И повелел царь и дал им это право, и возвратились вся братия в светлую обитель с победою и с великою радостью. 31. Рассеяние учеников св. Мар Авгена    Немного дней спустя собрались вся братия и вышли из обители, каждый держа в руке крест, и спустились все на нижнюю часть горы и исполнили псалмы и совершили    молитву и подошли все, чтобы благословиться у св. Мар Авгена. И отправился каждый из братии, куда направила его благодать Божия, чтобы положить основания монастырей и храмов, где желал каждый из них. И устроили они много храмов и обителей, и подобно солнечным лучам распространился слух о славных подвигах учеников Мар Авгена. Те, которые вышли с ним из пределов Египта и собрались к нему из всякой страны и города, суть следующие:    Св.Мар Фома, ии Мар Иосиф Босная,    Св.Мар Гурья, ии Мар Босная,    Мар Батала, ии Мар Даниил,    Мар Георгий, ии Мар Гевруня,    Мар Кдала, ии Мар Исаак,    Мар Дада, ии Мар Шази,    Мар Таве, ии Мар Баршмит,    Мар Юанний, ии Мар Хабиба,    Мар Елисей, ии Мар Гуля,    Мар Серапион, ии Моисей,    Мар Григорий, ии Мар Хошаба правый,    Мар Ягу, ии Мар Силона (Сильван),    Мар Яв, ии Мар Тит,    Мар Симеон Столпник,и Мар Индрия (Андрей),    и отец Симеон Гузит,и Мар Убель Барбаут,    и Мар Олуг,и Мар Веньямин,    и Мар Иосафат мученик,и Мар Шабий,    и Мар Милин мученик,и Мар Иоанн Апамейский,    и Мар Уля,и Мар Иоан Нахлая    и Мар Иоанн Дило-(долинный)    мейский,и Мар Каюлеа,    и Мар Иоанн Тайяйский, и Мар Авраам,    и Мар Георгий Тувейн,и Мар Андрей,    и Мар Стефан,и отец Пола (Павел),    и Мар Мелькя,и Мар Укяма,    и Мар Исайя,и Мар Соломон,    и Мар Ярит,и Мар Амон,    и Мар Пинхис,и Мар Лука,    и Мар Аха,и Мар Гнива,    и Мар Иоанн Малый,и Мар Бабей книжник,    и Мар Иоанн Кьмульс-и Сергий слабоумный    кий,(дуда),    и Мар Мруйла,и Мар Шалита,    и Мар Михей, и Мар Овдишо,    и Мар Папа, и Мар Иоанн сын Кельдона,    и монах Салара, и Мар Шаин,    и отец Михей, и Мар Авун,    и Мар Кома,и Мар Иона,    и госпожа Фекла, сестра блаженного Мар Авгена, и другая сестра Стратоника с ним. Их я нашел и обозначил в этом повествовании. Они суть естественные братия его и ученики, и служители его славы. Каждый из них, который оказывал помощь и творил силы и чудеса, обозначен в этом повествовании, чтобы хотя по молитвам всех их вообще дал нам Господь помощь и исцеление и очищение прегрешений, а также и всякому прибегающему к молитвам их. Аминь и Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

[  назад  ] Древняя Британская церковь Глава - Патриарх ДБЦ Мар Юлиус I (24 июня 1866 - 1904) (епископ Ионы, патриарший легат Западной Европы, во Франции) Мар Пелагий I (Морган) (1874 - 1889) Мар Теофилиус I (Стивенс) (1889 - 2 февраля 1917) Мар Иаков I (Мартин) (1917 - 1919) Мар Андрес (МакЛаглен) (1919 - 1922) Мар Иаков II (Монзани Херард) (1922 - 29 января 1945) Мар Георгиус I (Ньюман) (29 января 1945 - 28 февраля 1978) (Патриах Гластонбери) Мар Серафим I (Ньюман-Нортон) (1979-1994) (7-ой патриарх Британии) Патриарх Антиохии Мар Базилиус Абдулла III (Вильям Бернард Кроу) (17 октября 1943 - 26 июня 1976) История церкви: Основу церкви положил Раймон Феретта (французский католический священник, перешедший во время миссии на Востоке к пресвитерианам), который в 1866 году был рукоположен сирийскими епископами для служения в Европе под именем Мар Юлиус (некоторым исследователями факт этого рукоположения ставится под бльшое сомнение). Приехав в Англию он начал пользоваться благосклонностью к восточным прелатам со стороны части англиканского священства, иногда служа в их храмах и живя за их счет. Тогда же он опубликовал " Восточную Литургию, приспособленную для использования на Западе " , по котороый впервые служил 30 сентября 1866 года. Объявив о создании новой церкви, Феретта, впрочем, не смог организовать ни одной общины. В 1874 году Мар Юлиус рукополагает священника Церкви Англии Ричарда Уильямса Моргана, ярого валлийского националиста епископом Карлеон-он-Уск, которой провозглашается первым Патриархом Британии с именем Мар Пелагий, и создается собственно ДБЦ. Мар Иона переезжат в США и не подает признаков церковной активности. ДБЦ продолжает существовать только в качестве небольшой общины Мар Пелагия. По легенде (данная версия подерживается " наследниками " ДБЦ, однако при близком рассмотрении вызывает большие сомнения) в 1879 году Мар Пелагий и епископ Лии из " Ордена Коллективного Воссоединения " (Order of Corporate Reunion) рукополагают епископом Чарльза Айзека Стивенса, который после смерти Мар Пелагия становится новым патриархом и в 1890 рукополагает Леона Чечемяна. Однако эта ленегдарная версия не объясняет почему Стивенс появляется в действительной истории ДБЦ только в 1898 году и его самого рукополагает епископ Чечемян.

