Павел предпринял еще несколько апостольских путешествий. Просвещал Христовым учением людей в Македонии, Греции и других землях. За долгие годы жизни и проповеди апостол Павел написал 14 посланий; они включены в Новый Завет. Павел был не раз арестован и после последнего заключения принял мученическую смерть от меча. Его не распяли, потому что он не был рабом, а был римским гражданином. Произошло это недалеко от Рима в 67 году, в период царствования императора Нерона. Когда празднуется день Петра и Павла Праздник, установленный в память об апостолах Петре и Павле, — непереходящий, то есть его дата фиксирована. Это 12 июля по новому стилю. История празднования дня Петра и Павла У историков нет единого мнения по поводу даты смерти апостолов Петра и Павла, но существует определенное церковное предание. Святитель Димитрий Ростовский (автор сборник житий святых — «Четьи-минеи») пишет, что смерть апостолов произошла либо в один день, либо с разницей ровно в один год. Появление праздника Петра и Павла также связывают с днем перенесения их мощей в Риме, которое состоялось как раз 12 июля (29 июня по старому стилю) 258 года. В 324 году, при императоре Константине, в обеих столицах Римской империи, Риме и Константинополе, построили первые храмы в честь Петра и Павла. С тех пор праздник стал праздноваться еще более торжественно и постепенно стал одним из самых известных православных праздников. День Петра и Павла на Руси Славяне начали почитать день Петра и Павла сразу после Крещения Руси. Как говорит церковное Предание, первую икону святых апостолов на русскую землю привез святой равноапостольный князь Владимир — из Корсуни. Потом эту икону преподнесли в дар Новгородскому Софийскому собору, в котором до наших дней сохранились фрески XI века с изображением апостола Петра. Первый монастырь в честь первоверховных апостолов построили в Новгороде в 1185 году. Имена апостолов носили многие святые Древней Руси, а изображения Петра и Павла всегда можно увидеть в иконостасе православных храмов. Иконография праздника Петра и Павла

http://foma.ru/12-iyulya-2013-den-svyaty...

Так сложилось исторически, что обычно в селе был один храм. Со временем в нём могли устраивать новые приделы. История Иванькова интересна тем, что в этом селе до 1849 года существовало две церкви: во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла. Первое упоминание о церкви Святителя и Чудотворца Николая находим в писцовой книге 1588/89 г/г.: «Село Иванково на речке на Регодовше. А в селе церков Николы чюдотворца древеная клетцки – значит построенная как изба. А в церкви оброзы и колаколы и все церковная строенье тово ж храму попа Якова Иванова…» Церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая Уже к 16 веку в Иваньковскую волость входило 3 деревни (Сидоровская, Пилюгино и Восьма). Значит церковь в селе существовала уже значительное время. Далее об этом храме находим информацию в Государственном архиве Тульской области, фонд 3, опись 17, д. 552, с.96: Храм во имя Святителя и Чудотворца Николая был построен и освящён 14 ноября 1764 года тщанием прихожан. В Клировых ведомостях читаем: «Церковь зданием деревянная, с таковою же колокольнею, покрыта тёсом». В ней имелся один холодный, то есть неотапливаемый, престол во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьякона, дьячка, пономаря. Прихожанами церкви были жители 3 деревень (Сидоровского, Пилюгина, Восемской) помещицы генеральши Марьи Васильевны Талызиной и раскольники перекрещенной секты. При церкви состояло кладбище. Этот факт помогает определить, на каком месте находился храм, так как кладбище в селе всегда было одно. Церковь во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла Первую информацию о церкви во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла находим в уже упоминавшемся деле 552 фонда 3, описи 17 ГАТО на странице 86 читаем: «Построена по сгорении старой в 1790 году тщанием прихожан, зданием деревянная с такою же колокольнею». В храме было 2 придела: холодный (главный) – во имя Св. Петра и Павла и тоже холодный во имя Святителя и Чудотворца Николая. Причт состоял из священника, дьячка и пономаря (данные за 1829 г.). Прихожанами церкви были крестьяне надворной советницы Настасьи Васильевны Бестужевой, старообрядцы и перекрещенцы.

