Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ [греч. Δοξολογα μεγλη; лат. Gloria], древний христ. гимн, один из важнейших текстов утрени . Иное название - «Слава в вышних Богу» (Δξα ν ψστοις Θε) по первым словам гимна. В правосл. богослужебных книгах В. с. содержится в 2 редакциях. Первая из них в совр. литургической терминологии собственно и называется «В. с.», вторая же обозначается по-разному, часто - «Слава в вышних Богу» или же «вседневное славословие» (различия в названиях обусловлены особенностями богослужебного употребления). Обе редакции В. с. представляют собой составные тексты; различия редакций по большей части сводятся к разному порядку следования составляющих В. с. разделов. В каждой из 2 редакций присутствуют 3 основных разд.: 1-й открывает гимн словами «      » и продолжается до «                  »; 2-й начинается со слов «    » и заканчивается словами «          »; 3-й частично (в 1-й редакции В. с.) или полностью (во 2-й редакции В. с.) совпадает с молитвой «Сподоби, Господи» . По содержанию В. с. одновременно и хвалебный гимн и покаянная молитва. Происхождение Ядром В. с. является 1-й разд.; древнейшие тексты В. с., относящиеся ко 2-й пол. IV - нач. V в., могут содержать только его под именем «утреннего» или «ангельского» гимна. Этот раздел был переведен на все языки христ. мира (оригинальным считается греч.) и известен в неск. версиях. Наиболее важными считаются греч. версии VII кн. «Апостольских постановлений» (ок. 380) и Александрийского кодекса Библии (сер. V в.), а также поздние арм. и сир. (точнее, вост.-сир.) версии, восходящие, как принято считать, к V-VI вв. Утвердившийся в визант. традиции текст соответствует версии Александрийского кодекса. 1-й разд. В. с. в свою очередь состоит из неск. частей: а) ангельского славословия, воспетого при Рождестве Христовом (Лк 2. 14); б) общего прославления Бога («        »); в) прославления Бога-Троицы («          »); г) большого христологического разд. («          »); д) заключительного подтверждения («                »). Части а и б присутствуют во всех упомянутых 4 древнейших версиях 1-го разд. В. с.; часть в - в 3 из них (кроме версии «Апостольских постановлений»); часть г совпадает только в версиях Александрийского кодекса и арм., в то время как 2 др. версии дают отличные друг от друга тексты; часть д отсутствует в версии «Апостольских постановлений», а в сир. версии существенно отличается от текста арм. версии и версии Александрийского кодекса. Разночтения в версиях указывают на бóльшую древность 1-й половины 1-го разд. В. с. (т. е. частей а, б , в) по сравнению со 2-й половиной. Нестабильность текста в памятниках IV-V вв. указывает на возникновение его ок. этого времени. Однако, по мнению нек-рых исследователей, прототип В. с. мог появиться уже во II в. и сопоставим с раннехрист. гимнами (K. Gamber).

http://pravenc.ru/text/Великое ...

