Хочется поведать читателям о людях, выросших в советскую эпоху и сохранившим в душе все лучшие духовно-нравственные качества. Второй год переписываюсь я с Василием Поповым, человеком старшего поколения из Тулы. На днях Василий прислал мне информацию и видеозапись традиционного праздника «Старый Дворик» , что состоялся в последнее воскресенье нынешнего сентября на южной окраине Тулы – на Косой Горе. Это был уже по-своему юбилейный, двадцать пятый по счёту праздник – уникальное в своём роде действо. Оно основано и держится на душевной потребности участников сотворить для людей маленькое доброе чудо. Эти ежегодные сентябрьские встречи стали ожидаемыми и желанными не только для ближайшей округи, как когда-то задумывалось. Сегодня сюда приезжают гости из других стран, городов и весей. Организатором и вдохновителем праздника является уроженец города поэт, композитор и философ Василий Попов. Своим авторитетом он убеждает известных артистов, поэтов, композиторов находить свободное окошко в своих гастрольных графиках и бескорыстно приезжать на «двориковские посиделки». И все двадцать пять лет основным поставщиком хорошего настроения является певец и композитор Владимир Цветаев. В то же время за прошедшие годы в «Старом дворике» побывали любимица россиян Народная артистка России Валентина Васильевна Толкунова, певец и композитор, Заслуженный артист России Аркадий Хоралов, из Калифорнии прилетал автор-исполнитель Михаил Кленовский, посетили дворик Альберт Сигалов со своим московским еврейским театром, фолк-певица Анна Сизова, победитель телевизионного шоу «Минута славы» аккордеонист-виртуоз Максим Токаев, гитарист-виртуоз Анатолий Ядрышнков, ансамбль народной песни «Русский стиль»… Вот как оценил юбилейный праздник сам Василий: «С утра было хмурое небо, и накрапывал дождь. А как зазвучали песни, тучи разошлись, и выглянуло солнце! Хотя, смею утверждать, солнышко должно быть в душе у каждого независимо от погоды. Данную мысль мы и реализуем все эти годы. Когда-то, выходя из дома во двор, я видел жизнь в её неподдельной простоте: за столиками соседи играли кто в домино, кто в лото, кто в шахматы… Тут же на лавочках обсуждались все житейские и “мировые” проблемы. Пацаны гоняли мяч… А вспомним совместные празднования “красных дней календаря”, дней рождения, свадеб… И всё это подразумевалось само собой и не воспринималось как некая ценность.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/04/ka...

Награды эти пацаны тайно отвинчивали и отстегивали от отцовских пиджаков и кителей, чтобы после всего, столь же тайно, вернуть их обратно. Робику отвинчивать было нечего. Не успел его папа получить хотя бы медальку. Посмертно... Он надел крестик и решил, что пройдет с ним победным маршем на параде. Как с орденом Но дрался мальчишка знатно, предварительно сняв очки. Не помнится нынче, как и зачем он это сделал. Тогда, перед «боем»... Но помнит профессор, как открыл дверцу «шифанера» и достал из «тайника» среди аккуратно сложенных его же рубашек и штанишек – папин портсигар с секретом. Погладил прохладную крышечку и, как обычно, со второго раза открыл её. Пересчитал папироски и вынул крестик. Зажал его в ладошке, а затем, совершенно неожиданно для себя, вдруг поцеловал эту папину теплую медь... Медь святую. Дальнейшее происходило, словно в тумане, но совершенно осознано. Он надел крестик и решил, что пройдет с ним победным маршем на параде. Как с орденом. И плевать, что скажут пацаны... А пацаны – народ жестокий. И очень часто несправедливый. Особенно когда они взрослеют. Короче, и началось... «С крестиком – и к нам примазываешься? Буржуй! Ты что, верующий?! Бога нет! А еще пионер... Крестоносец! И в церковь ходишь, небось... Поп – толоконный лоб!.. Скажи, признайся, ты – фашист?»... И он тогда, сквозь еле сдерживаемые слезы и обиду, сказал, нет – прокричал им в глаза самые главные слова в своей жизни: – Это орден моего отца. А он – герой! И пошли вы все! Да... Был еще взгляд. Пацана, который не орал проклятья, но и не поддерживал его, Робика, а стоял где-то в сторонке... Тихо. И тень странной улыбки блуждала на его лице... Бурко! Конечно, это был он... Профессор закурил вторую сигарету. Мелкий, но плотный кашель все-таки принудил затушить ее. Может, действительно завязывать с этим?.. Тогда хоть чем-то полезным, в конце концов, вспомнится этот юбилей. Вспомнится?.. Но пока почему-то вспоминаются не самые лучезарные страницы его жизни. Так принято, что ли, когда тебе стукнет шестьдесят?!