http://hierarchy.religare.ru/h-westorth-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕВАРГЕЗЕ II (Моран Мар Василий; 16.06.1874, Куричи, совр. шт. Керала, Индия - 3.01.1964, Парумала, шт. Керала, Индия), Католикос Востока (с 1928), Католикос Апостольского престола св. Фомы и митр. Маланкарский. Предстоятель Сиро-Маланкарской Церкви. Отец Г.- Улаханана из рода Калласерил (ветвь известного священнического рода Путхенпуракал), мать - Найтхи. По отцу он - родственник Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила, митр. Маланкарского (1858-1934), по матери - Геваргезе Мар Григория, митр. Ниранамского (1848-1902). Крещен с именем Геваргезе, мирское имя - Пуннос. В 9-летнем возрасте Г. серьезно болел и исцелился только после того, как родители дали обет посвятить сына Богу. Г. был отдан в Парумальскую семинарию, где 6 лет изучал сир. язык и богословие под рук. митр. Геваргезе Мар Григория и малпана Геваргезе Мар Дионисия (буд. митрополит Маланкарский). Еще 6 лет Г. обучался в Старой семинарии в Коттаяме под рук. митр. Павла Мар Афанасия Кадавила, малпана Геваргезе Мар Дионисия и известного ученого малпана Коната Кораха Матхена, затем был зачислен в колледж Церковного миссионерского об-ва. 24 мая 1892 г. посвящен во диакона митр. Павлом Мар Афанасием. Обучение в Высшей школе Мар Дионисия из-за внезапной болезни пришлось оставить. 26 нояб. 1898 г. Г. был рукоположен во священника митрополитами Геваргезе Мар Григорием, Павлом Мар Афанасием и Павлом Мар Иваниосом (впосл. 1-й Католикос Моран Мар Василий Павел после восстановления Католикосата в 1912). 29 нояб. 1898 г. митр. Геваргезе Мар Григорий возвел Г. в монашеский сан рамбана, Г. помогал митрополиту управлять Ниранамской епархией до его смерти в 1902 г., затем руководил Парумальской семинарией. В 1908 г. Г. сопровождал номинированных митрополитов Геваргезе Мар Дионисия Ваттасерила и Павла Кочупарампила в поездке к яковитскому патриарху Игнатию Абдаллаху II, пожелавшему возвести в сан митрополита и Г., но он отказался, не имея предварительного утверждения Сиро-Маланкарской Церковью. В 1912-1913 гг. патриарх посетил Индию и 10 сент. 1912 г. возвел Г. в сан митрополита на Ниранамскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/161817.html

