Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки - профессиональные певцы в Др. Руси, из к-рых состояли хоры при архиерейских домах и кафедральных соборах. Наиболее подробные сведения об А. п. сохранились от XVI-XVII вв. Хоры А. п. были устроены по образцу хора митрополита (Патриарха) всея Руси и делились на станицы . Численность станиц определялась положением епархии и возглавлявшего ее архиерея в церковной иерархии. Обычно хор А. п. состоял из 5-6 станиц, в 90-х гг. XVII в.- до 9. Как правило, станица состояла из 5 чел. В сер. XVI в. в хоре архиепископа Новгородского, занимавшего среди епархиальных иерархов 1-е место после митрополита Московского, в каждой станице было по 6-7 певцов. Певцы, входившие в 1-ю и 2-ю большие станицы, относились к высшей категории мастеров и назывались певчими дьяками, рядовые А. п. именовались подьяками. Отбирались А. п. из одаренных в муз. отношении местных жителей, гл. обр. из городского населения: посадских людей, ремесленников, детей духовенства. Новый певчий зачислялся в подьяки, проходил обучение и по мере совершенствования мастерства продвигался по служебной лестнице до получения звания дьяка. Иногда в А. п. попадали отставные или провинившиеся государевы и Патриаршие певчие. Главной обязанностью А. п. было пение во время архиерейского богослужения в кафедральном соборе. Здесь 1-я станица дьяков располагалась на правом клиросе, 2-я - на левом. Подьяки в зависимости от части службы и исполнявшегося песнопения могли петь на клиросе, в алтаре, на амвоне и т. д. Участвовали певцы и в различных действах литургических (пещном, хождении на осляти, летопровожении и др.), в поставлениях архиереев, их выходах, шествиях, поездках по епархии и в столицу, а также в погребениях высокопоставленных особ. Мастерство А. п. позволяло им петь вместе с государевым и Патриаршим хорами, а при необходимости пополнять их. Репертуар А. п. определялся прежде всего церковным уставом.