Пн ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 31 марта — 1 апреля 1999 года 10 2005 р. 11:00 31 марта — 1 апреля 1999 года под председательством  Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось   заседание  Священного Синода Русской Православной Церкви. В заседании Священного Синода 31 марта: ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о поступившей просьбе Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII об открытии в Москве Подворья Александрийской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Признать целесообразным пребывание в Москве постоянного представителя Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, что будет способствовать развитию и расширению плодотворного двустороннего сотрудничества Русской и Александрийской Православных Церквей. 2. Перевести Подворье Александрийской Православной Церкви из Одессы в Москву и предоставить храм Всех святых на Кулишках для представительства (Подворья) Александрийской Церкви. 3. Приурочить торжественное открытие Подворья к официальному визиту в Русскую Православную Церковь с 22 по 29 апреля 1999 года Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о церковно-административном благоустроении епархиальной жизни в Казахстане. Справка: По указу президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 10 декабря 1997 года столицей Казахстана стал город Акмола, куда переехали президент, правительство, парламент. Указом президента Казахстана от 6 мая 1998 года столица Республики Казахстан Акмола переименована в Астану. ПОСТАНОВИЛИ: Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского Елевферия и передать в управление Преосвященному архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию, которому определяется титул Астанайский и Алма-Атинский. ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о церковной ситуации в Эстонии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В целях осуществления планомерного диалога с эстонским правительством, для поддержки и развития отношений с религиозными и общественными кругами Эстонии учредить в Таллине Постоянное представительство Московского Патриархата в Эстонии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4938906...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Определения Священного Синода от 31 марта 1999 года В заседании Священного Синода 31 марта 1999 года под председательством Патриарха Имели суждение о поступившей просьбе Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII об открытии в Москве Подворья Александрийской Православной Церкви. Постановили: 1. Признать целесообразным пребывание в Москве постоянного представителя Патриарха Александрийского и всей Африки при Патриархе Московском и всея Руси, что будет способствовать развитию и расширению плодотворного двустороннего сотрудничества Русской и Александрийской Православных Церквей. 2. Перевести Подворье Александрийской Православной Церкви из Одессы в Москву и предоставить храм Всех святых на Кулишках для представительства (Подворья) Александрийской Церкви. 3. Приурочить торжественное открытие Подворья к официальному визиту в Русскую Православную Церковь с 22 по 29 апреля 1999 года Блаженнейшего Патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII. Имели суждение о церковно-административном благоустроении епархиальной жизни в Казахстане. Справка. По указу президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева от 10 декабря 1997 года столицей Казахстана стал город Акмола, куда переехали президент, правительство, парламент. Указом президента Казахстана от 6 мая 1998 года столица Республики Казахстан Акмола переименована в Астану. Постановили: Принимая во внимание столичный статус города Астаны, выделить город Астану из епархиального окормления Преосвященного епископа Чимкентского и Акмолинского Елевферия и передать в управление Преосвященному архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию, которому определяется титул Астанайский и Алма-Атинский. Имели суждение о церковной ситуации в Эстонии. Постановили: 1. В целях осуществления планомерного диалога с эстонским правительством, для поддержки и развития отношений с религиозными и общественными кругами Эстонии учредить в Таллине Постоянное представительство Московского Патриархата в Эстонии.

http://mospat.ru/archive/86370-opredelen...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Святые отцы – святые , сформулировавшие и выразившие в своих творениях и соборных постановлениях богословское ,  нравственно-этическое и аскетическое  учение Церкви и подтвердившие истинность этого учения своей жизнью: достижением святости – обожения человеческой природы. Из III деяния V Вселенского собора : «Мы во всем следуем и святым отцам и учителям Церкви: — Афанасию, — Иларию, — Василию, — Григорию Богослову , — Григорию Нисскому , — Амвросию, — Августину, — Феофилу, — Иоанну Константинопольскому, — Кириллу, — Льву, — Проклу и приемлем все, что они изложили о правой вере и об осуждении еретиков. Приемлем также и прочих святых отцов, которые безукоризненно до конца жизни своей проповедовали правую веру в святой Церкви Божией». Правило VI Вселенского Собора перечисляет авторитетных канонистов: — архиепископа Дионисия Александрийского ; — архиепископа и мученика Петра Александрийского , — епископа Григория Неокесарийского , чудотворца; — архиепископа Афанасия Александрийского ; — архиепископа Василия Великого ; — епископа Григория Нисского ; — архиепископа Григория Богослова ; — епископа Амфилохия Иконийского ; — архиепископа Тимофея Александрийского; — архиепископа Феофила Александрийского; — архиепископа Кирилла Александрийского ; — патриарха Геннадия Александрийского; — мученика архиепископа Киприана Карфагенского . Какие критерии приняты для определения понятия «отцы Церкви»? 1) Истинность учения, 2) святость жизни, 3) признание Церкви. Как называется наука, изучающая творения святых отцов? Патристикой (или патрологией ). Могли ли святые отцы ошибаться? Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов. Как правило, это бывает связано с тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь , а в других выражали своё личное мнение.