В 1889 г. Королевский суд вынес решение о подчинении Индийской Церкви яковитскому патриарху только в духовных вопросах при ее административно-финансовой независимости. Однако патриарх претендовал на бóльшие полномочия, и это решение не соблюдалось. Маланкарский митр. Геваргезе Мар Дионисий VI ( 1934; канонизирован М. Ц. в 2003) выступил против такой практики и не дал подписку о полном подчинении Антиохийскому патриарху Абдаллаху II (1906-1915), избранному на место низложенного тур. правительством Абдулмасиха II. Тогда Абдаллах II в 1911 г. отлучил митр. Дионисия и поставил на его место Мар Кирилла Павла ( 1917), к-рого затем сменил Мар Павел Афанасий ( 1953). Эти действия не признали законными ни Христианский сирийский совет, ни дистриктный суд Тривандрама (шт. Керала), в 1919 г. вынесший решение в пользу митр. Дионисия. Т. о., он оставался фактическим главой Индийской Церкви, несмотря на то что в 1912 г. низложенный патриарх возродил древний титул католикоса Востока, к-рым наделил митр. Канданадского с именем Мар Василий Павел I. После смерти католикоса (1914) престол оставался вакантным до 1925 г., когда уже сам Дионисий VI с 2 др. митрополитами возвел в этот сан Коттаямского митр. Геваргезе Мар Филоксена с именем Мар Василий Геваргезе I († 1928). В 1930 г. неск. человек из партии католикоса (2 епископа, священник, диакон и мирянин) были приняты в Римско-католическую Церковь, что положило основание Сиро-Маланкарской католической Церкви . В следующем году Антиохийский патриарх Илия III в ходе визита в Индию аннулировал отлучение Дионисия VI, отказавшись при этом признать католикосат. В 1934 г. церковный совещательный орган «Сирийская христианская ассоциация» принял устав М. Ц. и утвердил ее совр. офиц. название. В 1938 г. была учреждена 1-я епархия М. Ц. за пределами Кералы. В 1958 г. Верховный суд Индии закрепил правовой статус только за группой католикоса. В том же году Антиохийский патриарх Иаков III признал католикоса Мар Василия Геваргезе II ( 1964) главой М. Ц., и т. о. раскол был преодолен до 1975 г., когда патриарх отстранил католикоса Мар Василия Оугена I и назначил главой Церкви митр. Мар Филоксена с именем Мар Василий Павел II ( 1996). Группа католикоса не приняла этого назначения и выбрала предстоятелем Василия Мар Фому Матфея I ( 1991). При его преемнике Василии Мар Фоме Матфее II ( 2006) Верховный суд Индии в 1995 г. постановил, что церковный устав 1934 г. распространяется на обе группы внутри единой автокефальной Церкви, законным главой которой является католикос, тогда как патриарх выполняет функцию духовного предстоятеля. Это положение сохранялось при следующем главе М. Ц. Василии Мар Фоме Дидиме I ( 2010) и продолжает действовать в наст. время, притом что Сирийская яковитская Церковь имеет в Индии собственного католикоса (с 2002 Мар Василий Фома I). Отношения М. Ц. с другими Церквами в XX - нач. XXI в.

http://pravenc.ru/text/2561702.html

   И опять пал раздор между ними относительно того, откуда же, наконец, племя и род Мар Иакова; и никто не знал; и было спрошено народом города, когда он, св.Иаков ликовал с ним: «Откуда господин отец наш по происхождению своему?» Он же не желал поведать им. Но когда настал день воскресный, пришел св. Мар Авген с некоторыми братьями из общины, чтобы приветствовать епископа. И когда они вошли утром в день воскресный и приветствовали епископа и весь народ, св. Мар Авген начал благословлять Бога, Который восставил Церкви Своей такого мужественного и усердного пастыря, как этот, и говорил всему народу города: «Радуйтесь и славьте Господа, Который сподобил ваш город того, чтобы в нем был начальником и руководителем Мар Иаков, род и племя которого из племени св. Мар Иакова, брата Господня, который был епископом Иерусалима во дни святых апостолов». А об этом старец Мар Авген узнал из откровения Святого Духа. Святой же Иаков не хотел открыться, чтобы это не было для него поводом к тщеславию. 12. Исцеление святыми Мар Авгеном и Мар Иаковом одного расслабленного    Все же собрание города радовалось и прославляло Бога, Который сподобил его такого великого дара, как этот. Особенно же радовались тому, что дал им Господь, именно, что вблизи их города будет обитель святых братьев, которые имеют своим начальником такого благословенного старца, как этот, который приобрел дерзновение у Господа, как апостолы Петр и Павел. Ибо Мар Авген явно творил чудеса, как святые и божественные апостолы, не утаивая дара, который дал ему Господь его. Был же один человек, который лежал в притворе церкви 15 лет и все члены которого были стянуты и расслаблены. Мар Иаков и Мар Авген, когда отправились на служение Святых Тайн, увидели этого человека. Мар Авген упросил Мар Иакова принести молитву за этого странника. И тотчас он повелел диакону водворить тишину и водворили ее в народе. И оба они преклонили колена в молитве и просили у Господа, чтобы Он исцелил этого человека, дабы он прославлял Господа в этом городе между язычниками и иудеями и да познают они, что «Ты — Единый Сильный и да уверуют во имя возлюбленного Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа. И то, что сотворил Ты рукою святых Твоих апостолов у врат храма во Иерусалиме, сотвори и теперь рукою немощных рабов Твоих в этом городе, чтобы проповедуемо было в нем имя Твое святое и возносима была сила креста Твоего. И как там явным знамением рукою святых и избранных апостолов Твоих Ты заградил уста первосвященников и книжников, когда они шептались между собою и говорили: «Ведь вот явное чудо, которое было их рукою, сделалось известным всему Иерусалиму. И мы не можем восстать против этого», так сие и ныне, Господи, да совершит сила креста Твоего в явном знамении исцеления этого больного для заграждения уст тех, которые смеются над Тобою и насмехаются над силою победоносного креста Твоего, во славу имени Твоего и для возвышения главы народа Твоего и ради чести Святой Церкви Твоей».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

