Основным занятием А. в скиту стал лит. труд. Еще при жизни старца Амвросия и по его благословению А. составил житие Троекуровского затворника Илариона , признанное лучшим и самым полным. В 1879 г. А. вместе с одним монахом переписал для прп. Амвросия «Откровенные рассказы странника своему духовному отцу» , присланные старцу казначеей Спасо-Влахернского мон-ря Леонидой (Фризель). Высказано предположение, что А. был автором основной части 6-го («дополнительного») рассказа (Пентковский А. От «Искателя непрестанной молитвы» до «Откровенных рассказов странника»//Символ. П., 1992. 27. Июль. С. 137-166 и прим. на с. 156). А. пробовал силы и в духовной поэзии. Ровно через год после приезда в скит им было написано стихотворение «Злоумный разбойник» (РГБ. Ф. 213. Карт. 53. 14) о разбойнике, распятом ошую (с левой стороны) Спасителя. Вскоре после того как А. поселился на покое в скиту, ему было поручено составление жизнеописания старца Амвросия, к-рое он закончил в 1900 г. Под руководством А. иером. Никон (Беляев) и др. оптинские монахи составляли краткие жизнеописания всех похороненных на скитском кладбище (Неизвестная Оптина. СПб., 1998). В нач. XX в. А. трудился и над др. изданиями. В 1906 г. вышло его переложение на рус. язык первой аскетической книги, изданной в 1847 г. Оптиной пуст.,- «Житие Молдавского старца Паисия Величковского». А. также существенно переработал и дополнил составленное в 1876 г. иером. Климентом (Зедергольмом) «Жизнеописание Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (изд. Шамординской обителью в 1917, в 1994 репринтно переизд. Оптиной пуст. без указания авторства). В марте 1904 г. Калужская консистория обратилась к настоятелю Оптиной пуст. игум. Ксенофонту с предписанием получить ответ от А., «позволят ли его физические силы и есть ли желание быть назначенным для несения пастырского служения в лазаретах и госпиталях на театре военных действий». Но для этой миссии А. был слишком слаб. После неск. лет жизни в скиту он перешел на жительство в монастырскую больницу. В 1914 г. вместе с иером. Анатолием (Потаповым) был приглашен в Москву для келейного увещания афонских монахов- имяславцев , но из-за болезни не поехал. Ранее, в мае 1913 г., вместе со всей братией обители согласился с решением Святейшего Синода, резко осудившим имяславие. |
Соч.: П. И. Чайковский как духовный композитор: (Крит. очерк)//РМГ. 1897. 9. Стб. 1199-1214; А. Ф. Львов (1799-1870): По поводу 100-летия со дня рождения. СПб., 1899; Церковь и музыка: (По поводу новых течений в муз. искусстве). СПб., 1902, 19042 (добавлен подзаголовок: Панченко, Кастальский и Гречанинов); Я. С. Калишевский и его хор: По поводу статьи г. Витошинского//Музыка и пение. 1902/1903. 3. С. 2-3; 4. С. 3-5; 5. С. 1-5; [Рец. на:] Обиход одноголосный церковно-богослужебного пения по напеву Валаамского мон-ря//Там же. 4. С. 7-8; Еще о пении в Киево-Печерской лавре: Письмо в редакцию//РМГ. 1903. 37. Стб. 831-839; Имеющему уши...: (Ответ г. В. П.)//РМГ. 1904. 8. Стб. 208-209; 9. Стб. 235-237; По поводу новой школы церк. музыки (в ответ на фельетон г. Иванова)//Музыка и пение. 1904/1905. 10. С. 1-3; Москва и Синодальный хор//Там же. 1905/1906. 11. С. 4-5; 12. С. 1-3 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 874-882); «Революционные мотивы»: [Ответ на ст. М. М. Иванова]//Там же. 1906-1907. 1. С. 3-4; Летние впечатления//Там же. 1908/1909. 10. С. 2-5; 11. С. 2-4; 12. С. 2-4; 1911/1912. 