http://pravoslavie.ru/108493.html

Татьяна Николаевна Алихова Как-то пришлось возвращаться из Кронштадта автостопом. Остановился белый «жигуленок», за рулем коренной кронштадтец. До Питера езды минут сорок. Разговорились с водителем (к сожалению, не запомнил его имени) о Батюшке отце Иоанне. Бытует мнение, что сами кронштадтцы не очень почитают Батюшку Иоанна. Поэтому я осторожно спросил: «А вы знаете Дом Батюшки Иоанна в Кронштадте?» Водитель тут же ответил: «Еще с детства помню. Там же пацаны бомбу нашли». И рассказал удивительную историю, которую нужно включить в чудеса Иоанна Кронштадтского. «Это было лет тридцать назад. Да вы спросите старожилов – должны помнить. Пацаны любили лазить по чердакам, разные игры придумывали… И вот в доме, который как раз примыкает к Дому отца Иоанна, такой красивый трехэтажный, на чердаке в самом углу нашли большую немецкую бомбу. Еще с войны осталась. Как она не взорвалась – непонятно. Вечером о находке узнали родители. Не поверили. Полезли на чердак – и ахнули. На другой день саперы всех жильцов эвакуировали. Район оцепили. Дом отца Иоанна тоже освободили. А пацаны с дальних крыш подсматривали. Бомбу вывозили на тихом ходу и рванули где-то в заливе. Если бы рвануло на крыше, от Дома Иоанна Кронштадтского ничего не осталось бы». Я пораженный этим простым рассказом, подумал: «По естественным действующим в этом мире законам Дома Батюшки не должно было быть. Какое благое чудо, что он есть!» Водителю сказал: «Да, любит свой Дом Батюшка Иоанн, не забывает… Приходите обязательно посетить его Святую Квартиру». Протоиерей Геннадий Беловодов В 12-летнем возрасте Олег Суторин сильно обморозился. С тех пор боли в костях преследовали его, руки и ноги мерзли даже в теплую погоду так, что приходилось круглый год носить варежки и шерстяные носки, кроме того, кожа в этих местах обморожения приобрела пунцово-красный цвет. Отслужив в армии, юноша приехал в Петербург навестить друга, и тут его снова настигла болезнь – кости так разболелись, что Олег ночами не спал. Перед отлетом домой в Архангельск, мать Олега, Галина Александровна, живущая в Петербурге и являющаяся искренней почитательницей святого Иоанна Кронштадтского, помазала маслом от гробницы святого болевшие руки и ноги сына. Прилетев в Архангельск, Олег обнаружил, что боли в костях исчезли, а кожа стала нормального бледно-розового цвета. Теперь он может ходить без варежек хоть в мороз. Историю своего исцеления Олег рассказал сам, посетив монастырь в 1994 г. на Рождество Христово. Молясь в Усыпальнице святого, он благодарил за милость, явленную ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

