Густыня. Троицкий Густынский монастырь. Церковь Воскресения Христова (Успения Пресвятой Богородицы). Карта и ближайшие объекты Воскресенская церковь, 1695 г. Сооружение кирпичное, оштукатуренное, одноглавое, одноэтажное, имеет в результате перестроек Т-образный план с тремя гранеными апсидами и новую форму завершения. Барабан главы восьмигранный. Стены украшены пилястрами, на которых раскрепован венчающий карниз. Полуциркульные окна и ниши обрамлены наличниками. Объемно-пространственное решение, несмотря на большие напластования, включает традиционные элементы: церковь, трапезный зал, пекарню, поварню и пр. Перекрытия сооружения плоские и сводчатые. В 1845 г. церковь приспособлена под усыпальницу, а глубокий подвал — под склеп. Памятник представляет собой один из интересных примеров трапезной, включившей два сооружения этого типа под одной кровлей. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 г., том 4, стр. 324-325 Среди монастырских зданий привлекает к себе внимание небольшая, но довольно уютная сооружение — церковь Успения Пресвятой Богородицы. Т-образная по плану строение объединяет церковь, трапезный зал, пекарню, а под фундаментом святыни находится родовой склеп Репниных-Волконских. Впервые монастырский храм с трапезной был возведен после строительства главной Троицкой церкви 1614 года. В «Летописи Густынского монастыря» он упоминается как вторая церковь теплая Успения Пресвятой Богородицы, при трапезной. В той же летописи за 1636 год отмечено: «Того же года, за допуском Божьим, за грехи наши, церковь и Божья со всем украшением и украшениями своими среди бела дня сгорела до основания, также и трапезная (новая была) с теплой церковью, кельи новые, что созданы были по начальству и игуменства блаженного мужа отца Теодосия, и другие все здания монастырские упали и сгорели...». Но прошло совсем мало времени и вот уже «летом 1638 восстановили теплую церковь Успения Пресвятой Богородицы и при ней трапезу с келарнею и с другими потребностями, также и кельи по обе стороны и колокольня старого монастыря сюда перенесли, ее же Бог тогда предостережет от огня». С того времени, вплоть до середины века, эту церковь называли Успенской.

http://sobory.ru/article/?object=06524

Терский берег — последняя Россия Тогда, в 2007-м, нас, незнакомцев, запросто пригласила к себе в избу местная жительница, напоила чаем, накормила душистым хлебом из местной пекарни. Через два года Таня встречала меня и сына уже как старых знакомых. И снова на столе чай, масло, морошка. Вот только хлеб теперь привозной и не такой вкусный — пекарню закрыли… 20 июля, 2011 Тогда, в 2007-м, нас, незнакомцев, запросто пригласила к себе в избу местная жительница, напоила чаем, накормила душистым хлебом из местной пекарни. Через два года Таня встречала меня и сына уже как старых знакомых. И снова на столе чай, масло, морошка. Вот только хлеб теперь привозной и не такой вкусный — пекарню закрыли… Из Кандалакши можно отправиться на север по мурманскому тракту — в Хибины или на полуостров Рыбачий — к побережью Баренцева моря. Если же выбрать северо-восточное направление — перед путешественником предстанет легендарная поморская земля — Терский берег Белого моря . Мы минуем Умбу — старинное рыбацкое село, которое особенно разрослось в 30-е годы прошлого века — в период коллективизации туда свозили жителей «неперспективных» дальних терских деревень, отрывая людей от их корней и домов. Если забраться на высокую каменную сопку в Умбе — довольно часто можно увидеть всплывшую в заливе военную подводную лодку — субмарины Северо-Западного ВМФ проводят учения. Наш путь лежит дальше по древнему Терскому тракту — к мысу Корабль и старинным селам — Кашкаранцы, Кузомень и Варзуга. В Кашкаранцах я в оба свои посещения Терского берега останавливалась совсем ненадолго. Обветренные морем избы, построенные из неровных прибрежных сосен, старые рыбацкие сети на заборах… Сейчас в селе уже достроили церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Недалеко от храма есть памятник погибшим жителям Кашкаранцев в Великой отечественной войне . Этот камень с высеченными на нем фамилиями оставляет тяжкое чувство — мужчины уходили на войну целыми кланами. На мысе Корабль природа просто обескураживает — за сосновым лесом открывается стланиковая равнина и живописная полоса отлива — литораль. Здесь находится одно из крупнейших в стране месторождений природного аметиста — отдельные кристаллы можно найти прямо на каменистом берегу. А на скалах видны выходы камня — так называемые аметистовые щетки.