1. С. 1-2; Эпоха Бортнянского, Турчанинова и Львова и значение названных композиторов в истории русской культуры//Памяти духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова: [Сб. ст.]. СПб., 1908. С. 12-19; Поборник правды: [О Н. И. Компанейском]//Там же. 1909/1910. 6. С. 2-4; О древних и новых песнотворцах: Ист. очерк. СПб., 1910; Концерт Синодального хора//Колокол. 1911. 1488 (переизд.: РДМДМ. Т. 2. Кн. 2. С. 1042-1043); Духовный концерт дирижера Зилоти [«Литургия» С. В. Рахманинова]//Там же. 1501; О православии и «божественном» в церк. пении//Там же. 1505; Нравственно-воспитательное значение музыки//Музыка и пение. 1910/1911. 1/2. С. 3-4; 4. С. 1-3; 5. С. 1-2; 6. С. 1; Лекция аббата Ж. Тибо//Там же. 1911/1912. 5. С. 5; Ответ на «Несколько поправок [...]» проф. М. Скабаллановича»//ТКДА. 1913. Т. 1. 1. С. 103-125; М. А. Гольтисон (1872-1914)//Музыка и жизнь. 1913/1914. 5. С. 1-3; К вопросу о демественниках, клирошанах и о первоначальном пении в Русской Церкви: (По поводу кн. о. В. М. Металлова «Богослужебное пение в Русской Церкви в период домонгольский»)//Муз. современник. 1917. Тетр. 7/8. С. 77-101. |
1-14; «Тебе поем» 1: Для 4-голосн. смеш. хора. М., 1896; «Благослови, душе моя, Господа»//Церк.-певч. сб. СПб., 1898. Т. 1. Отд. 1: Всенощное бдение. С. 21-23. 4; Херувимская песнь//Там же. 1900. Т. 2. Ч. 1: Литургия. 81; «Тебе поем» 1, 2, «Хвалите Господа с небес», «В память вечную»//Там же. 1901. Т. 2. Ч. 2: Литургия. 28, 29, 85, 193; «Да исправится молитва моя»//Там же. 1902. Т. 3. Ч. 1: Триодь постная и цветная. 41; «Да молчит всякая плоть человеча»//Там же. 1904. Т. 3. Ч. 2: Страстная седмица. 156; «Милость мира», «Отче наш», «Хвалите Бога во святых Его»: Концерт//Избр. соч. Ломакина, Кочановского, Старорусского, Строкина и арх. Феофана: Для смеш. хора/Под ред. М. И. Гольтисона. СПб., 1912. С. 1-16; Херувимская 9//Нотный сб. правосл. рус. церк. пения. Лондон, 1962. Т. 1. С. 119-120; Сугубая ектения: Иерусалимская//Ектении: Сб. церк. песнопений/Сост.: Е. Б. Резниченко. М., 1991. С. 16; «В память вечную»//Концерты/Сост.: В. К. Ковальджи. М., 1993. С. 19-20; «Ныне силы небесныя», «Вкусите и видите»//Избр. песнопения Литургии Преждеосвященных Даров: Для малого смеш. хора/Сост.: Е. С. Кустовский. М., 1998. С. 20-23; «Благослови, душе моя, Господа»//Всенощное бдение: Для жен. хоров/Под ред. Е. С. Азеева. М., 1999. С. 7-8; Десять херувимских песней. М., 2000; Четырнадцать номеров причастных стихов. М., 2000; «Да молчит всякая плоть»//Песнопения Страстной седмицы. М., 2001. Ч. 3: Великая суббота. С. 113-115; «Слава в вышних Богу»//Славословие великое/Ред.: О. А. Бычков. М., 2002. Ч. 1. С. 8-13; Духовно-музыкальные соч.: Избранное: Для муж. хора/Сост.: Ю. С. Горяйнов. Белгород, 2003. 2 кн. Соч.: Гавриил Якимович Ломакин: Автобиогр. зап. с примеч. В. В. Стасова//РС. 1886. Т. 49. Кн. 3. С. 645-666; Т. 50. Кн. 5. С. 311-326; Кн. 6. С. 675-689; Т. 51. Кн. 8. С. 467-485 (переизд.: Ломакина Н. А. Записки о Г. Я. Ломакине. Белгород, 1992; Автобиографические записки: Г. Я. Ломакин и его восп./Под ред. Е. М. Гордеевой, С. Г. Зверевой. Джорд., 2006). Лит.: Стасов В. В. Концерт гг. певчих графа Шереметева//Муз. и театр. вестн. СПб., 1856. 9. С. 164-166 (переизд.: Он же. Статьи о музыке. М., 1974. Вып. 1. С. 65-69); Аскоченский В. И. Концерт Шереметевского хора, данный под упр. г. Ломакина в зале Дворянского собр. 5 апр. 1872 г. СПб., 1872; Горяйнов Ю. С. Г. Я. Ломакин: Дирижер. Композитор. Учитель. М., 1984; он же. Г. Я. Ломакин. Белгород, 20123; РДМДМ. 2002. Т. 3 (по указ.); Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. XX в.: АКД. М., 1996. С. 6-7; Рогачёва Ю. М. Г. Я. Ломакин и отеч. хоровая культура. М., 2015. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛИН Николай Михайлович (1878 - 1945), хоровой дирижер (регент), педагог, автор духовно-муз. сочинений АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог |
С. Бортнянскому, «Да исправится»: Греч. расп., то же: Киево-Печерское, «Ныне силы небесныя»: Киев. расп., На Литургии свт. Василия Великого: «Достойно и праведно есть»: Обиходное, перелож. С. В. Смоленского, «О Тебе радуется»: Сокр. греч. расп., мелодия из обихода С. В. Смоленского, то же: Греч. расп.; 12: Страстная седмица: «Аллилуия», «Се Жених», Ирмосы трипеснца «Непроходимое волнящееся»: По А. Ф. Львову, «Чертог Твой»: По Д. С. Бортнянскому, то же: Киев. расп.: [Из «Триоди нотного пения»], Ирмосы двоепеснца «Велению мучителеву»: По А. Ф. Львову, Ирмосы трипеснца «На камени мя веры»: По А. Ф. Львову, «Егда славнии ученицы»: Киев. расп., Ирмосы канона «Сеченое сечется», «Вечери Твоея тайныя»: Знам. расп., «Слава Тебе, Господи», то же: [Другой расп.], Ирмосы трипеснца «К Тебе утренюю», «Бог Господь» и тропари «Благообразный Иосиф»: Болг. расп., Непорочны: Греч. расп., Ирмосы канона «Волною морскою», «Славно бо прославися»: [Из «Триоди нотного пения»], «Елицы во Христа»: Обычного расп., «Воскресни, Боже»: Обычного расп., «Да молчит»: Киев. расп. (переизд. отд. номеров: Триодь церковного пения: Седмичные службы Великого поста/Ред.: А. Буренина, Н. Грызлова; Изд. Совет РПЦ. М., 2006. Великое повечерие. С. 52-57; То же. 2006. Литургия Преждеосвященных Даров. С. 8, 35, 55; То же. 2006. Часы. Изобразительны. Вечерня. С. 8, 39-40, 76; То же. 2007. Вечерня в Неделю вечера. Утреня. Час 1-й. С. 9, 21, 48, 55, 58, 76). Лит.: Н. Ф. Б[укреев]. Песнопения из Триоди постной. Перелож. М. Климова и свящ. В. Лебедева//Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собр. 1904/1905. Вып. 3. С. 21; Музалевский В. И. М. Г. Климов: Очерк жизни и творческой деятельности. Л., 1960; Шереметьева Н. М. М. Г. Климов - дирижер Ленинградской академической капеллы/Послесл.: А. И. Ершов. Л., 1983; Романовский Н. В. Русский регент. Лебедянь, 19922. С. 48-55; Кудрявцева Е. П. М. Г. Климов//Деятели хорового искусства С.-Петербургской консерватории. СПб., 1993. С. 15-32; она же. Мой музыкальный век/Ред.: А. А. Мурин. СПб., 2011. С. 15-42; С. В. Смоленский и его корреспонденты/Ред.: М. П. Рахманова, науч. консультант: А. А. Наумов. М., 2008-2010. 2 кн. (РДМДМ; Т. 6) (по указ.). А. А. Мурин Рубрики: Ключевые слова: [наст. фам. Куюмжи] Василий Андреевич (1872/73 - 1964), композитор, дирижер, педагог, общественный деятель ИЛЬШТРЕМ [Ильстрем, Илстрем] Африкан Иванович (60-е гг. XIX в.- после 1937), дирижер, регент, композитор, педагог |
политики Наполеона, желавшего обеспечить полную фактическую независимость французской Церкви от Папского престола, сохранив лишь ее формальное каноническое подчинение папе Римскому. Опасаясь преследований со стороны наполеоновского правительства, Л. после возвращения Наполеона к власти в период «Ста дней» (20 марта - 22 июня 1815) бежал из Франции в Англию. Во время пребывания Л. в Англии на него оказало сильное влияние знакомство с аббатом Г. Т. Ж. Карроном (1760-1821), к-рый стал его духовным наставником и упорно убеждал его посвятить жизнь служению католич. Церкви. В кон. 1815 г. Л. вместе с Карроном вернулся во Францию; 9 марта 1816 г. в Ване он был рукоположен во пресвитера. Рукоположение не принесло Л. душевного мира и спокойствия; в письмах он свидетельствовал о том, что является «глубоко несчастным», и безуспешно пытался преодолеть угнетавшую его меланхолию с помощью регулярного совершения богослужений и молитвенной практики (см.: Там же. С. 69-74; ср.: Инсаров. 