К концу XVII века на Малабаре были уже две основных группировки христиан: сиро-католическая, которая привлекла на свою сторону многих христиан, используя аргумент о недействительности хиротонии Мар Фомы и приобрела первого туземного епископа в лице Александра де Кампо, и монофизитская, возникшая из несторианской по недостатку богословского образования христиан апостола Фомы после прибытия в 1665 г. яковитского епископа Иерусалимского Григория в Малабар 39 . 7. Яковиты в Малабаре Мар Григорий прибыл в Малабар в ответ на письма Мар Фомы к сирийским патриархам Востока. Он отказался от опресноков и католических облачений и ввел за Евхаристией квасный хлеб и восточные священные облачения, отказался от учения об очистительном огне, настаивал на анафематствовании Нестория и папы, на изъятии из Символа веры филиокве и на введении прежних церковных обычаев, осужденных Диамперским собором. Считают, что он совершил каноническую хиротонию Мар Фомы во епископа. За свою краткую епископскую деятельность в Малабаре он сумел вместо несторианского учения ввести монофизитское в той части Церкви, которая входила в подчинение Мар Фомы, и добиться, чтобы Яковитская Церковь Антиохии была признана “Главой и Матерью Вселенской”. Скончался он в 1672 г., а через год умер и Фома де Кампо, преемник которого Фома II управлял Церковью до 1686 г. В 1685 г. в Малабар прибыли два яковитских епископа — Мар Василий и Мар Иваний 40 из мосульского монастыря Мар Маттай. Мар Василий вскоре умер, а Мар Иваний продолжая управлять Церковью, старался заменить римские обычаи яковитскими, отверг IV Вселенский собор и пытался снова ввести женатое священство. Спустя некоторое время он рукоположил Мар Фому III (1686–1688), а потом Мар Фo­мy IV (1688–1725 или 1728), скончавшись в 1694 г. Как уже было упомянуто, голландцы запретили всякую миссионерскую деятельность иностранцев в Индии. Однако папа Иннокентий XII через германского императора Леопольда I, обеспечив кальвинистам Венгрии религиозную свободу, добился для римских миссионеров свободы действий в Индии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