http://pravmir.ru/terskij-bereg-posledny...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Глава I Митрополит Иона. Самостоятельность Русской Церкви и разделение ее на две митрополии К оглавлению Митрополит, с которого началась самостоятельность Русской Церкви, хотя еще неполная, и при котором состоялось окончательное разделение ее на две митрополии, был святой Иона. Он родился в погосте Одноушове, который так назван по фамилии отца его Феодора Одноуша и существует доныне близ Солигалича, уездного города Костромской губернии. Двенадцати лет Иона принял иноческий образ в одной из обителей страны Галичской, а чрез несколько времени перешел в московский Симонов монастырь. Здесь он проходил разные послушания, всецело предаваясь трудам и подвигам духовной жизни, и принадлежал к числу тех немногих иноков, которые ревновали о сохранении в обители ее первоначальных уставов и порядков и за всякое отступление от них смело говорили правду самим настоятелям, хотя немало терпели за то скорбей и гонений. Сохранился рассказ, что однажды, когда Иона нес послушание в пекарне, митрополит Фотий, посетив Симонов монастырь и обходя монастырские службы, зашел в эту пекарню и увидел Иону глубоко спавшим от усталости. Архипастырь не велел будить хлебопека и, заметив, что он держал свою правую руку на голове «согбену, яко благословляше ею», сказал своим спутникам: «Поймите, дети, что инок Иона будет великим святителем в земле Русской и многих неверных обратит к Богу и просветит святым крещением, а наконец сделается пастырем и учителем самому царствующему граду Москве» . Первые две части этого предсказания скоро исполнились. Еще сам Фотий возвел Иону в сан епископа Рязанского и Муромского . И как в пределах его обширной епархии, обнимавшей и некоторые части нынешних епархий Тамбовской и Воронежской, находились целые селения финских племен: мордвы, мещеры, муромы, державшиеся идолопоклонства, то он обратил свою архипастырскую ревность на этих неверных и действительно многих из них привел к истинному Богу и просветил святым крещением . Зато исполнение остальной части предсказания встретило целый ряд препятствий.

http://sedmitza.ru/lib/text/435960/

Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября) Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша. Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской». Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков. В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью. 2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона. Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия. Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей. Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе 6 , начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Пинск. Варваринский монастырь. Храмы монастыря: Собор Воскресения Словущего Крестовая церковь архидиакона Стефана (в здании Пинского Епархиального Управления) Карта и ближайшие объекты Возникновение в Пинске православного монастыря во имя великомученицы Варвары относится к глубокой древности. Известно, что в 1521 году пинским князем Феодором Ярославичем при Варваринской церкви были построены новые деревянные монастырские здания. С введением унии в 1596 году монастырь был обращен в униатский. Короли Сигизмунд III и Владислав IV передали обитель Евфросинии Тризнянке с правом выбирать сестрам новую игумению с условием пребывания в унии. Православные монахини были изгнаны, но им некоторое время решалось проживать в Пинске. В 1635 году король Владислав IV своей грамотой запретил Пинскому магистру принимать в Пинске православных монахинь, которые хотели основать особый монастырь взамен отнятого Варваринского. Монастырь оставался униатским до Полоцкого Собора в 1839 году, когда вновь стал православным. В 1874 году его насельницы были переведены во вновь основанный Минский Преображенский монастырь, монастырская церковь обращена в приходскую и приписана к Лещинской церкви, а в монастырских зданиях разместилась городская больница. Определением Синода Белорусского Экзархата от 1 апреля 1993 года (журнал 1) и утверждением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 июня 1993 года (журнал 47) в Пинске был вновь открыт Свято-Варваринский женский монастырь. Здание обители разместилось на территории Пинского епархиального управления. Информация с сайта - Древо - открытая православная энциклопедия Возникновение монастыря относится к глубокой древности – к периоду христианизации наших земель. В письменных источниках упоминается впервые в 1520 г., когда пинский князь Феодор Ярославич с женой Еленой отписали монастырю деревни Высокое, Гольцы, Дубой, Лисоцк, двор Пискаловщина. Монастырские здания были возведены в 1520-е гг. Монастырь располагался в центре города, к западу от пинского замка. Монастырский храм и все строения был деревянными. Согласно описи 1595 г., монастырский комплекс включал Варваринский храм, жилой корпус, домик игуменьи, пекарню, врата-колокольню. В 1595 г. построен новый монастырский храм во имя святой великомученицы Варвары. В 1591 г. при монастыре основано училище для детей из дворянских и священнических семей. В XVI - XVIII вв. пинские игуменьи происходили из таких известных родов как Ртищевы, Воловичи, Велятичские, Войны, Орды, Поповские, Сапеги, Тризны, Ширмы.