1905. С. 85). Не желая посвящать жизнь исполнению обязанностей провинциального приходского священника, Л. принял решение поселиться в Париже; все свободное время он отдавал лит. и публицистической деятельности. Католический период (1817-1830) В 1817 г. Л. опубликовал 1-й том соч. «Опыт о безразличии в вопросах религии» (Essai sur l " indifférence en matière de religion. P., 1817. T. 1; 1820. T. 2; 1823. T. 3-4; переизд.: Oeuvres. T. 1-4; на рус. язык не переводилось; обзор содержания см.: Котляревский. 1904. С. 78-101), которое создало ему репутацию выдающегося апологета христианства и сделало его имя широко известным как во Франции, так и за ее пределами, в т. ч. в Риме. Над 3 последующими томами этого произведения Л. работал до 1823 г.; он издал также соч. «Защита Опыта о безразличии в вопросах религии» (Defénse de l " Essai sur l " indifférence en matière de religion. P., 1821; переизд.: Oeuvres. T. 5), в к-ром дал ответ на некоторые замечания, высказанные критикой относительно содержания 2 первых томов. |
Смирнов 1912 – Смирнов С. [И.] Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины (Тексты и заметки)//ЧОИДР. 1912. Кн. 3, разд. II. С. 1–465. Соболевский 1900 – Соболевский А. [UJ Церковно-славянские тексты моравского происхождения//Русский Филологический Вестник. Т. 43. 1–2. 1900. С. 150–217. Соболевский 1904 – Соболевский А. И. Рец. на кн.: Vondrák V. Zachodnio-europejskie postanowienia pokutne w jezyku cerkiewnoslowiaskim. Kraków, 1904//ЖМНП. 1904, апрель. С. 357–360. Соболевский 1908 – Соболевский А. И. Молитвенник Московской типографской библиотеки//Почесть: Сб. ст. по славяноведению, посвященных М.С. Дринову. Харьков, 1908. С. 49–51. Соболевский 1910 – Соболевский А. И. Материалы и исследования в области славянской филологии и археологии. СПб., 1910 [=Сборник ОРЯС. Т. 88, 3]. Срезневский I–III – Cpeзhebckiй И. И. Mamepiaлы для Словаря древнерусскаго языка по письменнымъ памятникамъ. Т. I–III. Санкт-Петербург, 1893–1912 [переизд.: М., 1989]. ССРЛЯ 1–17 – Словарь современного русского литературного языка. Т. 1–17. М.–Л., 1950–1965. СРНГ – Словарь русских народных говоров. Т. 1–. Ленинград – Санкт-Петербург, 1965–. ССС – Старославянский словарь (по рукописям X–XI веков). Под ред. Р. М. Цейтлин, Р. Вечерки и Э. Благовой. М. 1994. Стеценко 1972 – Стеценко А. Н. Исторический синтаксис русского языка. М., 1972. Суворов 1888 – Суворов Н. С. Следы западно-католического церковного права в памятниках древнего русского церковного права. Ярославль, 1888. Приложение (тексты). Суворов 1893 – Суворов Н. С. К вопросу о западном влиянии на древнерусское право. Ярославль, 1893. Супр. сборник I–II – Супрасльский или Ретков сборник. Т. I–II. София, 1983. Тихонравов I–II – Тихонравов Н. Памятники отреченной русской литературы. Т. I–II. СПб., 1863. Фасмер I–IV – Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I–IV. М., 1986–1987. Хелимский 1993 – Хелимский Е. А. Ранняя славянская христианская терминология в венгерском языке//Славянское языкознание. XI Международный съезд славистов. Братислава, сентябрь 1993 r. Доклады российской делегации. М., 1993. С. 46–64. |