— А вы святой водой побрызгайте, — советует Лапоть. Старик смутился, почесал в бороде: — Святая вода, сынок, не на каждом месте пользует. — Ну… как же не на каждом!.. — Не на каждом, сынок. Вот, если, скажем, тебя покропить, не поможет ведь, правда? — Не поможет, пожалуй, — сомневается Лапоть. — Ну вот видишь, не поможет. Тут с разбором нужно. — Попы с разбором делают? — Священники наши? Они понимают, конечно. Понимают, сынок. — Они-то понимают, что им нужно, — сказал Лапоть, — а вы не понимаете. Пожар вчера был… Если бы не хлопцы, сгорел бы дед. Как тепленький, сгорел бы. — Значит, господу угодно так. Сгореть такому старому, может, уготовано было от господа бога. — А хлопцы впутались и помешали… Старик крякнул: — Молодой ты, сынок, об этих делах размышлять. — Ага? — А только под горой часовня. Часовня, да, и престола не имеет. Деды ушли, смиренно попрощавшись, а на другой день нацепили на стены собора веревки и петли, и на них повисли мастера с ведрами. Потому ли, что устыдились ободранных стен храма, потому ли, что хотели доказать живучесть веры, но церковный совет ассигновал на побелку собора четыреста рублей. Контакт. Колонисты до поры до времени к собору относились без вражды, скорее с любопытством. Пацаны обратились ко мне с просьбой: — Ведь можно же нам посмотреть, что они там делают в церкви? — Посмотрите. Жорка предупредил пацанов: — Только, смотрите, не хулиганить. Мы боремся с религией убеждением и перестройкой жизни, а не хулиганством. — Да что мы, хулиганы, что ли? — обиделись пацаны. — И вообще нужно, понимаете, не оскорблять никого, там… Как-нибудь так, понимаете, деликатнее… Так… Хотя Жорка делал это распоряжение больше при помощи мимики и жестов, пацаны его поняли. — Да знаем, все хорошо будет. Но через неделю ко мне подошел старенький сморщенный попик и зашептал: — Просьба к вам, гражданин начальник. Нельзя, конечно, ничего сказать, ваши мальчики ничего такого не делают, только знаете… все-таки соблазн для верующих, неудобно как-то… Они, правда, и стараются, боже сохрани, ничего такого не можем сказать, а все-таки распорядитесь, пусть не ходят в церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=140...

Евгения 4 октября 2012, 19:41 Спасибо! Храни Вас Бог, отец Андрей! Таисия 4 октября 2012, 19:34 ДУШЕВНОЕ,ДУХОВНОЕ...А я вот все думаюКАК бы пошла история с Пуси Рийот,если бы к ним в камеру пришел ПАТРИАРХ.....ВОТ ТАК ЗАПРОСТО ПРИШЕЛ И ПОГОВОРИЛ С ДЕВЧОНКАМИ...как пришел ИОАНН 8 к мусульманину стрелявшему в него....(мусульманен стал православным)Наверное это была бы совсем другая история...Грусно... Николай Владимирович 4 октября 2012, 16:25   В нашем обществе присутствует наплевательское отношение друг к другу. Количество абортов уносит ежегодно колоссальное количество жизней. Или игрища с МММ и ГКО в 90-х. Когда всем было понятно,что разбогатеть можно лишь ограбив " ближнего " ... В 2010 честно работал с другими,нам все говорили подождите - деньги будут.В конце концов ни денег,ни учредителей. А один из них,оказывается, был депутатом гор.думы. Молился в церкви,как-то подошел и говорю:можно что-нибудь почитать,а на меня как на идиота - все " нормальные пацаны "   в Алтарь рвутся,а ты дай че-нидь почитать - слабак... А в Алтарь очередь из " достойных " большая,так что отдыхай. Зато " реальные пацаны " могут женщин из Pussy Riot покарать за осквернение святыни. Правда Бог - то в нерукотворенных храмах живет... Екатерина 4 октября 2012, 12:14 Спаси Господи раба Божиего Сергия! анна 4 октября 2012, 12:02 большое спасибо за новую мысль, отец Андрей!!! я сама никак не могла разрешить противоречие, которое Вы так ловко подняли в своей статье. я кое-что важное для себя уяснила! Ксения 3 октября 2012, 22:27 " Но совершенство в любви это не только нравственное и эмоциональное благо человека. Любовь в не меньшей степени является и совершенным " инструментом " познания Истины и тварного мира. Не случайно те, которых Церковь в силу их особой духовной чистоты именует преподобными, называли духовную жизнь истинной философией, искусством из искусств, наукой из наук. Они потому её так именовали, что правильная аскеза, восстанавливая единство души с Богом, открывает человеку и ведение Истины, и созерцание Её нетленной Красоты, и познание существа всех творений. Опыт Церкви со всей очевидностью свидетельствует, что духовное совершенство человека, к которому призывает Евангелие – не фантазия разгоряченных мечтателей, но реальность, факт, бесконечное, практически, число раз проверенный в истории жизни мира, и доныне предлагаемый ищущему человеку в качестве единственно разумной цели бытия. " Осипов А.И.