http://sobory.ru/article/?object=11305

Преподобный Паисий Величковский (1722–1794) Духовному деланию преподобный Паисий Величковский учился на Афоне, родине русского монашества, колыбели аскетического просвещения, которого недоставало старцу в русских монастырях и молдавских скитах. Но и Афон в то время переживал период упадка. Обходя иноков, преподобный искал себе духовного отца-руководителя, но не нашел и пребывал в уединении, проводя жизнь в большой строгости. Двери кельи его никогда не замыкались, и ничего у него там не было, кроме икон и книг, которые он нашел с большим трудом и которые брал у болгарских иноков; их-то он изучал и читал с крепким вниманием. С них-то и начал дело обновления иноческой жизни. Постепенно вокруг преподобного Паисия стали собираться монахи, желавшие строгой аскетической жизни. Преподобный Паисий, по совету со своей братией, купил у Пантократорского монастыря ветхую келью святого пророка Илии и заново создал Ильинский скит. Иноки устроили здесь церковь , трапезную, пекарню, странноприимницу и шестнадцать келий. Старец имел намерение братство более чем до пятидесяти человек не увеличивать, почему и устроил шестнадцать келий, каждую на троих. Славя Бога, с радостью перебрались иноки в новое свое убежище. Стройно потекла жизнь их. И увеличились еще более труды старца. Многие из святогорской братии и новоприходящие, когда видели такую богоугодную жизнь Паисиевского братства, усердно просили старца принять и их в свое стадо. Старец вынужден был принимать. Кельи для этих пришельцев не было, но они пристраивали келейки при каменной стене под первыми кельями, на двоих-троих. Трудились же все вместе, и сам старец днем делал ложки, а ночью, – он спал не более трех часов, – занимался переводом отеческих книг с греческого на славянский язык и исправлением древних славянских текстов. От одного из своих братий – Макария, он научился не только разговорному новогреческому языку, но и древнему книжному. Кроме скитского братства, многие святогорские иноки других обителей были духовными чадами преподобного. Даже Святейший патриарх Серафим, живший в Пантократорском монастыре, нередко навещал старца для духовной беседы, – то приходя пешком, то приезжал на ослике. Не раз патриарх и старейшие в обители Пантократорской иноки приглашали старца для служения Божественной литургии и, когда он служил, утешались духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ровеньки. Церковь Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий храм Автор: Илга Гондарева Снято: 14 июня 2009 Добавлено: 7 апреля 2011 Условия использования фотографии нужно согласовать с автором. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный Троицкий храм с колокольней в селе Ровеньки был построен в 1885 году. Храм строился около 30 лет под руководством и на первоначальные средства купца 1-й гильдии Пехарева и его сына. Убранство пятикупольного храма с изящной архитектурой и приделами Варвары и Митрофана было очень богатое, под позолоту. С приходом советской власти с храма были сняты колокола, церковная утварь разграблена и уничтожена. Здание храма использовалось в качестве зернохранилища и склада райпотребсоюза. В настоящее время здание храма вернули верующим. Идут восстановительные работы. Регулярно проходят богослужения. Троицкая церковь в Ровеньках была построена в 1885 г., о чем подлинно свидетельствуют Воронежские губернские ведомости в 24 за 1885 г.: «Церковь в сл. Ровеньки Острогожского уезда каменная, с колокольней, пятикупольная, изящной архитектуры с приделами Варвары и Митрофана». Прихожан в 1893 г. было более 1600 душ, священником был Александров Евгений Михайлович, дьяк – Алферов Георгий, псаломщик – Склобовский И.Н. Церковь имела 148 десятин земли. Интересны воспоминания о строительстве церкви Андрея Николаевича Говорова, отец которого 30 лет проработал на строительстве церкви. Воспоминания записаны внучкой А.Н. Говорова А.П. Сумцовой. Вот что она пишет: «Стройкой церкви руководил купец 1-й гильдии Пехарев с сыном. Он первый внес большой денежный взнос на постройку. За ним последовали именитые люди: Бутов, Белоусов, Гайдуков, Фирсов, Бондаревский, Рябчуков, Юшков, Проваторов, Калашников, Мацагорина, Тамбовцев, Болковых и другие. Все деньги поступали к Пехареву. Когда строилась церковь, цемента не было, раствор для кладки кирпича приготовляли из извести, воды, песка и яичных белков. Яйца собирали по всем деревням и хуторам, свозили на стройку. Белки яиц использовали для раствора, а желтки – часть запекали для рабочих, остальные отправляли на пекарню для выпечки кондитерских изделий: кренделей, пыриц, бубликов, сушек и так далее. Яичную скорлупу использовали для раствора. Церковь строили 30 лет. Когда открывали ее, убранство внутри было очень богатое, под позолоту. На входе в церковь, выше дверей, был написан портрет Пехарева с сыном. Вскоре после этого Пехарев умер и был похоронен в ограде церкви напротив алтаря. Над его могилой была построена часовенка и в годовщину его смерти было служение».