http://sobory.ru/article/?object=06213

Проект нового каменного храма в с. Кузнецово был утвержден в 1869 г. и летом этого же года состоялась закладка храма. Об этом событии сообщает священник храма с. Кузнецово: «Сегодняшнего числа, т.е. 29 июня, храмовый праздник настоящей нашей церкви, во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, у нас с. Кузнецово совершена закладка нового храма в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, а в зимнем – во имя Богоявления Господня. Принимая заложение оного храма, как особенную благодать и милость Божию к нам, да молитв ради святых первоверховных апостолов Петра и Павла распространяется свет веры Христовой в нашем приходе, мы и представители прихожан, члены попечители, испрашиваем у вашего высокопреосвященства архипастырское благословение на благоустроенное ведение и окончание построения оного храма. При заложении храма находились: местный наш отец благочинный, села Шапкилей священник Андрей Ильин Сокольский – соседних сёл: Ильинской пустыни священник Константин Григорьевич Шатьминский, Кожваж священник Павел Александрович Александров и Дмитрий Порфирьевич Черкасов». Строительный лес на постройку храма (для лесов, опалубки под кладку итд.) шел из Ардинской крестьянской лесной дачи. Источник: Артур Тумаков «Из истории православных приходов Козьмодемьянского уезда». К 1875 г. было завершено строительство придельного храма и стоял вопрос об освящении и 9 марта состоялось освящение придельного храма в с. Кузнецово во имя Богоявления Господня в сослужении следующих священников: с. Большой Юнги Василия Воздвиженского, с. Чермышево Андрея Леонова, местного Мирила Крестникова, с. Пернянгаши Иакова Чудовичева, с. Шапкилей Василия Богоявленского, с. Троицкий Посад Василия Дмитриева, с. Кожважи Павла Александрова и с. Чемеево Дмитрия Черкасова. Диаконы были следующие: с. Малого Сундыря Платон Воскресенский, с. ПернянгашиМефодий Лавинский, с. Шапкилей Иоанн Кедров, и с. Карачкино Феодор Кондаратский. Псаломщиков было 8. К 1877 г. строительство нового каменного храма приближалось к завершению и стоял вопрос о сломе старого деревянного храма т.к.

