Грамота Ермогена, митрополита Казанскаго и Астраханскаго, святейшему Иову, патриарху всея России, О дозволении совершать в пределах Казанской митрополии память о християнских воинах, погибших в борьбе с татарами, и о казанских мучениках, пострадавших за веру, Иоанне Новом, Стефане и Петре. 1592 г. Генваря 9-го. Лета 7100 (1592) генваря 9 дня, такова грамота послана в Москву: Государю отцу нашему святейшему Иову, патриарху всея России, сын твой и богомолец Ермоген, митрополит Казанский, Бога молю и челом бью. Прежде, государь, казанскаго взятья, во многие времена государи цари наши великие князи киевские и московские посылали бояр и воевод своих, и с ними безчисленное свое христолюбивое воинство воевати казанских царей за их измену. И на тех, государь, многих бранех государевых, великих воевод, князей, бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких государевых русских людей, на тех бранех храбрствовавших, побито под Казанью и в пределех казанских много. И как благочестивый царь и государь наш, блаженныя памяти князь великий Иоанн Васильевич самодержец, не терпя многаго кровопролития православных християн, и многаго клятвопреступления казанских людей, подвиг свой к Казани сам учинил и многие благовонные царские свои поты излиял: по его-же к Богу молению, вере и правде, милосердый Бог предал ему государю нашему вотчину его казанское царство, и тогда, государь, под Казанью храбрствовавших за святую нашу православную веру, много-ж побито православных християн. И после, государь, казанскаго взятья, на многих бранех, тако-ж многии православнии русстии сынове крови свои пролияша, и за таковая, государь, страдания их и подвиги, по се время особная им общая память, летние годины в Казане не уставлены. Умилосердись, государь Иов, патриарх всея России, благослови, повели и учини указ свой государев мне богомолцу своему, в которой день повелит мне святителство твое по тех православных благочестивых воеводах и воинех, пострадавших за Христа под Казанью и в пределех казанских в разные времена, в соборной церкви и по святым монастырям, також соборне, и по всем Божиим церквам во градех и селех казанския митрополии, пети по них панихиды и обедни служити, чтобы, государь, по твоему государеву благословению память сих летняя по вся годы была безпереводно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР († 1552), мч. (пам. 24 марта, 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Рассказ о его мучении содержится в грамоте Казанского митр. сщмч. Ермогена (впосл. патриарх Московский и всея Руси), отправленной 9 янв. 1592 г. патриарху Московскому и всея Руси св. Иову . Митрополит сообщал, что слышал в Казани «в повестях от достоверных человек» следующую историю. П. был крещеным татарином и жил при дворе московского наместника - хана Шаха-Али. Во время татар. бунта хан бежал в Свияжск, но мн. люди из его свиты и правосл. жители не успели покинуть город. Татары начали их бить и, опознав в толпе П., передали его родным. В своем доме П. исповедал правосл. веру и предложил родственникам принять св. крещение. После долгих уговоров и запугиваний П. забили насмерть. Во время мучений он громко кричал: «Христианинъ есмь!». По словам митр. Ермогена, мученика похоронили «на месте, идеже ныне стоит храм святаго Воскресения на житном торгу» (цит. по: Платон (Любарский), архиеп. Сб. древностей Казанской епархии. Каз., 1868). Обращаясь к патриарху Иову, митрополит просил разрешение на почитание мучеников Иоанна I , П. и Стефана , т. к. «в большом синодике, иже чтется в неделю православия, до дне сего не написаны и память их вечная не поется и в синодиках литейном, повсядневном не написаны жъ». 3 февр. того же года последовал указ патриарха, предписывавший митрополиту «учинить панихиду по своему произволению, в которые поры их страдание было, и в болшой синодик, что чтется в неделю православия и в литейной и повсядневной велеть написать». Исполняя указ, митр. Ермоген благословил совершать поминовение Казанских мучеников следующим порядком: «С собором митрополиту панихида и обедня служити самому, також и по всем церквам святым - и по монастырям и по мирским - написати их в синодиках и поминати... на литиях и на обеднях. А вечная память, которую пети мученикам в неделю православия, еще патриархом не уложено, и до патриархова указа...