http://pravoslavie.ru/56418.html

Борис 4 сентября 2012, 17:22 Григорий, судя по Вашей орфографии – вы человек глубоко невежественный в вопросах светской этики и нравственности. Открою Вам страшную тайну: мораль либеральной демократии значительно выше таковой христиан - фундаменталистов. В ней нет призывов к убийству иноверцев и неверующих, «включая отроков и младенцев» (Втор, 20:16-18;1 Цар.15: 1-3; Нав. 11:11;, Матф.5:17;Матф. 10: 34—39 Мф. 27:25). И, что самое неожиданное, - согласно этой морали, недопустимо и даже преступно заходить в церковь, мешать богослужению, провокационно прикуривать от лампад, как и бить священников по лицу. Однако, с другой стороны, - за эти преступные деяния не стоить «разрывать преступника на части», как и жечь на кострах богохульников. Как бы неприятны Вам были «либералы» (а также мусульмане, иудеи, атеисты, язычники и проч.), Вы должны (согласно морали светской, которая, вот беда, -лежит в основе нашей Конституции) уважать их право на свое, отличное от Вашего мировоззрение. Если, конечно, это мировоззрение не выражается в призывах к «разрыванию на части» за иные убеждения, что карается законом. Почему же Закон безмолвствует в отношении Андрея Ткачева - это вопрос двойных стандартов. Дмитрий 4 сентября 2012, 13:31 Кафолик: Молился в церкви,как- то подошел и говорю:можно что- нибудь почитать,а на меня как на идиота - все " нормальные пацаны " в Алтарь рвутся,а ты дай че-нидь почитать - слабак... А в Алтарь очередь из " достойных " большая,так что отдыхай. Зато " реальные пацаны " могут женщин из Pussy Riot покарать за осквернение святыни. Правда Бог - то в нерукотворенных храмах живет... Эко Вас гордынька то закоробила. Я удивлен как это Вы первый заслон из «злых церковных бабок» прошли, такие как Вы обычно на нем срезаются не выдерживают и бегут в секты где их " любят " , а Вы герой дошли аж до того что Вас «нечестивцы» в Алтарь " пригласили " . :) А могли б наткнуться на третий заслон - «пьющего попа» или «невнимательного попа» и тогда б наверное точно поняли: Бога нетЪ! :)

http://pravoslavie.ru/55726.html

Ирина 4 сентября 2012, 11:21 фоме на: " Разодрать на части " ....Люто,ничего не скажешь! " • ИМЕННО ЛЮТО, потому что " «Смерть грешника люта» (Пс. 33, 22), свидетельствует само Слово Божье. Борис- Дмитрию 4 сентября 2012, 10:32 " это ж либералы что с них взять?Убогие, жалкие... " Эти Либералы всякие гадости проповедуют типа " свободы личности, главенства Закона, Равенство каждого перед законом, в том числе равное право исповедывать любую религию и не исповедывать ее вообще " . Это ж надо какое безобразие! У нас же традиционные ценности:«Будет кто иноверцы, какие ни буди веры, или и русской человек, возложит хулу на господа Бога и спаса нашего Иисуса Христа, или на рождышую его пречистую владычицу нашу богородицу и приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников, и про то сыскивати всякие сыски накрепко. Да будет сыщется про то допряма, и того богохульника обличив, казнити, сжечь» (Первая статья " Соборного уложения " , принятого Земским Собором в Москве, в 1649 г). К этому же , по существу, и призывает Ткачев. Кафолик 4 сентября 2012, 10:30 В нашем обществе присутствует наплевательское отношение друг к другу. Количество абортов уносит ежегодно колоссальное количество жизней. Или игрища с МММ и ГКО в 90-х. Когда всем было понятно,что разбогатеть можно лишь ограбив " ближнего " ... В 2010 честно работал с другими,нам все говорили подождите - деньги будут.В конце концов ни денег,ни учредителей. А один из них,оказывается, был депутатом гор.думы. Молился в церкви,как-то подошел и говорю:можно что-нибудь почитать,а на меня как на идиота - все " нормальные пацаны " в Алтарь рвутся,а ты дай че-нидь почитать - слабак... А в Алтарь очередь из " достойных " большая,так что отдыхай. Зато " реальные пацаны " могут женщин из Pussy Riot покарать за осквернение святыни. Правда Бог - то в нерукотворенных храмах живет... Дмитрий 4 сентября 2012, 00:08 Людмила: Мне просто противно читать ком. некоторых " мужчин " о лжесмирении.Представляю,в храме устроли бесноватое шоу,а