Сведения этих 3 паломнических описаний практически совпадают, и все более поздние источники повторяют приведенные в них факты: сведения визант. церковных историков Созомена ( Sozom. Hist. eccl. VI 28), Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XI 34), записи в Минологиях и Синаксарях, текст, включенный в собрание Житий святых свт. Димитрия Ростовского (ЖСв. Авг. С. 115-115); память О. содержится также в слав. стишном Прологе ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2014. Т. 12. С. 24) и в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 405). Поскольку существуют переводы «Истории египетских монахов» на языки христ. Востока (коптский, сирийский, армянский, грузинский), нельзя говорить, что О. неизвестен в этих традициях, но его церковное почитание есть только в календаре РПЦ. Уникальным можно считать появление имени этого святого под 6 июля в Месяцеслове при копт. Евангелии в рукописи 1388 г. В западных списках святых имя Ор приведено под 12 нояб. в справочниках Миня (Encyclopédie théologique/Ed. J.-P. Migne. P., 1850. Vol. 41: Dictionaire hagiographique. Pt. 2. P. 606) (назван настоятелем монастыря в Скитской пустыне) и Мюллера ( Müller A. Allgemeines Martyrologium. Regensburg, 1860. P. 573) (О. Нитрийский). В XVII в. Г. Росвейде в комментариях к своему сб. «Vitae Patrum sive Historiae monasticae libri decem» (Antverpiae, 1615, переизд.: PL. 73. Col. 1100-1102) идентифицировал Ора с последователем Оригена, носящим то же имя, и поэтому издатели Acta Sanctorum (ActaSS. Aug. Т. 2. Р. 182) исключили его из списков святых, в чем их упрекал архиеп. Сергий (Спасский) ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 315). Переводы Жития О.: сир.: Bedjan. Acta. 1897. T. 8. P. 329-441; The Book of Paradise: Being the Histories and Sayings of the Monks and Ascetics of the Egyptian Desert by Palladius, Hieronymus and Others: The Syriac Texts and English Transl./Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1904. Vol. 1. P. 485-585; Vol. 2. P. 345-431; копт.: Devos P. Fragments coptes de l " «Historia monachorum»: (Vie de S. Jean de Lycopolis BHO, N 515)//AnBoll. 1969. Vol. 87. P. 417-440; арм.: Жития святых отцов и жительства их, согласно двойному переводу древних. Венеция, 1855. Т. 1. С. 97-112, 207-270 (на древнеарм. яз.); груз.: Outtier B. Un fragment géorgien de l " Historia Monachorum in Aegypto//Bedi Kartlisa. P., 1978. T. 36. P. 49-52. |
Большое значение для певч. практики того времени имела выдвинутая К. и подхваченная многими идея «демества» как духовного внехрамового (концертного) пения. В серии очерков о новых сочинениях такого рода (Современное демество//РМГ. 1902. 6, 38, 47, 49, 50; 1903. 43, 49; 1904. 49; 1905. 13, 14) он писал, что «демество должно воспитывать религиозно-нравственное настроение, развивать любовь и усиливать интерес к обрядовой стороне религии» (Там же. 1902. 6. Стб. 165-166). К. отстаивал идею равенства духовно-муз. творчества с др. сферами профессиональной музыки, предлагая, в частности, ввести церковное пение в консерваторские программы (что осуществлено в наст. время). В ст. «Глумление ли над православною верою художественное пение в храме?» К. призывал к введению курса «религиозной эстетики» в программы духовных учебных заведений и к приходу на клирос крупных талантов - дирижеров и певцов (Баян. 1907. 