http://pravenc.ru/text/2580248.html

О том, что всем вообще христианам надлежит непрестанно молиться Пусть никто не думает, братия мои христиане, будто одни лица священного сана и монахи долг имеют непрестанно и всегда молиться, а не и миряне. Нет, нет; все мы христиане имеем долг всегда пребывать в молитве. Ибо смотрите, что святейший Патриарх Константинопольский Филофей пишет в житии св. Григория Солунского. – Имел святитель сей друга возлюбленного, Иова по имени, человека простейшего, но многодобродетельного, с коим беседуя однажды, владыка сказал о молитве, что всякому вообще христианину надлежит подвизаться в молитве всегда, и молиться непрестанно, как заповедует Апостол Павел обще всем христианам: «непрестанно молитеся» ( 1Сол. 5, 17 ), – и как говорит о себе пророк Давид, при всем том, что был царь, и имел попечение о всем царстве своем: «предзрех Господа предо мной выну» ( Пс. 15, 8 ), т.е. всегда мысленно зрю Господа предо мной в молитве моей. И Григорий Богослов учит всех христиан и говорит им, что чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Говоря это и многое другое другу своему Иову, святитель прибавил еще, что повинуясь заповеданиям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех обще: и монахов и мipяh, и мудрых и простых, и мужей, и жен, и детей, и побуждать их молиться непрестанно. Слышавшему сие старцу Иову показалось это новым делом, и он начал спорить, говоря святителю, что молиться всегда есть дело только аскетов и монахов, кои живут вне мipa и сует его, а не мipяh, кои имеют столько забот и дел. Святитель привел новые свидетельства в подтверждение сей истины и новые неопровержимые ее доказательства, но старец Иов не убедился и ими. Тогда святой Григорий, избегая многословия и любопрепирательства, замолчал, после чего каждый пошел в келью свою. Когда потом Иов молился наедине в келье своей, является ему Ангел, посланный от Бога, «иже хочет всем спасться и в разум истины придти» ( 1Тим. 2, 4 ), и укорив его, зачем спорил со святым Григорием и противился явному делу, от коего зависит спасение христиан, возвестил ему от лица Божия, чтоб вперед внимал себе и остерегался говорить кому что-либо противное сему душеспасительному делу и противиться воле Божией, даже и в уме своем чтоб не держал противного сему помысла и не позволял себе мудрствовать разно с тем, что сказал святой Григорий. Тогда простейший старец Иов тотчас поспешил к святому Григорию, и припадши к ногам, просил прощения в противоречии ему и любопрительности, и открыл ему все, что сказал ему Ангел Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

