“Антирелигиозные мудрецы” против Патриарха Тихона. Статья II Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 5 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 46, 2006 (К истории деятельности Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) в 1922–1925 гг.) II. Ñâÿòåéøèé Ïàòðèàðõ Òèõîí è “äàíèëîâñêàÿ îïïозиция” Освобождение из заключения Святейшего Патриарха Тихона в корне изменило ситуацию в религиозной жизни России. Обновленцы, несмотря на поддержку власти, стали явно сдавать позиции. В виду этого в недрах АРК разрабатывается следующее направление работы по разложению “тихоновской церкви” созданием условий для формирования “правой” оппозиции внутри Патриаршей Церкви. Обуславливая освобождение Патриарха Тихона выпуском ряда посланий, Антирелигиозная комиссия рассчитывала на то, что это спровоцирует раскол внутри епископата и верующих, что значительно ослабит Патриаршую Церковь. Е. Тучков в отчете о своей работе за 1923 г. писал о результатах “покаяния” Патриарха следующее: “В результате всего этого получается отход от Тихона наиболее черносотенной публики, считающей его слабым, неустойчивым руководителем, а его некоторых епископов прямо называли агентами ГПУ. Таким образом, Тихон в глазах этой публики теряет свой высокий авторитет” 1 . В другом своем докладе руководству Е. Тучков конкретизирует ту часть духовенства, которая осудила Патриарха: “часть видных монархистов, главным образом, епископов (Данилов монастырь) от Тихона отстранились и образовали свою группу более правого направления, считая такового советским Патриархом” 2 . Инициирование правой оппозиции и в дальнейшем раскола в Церкви было одной из главных задач АРК и ГПУ после освобождения Патриарха 27 июня 1923 г. В своем “Кратком информационном отчете Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) Пленуму ЦК РКП(б) о проделанной работе” в сентябре 1923 г. Ем. Ярославский особым образом выделил “выявление наиболее правых, активных политически элементов церковной организации”. Он указывал косвенно на архиепископа Феодора (Поздеевского) как на руководителя этой группы 3 . По поводу этой организации в отчете сказано следующее: «Когда выяснилась действительная позиция Тихона, от него стали отходить наиболее правые элементы церкви и верующих и образовали (не вполне оформлено) правое течение во главе с одним из видных московских архиереев 4 . Они не признают ни Тихона, ни Синода, относятся отрицательно ко всем мероприятиям Тихона. Таким образом всякие отступления Тихона в сторону реформ предполагают выявление наиболее правых, активных политически элементов церковной организации. Группа эта пока еще не большая, но несомненно способная собрать вокруг себя всех недовольных “левой” политикой Тихона» 5 .

http://pravmir.ru/antireligioznyie-mudre...

ЦВ 19 (392) октябрь 2008 /  15 октября 2008 г. Послания свт. Патриарха Тихона 7 ноября (25 октября по ст. ст.) исполняется 90 лет со дня выхода послания свт. Патриарха Тихона, обращенного к членам Совета Народных Комиссаров. Будучи одним из важнейших посланий Патриарха, посвященных рассмотрению преимущественно политических проблем, вставших тогда перед Православной Церковью в России, послание ставит перед нами вопрос об общем духовно-историческом значении посланий свт. Патриарха Тихона. Истории Русской Православной Церкви XX века суждено было стать прежде всего историей гонений на Церковь, которые обрушились на нее с момента утверждения в России коммунистического режима. И вполне закономерно, что уже в первые месяцы после захвата власти в стране коммунистическими богоборцами Русская Православная Церковь устами св. Патриарха Тихона заявила о своем резко отрицательном отношении как к большевистскому режиму, так и к миллионам простых русских, еще недавно православных христиан, которых вожди этого режима вовлекали в свою преступную политику. Одно из первых обращений св. Патриарха Тихона к своей пастве — послание от 19 января 1918 г., продолжая традицию посланий русских церковных иерархов, которые они оглашали в периоды разного рода гражданских смут и междоусобиц, стало грозным предостережением всему русскому православному народу в канун охватывавшей Россию кровавой междоусобной брани. В этом послании православные по рождению и крещению, осуществлявшие гонения на Церковь или убийства и насилие по отношению к невинным людям, предавались отлучению от Церкви. При этом св. Патриарх Тихон анафематствовал не только большевиков, родившихся в семьях православного вероисповедания, но прежде всего многочисленных представителей крещеного в Православной Церкви русского народа, вовлеченных в антицерковную политику большевиков. «Опомнитесь, безумцы! Прекратите ваши кровавые расправы! — писал св. Патриарх Тихон. — Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело, это поистине дело сатанинское, за которое подлежите вы огню геенскому в жизни будущей, загробной и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной.

http://e-vestnik.ru/church/poslaniya_svt...