http://pravoslavie.ru/55726.html

И принесше носящий гроб со святыми мощьми в прежереченный святый храм Воскресения Христова, и поставиша и у правыя страны у столпа. И повеле царь покрыта его драгим покрывалом 3548 , якоже достоит, и свеща и кандила уставити над ним. И потом сотвори царь святой праздньство честно, во всем совершено, иже повелением его царским соучинены Быша стихеры и канон и вся служба 3549 . И принесены Быша честныя мощи в лето 7158-го месяца июня во 12 день. Празднова же царь святой во граде Кашине в церкви Воскресения Христова того же месяца в 13 день, да и последе себе и впредь идущия дни на память преподобныя повеле ту во святилищи Божии служащему богомолцу своему вящему священноиерею и прочим под ним священно же иереом, и дияконом, и всему причту церковному преподобной матери пети и праздновати, яко да ведят и притичют все людие Кашина града и иных градов и стран к Господню храму, и молбы и моления сопривносят Богу о своих согрешении. Празднуют же и святой, и молятся ей, да будет ходатаица и молитвеница к нему, Царю и Владыце всех, и о их христианстем жителстве, яко да правоверно и непретковенно 3550 поживут, и да славится имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и преподобныя матери иноки Анны. И тако бысть гражаном, якоже и преже рехом, аки в богатство велико и негиблемо, паки обаче 3551 рещи, наипаче многаго богатьства обогащаются приемлющии исцеления, приходящия ко святым мощем с верою. И потом поиде царь и царица со всеми сущими своими во свое царьское пребывание в царствующий град Москву, и пришед, паки возблагодари, и восхвали, и прослави Бога человеколюбца, яко сподобися от него видети преподобныя мощи и паки нача благодарна царьствовати и всемилостивому Богу и Творцу своему молитися и на помощь призывати, и яко да мирно и безмятежно царство его пребудет от всех навет вражиих. К тому же еще святую и новоявленую чюдотворицу великую княгиню-иноку Анну на молитву призывая, якоже да молит Бога о его царьском многолетном здравии, и о его царице, и о державе царства его, да бы паки самодержство его было твердо же и непоколебимо от всех находящих зол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И если попытка найти в тексте поучения какие-то соответствия (ссылки на отмечаемые праздники, сопутствующие цитаты или реминисценции) с днем Пасхи результата не дает, то во втором случае эти соответствия как раз очевидны. Поучение начинается с реминисценции на тот фрагмент из Послания к филиппийцам апостола Павла (глава 4, стих 4: «Радуйтеся всегда о Господе; и паки реку, радуйтеся»), который в течение церковного года читается только однажды – на литургию в Цветную неделю. 20 При этом само содержание реминисценции («И паки реку: радуйтеся, апостольскую речь исполнея!») 21 фактически свидетельствует о том, что эта апостольская речь незадолго до проповеди звучала на службе. Характерна в этом смысле и первая цитата в поучении («Рече бо апостол: Братиа, поминайте наставникы ваша...»). Этот фрагмент (стих 7 главы 13 Послания к евреям апостола Павла) является частью богослужебного чтения, которое звучит накануне Цветной недели – в Лазареву субботу. 22 И преподобный Феодосий, как бы опираясь на эту цитату, отмечает, что после таких слов апостола сам «ныне, яко от сна своея съвести въсклонився». Все это, а также летописный рассказ Повести временных лет о возвращении Преподобного из пещерного затвора в 1074 г. (« ...а во ины дни пребываше в посте и в молитвах, вздержася крепко и приходяше в манастырь в пятокъ на канунъ Лазаревъ. Ве сь бо день кончается постъ 40 днии . Феодосьеви же пришедшю по обычаю, братию целовавъ и празднова с ними неделю Цветную») 23 позволяет, на наш взгляд, вполне однозначно определить в качестве дня произнесения поучения Цветную неделю, или Вербное воскресенье. Что же касается точной даты, то она была определена на основе следующих соображений. Поучение «О тръпении и о смирении» Слово в Цветную неделю «...Понеже вам глаголю, сам не створя, и на мне днесь сбысться реченое от пророка: «... Аз же глаголю и ныне к вашей любви: ничтоже обретаю в собе пастырьскаго чину. Глаголю бо, а не сътворю, о мне бо слышю реченаа Давыдом: «Грешнику же рече Богъ: Въскую ты поведаеши заветъ Мой усты твоими? Ты же наказание възненавиде и низъврьже словеса Моа въспят. Аще видяше тате, течаше с нимь, и с блудники участие свое полагаше, и на брать свой клеветаша, и на сына матере своея полагаше съблазн. Сие створилъ есси и умолчах. Да не буду подобен тебе – обличи) тя и поставлю пред лицемъ твоимъ грехы твоя. Да разумеють вси забывающей Бога, – егда къгда похитить и не будеть избавляющаго«». 24