http://pravenc.ru/text/76494.html

Протоиерей Д. В. Разумовский (Очерк его деятельности) глава Церковное пение в Росси, – один из существеннейших и наиболее интересных вопросов истории русского музыкального искусства, основы которого долгое время оставались невыясненными, не разработанными, не имевшими ни строго-научной системы, ни серьезной, исследованной и подтвержденной фактическими данными, истории. Церковное пение до шестидесятых годов – занимало, с одной стороны, любителей этого пения и старины (ученые не отдавались ему всецело и лишь затрагивали этот вопрос в своих исследованиях); с другой стороны, оно представляло обширное поле борьбы и фантазии увлеченных, теми или другими последованиями, лиц духовного звания. В каждом монастыре, едва ли не в каждой церкви, вместе со своими уставами были и свои воззрения на церковное пение, свои напевы, свои особенные распевы, притом часто не древние и подлинные, а достаточно искаженные необразованными переписчиками церковных песнопений и, едва ли не еще больше, досужими выдумками искусных певцов-монахов. Не было строгого установленной системы, не было истории, а следовательно не знали, каково было пение древне-греческое, перешедшее к нашим предкам, не знали, какие напевы искажены и каково должно быть русское церковное пение. Что касается до литературы по вопросу о русском церковном пении, то таковая, не смотря на то, что первые попытки к разработке этого вопроса относятся еще к началу нынешнего столетия 1 (а более серьезные к середине его), почти дальше исторических материалов, за редкими исключениями, не шла. Из музыкантов, серьезно интересовался церковным пением А. Ф. Львов, написавший несколько небольших статей по этому вопросу – «О пении в России» (1834), «О свободном или несимметричном ритме» (1858); но недостаточно-научная подготовка и дилетантизм автора отняла у них характер серьезных, научных трудов. Гораздо более значение имеют материалы, собранные Безносовым, Сахаровым и Ундольским. «Замечания для истории церковного пения» В. М. Ундольского напечатаны в «Чтениях Моск. Историч. Общ.», 1846 г.; статья второго из них – «Исследование о русском церковном пении», напечатана в журнале Министерства народ. просв. в 1849 г., а книга Безносова «О судьбе нотных певческих книг», издана в 1864 г. Затем можно упомянуть лишь имена кн. В. Ф. Одоевского, этого глубоко и всесторонне образованного любителя-ученого, который в своих разнообразных статьях отвел место и нашему вопросу (им написаны следующие статьи: «Об исконно русской музыки», «О пении в приходских церквах», «К вопросу о древнерусском пении» и др.) и отчасти, со стороны исторической, В. В. Стасова, напечатавшего в 1865 г. крайне любопытную статью – «Заметки по демественном и троестрочном пении».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Промысл Божий и победа под Москвой в 1941-м 15.12.2009 497 Время на чтение 4 минуты Каждый год в начале декабря мы вспоминаем те роковые дни 1941 года, когда чёрная саранча фашистских полчищ, поглотившая уже всю Европу, смертельной схваткой окружала Москву ... А потом вдруг, в начале декабря, - поползла назад. И это при том, что и по численному составу, и по техническому оснащению гитлеровские войска превышали советские в полтора - два раза. Тогда, в 1941 году, многие искренне стремились на фронт, ими владело чувство ответственности за судьбу своей Отчизны. Чувство правды, справедливости - было главным стержнем, сплотившим народы в едином порыве. И то, что местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий в первый же день войны сел писать послание к народу России, говорит о его духовной зрелости в определении главных жизненных ориентиров... Многим известна история о том, что Москву облетали с иконами в декабре 1941 года. Свидетелей тех лет становится всё меньше, но ещё живы несколько очевидцев, которым маршал авиации Александр Голованов рассказывал про то, как по приказу Сталина он в декабре 1941 года на самолёте ЛИ-2 облетал Москву крестным перелётом. Это может подтвердить маршал авиации Александр Николаевич Ефимов. При рассказе присутствовали дважды герой Советского Союза Дмитрий Глинко и Андрей Боровых. Более подробно об этом перелёте Александр Голованов рассказывал писателю Николаю Блохину. Потом он писал: «Этот полёт был одним из самых необычных в бурной биографии отважного лётчика. Погода стояла абсолютно нелётная. Шквальный, порывистый ветер с метелью и температура минус 50 по Цельсию делали невозможными ни взлёт, ни посадку. Однако исключающий все возражения приказ Сталина и его полная уверенность в успехе необычного полёта вселяли оптимизм и в лётчика. Сопровождали чудотворную икону православный священник и три женщины певчие. Во время такого трудного полёта шума моторов почти не было слышно, хотя они и работали исправно. Зато очень хорошо ему запомнилось пение акафиста»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШИЕ ПЕВЧИЕ (Дьяки и подьяки), в Др. Руси - церковные певцы, из к-рых состоял хор Митрополита (впосл. Патриарха) всея Руси. П. п. и великокняжеские (затем царские) государевы певчие дьяки были главными хорами Российского гос-ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности П. п. сохранились от кон. XVI-XVII в. Хор митрополита всея Руси по сравнению с государевым был более древним; вероятно, он возник в период учреждения Русской митрополии. В Чине поставления епископов 1456 г. указывается, что певцы митрополита исполняли «стих некый», «Многа лета» и проч. (ААЭ. Т. 1. С. 470, 473). От времени митрополии сохранились лишь неск. имен певчих дьяков и краткие сведения об их деятельности. После введения в 1589 г. Патриаршества хор стал именоваться патриаршим. Структура хора П. п. Структура хора П. п. была строго иерархическая, он состоял из особых подразделений - станиц . Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а нередко и местом внутри станицы. В Чине избрания митр. Иоасафа (Скрипицына) (февр. 1539) указано, как действовали и что пели «митрополичи дьяки обе станицы», упоминаются подьяки (Там же. С. 158-160). В описании событий, связанных с поставлением 1-го патриарха всея Руси Иова (янв. 1589), также говорится о 2 станицах патриарших певчих дьяков - «большой» и «другой», исполнявших во время торжественных приемов славники и «стихи избранные». Отмечается, что после дьяков велено было «петь подьяком всем по чину» (РИБ. Т. 2. С. 319-323). Поскольку документы митрополичьих и патриарших приказов сгорели в московском пожаре 1626 г., восстановить структуру и состав хора более раннего времени можно только по материалам государева Казенного приказа и монастырей. В 1585/86 г. на Рождество Христово в Чудов в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужской монастырь приходили славить 3 станицы хора Российского митрополита и трое самых молодых подьяков того же хора, исполнявших роли вавилонских отроков в пещном действе . В 1605/06-1606/07 гг. келарь и казначей Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря жаловали «славлеными деньгами» 7 станиц П. п., а в следующем году - 4 станицы (РГАДА. Ф. 196. Оп. 1. 273. Л. 121а - 122; Ф. 1192. Оп. 2. 15. Л. 54 об.; 16. Л. 118 об.-119; 19. Л. 158-158 об.). Т. о., уже в нач. XVII в. патриарший хор делился на 7 станиц.