IV. Въезд и венчание Бориса на царство 26-го февраля, в прощёное воскресенье на масленице, царь Борис Феодорович совершил торжественный въезд в Москву. Народ встретил его пред стенами города и поднёс ему хлеб, кубки, соболя, жемчуг и иные царские дары. Но новый царь принял только хлеб, „сказав, что богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне». У врат Успенского собора царя встретил святейший патриарх Иов с духовенством со крестами и иконами. Отпев молебен, патриарх вторично благословил на царство „Богом избранного государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича», осенив его крестом животворящего Древа, и по благословении пели царское многолетие „государю, Богом избранному, и Богом возлюбленному, и Богом предпочтённому царю и великому князю Борису Феодоровичу, всея Руси самодержцу, и его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии, и их благородным чадам, благоверному царевичу Феодору Борисовичу и благоверной царевне Ксении». В это время патриарх, духовенство, бояре и всенародное множество радостно поздравляли царя, а патриарх, благодаря Бога, воскликнул: „Благословен Бог , ибо не презрел нашего моления, услышал вопль и рыдание христиан, преложил их скорбь на веселие, и даровал нам царя, которого мы денно и нощно просили со слезами!» Отслушав обедню в Успенском соборе, царь Борис пошёл „прощаться» сначала в Архангельский собор, где, поклоняясь гробницам великих князей и царей московских, говорил со слезами: – Великие государи! Хотя телом от своих великих государств вы и отошли, но духом всегда пребываете неотступно и, предстоя пред Богом, молитву творите: помолитесь и обо мне и помогите мне! Из Архангельского собора пошёл в Благовещенский и потом к патриарху Иову. Долго побеседовав с ним наедине, царь испросил у него прощение, простился с духовенством и боярами и, совершив сей трогательный обряд прощения, возвратился снова в Новодевичий монастырь, предупредив, что в монастыре он пробудет у вдовствующей государыни царицы инокини Александры до Светлого Христова Воскресения, так как царица ещё была больна от перенесённой печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл: «Вечная ему память!» На 83-м году жизни отошёл ко Господу митрополит Иов (Тывонюк) 02.12.2020 1327 Время на чтение 7 минут Во вторник, 1 декабря, на 83-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался митрополит Иов (Тывонюк), пребывавший на покое при храме Ризоположения на Донской улице г. Москвы . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной митрополита Иова (Тывонюка), сообщает Патриархия.ru. «Со скорбью узнал о кончине после продолжительной болезни Преосвященного Иова (Тывонюка) — бывшего митрополита Челябинского, пребывавшего на покое в московском храме Ризоположения на Донской, - говорится в Патриаршем послании. - Почивший архипастырь прошел большой жизненный путь, исполненный многих трудностей и испытаний. Ещё в юности он принял твердое решение посвятить себя Господу и трудился послушником сначала в Почаевской лавре и в Свято-Троицком Балтском монастыре в Одесской епархии, а затем в обители Преподобного аввы Сергия, где и принял монашеский постриг и священный сан. Господь судил владыке Иову нести служение на различных ответственных поприщах: многие годы он работал в Отделе внешних церковных связей, долгое время являлся заместителем председателя Отдела, активно участвовал в подготовке к юбилейному празднованию 1000-летия Крещения Руси». «Премудрым промыслом Вседержителя почившему было определено управлять Челябинской епархией, заботиться о благоустроении и развитии церковной жизни на Урале. Без малого 15 лет владыка Иов совершал эти важные труды, имел деятельное попечение о врученных ему овцах словесного стада Христова, возрастании их в вере, любви ко Господу и ближним. Молюсь Милостивому и Долготерпеливому Богу, дабы Он упокоил душу новопреставленного Своего служителя во обителях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Вечная ему память!» - заключил Святейший Патриарх Кирилл. Краткая справка: Митрополит Иов (в миру — Дмитрий Яковлевич Тывонюк) родился 6 ноября 1938 г. в пос. Почаев Кременецкого района Тернопольской области в крестьянской семье. После завершения школьного образования был послушником в Почаевской лавре , а затем в течение года нес послушание в Свято-Троицком Балтском монастыре Одесской епархии .

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/02/pa...

Патриарх Третьего Рима РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_43692.html 18 июля 2007 Дмитрий Урушев Патриарх Третьего Рима Святитель Иов предал анафеме Лжедмитрия и до конца остался верным Годуновым Источник:  http://religion.ng.ru НГ-Религии В русской истории необычайно тесно переплетены судьбы государства и Православной Церкви. Интересы державной внутренней и внешней политики нередко отображались в событиях церковной жизни. Иногда религиозные деятели становились заложниками этих интересов, подобно первому московскому Патриарху Иову. Из Старицы в Москву Будущий Патриарх родился около 1525 года в городе Старице (нынешняя Тверская область) и в миру звался Иоанном. Его родители, числившиеся между посадскими людьми, отдали сына на воспитание в Старицкий Успенский монастырь. По словам древней " Истории о первом патриархе Иове Московском " , Иоанн " от той же святой обители архимандрита Германа воспитан и грамоте и всему благочинию изучен и страху Божию добре обучен " . После первоначального обучения грамоте Иоанн тщательно изучил церковные книги. В то время образованные люди уделяли особое внимание развитию памяти. Эта способность у будущего архиерея была развита вполне: " Всю Псалтырь, и Апостол, и Евангелие без книг толкование сказывал и читал " . Даже в глубокой старости, потеряв зрение, он совершал литургию по памяти. Кроме того, Иоанн был обучен переписыванию книг и так овладел искусством излагать свои мысли на бумаге. Юноша принимал самое близкое участие в жизни монастыря, особенно в богослужении, ибо у него был звучный голос: " Прекрасен бо был в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая слухи сердца слушателей " . По достижении совершеннолетия Иоанн принял иноческий постриг и был наречен Иовом. Многие годы провел он в Старицкой обители, пройдя путь от смиренного послушника до почитаемого настоятеля. Как сказано в житии Иова, в христианских добродетелях он превзошел всех: " Во дни же его не обретался человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни поступью, ни вопросом, ни ответом... Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек " .

http://religare.ru/2_43692_1_21.html

I. Патриарх Иов К оглавлению Патриарх Иов, в мире Иоанн, родился в городе Старице, где родители его числились между посадскими людьми, и отдан был для первоначального образования в старицкую Успенскую обитель, находившуюся на посаде. Здесь он, по словам его биографа, «воспитан и грамоте, и всему благочинию, и страху Божию добре обучен» от тогдашнего настоятеля обители архимандрита Германа, который потом по просьбе своего воспитанника постриг его в монашество, назвав Иовом, и оставил у себя на послушании . Этот Герман, архимандрит старицкой Успенской обители, был не тот Герман, по фамилии Садырев-Полев, который, будучи избран в 1551 г. в настоятели ее, правил ею всего два с половиною года и впоследствии сделался архиепископом Казанским, скончался в Москве и ныне нетленно почивает в Свияжском монастыре. Наставник Иова Герман, постригший его в монашество, скончался архимандритом Старицкой обители и погребен в ней близ церкви Успения Пресвятой Богородицы у западных дверей, против правого клироса . Город Старица, принадлежавший удельному князю Владимиру Андреевичу, с 1556 г. перешел в область царя Ивана Васильевича. Грозный царь вздумал как-то посетить свой новый город и находившуюся в нем обитель. Здесь он узнал Иова и велел произвесть его в архимандрита и настоятеля обители. Когда принял пострижение Иов и когда возведен в сан архимандрита, неизвестно, но в 1569 г., мая 6-го он упоминается как уже архимандрит старицкого Успенского монастыря . Скоро из скромной Старицкой обители Иов с тем же званием архимандрита и настоятеля перемещен был в столицу, сперва (1571) в Симонов монастырь, а потом (1575) в Новоспасский, считавшийся царским: новое доказательство царского благоволения к Иову. Еще быстрее совершалось восхождение его по степеням высшей церковной иерархии: в 1581 г. Иов был рукоположен во епископа Коломенского, в генваре 1586 г. получил сан архиепископа Ростовского, чрез одиннадцать месяцев сделался (11 декабря) митрополитом Московским, а еще чрез два с небольшим года возведен (26 генваря 1589 г.) в достоинство патриарха .

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

Патриарх Гермоген родился около 1530 года в Казани и в молодости служил клириком в казанском спасо-преображенском монастыре под руководством основателя этого монастыря, св. Варсонофия, в 1568 году оставившего свою епископскую кафедру в Твери и удалившегося на покой, в основанный им вместе со св. Гурием Казанским, монастырь. В 1579 году, мы видим Гермогена в сане приходского священника в Казани при церкви св. Николая в Гостином ряду. В этом 1579 году, в присутствии Г., произошло явление и обретение чудотворной казанской иконы Божией Матери; при виде чудотворной иконы Г., как рассказывает он сам о себе, прослезился и с благословения архиепископа казанского Иеремии отнес св. икону на своих руках в ближайший храм св. Николая Тульского; это было 8 июля 1579 года. Впоследствии, в 1594 году, Г. составил сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах. Вскоре, после обретения св. иконы, Г. принимает иночество и поставляется в архимандриты казанского спасо-преображенскаго монастыря; в 1582 году, мы видим его уже в этом сане. 13 мая 1589 года Г. был посвящен в архиерейский сан на казанскую кафедру и первый начал собой ряд митрополитов казанских, после введении патриаршества в России. Управление Г. казанской кафедрой ознаменовано следующими деяниями. В январе 1592 года, Г. писал патриарху Иову, что в Казани, доселе, не совершается поминовение по русским воинам, павшим при взятии Казани и просил установить для этого определенный день. Писал, вместе с тем, о трех мучениках, пострадавших в Казани за христианскую веру, Иоанне, Стефане и Петре, и выражал сожаление, что эти мученики, доселе, не вписаны в синодик, который читается в неделю православия, и им не поется вечная память. В ответ Г., патриарх прислал от 25 февраля указ; по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботу после Покрова Пресв. Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в неделю православия; повелел также вписать в этот синодик и трех мучеников казанских, а день для поминовения их предоставил назначить самому Г. Г., объявляя патриарший указ по своей епархии, прибавил от себя, чтобы по всем церквам и монастырям служили панихиды по казанским мученикам и поминали их на литиях, и на обеднях 24 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Послания и поучения патриарха Иова Историко-литерат. очерк Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 55–57. Первый патриарх всероссийский Иов оставил по себе довольно богатый вклад в древнерусскую церковную письменность. Многие его поучения и послания, к счастью для потомства, сохранены в нашей исторической литературе». Кроме непосредственной высокой ценности редкого памятника церковно-исторической письменности, творения первого патриарха всероссийского дороги еще тем всякому истинно верующему человеку, что ярко и полно обрисовывают светлый облик первосвятителя российской церкви, с его смирением, с его любвеобильной, богобоязненной душой. Из творений патриарха Иова сохранились: «Повесть о честном житии благоверного и благородного государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича»; две речи патриарха Иова к царю Борису; обширное послание патриарха Иова к грузинскому царю Александру; послание грузинскому митрополиту Николе; духовная грамота патриарха Иова; грамота от Иова, патриарха московского, к цареградскому патриарху Иеремии; грамота Иова митрополиту Гермогену... Из этих древних памятников церковной письменности можно вывести многое. Например, мы видим, какой любовью и каким почитанием царя Бориса Годунова пользовался патриарх Иов. В посланиях своих к Иову Борис именует его «истине изыскателем отеческого предания, от Бога препрославленным ревнителем благочестия, твердым столпом православия, источником духовных учений» и т. п. Далее, видно, с каким смирением, с какой скромностью относился сам патриарх Иов к своим творениям. Так, в повести «о честном житии благоверного, благородного и христолюбивого государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича», он называет убогим и грубым свой разум. То же самое говорить он и в своей духовной грамоте, хотя и в совершенно другой, значительной более мягкой, форме. Между тем, с точки зрения духовного красноречия, творения первого всероссийского патриарха отнюдь не заслуживали такой строгой оценки. В них имеются яркие уподобления, живые образы... Например, возьмем весьма