среди инд. яковитов произошел Аннурианский раскол , в результате которого на территории брит. колонии была основана Малабарская Независимая Сирийская Церковь Тхожийура западносир. обряда. Из-за борьбы правителя княжества Майсур Типу Султана (1750-1799), проводившего исламизацию на подвластных территориях, с раджой княжества Траванкур, поддерживаемого британскими колониальными силами, христиане-яковиты перенесли свой церковно-административный центр из Ангамали в Коттаям. В 1812 г., по сообщению Мар Фомы VIII, его община имела 55 церквей, 167 священников и насчитывала ок. 30 тыс. верующих. С приходом англичан в кон. XVIII в. возросло влияние Миссионерского об-ва англикан. Церкви на М. Ц. Предложение миссионеров провести ряд церковных реформ вызвало негативную реакцию значительной части общины и т. о. способствовало ее окончательному переходу на западносир. обряд. Официально приверженность к антиохийской богослужебной традиции, как и признание власти Антиохийского патриарха, была выражена в постановлении Собора 1836 г. в Мавеликаре (шт. Керала). Группа реформистов во главе с митр. Мар Афанасием Матфеем, рукоположенным Антиохийским патриархом Илией II ( 1847), при поддержке брит. колониальных властей вступила в противостояние с митр. Чеппадом Мар Дионисием IV, после кончины которого (1855) конфликт продолжился с участием его преемника Мар Дионисия V. Для урегулирования ситуации Индию в 1875-1877 гг. посетил патриарх Петр IV. В 1876 г. он созвал в Мулантхурутхи (шт. Керала) Собор из представителей 103 приходов, признававших Мар Дионисия V (сторонники Мар Афанасия Матфея от участия в Соборе отказались). Патриарх отлучил Мар Афанасия Матфея и ослабил власть митр. Дионисия, учредив Христианский сирийский совет с адм. комиссией для управления Церковью и разделив общину на 6 епархий, фактически независимых от митрополита, для к-рых в 1876-1877 гг. сам рукоположил архиереев; в их числе был Ниранамский митр. Геваргезе Мар Григорий (1848-1902), первый святой инд. происхождения, канонизированный М. Ц. (1947). В ходе конфликта патриарха Петра IV и митр. Дионисия V с Мар Афанасием Матфеем обе стороны, отстаивая свою правоту перед светскими властями, апеллировали к Номоканону Григория Бар Эвройо, лежащему в основе канонического права Сирийской яковитской Церкви, но использовали 2 разные его редакции, к-рые, в частности, расходились по вопросу о праве патриарха самостоятельно (без Синода) низлагать митрополитов. Т. о., Номоканон был признан главным каноническим сводом Индийской Церкви, хотя на практике она руководствовалась преимущественно сложившимися традициями (расхождение в отношении редакций «Номоканона» между сторонниками подчинения патриарху и поборниками независимости сохр. и в XX в. в связи с обособлением М. Ц. в 1934). В 1888 г. община реформистов образовала Малабарскую сирийскую евангелистскую ассоциацию Мар Фомы (ныне Сирийская Малабарская Церковь Мар Фомы).

http://pravenc.ru/text/2561702.html

Во время отсутствия митрополита Мар Иосифа (после его первого ареста в 1563–1565 гг.) по просьбе индийских христиан патриарх Абдишо направил в Индию Мар Авраама, который был сердечно принят в стране. Однако в этот момент возвратился и Мар Иосиф. Оказалось два претендента на престол. Мар Иосиф, ссылаясь на папское письмо, получил поддержку со стороны португальцев, которые схватили Мар Авраама и хотели отправить кораблем в Лиссабон. Однако во время плавания Мар Аврааму удалось в порту Малинди бежать с корабля благодаря сильной буре, разыгравшейся у восточных берегов Африки, и прибыть в Месопотамию. Патриарх Абдишо написал 24 августа 1564 г. латинскому архиепископу Гоасскому, что Мар Авраам выразил полное повиновение Римской Церкви и что с благословения папы Nuя IV, который посоветовал ему разделить временно Серру между Иосифом и Авраамом, он таким образом восстановит церковный мир. Однако прежде чем письмо прибыло в Малабар, Мар Иосиф был снова схвачен (1567), а Мар Авраам, прибывший в Гоа (1568) с папским посланцем, не встретил никаких препятствий со стороны португальских властей, с которыми старался по мере сил поддерживать определенные отношения. Впрочем, Мар Авраам, поддерживая отношения с католиками, не забывал и о патриархе Вавилонском, которому писал о том, что его положение в Индии находится под угрозой. Тогда патриарх Илия VII(1576–1591) прислал своего викария по имени Мар Симон, который вскоре был схвачен католиками и отправлен в Португалию, где и умер (1599). Католики, постепенно усиливая свое влияние в стране, всячески препятствовали проникновению клириков Халдейской Церкви. В 1575 г. собор в Гоа, кафедральном городе латинского архиепископа Индии, решил, что Серра должна управляться епископом, назнача­емым португальским королем, а не Халдейским патриархом. Каждый епископ, прибывая в Серру, должен представлять свои верительные грамоты в Гоа. Кроме того, большое значение в прозелитской деятельности католиков имела иезуитская семинария в Файпикотте, где около пятидесяти студентов, изучавших латинский и халдейский языки, нравственное богословие, догматику и литургику, во главе с преподавателем Франциском Розом, впоследствии епископом Серрским, были призваны осуществлять миссию Римской Церкви среди христиан Индии.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В авг. 1955 г. Мар Ишай Шиммун ездил в Лондон крестить племянницу. Тогда же в газ. «Church Times» была опубликована заметка каноника Дж. Э. Дугласа, где он высказал предположение, что патриарх ожидал рождения племянника и желал назначить его своим преемником. Копия этой заметки попала в руки Мар Томы Дармо, к-рый направил патриарху письмо с жесткой критикой его предполагавшегося намерения назначить себе преемником новорожденного. Отношения в результате этого выпада были испорчены. В дек. 1961 г. Мар Ишай Шиммун был приглашен принять участие в 3-й Ассамблее Всемирного Совета Церквей в Нью-Дели. Инд. община Церкви Востока приветствовала своего патриарха, но Мар Тома не разделял общего энтузиазма. Напряженность в отношениях между ним и патриархом возрастала. В 1963 г. изд-вом инд. митрополии был выпущен памфлет «Церковь Востока и наследственное преемство», в к-ром отвергалась законность поставлений, совершенных в порядке наследственного преемства. Письмом Мар Ишаи Шиммуна из Сан-Франциско от 10 янв. 1964 г. Мар Тома был запрещен в служении и отстранен от управления митрополией. В ответ он публиковал в своем ж. «Voice of the East» статьи против патриарха и рассылал журнал общинам Церкви Востока в Ираке, Сирии, Ливане, США и др. странах. 28 марта 1964 г. в патриаршей резиденции в Сан-Франциско состоялась встреча Мар Ишая Шиммуна и митр. Мар Йосепа Хнанишо, на к-рой было решено перейти на григорианский календарь и внести в богослужение ряд незначительных изменений. Пасха в том году всеми общинами Церкви Востока праздновалась уже по новому календарю. В 1965 г. багдадский свящ. Хошаба Тома из Зарни и свящ. Исхак Инвия из Ашиты, поддержанные ассир. лидерами, в частности сыном упоминавшегося Малика Хошабы пресвитерианином Маликом Юсифом Хошабой и Маликом Гаги Теем, отвергли григорианский календарь. Они телеграфировали об этом в Индию Мар Томе Дармо, призывая его приехать и возглавить оппозицию Мар Ишаю Шиммуну. Приверженцы патриарха направили ему телеграмму с требованием этого не делать.