http://sobory.ru/article/?object=05484

Кроме православных храмов, в Беларуси святым первоверховным апостолам Петру и Павлу посвящено и немало католических костелов. В середине XVIII в. было построено здание костела Петра и Павла в деревне Боруны Ошмянского района (вначале это была униатская церковь , затем православная, а с 1922 г. стала католическим костелом). В костеле находится образ Матери Божией Борунской, Утешительницы скорбящих 289 . В том же районе Гродненской области в деревне Жупраны с 1875 г. действует костел апостолов Петра и Павла, сооруженный в стиле ретроготики. В нем имеется мемориальная плита, посвященная белорусскому поэту Франтишку Богушевичу 290 . В неоготическом стиле был построен в 1907 г. костел Святых Петра и Павла в местечке Логишин (ныне деревня в Пинском районе Брестской области), где хранится особенно почитаемая католиками икона Божией Матери Логишинской 291 . Памятником архитектуры классицизма является костел Святых Петра и Павла в деревне Заболоть (Вороновский район Гродненской области), построенный в начале XIX в. 292 В деревне Дрисвяты на Браславщине стоит памятник деревянного зодчества – костел Апостолов Петра и Павла, который был построен в 1929 г., хотя история Петропавловского костела в Дрисвятах выходит еще к XVI в. – здание строилось несколько раз заново 293 . Образ первоверховного апостола Павла широко представлен в христианской иконографии, в том числе и белорусской. Описание внешности апостола отсутствует и в «Деяниях святых апостолов», и в его посланиях. Содержится оно лишь в «Деяниях Павла и Феклы», христианском апокрифическом сочинении конца II в. 294 В белорусской иконописи XVII–XVIII вв. апостол Павел представлен мужчиной средних лет, с бородой, с залысинами, часто с большими выразительными глазами. Одежда его состоит из голубого хитона и красного гиматия 295 . Иногда гиматий – белого цвета, а хитон – голубого. Обычные атрибуты апостола Павла в иконографии – развернутая книга в одной руке, а в другой – меч, упирающийся острым концом в землю 296 . Книга символизирует проповедь апостолом учения Иисуса Христа, а меч, скорее всего, напоминает о его мученической смерти – казни мечом. Особенно выразителен образ первоверховного апостола Павла на иконе последней четверти XVII в., хранящейся в Государственном художественном музее Беларуси 297 . Он не во всем соответствует облику апостола, известному по апокрифу, но поражает, прежде всего, внутренней сосредоточенностью лица, одухотворенным внутренней силой взглядом его больших глаз, выражающим одновременно увлеченность делом проповеди учения Христа и предчувствие самопожертвования ради дела, к которому он был призван.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первая попытка открытия в Карлсбаде русского храма относится к концу 1850-х годов. 15 сентября 1857 года Карлсбадский Городской Совет уполномочил своего члена доктора Маннля обратиться с подобной инициативой к русским властям. Маннль направил записку о необходимости построить на курорте русский храм обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому, который, в свою очередь, препроводил этот документ в Министерство Иностранных Дел. 25 ноября 1860 года МИД ответил графу Толстому, что сочувствует указанному начинанию. Однако российское внешнеполитическое ведомство официально заботилось лишь о посольских храмах и потому не располагало материальными средствами, которые можно было бы употребить на сооружение курортной церкви в Карлсбаде. После этого инициатива сооружения храма перешла к частным лицам. 29 июня 1862 года, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла под по­кровительством великой княгини Елены Павловны открылась подписка на пожертвования для стро­ительства православного храма в Карловых Варах. 14 июля того же года была изготовлена подписная книга для регистрации пожертвований. Первой здесь была записана сама великая княгиня, внесшая четыре тысячи рублей. 27 марта 1863 года Санкт-Петербургский митрополит Исидор благословил производить сбор пожертвований в течение очередного курортного сезона. В свою очередь граф А. И. Мусин-Пушкин уведомил об этом начинании обер-прокурора Святейшего Синода А. П. Ахматова. В результате 22 июля 1863 года по докладу обер-прокурора государь император Александр II выразил Высочайшее соизволение на устройство в Карлсбаде православного храма. В результате 30 августа того же года в «Богемском зале» карлсбадской гостиницы «Пупп» была освящена временная церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Иконостас и полное священническое облачение для новооткрытого храма было прислано из Петербурга великой княгиней Еленой Павловной. Так было положено начало русской церкви в Карловых Варах. Через несколько лет русским удалось приобрести здание «Вашингтон» напротив гостиницы «Пупп», в котором в 1867 году была устроена постоянная домовая церковь. Дубовый иконостас, расписанный академиком Тюриным, был пожертвован для этого храма также великой княгиней Еленой Павловной.