Патриарх Кирилл совершил молебен у мощей святителя Тихона в годовщину его интронизации 5 декабря, 2015. Новостная служба 4 декабря исполнилось 98-ю лет со дня интронизации святителя Тихона, 5 декабря. ПРАВМИР. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы и 98-ю годовщину со дня интронизации святителя Тихона, Патриарха Всероссийского посетил Донской ставропигиальный монастырь Москвы.   Как сообщает «Патриархия.ru» , в большом соборе обители, где покоятся честные мощи святителя Тихона, Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом: «В день Введения во храм Пресвятой Богородицы мы празднуем историческое событие, связанное с жизнью нашей Церкви, — восшествие на Патриарший престол святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, и по традиции, после богослужения в Успенском соборе Московского Кремля, все вместе совершаем богослужение, молебное пение здесь, у мощей великого угодника Божия. Святитель Тихон почти наш современник. Еще наши родители помнили ту эпоху и молились в храмах за святителя Тихона, нередко рискуя жизнью, потому что одно только упоминание канонического и законного Патриарха было причиной для репрессий и гонений. И многие только за верность Патриарху, которая выражалась в молитвенном поминовении, обрекались на долгие годы заключения и даже на гибель. Наверное, неслучайно наша Церковь прошла через все эти испытания, хотя люди плохо учатся, плохо знают историю. Но Церковь силой благодати Божией хранит в себе историческую память как ни один из институтов человеческого общества. Для нас святые угодники — это не просто исторические персонажи, это святые, предстоящие Богу, которым мы молимся, с которыми у нас реальная духовная связь. И потому святитель Тихон не просто исторический персонаж, а наш святой современник, который сегодня здесь предстоит на молитве вместе с нами, а святыми останками почивает в раке, и нигде и никогда невозможно создать эту реальность, которая Духом Святым созидается в Церкви.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-sovers...

Клин. Церковь Тихона, патриарха Всероссийского. Карта и ближайшие объекты Церковь Святителя Тихона Задонского построена в 1907 г. на территории тюремного замка, возведенного в 1860 г. по проекту В.О. Шервуда. Здание состоит из кубического основного объема, увенчанного одной луковичной главой на барабане, небольшой трапезной и колокольни с шатровым завершением. Основной четверик украшен рядом декоративных кокошников над карнизом. В 1920-х гг. церковь была закрыта, здание перестроено. В 1990-х гг. она восстановлена на средства прихожан. Клин. Церковь Святителя Тихона Задонского. B 1886 году в Клину было построено новое здание тюрьмы, в котором находилась домовая церковь в честь Святителя Тихона, епископа Воронежского и Задонского. Отдельное здание тюремного храма было построено в 1907 году. В исторических справках есть запись о том, что храм был заложен в честь избавления Его Императорского Величества Николая II от опасности в Японии. Храм был причислен к центральному Троицкому Собору г. Клина. B конце 1920-х годов храм постигла печальная участь - он был разрушен и осквернен. Бывшее здание тюрьмы было отдано под жилой дом, в 1960-х годах его приспособили под склад. В конце 1989 года, оба здания были возвращены Православной Церкви, тогда же, по благословению настоятеля храма, был создан клиросный хор и церковно-певческая школа. 17 января 1990 года было совершено его первое освящение. Он стал первым в мире храмом, освященным в честь исповедника XX века Патриарха Тихона. После реставрации основной части храма и устройства временного иконостаса. 30 сентября 1992 года храм был окончательно освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II и предстоятелем Американской автокефальной Церкви митрополитом Феодосием. B 1995 году в храме был освящен второй престол в честь Филарета Митрополита Московского и была создана иконописная школа – мастерская. К 1998 году была завершена архитектурная реставрация, как самого храма, так и здания бывшей тюрьмы, в стенах которого располагается духовно-миссионерский центр, и где осуществляются основные социальные и благотворительные программы православной общины.

