощи которого открыты в 1597 г. Седьмой — в честь преподобного Корнилия Комельского. В 1600 г. игумен Корнилиева монастыря Вологодской епархии донес патриарху Иову, что от мощей преподобного Корнилия в продолжение многих лет совершаются чудесные исцеления различных болезней, и представил на рассмотрение Собора житие преподобного, стихиры ему и канон. Отцы Собора спросили находившегося между ними Вологодского архиепископа Иону про чудеса преподобного Корнилия, и Иона подтвердил, что от раки преподобного действительно бывают многочисленные чудеса, и присовокупил, что ему уже местно празднуют не только в основанной им обители, но и в Вологде и во всем Вологодском уезде. После этого Собор, рассмотрев житие преподобного Корнилия с стихирами и каноном ему и нашедши, что они составлены «по образу и по подобию, якож и прочим святым», определил: праздновать преподобному Корнилию по всей России в 19-й день мая. Кроме того, с дозволения государя и благословения патриарха Иова в 1595 г. перенесены были из тверского Отроча монастыря в Соловецкий мощи святителя Московского Филиппа, и началось местное празднование ему 9 генваря, а в 1595 г. перенесены были мощи Казанского святителя Германа из Москвы, где он скончался и был погребен в церкви Николая Чудотворца, называемого Мокрым, в свияжский Богородицкий монастырь, им основанный, и началось местное празднование этому святителю 6 ноября .

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

Царь не терпел возражений, и Герман должен был поселиться в покоях митрополичьих, еще до посвящения в сан митрополита. Недолго, однако, ему пришлось пробыть здесь. Он видел, какие несправедливости причиняют людям злые приспешники царя, со скорбью замечал, как сильно изменился характер Грозного – и не мог стерпеть: верный своему пастырскому долгу, он попытался вразумить царя, говорил ему о необходимости чистосердечно раскаяться, о будущих муках и о вечном блаженстве. Грозной царь не мог вынести обличений блаженного святителя. Он с сумрачным видом вышел от Германа. Опричники, узнав о сем, стали уговаривать царя. Они хорошо знали святителя, понимали, что сей пастырь – грозный для них обличитель, который будет немолчно и смело говорить правду царю. – Великий государь, – говорили коварные опричники, – не пристало тебе внимать бессмысленным речам твоего раба. Неужели ты хочешь быть в неволе, более тяжкой, чем в какой ты столько лет был у Сильвестра и Адашева. Более всех против святителя говорили царский любимец Алексей Басманов с своим сыном. Все опричники неотступно просили царя, чтобы он не возводил Германа на Московскую кафедру. Грозный послушался своих любимцев. Он повелел передать Герману: – Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу. Около двух лет святитель пробыл в Москве под опалой. Его не отпускали в Казань, хотя он и считался архиепископом Казанским. В сие время его держали под надзором приставов, в заключении. Но нелицемерной обличитель неправды и в неволе был страшен опричникам. 6 ноября 1567 года последовала кончина святого Германа. Как думают, опричники были убийцами сего святого мужа. Бывший в Москве при святителе архимандрит Свияжского монастыря Иродион предал погребению тело святого Германа при церкви св. Николая, именуемого Мокрым 7150 . Но Господу было угодно прославить Своего угодника чудесами и различными знамениями. При перестройке Николаевской церкви были обретены мощи сего святителя. В 1592 году жители Свияжска, услышав о чудесах от мощей святого Германа, обратились к царю Феодору Иоанновичу и к всероссийскому патриарху Иову с просьбой о том, чтобы им было позволено перенести мощи святителя из Москвы в Свияжский монастырь, основанный самим святителем. Просьба сия была исполнена: 25 сентября 1592 года мощи святителя были торжественно встречены жителями Свияжска. Много чудесных исцелений и знамений произошло при сем. Лишь только мощи святого Германа были внесены в Успенский храм Свияжской обители, великое благоухание распространилось по всему монастырю. При сем прозрели два слепца, и совершилось много других чудес. Спустя более ста лет, в 1696 году мощи святого были вновь свидетельствованы, и с сего времени началось всеобщее празднование памяти святителя по всей России. В 1704 году мощи святителя были перенесены из алтаря Успенского храма в самую церковь . Это перенесение произошло 23 июля 1704 года при митрополите Тихоне. Память о сем событии торжественно совершается и до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010