http://pravoslavie.ru/5459.html

В 1933 г. храм был закрыт, а его имущество подверглось разграблению. В самом соборе был устроен склад. Вскоре после оккупации Минска немецкими войсками богослужения по инициативе прихожан были возобновлены. Службы совершались до конца 1944 г. В июле 1944 г. вскоре после освобождения Минска храм был закрыт. Храм был сильно поврежден в годы Великой Отечественной войны. После войны здание отремонтировали, в нем долгое время находился государственный архив. 7 декабря 1991 г. в Петропавловском соборе был совершен первый за 46 лет молебен. 6 апреля 1999 г. были освящены и подняты на звонницу 8 вновь отлитых колоколов. В 1992 г. внутри собора, который серьёзно пострадал в результате использования его в качестве склада и архива, начались реставрационные работы. Были проведены неотложные аварийно-консервационные работы: демонтированы перекрытия, проведены работы по укреплению кладки, началась реставрация стенных росписей храма. В январе 2001 г. число колоколов дополнилось еще одним, самым большим. План храма в виде прямоугольника, близкого к квадрату, расчленен на три нефа. Средний из них завершен граненой апсидой. Главный фасад фланкируется по углам башнями. Такой прием был традиционным в Беларуси при сооружении церквей, приспособленных для оборонительных функций. При реконструкции храма в 1970-х гг. фасады его были изменены, построены новые трехъярусные башни-колокольни и купол над средним нефом (разобран в XIX в.). В настоящее время башни получили шатровые завершения, а фасады освободились от позднейших пристроек. Собор имеет три престола: главный престол освящён в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, правый престол - в честь вмц. Екатерины, левый - в честь святых Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евфстафия. По материалам сайта piligrim.by Полное название - «Собор во имя святых апостолов первоверховных Петра и Павла». Другие названия: «Петропавловский собор», «Екатерининская церковь». Год основания — 1612. Архитектурный стиль — барокко. Собор святых апостолов Петра и Павла — древнейшая церковь в городе Минске. Собор был основан в 1612 году на добровольные пожертвования 52 лиц из дворян и прочих жителей Минского воеводства, во имя святых Апостолов Петра и Павла. Храм был возведён в конце 1620-х годов как церковь Минского Петропавловского православного мужского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=08772

Петропавловский собор был построен по указу царя Петра I. Возведен в 1712-1733 годах под руководством архитектора Доменико Трезини. 12 июля 1733 года он был освящен в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. С учреждения в 1742 году Санкт-Петербургской епархии до освящения в 1858 году Исаакиевского собора Петропавловский собор являлся кафедральным, затем был передан в придворное ведомство. В 1919 году собор был закрыт. Ныне находится в управлении Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Собор является усыпальницей императорского Дома Романовых. Первым здесь был похоронен основатель Санкт-Петербурга император Петр Великий, 350-летие которого отмечается в 2022 году. С 1990-х годов в соборе регулярно служатся панихиды по российским императорам, а с 2000 года — совершаются богослужения. Настоятель собора с 2001 года — архимандрит Александр (Федоров). В 2022 году исполнилось 300 лет иконостасу Петропавловского собора. Золоченый резной иконостас был создан в Москве мастерами Оружейной палаты Кремля. Его центральная часть решена в виде триумфальной арки, переброшенной над Царскими вратами, которая поднимается в подкупольное пространство на высоту почти двадцати метров. В киотах размещены 43 иконы, написанные в 1726-1729 годах в Санкт-Петербурге. В композиции и символике иконостаса развиваются темы торжества российской государственности и прославление деяний Петра I. Иконостас сохранился почти в первозданном виде. Лишь в 1866 году обветшавшие деревянные Царские врата заменили точно такими же, отлитыми из бронзы и покрытыми позолотой. Иконостас символически отражает связь династий Рюриковичей и Романовых: в нем представлены святые царицы и святые, которые фактами своей жизни ассоциируются с императором Петром I и его семьей. В юбилейный год 350-летия императора Петра I над его надгробием была помещена восстановленная мерная икона. В XVII-XVIII веках мерные иконы создавались, в основном, в правящей семье российских монархов ко дню крещения новорожденных. Такая икона соответствовала размерам — «мере» — ребенка. На ней изображали святого, в честь которого крестили новорожденного, а также Святую Троицу. Икона для будущего императора Петра была написана на кипарисовой доске и изображала апостола Петра. Ее размер соответствовал размерам младенца: длина 49,5 см (рост ребенка), ширина — 13,5 см (ширина плечиков ребенка). Судьба оригинала иконы неизвестна. Икона была написана заново руководителем иконописной мастерской Александро-Невской лавры Дмитрием Мироненко в соответствии с материалами, размерами, техникой и манерой иконописцев XVII века по сохранившимся историческим описаниям и свидетельствам. Инициатором воссоздания образа выступил Государственный музей истории Санкт-Петербурга.

http://patriarchia.ru/db/text/5943681.ht...