http://sobory.ru/article/?object=01123

Святитель Тихон и Русская Православная Церковь за границей в 1922–1925 гг. Неизвестные страницы истории. Часть 1 Патриарх Тихон Преследование патриарха Тихона, осуществлявшееся советской властью в 1922–1925 гг., одной из важнейших своих задач имело заставить святителя осудить зарубежных иерархов, уничтожить зарождавшуюся РПЦЗ. Задачей советских властей было разорвать единство церковного организма, главой которого был Патриарх Московский и всея России. Святитель Тихон, осознавая себя патриархом и российской и зарубежной паствы, заботился о благе последней не менее, чем первой, мужественно отстаивая церковное единство. Систематическое преследование патриарха Тихона началось в 1922 г. На допросе 28 марта 1922 г. патриарха спрашивали о заграничной иерархии . Патриарх Тихон заявил, что он признает в своем каноническом подчинении митрополита Антония (Храповицкого) и его духовенство. На вопрос о том, осуждает ли он их политическую деятельность, патриарх ответил: «Не осуждаю политических убеждений, но осуждаю политическую деятельность». Осуществлявший допрос глава Секретного отдела ГПУ, в структуру которого входило 6-е («антицерковное») отделение, Т. П. Самсонов потребовал от патриарха Тихона в трехдневный срок «определенного и публичного определения своего отношения к контр-революционному заговору, во главе которого стоит подчиненная ему иерархия» . От патриарха требовали осуждения всей оказавшейся за рубежом иерархии и запрещения ее в служении или лишения сана. В ответ на ультиматум в своем заявлении, направленном в ГПУ 5 апреля 1922 г., патриарх осудил лишь акт Собора в Карловцах, которых призывал к восстановлению в России монархии, как противных его обращению к Российской Церкви от 25 сентября/8 октября 1919 г. о невмешательстве священнослужителей в политическую борьбу . На допросе 8 апреля 1922 г. патриарха снова спрашивали о его связи с зарубежными иерархами. В деле патриарха Тихона сохранилась сводка Секретного отдела ГПУ за 25–26 апреля 1922 г., в которой неизвестный осведомитель указывал на следующие слова патриарха, сказанные 25 апреля об этом допросе: «Меня допрашивали 3 лица: Рутковский все писал, а Самсонов и Красиков объяснялись со мной… много они со мной говорили, но одно я признать не могу, и не боюсь ничего, я везде Патриарх Всероссийский, странно, зачем я имею с заграничным духовенством сношение, я Патриарх Всероссийский: Папа знает все то, что творится на русской земле, а также и знают и другие епископы прочих держав…» (особенности текста сохранены. – Д. С.). Это уникальное свидетельство очень важно. Запись этого допроса сохранилась лишь в небольшом отрывке, из патриаршего свидетельства видно, что основной задачей допрашивавших было добиться от патриарха отречения от заграничного духовенства, которое советские власти считали контрреволюционным.

http://pravoslavie.ru/5493.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не исповедник, но мученик? Святейший Патриарх Кирилл не верит, что Патриарх Тихон умер своей смертью 08.04.2024 42 Время на чтение 3 минуты Фото: patriarchia.ru В воскресенье, 7 апреля, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России (1925), по окончании Божественной литургии в Благовещенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Донской ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы, где находится рака с честным мощами святителя Тихона, сообщает Патриархия.ru. В Большом соборе Донской обители Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молебен. В завершение молебна Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву у раки с мощами святителя Тихона. Святейший Владыка поклонился честным мощам святителя, а также Донской иконе Божией Матери. По окончании молебна наместник Донского монастыря митрополит Каширский Феогност приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству образ Покрова Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам молебна с Первосвятительским словом: «Мы вспоминаем в этот праздничный день святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Некоторые называют его исповедником, но, думаю, наступит момент, когда мы провозгласим, что он был не исповедником, а мучеником. Потому что не могла мириться безбожная власть с тем, чтобы даже в заточении, в Донском монастыре, продолжал жить Патриарх всея Руси. Один факт существования Патриарха был силой, которая притягивала к нему людей, силой, которая вдохновляла православный народ не только мечтать, но и молиться о воссоздании Святой Руси, об уничтожении безбожной власти, о прекращении страшных гонений, связанных с поруганием святынь, надругательством над самим духом нашего народа. Никто из нас, потому что мы не принадлежим к тому поколению, даже представить не можем всей той мерзости, всего того зла, всей той клеветы, которая была обрушена на Русскую Церковь, Церковь-мать, духовно воспитывавшую народ на протяжении тысячелетия, Церковь, которая в духовном и культурном смысле работала ради процветания народа. Все было попрано, все залито грязью, священнослужители были обвинены во всех преступлениях как контрреволюционеры; и уж, конечно, самый страшный контрреволюционер жил здесь. Поэтому, когда нам говорят, что Святейший умер своей смертью, верится с трудом, и, возможно, наступит время, когда мы скажем, что он был не исповедником, но мучеником. Уж слишком опасен был святитель Тихон, Патриарх всея Руси, для той самой безбожной власти, которая низвергала все. Потому что оставался духовный символ Руси, тот самый духовный символ и та духовная сила, которая вселяла в православных надежду на возрождение Руси, на возрождение Церкви, на прекращение гонений.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/08/ne...