7/8. С. 102-105; переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 634-638). В исторических этюдах К. дал оценки духовно-музыкального творчества М. И. Глинки , Бортнянского, Турчанинова, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова , А. А. Копылова , Е. М. Витошинского , П. Г. Чеснокова , прот. М. Лисицына, Д. М. Яичкова и др. Арх.: РГАЛИ. Ф. 723 (С. С. Волкова), 795 (И. В. Липаев); РГИА. Ф. 1109 (А. В. Преображенский), 1119 (С. В. Смоленский); РНБ. Ф. 816. Оп. 2 (Н. Ф. Финдейзен). Муз. соч.: Русские церк. распевы в многоголосной обработке. М., 1903-1910. Сер. 1-3. 1-39. (Церк. распевы...; 1-39); Болгарские церк. распевы в многоголосной обработке: «Милость мира», «Тебе одеющагося» 5-го гласа. М., (Церк. распевы...; 40-41); Молитва св. Ефрема Сирина//Сборник духовно-муз. соч. старых и новых авторов/Под ред. М. Гольтисона. СПб., б. г. Вып. 2. 5; Херувимская песнь: Софрониевская//Тр. Моск. регентско-певч. семинарии, 2000/2001. М., 2002. С. 465-470. Соч.: Возражение свящ. В. М. Металлову//РМГ. 1903. 4. Стб. 107-114; 5. Стб. 135-144; 6. Стб. 166-174 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 497-509); О связи рус. церковного песнопения с византийским//Там же. 29/30. Стб. 657-663; 31/32. Стб. 694-706; 33/34. Стб. 729-741; 37. Стб. 817-827; А. Д. Кастальский (по поводу 4-го вып. его духовно-муз. соч.)//Там же. 13/14. Стб. 359-364; 15. Стб. 391-398; 16. Стб. 425-429; 17/18. Стб. 457-465; Влияние сочинений Глинки на церк. музыку//Там же. 19/20. Стб. 494-503; Обязанность консерватории по отношению к рус. церковной музыке//Там же. 32/33. Стб. 690-697 (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 639-644); Старообрядческий духовный концерт//Там же. 1908. 17. Стб. 407-411; О сопричислении регентов к лику духовному//Муз. труженик. 1908. 12/13. С. Письма к С. В. Смоленскому//РДМДМ. 2010. Т. 6. Кн. 2. С. 703-727. |
Л.- автор свыше 130 статей по церковной музыке в периодических изданиях («Музыка и пение», «Русская музыкальная газета», «Народное образование», «Музыкальный труженик», «Музыкальный современник», «Колокол», «Музыка и жизнь», «Санкт-Петербургский духовный вестник», «Современный театр и музыка», «Миссионерское обозрение»). В публикациях он затрагивает широкий круг вопросов: история духовной музыки, анализ и оценка новых сочинений, программ духовных концертов, положение певцов и регентов, состояние духовно-муз. цензуры. Л.- автор первого и наиболее полного систематического обзора рус. церковной музыки его времени (Краткий обзор новейшей духовно-муз. лит-ры//Нар. образование. 1898. 1-8, 10; 1899. 8-12; То же//Музыка и пение. 1898/1899. 1-12; 1899/1900. 1-3, 5, 7-9, 11-12; 1900/1901. 1-8, 11; Обзор духовно-муз. лит-ры: 110 авторов, ок. 1500 произведений. СПб., 1901, 19022).Циклы статей «Очерки из истории русской церковной музыки» (Музыка и пение. 1899/1900. 1-3, 5, 7, 9-12; 1900/1901. 1-6, 11 6, 11 - изменено заглавие: «Очерк истории правосл. церковного пения в России»)), «Современная церковная музыка» (Там же. 1901/1902. 1-9, 11-12), «Современная и новейшая церковная музыка» (Там же. 1902/1903. 1-4, 6-8, 10, 12; 1903/1904. 1 (изменено заглавие: «Новая и новейшая церковная музыка»), 4-10, 12; 1904/1905. 