В 1913 г. владыка Димитрий (Сперовский) - епископ Рязанский и Зарайский, обозревая церкви и монастыри Пронского уезда, посетил по просьбе П.П.Фон Дервиза его домовой храм, приписанный к тому времени Казанскому сельскому храму. Расположенная в саду недалеко от сельского храма, церковь, хотя и небольшая, отличалась богатством украшения и отделки: «иконостас, утварь, облачения, полы - все это дорогой цены. Владетели не жалели средств для ея украшения». Церковь была обнесена стеклянной галереей. http://www.ryazeparh.ru/ История рязанского посёлка Старожилово тесно переплетена с биографией семьи Фон Дервизов. На территории современного Старожиловского и соседних районов сохранилось немало зданий, построенных на средства представителей этого дворянского рода, а также аллей, садов и каскадных прудов, которые фон Дервизы устраивали чуть ли не в каждом подходящем уголке своего рязанского имения. Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла в Старожилово была построена в 1892 году на средства Веры Николаевны, супруги Павла Григорьевича Фон Дервиза. Однако впервые речь о постройке храма на этом месте зашла в 1865 году, когда барон написал письмо к архитектору Высочайшего двора Давиду Ивановичу Гримму с описанием необходимых построек, в том числе каменного храма. Это должна быть домовая церковь с фамильной усыпальницей. В июле 1869 года владелице имения Старожилово Вере Николаевне Фон Дервиз " было дозволено построить каменную церковь на избранном месте по одобренному плану " за свой счёт. В 1872 году Павел Григорьевич заказывает иконостас для старожиловской церкви в Санкт-Петербурге. Когда домовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского (изначально посвящение было такое) была уже построена, и началась её внутренняя отделка, Павел Григорьевич, охладев к убыточному Старожиловскому имению, дарит его одному из своих братьев - Михаилу Григорьевичу. Однако по неизвестным причинам в 1874 году недостроенная домовая церковь Фон Дервизов была разобрана до фундамента по указанию Михаила Григорорьевича, несмотря на запрет церковной власти. В 1881 году Михаил продаёт свою долю в имении Старожилово (или всё имение?) и уезжает в Дягилево. После отъезда Михаила Григорьевича Вера Николаевна в 1891 году начинает строить на месте разобранной церкви новый домовой храм в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. Изначально планировалось под алтарём устроить склеп, в котором планировалась семейная усыпальница. Через год, 29 июня 1892 года (по ст. ст), храм был освящён преосвященным Иустином (Полянским). На освящение храма в честь свв. апостолов Петра и Павла присутствовала устроительница храма Вера Николаевна, а также священник домовой церкви Сергея Павловича фон Дервиза - Николай Доброхотов. Стоит заметить, что церковь была выстроена в течении одного года.