http://pravenc.ru/text/2579762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГОСУДАРЕВЫ ПЕВЧИЕ ДЬЯКИ древнерус. церковные певцы, из к-рых состоял хор московского вел. князя, затем царя. Этот хор и хор митрополичьих (затем патриарших) певчих дьяков и подьяков были главными хорами Российского гос-ва. Наиболее полные документальные сведения о жизни и деятельности Г. п. д. сохранились от XVI-XVII вв. Государев хор вел начало от великокняжеского придворно-церковного хора. Источники сообщают о существовании в XIV в. и ранее домовых храмов при княжьем дворе (ц. Иоанна Предтечи, собор Спаса на Бору, ц. Рождества Богородицы), где, вероятно, и пели великокняжеские певцы. Г. п. д., «великого князя дияки певцы», «большие и меньшие», упоминаются впервые в янв. 1489 г. в числе лиц, получивших «поминки» от Ростовского архиеп. Тихона после его хиротонии (ГИМ. Собр. Забелина. 419. Л. 56). Государев домовый собор Благовещения (1489) стал основным местом службы Г. п. д. Их наиболее раннее изображение находится на шитой пелене, выполненной в 1498 г. в Москве в мастерской вел. кнг. Елены Стефановны (Волошанки). В нач. XVIII в. хор был переведен в С.-Петербург и в 1763 г. преобразован в Придворную певческую капеллу . Структура хоров Г. п. д. была организована строго иерархически и состояла из особых подразделений - станиц. Положение, размеры жалованья, функции певца определялись тем, в какую из станиц он входил, а также нередко и местом внутри станицы. Точные данные об устройстве государева хора и о численности его певцов в XVI в. относятся к «царскому» периоду правления Иоанна IV Грозного (1547-1584). Согласно штатной росписи от 20 марта 1573 г., хор состоял из 5 станиц (в 1-й и 5-й станицах было по 5 чел., в остальных - по 4). Кроме того, числилось 5 «безстаничных», резервных певцов. В документах кон. XVI - нач. XVII в. упоминаются имена 4 основных и 2 «меньших» станиц Г. п. д., следов., государев хор в то время насчитывал ок. 30 певцов. Сведения, позволяющие наиболее полно выявить структуру и состав государева хора, относятся уже к периоду восстановления гос. власти и дворцовых подразделений после Смутного времени. В 1613-1627 гг. количество основных станиц оставалось неизменным - 3 (по 4-5 чел.), однако шло увеличение числа резервных Г. п. д. за счет набора молодых певчих. В документах 1-я и 2-я станицы именовались «большие». В 1627-1628 гг. наметилась тенденция к количественному росту основных станиц (до 5-6) (с сохранением резервных певцов). В 1672-1673 гг. было образовано 2 станицы из молодых дьяков-новгородцев. С этого же времени в 1-ю станицу, где вместе с уставщиком хора значилось не более 3 певцов, включалось и 3 государевых крестовых дьяка , к-рые с 1677 г. стали Г. п. д. Во 2-й пол. 70-х гг. осуществлялся набор и дьяков-«спеваков», исполнителей многоголосных партесных произведений, но они пока не входили в общий штат.