1-5, 7, 9) охватывают историю русского церковного пения со времени его зарождения до нач. ХХ в. Л. одним из первых дал оценку духовному творчеству М. И. Глинки , прот. Петра Турчанинова , Г. Ф. Львовского , П. И. Чайковского , Римского-Корсакова, А. С. Аренского , Панченко, Н. И. Компанейского , А. Д. Кастальского , А. Т. Гречанинова , П. Г. Чеснокова . Л. стремился направлять творческие усилия молодых композиторов, прояснять эстетику Нового направления в рус. церковной музыке как целостного явления. В работе «О новом направлении в русской церковной музыке» (Муз. труженик. 1909. 7-9, 10/11, 12/13; отд. изд.: М., 1909; переизд. в сокращении с коммент.: РДМДМ. Т. 3. С. 525-561) Л. сформулировал главные принципы этого течения и выделил главные формы синтеза в творчестве рус. композиторов того времени: свободное использование древних и совр. церковных распевов различных правосл. традиций; соединение распевов иностранного происхождения (греческого, болгарского) с попевками, свойственными рус. народной песне; слияние сложных гармонических приемов, характерных для совр. музыки («вагнеризмов»), с «русским народным стилем» или с др. традиц. распевами; создание авторских сочинений «в духе церковного обихода»; соединение архаических муз. приемов, напр., т. н. исона (см. Исократима ), с совр. способами гармонизации. Главными целями новой рус. церковной музыки Л. считал единение людей, разобщенных в условиях современной ему жизни (в т. ч. культурное сближение с зап. христианами и со старообрядцами), и создание для молитвы «родного» (т. е. основанного на отечественной муз. традиции), понятного всем муз. языка. |
По словам неизвестных редакторов издания, они не вносили правки в процессуальные тексты и представили их в оригинальном виде по судебным записям (см.: ActaClarenb. P. Поскольку подлинные документы процесса К. в архивах Кёльна не сохранились, это утверждение не поддается проверке, однако, сопоставив содержание и хронологию «Актов» с выписками из протоколов заседаний городского совета Кёльна, исследователи пришли к выводу о высокой фактической достоверности «Актов». Вместе с тем диалоги К. со следователями имеют явные черты агиографической идеализации и, вероятно, в нек-рых случаях содержат элементы художественного вымысла его сторонников. В 1560 г. «Акты» были вновь опубликованы под названием «Достоверная история об ученых и стойких мужах Адольфе Кларенбахе и Петере Флиштедене» (Warhafftige Historia von dem wolgelarten und bestendigen mennern, Adolpho Clarenbach, und Petro Fleisteden. Wittemberg, 1560); при переиздании был модернизирован язык текстов и добавлено новое предисловие редактора, содержащее неизвестные из др. источников сведения о семье и ранних годах жизни К. Предположительно, редактором переиздания и автором предисловия был кёльнский гуманист Теодор Фабриций (1501-1570), лично знавший К., оказывавший ему поддержку во время процесса и бывший свидетелем его казни. Еще одна публикация подборки относящихся к процессу и смерти К. текстов была осуществлена нем. протестант. проповедником и агиографом Л. Рабусом (1523-1592), который включил во 2-й том соч. «Истории святых избранных Божиих свидетелей, исповедников и мучеников» все доступные ему документы, незначительно обработав их ( Rabus. 1554; переизд. раздела о К. см.: Rotscheidt. 1904). Труд Рабуса, впосл. печатавшийся под названием «Истории мучеников» (Historien der Martyrer) и бывший весьма популярным среди нем. протестантов, в XVI-XVIII вв. в силу его распространенности являлся основным источником сведений о К. Т. о., поскольку офиц. документы содержат сведения лишь о времени обучения К. в Кёльнском ун-те и о процессе над ним, все прочие события жизни К. |
| |