http://azbyka.ru/svyatye-otcy

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ I [Иоаким Пани, Славный; греч. Ιωακεμ Πνυ] (ок. 1449, Афины - 1565/67, Каир?), свт. (пам. 17 сент.), патриарх Александрийский (с 6 авг. 1486 или 1487, с перерывами). В возрасте ок. 20 лет принял монашество в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, где пребывал после этого 12 лет. Потом (приблизительно с 1480) в течение 3 лет служил в храме Гроба Господня в Иерусалиме и в лавре св. Саввы Освященного. Позднейшее греч. предание приписывает ему близкое знакомство с Германом , игум. лавры и впосл. Иерусалимским патриархом (1534-1579), однако это явный анахронизм. Неск. лет И. занимался сбором милостыни для лавры в Египте и снискал уважение местных христиан. После смерти Александрийского патриарха Григория V был избран на Патриарший престол. Рукоположение И. было совершено в Дамаске 6 авг. 1486 или 1487 г. Антиохийским патриархом, т. к. в Александрийской Православной Церкви (АПЦ) на тот момент не было архиереев. Во 2-й пол. ХХ в. был введен в научный оборот колофон синайской рукописи, составленный мон. Иоакимом аль-Караки, где сообщается о смерти Александрийского патриарха Григория V 6 апр. 1503 г. Иоаким аль-Караки называет себя учеником почившего патриарха. Запись не согласуется с принятыми датировками жизни и Патриаршества И., восходящими к сведениям младших современников патриарха 2-й пол. XVI в. Хотя их указания частично расходятся, почти все они говорят, что И. жил более 100 лет (варианты: 116, 124) и не менее 78 лет возглавлял АПЦ. Кроме того, еп. Порфирий (Успенский) описал виденную им в каирской ц. вмч. Георгия икону этого святого, созданную по заказу И. в дек. 1501 г. Т. о., традиц. датировка Патриаршества И. представляется пока наиболее убедительной. И. славился благочестием и аскетизмом; уже при жизни с его именем связывали совершение чудес. Наиболее распространенная из легенд об И., «Сказание о чуде, бывшем в Египте», повествует, что «египетский царь» по наущению советников-иудеев решил погубить всех христиан в гос-ве. И. был приглашен на диспут с иудеями в присутствии султана, и в доказательство истинности своей веры ему было предложено сотворить чудо - сдвинуть гору. Патриарх со всеми христианами 3 дня перед испытанием молился и постился. Во сне ему явилась Пресв. Богородица и указала на некоего праведника, одноглазого башмачника, чья молитва будет услышана на небесах. В назначенный день патриарх и башмачник повелели горе сдвинуться, и она сдвинулась, разделившись на 3 части. Тогда иудей предложил И. новое испытание - выпить чашу с ядом. Патриарх сумел незаметно для окружающих осенить чашу крестным знамением, и, когда он выпил яд, зелье чудесным образом вышло у него из-под ребер. Ополоснув чашу водой, патриарх дал выпить из нее иудею, к-рый после этого умер страшной смертью. Султан же даровал христианам всевозможные льготы и милости, а потом и сам тайно обратился в христианство и окончил свои дни на Синае.

http://pravenc.ru/text/468909.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИОСКОР († 4.09.454, Гангры, совр. Чанкыры, Турция), архиеп. Александрийский (444 - 13 окт. 451). Материалы о жизни и учении находятся в актах Вселенского IV Собора (ACO. T. 2. Vol. 1-3), а также в деяниях II Эфесского («разбойничьего») Собора (сохр. на сирийском; Akten der Ephesinischen Synode vom Jahre 449; далее: Flemming. 1917). Нек-рые сведения можно почерпнуть из переписки современников Д., гл. обр. блж. Феодорита Кирского, папы св. Льва I Великого , из исторических работ Евагрия Схоластика , сщмч. Либерата , Захарии Ритора , Феофана Исповедника , Михаила Сирийца и др. Представление о христологических взглядах Д. можно составить на основании его заявлений и реплик, сделанных на II Эфесском («разбойничьем») и IV Вселенском Соборах, а также из его писем, сохранившихся гл. обр. в сир. и копт. переводах. Существует «История Диоскора, патриарха Александрийского», написанная его учеником Феопистом (кон. V в.; CPG, N 5470). Это произведение, вероятно, было переработано после 512 или 518 г.; оно касается в основном событий, связанных с Халкидонским Собором и пребыванием Д. в ссылке. До смерти св. Кирилла , архиеп. Александрийского (27 июня 444), Д. занимал пост архидиакона Александрийской Церкви. Избрание Д. на Александрийскую кафедру после кончины архиепископа было благожелательно встречено церковными лидерами как на Востоке, так и на Западе. Блж. Феодорит Кирский поздравил нового Александрийского предстоятеля с избранием, подчеркивая его скромность и благоразумие ( Theodoret. Ep. 60//SC. N 40. P. 98, 111), а еп. Домн Антиохийский хотел видеть в нем «союзника и сотрудника в борьбе с замышлениями против апостольской веры» ( Idem. Ep. 86). Из Рима послание Д. в доброжелательно-покровительственном тоне написал свт. Лев Великий ( Leo. Magn. Ep.//PL. 54). Д. проявил себя как мстительный, самоуверенный, не терпевший возражений тиран. Он не только претендовал на роль ревностного почитателя памяти своего предшественника (что не помешало ему, заняв престол, открыто преследовать свящ.