http://sobory.ru/article/?object=16694

С 21 по 27 июля по благословению Преосвященного епископа Котласского и Вельского Василия группа студентов Николо-Угрешской православной духовной семинарии во главе с ректором совершила миссионерскую поездку в Красноборское благочиние Котласской епархии (Архангельская область). Как и в прежние годы, цель поездки состояла в оказании помощи благочинию в осуществлении духовно-просветительской работы среди жителей правого берега Северной Двины. В нынешнем году по случаю празднования года 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского гости из Москвы доставили в пределы Котласской епархии икону святого с частицей его святых мощей.      Очередная встреча с Русским Севером начиналась не совсем приятно. Лишь позже понял, что всё было не случайно. По пути к пункту назначения местный водитель свернул с трассы, чтобы показать нам старую церковь в одной из деревень. Увиденное не могло не смутить сердце: некогда величественный каменный храм скорбно впивался в небо полуразрушенными сводами, на которых кое-где сохранились остатки прежних росписей. К сожалению, картина не такая уж и редкая на Русском Севере. Правда, есть места, где с храмами поступили более «благородно» – их просто «немного» перестроили под клуб, пекарню или другое заведение. Здесь достаточно подобных напоминаний о безумном прошлом. Однако более всего поражают не разрушенные стены. Камень можно вернуть на прежнее место. Но что делать с разрушенным храмом души, с безразличием, недоверием к Церкви, о которых свидетельствуют эти памятники прежней эпохи?.. Вот с чего начинается Русь, которой хотя бы следы так жаждешь увидеть, приезжая на Север. Она начинается с горького напоминания о безумном прошлом, начинается печалью о настоящем, тревогой за будущее.      Однако есть в этом что-то важное, неслучайное. Реалии отрезвляют, помогают избавиться от бесполезных мечтаний и наивных оценок. Мы действительно потеряли прежнюю Русь. Но она не ушла безвозвратно. Даже эти полуразрушенные стены – и в них хоть что-то, но всё же сохранилось, если сердце не может с безразличием смотреть на них.