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первые, но уже ярко выраженные черты этого почитания в отношении к сосланному Патриарху обнаруживаются со стороны настоятеля Успенского Старицкого монастыря преподобного архимандрита Дионисия († 1633; память 12 мая), а вместе с ним и братии. Как уже отмечалось, приказ Лжедмитрия о строжайшем содержании Святителя Иова в заточении преподобный Дионисий не только проигнорировал, но, более того, предпринял все меры к тому, чтобы смягчить страдания убеленного сединами старца. Стражники, доставившие Святейшего Патриарха Иова, были отправлены, а сам настоятель «со всею братиею и со многими горькими слезами, не ведый, что сотворити великому пастырю, и молит, и просит, что повелит и что укажет еже о себе творити» . Так был встречен Патриарх в своей родной обители, где некогда начинал постигать под руководством святителя Германа великую школу иноческого смирения и нелицемерного братолюбия и где впоследствии настоятельствовал, преподавая братии уроки благочестия и духовного наставничества. И быть может, именно в эти минуты монашеское сердце Первосвятителя как никогда исполнялось радостью и утешением, ибо его опытному взору открылись поистине нетленные плоды жертвенности и великодушия, те самые плоды, в созидании которых он ощутил и свою бескорыстную иноческую причастность. Духовная общность Святителя Иова и преподобного Дионисия — тема, заслуживающая особого внимания. Не вдаваясь в детальный анализ этой важной, еще не получившей своего освещения в церковной литературе, темы, отметим основные вехи взаимоотношений этих столпов Православия. Поражает общность некоторых биографических данных, близость и единство их жизненных судеб. Так же, как и Патриарх, преподобный Дионисий родился на Тверской земле; оба приняли постриг в Старицком Успенском монастыре, тот и другой в течение нескольких лет были настоятелями этой обители . Во время поездки Патриарха Иова в Москву в феврале 1607 г. для принятия покаяния москвичей преподобный Дионисий сопровождал Первосвятителя . Несомненно, к тому времени их связывала искренняя и глубокая дружба, основанная на единстве мировоззрения, которое в свою очередь выражалось как в патриотическом служении Отечеству в годы польско-литовской интервенции, так и в пастырском служении Церкви, испытывавшей в те времена из-за недостатка просвещения большие беды. Как отмечают исследователи, именно в Москве, благодаря Святителю Иову состоялась встреча святого Патриарха Гермогена († 1612; память 17 февраля и 12 мая) и преподобного Дионисия , положившая начало их совместному служению Церкви и Отечеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/439794/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010