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

III. Материалы славянские Рассуждение инока Князя Вассияна о неприличии монастырям владеть отчинами, с пре-дисловием О.М. Бодянского Справа Братства Церковного Виленского перед Судом Трибунальным Виленским с иеро-дьяконом Антонием Грековичем, передавшимся в Унию и осужденным на смерть 1605 года Выписка з книг справ Судов Головных Трибунальных, отправованых у Вильни 1590-го, месяца 26-го дня, с привилием Жигимонта III-ro, Короля Польского, Виленскому Цер-ковному Братству закона Греческого Распоряжения Константинопольского Патриарха, Иеремии, и Киевского Митрополита, Михаила, о освящении в день Воскресения Христова в церкви хлебов и мяс, и празднова-нии полога Богородицы на заутрие Рождества Христова, также пятницы вместо воскресе-ния Переписка между Греко-Униятским Митрополитом, Афанасием Шентицким, и Римско-Католическим Архиепископом Львовским, Вячеславом Иеронимом Сераковским, о Collaria, 1739 г. Сообщены все четыре акта Я.Ф. Головацким, Профессором Русского языка и словесности в Львовском Университете IV. Материалы иностранные Походы Викингов, государственное устройство, нравы и обычаи древних Скандинавов, соч. А.М. Стринигольма, перевод с Немецкого А. Шемякина, с приложениями Немецкого переводчика, К.Ф. Фриша. Части I-oй книга 1, отделения I-IV V. Смесь Мнение Министра Юстиции, Д.П. Трощинского, о проекте Уложения Мнение Адмирала Мордвинова о браке Полуектовых и рожденных от сего брака детях Его же «О мерах к пресечению голода в Белорусских губерниях» Возражение Графа Растопчина на книгу, сочиненную Графом Стройновским, о условиях с крестьянами Ответ сочинителю Речи о защите права дворян на владение крестьянами, писанной в Москве апреля 4-го дня, 1818 года, и проч., от Россиянина Мнение Адмирала Мордвинова: Одна из мер освобождения крестьян от зависимости и с оною возбуждения народной деятельности, начертанная в 1818-м году Его же, Мнение по рабству крестьян, в 1833-м году Мнение Министра Внутренних Дел Козодавлева по делам Сибирским К Иркутскому Летописцу пояснение. Записка о Сибири

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010