http://pravenc.ru/text/178506.html

Вязьма. Церковь Афанасия Великого. Церковь Афанасия, патриарха Александрийского /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Афанасьевский (Никитский) храм. Место, где некогда возвышался Афанасьевский, более известный в народе как Никитский храм, высокий холм на левом берегу у излучины реки Вязьмы, можно считать местом древнейшего поселения наших предков в центральной части города. Деревянный храм здесь стоял с незапамятных времен, а в 1744 году подьячий Вяземской Воеводской Канцелярии Спиридон Леонтьев на свои средства на месте деревянного храма построил каменный храм во имя Святого Афанасия Александрийского с приделом во имя великомученика Никиты. В 1894 году на средства мещанина Василия Яковлевича Чемизинова и других прихожан устроен холодный придел во имя святого великомученика Пантелеймона. В храме находилась особенно почитаемая вязьмичами деревянная резная икона святого великомученика Никиты. Насколько прихожане Никитского храма были стойкими в своей вере и любили свой храм говорят события 1929 года, когда властями была предпринята кампания закрытия приходов и храмов. В общине Никитского храма оказалось менее всего, в сравнении с другими приходами, граждан, давших согласие на закрытие храма - 24, а отказавшихся 94, хотя им грозило суровое по тем временам наказание - " лишение прав " , что почти всегда затем вело к ухудшению их жизни, а часто и к ссылке. Храм сильно пострадал во время войны, а в послевоенные годы был разобран. На месте храма был построено здание городского комитета коммунистической партии, в котором впоследствии размещались различные административные учреждения. Сохранились лишь небольшая часть ограды. Иеромонах Даниил (Сычев) «Вязьма. Очерки истории», Москва, 1997 г. Афанасьевская церковь (Никитская тож) каменная, устроена ктитором вяземской воеводской канцелярии подьячим Спиридоном Леонтьевым с приходскими людьми в 1744 г. Престолов в нем первоначально было два: главный холодный - во имя св. Афанасия Александрийского (праздн. 18 янв. и 2 мая), придельный теплый - во имя св. вмч. Никиты (15 сент.).

http://sobory.ru/article/?object=34508

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР II (†14.02.380), архиеп. Александрии (май 373, 30 мая 378 - 14 февр. 380); 21-й в списке предстоятелей Александрийской Православной Церкви . По смерти свт. Афанасия I Великого (2 мая 373) П. стал архиепископом. О жизни П. до этого момента известно мало; он был воспитанником Афанасия и разделял с ним мн. труды ( Basil. Magn. Ep. 133; Theodoret. Hist. eccl. IV 20). В 347 г. через П. вожди ариан Валент и Урсакий передали письмо свт. Афанасию о желании быть с ним в мире. Афанасий, восстановленный на Александрийской кафедре, вернулся из Италии в Египет ( Athanas. Alex. Hist. arian. 26). За 5 дней до своей кончины свт. Афанасий по требованию паствы, чтобы обеспечить мирное преемство, назначил П. своим преемником ( Greg. Nazianz. Or. 25. 12) и принимал участие в его рукоположении 27 апр. 373 г. (Histoire «acephale». 1985. 5.14). Однако П. не имел того авторитета, которым обладал свт. Афанасий. Пользуясь этим, арианский еп. Александрии Лукий , открыто не претендовавший на управление Церковью, решил захватить власть. Он подкупил префекта Египта язычника Палладия и приказал, чтобы его люди окружили ц. св. Феоны и вывели П. из храма силой. В городе также были организованы массовые выступления против П., в которых активно принимали участие иудеи и язычники. Последние устроили бесчинства в ц. св. Феоны, в результате клирики П. были изгнаны оттуда ( Greg. Nazianz. Or. 25.12; Theodoret. Hist. eccl. IV 22). В «Церковной истории» Феодорита Кирского сохранился отрывок из послания П. об этих и последующих событиях. После временного заключения П. под стражу ( Socr. Schol. Hist. eccl. IV 21) прибывший из Антиохии комит Магн передал Лукию все имущество Александрийской Церкви и стал активно склонять клириков и монахов к вступлению в общение с Лукием. Но паства сопротивлялась, и 19 александрийских клириков были сосланы Магном в Гелиополь Финикийский (Баальбек), еще 11 егип. епископов - в Диокесарию Палестинскую, ряд мирян и монахов - на рудники.