http://pravenc.ru/text/180446.html

В 70-х гг. V b. мар Иаков, предварительно дав обет безбрачия (или приняв монашеский постриг?), был рукоположён в сан священника. Согласно хронистам, приблизительно в это же время начинается активная писательская деятельность мар Иакова . Спустя около двадцати лет, в 502 или 503 г., он назначается периодевтом, или же хорепископом, округа Хаура, откуда мар Иаков написал увещевательное письмо к христианам Месопотамии, оказавшимся под угрозой нашествия и гонений со стороны шахиншаха Kabaдa I. Назначению мар Иакова на должность периодевта, или же хорепископа, предшествовало провозглашение им в присутствии пяти епископов знаменитой проповеди в стихах (мемры) о колеснице, которую в своём видении наблюдал пророк Иезекииль (см.: Иез. 1:4–28). Ангажированность имеющихся жизнеописаний мар Иакова прекрасно иллюстрирует утверждение Григория Бар-Эбрея (XIII b.), который писал о том, что в числе тех самых пяти епископов, исследовавших веру Иакова Саругского, был Севир Антиохийский . В 519 г., когда мар Иакову было 67 или 68 лет, он был избран и рукоположён во епископа города Батнана в Саругском округе. Хиротонию мар Иакова возглавил Павел, епископ Эдесский. Несмотря на жёсткую антимонофизитскую политику императора Юcmuhuaha II, мар Иаков Саругский умирает в 521 году как законный епископ Батнанской кафедры, что свидетельствует как минимум о том, что он не был непосредственно вовлечён в христологические споры того времени . Гомилия «На ночь Великой Субботы» ( ), русский перевод которой предлагается ниже, является частью цикла гомилий мар Иакова «О Распятии» ( ), посвящённых каждому вечеру и дню Страстной седмицы. По своему жанру данная гомилия является мемрой (), т. е. проповедью, произносимой в стихотворной форме . Её аутентичность практически не вызывает сомнений, так как в ней в много формулировок, характерных для христологии и экклезиологии мар Иакова. В тексте данной гомилии Господь Иисус Христос именуется Единородным () в обоих рождениях: и в рождении от Отца, и в Своём Воплощении, когда воплотившийся Богочеловек уже висит на Кресте и берёт Себе в жёны Церковь язычников.

http://bogoslov.ru/article/6172491

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010