http://pravenc.ru/text/166319.html

1851 г. После утверждения в степени магистра богословия я еще с большим против прежнего рвением стал относиться к исполнению своих обязанностей по должности Синодального ризничего и с большим прежнего благодушием относиться ко всем окружавшим меня и ко всему, со мною и вокруг меня происходившему. 15-е ч. августа – храмовой праздник в первопрестольном храме древней столицы, посвященном памяти Успения Пресвятой Богородицы. Празднество начинается обыкновенно с вечерни предыдущего дня. Благовест к малой вечерне на Ивановской колокольне начинается в 3 часа пополудни. После малой вечерни, которую правят одни соборяне, совершается торжественный молебен Божией Матери. К молебну приезжает митрополит и прочие архиереи, находящиеся в столице, а также все настоятели Московских монастырей и соборов. На всенощном бывает один архиерей – викарий. В самый день праздника литургию совершает обыкновенно митрополит, иногда в сослужении викария. На литургии употребляются самые драгоценные утвари. После обедни митрополит и прочее духовенство идут, при торжественном звоне, в мантиях, в так называемую Мироварную палату, находящуюся в бывшем Патриаршем (ныне Синодальном) доме. Здесь приготовляется частью на сумму, отпускаемую из казны, а частью на счет соборного старосты, праздничная трапеза, к которой, кроме старшего духовенства, приглашаются высшие военные и гражданские власти. Во время стола поют концерты синодальные певчие. Стол украшается древними сребро-позлащенными кубками, приносимыми на этот раз из Патриаршей ризницы. 22-е число – день священного коронования и помазания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. День этот в Москве, как и во всей России, ежегодно воспоминался торжественным образом: но в 1851 году этот достопамятный день ознаменован был для Москвы сугубым торжеством. К этому дню благоволил прибыть в Москву, со всею почти царскою фамилией, Государь Император Николай Павлович, для празднования двадцатипятилетия своего венчания на царство. Но между тем как прочие сословия столицы оказались почти равнодушными к столь знаменательному дню своего Самодержца, маститый архипастырь Москвы один сумел, от имени подведомого ему духовенства столицы, достойным образом ознаменовать этот день и выразить, при настоящих обстоятельствах, пред Монархом свои и вверенного ему духовенства верноподданнические чувства.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

ЖМП 11 ноябрь 2019 /  3 декабря 2019 г. 12:59 Пути развития современного церковного пения ВТОРОЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЪЕЗД РЕГЕНТОВ И ПЕВЧИХ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ СОБРАЛ СВЫШЕ ШЕСТИ СОТЕН ДЕЛЕГАТОВ Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 ­октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . PDF-bepcuя Начальный тон: без тенденции к занижению! В этот раз делегатский корпус возрос почти вчетверо по сравнению с первым съездом. Однако Церковно-общественному совету удалось разместить участников (причем не только в гостинице Паломнического центра мос­ковского Патриархата, но и еще в одном большом отеле), обеспечить питанием всех гостей и не допустить очередей на сжатых во времени кофе-брейках. При этом совет — по сути, общественная организация, у которой нет ни собственного штата, ни бюджета. И сам по себе уплачиваемый делегатами регистрационный взнос (довольно скромный, хотя бы с учетом обычной стоимости проживания в столичных гостиницах) не спас бы оргкомитет, если бы не самоотверженность и не полное погружение в процесс его немногочисленных членов. Четко сработала и команда православных волонтеров, без которой также ничего не получилось бы. В отличие от первого съезда организаторы отказались от проведения параллельных тематических секций на разных площадках. В результате двухдневная программа вместила в себя вереницу из пяти пленарных заседаний, которую разнообразили два замечательных концерта — сводного хора трех московских коллективов под управлением Алексея Пузакова, Варвары Волковой и Александра Майорова и хора Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции под руководством Даниила Григорьева. Можно спорить, какой из вариантов оптимальнее: принцип параллельных секций позволяет выбирать заседания по интересам, зато на идущих друг за другом пленарных заседаниях можно при желании услышать всех докладчиков. Показалось, что «пленарки» компоновались весьма разнородно, без объединяющего каждую из них тематического стержня. Даже последнее заседание, тон которому задал председатель Общества любителей знаменного пения имени святителя Иова Глеб Печенкин, включило вроде бы мало связанные с древнерусской певческой традицией доклады о парижской эпохе представителей знаменитой династии церковных музыкантов Кедровых и о месте болгарского распева в истории и современности клиросного обихода.

http://e-vestnik.ru/church/sezd_regentov...