http://pravoslavie.ru/72986.html

Скачать epub pdf Преставление святого отца нашего Ионы, митрополита Киевского и всея России Память 31 марта Святой Иона был родом из города Галича, который находится около Казанской земли 2305 . Он родился от благочестивого отца, по имени Феодора, и в двенадцатилетнем возрасте в одном из монастырей Галичской земли облекся во иноческий образ; затем он пришел в город Москву, в Симонов монастырь 2306 , где долго трудился в монастырских послушаниях. В то время в Москве митрополитом был Фотий 2307 . Придя однажды в Симонов монастырь, Фотий отслужил там молебен в церкви Пресвятой Богородицы и, преподав благословение архимандриту с братией, пожелал видеть также монастырских послушников и благословить их. Он зашел в пекарню и увидал там блаженного Иону, уснувшего после усиленных трудов; правая рука его была согнута так, как будто он благословлял ею; Фотий не велел будить его, но, благословив спящего, предсказал бывшим с ним, что сей монах будет святителем в странах Российских и наставит многих на путь спасения. Пророчество святителя Божия впоследствии исполнилось. Чрез несколько лет, по Божию изволению, по избранию освященного собора и желанию царя, блаженный Иона был поставлен епископом города Рязани и Мурома, где он обратил к Богу и крестил многих неверных 2308 . Когда преставился ко Господу блаженный митрополит Фотий, великий князь Василий Васильевич 2309 созвал архиепископов и епископов Российской земли и весь освященный собор и повелел им избрать достойного мужа на великий престол Российской метрополии; по согласию и желанию всех был избран тогда Иона, епископ Рязанский 2310 : все знали его за мужа добродетельного и святого. Он отправился с посланием великого князя в Царьград к царю Иоанну Палеологу 2311 и к святейшему патриарху Иосифу 2312 принять поставление на митрополию. Но до его еще прибытия в Царьград зломудренный Исидор, из Фессалоник родом 2313 , уже принял посвящение на митрополию Российскую и был отпущен из Царьграда в Россию. По отъезде его, прибыл в Царьград и святой Иона и вручил царю и патриарху послания великого князя. Прочитав их, они весьма сожалели о том, что поспешили поставить Исидора, которого уже отпустили в Россию и сказали святому Ионе:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Яранск. Собор Троицы Живоначальной. Построен по образцу утраченной церкви вмц. Екатерины (1831-1837) в Санкт-Петербурге с изменениями в трапезной и колокольне Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В отличие от многих русских городов, по которым в свое время прошел разрушительный смерч борьбы с религией, и храмы, и колокольни были сокрушены до основания, Яранск и поныне устремляется к небу вертикалями крестов православных церквей. Троицкий собор, одно из красивейших зданий Вятской губернии, выстроен в русско-византийском стиле, по проекту создателя храма Христа Спасителя в Москве архитектора К. Тона. Строительство храма велось, как полагается, всем миром, на пожертвования прихожан. Значительными были вклады купцов, богатых мещан. В сборе массовых пожертвований участвовало практически все население города. В 1857 году здание было отстроено. Собор сохранился до наших дней. Начиная с тридцатых годов XX века, чего только ни испытало здание волею злой судьбы: его переделывали под склад, котельную, пекарню, не раз оно горело в пожарах. С 1998 года в Троицком соборе вновь совершаются богослужения. Информация: http://www.yaransk.narod.ru/ Самый большой и богатой церковью в дореволюционном Яранске была Троицкая, построенная по проекту известного архитектора Константина Андреевича Тона в русско-византийском стиле и по подобию церкви Святой Екатерины города Санкт Петербурга. Копии проекта были доставлены в Яранск купцом Косьмой Беляевым. Архитектура церкви сложна. В основу храма положен греческий резкочитательный крест, под средокрестием которого возведен купол на восьмигранном барабане. Крест заключен в квадрат, но его ветви выступают за плоскости фасадов. С востока квадрат завершается тремя подкружьями аспид и на углах квадрата возведены 4 малые главы. Все здание разделено на два яруса (хоры). Все вертикальное пространство потолков завершается куполом. Купол возведен на высоком барабане. В куполе был изображен Вседержитель, на парусах, по граням барабана - апостолы. Совокупность линий и форм созвала настроение торжества, полета духа, и в то же время ощущения умиротворения и покоя. Убранство храма восхищало своей пышностью. Здесь имелось 8 алтарей, из них 3 - в подвальном помещении, 2 - на хорах. Церковь украшали 2 крылечка - с северной и южной стороны. Высота Троицкой церкви достигала 41 метра. Строительство храма началось в 1845 году и продолжалось 12 лет.

http://sobory.ru/article/?object=03677

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010