О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности святейшего патриарха Тихона (1923–1925 гг.) Источник Скачать epub pdf Содержание Момент освобождения из заключения Ближайший помощник св. патриарха – епископ Иларион (Троицкий) Правовое положение патриарха Тихона и патриаршего управления этого периода Поминовение «властей» за богослужением Новый стиль «Покаяние» протоиерея Красницкого «Завещательное послание»     В русских журналах и газетах появилось уже немало статей, посвященных жизни и деятельности свят. патриарха Тихона. Так как все статьи написаны лицами, которые сами не были непосредственными очевидцами тех или других событий из жизни свят. патриарха последнего периода его жизнедеятельности и лишь пользовались слухами, шедшими через десятки и сотни лиц от анонимных авторов или псевдонимов, а также сообщениями советских газет, то неудивительно, что в эти статьи вкрались сведения отчасти или даже вовсе не соответствующие действительности. И я считаю долгом, в интересах исторической правды и науки, поделиться тем, что происходило на моих глазах, и внести необходимые разъяснения и дополнения к появившимся в русской прессе иногда не совсем точным сообщениям об отдельных моментах жизнедеятельности свят. патриарха Тихона последнего периода, т.е. после освобождения его из заключения в середине 1923 года. Момент освобождения из заключения О. Кирилл Зайцев в своей книге «Православная Церковь в Советской России» (Часть первая. Шанхай, 1947) помещает такое описание этого момента, происходящее якобы от «очевидца»: «Многотысячная толпа залила всю площадь около тюрьмы. Вдали стоял экипаж. Большой отряд чекистов по обе стороны толпы образовал коридор от ворот тюрьмы к экипажу. После долгого ожидания раскрылись ворота и показался патриарх. Длинные всклокоченные седые волосы, спутанная борода, глубоко впавшие глаза на осунувшемся лице, ветхая солдатская шинель, надетая на голое тело. Патриарх был бос. Потрясенная многотысячная толпа, как один человек, опустилась на колени и пала ниц. Медленно шел патриарх к экипажу, обеими руками благословляя толпу, и слезы катились по его измученному лицу. И такова была сила момента, что даже головы опричников на мгновение опустились благоговейно перед страдальцем».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Церковь празднует обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского 22 февраля, 2019. Новостная служба После революции, несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре 22 февраля. ПРАВМИР. Церковь празднует обретение мощей святителя Тихона, Патриарха Московского Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками. В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет после серьезных раздумий он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха. В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

Церковь отмечает память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси 18 ноября, 2014. Новостная служба Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 18 ноября. ПРАВМИР. Православные отмечают память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси.   Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками. В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха. В 1892 году о. Тихона переводят инспектором в Холмскую Духовную семинарию, где скоро он становится ректором в сане архимандрита. А 19 октября 1899 года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры состоялась хиротония его во епископа Люблинского с назначением викарием Холмско-Варшавской епархии. Только год пробыл святитель Тихон на своей первой кафедре, но, когда пришел указ о его переводе, город наполнился плачем — плакали православные, плакали униаты и католики, которых тоже было много на Холмщине. Город собрался на вокзал провожать так мало у них послужившего, но так много ими возлюбленного архипастыря.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

М.Б. Данилушкин История Русской Православной Церкви. От Восстановления Патриаршества до наших дней. Том 1 (1917–1970) Источник Содержание Предисловие к изданию Введение Глава 1. Проблемы Русской Православной Церкви в начале XX столетия Глава 2. Русская Православная Церковь и отречение Государя Императора Глава 3. Деятельность Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов Порядок представительства, права членов Собора и его состав Этапы деятельности Собора Глава 4. Основные определения Собора Высшее церковное управление Высший Церковный Совет. Права и обязанности Патриарха Порядок избрания Святейшего Патриарха Епархиальное управление Приход Отношение Священного Собора к политическим и общественным событиям в России Историческое значение Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. Глава 5. Патриарх Московский и всея Руси Тихон и эпоха Гражданской войны 1. Сведения о жизни Патриарха Тихона до 1917 года 2. Личность Патриарха Тихона 3. Первые годы Патриаршества (1917–1920 гг.) Глава 6. Земский Собор 1922 года в Приамурье и его роль в развитии идеи Русской Государственности Глава 7. Деятельность Патриарха Тихона в 1921–25 гг. Глава 8. Сподвижники Патриарха Тихона Патриарший Местоблюститель митрополит Крутицкий Пётр Архиепископ Верейский Иларион (Троицкий) Митрополит Казанский и Свияжский Кирилл Глава 9. История обновленческого раскола 1. Истоки обновленчества 2. Предпосылки появления обновленчества 3. Течения обновленчества 4. Видные деятели обновленчества А.И. Введенский В.Д. Красницкий Обновленческий епископ A.A. Грановский (Антонин) 5. Этапы движения «обновленцев» (1922–1946) Глава 10. Развитие атеистической пропаганды в советской России Глава 11. Русская Православная Церковь после Декларации митрополита Сергия 2. Митрополит Сергий и его оппозиция 3. Легализация Церковного управления Временный Патриарший Синод и декларация митрополита Сергия Послание пастырям и пастве (29 Июля 1927 г.) 4. Оппозиция Митрополиту Сергию 5. Церковная жизнь. Конец 20–30-х годов Писателям мира Глава 12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010