М.И. Звездинский Сознание незаконности бегствующего священства еще в конце XVIII века побуждало многих искать соединения с православною Церковью на началах единоверия. Первыми выразителями этого направления были старообрядцы Елисаветградского уезда, куда они переселились из Молдавии и где основали селение Знаменку. Они обратились к тогдашнему Славенскому архиепископу Никифору (Феотоки). Он исполнил их просьбу и послал Елисаветградского священника присоединить их к Церкви, а также благословил их соорудить храм в Знаменке. Который сам и освятил, причем на правом клиросе пели архиерейские певчие по новым книгам и напевам, а на левом новоприсоединенные по своим старым. Тогда же преосвящ. Никифор поставил им священника и благословил совершать службу по старым книгам. Это было в 1780 году. Но то был факт, так сказать, единичный. Широкое распространение единоверие получило только с появления и утверждения его в Москве. В 1799 году московские старообрядцы, поповщинского согласия, в количестве 75 семейств во главе с купцами: Г. Александровым, Д. Г. Ямщиковым и Ф.А. Шелапутиным, подали митрополиту Платону прошение о присоединении их к святой церкви и о дозволении иметь церковь для отправления богослужений. «Надеясь на беспримерные щедроты, – писали в этом прошении московские старообрядцы – и великие милости Его Императорского Величества Павла Петровича к старообрядцам, и на благоснисхождение пастырей Грекороссийской церкви к оным, восприняли мы непременное намерение и желание воспользоваться Монаршими щедротами, и пастырским благоснисхождением, и испрашивать об открытии себе святых церквей, и о снабжении нас правильными священниками». Изложив затем в 16 пунктах условия, на которых эти старообрядцы желали соединиться с церковью, они так заключили свое прошение: «Того ради препоручая себя в милостивое вашего высокопреосвященства благоволение, всепокорнейше просим изъявить нам архипастырскую свою милость и благоснисхождение, открыть нам святые церкви и снабдить нас правильными священниками и о сем нашем прошении милостивое решение учинить». Это прошение, по рассмотрении его в Святейшем Синоде, было представлено на благоусмотрение Государя императора Павла Петровича. Государь на этом же самом прошении начертал: «Быть посему Октября 27 дня 1800 года, Гатчино». Этот важный, исторический документ в подлиннике хранится в Троицкой церкви. Таким образом, с этого времени для московских старообрядцев явилась возможность быть в единении с православной церковью, быть православными, оставаясь при старых обрядах и совершая богослужение при помощи законных священников по старообрядческим патриаршим книгам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Т. Сидаш Приложение 1. Павел Алеппский 602 . Москва. Торжественное служение патриархов в Неделю Православия. Осуждение икон нового письма и двуперстия В первое воскресенье Великого поста рано утром несколько раз ударили в украшенный резьбой колокол и в другие по порядку, дабы собрались в (Успенский) собор игумены монастырей, священники и диаконы вместе со своими иконами, назначенные для участия в имеющем происходить большом торжестве, особом чине и молении за царя. Позвонив немного в большой колокол, делают маленькую остановку, а затем ударяют в другие колокола один за другим по порядку. Позднее утром трижды ударили во все колокола разом – в малые, большие и в самый большой, делая в промежутках одиночные удары, так что казалось, будто весь город поколебался. Этот день у них весьма почитается, и потому все жители с женами, дочерьми и малыми детьми в лучшей одежде поспешили в собор с усердием и благоговением прикладываться к иконам и мощам святых. Таков их обычай из года в год. Большая часть русских прикладываются к иконам только в этот день. Женщины, когда лобызают иконы, снимают свои меховые шапки, под которыми они носят род белых повязок, плотно прилегающих к голове. По приглашению царя наш владыка патриарх отправился (в собор) в царских санях, в которых и мы поместились вместе с ним. В третьем часу (около 10 часов утра) прибыл патриарх (Никон). У них принято, что диаконы в праздники, подобные сегодняшнему, надев стихари, отправляются в патриаршие палаты с большими свечами в руках и идут перед патриархом, пев тропарь, положенный на этот день, а другие, окружая патриарха, ведут его под руки и поддерживают концы его мантии. Архидиакон и протодиакон еще ранее патриарха пошли в собор; надев стихари, они вышли из алтаря и встретили его с кадилами. Затем он поднялся на патриаршее место и молился, делая поясные поклоны, пока не окончили «Достойно есть» и певчие не пропели ему многолетия. Он благословил народ трикириями, сошел, приветствовал нашего учителя, и все пошли, по обычаю, прикладываться к иконам, к мощам святых, к ковчегу с ризой Спасителя, к алтарю, к кресту, Евангелию и жертвеннику. Затем мы вышли из алтаря и облачили их. Они благословили народ, и мы вышли вместе с ними через южные двери (собора) для встречи царя.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора Белград, 17 сентября 2010 г. 16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики. Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для нас Православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением  возрождения и духовного подъема в России. Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.

http://pravoslavie.ru/39202.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010