http://pravenc.ru/text/2580328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АЛЕКСАНДР [греч. Αλξανδρος - отражающий мужей] (ок. 250 - апр. 326 или 328), свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.), архиеп. (Патриарх) Александрийский (на кафедре с 312). А. был одним из наиболее заметных членов александрийского клира в правление Петра Александрийского (300-311), после кончины к-рого на кафедру был избран свт. Ахилл , проживший после этого всего неск. месяцев. В то время в Александрии стало весьма заметно влияние пресв. Ария и его партии, сказавшееся при выборах следующего архиепископа. Согласно Филосторгию , А. был избран при поддержке Ария, но блж. Феодорит утверждает, что ересиарх выставил др. кандидата. И А., и Арий были образованными богословами и диалектиками: архиепископ стоял на позициях ново-александрийского богословия (см. Александрийская школа ), Арий же был близок традициям Антиохийской школы . Поначалу А. пытался воздействовать уговорами и отвратить Ария от богословских новшеств, но безуспешно. К 319 г. произошел решительный разрыв: Арий и его сторонники открыто выступили против архиепископа. В ответ А. назначил диспуты по спорным вопросам, к-рые ни к чему не привели, и ок. 320/21 г. в Александрии состоялся Собор с участием ок. 100 епископов Египта, Ливии и Пентаполя. Соборным постановлением Арий был осужден, лишен сана и вместе со своими сторонниками (2 епископа, 6 пресвитеров и 6 диаконов) выслан из города. Вскоре Арий покинул Египет и нашел прибежище у Евсевия Никомидийского. Вослед ему А. разослал восточным епископам десятки писем с предупреждениями об опасности распространения ереси. Во время войны Константина I Великого с Лицинием (323-324) Арий вернулся в Египет, где продолжал беспокоить архиепископа и смущать народ. По просьбе А. папа Сильвестр направил в Александрию еп. Кордубского Осию , к-рый привез с собой послание Константина с увещаниями прекратить вражду. На Соборе в Александрии (324) Осия помогал А. в устроении дел Патриархата и отлучил некоего Колуфа, незаконно присвоившего себе право епископского рукоположения. Однако искоренить арианство тогда не удалось.

http://pravenc.ru/text/64056.html

Священник Георгий Максимов: «Ответ Патриарху Александрийскому Феодору» 19.02.2022 17:53:19 Ответ Патриарху Александрийскому Феодору   Уже более двух недель я нахожусь в Африке, по благословению Священноначалия посещая местные общины Русской Православной Церкви. Примерно столько же здесь находится и протоиерей Андрей Новиков с той же миссией. Как оказалось, наши скромные усилия привлекли внимание многих людей. Так, на днях из СМИ я узнал о том, что Александрийский Патриарх Феодор «в последний раз обратился» ко мне и к о. Андрею Новикову с призывом «вернуться к церковному строю, соблюдая каноническое право Церкви, и немедленно прекратить службы с прихожанами» в Африке. И даже угрожает нам церковными наказаниями в случае, если мы не послушаемся Я, конечно, тронут таким вниманием, но при этом и удивлен. Потому что согласно каноническому праву Церкви Патриарх Феодор не может официально обращаться к нам с о. Андреем, минуя наше Священноначалие. И тем более он не может нам ничем угрожать и никаких мер принимать в отношении нас, как клириков другой Церкви. Если у Патриарха Феодора есть какие-то вопросы относительно моей и о. Андрея деятельности, он может обратиться к митрополиту Клинскому Леониду, по благословению которого мы приехали в Африку, или же к Святейшему Патриарху Кириллу, экзархом которого является митрополит Леонид. Это тем более легко сделать, если учесть, что их обоих Патриарх Феодор знает лично много лет. Однако же обращаться к ним он избегает, и нетрудно догадаться, почему. Всегда стыдно смотреть в глаза тому, кого предал. Гораздо проще в кругу своих клириков разыгрывать представление, как будто эти русские священники приехали в Африку сами по себе. Еще более удивительно было для меня увидеть то, что Патриарх Феодор обвиняет нас с о. Андреем в нарушении 2 правила Антиохийского собора. Напомню текст правила: «Да не будет позволено иметь общение с отлученными от общения… Если же кто из епископов или пресвитеров… окажется сообщающимся с отлученным от общения, да будет и сам вне общения церковного».

http://radonezh.ru/2022/02/19/svyashchen...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010