http://sobory.ru/article/?object=06516

Вадм Косниченко " За православие и самодержа­вие " . - Гдовская заря. 11.03.2001. (11322). Ветвеник - деревня в Юшкинской волости Гдовского района Псковской области. Расположена на берегу Чудского озера. В Ветвенике находится церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла.  Впервые упоминается в писцовой книге 7093-7095 (1585-1587) г.г. письма Григория Ивановича Мещанинова-Морозова и Ивана Васильевича Дровнина как центр Ветвеницкой губы Гдовского уезда. Судя по сохранившемуся краткому описанию Ветвеницкой губы, на Погосте на Ветвенике в то время уже находилась церковь Петра и Павла и и церковно-приходская школа. «Губа Ветвеницкая, а в ней деревни и пустоши монастырские и церковные розных монастырей и церквей. Рожества Пречистые Снетогорского монастыря: Погост на Ветвенике, да 8 деревень, да 5 деревень пусты, да 4 пустоши, да пустошь в пашню припущена, сошного писма в живущем пол пол пол чети сохи и 3 чети без полуосмины пашни, а в пусте пол сохи и пол пол пол чети сохи. Иванского девичья монастыря из Завеличья: дрв. на ручью пуста, в пусте 10 чети перелогу. Николского ж монастыря, что во Гдове, да Петра и Павла, что в Руднице, да Петра же святого, что в Кунести, да Петра святого, что на Ветвенике: пус. Дорошейки, всего 2 пустоши, сошного писма в пусте пол пол пол чети сохи и 5 чети без полуосмины перелогу. Никольского ж монастыря: четверть пустоши Городища, а 3 четверти в дворце, монастырские земли 3 чети перелогу. Петра и Павла, что на Ветвенике: четверть пустоши Подберезья, всего в четырех пустошах по четверти, а 3 жеребья тех пустошей в дворце царевны, в пусте 11 четвертей с полуосминою перелогу. Николская дрв. Незнано Поле, в пусте 14 чети»  (РГАДА, Ф.1209, Оп. 1, 355, л.л. 536об.-537об.; опубликовано: Псков и его пригороды. Кн. 1./Сборник Московского архива министерства юстиции. Т.5. М., 1913. С. 248. Текст приведён по редакции данного издания). В 1792 г. в Ветвенике взамен старой обветшавшей церкви была построена новая деревянная во имя Петра и Павла. 16 июня 1848 г. она сгорела. Вместо неё построили временный деревянный храм, который простоял достаточно долго, был обновлён и заново освящён 22 июня 1860 г. Каменная Петропавловская церковь, существующая в настоящее время, была отстроена в Ветвенике в 1903-1907 г.г. по проекту архитектора Н.Н. Никонова.

http://sobory.ru/article/?object=01040

Не каждое свидетельство окружающий нас мир воспринимает с удовольствием, с готовностью слушать и слышать его. Нередко свидетельство вызывает протест, даже если оно в точности отображает действительность или адекватно представляет мысли и знания человека. Нередко свидетельства встречают борьбой, конфронтацией и даже гонениями на того, кто свидетельствует. И вот в сегодняшнем апостольском чтении (2 Кор. 11:21 - 12:9) нам повествуется об опыте свидетельства апостола Павла. Он говорит: «пять раз я был подвержен бичеванию и получил по 40 ударов без одного». 195 раз страшный бич опускался на спину апостола. Трижды он был побиваем палками. Трудно себе представить, чем было в то время избиение палками и как после этого избиения апостол оставался живым. Единожды он был побиваем камнями, а побиение камнями было распространенным и узаконенным средством умерщвления людей в израильском обществе. Но он не погиб, он чудом остался жив.  И далее апостол говорит, что ему пришлось претерпеть: он был в опасности на море, трижды терпел кораблекрушение, был в опасности от разбойников, от единоплеменников, от язычников и даже от лжебратьев. За что же он получал эти удары бичом, палками и камнями? Почему он трижды тонул? Почему на него обрушивался гнев единоплеменников, язычников и лжебратьев? Потому что он не мог не свидетельствовать о Христе — Сыне Божием и Сыне Человеческом. Он отправлялся в свои тяжелейшие путешествия, он вступал в реальную смертельную конфронтацию с теми, кто не желал слышать его слова.  И мы знаем, что жизнь святых первоверховных апостолов Петра и Павла завершилась мученически. Петр был распят вниз головой в Риме во время гонения при императоре Нероне, а апостол Павел в то же самое время претерпел в Риме казнь, будучи усеченным мечом.  Это означает, что свидетельство, которое несли людям апостолы и которое продолжает нести Церковь, — не безобидное свидетельство. Мы знаем, что именно это свидетельство произвело такую перемену в жизни людей и во всей человеческой истории, что в научные и даже бытовые представления вошло понятие о христианской эре. И летоисчисление наше — от Рождения Господа Иисуса Христа как действительно судьбоносного, переломного момента в жизни всей человеческой цивилизации; и оно стало таковым из-за свидетельства, которое святые апостолы, а вслед за ними епископы, служители Церкви, проповедники, учители, простые люди несли по всему миру, встречая в большинстве случаев проявление человеческой злобы, непонимания, вражды, ненависти и жестокости. 

http://patriarchia.ru/db/text/2338783.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010